Кружок "Фантазеры"
Кружок по рисованию в младшей группе ( в нетрадиционной технике).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №1, корпус №4 «Солнышко» г Пудожа Республики Карелия.
Рабочая программа кружка “Фантазеры”
(“Нетрадиционная техника рисования в развитии личности дошкольника”)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ковлакова Ж.Н.
2022-2023 г.г
Содержание рабочей программы.
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- учебно - методического пособия Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
- практического пособия для воспитателей Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
Программа имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества; самодельные, природные и бросовые инструменты для нетрадиционного рисования.
Для реализации программы имеется:
- нетрадиционные материалы и инструменты для работы;
- наглядные пособия;
- методическая литература.
Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Цель программы:
Создание условий для развития социально-нравственных качеств личности ребенка через нетрадиционные способы рисования,эксперементирование с различными материалами и инструментами.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
Сухомлинский.
Рисование всегда интересовало детей. Каждый ребенок-это художник. Главное нужно помочь ему открыть свои творческие способности, помочь открыть душу навстречу прекрасному, помочь осознать свою значимость в этом мире. Рисунки детей – это мир ярких, удивительных образов; мир фантазии, оригинальности, непосредственности. Часто для этого недостаточно традиционных способов и средств. Поэтому использование нетрадиционных техник рисования помогает наиболее ярко развивать воображение, творческое мышление, активность. С их помощью можно показать необычные сочетания материалов и инструментов; ощутить незабываемые эмоции от полученного результата; раскрыть новые возможности использования обычных предметов в качестве художественного материала. Этот процес позволяет раскрыть себя,учит наблюдать и фантазировать
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний детей о предметах, их использовании, о материалах, способах их применения. Также позволяет экспериментировать, развивает тактильную чувствительность. В процессе рисования обогащается и активизируется словарный запас. Нетрадиционные техники рисования требуют соблюдения последовательности выполнения, а значит, дети учатся планировать свою работу.
III.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 год.
Возраст детей 3-4 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май, во второй половине дня.
Продолжительность занятий 10-15 минут.
Год обучения | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Количество детей в группе |
первый | 4 занятия | 36 | 18 |
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление совместной деятельности, развивающих организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Практическая часть:
На каждом занятии используется различные методы
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Все занятия строятся по одному плану.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение правил пользования материалом; правил техники безопасности.
- Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.);
- Показ образца;
- Рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- Повторение последовательности выполнения;
- Выполнение работы.
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
Принципы реализации программы:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Работа с родителями:
Консультирование через страничку в соцсети, индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, семейных клубов, мастер-классов.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе:
- Обогащаются знания детей о предметах, их использовании, о материалах, способах их применения.
- Обогащается и активизируется словарный запас.
- Развивается мелкая моторика рук, тактильная чувствительность;
- Улучшается цветовосприятие, концентрация внимания;
- Повышается уровень воображения и самооценки.
- Расширяется и обогащается художественный опыт.
- Учатся планировать свою работу.
- Формируется эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
VI.УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
*- см. Л.Г. Брозаускас “Расчудесные ладошки” (в дальнейшем указывается только страница из этой книги)
№ | Тема занятия | Задачи | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ. | |||
1 | “Горошинки на зонтике.” (рисование пальчиком) | Учить украшать зонтик простым узором, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Гуашь, салфетки |
2 | “Ветка рябины” (рисование пальчиком) | Продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе. | Гуашь, салфетки |
3 | “Два петушка”(рисование ладошкой) * стр.10 | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой. |
4 | “Осенний пейзаж”( печать листьями) | Познакомить с новой техникой рисования; показать детям возможность получения изображения с помощью листьев; | Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой. Листья. |
ОКТЯБРЬ. | |||
5 | “Ежик” (рисование ладошкой)* стр.34 | Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. | Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой. |
6 | “Яблоки на тарелке”( печать штампом из яблока) | Познакомить со способом изображения «штампование». Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой. Половина яблока на каждого ребенка. |
7 | “Лес” (рисование ладошкой)* стр.30 | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (листва, ствол). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой. |
8 | “Грибок” (печать штампом из картофеля) | Показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа; развивать творческое мышление и воображение; знакомить с понятием «натюрморт». | Готовые нарисованные лукошки, овальные печатки из картофеля, гуашь коричневого цвета, емкости для печати, игрушечная белка. |
НОЯБРЬ. | |||
9 | «По замыслу (карельский орнамент пальчиком)». | Совершенствовать умения и навыки в работе в нетрадиционных изобразительных техниках . | Краска, влажные салфетки |
10 | “Рыбка” ( рисование ладошкой)* стр.40 | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони (пальцы сложены вместе) и дорисовывать их до определенного образа (рыбка). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, салфетки, кисти, баночки с водой. |
11 | “Дерево в снегу” (рисование ватными палочками) | Учить рисовать с помощью ватных палочек (метод тычка), развивать интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений. Познакомить с особенностями зимней природы. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать любовь к художественному творчеству. | Гуашь, салфетки, ватные палочки. |
12 | “Салют” (рисование жесткой кистью методом тычка) | Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета). Развивать эстетическое восприятие. | лист с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация салютов. |
ДЕКАБРЬ. | |||
13 | “Цыпленок” (трафаретное рисование) | Учить рисовать с помощью трафаретов и губки | Краски, трафареты елок на каждого ребенка, губка на каждого. |
14 | “Елочка”(трафаретное рисование) | Продолжать учить рисовать с помощью трафаретов и губки | Краски, трафареты елок на каждого ребенка, губка на каждого. |
15 | “Шарики на елочку”(рисование солью и акварелью) | Знакомить с техникой рисования клеем ПВА и солью. | Картон, клей ПВА, соль, акварель, кисточки или пипетки. |
16 | (Рисование мыльными пузырями) | Помочь детям освоить новый способ рисования и правильным использованием материала ( трубочки для коктейля и пузырьками) | Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды. |
ЯНВАРЬ. | |||
17 | “Снежинки”( рисование солью и акварелью) | Знакомить с техникой рисования клеем ПВА и солью. | Картон, клей ПВА, соль, акварель, кисточки или пипетки. |
18 | “Львенок”( рисование вилочкой) | Знакомить с новым нетрадиционным способом рисования ( вилочкой) | Желтый картон, черный фломастер, вилочка, густая оранжевая гуашь, клей. |
19 | «Рисуем, что хотим».( Разные) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. |
20 | “Панда” (рисование вилочкой) | Знакомить с новым нетрадиционным способом рисования ( вилочкой) | Цветной картон, черный фломастер, вилочка, густая белая гуашь, клей. |
ФЕВРАЛЬ. | |||
21 | “Заснеженное дерево” (рисование мятой бумагой) | Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук. | Лист бумаги писчей, белая гуашь, силуэт дерева на каждого ребенка. |
22 | “Сова белая ( полярная)” (рисование мятой бумагой) | Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук. | Лист бумаги писчей, белая гуашь, силуэт дерева на каждого ребенка. |
23 | “Зайчик”(рисование жесткой кистью методом тычка) | Продолжать знакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (белый). Развивать эстетическое восприятие. | лист с нарисованными силуэтом зайца,, гуашь белого и черного цвета, принадлежности для рисования, иллюстрация зайцев. |
24 | “Медвежонок” (рисование жесткой кистью методом тычка) | Продолжать знакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (коричневый). Развивать эстетическое восприятие. | лист с нарисованными силуэтом зайца,, гуашь коричневого и черного цвета, принадлежности для рисования, иллюстрация медведей. |
МАРТ. | |||
25 | “Мимоза для мамы” (рисование ватными палочками методом тычка) | Продолжать учить рисовать с помощью ватных палочек (метод тычка) Развивать мелкую моторику, развивать воображение. | Лист бумаги с нарисованным стеблем мимозы, ватные палочки, гуашь (желтая, зеленая), иллюстрации мимозы. |
26 | “Арбузик” Рисование “пухлыми “ красками (пена для бритья и клей ПВА) | Познакомить с техникой рисования пеной для бритья и гуашью. | клей ПВА с гуашью и пена для бритья. |
27 | “Рожок с мороженным” Рисование “пухлыми “ красками (пена для бритья и клей ПВА) | Познакомить с техникой рисования пеной для бритья и гуашью. | клей ПВА с гуашью и пена для бритья. |
28 | «Рисуем, что хотим».( Разные) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. |
АПРЕЛЬ | |||
29 | Монотипия | Знакомитть с техникой нетрадиционного рисования- монотипией. | Целофан, гуашь, лист бумаги |
30 | “Космическое путешествие” (граттаж) | Знакомитть с техникой нетрадиционного рисования-граттаж | картон, цветные восковые мелки, чёрная гуашь, стеки для лепки. |
31 | “Морское путешествие” (монотипия,кляксография,пуантилизм с использованием песка и деталей конструктора как штампа) | Знакомитть с техникой нетрадиционного рисования-кляксография, | пластиковая поверхность, гуашь, песок, клей, детали конструктора |
32 | «Одуванчики». Тампонирование поролоном | Закрепить технику печатания поролоном, умение дорисовывать стебель и листочки пальчиком. Воспитывать интерес, аккуратность | Желтая и зеленая гуашь, печатки, плотные листы, салфетки. |
МАЙ. | |||
33 | “Праздничный салют” (отпечаток втулкой ) | Познакомить с новым способом рисования картонными втулками (метод штампования) | Втулки с надрезанными краями, гуашь разных цветов, силуэты Спасской башни. |
34 | «Цветочки на лугу»( Восковые мелки + акварель) | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. |
35 | “Зайчата” ( рисование втулкой) | Познакомить с новым способом рисования картонными втулками (метод штампования) | Втулки с сделанным из них силуэтом зайца (голова и уши), гуашь белогоцвета. |
36 | «Рисуем, что хотим».( Разные) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. |
VIII. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.
Л.Г. Брозаускас “Расчудесные ладошки”
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.