Технологическая карта урока ( с приложением).

Потрошилина Светлана Николаевна

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме :" Почва.Её состав и свойства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-18.docx96.58 КБ
Файл urok-18_prilozheniya_-_kopiya.docx73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Плотниковская  основная общеобразовательная школа»

 

Разработка  урока-исследования  по окружающему миру

3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Почва.Её состав и свойства.»

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0335112.wmf

                                                                                  Урок разработала:Потрошилина Светлана Николаевна ,

   учитель начальных классов МКОУ  «Плотниковская ООШ»

 2018  год                  

                                                                    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Предмет:

окружающий мир

Класс:

3

Тема:

почва .Её состав и свойства.

Цель   :

создать условия для формирования у учащихся представлений о почве ,её составе и свойствах.

Задачи:

Образовательная:

-сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

Развивающая:

-развивать умения работы с научным текстом и схемами,

-выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,

-делать выводы на основе проведенных опытов,

-развивать познавательный интерес.

Воспитательная:

-воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Основное содержание темы, термины и понятия:

представление  о почве, её составе и составах.

Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли.

Тип урока:

урок первичного представления новых знаний.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе. Знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли.  

Личностные:

-самоанализ и самоконтроль результата;

-самоопределение;

-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;

-в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

 -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы,  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в паре, группе.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Оборудование для практической работы.

Ресурсы методическое обеспечение

Литературное чтение

Технология

Изобразительное искусство

Фронтальная

В парах

Индивидуальная работа

Практическая работа

ПК, мультимедийный проектор.

Лупа, стаканы с водой, салфетки.

-Учебник – О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. Окружающий мир 3 класс,  ч.2,  стр. 35-38,

-Рабочая тетрадь по окружающему миру - О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. ч.2,  стр.12-14.

- Методическое пособие О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А. Царева, Москва Академкнига/Учебник 2012 «Окружающий мир», 3 класс.

- Интернет-ресурсы.

- Презентация.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Характеристика

деятельности учащихся

УУД

I этап.

Мотивация к деятельности 

Цель : мотивировать учащихся на изучение темы «Почва .Её состав и свойства»

II этап.

Актуализация знаний

Цель:  планировать воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового 

1 мин

7 мин

Слайд 1

Организационная минутка (эмоциональный настрой)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых,

Всех серьёзных и весёлых.

Тихо сели ,девочки!

Тихо сели ,мальчики.

Жил на свете мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил:«Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»А сам думает : «Скажет живая- я её умертвлю ,скажет мёртвая-выпущу».Мудрец, подумав ,ответил: «Всё в твоих руках».

- Ребята, на партах у вас лежат маршрутные листы ,исследовательские карты и листы оценивания ,в ходе нашей работы, не забывайте оценивать себя.

В добрый путь,ребята!

Слайд 2)

- Посмотрите на слайд и назовите данные предметы одним словом?  

Полезные ископаемые..Молодцы.

- А теперь мы проверим - на сколько хорошо вы усвоили полезные ископаемые?

Выполним тест (Приложение 1)

- Не забывайте себя оценивать.

Слайд 2 А

Слайд с правильными ответами теста.( Дети самостоятельно сравнивают  и оценивают себя)

Сделайте самопроверку и оцените себя по критериям:

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Проблемная ситуация

- Ребята, а сейчас послушайте внимательно рассказ, который называется «Чудесная кладовая»

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит  ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. (М.Ильин) (Слайд   )

- Какое чудо происходит в кладовой?

б) Определяется тема урока; постановка задач урока.

- Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название кладовой.

Слайд3

1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок)

2. Часть растения,  которая находится глубоко в земле. (Корень)

3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка)

4. Жидкость, которая необходима для каждого растения. (Вода)

5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук)

- Как называется кладовая? (Почва)

 Слайд 4

Смотрят и называют  (Полезные ископаемые)

Меняются тестами и проверяют.

Оценивают работу друг друга.

Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы.

Учащиеся путём работы в группе отгадывают кроссворд

Личностные:

Самоопределение

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в паре, группе.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в группе.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

III этап.

Учебно-познавательная деятельность

Цель –  вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. 

2 мин

Постановка темы и целей занятия.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Почва .Её состав и свойства.)

Слайд 5(Тема  урока:…)

- Как вы понимаете это слово почва ? (Почва – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь).

Кластер-  ла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.Например:

( Семья-папа,мама ,дочь,сын,бабушка,дедушка)

Слайд 6

Слайд 7

Работа со словарём .Почва-это..

Работа с учебником,стр.35

Вывод: Почва- верхний плодородный слой земли.

- Как вы думаете, а что мы с вами узнаем о почве? (Состав ,свойства почвы, что растения получают из почвы?)

- Какие задачи мы будем решать? (Узнаем состав почвы, к живой или неживой природе относится почва, как повышают плодородие почвы). 

 

Учащиеся путём предположения, работы в группе, отгадывания кроссворда формулируют тему урока, отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Личностные:

- мотивация и познавательный интерес к новому материалу.

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность  

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

23мин

Слайд 8

Изучение нового материала. Практическая работа.

1.Состав почвы.

        

Для этого я предлагаю вам сегодня побыть юными исследователями? Вы согласны? Тогда я буду вашим научным руководителем. ( Слайд     )

Приступим.

1.- Что нам предстоит сделать?  (провести   практическую работу по исследованию состава и свойств почвы)

2.- Какова  цель  нашего  исследования? (определить, что входит в состав почвы, какими свойствами обладает почва?) )

3.- Рассмотрите  оборудование, приготовленное для  практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов?  

4.-Инструктаж  по ТБ (Приложение 3)

5.-Приготовили исследовательские карты.

Исследование начинаем.

Слайд9

1. Внимательно прочитайте  инструкцию к первому опыту.

 Оборудование: комочек почвы, лупа

 Ход опыта:

 - Возьмите почву и рассмотрите ее под лупой. Что вы наблюдаете? (Есть остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных,т.е. перегной).

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она темнееи плодороднее.

Вывод: в состав почвы входят остатки корешков, листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных.

Слайд 10

2. Прочитайте инструкцию ко второму опыту.

Оборудование: стакан, вода, комочек почвы.

 Ход опыта :

 - Положи в стакан с водой комочек почвы.

-Какие изменения произошли?(Пузырьки)

 - Чем объясняется появление пузырьков воздуха?

 Вывод: в почве есть воздух. Для чего нужен воздух в почве? Чтобы дышали корни растений и мелкие животные, которые живут в почве.

- Молодцы! Фиксируем вывод в исследовательской карте.

Слайд 11

3. Прочитайте инструкцию к третьему опыту.

Оборудование: салфетка, почва, стакан с водой.

 Ход опыта:

Возьмите бумажную салфетку, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.) Что вы увидели на бумаге? Мокрое пятно.

Вывод: в почве есть вода. Слайд 13)???????

Слайд 12

4. Прочитайте инструкцию к четвёртому опыту.

Возьми стакан с водой .Насыпь в воду прокалённую почву. Что видите на поверхности воды? Земля осела.

Что видите на дне стакана?

На дно опустилось вещество рыжего цвета( глина), а затем серого( песок).

Слайд 13

Вывод - в почве есть глина ,глина,перегной.

5. Прочитайте инструкцию к пятому опыту.

 ( Проводит учитель!)

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместим на стекло. Подержим стекло на огне. Понаблюдайте, что происходит с водой? Что осталось на стекле?На что похоже?Попробуйте сделать вывод.

Вывод-в почве есть минеральные соли.(  Слайд 14)

Каждый вывод фиксируется в  исследовательской карте.

- На основе проделанных опытов по исследовательской карте попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы.  (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли).

-Выводы из исследовательской карты сравните с о слайдом

( Слайд 15)

 -А теперь сравните их с выводами в учебнике на стр. 37 нижний абзац.  

Физическая  минутка.  (Приложение 4)

2.Продолжим исследования и перейдём к следующему пункту плана «Свойства почвы».

( слайд      )

Слайд16 на все свойства

6. Прочитайте инструкцию к шестому опыту.

Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? 

Вывод:  почва сыпучая( запишите это свойство в таблицу)

7. Прочитайте инструкцию к седьмому опыту.

Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?

Вывод: способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.

– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.

8. Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

– А зимой? (Охлаждается)

Вывод: способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.

 (Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть– в таблицу)

– Какими свойствами обладает почва?

– Какое свойство главное?

9. У почвы есть ещё одно основное свойство (главное). Определить главное свойство почвы нам помогут слова: плоды и родятся. Выделите корни этих слов (плоды – корень плод, родятся – корень род). Соедините корни. Какое слово получилось ?Плодородие.

Вывод: основное свойство почвы-плодородие.

- Подведём итог. Какими свойствами обладает почва?  

(сыпучесть   водопроницаемость, теплопроводность, плодородие. – в таблицу)

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)

 Перегной-в нём содержатся

вещества, необходимые для роста и развития растений, без которых не бывает плодов.

- Посмотрите это значение в толковом словаре?

- Как вы считаете, нужен растениям плодородный слой?

Итог урока.

- Как вы думаете почва относится к живой или неживой природе? (к живой)

- А вот некоторые ученые считают, что почву нельзя отнести только к живой или только к неживой.

- Для этого найдите ответ на стр. 38 верхний абзац.

-Каковы же свойства почвы?

- Итак, ребята, давайте вернемся к нашему кластеру. В  начале урока наше представление о почве  очень простым.

В ходе нашего исследование мы узнали много нового и интересного. Давайте исправим и дополним кластер нашими выводами о почве. (слайд    )

Вывод: в почве содержится вода, воздух, глина и песок, минеральные соли.. Мы только что перечислили продукты, которые необходимы для жизни растений.  Скажите, что же содержится в почве, что обеспечивает в ней жизнь животных и растений? Итак, что же растения получают из почвы?

Вывод: 1. Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве.

2. Во-вторых, воду. Вместе с водой растения поглощают питательные вещества.

3. Остатки погибших растений, животных, перерабатывают бактерии и насекомые, и почва постоянно пополняется перегноем и

4.Минеральными солями. Следовательно, в почве имеются все вещества, необходимые для роста и развития растений.

-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)

-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Слайд 17

Как понимаете фразу: «Спасая почву ,мы спасаем себя и жизнь нашей планеты»

Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом  составляют алгоритм  выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в листе наблюдений, отчитываются  о проделанном опыте и наблюдении перед классом.  Заполняют листы самооценки.

Регулятивные:

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы,  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в  группе.

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

-в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

V этап.

Рефлексия деятельности  

Цель -  самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

4 мин

   - Урок наш заканчивается.

1. Хорошо! Оцените свою практическую деятельность.

(Учитель  помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.)

2. Оцените свою работу на уроке с помощью оценочного листа( розового цвета)

3.-Достигли ли мы цели урока?

-Что нового вы узнали на нашем уроке?

-Что было самым интересным?

-Какое значение для живой природы имеет почва?

-Какой вид работы на уроке вам понравился?

-О чем бы вы рассказали сегодня дома?

-Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?

Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!                                                            

Дети проводят самооценку по шкале,

приводят примеры применения полученных знаний в жизни.

Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VIэтап.  

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цель -  применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации  успеха.

3 мин

4.http://mypresentation.ru/documents/86874e9456a01060a30abbb7369e14e4/img12.jpg

Создание ситуации успеха.

Молодцы! Всем всё понятно. С заданиями справились.

- Итак, домашнее задание. В рабочей тетради стр.12-14. , Учебник стр.35-38. И творческое задание, можете подготовить доклад на тему «Что растения получают из почвы?»

Урок окончен.Всем спасибо за работу.

 Дети записывают домашнее задание.

Личностные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тест «Как разрушаются камни»

1. Что происходит с водой при превращении ее в лед?

a) Вода, превращаясь в лед, расширяется;

b) Вода, превращаясь в лед, сжимается;

c) С водой при превращении в лед ничего не происходит.

2. Что происходит с камнями при нагревании?

a) Камни при нагревании расширяются;

b) Камни при нагревании сжимаются;

c) С камнями при нагревании ничего не происходит.

3. За счет чего в скалах, и камнях образуются трещины?

a) За счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;

b) За счет остывания скал, камней по ночам;

c) За счет неравномерного расширения  и сжатия скал, камней.

4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

a) Животные;

b) Растения;

c) Грибы и микробы

5. Что образуется при разрушении скал, камней?

a) Песок и глина

b) Мрамор и гранит;

c) Вода и газ

Приложение 2

Урок%20по%20окружающему%20миру%20по%20теме%20_Что%20такое%20почва

 

Приложение 3

                        Требования безопасности во время занятий

  1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
  2. Пользоваться только исправным оборудованием.
  3. Не делать резких движений во время работы.
  4. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
  5. При работе осторожно обращаться со стеклянной посудой.
  6. При травматизме сообщите учителю, он окажет вам первую помощь.
  7. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.

Приложение 4

Упражнение для снятия физического напряжения и усталости на уроках.

                             «Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке.  Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь,  высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как  оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Приложение 5

Оценочный лист_________________________

                                    (Ф.И.обучающегося)

                               Моя успешность на уроке                                                                    

За тест-оценка,  в остальных колонках пишем «+» или  «-»

1

Оценка за тест

2

Вспомнил (а) ли я материал по теме : «Почва.Состав и её свойства»

3

Умею ли я находить новую информацию в тексте?

4

Умею ли я делать выводы?

5

Активно ли я работал(а) на уроке?

6

Подведи итог своей работы  на уроке

                

-Достиг ли ты цели?______________________________________________________________

-Для чего нужен материал, изученный сегодня на уроке?_____________________________

 

Приложение 6

           

                                      

            1.Открываю новые знания.

            2.Вспоминаю всё, что знаю.

        3.Применяю новые знания.

        4.Определяю основной вопрос урока.

         5.Проверяю себя.

        6.Оцениваю свою деятельность.

Приложение 7

Исследовательская карта ______________________________________________________

                                                           Ф.И. обучающегося

№ опыта

План проведения опыта

Выводы

Опыт 1

  • Рассмотрите почву через лупу.
  • Определите состав почвы.

Опыт 2

  • Возьмите стакан с водой.
  • Бросьте в стакан комок сухой почвы.
  • Что вы заметили?
  • Сделайте вывод.

Опыт 3

  • Возьмите бумажную салфетку.
  • Насыпьте на неё немного почвы.
  • Придавите её плотно к бумаге.
  • Стряхните почву в стакан с водой.
  • Что вы увидели на бумаге?

Опыт 4

  • Возьмите стакан с водой.
  • Насыпьте в воду прокалённую почву.
  • Что видите на поверхности воды?
  • Что видите на дне стакана?
  • Рассмотрите внимательно осадок.
  • Сделайте вывод.

Опыт 5

(проводит учитель)

  • Профильтруем воду, в которой долго находилась почва.
  • Несколько капель этой воды поместим на стекло.
  • Подержим стекло на огне.
  • Понаблюдайте, что происходит с водой.
  • Что осталось на стекле? На что это похоже?
  • Попробуйте сделать вывод.

Опыт 6

  • Возьмите почву в руки.
  • Что можно сделать с почвой?
  • Сформулируйте вывод.

Опыт 7

  • Возьмите стаканчик с воронкой.
  • Положите в воронку фильтр.
  • Насыпьте немного почвы и налейте воды.
  • Что произошло?
  • Сделайте вывод.

Самооценка   :      

«5»- 7  правильных ответов          «3»-4-3  правильных ответа

« 2»- 2-1правильный ответ        «4»- 6-5 правильных ответов

     

           Приложение8      

http://mypresentation.ru/documents/86874e9456a01060a30abbb7369e14e4/img12.jpg

Приложение  9

                   Помогите объяснить фразу :

 " Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь нашей планете!"

  1. В почву уходит много вредных веществ, ну ,например ,пальчиковые  батарейки. При их разложении в почву уходит много вредных веществ ,которые попадают в воду, ими питают все живые существа, которые потом болеют, мы их едим, мы же пьём эту воду .Потом эта вода испаряется ,переходит в осадки и также выпадает в виде различных вредных веществ (кислотные дожди).

2.Каждый день люди засоряют окружающую среду, в том числе и почву.  Например, стекло или пластиковые пакеты, которые люди выбрасывают каждый день! Поэтому нужно очень тщательно следить за безопасностью почвы планеты. Ведь если мы погубим почву то растения нужные нам для преобразования кислорода или культурные растения, например картошка не будут просто-напросто расти. Поэтому, спасая почву, мы спасаем себя и жизнь нашей планете!