Одаренные дети – кто они?
Предварительный просмотр:
Одаренные дети – кто они?
«Одарённость человека- это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» .Сухомлинский В.А.
Слова Сухомлинского В.А., которые я взяла эпиграфом для своей статьи, подтверждают то, что одарённый человек, словно яркая звёздочка, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Дорогие родители! Взгляните на своих детей. Посмотрите в их глаза. Может быть, перед Вами уникальный одаренный ребенок? Многие известные ученые, музыканты, художники проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны выдающиеся успехи в детстве А. Пушкина, И. Мечникова. Ф. Мендельсона и др. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. Часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Например, Исаак Ньютон плохо учился в школе, Уолт Дисней был уволен редактором газеты за то, что у него не было «хороших идей», а когда Томас Эдисон был мальчиком, то его учитель сказал ему, что он слишком глуп, чтобы что-нибудь выучить.
Одаренные дети. Кто они?
Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.
Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!
Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации.
Юные художники, творениями которых восхищается весь мир. Или математики, складывающие и умножающие в уме огромные числа. Маленькие спортсмены, достигшие уже значительных высот. Виртуозные музыканты, одухотворённо исполняющие сложнейшие произведения, зачастую недоступные даже взрослым. А ведь все они ещё совсем недавно делали первые робкие и неуверенные шаги в своей жизни. Одарённый ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Как разглядеть его, чтобы вовремя создать условия для его поддержки и развития? Многие родители считают своего малыша одарённым, но большинство детей - гении только в глазах своих мам и пап. Тем не менее, к некоторым детям действительно применимо слово «одарённый».
Есть несколько признаков, указывающих на одарённость Вашего ребёнка:
- хранение информации. Такие дети сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить её позже. Пример: шестилетний мальчик вернулся из музея космонавтики и нарисовал в деталях космическую ракету, которую он там видел.
- Обширный круг интересов. Одарённые дети проявляют интерес к самым разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься астрономией.
- Раннее чтение и письмо. Если ваш ребёнок одарён, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.
- Проявления в музыкальной или художественной сфере. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одарёнными. Так, например, дети, которые могут рисовать предметы в перспективе или имеют абсолютный музыкальный слух, попадают в категорию таковых
- Периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одарённые дети способны на это.
- Хорошая память. Некоторые одарённые дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте. Например, двухлетний малыш может вспомнить (без напоминания со стороны взрослых) эпизод, который случился с ним, когда ему было 1,5 года.
-Богатый словарный запас. Если ребёнок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одарённости, но если ваш малыш использует множество слов и активно составляет из них предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете. Например, обычно двухлетние дети говорят такими фразами «Там собачка». Одарённый ребенок может сказать: «В саду пушистая собачка. Она сморит на наши цветы».
- Внимание деталям. У одарённого ребёнка есть пристрастие к деталям. Ребёнок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребёнок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места. - Самокритичность. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одарённые же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе. Например, ребёнок, который выиграл соревнование по плаванию, может сказать: «Жаль, что я не улучшил свой собственный рекорд».
- Понимание сложных понятий.
Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях. В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственны следующие черты:
- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Одарённые дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
- Хорошо развитое чувство юмора. Одарённые дети обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят смешное там, где сверстники его не обнаруживают
- Попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам».
- Преувеличенные страхи. Это объясняется чрезмерной восприимчивостью и способность воображать.
Рекомендации родителям по работе с одарёнными детьми Хотелось бы, чтобы родители стремились развивать в своих детях следующие личностные качества:
- Уверенность, базирующуюся на осознании самоценности.
- Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
-Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
-Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
- Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
- Умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, национальностей и образовательных уровней.
Родители смогут создать прекрасные условия для развития этих качеств, если прислушаются к следующим рекомендациям:
- Дайте ребёнку время для размышления и рефлексии.
- Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одарённости и родителями других одарённых детей, чтобы быть в курсе современной информации.
-Старайтесь развивать способности ребёнка во всех сферах. Например, для интеллектуально одарённого ребёнка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.
- Избегайте сравнивать детей друг с другом.
- Дайте ребёнку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
- Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
- Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребёнок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
- Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребёнку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
- Дайте ребёнку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
- Не ждите, что ребёнок будет проявлять свою одарённость всегда и во всём. -Будьте осторожны, поправляя ребёнка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
-Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребёнку в его самовыражении.
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия Вашего ребёнка необходимы именно Ваша любовь и поддержка. Без заботы и внимания одарённость ребёнка может угаснуть. Давайте постараемся объединить свои усилия в деятельности по поддержке и развитию одарённых детей. И, возможно, таких детей станет больше.
На фото ребятами вместе с родителями защищают проекты.