Кружок ОБЖИ (основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет)
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме
использование сети Интернет может иметь нежелательные последствия для любого неумелого пользователя, а, следовательно, лицей должен привить им необходимые навыки работы в Интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_internet.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка
«Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)»
на 2014 год
Программа кружка по информатике для учащихся 1-2 курса " Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)"
Пояснительная записка.
Интернет – необычная сфера общения. Здесь одновременно сталкиваются интересы разных людей, социальных групп, имеющих свои политические и религиозные воззрения, свою точку зрения на проблему.
Но одно дело общаться с живым человеком, глядя глаза в глаза, и совершенно другое – общаться в Интернете, с помощью различных программ, в том числе программ обмена мгновенными сообщениями.
Интернет – это первая в истории цивилизации среда общения, порядок в которой поддерживается самими пользователями. Для этого ими выработаны определенные правила поведения в сети – виртуальный этикет, которые в значительной мере определяются практикой. В виртуальном мире правила вежливости несколько иные, нежели в реальном мире.
Но нельзя забывать, что людей, с которыми происходит общение, не видно, и иногда другой человек может иметь нехорошие (а то и просто преступные) намерения. Есть много воров, мошенников и прочих преступников, которые пользуются чатами и притворяются такими, как вы. Они могут постараться заставить пользователя Интернет выдать личные данные о себе, и воспользоваться ими с целью совершения преступления.
В настоящее время основным путем передачи вирусов является Интернет и электронная почта. Также возможно «заразиться» через внешний носитель информации, подключаемый к компьютеру. Защитить свою машину можно только правильно и своевременно применяя антивирусные программы. Кроме того существует ряд рекомендаций, выполнение которых может снизить риск проникновения вируса в Ваш компьютер.
Все вышеперечисленное говорит о том, что использование сети Интернет может иметь нежелательные последствия для любого неумелого пользователя, а, следовательно, лицей должен привить им необходимые навыки работы в Интернете.
Общая характеристика курса
К основным результатам изучения курса относятся:
- овладение умениями безопасно использовать и применять информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта безопасного использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
В основе изучения данного курса заложен набор предлагаемых жизненных ситуаций, позволяющий обучающимся делать правильные стратегические выводы и ориентировать учащихся на формирование:
- основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- ценностей семьи и общества и их уважение,
- эстетических чувств,
- способности к организации своей деятельности,
- самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и окружающим,
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
- готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Предметные результаты
Необходимый уровень:
Уметь распознавать негативные факторы риска здоровью (снижение двигательной активности);
Уметь использовать оптимальные двигательные режимы с учетом возрастных особенностей;
Уметь распознавать ярко выраженную опасность и обратиться за помощью к компетентным взрослым;
Уметь видеть попытки манипуляции;
Уметь распознавать провокации при общении
Максимальный уровень:
Уметь соблюдать нормы информационной этики и права;
Уметь безопасно организовывать свое личное пространство данных, Итернет-сервисов и т.п.;
Уметь распознать замаскированную угрозу;
Уметь формулировать вопросы о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами достоверности;
Уметь корректно оспаривать чужие аргументы;
Уметь осознавать и не поддаваться на провокацию;
Уметь пресекать чужие некорректные действия в соответствии с социально принятыми нормами.
Содержание учебного курса
Курс содержит пять основных тем:
Компьютер и здоровье ребенка. Тема посвящена правилам безопасной работы за компьютером и здоровьесберегающим методикам.
Компьютер и безопасность. Тема знакомит обучающихся с вопросами компьютерной вирусологии.
Другие опасности Интернета. В данной теме объединены вопросы профилактики мошенничества в сети Интернет и проблематики иных угроз жизни и здоровья детей, возникающих при самостоятельном использовании Интернета.
Интернет этикет. При изучении темы обучающиеся знакомятся и осваивают правила вежливого и культурного общения, принятого в сети Интернет.
Толерантность в Интернет пространстве. Основной целью изучения данной темы является привитие обучающимся умения прислушиваться и учитывать иные точки зрения.
Тематическое планирование курса ОБЖИ
Тема: Компьютер и здоровье ребенка – 6 часов.
урок 1. Общие правила безопасной для здоровья работы за компьютером
урок 2. Компьютерная зависимость
урок 3. Игровая зависимость
урок 4. Безопасная работа для глаз
урок 5. Безопасная работа для рук и спины
урок 6. Обобщающее занятие
Тема: Компьютер и безопасность – 4 часа.
урок 1. Компьютерные вирусы
урок 2. Типы вирусов
урок 3. Оружие против вирусов
урок 4. Проверочное тестирование
Тема: Другие опасности Интернета – 6 часов.
урок 1. Другие опасности интернета
урок 2. Мошенничество в интернет
урок 3. Мошенничество с банковскими картами
урок 4. Кибербуллинг
урок 5. Обобщающее занятие
урок 6. Проверочное тестирование
Тема: Интернет этикет – 6 часов.
урок 1. Этикет в электронных письмах
урок 2. Этикет в чатах и форумах
урок 3. 12 заповедей Интернета
урок 4. Авторское право
урок 5. Обобщающее занятие
урок 6. Проверочное тестирование
Тема: Толерантность в Интернет пространстве – 4 часа.
урок 1. Все люди разные: что такое толерантность
урок 2. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО
урок 3. Что такое быть толерантным в Интернете
урок 4. Обобщающее занятие
Контрольный обобщающий тест по курсу ОБЖИ – 1 час
Обобщающее занятие по курсу ОБЖИ – 1 час
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру. С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащѐн звукоусиливающим комплектом. На компьютере должно быть предустановленно лицензионное программное обеспечение.
В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включѐн сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов. Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
Учебно-тематический план блока " Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ)"№ | Название темы | Форма проведение |
январь | Общие правила безопасной для здоровья работы за компьютером | Демонстрация |
февраль | Компьютерная зависимость | Демонстрация, работа с литературой |
март | Игровая зависимость | Демонстрация |
апрель | Безопасная работа для глаз | Демонстрация |
май | Безопасная работа для рук и спины | Демонстрация |
июнь | Обобщающее занятие | Защита проекта |
Итого | 6 |
Преподаватель | Ниякая Д.Н. |