Тест по теме "Социальная сфера жизни общества"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Подготовка к ГИА по обществознанию. Тест по теме "Социальная сфера жизни общества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_4._sotsialnaya_sfera_zhizni_obshchestva.docx | 79.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Часть 1
При выполнении заданий 1-34 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
- Какой смысл ученые-социологи вкладывают в понятие «социальная стратификация»?
- различие в доступе к благам между людьми
- вхождение индивида в мир социальных взаимодействий
- разделение общества на группы по различным основаниям
- приспособление, адаптация индивида к социальной среде
- Какой тип социальной дифференциации характерен
для традиционного общества?
- классы, слои
- страты, курии
- касты, сословия
- партии, движения
- Сословия от иных социальных групп различаются по
- наследуемым правам, привилегиям, обязанностям
- месту в системе общественного разделения труда
- отношению к собственности на средства производства
- уровню дохода и профессиональной принадлежности
- Отличительным признаком данной группы является официальное закрепление прав и обязанностей ее участников в документальной форме. О какой группе идет речь?
- формальной
- референтной
- малой
- этнической
- Верны ли следующие суждения?
А. Социально значимыми признаками групп современного общества выступают образование и профессия.
Б. Социально значимыми признаками групп современного общества выступают сословное происхождение, наследуемые права.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
- К историческим разновидностям этнических общностей относят
- государства 3) сословия
- народности 4) конфессии
- В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?
- Человек последовательно отстаивает свои принципы и, даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.
- Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на прямой конфликт.
- Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция — быть не таким, как все.
- Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, он беспринципен и безлик.
- Михаил Михайлович Сперанский родился в семье провинциального священника, получил образование в семинарии и духовной академии. Однако успех он снискал себе на светском поприще, став крупным реформатором первой половины XIX века. Какой институт социальной мобильности позволил Сперанскому сделать карьеру?
- государственная служба
- научная деятельность
- церковная организация
- служба в действующей армии
- Для какой из форм социальной мобильности характерны такие признаки, как групповая мобильность, связанная с переменой местожительства?
- девиация 3) ассимиляция
- миграция 4) карьера
- Верны ли следующие суждения?
А. Среди факторов социальной мобильности в современном обществе доминирует высшее образование.
Б. Среди факторов социальной мобильности в современном обществе доминируют постоянное повышение квалификации, совершенствование своих профессиональных навыков.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
- Что включается учеными-социологами в понятие «социальная роль»?
- оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком
- ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением
- изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую
- положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками
- Среди ролевого набора личности можно выделить роли, которые в равной мере могут исполняться как взрослыми, так и подростками. Какой пример соответствует подобной универсальной социальной роли?
- кандидат в депутаты муниципального собрания
- выпускник престижного вуза
- воспитанник детского дома
- владелец коллекции марок
- Какая из приведенных ситуаций характеризует позитивное отклоняющееся поведение?
- ученик-девятиклассник выполняет домашние задания и не пропускает школьные занятия без уважительной причины
- ученик-девятиклассник одержал победу на Всероссийской олимпиаде по математике и был направлен на международную олимпиаду
- ученик-девятиклассник летом устроился на работу в почтовое отделение курьером
- ученик-девятиклассник был переведен из школы в профессиональный колледж
- А. — профессор социологии в вузе. Каждый раз, начиная лекцию, он приветствует своих студентов, сообщает им вопросы, которые планирует рассматривать, и список рекомендованной литературы. В последнее время он часто использует компьютерные презентации. Данный пример — проявление
- социальной дифференциации
- социальной роли
- социальной мобильности
- социальной адаптации
- Верны ли следующие суждения?
А. Среди ролевого набора личности важнейшие те, которые человек исполняет в семье.
Б. Требования социальной роли нередко вступают в противоречие с личными принципами и убеждениями.
1) верно только А
2) верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
- Семью как малую социальную группу отличает признак
- эмоционально окрашенные отношения
- совместный быт, ведение домашнего хозяйства
- устойчивость и постоянство состава
- реальные взаимосвязи и взаимодействия
- Семья А. дружная. Супруги познакомились на одном из сетевых форумов, у них общие интересы. Какой признак позволит определить семью А. как нуклеарную (ядерную)?
- Все вопросы жизни семьи обсуждаются и решаются на семейном совете.
- В собственности семьи находится жилой дом и автомобиль.
- В состав семьи входят муж, жена и ребенок.
- Родственники А. проживают в сельской местности.
- Гражданка М., владелица сети отелей на средиземноморском побережье Турции, предложила своему племяннику, выпускнику экономического вуза, пройти преддипломную практику в качестве менеджера в одном из принадлежащих ей отелей. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?
- социального контроля
- социально-статусную
- эмоционально-психологическую
- рекреационную (досуговую)
- Семья Л. состоит из шести человек: муж, жена и четверо детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что эта семья относится к патриархальному типу?
- Д. владеют двухэтажным семикомнатным домом в черте города.
- Глава семьи руководит крупным оборонным предприятием.
- Семье принадлежат два легковых автомобиля: городской и внедорожник.
- Все основные вопросы в жизни семьи находятся в компетенции ее главы — мужа.
- Верны ли следующие суждения?
А. Молодежь является особой социальной группой, для которой характерно стремление к перемене статуса, активному освоению новых социальных ролей.
Б. Для молодежи в наиболее обостренной форме может протекать конфликт, связанный с противоречием между социальными ожиданиями и реальными возможностями.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
- Какое понятие объединяет, обобщает остальные понятия из данного перечня?
- ритуалы
- нормы
- обычаи
- традиции
- Поговорка гласит: «Посади семя — вырастет цветок, впусти в мир человека — вырастет конфликт». В чем причина большинства развивающихся между людьми конфликтов?
- расхождение интересов
- сходство характеров
- различия внешнего облика
- наличие общей деятельности
- В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой социальной нормы, как обычай?
- При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.
- На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).
- В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.
- Ежегодно мужчины, представители хакасского народа, в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.
- В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
- Ученик школы блестяще выступил на олимпиаде по химии, за что получил похвалу от своего учителя.
- Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.
- Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра.
- За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде.
- Верны ли следующие суждения?
А. Как правило, при разрешении конфликта важно выявить и устранить причину его возникновения, то, на основании чего конфликт возник.
Б. Социальные конфликты играют в обществе исключительно деструктивную роль.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
- Людей, находящихся на социальном дне, часто ведущих асоциальный образ жизни, называют
- люмпенами
- пролетариями
- маргиналами
- батраками
- Демократическим принципом развития межнационального взаимодействия является
- возможность получения образования только на государственном языке
- компактное поселение одних народов от других
- гарантированное законом равенство представителей всех народов в правах
- недопущение национальных меньшинств в государственные органы
- В обществе возникают конфликты на разных уровнях взаимодействия между людьми и их группами. Какой пример среди приведенных ситуаций иллюстрирует межличностный конфликт?
- Супруги после ссоры решили разъехаться и какое-то время пожить порознь.
- Между учащимися профильного юридического класса и обычного класса школы возник конфликт, приведший к ссоре.
- Учителя и администрация школы разошлись с представителями попечительского совета по вопросу о распределении внебюджетных средств.
- В студенческой группе возникли разногласия по вопросу о выборе спецкурсов по профильной дисциплине.
- Народности, проживающие в северных регионах России, например карелы, отличаются медлительностью в движениях, неторопливой речью, сдержанными эмоциями. Народы, проживающие на юге, на Кавказе, напротив, отличаются вспыльчивостью, эмоциональностью, резкостью. Какой признак этноса можно проиллюстрировать данными примерами?
- общность политических убеждений
- сходство национального характера
- единство культурных традиций
- общность бытовых условий
- Верны ли следующие суждения?
А. В социальной сфере современного общества возрастает роль занятых в сфере услуг, туризме, организации досуга.
Б. В социальной сфере современного общества снижается роль и значение среднего класса.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Задания повышенного уровня сложности Прочитайте текст и выполните задания 31-34.
(А)Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не реализуемые. (Б)Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и, в силу своего положения, нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д.
(В)Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками во всех сферах жизнедеятельности человека. (Г)Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых. (Д)Вместе с тем молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейнополитические, семейно-бытовые процессы. (Е)Молодым легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал.
- Какая фраза выражает основную мысль текста?
- Молодежь всегда отрицает нравы и обычаи предков.
- Молодежь — особая группа в обществе, которая наследует его традиции.
- Молодежь мало чем отличается от предыдущих поколений.
- Молодежь не нуждается в опыте старших поколений.
- В каком предложении текста отражена проблема, противоречие, отличающие положение молодого поколения?
- А 2) В 3) Г 4) Е
- Какой пример иллюстрирует специфику социального положение молодежи?
- Молодой человек быстро освоил новые компьютерные программы и стал начальником в отделе, опередив старших товарищей.
- Молодой человек отказался от посещения курсов повышения квалификации.
- По вечерам студент подрабатывает курьером в почтовом отделении, разнося посылки и телеграммы.
- Молодой учитель посещает курсы у педагога-на- ставника, осваивая азы профессии.
- Молодое поколение стремится поступить в высшие учебные заведения, где, занимаясь в научных библиотеках и центрах, изучает научные данные, знакомится с научными открытиями и достижениями. Какое предложение текста отражает подобную позицию молодого поколения?
- Б
- Г
- Д
Е
Часть 2
Ответом к заданиям 1-12 является слово или последовательность цифр, букв.
- Мария — 16-летняя девушка, проживающая в одном из крупных промышленных городов России. В своей жизни она исполняет множество социальных ролей, часть из них — связаны со спецификой подросткового возраста, часть — универсальные, не зависят от возраста.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих ролей подростка и взрослого, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия ролей подростков от ролей взрослых людей.
- поклонница российской рок-группы «Алиса»
- участница Всероссийской олимпиады школьников по химии
- коллекционер, обладает коллекцией монет
- слушательница курсов по подготовке к ГИА по обществознанию
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия | ||
- Установите соответствие между видами норм и конкретными правилами поведения: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ | ВИДЫ НОРМ |
Б) Посещая Санкт-Петербург, туристы стараются посетить набережную Фонтанки и прикоснуться к статуэтке Чи- жика-Пыжика.
Г) Друзья ежегодно отмечают день своего знакомства загородным пикником |
|
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ:
А | Б | В | Г |
- Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные санкции».
Премия, выговор, повышение в должности, моральное удовлетворение, аплодисменты, дисциплинарное взыскание.
Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: .
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А)Конфликты порождаются различием в целях и интересах людей. (Б)Особая эмоциональная окрашенность, как правило, присуща межличностным конфликтам. (В)Именно в подобных конфликтах людям следует быть особенно выдержанными.
Определите, какие положения текста
- отражают факты
- содержат мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ:
А | Б | В |
Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 5-6.
В стране Н. в период с 1980 по 2010 г. социологические службы изучали изменения в численности наиболее значимых профессиональных групп в социальной структуре общества.
Полученные результаты представлены в виде диаграммы
- Предприниматели, финансисты, топ-менеджеры
- Педагоги, врачи, инженерно-технические работники
- Промышленные рабочие
- Фермерство, рабочие фермерских хозяйств и сельских кооперативов
- Работники сферы услуг
- Иные профессии
- Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- На протяжении всего исследуемого периода возрастает количество работников сферы услуг.
- Напротив, снижается количество людей, занятых в промышленности.
- К числу растущих групп населения, вне всякого сомнения, относятся представители средней интеллигенции (педагоги, инженеры, врачи).
- Несколько снизилась доля занятых в фермерском хозяйстве и сельскохозяйственных кооперативах.
- Представители бизнеса, предприниматели в структуре населения заняли к 2010 г. последнее место.
Ответ: .
- Результаты социологического опроса, представленные на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
- Рынок труда, очевидно, развивается в связи с тенденциями, характерными для постиндустриального общества.
- В стране происходит свертывание промышленного сектора, вместо него возрастает роль и значение сельского хозяйства.
- Развитие рынка труда происходит под влиянием рыночных реформ, способствующих возрастанию социальных групп, связанных с бизнесом.
- Положение интеллигенции отражает, по всей видимости, недостаточную поддержку бюджетных профессий со стороны государства.
- Снижение численности предпринимателей и рабочих, очевидно, связано с длительным экономическим спадом.
Ответ: .
- Сравните основные виды социальных норм — право и мораль. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства права и морали, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия между социальными нормами.
- регулирует поведение людей в конфликтах
- содействует утверждению социально одобряемого поведения
- обеспечивается силой государства
- соответствует представлениям о добре и зле
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия | ||
- Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ |
Б) Закончив обучение в техническом колледже, выпускник пришел работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования.
Г) Солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужился до прапорщика |
|
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). Ответ:
А | Б | В | Г |
- Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные нормы».
Ритуал, традиции, обычаи, мораль, приказ, право, церемонии.
Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: .
- Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А)Отклоняющееся от общепринятой нормы поведение в науке принято называть девиантным. (Б)Девиантное поведение, с нашей точки зрения, не всегда должно обществом осуждаться. (В)Думается, девиация всегда присуща талантливым людям творческих профессий, крупным ученым.
Определите, какие положения текста
- отражают факты
- содержат мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ:
А | Б | В |
Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 11-12.
Социологические службы страны Д. на протяжении последних 10 лет (в 2004, 2008 и 2012 гг.) проводили опрос среди граждан. Респондентам (гражданам, участвующим в опросах) был задан вопрос: «В какой степени вы ощущаете свою принадлежность к своему этносу?»
Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Этническая принадлежность граждан
2004 2008 2012
- Владею родным языком, общаюсь на нем, соблюдаю национальные традиции
- Знаю и понимаю родной язык, но говорю на государственном
- Соблюдаю некоторые национальные традиции, но не владею языком
- Утратил связи со своими этническими корнями, принял язык и культуру титульной нации
- Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Возрастает интерес к изучению родных языков малых народов, сохранению культурных традиций.
- возросло число тех граждан, которые утратили связи со своими этносами и не осознают своей национальной идентичности.
- Большинство опрошенных граждан неизменно соблюдает свои национальные традиции и праздники.
- Выявилась опасная тенденция сокращения распространения и использования в быту, в повседневной жизни родных языков.
- Незначительно возросло количество граждан, соблюдающих свои народные обычаи, но не владеющих языком.
Ответ: .
- Результаты социологического опроса, представленные на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
- Необходима продуманная политика, направленная на сохранение культур малых народов, возрождение народных обычаев.
- Очевидно, существуют проблемы с преподаванием в школах родных языков и литературы.
- Язык и культура титульной нации фактически заменяют многим гражданам их национальные традиции.
- Государственный язык в быту постепенно вытесняется языками малых народов.
- Скорее всего национальные традиции мешают утверждению в сознании народа общечеловеческих ценностей.
Ответ: .
Часть 3
Для ответов на задания 1-7 используйте отдельный лист.
Прочитайте текст и выполните задания 1-6.
Социальная мобильность и ее типы
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной
мобильности: горизонтальная и вертикальная.
Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности.
Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля.
Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее... Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником — нефтяником или автомобилистом — значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.
(Питирим Сорокин)
- Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
- Что автор понимает под социальной мобильностью? Сформулируйте, с опорой на обществоведческие знания, любое иное корректное определение данного понятия.
- Приведите авторские характеристики горизонтальной и вертикальной мобильности. Опираясь на авторские примеры, знание курса, социальный опыт и практику, приведите по одному собственному примеру каждого из основных видов социальной мобильности.
- Автор различает индивидуальные и групповые формы восходящей и нисходящей мобильности. В чем, по мнению автора, заключается специфика обеих групповых форм мобильности? Приведите, основываясь на личном опыте и знаниях курса, два любых примера групповой вертикальной мобильности (восходящего и нисходящего типа).
Рассмотрите ситуацию: молодой специалист в области компьютерного программирования приехал в столицу и основал свою фирму по разработке программ для управления персоналом. Очень скоро ему удалось потеснить на рынке признанных авторитетов и стать лидером. Какую форму социальной мобильности иллюстрирует приведенный пример? Поясните свой ответ.
- Автор пишет об экономической, политической и профессиональной мобильности. Опираясь на текст, знание курса, социальных фактов и явлений, укажите по одному социальному институту каждой из данных сфер (областей), благодаря которым люди могут участвовать в процессах социальной мобильности.
- Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществоз- нания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Мыслители и афоризмы
Лев Николаевич Толстой (1828—1910 гг.) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей.
Афоризмы:
- ...Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку.
- Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.
Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.