Палочки Кюизенера - новая инновационная технология в логопедической работе.
методическая разработка (логопедия) на тему

Казакова Юлия Владимировна

В данное статье предлагаются варианты использования цветных счётных палочек Кюизенера на занятиях логопеда. Данная инновационная технология способствует повышению интереса у детей к занятиям по коррекции речевых нарушений и за счёт нестандартного их проведения, предлагаемый логопедом  материал усваивается быстрее и лучше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsiya_v_logopedicheskoy_rabote.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Наряду с традиционными методами логопедической работы я  предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.

В процессе работы в логопункте дошкольного отделения ГБОУ СОШ мною были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

- обогащение словаря;

- закрепление навыков словоизменения;

- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;

- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;

- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;

- развитие слухового восприятия и внимания;

- развитие зрительного восприятия и памяти;

- развитие чувства ритма;

- развитие мыслительных операций;

- профилактика нарушений письма и чтения.

      Для решения данных задач я использую  нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами и воспитателями. Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины.   Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

        Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах логокоррекционной работы, например:

  - повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

  - продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка -  слог СА,                                                                             синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации  звуков;                                    

   - выкладывание схем слов, предложений;

   - согласование количественных числительных и   существительных;

   - согласование прилагательных и существительных в роде,   числе, падеже;

   - отстукивание и выкладывание различных ритмов;

   - конструирование букв по образцу.

       Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

        Таким образом,  внедрение  в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:

- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

- формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;

- развитию свойств внимания и мыслительных операций.

               Варианты упражнений с палочками Кюизенера.

1) Игровое упражнение «Баклажан-лимон»

Цель:  автоматизация  звуков  Л и Ль в словах учить выкладывать палочки в определенной последовательности, соблюдая закономерность.

Пример:

Желтая (лимон) - фиолетовая (баклажан) – и т.д.

       2) Игровое упражнение «Одни-много»

     Цель: учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.

     Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета.

     Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».

     3) Игровое упражнение «Посчитай».

      Цель: согласование количественных числительных и существительных.

      Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки.

     Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»

     4) Игровое упражнение «Повтори за мной»

     Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.

     Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.

     Инструкция:  «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».

          СА    -   СА    -    САНИ  

     

       СА    -    СА    -    СА     -    САПОГИ

    5)  Игровое упражнение «Посчитай слоги»

     Цель: учить определять количество слогов в слове.

     Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове, которое я  назвала».

     6) Игровое упражнение «Найди букву»

     Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.

     Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

Инновационные технологии в логопедической работе: многофункциональные прищепки.

Использование приепок на логопедических занятиях. Обобщение опыты....

Инновационные технологии в логопедической работе. Биоэнергопалстика. Су-джоктерапия.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.Су-джок т...

Статья "Использование инновационных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР"

В данной статье рассказывается об использовании приемов мнемотехники на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Использование инновационных технологий в логопедической работе

презентации помещены используемые инновационные технологии, используемые мной...