Развитие речи 21.05
план-конспект занятия (старшая группа)
Чтение сказка "Серебрянное блюдечко и наливное яблочко"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_serebryanoe_blyudechko_i_nalivnoe_yablochko.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
Жили-были старик со старухой со своими тремя дочерями. Девочки были разные: средняя и старшая — модницы-нарядницы, а младшая — скромница-молчунья.
На старших — бусы золотые, каблуки высокие, сарафаны пестрые. На младшей — все темненькое, серенькое, но глазки у нее были светленькие, ясные, а коса — вся краса — до земли. Звали ее Машенька.
Старшие девочки все больше отдыхали и забавлялись, ленясь делать любую сложную работу, а Машенька была готова к любой работе: с утра до вечера ее можно было застать за делами, то в поле трудится, то в огороде, то по дому хлопочет. Никому в просьбе отказать не может.
Вот сестры и стали ею помыкать: то одной заботой нагрузят, то другой. А Машенька не жалуется, все делает. Так они и жили.
Собрался как-то старик, отец девочек, везти на ярмарку сено. Позвал дочерей и спрашивает, каких гостинцев с ярмарки им привезти.
Старшие дочери говорят:
— Батюшка, купи мне ткани шелковой, чтобы красивый сарафан пошить.
— А мне, батюшка, купи бархата алого.
Только Машенька молчит, ничего не просит.
Старик спросил у нее:
— Что же тебе, Маша, привезти?
— Купи мне, батюшка, серебряное блюдечко и наливное яблочко.
Сестры над ее просьбой посмеялись:
— Э-ка ты, Маша, дурочка, у нас полный сад яблок — бери любое. Да и блюдца есть, зачем тебе серебряное.
— Сестрички, милые, одна старушка научила меня словам заветным, нужно их приговаривать, да катать яблочко по блюдечку.
Старик унял девочек, пообещав привезти каждой то, что по сердцу хочется.
Вернулся он с ярмарки, что хотел — продал, а дочерям купил гостинцы. Одной — шелка голубого, другой — бархата алого, а Машеньке — наливное яблочко с блюдечком.
Сестры тут же стали из тканей себе новые сарафаны шить, а над Машенькой продолжали посмеиваться — вот и сиди со своим блюдечком, дурочка…
А Машенька села в уголок и стала катать яблочко по серебряному блюдечку, приговаривая при этом:
— Катись-катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи мне поля и города, покажи мне моря и леса, покажи мне высоту гор и красоту небес, покажи всю Русь-матушку.
Тут раздался звон серебряный, а горница светом залилась: яблочко каталось по блюдечку, а на блюдечке были видны города, поля, моря, горы. И небо красивое было видно, и солнышко красное, как оно катится за месяцем, и звездное небо.
Загляделись на такое диво сестры, и тут же зависть их взяла. Стали они думать, как Машенькин подарок себе забрать. Стали предлагать ей взамен что-то, но та не берет, поменяться с сестрами не желает, сама каждый вечер с блюдечком сидит играется.
Решили сестры ее в лес заманить, уговорили пойти, чтобы собрать ягод батюшке и матушке. Бродят по лесу, но не встречается им ни один кустик со сладкими плодами.
Тогда Маша достала блюдечко, покатила по нему яблочко и стала приговаривать:
— Катись, яблочко, по блюдечку, наливное по серебряному, покажи мне и сестрицам моим, где ягода растет.
Тут раздался звон серебряный, на блюдечке стали все места лесные видны: где земляника растет, где грибы прячутся, где родники бьют, где лебеди на заводях плавают.
Увидели это чудо сестры, еще сильнее завидовать стали. Схватили тут же палку с сучками, да убили Машеньку.
Закопали ее под березкой, а блюдечко с яблочком себе взяли. Пришли домой под вечер, принесли грибы-ягоды полны кузовки, а батюшке и матушке сказали:
— Убежала от нас сестрица. Обошли мы весь лес, но не нашли ее, видно в чаще ее волки съели.
Отец им и говорит:
— Покатите яблочко по тарелочке, пусть покажет, где Машенька.
Послушались сестры, стали катать, а яблочко их не слушается, не показывает ничего блюдечко.
В ту же пору, где сестры с Машенькой были, пастушок один овечку в лесу искал. Увидел у березки бугорок, а вокруг него цветы лазоревые растут, а среди них тростник пробивается.
Пастушок сорвал себе тростинку, выстрогал из нее дудочку и тут же стал играть. Но вместо звука мелодии из нее послышалось:
— Играй-играй, дудочка, играй, тростниковая, потешай пастушка молодого. Меня, бедную, загубили, молодую убили, за серебряное блюдечко, за наливное яблочко.
Пастушок испугался, убежал в деревню, рассказал там людям, что с ним приключилось.
Народ собрался, тут и Машенькин отец прибежал. Взял у пастушка дудочку, а та сама приговаривает:
— Играй-играй, дудочка, играй, тростниковая, потешай батюшку родимого. Меня, бедную, загубили, молодую убили, за серебряное блюдечко, за наливное яблочко.
Отец заплакал и попросил пастушка отвести его туда, где тот тростинку для дудочки срезал. Пастушок привел всех к березке с бугорком под ней, где цветы лазоревые растут, а птички-синички поют.
Разрыли люди бугорок, а там мертвая Машенька лежит, но краше живой выглядит: румянец на щеках горит, так что кажется, будто спит она.
А дудочка тем временем слышится:
— Играй, играй, дудочка, играй, тростниковая. Сестры родные меня в лес заманили и бедную загубили за серебряное блюдечко, за наливное яблочко. Играй, играй, дудочка, играй тростниковая. Достань, батюшка, хрустальной воды из царского колодца.
Сестры испугались, на колени упали и во всем признались. Заперли их обеих под железные замки до царского указа, высокого повеленья.
Старик же в путь собрался, в город царский, чтобы воды живой добыть. Пришел он в город ко дворцу, а тут с крыльца золотого ему навстречу царь сходит. Поклонился ему старик, рассказал свою историю, а царь ему отвечает:
— Старик, возьми из моего колодца живой воды, а когда младшая твоя дочь оживет, приезжай с ней сюда. Да только прихвати дочерей-лиходеек и блюдечко с яблочком.
Поклонился старик царю, взял склянку с живой водой и домой отправился. Дома спрыснул он дочку водой живой, и тут же Машенька ожила, батюшку обняла.
Собрал старик дочерей, прихватил блюдечко с яблочком и отправился к царю. Увидел царь Машеньку — девчушка как весенний цвет красивая — спросил у нее:
— Где твое блюдечко серебряное и яблочко наливное?
Машенька взяла блюдечко с яблочком, покатала, раздался звон и отобразились на нем города русские, полки под знаменами, моря с кораблями, в небесах ясно солнышко за светлым месяцем катится, звезды в хоровод собираются, лебеди в облаках песни поют.
Удивился царь чуду, а девчушка заплакала, говорит царю:
— Забери мое яблочко наливное и блюдечко серебряное, только помилуй сестер моих, не губи их за меня.
Ответил ей царь:
— Блюдечко у тебя серебряное, ну а сердце — золотое. Хочешь ли быть мне дорогой женой, царству доброй царицей? Сестер твоих я помилую.
Устроили они пир на весь мир: так играли, что звезды с неба падали, так танцевали, что полы поломали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...