Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_tema_nasekomye_starshaya_gruppa.docx | 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект занятия
по развитию речи
Выполнила: Куртямова Наталья Эрнстовна
Воспитатель: Лонгортова Ольга Валерьевна
Группа: старшая
Тема: «Насекомые»
Цели образовательной деятельности:
- Обучающие: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
- Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
- Развивиющие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать образность речи. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза); цветок, для дидактической игры; сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку; мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия
№ п/п | Наименование этапа | Содержание материала | Примечание |
1. 2. 3. | Организационный момент Основная часть (введение в тему) Заключительная часть | Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки– насекомым. Подготовимся к путешествию: «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, через ветви пенечки. Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?» Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука. Воспитатель: - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!» Воспитатель: - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст: Однажды над насекомыми Пронёсся злой паук На полянке разноцветной Он всех заколдовал. Чтоб бабочки порхали, Трудился муравей. Ты помоги скорей. Возьми с собой ты знанья, И доброту возьми, И этим шестиногим Малышкам помоги! Воспитатель: - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми: - Закройте все глаза и повторяйте за мной: - Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки». Загадки. Беседа по теме. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф. У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, Называют ее…(стрекоза). Воспитатель: - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила А зовут ее... (пчела). Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела? Он работник настоящий Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. ( муравей). Воспитатель: - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (бабочка). Воспитатель: - Какие слова вам подсказали, что это бабочка? Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки. ( Божья коровка). Воспитатель: - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка? - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? - Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.) - А паук – это насекомое? - Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка) - Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) - Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.) - Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.) - Назовите вредных насекомых. ( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар –сосет кровь.) - Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше. Физминутка «Сороконожка» 1. Шла сороконожка ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) По сухой дорожке. 2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! ( дети останавливаются и приседают.) - Ой, промокнут сорок лап! 3. Насморк мне не нужен ( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), Обойду я лужи! 4. Грязи в дом не принесу ( дети останавливаются, трясут одной ногой), Каждой лапкой потрясу! ( трясут другой ногой). 5. И потопаю потом ( дети топают ногами) - Ой, какой от лапок гром! Воспитатель: - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что». Воспитатель: - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Воспитатель: - Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре). Воспитатель: - Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель: - Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет: -Я разложила бабочек по форме. Воспитатель: - А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок: - Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель: - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: - По размеру. Воспитатель: - Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель: - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель: - Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики) Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна: - Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель: -Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу: - Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей: - Бабочка откладывает яйца. Воспитатель: - Кто появляется из яйца? Ответы детей: - Из яйца появляется гусеница. Воспитатель: - Что делает гусеница? Ответы детей: - Она питается листьями и растет. Воспитатель: - В кого она превращается? Ответы детей: - Гусеница превращается в куколку. Воспитатель: - Кто выходит из куколки? Ответы детей: - Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель: - Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной: - Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати! - Вам понравилось быть насекомыми? - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему? - Какая игра вам больше всего понравилась? - Вы все сегодня были молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Цель: создать условия для слухового восприятия детей звуков [з]-[ж]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...