Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива
методическая разработка на тему

Бузина Галина Владимировна

 «Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
Древняя китайская пословица

Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя   общеобразовательная школа №13»

«Применение  инновационных  технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива»

Руководитель:

педагог дополнительного

образования

высшей квалификационной категории

Бузина Г.В.

 «Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
Древняя китайская пословица

Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.

  Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

  К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

  Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии  развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

  Мой инновационный опыт  представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.

1. Ведущей технологией  является технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данные технологии позволяет организовать обучение детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся  разбиваются на группы в  несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

        Л.В. Занков разработал систему развивающего обучения, в которой на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой учащимися в ходе их учебной деятельности.
Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее достигнутый органически включается в образование более высокого. Так же и я в своей работе, иду от простого к сложному, последовательно и систематично. Развивая у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой. Я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это галопы, подскоки, танцевальный бег). На основе выученного материала строятся более сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает мышечную память, музыкальность, чувство ритма, работоспособность и т.д.
На протяжении всех лет обучения хореографией дети продолжают развивать и совершенствовать навыки и умения, полученные ранее. Большое значение на занятиях я придаю музыкальности, музыкальному сопровождению, которое развивает художественный вкус, общую музыкальную культуру.
Экзерсис у станка содержит много трудных движений, которые в старших классах я комбинирую друг с другом, составляя более сложные танцевальные комбинации, что дает возможность развивающее обучение сделать эффективным. Я не стою на месте, постоянно совершенствую исполнительское мастерство своих учеников. Выявляю творческие задатки и развиваю творческие способности детей.

2. Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Мною разработан комплекс упражнений  в игровой форме, который помогает удержать интерес воспитанников, и включает их в активную работу.

3. Информационных технологий

Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:

  1. методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
  2. методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);
  3. методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
  4. методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
  5. методика использования обучающих видео - программ  (видео-пособие “Азбука классической хореографии” и др.).

           Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и т. д.

           Формы контроля на занятиях эстрадной хореографии: практические или устные работы, приуроченные к теме занятий; тестовые задания, зачеты, контрольные работы, опрос, викторины, самоконтроль.

           При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.

4. Технология проектного обучения

Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях.  Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут выполнять как в группах, так и индивидуально.

С применением данной технологии совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие проекты:

- «Стартинэйдежер» (досуговое мероприятие для школы): воспитанники ансамбля «Надежда» готовили конкурсы и творческие задания для команд классов, в которых они обучаются, составляли музыкальную программу вечера.

- «По станам и континентам» (досуговое мероприятие для школы): воспитанники ансамбля «Надежда» готовили конкурсный творческий тематический танцевальный номер для команд классов, в которых они обучаются.

- «Танцевальная карусель» (творческий годовой отчетный концерт): ребята составляли программу концерта, придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы.

- Портфолио с использованием ЭОР.            В настоящее время, в ситуации внедрения и распространения обучения нового стандарта в образовательных учреждениях, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих  достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений.
Основными этапами разработки портфолио являются: планирование, подготовительный этап, проведение, анализ. Все стадии работы над электронным портфолио последовательно соотносятся с действиями, которые обучающиеся должны выполнить на каждом из этапов. Так, на этапе планирования решаются задачи, связанные с определением форм организации учебного процесса, направленности его на цель формирования творческой  деятельности, создание необходимых условий, формирующих мотивацию к проектной деятельности, потребность в освоении теоретических знаний и практических навыков для ее успешного осуществления.
           На этапе разработки и реализации портфолио в учебных группах  используются некоторые приемы технологии С.Д. Полякова «Коллективное творческое дело», а также практикум «Коммуникации в проекте».
           Заключительный этап анализа связан с формированием рефлексивного компонента,  позволяет оценивать поведение и деятельность обучающихся в процессе творческого проектирования в развитии.
           Работа над созданием электронного портфолио позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. 

В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются обще-учебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой портфолио