Национально - региональный компонент.

Ковлакова Жанна Николаевна

Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения"

2017-2018

1.Экскурсия "По улицам родного города" https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_177%2Fall

2.Экскурсия на интерактивную выставку музея -заповедника Кижи "Где живет загадка?"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_179%2Fall

3.Познавательное занятие " Прохождение экологической тропы"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_199%2Fall

4.Экскурсия в магазин.https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_207%2Fall

5.Экскурсия в музей на выставку "Музей одежды"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_215%2Fall

6.Занятия совместно с краеведческим музеем в рамках проекта "Край наш карельский, Пудожский"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_184%2Fall     https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_178%2Fall  https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_301%2Fall   https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_337%2Fall

2018-2019

7.Посещение выставки музея "Печь - хлопотать,сканцы катать"     https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_511%2Fall

8.В рамках проекта "Традиционные праздники русского народа" с краеведческим музеем прошел мастер - класс "Калитка из соленого теста"  https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_531%2Fall

9.В рамках проекта с краеведческим музеем "Традиционные праздники русского народа" прошло занятие "Покров - натопи избу без дров".   https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_525%2Fall

10 В рамках проекта с краеведческим музеем "Традиционые праздники русского народа" прошло занятие "В гости к игрушкам" .https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_588%2Fall

11.В рамках проекта с краеведческим музеем "Традиционные праздники руского народа" прошло занятие 'Куклы обереги"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_603%2Fall

12 В рамках проекта "Традиционные праздники русского народа" прошло занятие с краеведческим музеем "Зимняя сказка"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_607%2Fall

13 В рамках проекта с краеведческим музеем прошло занятие "Масленица"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_776%2Fall

14 Праздник "Карельские посиделки" https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_833

15 Экскурсия к памятнику выпускникам школы 1,погибшим в годы ВОВ.https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_924

16. Участие в велопараде города Пудожа.https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_954 

2019-2020 гг.

17. Поход.https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1075

18 Познавательное занятие по родному краю.  Тема "Карельская вышивка"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1149

19 Праздник "Встречай Масленицу!"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1380 

Дистанционная работа в условиях карантина по короновирусу.

20 Онлайн -познавательное занятие по родному краю "Национальный костюм"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1523 

21 Онлайн занятие по родному краю. Читаем карельскую сказку "Белка, рукавица, иголка" https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1729 

22 Народы Карелии" ( презентация)https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1731

22 Аудиосказки "Сборник карельских сказок"https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1742

23 Изучаем карельскую кухню ( коллаж )https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1829

24"Секреты бабушкиного сундука"( презентация) https://vk.com/club104608310?w=wall-104608310_1863      

 

2020-2022гг.

25 Акция "Покорми птиц" https://vk.com/club196902324?w=wall-196902324_1046%2Fall

26 Открытое занятие в 1 группе ранненго возраста "Знакомство с лесом и его обитателями" https://vk.com/club196902324?w=wall-196902324_457%2Fall  

27 Развлечение "Масленница" https://vk.com/club196902324?w=wall-196902324_458%2Fall 

 

2022-2023гг. 

28 Проект "Знакомство с карельским бытом и традициями" младшая группа. https://vk.com/album-196902324_286291924

             - рисунков "Улицы нашего города" https://vk.com/club196902324?w=wall-196902324_1756%2Fall

            -фотовыставке "На родной сторонушке" https://vk.com/club196902324?w=wall-196902324_1755%2Fall   https://vk.com/club196902324?w=wall-196902324_1748%2Fall

  29 Широкая Масленица. знакомство с праздником и его традициями.https://vk.com/club196902324?w=wall-196902324_1970%2Fall      https://vk.com/club196902324?w=wall-196902324_1972%2Fall 

 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Конспект

Экскурсии по улицам родного города в средней группе “ А”.

                                                               Провела Ковлакова Ж.Н., воспитатель 1кв. категории.

                                                                 05.10.2017г.

Программное содержание: Познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением. Обратить внимание на объекты (дома, дом творчества, административный центр, дом культуры, магазины, летний сад). Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице.  Закреплять знания, о правилах дорожного движения. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать чувство ответственности за свой город.

Предварительная беседа: Что такое улица? (дома, стоящие в ряд) Каждая улица имеет свое название. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер дома – это адрес. Для чего существуют адрес? Какие улицы нашего города вы знаете? Назовите свой адрес. С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий, расположенных на близлежащих улицах, как ориентиров предстоящей прогулки.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем путешествовать по улицам нашего города. По ходу следования, воспитатель обращает внимание детей на жилые дома и общественные здания, их назначения. По ходу следования обращает внимание детей на красоту улиц (деревья, зелёные насаждения, клумбы с цветами). Ведется беседа о бережном отношении к нашему городу, о стремлении быть полезным своему городу.

Воспитатель: Вот мы подошли к проезжей части. На, какие части делится улица? Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт. Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили? Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части. Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.) Какие деревья посажены на улице? Как нужно относиться к зеленым насаждениям? Тротуар – это пешеходная часть улицы. Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек). А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения. На какой свет мы будем переходить дорогу? Вспомните правила поведения пешеходов на улице?

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для движенья. (С. Михалков.)

На нашем пути встречается много магазинов. Какие магазины вы видите справа от нас, слева? Вы часто с родителями ходите в магазины? Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Обратить внимание на наличие урн для мусора.

На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.

Беседа после экскурсии. Какие здания встретились сегодня на нашем пути? Какие бывают дома? Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными. Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий?

Давайте подумаем, для чего люди строят здания?

Дома бывают разные:

Зеленые и красные,

Высокие и низкие,

Далекие и близкие,

Панельные, кирпичные,

Вроде бы обычные.

Дошкольные, лечебные.

Торговые, учебные,

Театры и жилые

Красивые такие!

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми об экскурсии, разделить детские впечатления, высказать свое мнение.



Предварительный просмотр:

Проект по реализации регионального компонента «Мой край родной – Пудожский».

Участники проекта: – дети средней группы “А”, родители, педагоги.

Тип проекта: – информационно-социальный, творческий, долгосрочный.

Срок реализации проекта: Сентябрь 2017 – май 2018г.

Руководитель:

 Логинова Светлана Васильевна, методист МКДОУ ДС высшей квалификационной категории.

Творческая группа:

Лукина Алина Анатольевна, специалист по культурному туризму Пудожского историко-краеведческого музея имени А.Ф.Кораблева.

Ковлакова Жанна Николаевна, воспитатель I квалификационной категории МКДОУ ДС № 45.

Берадзе Елена Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ ДС № 45.

Цель проекта:

 Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

4. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. Для педагога ДОУ:

Освоение проектного метода.

Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.

Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

2. Для детей:

Формирование более глубоких и полных представлений дошкольников об истории и культуре своей малой Родины.

Повышение уровня познавательного развития.

Развитие творческих способностей.

3. Для родителей:

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни детей.

Официальный сайт МКДОУ Д/С №45 "Солнышко" г. Пудожа РК

http://mdou45.dev.mediaweb.ru/news/2017/2646814205/

План занятий в средней “А” группе, совместно с краеведческим музеем в рамках проекта по реализации регионального компонента

«Мой край родной – Пудожский”

№ п/п

Дата проведения.

Время.

Тема занятия.

1

10.10.17г.

15.45

“Карелия. Край, в котором я живу”.

2

07.11.17г.

15.45

"Пудож исторический”.

3

05.12.17г.

15.45

“Пудожский фольклор”.

4

09.01.18г.

15.45

“Охота и рыбная ловля в Пудожском крае”.

5

06.02.18г.

15.45

“Сельское хозяйство в Пудожском крае”.

6

13.03.18г.

15.45

“Как рубашка в поле выросла”.

7

03.04.18г.

15.45

“Пасха. Светлое Христово Воскресенье”.

8

15.05.18г.

15.45

“Итоговое занятие”.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе МК ДОУ д/с №1, корпус “Солнышко”

Тема: ”В гости к Яше”

17.11.22г

Провела: Ковлакова Ж.Н. воспитатель высшей категории.

Задачи: Знакомить детей с бытом и традициями карельского народа. Познакомить с печью, как символом карельского быта; продолжать знакомить с малыми фольклорными формами (колыбельная, подвижные игры) Пополнить словарный запас детей новыми словами (горница, печь, скалка, чугунок, ухват, колыбель (люлька) и т. д.); Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к карельскому фольклору.

Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картинок с изображением карельского быта, знакомство с предметами быта (чугунок, скалка, ухват, самовар); знакомство с печью, как символом русского и карельского быта; изготовление макета печи совместно с воспитателем; творческая мастерская “Знакомство со скалкой”; чтение сказок, в содержании которых использовалась или есть печь, чтение карельских сказок; экскурсия в краеведческий музей “Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча”

совместно с родителями. Дидактическая игра “Раньше и сейчас”. Организация выставки предметов карельского быта и литературы по карельскому фольклору. Разучивание карельской подвижной игры “Сиди, сиди, Яша”; пудожской колыбельной.

 Оборудование: Импровизированная горница, макет печи, стол, лавка, самовар, предметы быта, колыбель, соленое тесто, скалки.

Ход занятия.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. (Дети рассаживаются на полу, на дорожках).

 

Вот нашлось для всех местечко,

А за мной теперь словечко

У меня для всех, для вас

Есть интереснейший рассказ!

Расскажу я вам про печку

И про скалку с чугунком.

Вы хотите это знать?

Мне рассказ свой начинать?

Посмотрите, что это? Это печь.

В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Печь была главной в доме, без неё не обходилась ни одна семья. Она не только обогревала жилище, но кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Если человек заболел, то лечили его с помощью печки. Самой распространённой болезнью, которую лечили русской печкой, являлась простуда. Для этого печь хорошо растапливали, а лежанку щедро посыпали лечебными травами и поливали водой, чтобы начинал идти пар. Сверху этой травяной подстилки укладывали рогожу или одеяло, а затем и самого больного, которого плотно укрывали. В итоге, простудившийся принимал ингаляцию, но как бы всем телом. Вот такая волшебная сила печи.

Посмотрите, сколько различных вещей у меня в избе. Может вы сами мне назовете некоторые из них и скажете. Для чего они использовались? Вот это, например, самовар. Он воду кипятит и получается вкусный чай. А это чугунок в нем готовится вкусная каша. А вот это ухват я им достаю чугунок из печи, чтобы не обжечь свои руки. А ещё я вам расскажу, чем я люблю заниматься. Я люблю прясть пряжу на своей прялке. Из пряжи я пряду с помощью веретена шерстяную нить и вяжу своему сыночку Яше теплые носочки.

Мой сыночек Яша маленький, но очень любит наблюдать как другие дети играют в различные игры. Самая любимая его игра “Сиди, сиди, Яша”. Это карельская народная игра. Вы  знаете ее? Давайте поиграем.

Подвижная игра “Сиди, сиди, Яша”

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – беги!

Хозяйка: устал мой Яшенька, спать захотел. Надо уложить его в колыбельку, да спеть колыбельную песенку, чтоб поскорее уснул мой сыночек.

Колыбельная (пудожская)

Кыш, да покыш,

Из-под печки бежит мышь.

Что ж ты, Яшенька, не спишь?

Спи-ка, Яшенька, не плачь,

Принесе мама калач.

Хозяйка: уснул мой сыночек. А тесто мое подошло, и я предлагаю вам помочь мне испечь калитки. Калитки-это традиционная карельская выпечка.

Карельские женщины говорили: «Калитка просит восьмерки». Чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов (мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка — картофель, крупа, толокно).Их пекли и пекут различной формы: круглые, овальные, четырех-, пяти-, шестиугольные и даже семиугольные. Края либо защипывали, либо загибали на 4 - 7 углов.

Калитки пекли по воскресеньям, а также в праздничные дни. Калитки и в наше время очень популярны в крае.

А вот и инструмент, который нам потребуется. А как вы думаете, это что? (скалка) Для чего она нужна?

Практическая часть “ Испечем калитки мы”

Дети подходят к столу, где приготовлено соленое тесто, доски и скалки. Показ воспитателя последовательности работы. Выполнение задания детьми.

Хозяйка: а теперь проверим, как вы запомнили предметы быта. Я буду называть, а вы находить этот предмет.



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в младшей группе “Знакомство с карельским бытом и традициями”

Воспитатель: Ковлакова Ж.Н.

Пояснительная записка

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (с 7 – 15 ноября 2022г.)

Возраст воспитанников: 3-4 года.

Участники: воспитатели, дети и родители.

Актуальность.

Воспитание будущего патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Через изучение культуры, обычаев и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Цель проекта:

расширять знания детей о культуре и быте карельского народа. Создать условия для формирования у детей познавательных, исследовательских и творческих способностей в процессе проектной деятельности; Приобщение к культуре праздников, традиций, развитие детских впечатлений и художественно-эстетического восприятия.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению воспитанников ДОУ к народной культуре;
  • Познакомить воспитанников с печью, как символом карельского быта;
  •  Познакомить детей со строением печи, её устройством и назначением частей;
  •  Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами (сказки, пословицы, частушки, поговорки);
  •  Расширить словарный запас воспитанников (труба, лежанка, ухват, чугунок);
  •  Расширить представление о народных традициях, обычаях;

Развивающие:

  • Развивать творческие способности воспитанников;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к народным традициям и обычаям

Ожидаемые результаты по проекту:

Пополнить знания детей о культуре и быте предков

- Расширить знания детей об использовании печи, предметами быта.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап.

  • Выдвижение целей
  • Разработка плана работы по проекту.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Подбор художественной литературы и иллюстраций.
  • Разработка конспектов.
  • Подбор подвижных игр.
  • Подбор тем бесед и творческих мастерских с воспитанниками.
  • Подбор материала для работы с родителями.
  • Изготовление макета печи.
  • Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

2. Основной этап.

Беседы:

“Моя малая Родина”

 “Карельская печка”

“Карельская изба”

“Предметы быта”

Показ презентации:

“Секреты бабушкиного сундука”

“Карельская горница”

Дидактические игры:

 “Что было раньше, что сейчас”

Пазлы “Собери предметы быта”

Чтение художественной литературы:

Карельские сказки (“Вол, медведь и лиса”, “Лапоток”, “Овод и козы”)

Художественно - эстетическая деятельность:

Изготовление макета печи.

Творческая мастерская “Знакомство со скалкой”

Рисование в нетрадиционной технике (пальчиком) “Карельская вышивка. Украсим сарафан куколке”

Музыкальная деятельность: 

Разучивание пудожской колыбельной.

 

Двигательная деятельность:

Разучивание карельской народной игры “Сиди, сиди, Яша”

Работа с родителями.

Сбор материала для выставки предметов быта (утвари), художественной литературы.

Экскурсия в краеведческий музей “ Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча”

Участие в выставке рисунков”Улицы нашего города”, фотоконкурсе “На родной сторонушке”

3.Заключительный этап

Проведение открытого занятия “В гости к Яше”

Создание презентации из опыта работы над проектом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Знакомство с карельским бытом и традициями” Краткосрочный проект в младшей группе МК ДОУ д/с №1, корпус “ Солнышко ” , воспитатель высшей категории Ковлакова Ж.Н. Ноябрь 2022г

Слайд 2

Тип проекта: познавательно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность : краткосрочный (с 7 – 15 ноября 2022г.) Возраст воспитанников : 3-4 года. Участники: воспитатели, дети и родители.

Слайд 3

Актуальность . Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Поэтому необходимо пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Слайд 4

Цель проекта: Формирование у детей представления о культуре и быте карельского народа. воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Слайд 5

Задачи: Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению воспитанников к народной культуре; Познакомить детей с печью, как символом карельского быта; ее строением, устройством и назначением частей; Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами (сказки, пословицы, колыбельные); Расширить и активизировать словарный запас воспитанников (труба, лежанка, ухват, чугунок, скалка, колыбель (зыбка), самовар, квашня и т.д.); Формировать представление о народных традициях, обычаях; воспитывать уважение и любовь к ним Развивать творческие способности воспитанников; Сплочение коллектива детей и родителей, участие семьи в подготовке мероприятий для детей , совместно с детьми .

Слайд 6

Ожидаемые результаты по проекту: Расширить знания детей об использовании печи, предметов быта. Пополнить знания детей о культуре и быте предков. Активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса.

Слайд 7

Этапы проекта 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап. 3. Заключительный этап

Слайд 8

Подготовительный этап. Выдвижение целей Разработка плана работы по проекту. Разработка и накопление методических материалов. Подбор художественной литературы и иллюстраций. Разработка конспектов. Подбор подвижных игр. Подбор тематики бесед и творческих мастерских с воспитанниками. Подбор материала для работы с родителями. Изготовление макета печи. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

Слайд 9

Основной этап. 1. Беседы, чтение художественной литературы 2 .Дидактические игры. 4. Творческие мастерские 5. Совместная и самостоятельная деятельность 6. Работа с родителями

Слайд 10

Беседы, чтение художественной литературы

Слайд 11

Дидактические игры.

Слайд 12

Творческие мастерские.

Слайд 13

Совместная и самостоятельная деятельность

Слайд 14

Работа с родителями

Слайд 15

Заключительный этап 1. Проведение открытого занятия “В гости к Яше” 2. Проведение родительского собрания-викторины “ Надо ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм ?” 3. Создание презентации из опыта работы над проектом

Слайд 16

Открытое занятие “В гости к Яше”

Слайд 17

Родительское собрание-викторина “ Надо ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм ?”

Слайд 18

Спасибо за внимание !