Новые информационные технологии в логопедической работе
статья по логопедии по теме
В статье описано четыре типа программ, которые повышают мотивацию детей к логопедическим занятиям, формируют сотрудничество и новые формы общения между ребенком и педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_informatsionnye_tekhnologii_v_logopedicheskoy_rabote.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Для повышения эффективности коррекционного процесса логопеды используют новые информационные технологии, которые повышают мотивацию детей к занятиям, формируют сотрудничество и новые формы общения между ребенком и педагогом, позволяют постепенно овладеть навыками пользования компьютером, что способствует их интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.
Многие авторы указывают на то, что компьютерные технологии являются эффективным средством коррекции. Однако это не новый метод коррекции нарушения речи, а лишь средство оптимизации этого процесса.
Проведенный анализ литературы и других источников позволяет условно разделить все используемые в логопедии программы на 4 типа.
Первый тип – это программа «визуализатор». Наиболее известной является «Видимая речь». Она имеет три версии, все они разработаны в США. Программа используется логопедами для коррекции чаще всего заикания, ринолалии, алалии. В нашем детском доме имеются сурдологотренажер «Дельфа-130» и программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» (логотренажер).
Они предназначены для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков.
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» включает 14 модулей. В каждом из игровых модулей программы имеется по 4 различных анимационных заставки, что исключает эффект пресыщения в работе с детьми и способствует высокой мотивационной готовности ребенка к занятиям.
Модуль “Наличие звука” - обеспечивает первоначальное знакомство ребенка c принципом работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при длительном речевом выдохе, который можно измерить, зафиксировать, а также прослушать, если это голосовое упражнение.
Модуль “Громкость” предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность ребенка, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости.
Модуль “Громкость и голос” позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких – в красный. В программе “Видимая речь” целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса.
Модуль “Звонкость” предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Ребенку предлагается повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом.
Модуль "Включение голоса" предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих детей, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии.
Модуль “Высота” позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать ребенка в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлимый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях.
Модуль “Высотные упражнения” позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание.
Модуль “Автоматизация фонемы” позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом “повтори так же”. При этом организуется игровая ситуация в которой “фермер” взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый ребенком совпадает с образцом. Как и в других модулях имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле.
Модуль “Цепочки фонем” как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. В большинстве упражнений имеется и анимационный финал, и звуковое сопровождение, поощряющие работу ребенка.
Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором ребенку необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы.
Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Ребенку необходимо провести объект по лабиринту, проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков.
Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе” не имеет игрового сюжета, однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу “повтори так же” На экране представлен визуальный график записанного речевого промежутка образцового и рабочего для ребенка. Можно отрабатывать слова и фразы, записывая достижения ребенка от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков.
Модуль “Спектр звука” позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком ребенка. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками.
Методическая основа "Дэльфа-130" создана с учетом специфики работы логопедов и сурдопедагогов детских учреждений, а также частнопрактикующих специалистов.
Основополагающий принцип действия тренажера - зрительный контроль формирования произносительных навыков. Все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные движущиеся картинки-мультипликации, ученик ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желанную картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение.
Тренажер позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность, словесное ударение и т.д.) и многие звуки русского языка. При этом обеспечивается возможность отработки как изолированных звуков, так и слогов, слов, словосочетаний, фраз, то есть различных речевых единиц.
Вдох. Это упражнение применяется для выработки устойчивого длительного выдоха, активного короткого выдоха.
• Упражнение «Чашка чая». На правильный и устойчивый выдох будут указывать струйки пара над чашкой.
• Упражнение «Задуй свечки». Если выдох в микрофон будет достаточно активным, свечки на праздничном пироге будут гаснуть одна за другой.
Слитность. Это упражнение помогает отрабатывать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.
• Упражнение «Бабочка» порхает при слитном произнесении текста и садится на цветок, если пауза превышает допустимую.
• «Сказочный замок». При слитном произнесении текста картинка окрашивается разными цветами. В паузах, превышающих установленный уровень, смены цветов не происходит.
Громкость. Это упражнение поможет научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране. Упражнения «Колобок», «Бегемотик».
Длительность звука. Используют эти упражнения для постановки речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи. Упражнения «Елочка», «Репка».
Темп. Используется для установки правильного темпа речи. Упражнение «Рисуем дом».
Слоговой ритм. Это упражнение помогает отрабатывать слитное произнесение слогов, слов и фраз. Новая деталь картинки (кубик) появляется в ответ на произнесение слога (слова) независимо от времени его звучания. Упражнения «Картинка из кубиков», «Скатерть-самобранка».
Гласные звуки. Это упражнение применяется для выработки правильного произношения гласных звуков на начальных этапах обучения речи, а также для устранения гнусавого оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы. Упражнения «Вертолет», «Подводная лодка».
Согласные звуки. Это упражнение предназначено для правильного произношения согласных звуков с, ш, х (ф). Упражнения «Пароход», «Фонтан». Если звуки произносятся правильно, облачко поднимается до солнца, шара или флага.
Звуковая реакция. Это увлекательное упражнение поможет сформировать и автоматизировать навык голосообразования (включения голоса) и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки. Упражнения «Космический стрелок», «Индеец». (Представьте, что вы находитесь, внутри космического корабля, изображенного на экране слева. Чтобы поразить движущуюся мишень, тебе нужно быстро и громко произнести в микрофон односложное слово, слог (например, па) или просто отдельный звук. Вы увидите, что из лазерной пушки корабля вылетит тонкий луч и, если он встретит на своем пути мишень, произойдет взрыв). Выстрела не получится, если голос будет слишком вялым или звук – недостаточно коротким (более 0,5 секунды).
Автоматизация звуков. Это упражнение помогает автоматизировать поставленные стационарные звуки.
Речевая волна. С помощью этого упражнения можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты ее плавности и слитности, в том числе, при заикании.
Этапы обучения
В процессе работы мы условно выделяем три основных этапа обучения. Проанализируем их цели, задачи и основное содержание на примере компьютерной программы «Дельфа-130»». Она включает серии заданий для коррекции и развития девяти компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесений гласных и согласных звуков, темпа и ритма речи. Все упражнения представлены в игровой форме.
Первый этап («мотивационный»)
Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Основные направления работы:
- создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;
- преодоление его неречевого и речевого негативизма;
- ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа.
При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.
Знакомим детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, мы объясняем, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показываем ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание уделяется формированию правильного расположения перед монитором. Ребенка учим, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поставить ноги, в какую руку взять микрофон, как держать его.
Для установления контакта с детьми стремимся увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому сначала сами демонстрируем, как нужно выполнять предложенные задания. Ребенок видел, как действия логопеда (например, воздушная струя, направленная в микрофон, пение и др.) преображаются на мониторе в мультипликацию. Затем воспитаннику самому предлагаем выполнить задание. Особое значение здесь имеет правильный выбор порога чувствительности микрофона, который можно установить для каждого ребенка индивидуально.
Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы «Дельфа» требуется привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, микрофоне, инструкции логопеда. Надо также убедиться в адекватности его восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.
Второй этап («содержательно-формирующий»)
Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.
При коррекции нарушений речевого дыхания у детей важно соблюдать следующие условия:
- нельзя переутомлять ребенка;
- необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;
- следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;
- все дыхательные движения ребенок должен производить плавно.
В ряде случаев параллельно создаем условия для координации дыхания и голосообразования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок предлагаем ребенку ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к своему горлу, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании. Важно, чтобы звук сразу получался у него свободным, без излишнего напряжения. Для этого следим за тем, чтобы ребенок ощущал резонирование грудной полости, подавал голос на выдохе и не прекращал подачу, почувствовав, что ему не хватает воздуха. Задание варьируем в зависимости от возможностей детей. Первые упражнения на звучание «м», артикуляция которого относительно проста, а в процессе его произнесения предполагаем направление воздушной струи из гортани в полость носа.
Требуется также научить ребенка регулировать силу своего голоса. Выполняя специальные задания, дети понимают, что, например, с увеличением громкости сказочные персонажи шире открывают рот. Сначала от лица героев говорит логопед, затем меняемся ролями. Таким образом, дети учатся на игровых ситуациях. По ходу занятий активизируется речь воспитанников, предлагая интересные и доступные им (по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности) вопросы. Параллельно с расширением возможностей речевого дыхания и голоса детей проводим работу по развитию артикуляционного праксиса. Сначала упражнения делаются в медленном темпе. При этом фиксируем внимание ребенка на возникающих у него двигательно-кинестетических ощущениях. Выполняя упражнения, дети удерживают заданную позицию артикуляционных органов, двигают ими. При коррекции назальности речи требуется активизировать у ребенка мышцы мягкого нёба.
Различные упражнения используем и для выработки определенного темпа речи.
По мере расширения произносительных возможностей детей применяем задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа.
На каждом занятии обогащаем активный лексикон детей, и формируем их связную речь. Темы диалогов с ребенком различные: герои сказки (кто из них старше, кто больше, кто важнее), время года, в которое разворачивается действие (что происходит в природе, какую одежду носят персонажи и т.д.). На занятиях удается создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривающий «ситуации уверенности» ребенка в своих силах. Дети легко запоминают, как включать компьютер, выбирать нужное задание. Постепенно они могут самостоятельно выбирать то, что им нравится. У ребят успешно формируется чувство гордости за свои достижения, расширяются возможности положительной оценки собственной деятельности.
Мы включаем в занятия игры для развития внимания, отработки быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Каждое из них способствует улучшению координации «рука-глаз». Дети описывают, что они видят на картинке, при необходимости отслеживали предметы движением пальцев. Постоянное использование стрелок клавиатуры «вверх — вниз», «вправо -влево» также содействует развитию пространственных представлений.
Третий этап («саморазвивающий»)
Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжается процесс автоматизации звуков, детям предлагаем более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащается лексикон детей и развивается их связная речь. Отметим, что на занятиях нередко можно было обращаться к знакомым для детей заданиям для решения других коррекционных задач.
Существует иной тип программ, которые позволяют оптимизировать часть логопедической работы, однако не имеют функции распознания речи. К этому типу можно отнести общеразвивающие программы. Многие из них предназначены для обучения чтению, развитию внимания, памяти, логики. Второй вид программ этого типа – это специализированные программы, созданные дефектологами, например, программа «Мир за твоим окном» (разработка ИКП РАО). Основной принцип программы: индивидуализация обучения, например, за счет выявления характера личного опыта ребенка, построение коррекционной работы на основе этого опыта. К этому же типу можно отнести программу «Звуковой анализ слов», в основу которой положена методика Г.А.Каше.
В коррекционной работе логопеды детского дома используют следующие программы:
Обучающая игра «Баба Яга учится читать», в которой представлены игры и азбука в стихах, красочная мультипликация и анимация, частушки про буквы,
Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», в которой собраны все правила русской орфографии, тщательно подобран и систематизирован материал, мгновенная реакция на каждую ошибку, автоматические подсказки в случае затруднения.
«Семейный наставник. Начальная школа. Русский язык» предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля для усвоения материала.
Серия компьютерных программ «Гарфилд: малышам, дошкольникам, первоклассникам, второклассникам и т.д.», где ребенок вместе с мультяшным котом Гарфилдом учится читать, писать, познает лексику и орфографию, изучает алфавит, но все это обучение носит игровой характер, постоянно звучит похвала и подбадривание, а неудача не несет негатива.
Программа «Веселая азбука» представляет собой мультфильм-путешествие по волшебному лесу вместе с зайчонком, у которого пропала азбука, при этом необходимо выполнять интересные задания обучающего характера, а в награду получить различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям.
«Русская азбука для детей» - высокоэффективный тренажёр для обучения детей чтению. Обучение происходит в игровой форме, начиная с самых основ: изучаем русский алфавит, слоги, составляем слова из слогов и букв и, наконец, учимся читать.
Изучаем русский алфавит.
Обучение следует начинать с изучения гласных, затем переходить к согласным. Основной принцип обучения - нахождение пар букв или слогов с произношением текущей выделенной буквы или слога. Высокая степень обучения достигается за счёт обучения в игровой форме и включением в процессе игры памяти ребёнка.
Изучаем слоги.
Основная идея - изменение одной из букв в слоге (гласной или согласной), чтобы ребёнок уловил разницу. Например, "ту", "бу", "ру" или "па", "по", "пу" и так далее. Имеются следующие упражнения: "слоги из двух букв", "слоги из трёх букв", "смешанные слоги".
Учимся читать.
Режим "умные кубики" (чем-то похож на кубики Зайцева) предназначен для обучения чтению. С помощью "умных кубиков" ребёнок поймет, как складывать слоги и буквы в слова. После составления слова выводится картинка, которая помогает ребёнку "домыслить" какое именно слово написано. При щелчке по слову, оно проговаривается по слогам, с подчёркиванием текущего слога. Щелчок по картинке начинает новую игру (по щелчку правой кнопки мыши можно начать новую игру в любой момент).
Курс «Супердетки: Тренировка быстрого чтения», содержащий набор увлекательных заданий, помогает ребенку потренироваться в упражнениях, развивающих навыки чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр. Представлены четыре вида заданий: быстрый поиск, половинки слов, поврежденный текст, скорость понимания.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте» - это мультимедийная игра для обучения чтению детей дошкольного и школьного возрастов. Учебный материал представлен в увлекательной форме, которая поможет ребенку познакомиться с буквами русского алфавита, научиться быстро их распознавать и прочитывать в составе слогов и слов. Игра направлена на развитие познавательных способностей и интеллектуальных навыков.
Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий детей на компьютере у них улучшаются память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.
Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютер является особым средством ТСО – современной, мощной, более совершенной техникой, реализующей процесс обучения в режиме диалога «компьютер – учащийся». При этом наглядно реализуется дидактический принцип индивидуального подхода, позволяющий каждому ученику при усвоении учебного материала достигнуть такого уровня, который бы соответствовал бы возможностям обучаемого. Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к учащемуся является стимулом в работе и не только повышает уровень знаний по определенной теме, но и демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. Ребенок с нетерпением ждет очередного занятия с логопедом.
Но необходимо учитывать, что дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-15 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.
Третий тип программ можно обозначить как «программа - помощник». Примером такой программы является разработка центра «Специальные образовательные технологии» г. Минск. Она называется «рабочее место логопеда», эта разработка – комплекс программ. Он создан как инструментальное средство, то есть логопед может моделировать материал программы по своему усмотрению. В нем предусмотрены программы, предназначенные для развития речи, коррекции звукопроизношения, развития навыков чтения.
Четвертый тип программ – это продукт собственного составления из пакета программ стандартного набора «Офиса» «MS PowerPoint». Эта программа позволяет подготовить так называемую презентацию по любому разделу работы. Использование программ-презентаций помогает широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – все это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание воспитанников на занятиях. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все детали изучаемого материала. Программное обеспечение «MS PowerPoint» позволяет к каждому слайду презентации добавить звуковые файлы. Эти звуковые файлы могут содержать функциональную музыку, позволяющую детям расслабляться, а также файлы дикторского текста, которые подробно объясняют, то, что в данный момент происходит на экране компьютера.
Таким образом, компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Занятие по коррекции произношения
с использованием логотренажера
Тема. Постановка звука с.
Цель: вырабатывать четкую и правильную артикуляцию звука с.
Задачи:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух.
- Закрепить словарь по теме «Новый год».
- Развивать общую и мелкую моторику ребенка.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать основные психические процессы.
- Воспитывать нравственные качества: формировать положительные взаимоотношения, побуждать к добрым поступкам.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед.
К нам сегодня собирался
Дедушка Мороз прийти.
Но без нашей помощи
Ему дорогу не найти.
2. Развитие мимики лица.
Логопед. Мы с тобой огорчимся, если Дед Мороз не доедет до нас. (покажи как). А как мы обрадуемся, когда встретимся с Дедом Морозом.
3. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: «Улыбка», «Блинчик», «Чистим нижние зубки», «Горка».
4. Артикуляция звука.
5. Дыхательная гимнастика.
Сдуть снег с елки, которую принес Дед Мороз.
Добрый дедушка Мороз
Эту елочку принес.
6. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем елку наряжать.
Мы повесим шарики,
Яркие фонарики.
- Развитие фонематического слуха.
На елку вешаем, только те шары, на которых нарисованы картинки со звуком с.
8. Отработка правильного артикуляционного уклада для постановки звука с помощью звука и (с использованием логотренажера).
Вот она елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех- зеленей и пышней!
9. Упражнение для коррекции зрения.
Логопед.
Как подул Дед Мороз —
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Нежные снежинки.
Ребенок берет снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Вова вправо посмотрел.
Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Отвести ее влево.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал...
Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.
Вова смотрит вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.
Глазки закрываем,
Закрыть ладошками глаза.
Глазки отдыхают.
10. Развитие зрительного восприятия (с использованием компьютера).
Д/и «Угадай рисунок».
Ты Морозушка-мороз
Не студи и не балуй
Иди окна разрисуй.
11. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые информационные технологии в логопедической работе
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованны...
Палочки Кюизенера - новая инновационная технология в логопедической работе.
В данное статье предлагаются варианты использования цветных счётных палочек Кюизенера на занятиях логопеда. Данная инновационная технология способствует повышению интереса у детей к занятиям по коррек...
«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»
Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"...
"Использование современных информационных технологий в логопедической работе"
В статье дается описание опыта работы с использованием компьютерных технологий с детьми дошкольного возраста с ТНР....
Информационные технологии в логопедической работе
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные вари...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С РИНОЛАЛИКАМИ»
Целевая аудитория: родители детей дошкольного возраста с ринолалией.Организаторы и ведущие мероприятия: учитель-логопед, воспитатель.Оборудование: столы и стулья по количеству гостей, интерактивная до...