Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста

Ковлакова Жанна Николаевна

Работа по ранней профориентации в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект в младшей группе “Калейдоскоп профессий” по теме педсовета “ Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста”.

Провела: Ковлакова Ж.Н.

воспитатель высшей категории

Пояснительная записка

Тип проекта: информационный, творческий, игровой.

Вид проекта: групповой

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы (3-4 года), родители.

Продолжительностьдолгосрочный (с 06.02.23г по  31.03.23г   )

Актуальность (проблема)

В связи с возрастными особенностями, у детей 3-4 лет наблюдается малая активность в сюжетно-ролевых играх, отражающих труд взрослых, преобладает однообразие сюжета. При проведении бесед, отмечаются затруднения при ответах на вопросы: «Кем работает мама, папа? Кто приготовил нам суп?” и т.д. Не все дети могут узнать и назвать орудия труда, имеющие отношение к профессиям. Таким образом, назрела необходимость работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях, научить детей разнообразию сюжетно-ролевых игр.

Цель

Сформировать определенные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 3-4 лет

Задачи проекта

  • Формировать базовые понятия о взрослом труде (знакомство с работой нянечки, воспитателя, дворника, военного, медсестры, врача, водителя, повара, строителя, профессиях родителей); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
  • Содействовать развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий
  • Обучать взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками
  • Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным людьми.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Информированность детей о таких профессиях, как воспитатель, младший воспитатель, дворник, военный, повар, врач, шофер, строитель;
  • Понимание детьми значимости этих профессий;
  • Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;

Этапы проекта

1.Подготовительный этап.

  • Выдвижение целей, разработка плана работы по проекту.
  • Разработка и накопление методических материалов, организация предметно-развивающей среды по теме проекта
  • Подбор художественной литературы и иллюстраций.
  • Разработка конспектов. Подбор тем бесед и творческих мастерских с воспитанниками.
  • Подбор материала для работы с родителями.

2. Основной этап.

Тема недели

Мероприятия.

I

“Кто работает в детском саду?”

Беседа “Труд воспитателя и младшего воспитателя”

Рисование “Подарим Ирине Александровне красивые ведра”

Беседа “Кто нас кормит?”

Сюжетно – ролевая игра: «Готовим обед для куклы Кати».

Дидактическая игра «Суп или компот».

Экскурсия на кухню детского сада.

Отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе».

Пальчиковая гимнастика: «Капуста». «Компот».

Беседа “Кто нас лечит?”

Экскурсия в медкабинет.

Просмотр мультфильмов «Как бегемот боялся прививки», «Смешарики. Ёжик и здоровье».

Дидактическая игра «Что в мешочке лежит?»

Аппликация «Скорая помощь»

Сюжетно-ролевая игра «На приеме у доктора. Пациенты.»

Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит»

Беседа “ Дворник”

Наблюдение за работой дворника.

Рисование метлы для д.Вовы.

Экскурсия в прачечную”

II

“Есть такая профессия – Родину защищать”

Выставка военной техники.

Фотовыставка “Знакомьтесь, мой замечательный папа, дедушка”

Участие в конкурсе стенгазет по военной тематике”        

Изготовление подарков для пап.

Лепка «Самолёты»

познакомить детей с художественными произведениями о военных, об армии (О. Высотская «Мой брат уехал на границу» Стихи: «23 февраля», «Будущий мужчина», «Дуют ветры в феврале» А.Барто: «Матросская шапка» Г. Р. Лагздынь «Мой папа военный»); с загадками о военных профессиях;

Беседы на тему: «Мой папа», «Наши защитники», «Военная техника».

Ролевая игра «Моряки» Настольная игра «Солдатики»

Конструктивная деятельность «Построим корабль»

Утренник, посвященный 23 февраля.

III

“Машина, машина идет, гудит. В машине, в машине шофер сидит”

Беседа «Профессия водитель»

Беседа “Инспектор ДПС”

Беседа по ПДД.

Беседа “Профессия механик”

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

С/р игра “Станция техобслуживания”

П/и “Светофор”        

IV

«Что нам стоит дом построить»

Беседа «Кто построил детский сад?»

Конструирование «Построим дом кукле»

Подвижная игра «Башенки»

Рисование «Домики с окнами».

Пальчиковая гимнастика «Мы ребята-мастера»

V

Парикмахер

Беседа “Кто нас делает красивыми”

Просмотр презентации по теме

С\р игра “Салон красоты”

Мастер-класс от парикмахера.

Творческая мастерская “Прическа для дочки”

VI

Продавец

Беседа “Мы идем в магазин”

С/р игра «Магазин”

Д/и “Заполняем холодильник”

Д/и “Магазин”,” За покупками”

VII

Профессии моих родителей.

Беседа “Кем работают мои папа и мама”

Создание фотоальбома “Профессии моих родителей” “Я на работе у родителей”

Экскурсия на работу к маме или папе (домашнее задание)

3. Заключительный этап.

  • Оформление в группе стенда по профессиям «Врач», «Повар», «Строитель», «Шофер» и др.
  • Оформление фотовыставки “Знакомьтесь, мой замечательный папа, дедушка”;
  • участие в конкурсе стенгазет по военной тематике”;
  • составление фотоальбома “Профессии наших родителей” и др.
  • подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; выставки военной техники;
  • подбор и изготовление дидактических, словесных игр («Профессии», «Угадай кто это», «Магазин посуды», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Угадай профессию»), настольных («Профессии», «Волшебный мешочек»), сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с профессиями («Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Кафе», «Детский сад»); конструирование из Лего: «Строим дом», «Магазин инструментов»; пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами).
  • консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье»; «Роль папы в воспитании ребенка».



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия к педсовету “Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста”.

 Сюжетно-ролевая игра в младшей группе «Поездка в кинотеатр».

14.03.23г

Провела: Ковлакова Ж.Н.

Программное содержание:

  • обогащать и конкретизировать представления детей о трудовых действиях, результатах труда.
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
  • развивать игровые умения, воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнёрские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

Предварительная работа: Беседы «Профессия водитель»; “Инспектор ДПС”; “Профессия механик” ;Беседа по ПДД; «Правила поведения в транспорте». Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Пальчиковая гимнастика «Транспорт». С/р игра “Станция техобслуживания” П/и “Светофор”; рассказы детей о поездках в общественном транспорте.

Оборудование: маленькие стулья, расставленные попарно, как в автобусе, отдельный стул-место для водителя, кондуктора, билеты для пассажиров, деньги, руль, накидки для водителя, кондуктора, автомехаников, инспектора ДПС, светофор, пешеходный переход.

Роли: шофер, кондуктор, пассажиры, инспектор ДПС, светофор, дедушка, автомеханики.

 

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? давайте откроем и узнаем. (открывает конверт, в котором лежат билеты на сеанс мультфильма “Осторожно, Попадашкин”) Нам предлагают билеты на просмотр мультфильма. Вы любите мультики? А если они еще и поучительные, то, думаю, нам просто необходимо попасть на этот сеанс. Кинотеатр находится далеко, как же мы туда попадем? (ответы детей)

Воспитатель: 

Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем мы поедем.

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках.

Дети: Автобус

Воспитатель: Правильно, мы поедем на автобусе. Кто управляет автобусом?

Дети: Шофер

Воспитатель: Кто встретит нас в автобусе? Ребята, а что делает кондуктор?

Дети: Продает билеты. Объявляет остановки, следит за порядком в автобусе.

Воспитатель: Как называют людей, которые едут в автобусе?

Дети: Людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами

Значит мы с вами будем пассажирами.

Воспитатель: Ребята, что нельзя делать в автобусе?

Дети: Кричать, шуметь, баловаться, отвлекать водителя, высовывать голову, руки в окно.

Воспитатель: Водитель Тимофей и кондуктор Соня нас ждут в автобусе, теперь нам нужно пройти на остановку, купить билеты и занять места. Кондуктор, встречай пассажиров. Пассажиры становитесь в очередь и покупайте билеты. Проходите в автобус, садитесь на свое место.

Воспитатель: Ну, что, поехали? (песня про автобус)

Звук –сигнал машины ДПС

Воспитатель: Водитель, посмотрите наш автобус остановил сотрудник ДПС. Неужели мы нарушили правила дорожного движения?

Сотрудник ДПС(Савва): Сотрудник ДПС Ширунов Савелий. Предъявите ваши документы. (проверяет права) Все хорошо, счастливого пути!

Воспитатель: Предлагаем инспектору поехать вместе с нами. Ура, едем дальше!!

Воспитатель: Остановка. Ребята, у нас новый пассажир- дедушка. (в автобус входит дедушка). Что же надо сделать? Куда сядет наш дедушка? (ответы детей)

Воспитатель: Водитель автобуса, заводи мотор, поехали. (песенка)

Воспитатель: Новая остановка «Веселая» Можем выйти из автобуса и поиграть.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход игры:

Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Воспитатель: Проходите в автобус садитесь на свое (песенка) 

                              (мотор глохнет)

Воспитатель: Что случилось водитель?

Водитель: Автобус сломался.

Воспитатель: Что делать, пассажиры?

Пассажиры: Вызываем механиков.

Воспитатель: (Звоню на СТО механикам по ремонту машин) Что ж ребята, пока механики проводят ремонт, приглашаю на травке посидеть и загадки отгадывать

(выходим из автобуса, отгадывают загадки)

Правила движения

Знает, без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

(механики ремонтируют автобус)

Воспитатель: Спасибо, мастерам-механикам. Мы отправляемся дальше. Пассажиры занимайте свои места. Механиков тоже приглашаем с нами в кинотеатр.

Все сели. Поехали дальше.

                             Звучит «Колесики, колесики»

Воспитатель: Вот и конечная остановка. (выходим из автобуса)

На нашем пути пешеходный переход и светофор.

Это строгий Светофор,

Служит на дорогах,

С ним знаком любой шофёр

И пешеходы тоже.

Дежурит он и день, и ночь,

Нет выходного дня,

Глаза его не знают сна,

Не устают мигать.

Для пешехода разрешает,

Идти лишь на зелёный свет,

А если красным замигает,

Идти нельзя! Всегда запрет!

Воспитатель: Наш кинотеатр на другой стороне улицы. Как мы будем переходить? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, но при этом внимательно следить за огоньками светофора

(вместе с детьми.)

Воспитатель: Вот мы благополучно добрались до кинотеатра для просмотра мультфильма. А по дороге люди каких профессий нам помогли?(водитель, кондуктор, инспектор ДПС, автомеханики) Скажем им спасибо за их труд и заботу.

Приглашаю всех в кинотеатр, мультфильм начинается!