Кружок "Фантазеры"

Ковлакова Жанна Николаевна

Кружок по рисованию в младшей группе ( в нетрадиционной технике).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кружка32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №1, корпус №4 «Солнышко» г Пудожа Республики Карелия.

Рабочая программа кружка “Фантазеры”

(“Нетрадиционная техника рисования в развитии личности дошкольника”)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ковлакова Ж.Н.

2022-2023 г.г

Содержание рабочей программы.

              I.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

  • образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • учебно - методического пособия Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
  • практического пособия для воспитателей Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

Программа имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества; самодельные, природные  и бросовые инструменты для нетрадиционного рисования.

Для реализации программы имеется:

  • нетрадиционные материалы и инструменты для работы;
  • наглядные пособия;
  • методическая литература.

Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Цель программы:  

Создание условий для развития социально-нравственных качеств личности ребенка через нетрадиционные способы рисования,эксперементирование с различными материалами и инструментами.

Задачи:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
  •  Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

Сухомлинский.

Рисование всегда интересовало детей. Каждый ребенок-это художник. Главное нужно помочь ему открыть свои творческие способности, помочь открыть душу навстречу прекрасному, помочь осознать свою значимость в этом мире. Рисунки детей – это мир ярких, удивительных образов; мир фантазии, оригинальности, непосредственности. Часто для этого недостаточно традиционных способов и средств. Поэтому использование нетрадиционных техник рисования помогает наиболее ярко развивать воображение, творческое мышление, активность. С их помощью можно показать необычные сочетания материалов и инструментов; ощутить незабываемые эмоции от  полученного результата; раскрыть новые возможности использования обычных предметов в качестве художественного материала. Этот процес позволяет раскрыть себя,учит наблюдать и фантазировать

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний детей о предметах, их использовании, о материалах, способах их применения. Также позволяет экспериментировать, развивает тактильную чувствительность. В процессе рисования обогащается и активизируется словарный запас. Нетрадиционные техники рисования требуют соблюдения последовательности выполнения, а значит, дети учатся планировать свою работу.

III.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 1 год.

Возраст детей 3-4 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май, во второй половине дня.

Продолжительность занятий 10-15 минут.

Год обучения

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Количество детей в группе

первый

4 занятия

36

18

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление совместной деятельности, развивающих организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Практическая часть:

На каждом занятии используется различные методы

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  •  наглядные
  • практические
  • игровые

Все занятия строятся по одному плану.

  • Подготовка к занятию (установка на работу).
  • Повторение правил пользования материалом; правил техники безопасности.
  • Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.);
  • Показ образца;
  • Рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • Повторение последовательности выполнения;
  • Выполнение работы.

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

Принципы реализации программы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Работа с родителями:

Консультирование через страничку в соцсети, индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, семейных клубов, мастер-классов.

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по данной программе:

  • Обогащаются знания детей о предметах, их использовании, о материалах, способах их применения.
  • Обогащается и активизируется словарный запас.
  • Развивается мелкая моторика рук, тактильная чувствительность;
  • Улучшается цветовосприятие, концентрация внимания;
  • Повышается уровень воображения и самооценки.
  • Расширяется и обогащается художественный опыт.
  • Учатся планировать свою работу.
  • Формируется эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

VI.УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

*- см. Л.Г. Брозаускас “Расчудесные ладошки” (в дальнейшем указывается только страница из этой книги)

Тема занятия

Задачи

Оборудование

СЕНТЯБРЬ.

1

“Горошинки на зонтике.” (рисование пальчиком)

Учить украшать зонтик простым узором, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Гуашь, салфетки

2

“Ветка рябины” (рисование пальчиком)

Продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе.

Гуашь, салфетки

3

“Два петушка”(рисование ладошкой) * стр.10

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой.

4

“Осенний пейзаж”( печать листьями)

Познакомить с новой техникой рисования; показать детям возможность получения изображения с помощью листьев;
развивать творческое мышление и воображение; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. 

Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой. Листья.

ОКТЯБРЬ.

5

“Ежик” (рисование ладошкой)*

стр.34

Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой.

6

“Яблоки на тарелке”( печать штампом из яблока)

Познакомить со способом изображения «штампование». Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой. Половина яблока на каждого ребенка.

7

“Лес” (рисование ладошкой)*

стр.30

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (листва, ствол). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой.

8

“Грибок” (печать штампом из картофеля)

Показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа; развивать творческое мышление и

воображение; знакомить с понятием «натюрморт».
воспитывать интерес  к художественному творчеству.
воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. 
вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования

Готовые нарисованные лукошки, овальные печатки из картофеля, гуашь коричневого цвета, емкости для печати, игрушечная белка.

НОЯБРЬ.

9

«По замыслу (карельский орнамент пальчиком)».

Совершенствовать умения и навыки в работе в нетрадиционных изобразительных техниках

.

Краска, влажные салфетки

10

“Рыбка” ( рисование ладошкой)* стр.40

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони (пальцы сложены вместе) и дорисовывать их до определенного образа (рыбка). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой.

11

“Дерево в снегу” (рисование ватными палочками)

Учить рисовать с помощью ватных палочек (метод тычка), развивать интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений. Познакомить с особенностями зимней природы. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать любовь к художественному творчеству.

Гуашь, салфетки, ватные палочки.

12

“Салют” (рисование жесткой кистью методом тычка)

Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета). Развивать эстетическое восприятие.

лист с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация салютов.

ДЕКАБРЬ.

13

“Цыпленок” (трафаретное рисование)

Учить рисовать с помощью трафаретов и губки

Краски, трафареты елок на каждого ребенка, губка на каждого.

14

“Елочка”(трафаретное рисование)

Продолжать учить рисовать с помощью трафаретов и губки

Краски, трафареты елок на каждого ребенка, губка на каждого.

15

“Шарики на елочку”(рисование солью и акварелью)

Знакомить с техникой рисования клеем ПВА и солью.

Картон, клей ПВА, соль, акварель, кисточки или пипетки.

16

(Рисование мыльными пузырями)

Помочь детям освоить новый способ рисования и правильным использованием материала ( трубочки для коктейля и пузырьками)

Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды.

ЯНВАРЬ.

17

“Снежинки”( рисование солью и акварелью)

Знакомить с техникой рисования клеем ПВА и солью.

Картон, клей ПВА, соль, акварель, кисточки или пипетки.

18

“Львенок”( рисование вилочкой)

Знакомить с новым нетрадиционным способом рисования ( вилочкой)

Желтый картон, черный фломастер, вилочка, густая оранжевая гуашь, клей.

19

«Рисуем, что хотим».( Разные)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

20

“Панда” (рисование вилочкой)

Знакомить с новым нетрадиционным способом рисования ( вилочкой)

Цветной картон, черный фломастер, вилочка, густая белая гуашь, клей.

ФЕВРАЛЬ.

21

“Заснеженное дерево” (рисование мятой бумагой)

Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук.

Лист бумаги писчей, белая гуашь, силуэт дерева на каждого ребенка.

22

“Сова белая ( полярная)” (рисование мятой бумагой)

Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук.

Лист бумаги писчей, белая гуашь, силуэт дерева на каждого ребенка.

23

“Зайчик”(рисование жесткой кистью  методом тычка)

Продолжать знакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (белый). Развивать эстетическое восприятие.

лист с нарисованными силуэтом зайца,, гуашь белого и черного цвета, принадлежности для рисования, иллюстрация зайцев.

24

“Медвежонок” (рисование жесткой кистью методом тычка)

Продолжать знакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (коричневый). Развивать эстетическое восприятие.

лист с нарисованными силуэтом зайца,, гуашь коричневого и черного цвета, принадлежности для рисования, иллюстрация медведей.

МАРТ.

25

“Мимоза для мамы” (рисование ватными палочками методом тычка)

Продолжать учить рисовать с помощью ватных палочек (метод тычка) Развивать мелкую моторику, развивать воображение.

Лист бумаги с нарисованным стеблем мимозы,  ватные палочки, гуашь (желтая, зеленая),  иллюстрации мимозы.

26

“Арбузик”

 Рисование “пухлыми “ красками (пена для бритья и клей ПВА)

Познакомить с техникой рисования пеной для бритья и гуашью.

клей ПВА с гуашью и пена для бритья. 

27

“Рожок с мороженным”

Рисование “пухлыми “ красками (пена для бритья и клей ПВА)

Познакомить с техникой рисования пеной для бритья и гуашью.

клей ПВА с гуашью и пена для бритья

28

«Рисуем, что хотим».( Разные)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

АПРЕЛЬ

29

Монотипия

Знакомитть с техникой нетрадиционного рисования- монотипией.

Целофан, гуашь, лист бумаги

30

“Космическое путешествие” (граттаж)

Знакомитть с техникой нетрадиционного рисования-граттаж

картон, цветные восковые мелки, чёрная гуашь, стеки для лепки.

31

“Морское путешествие” (монотипия,кляксография,пуантилизм с использованием песка и деталей конструктора как штампа)

Знакомитть с техникой нетрадиционного рисования-кляксография,

пластиковая поверхность, гуашь, песок, клей, детали конструктора

32

«Одуванчики». Тампонирование поролоном

Закрепить технику печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком. Воспитывать интерес, аккуратность

Желтая и зеленая гуашь, печатки, плотные листы, салфетки.

МАЙ.

33

“Праздничный салют”

(отпечаток втулкой )

Познакомить с новым способом рисования картонными втулками

 (метод штампования)

Втулки с надрезанными краями, гуашь разных цветов, силуэты Спасской башни.

34

«Цветочки на лугу»( Восковые мелки + акварель)

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

35

“Зайчата” ( рисование втулкой)

Познакомить с новым способом рисования картонными втулками

 (метод штампования)

Втулки с сделанным из них силуэтом зайца (голова и уши), гуашь белогоцвета.

36

«Рисуем, что хотим».( Разные)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

VIII. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.

Л.Г. Брозаускас “Расчудесные ладошки”

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.