Новые логопедические технологии
план-конспект занятия (старшая группа)
Советы для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_logopedicheskie_tehnologii.docx | 823.98 КБ |
kak_poznakomit_vashego_rebenka_v_domashnih_usloviyah_s_zvukom_i_bukvoy.docx | 124.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Новые логопедические технологии»
«Новые логопедические технологии»
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
4. не поднимать плечи;
5. не надувать щеки при выдохе;
6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:
«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)
Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.
«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического дыхания)
Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).
«Приятный запах» (развитие речевого дыхания)
Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т.д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
«Футболисты»
Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
«Снежинка», «Листочек»
Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.
«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.
«Подуем с блинчика»
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Пароход гудит»
Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.
Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
Предварительный просмотр:
Как познакомить Вашего ребенка в домашних условиях с звуком и буквой.
Тема: Звуки Ф-Фь и
буква Ф
Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста; различение звуков ф-фь; воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти звуков; чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква Ф большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ; фигурки фокусников, Незнайки; предметы :фотоаппарат, фотопленка, фотографии, шарф, кофта, конфеты; 2 одинаковых обертки (В одной конфета, в другой брусочек), платок; коробка; сюжетная картинка к сказке; карточки со слогами, словами и предложениями: кус, фо; та, коф; фа, фо, фу, фы. Фокус, фикус, кофта. У Вики кофта. На полу фикус.
Ход занятия. 1. кто показывает фокусы? (Фокусники).
2.Выставляются фигурки двух фокусников. У нас в гостях фокусники Фома и Филя. Какой первый звук в словах фокус, Фома? А в слове Филя? Одинаково ли звучат звуки в их именах? Сегодня мы будем слушать и произносить звуки ф, фь.
«Дразнилки». Филя с Фомой дразнятся: «фа-фу-фу-ки», «фи-фа-фо-ны», «фи-фи-фе-фю», «фо-фа-фу-фы» и т.п. Дети по одному повторяют дразнилки за фокусниками.
3. Слоговое лото. Составьте слова из слогов: кус, фо; та, коф. Даются два переставленных слога.
4. Филе и Фоме для фокусов нужны предметы, в названии которых есть звуки ф, фь. Угадайте, что в коробке? В этом слове 4 звука, первый звук ш, последний ф, носим на шее. (Шарф). В названии следующего предмета првый слог коф. (Кофта). А в этом слове есть слоги ты, кон, фе. (Конфеты).Показывается фокус с конфетами: в одинаковой обертке конфета и брусочек; превращение брусочка в конфету.
5. Звуковой анализ слов «фикус, фокус». Филя спрашивает: зачем вам эти кружочки? Обозначьте кружочками звуки слова фикус. Ребенок выкладывает схему слова. Сколько слогов в этом слове?
А мы тоже можем быть фокусниками. Превратим слово фикус в фокус.
6. Произношение слов сложного слогового состава. Сегодня у нас еще один гость. Кто к нам пришел? Выставляется фигурка Незнайки, фотоаппарат, фотопленка, фотографии. Незнайка, с чем ты сегодня к нам пришел? (С аппаратом.) Исправьте его ошибку. (С фотоаппаратом). Что ты будешь делать? (Графировать). А как сказать правильно? (Фотографировать). Что нужно зарядить в фотоаппарат? (Фотопленку). Что получается потом? (Фотография).
Предметы показывают по ходу беседы.
Кем мы были? (Фотографами). Что мы делали? (Фотографировали). Что напечатали? (Фотографии).
Деление этих слов на слоги.
7. Физкультминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
8. «Знакомство с буквой».
«Филя ходит, руки в боки, значит, выучил уроки». Встаньте, поставьте руки на пояс. Посмотрите друг на друга. Мы стали похожи на букву ф.
Чтение слогов, слов и предложений: фа, фо, фу, фы. Фокус, фикус, кофта. У Вики кофта. На полу фикус. Написать букву и слова.
10. Итог. Оценка деятельности .
Тема : Звук и Буква Ш
Цель: выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти звуков; чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.
Оборудование: зеркало, домики для гласных и согласных звуков, буква Ш большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки; игрушки: кукла, шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, шубка, машинка, лягушка, чашка, погремушка, катушка, ковш, карандаш, брошь; картинки: кошка, мышка, лягушка, камыши, Миша, шуба, карандаш, ромашка; магнитная азбука с буквами.
Ход занятия.1. какой одинаковый звук есть в словах: шутка, кошка, школа, вишня, шляпа, камыш. 2.Вносится кукла. Это – Маша. Звук ш произносится акцентировано. Вспомните имена, в которых есть звук ш. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша). Скажите ласково имя Маша. (Машенька.) Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком ш.
Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам. Машенька еще не умеет произносить звук ш, давайте ее научим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.) Где находится язык? Какой он – узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой). Как мы произносим звук ш – с голосом или без голоса? (без голоса). Он звучит твердо или мягко? (Твердо). Гласный или согласный звук ш? (Согласный). Загибайте пальчики и повторите, какой звук ш. (Согласный, твердый, глухой). Обозначение звука ш цветовым символом.
3. Игра «День рождения Маши». Выставляются подарки: шарик, шапочка, шоколадка, шарфик, шубка, машинка, лягушка, чашка, погремушка, катушка, ковш, карандаш, брошь. Что мы подарим Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в начале слова. А теперь – со звуком ш в середине слова. И еще назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в конце.
4. Звуковой анализ слов «Маша, каша». Машенька предлагает поиграть нам в игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах: мы_ка, ко_ка, лягу_ка? Ребенок называет пропущенный звук и все слово. Какой звук заблудился, а какой – потерялся: ткаф, мытка, ката, Мата? (Звук т заблудился и встал на место звука ш, который исчез: шкаф, мышка, каша, Маша).
Выкладывают схемы слов Маша, каша, мишка, мышка. Чем различаются эти слова? Чем они похожи?
5. Игра «Измени слово». Маша расскажет нам стихи, в которых перепутались слова, а вы поставьте эти слова на место.
С другом мы играли в чашки… (в шашки).
Пили чай из белой шашки… (чашки).
Вылезла из норки шишка.
На нее упала мышка.
Под кустом сидели шишки.
На сосне висели мышки.
В воздухе летала кошка.
Молоко лакала мошка.
На столе стояла кошка.
На полу сидела плошка.
6. Физкультминутка.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой. (Руки вперед, пружинистые движения ног).
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! (Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед).
Хороша водица!
Постучим копытцем! (Поочередное притопывание то правой, то
Эй, лошадки, все за мной. левой ногой).
Поскакали домой. Гоп-гоп-гоп! (Прыжки на месте).
Ребенок выполняет соответствующие движения.
7. Составление предложений по опорным словам. Анализ словесного состава предложения.
Поиграем с Машей в такую игру. Маша назовет два слова, а ты придумай с этими словами предложения. Выставляются картинки.
Кошка – мышка. Лягушка – камыши. Миша – шуба. Карандаш – ромашка.
Обозначим слова полосками. Составляется предложение. Подсчитываем количество слов в предложении. Взрослый мелом на доске обозначает полоской каждое слово. В конце предложения ставится точка.
8. «Знакомство с буквой Ш».
Посмотри на новую букву. Запомни: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Ши – пиши с и!» Работа с магнитной азбукой. Составить слово шина. Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово: машина? (Слог ма). Составьте слова машина, Маша, Миша, мишка, мышка. И предложение: У Маши машина .Написать букву и слова.
9.Итог. Оценка деятельности
Тема: Звук и буква Ж
Цель: выделение заданного согласного звука в начале, и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение слов из четырех, пяти и шести звуков; чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений.
Оборудование: зеркало, домики для гласных и согласных звуков, буква Ж большая и маленькая, синий кружок; картинки: жук, жаба, ужи, верблюжонок, медвежонок, жираф, ежи, ежонок, ежата, желудь, утка, кит, ива; магнитная азбука с буквами.
Ход занятия.1. какой одинаковый звук есть в словах: жук, жаба, кожа, ножницы, жилет.
2. Как жужжат жуки? Сегодня мы будем слушать и произносить звук ж.
Характеристика звука ж по артикуляционным и акустическим признакам. (Согласный, твердый, звонкий).
Обозначение звука ж цветовым символом.
3. Игра «Страна жужжандия». В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!) Сначала познакомим его с гласными звуками. Назови их.
А сейчас я брошу тебе звук ж и звук а. Какой слог получится?
Аналогично с другими гласными звуками.
А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).
А теперь будем сочинять слова со звуком ж. Я буду называть первый слог, а ты следующие: жа…(ба) – выставляется картинка, и так после каждого угаданного слова, у…(жи), медве…(жонок), верблю…(жонок),
жи…(раф), е…(жонок).
4. Звукослоговой анализ и синтез. Сейчас ты узнаеш, кто за кем придет к звуку ж.
* «Слоговое лото». Составьте слова из слогов: жи, е (ежи); жа, та, е (ежата).Даются два переставленных слога. После узнавания слов выставляются картинки.
* Узнавание слова жаба по схеме, составленной из цветовых символов. Какое слово подходит к этой схеме? После узнавания выставляется картинка.
*Составление слова жуки по первым звукам, взятым из слов желудь, утка, кит, ива; анализ слова жуки. После узнавания выставляется картинка.
* «Собрать рассыпанные» звуки слова жираф. Картинка. Кто за кем пришел? С кем подружился звук ж?
Между кем он стоит? Выставляется символ звука ж между картинками (например, между ежатами и жабой). Закройте глаза. Меняется место звука-символа. Что изменилось? (Звук ж между…). Игра в прятки.
5. Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу ( изображает полет жука).
Тихо по ветру качаюсь (покачивания руками),
Низко-низко наклоняюсь (наклоны).
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке ( показывает).
Ой, упал, упал мой жук (нагибается),
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях ( машет руками).
6. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба». Выделение слов со звуком ж. Педагог мелом на доске рисует героев сказки. Пересказ сказки.
7.«Знакомство с буквой Ж».
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Посмотри на новую букву. Запомни: буква ж никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Жи – пиши с и!»Работа с магнитной азбукой. Составить слова и предложения: ужи, покажи, жаба, жуки. Прочитать предложение, написанное мелом на доске: Покажи жука, Вова. Анализ предложения. Написать букву и слова.
8.Итог. Оценка деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.
Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....
Новые информационные технологии в логопедической работе
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованны...
Новые логопедические технологии
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного во...
Палочки Кюизенера - новая инновационная технология в логопедической работе.
В данное статье предлагаются варианты использования цветных счётных палочек Кюизенера на занятиях логопеда. Данная инновационная технология способствует повышению интереса у детей к занятиям по коррек...
Новые информационные технологии в логопедической работе
В статье описано четыре типа программ, которые повышают мотивацию детей к логопедическим занятиям, формируют сотрудничество и новые формы общения между ребенком и педагогом....
Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР(синквейн)
Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...
новые логопедические технологии
для работы с детьми...