Палочки Кюизенера - новая инновационная технология в логопедической работе.
методическая разработка (логопедия) на тему
В данное статье предлагаются варианты использования цветных счётных палочек Кюизенера на занятиях логопеда. Данная инновационная технология способствует повышению интереса у детей к занятиям по коррекции речевых нарушений и за счёт нестандартного их проведения, предлагаемый логопедом материал усваивается быстрее и лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiya_v_logopedicheskoy_rabote.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Наряду с традиционными методами логопедической работы я предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.
В процессе работы в логопункте дошкольного отделения ГБОУ СОШ мною были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:
- обогащение словаря;
- закрепление навыков словоизменения;
- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;
- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;
- развитие слухового восприятия и внимания;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- развитие чувства ритма;
- развитие мыслительных операций;
- профилактика нарушений письма и чтения.
Для решения данных задач я использую нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами и воспитателями. Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах логокоррекционной работы, например:
- повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
- продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка - слог СА, синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации звуков;
- выкладывание схем слов, предложений;
- согласование количественных числительных и существительных;
- согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;
- отстукивание и выкладывание различных ритмов;
- конструирование букв по образцу.
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Таким образом, внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:
- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
- формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;
- развитию свойств внимания и мыслительных операций.
Варианты упражнений с палочками Кюизенера.
1) Игровое упражнение «Баклажан-лимон»
Цель: автоматизация звуков Л и Ль в словах учить выкладывать палочки в определенной последовательности, соблюдая закономерность.
Пример:
Желтая (лимон) - фиолетовая (баклажан) – и т.д.
2) Игровое упражнение «Одни-много»
Цель: учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.
Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета.
Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».
3) Игровое упражнение «Посчитай».
Цель: согласование количественных числительных и существительных.
Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки.
Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»
4) Игровое упражнение «Повтори за мной»
Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.
Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.
Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».
СА - СА - САНИ
СА - СА - СА - САПОГИ
5) Игровое упражнение «Посчитай слоги»
Цель: учить определять количество слогов в слове.
Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове, которое я назвала».
6) Игровое упражнение «Найди букву»
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.
Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...
Инновационные технологии в логопедической работе: многофункциональные прищепки.
Использование приепок на логопедических занятиях. Обобщение опыты....
Инновационные технологии в логопедической работе. Биоэнергопалстика. Су-джоктерапия.
Педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.Су-джок т...
Презентация "Инновационные технологии в логопедической работе: многофункциональные прищепки"
Обобщение опыта работы....
Статья "Использование инновационных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР"
В данной статье рассказывается об использовании приемов мнемотехники на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Использование инновационных технологий в логопедической работе
презентации помещены используемые инновационные технологии, используемые мной...