Диагностический тест по теме: "Социальная сфера".
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) по теме
Диагностический тест по теме: "Социальная сфера" для учащихся 9-х классов в формате ГИА. 2 варианта с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_sfera-_diagnostika.docx | 75.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Социальная сфера».
ГИА
1 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
1) патриархальной 2) демократической
3) неполной 4) партнёрской
А2. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
1) на семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
2) отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
3) в выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
4) бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
А3. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
1) избиратель 2) опекун
3) военнослужащий 4) пользователь Интернета
А4. Проведенные в 70-е годы XX века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство:
1) индивидуальных возможностей 2) личных дарований
3) социального происхождения 4) социальных ролей
А5. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) наёмные работники 2) молодёжь 3) преподаватели физики 4) петербуржцы
А6. Родоплеменная общность, в отличие от народности:
1) характеризуется общностью языка
2) появляется с возникновением государства
3) основана на кровном родстве
4) объединяет семьи патриархального типа
А7. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Ожидаемого обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы, учёные называют:
1) социальным престижем 2) социальным статусом
3) социальной нормой 4) социальной ролью
А9. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы имеют формальный характер.
Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. В семье К. преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, чёрствость, агрессивность по отношению друг к другу. Какой стиль взаимоотношений существует в семье К.?:
1) авторитарный 2) демократический 3) традиционный 4) попустительский
А11. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.
Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. К социальным не принадлежат отношения:
1) между нациями и народностями
2) между человеком и окружающими его людьми
3) между классами
4) между человеком и природой
А13. Переход человека из одной социальной группы в другую называется:
1) социальным неравенством 2) социальной мобильностью
3) социализацией 4) социальной адаптацией
А14. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Причины социальных конфликтов кроются в противоречии интересов различных социальных групп.
Б. Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на развитие общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А15. Супругов К. связывают взаимопомощь и ответственность за здоровье своих детей и их воспитание. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данная малая социальная группа является семьёй?
1) выступает посредником между отдельным человеком и обществом в целом
2) характеризуется постоянным взаимодействием людей
3) отличается распределением функциональных обязанностей
4) характеризуется совместным ведением домашнего хозяйства
А16. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает остальные:
1) нация 2) народность 3) племя 4) этнос
А17. Верны ли следующие суждения о социальной роли подростка?
А. Подросток обладает одной социальной ролью.
Б. Подросток выполняет социальную роль потребителя.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А18. Деление общества на группы называется
1) социальным статусом 2) социальной стратификацией
3) социализацией 4) социальным положением
А19. Положение человека в обществе, занимаемое в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, называется:
1) социализация личности 1) дифференциация общества
3) социальный статус 4) престиж
А20. Верны ли следующие суждения о национальных интересах?
А. Национальные интересы связаны с сохранением неповторимости, уникальности своей культуры, языка.
Б. Национальные интересы связаны с обеспечением достаточного уровня экономического развития своей нации.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) занимает определенное место в системе производства;
2) складывается под влиянием объективных факторов;
3) относится к большим социальным группам;
4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности.
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между примерами наук и её областями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ
A) банковские служащие 1) территориальный
Б) москвичи 2) профессиональный
В) избиратели 3) политический
Г) африканцы
Д) демократы
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) По данным социологических исследований, мужчины стали больше времени уделять семейным обязанностям. (Б) Мужчины нередко берут на себя даже уход за младенцами. (В) Такое поведение мужчин способствует укреплению семьи. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5. |
В стране Z. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какой фактор Вы считаете определяющим в формировании социального статуса личности??». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) удача и везение, по мнению опрошенных, меньше всего влияют на формирование социального статуса личности
2) около четверти опрошенных в качестве определяющего фактора в формировании социального статуса личности назвали уровень образования личности
3) среди опрошенных больше тех, кто считает, что определяющим фактором в формировании социального статуса личности является уровень доходов личности, чем тех, кто отметил уровень образования личности
4) на пятое место среди факторов, влияющих на формирование социального статуса личности, опрошенные поставили удачу и везение
5) уровни доходов и образования личности, вместе взятые, по мнению опрошенных, являются более эффективными факторами в формировании социального статуса личности, чем собственные усилия личности
Ответ:______________
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) в стране Z. существует дискриминация при приёме на работу по половому признаку
2) жители страны Z. под социальным статусом понимают определённое положение человека в обществе и связанную с ним совокупность прав и обязанностей
3) население страны Z. рассматривает различные факторы, определяющие формирование социального статуса личности
4) большинство жителей страны Z.достижение социального статуса связывает с собственными усилиями
5) семейное положение с стране Z. является тем фактором, который выступает определяющим в формировании социального статуса личности
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов — уже более 20%% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208).
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.
С3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.
С4. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.
С5. Михаил Н. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, с точки зрения автора приведенного текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Социальная сфера».
ГИА
2 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Какой признак отличает семью от других малых групп?
1) общий быт 2) общие цели
3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность
А2. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый, -
1) ученик средней школы 2) покупатель в магазине
3) заёмщик в банке 4) водитель автобуса
А3. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
1) патриархальной 2) многодетной
3) неполной 4) малой (нуклеарной)
А4. Виктория — женщина, уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её:
1) достигаемый статус 2) имущественное положение
3) предписаный статус 4) гражданские права
А5. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют:
1) социальными отношениями 2) социальной структурой
3) социальной нормой 4) социальной мобильностью
А6. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
1) военнослужащие 2) молодёжь 3) консерваторы 4) москвичи
А7. Отличительным признаком нации как этнической общности является:
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
А8. В семье А. преобладает подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество .Какой стиль взаимоотношений существует в семье А.?
1) попустительский 2) элитарный 3) демократический 4) авторитарный
А9. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Все социальные нормы охраняются силой государства.
Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Какая из перечисленных функций не относится к функциям семьи:
1) первичного социального контроля 2) воспитательная
3) эмоционально-психологическая 4) правоохранительная
А11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт имеет только негативные последствия.
Б. Столкновение интересов социальных групп отражает межличностный конфликт.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А12. К большой социальной группе относится:
1) производственная бригада 2) семья
3) компания друзей 4) сословие
А13. Верны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве?
А. Межнациональное сотрудничество предполагает создание национальных автономий.
Б. Межнациональное сотрудничество предполагает слияние людей в одну национальность.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А14. Что характеризует компромисс как способ разрешения социального конфликта?
1) обсуждение проблемы и поиск её решения
2) одностороннее применение власти или силы
3) взаимные уступки участников конфликта
4) использование третьей силы в заочном решении проблемы
А15. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает все остальные:
1) социальная структура 2) социальная группа
3) социальные отношения 4) социальный слой
А16. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку:
1) родители 2) буддисты 3) французы 4) юристы
А17. Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по полу возрасту, национальности.
Б. Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по профессии, месту жительства, доходу.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А18. Верны ли следующие суждения о народности?
А. Народность занимает на лестнице общественного развития место между племенем и нацией.
Б. Кровнородственные связи охватывают всю народность.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
1) прирожденного статуса 2) социальной роли
3) достигаемого статуса 4) общественного престижа
А20. В семье родилась двойня. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
1) экономическая 2) досуговая
3) социально – статусная 4) репродуктивная
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) возникает в догосударственный период;
2) относится к этническим общностям;
3) является элементом социальной структуры;
4) основывается на кровном родстве.
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между критериями статуса и его видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
А) национальность 1) достигаемый;
Б) профессия 2) предписанный;
В) образование
Г) социальное происхождение
Д) пол
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) По данным социологов, за последние годы возросло количество молодых семей (Б) Особо остро, вне всякого сомнения, для них стоит проблема жилья. (В) В случае отсутствия приемлемых для молодых супругов условий ипотеки многие браки, думается, могут распадаться |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5. |
В стране N. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое направление социальной политики, с Вашей точки зрения, должно быть приоритетным? Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.
варианты ответа | опрошенные | |
мужчины | женщины | |
установление государственных пенсий и пособий | 22 | 18 |
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан | 30 | 40 |
установление гарантированного минимума размера заработной платы | 28 | 32 |
обеспечение охраны труда и здоровья людей | 20 | 10 |
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) мнение о том, что приоритетным направлением социальной политики должно быть обеспечение охраны труда и здоровья людей, среди опрошенных мужчин более популярно, чем среди опрошенных женщин
2) мнение о том, что в социальной политике главное внимание должно уделяться установлению государственных пенсий и пособий, наиболее популярно среди обеих групп опрошенных
3) мнение о том, что приоритетным направлением социальной политики должно быть установление гарантированного минимума размера оплаты труда, среди опрошенных мужчин менее популярно, чем среди опрошенных женщин
4) обеспечение охраны труда и здоровья людей как приоритетное направление социальной политики выбрало наименьшее число опрошенных
5) установление государственных пенсий и пособий является вторым по популярности направлением социальной политики среди опрошенных женщин
Ответ:______________
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) наиболее актуальной проблемой в стране N. являются обеспечение охраны труда и здоровья людей
2) правительству страны N. необходимо создавать условия для удовлетворения культурных запросов граждан
3) жителей страны N. волнует вопрос обеспечения государственной поддержки , семьи, материнства и детства
4) большинство населения страны N. видит первостепенное направление социальной политики государства в страховании собственности
5) руководству страны N. следует уделять больше внимания проблеме установления гарантированного минимума размера оплаты труда
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
Социальный статус
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
(По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования)
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
С3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
С4. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.
С5. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Тема: «Социальная сфера».
КЛЮЧ
Часть I | 1 – вариант | 2 – вариант |
А1 | 1 | 1 |
А2 | 1 | 2 |
А3 | 4 | 3 |
А4 | 3 | 3 |
А5 | 2 | 2 |
А6 | 3 | 1 |
А7 | 1 | 1 |
А8 | 4 | 3 |
А9 | 4 | 2 |
А10 | 1 | 4 |
А11 | 3 | 4 |
А12 | 4 | 4 |
А13 | 2 | 1 |
А14 | 1 | 3 |
А15 | 4 | 1 |
А16 | 4 | 1 |
А17 | 2 | 3 |
А18 | 2 | 1 |
А19 | 3 | 1 |
А20 | 3 | 4 |
Часть II | ||
В1 | 2314 – 1 балл | 2314– 1 балл |
В2 | 21313– 2 балла | 21122- 2 балла |
В3 | 112– 1 балл | 122 – 1 балл |
В4 | 235– 1 балл | 134– 1 балл |
В5 | 34– 1 балл | 35-– 1 балл |
Часть III | ||
С1 | 1) социальная структура в современном западном обществе; 2) богатство — один из критериев различия между людьми; 3) роль высшего класса; 4) состав среднего и низшего классов; 5) снижение роли классовых различий в современном обществе. | 1) понятие социального статуса; 2) наличие у человека различных социальных статусов; 3) статусный набор; 4) главный статус. |
С2 | В правильном ответе должны быть указаны следующие составляющие богатства: 1) дом, землю, то есть недвижимость; 2) к нему относятся также сбережения, акции; 3) доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды). | 1. «Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.» Могут быть приведены следующие примеры: 1) учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год; 2) ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Он имеет право на качественное получение знаний. Могут быть приведены и иные примеры. |
С3 | 1) представители мелкого и среднего бизнеса; 2) а также специалисты высокого класса; 3) служащие различных категорий. | В правильном ответе должны быть указаны: 1. «Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.» Можно выделить следующие типы статусы: 1) связанные с основным местом работы; 2) связанные с местом жительства. Возможны и иные типы статусов. |
С4 | В правильном ответе могут быть указаны следующие показатели: 1) образование; 2) власть; 3) престиж. Возможные примеры: 1. Престиж такой профессиональной группы как врачи гораздо выше престижа рабочих, а доходы примерно одинаковы. 2. Доходы бизнесменов и государственных чиновников примерно равны, а доступ к власти различен. Могут быть приведены и другие примеры. | В правильном ответе должно быть указано: 1. Да. У Сергея есть социальный статус, даже несколько.У Сергея есть определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Он мужчина, сын, ребенок. Возможны и иные формулировки ответа, не противоречащие вышесказанному. |
С5 | В правильном ответе должно быть указано: 1) если в качестве основного критерия брать богатство и доход, то Михаила можно отнести к среднему классу; 2) цитата: «Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.» | В правильном ответе должен быть указан пример автора: «Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов». Могут быть приведены свои примеры: 1) врач и пациент; 2) директор завода и рабочий этого завода; 3) студент и преподаватель одного вуза. Могут быть приведены и иные примеры. |
С6 | В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения: 1. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами. 2. Социальная мобильность населения позволяет в современном обществе довольно быстро преодолевать разницу в доходах благодаря таким факторам как образование и власть. Аргументы в опровержение: 1. При огромной разнице в богатствах между верхами и низами существует и неравный доступ к получению образования (дети богатых могут учиться в элитных школах за границей). 2. Верхи имеют гораздо больше возможностей влиять на власть. Могут быть приведены и иные аргументы. | В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту данной точки зрения: 1. Главный статус определяет поведение людей. 2. Оценка окружающими производится относительно главного статуса человека (пример: президент РФ, все остальные статусы будут вторичны).
Аргументы в опровержение: 1. Очень сложно определить главный статус человека, так как трудно установить, что важнее профессиональный статус или семейный к примеру). 2. Выделение главного статуса относительно. субъективно и кратковременно. Для ушедшего в отставку императора Диоклетиана, важнее была капуста, выращенная его собственными руками, чем забота о государственном устройстве Рима. Могут быть приведены и иные аргументы. |
С1 – 2 балла
С2 – 2 балла
С3 – 2 балла
С4- 3 балла
С5- 2 балла
С6 – 2 балла
ИТОГО – 39 баллов