Стратегии чтения и понимания текста. ЕГЭ.Английский язык.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку на тему
Стратегии чтения и понимания текста при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_chteniya_i_ponimaniya_teksta_na_angliyskom_yazyke_pri_podgotovke_k_ege.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии чтения и понимания текста на английском языке при подготовке к ЕГЭ
Чтение является составной частью ЕГЭ. Раздел «Чтение»- объемный вид деятельности в ЕГЭ, который оценивает умение читать. Чтение - трудный вид речевой деятельности. Проблема в том, что анализ результатов подготовки к ЕГЭ показывает, что 50% учащихся трудно дается выполнение раздела. Целью обучения в школах являются следующие виды чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, просмотровое, аналитическое. В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:
1. Ознакомительное чтение – чтение с пониманием содержания прочитанного(readingforgist, skimreadingили skimming).Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста.
2.Изучающее чтение – чтение с полным пониманием прочитанного(readingfordetailedcomprehensionили readingfordetail). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание.
3. Поисковое и просмотровое чтение с извлечением необходимой информации(readingforspecificinformationили scanning).Цель - выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию. Если стоит задача отбора текстов по определенной тематике, то в этом случае мы применяем такой приём «быстрого чтения» как поиск ключевых слов по заданной тематике. Для поиска ответа на вопросы, касающиеся специфической информации, такой как имена, даты, цифры, термины и др., используются приемы поискового чтения: прочитайте вопрос, фокусируя внимание на содержащиеся в нем слова, которые и будут сигналами для нахождения ответа. Для полного понимания текста применяются приёмы аналитического чтения. Текст считается понятым, если вы правильно определили его основное содержание и основную идею: то есть ответили на вопросы о чем этот текст и что автор хотел сказать своим сочинением.
Используются следующие приемы аналитического чтения:
1. Внимательно прочитайте заголовок текста. Как правило, в нем (если это не художественное произведение) заявляется тема высказывания, которая конкретизирует план содержания текста.
2. Бегло просмотрите начало и конец текста для определения модели построения текста: основная идея может содержаться в его начале и тогда весь текст строится по принципу от общего к частному или в конце — от частного к общему.
3. В каждом абзаце текста найдите ключевое предложение (topic sentence), которое развивает основную идею текста. Как правило, оно находится в начале абзаца и представляет собой утверждение обобщенного характера. Все остальные предложения либо подтверждают, либо опровергают его.
4. Если у вас появились трудности при понимании абзаца из-за незнания новых слов, просто продолжайте читать дальше. Очень часто контекст подскажет вам значение незнакомых слов.
5. Иногда главная идея текста заключена в предложении, которое не поняли. Если это предложение очень длинное, определите в нем главное и придаточные предложения. Как правило, основная идея заключена в главном предложении. Если и в главном предложении есть много незнакомых для вас слов, то, определив подлежащее, сказуемое и дополнение, можно понять суть этого предложения. Придаточные предложения дадут дополнительную информацию и расширят понимание основной идеи текста. Если в придаточных предложениях много новых слов, попытайтесь вычеркнуть слова, передающие второстепенную информацию и определить значимую часть этих придаточных предложений. Часто придаточные предложения отделены от главного запятой или вводятся словами which, who, that и несут дополнительную информацию. Попытайтесь, вычеркнув сопутствующие идеи, определить основную мысль. Обратите внимание на важные грамматические и пунктуационные знаки, которые могут изменить значение предложения. Точка с запятой в английском предложении показывает, что после неё идёт объяснение предыдущей части предложения. Запятая в английском предложении может обозначать синонимический ряд объясняемого слова.
СЛОВА-СИГНАЛЫ, облегчающие понимание сути предложения.
• FROM… ТО — указывают на начало и конец периода
|
• NOT ONLY .. .BUT ALSO, AS WELL AS, BOTH — указывают, что обе части предложения одинаково важны
|
• IN ORDER ТО — как и IF, указывают, что какое-то событие должно произойти перед другим событием
| • INSTEAD OF — указывает на то, что произошло нечто, противоположное ожидаемому
|
• AS A RESULT, BECAUSE OF — указывает на причину происходящего действия. В гаком предложении вы можете увидеть причину и следствие.
| • UNLIKE, ON THE ONE HAND… ON THE OTHER HAND, IN CONTRAST — указывает на отличие одного от другого.
|
• LIKE (не путать с глаголом!) — указывает на сходство предметов.
|
|
СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА помогут вам быстрее понять суть предложения.
1-относительно: • as for • as regards/ regarging • as to • concerning • in connection with
|
2-если • at any rate • if
|
3-однако
|
4-следовательно
|
5- ввидутого, что
|
6- главнымобразом
|
7 -в заключении • in conclusion
|
|
Знание служебных слов, вводящих герундиальные обороты, поможет ученикам при понимании смысла предложения:
• by — тем, что
• of — о том, что
• to -тому, что
• in — в том, что, к тому, что
• in addition to — крометого, что
• in spite of — несмотря на то, что
• besides — кроме того, что
• due to — в следствии того, что, благодаря тому, что
• owing to — благодаря тому, что
Приложение 1
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ
Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.
· Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).
· Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.
· Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.
· Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.
Предтекстовый этап.
· установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
· найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
Текстовый этап
· просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
· скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
· отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;
Послетекстовый этап
· зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
· подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
· При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
Упражнения для обучения поисковому чтению.
· определите тему или проблему текста (статьи);
· прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
· найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
· прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
· найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;
· просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
· найдите абзацы, посвященные указанной теме;
· найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);
· просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
· найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным, отрицательным;
· разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
· выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
Требования, предъявляемые к учебным текстам.
Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:
В начальной школе это могут быть стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.
В 5—7 классах - названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.
В 8-9 классах- названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.
В 10-11 классах - указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.
Для успешного овладения чтением необходимо:
· подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;
· тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета,
· быть доступными с точки зрения языковых трудностей,
· отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей,
· содержать проблему.
Что делать с незнакомыми словами?
· Приготовьтесь к тому, что вам будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.
· Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку.
· Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, подчеркивайте незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.
· Обязательно обратите внимание на примеры употребления в конкретных предложениях и идиомы с этим словом.
· Когда Вы выписываете незнакомое слово или идиому, то обязательно записывайте всё предложение, чтобы запомнить слово в контексте.
· Определите части речи и члены предложения в нем, чтобы запомнить, какие, слова и в какой последовательности употребляются с тем или иным словом.
Список литературы:
1. Клековкина Е.Е. Материалы курса « Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 1-4 .- М.: Педагогический университет « Первое сентября»,2008.
2.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения.- М.: Русский язык,2007.
3. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. « Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет « Первое сентября»,2010.