Развитие выносливости у волейболистов
статья по теме

Методическая разработка по теме: "Развитие выносливости у волейболистов". Предназначена для тренеров-преподавателей. Выносливость волейболистов характеризуется способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Изменяется она у мальчиков и девочек по-разному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vynoslivosti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Ивнянского района Белгородской области

Методическая разработка по теме:

Развитие выносливости

у волейболистов.

                                                                                         Тренер-преподаватель:

                                                                              Иовенко Ю.М.

п.Ивня

    Выносливость- это способность продолжительное время  поддерживать необходимую мышечную работоспособность, сопротивляться развитию утомлению.

     Различают общую и специальную выносливость.

     Общая выносливость- это способность организма противостоять утомлению при продолжительной физической нагрузке сравнительно невысокой интенсивности.

     Специальная выносливость- это способность переносить длительные нагрузки, связанные со специфическими видами деятельности. Особое значение при этом имеет возможность продолжать работу при возникновении утомления благодаря волевым усилиям ( способность «терпеть»). Специальная выносливость классифицируется: по признакам

двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача ( например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача ( например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами ( способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи ( например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координация выносливости и т. д.)

     Специальная выносливость зависит от возможностей нервно- мышечного аппарата, быстроты  расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

      Различные виды выносливости независимы или мало зависимы друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью. Но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

      Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности. Типами специальной (специфической)  выносливости являются скоростная , силовая, координация.

      Скоростной называют выносливость, проявляемую в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы. Силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений. Например, о проявлении силовой выносливости можно говорить, если школьник совершает упражнения « до отказа» с внешним отягощением, составляющим не менее 30% индивидуально максимального. Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования

координационным способностям человека.                    

      Специальная выносливость, наоборот, характеризует возможности длительно выполнять конкретную специфическую работу, причём в относительно определённых условиях. Например, в лёгкой атлетике выделяют выносливость спринтерскую и стайерскую, в спортивных играх- выносливость футболистов и выносливость хоккеистов. Всё это разновидности специальной выносливости.

      Специальная выносливость нужна не только спортсменам. Она необходима также рабочим, врачам, учителям- людям всех профессий. Это объясняется тем, что между выносливостью и работоспособностью человека существует прямая связь. Более выносливые люди могут выполнять больший объем работы, меньше устают и меньше подвержены психическим перенапряжениям.

      Чтобы эффективно развивать специальную выносливость, необходимо достигнуть относительно высокого уровня развития общей выносливости. Для развития общей выносливости используют общеразвивающие физические упражнения, которые включают в работу большое количество мышечных групп, существенно активизируют системы дыхания и кровообращения, увеличивают интенсивность энергообмена ( например, бег, плавание, передвижение на лыжах, а также всевозможные комплексы общеразвивающих упражнений). Развитие специальной выносливости осуществляют с помощью так называемых специально- развивающих упражнений. Их отличительная особенность в том, что они включают в работу только те мышечные группы, которые несут основную нагрузку при выполнении основного вида деятельности ( например, соревновательная деятельность борца- самбиста или бегуна - спринтера ; производственная деятельность токаря или сталевара и т. п.) при этом режимы тренировочных нагрузок в данных упражнениях подбирают таким образом, чтобы они по своим  характеристикам приближались к нагрузкам, которые испытывает                     

человек, выполняя основной вид деятельности.

           Выносливость волейболистов характеризуется способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Изменяется она у мальчиков и девочек по-разному. Прыжковая выносливость у девочек, например, резко возрастает в возрасте от 9 до 10 лет, а у мальчиков от 8 до 11. В дальнейшем эти показатели изменяются незначительно. Выносливость мальчиков в работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 до 11 лет на 110-120%, а с 11 до 14 лет снижается и стабилизируется, причем ровно на год позже, чем у девочек. Для развития выносливости применяются различные упражнения: бег, кросс, лыжные прогулки, езда на велосипеде, плавание, гребля, катание на коньках, а также игры в футбол, хоккей, теннис, гандбол и т. д.

Наиболее доступным и удобным средством развития выносливости является бег. Те, кто раньше не занимался бегом, начинают его в медленном темпе (бег «трусцой») продолжительностью до 4—5 минут. Если сразу же после остановки ваш пульс участился до 110—130 ударов в минуту, то бег можно повторить. А если пульс превышает эту величину, то в первые занятия после 5 минут бега следует перейти на ходьбу. Постепенно продолжительность бега удлиняется, и примерно за два месяца она достигает 20—30 минут.

Лучше бегать ежедневно, желательно утром после зарядки, но можно и в другие удобные для вас часы. Не стоит вначале стремиться повышать темп бега, так как наибольшее значение для развития выносливости имеет постепенное увеличение общей продолжительности упражнения (рис. 1). Если вы почувствовали во время бега сильную усталость, переходите на ходьбу. При ухудшении состояния здоровья или после перенесенного заболевания проводить и возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.

Результат занятий бегом зависит и от других обстоятельств: правильного выбора по сезону и погоде одежды и обуви, подбора маршрута бега (используя для этого в условиях города парки, стадионы, тихие улицы и бульвары). Зимой в холодную погоду темп бега несколько снижается, а дыхание производится через нос. Ну, а если нет необходимых условий или времени, то можно для тренировок использовать бег на месте или еще лучше — взбегание в умеренном темпе на лестницу. Условия самоконтроля по пульсу те же, что и при обычном беге.

      Беговые нагрузки способствуют развитию общей выносливости. Продолжительность непрерывного бега довожу до 30мин. Пробегать 1км:                            

юноши- 4.30-5.0мин; девушки- 5.30-6.0мин. Бег на скорость выполняют на отрезках от 30 до 200м повторно , по пульсу: 25-28 ударов пульса за 10сек, с общим объёмом бега до 300 -400м на отрезках от 30 до 60м и отдыхом не менее 1.5-2.0мин и до 400-600м через 3мин отдыха на отрезках от 100

200м.

     Прыжковые упражнения осуществляю сериями по 8-10 прыжков через 2-3мин. отдыха; при выполнении прыжков в длину, высоту, не менее 15-20 попыток  с отталкиванием.

     Следует учитывать, что учащиеся 10-11 классов не изучают технику выполнения упражнений, а совершенствуют её в процессе их тренировочного повторения. Основная задача в этих классах получение – достаточной нагрузки для повышения уровня развития физических качеств и функций.

    Завершаю обучение бегу приёмом контрольных нормативов.

         Выносливость развиваю на протяжении всего тренировочного процесса. Длительный бег, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты и круговая тренировка. Учитывая возросшие в этом возрасте функциональные     возможности школьников, я увеличиваю продолжительность длительного бега с умеренной интенсивностью до 15- 20 мин, усложняю бег с препятствиями, которые становятся более сложными, особенно при занятиях с юношами. Хорошим средством развития скоростной и общей выносливости являются круговые и обычные эстафеты. На тренировках я включаю в состав обычных эстафет различные варианты бега на дистанции до 30- 40 метров. В дополнение к ранее  изученному материалу, применяю бег колонами и парами.

Также значительное время отвожу кроссовой подготовке. Дистанция кросса прокладывается по полям, лесам, просёлочным дорогам, где могут быть естественные и  искусственные препятствия: рвы, канавы, изгороди. Наличие дополнительных препятствий и различного рельефа местности требуют от школьников внесения изменений в технику бега, которую они освоили при беге на стадионе. При подъёме в гору, например, увеличивается наклон туловища, делаются короче шаги, чаще работают руки. При беге с горы увеличивается длинна шагов, нога ставится на всю стопу или пятку с перекатом на носок. Длинна дистанции кроссового бега может доходить до  2-3 км. После завершения кроссовой дистанции важно приучать ребят не останавливаться, а походить до полного восстановления дыхания.