Мир.Дружба.Память. " Урок доброты".
"Урок доброты" (Беседа к учебному фильму по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobroty.doc | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
«Урок доброты»
(Беседа к учебному фильму по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок)
Цель показа видеофильма - формирование толерантного отношения учеников начальной школы к детям с ограниченными возможностями здоровья .
В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ в их сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, важно в процессе просмотра видеофильма «Урок доброты» создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.
План урока:
Мини - лекция.
Сюжет первый.
Мини-обсуждение.
Сюжет второй.
Мини-обсуждение.
Сюжет третий.
Мини-обсуждение.
Просмотр оставшихся сюжетов, которые демонстрируют отношение государства, правительства к проблеме детей с ОВЗ.
Ход мероприятия:
- Мероприятие проходит в актовом зале школы. На него приглашены помимо учащихся 1-4 классов, также родители, педагоги и психолог. Очень много шаров, детских рисунков, фотографий Д.Плужникова, Веры Кращук, Д.Гурцкой
Показ фильма следует предварить мини-лекцией на тему «Кто нуждается в нашей помощи». (5-6 минут) Я один из вас и нуждаюсь в вашей помощи.
В лекции говорится о том, что в нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ. Главная их проблема заключается в том, что ребенок с инвалидностью не имеет связи с миром, у него нет возможности общаться со своими сверстниками, он не имеет возможности общаться с природой, тем более не имеет доступа к культурным ценностям.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это был путь и изменения духовной составляющей общества, где встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.
Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.
Дети с ОВЗ — категория, требующая к себе повышенного внимания со всех сторон. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.
Сейчас в современном обществе существует большая необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. С раннего детства дети с инвалидностью сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с детьми без инвалидности снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, происходит сужение активного жизненного пространства. В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогов направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Демонстрируется первый сюжет. Героем первого сюжета является победитель музыкального конкурса «Голос» Данила Плужников. В сюжете рассказывается о нелегкой жизни мальчика, который несмотря на ограниченные возможности здоровья, победил судьбу.
Проводится мини-обсуждение: Ведущий задает вопросы к учащимся:
Как вы думаете, кто помог Даниле победить в конкурсе «Голос»? (например, качества характера: выносливость, целеустремленность, трудоспособность; поддержка и помощь родителей и близких)
Судя по его рассказу, чего не хватает Даниле в жизни?
А вы хотели бы с ним дружить?
Что вы знаете о возможностях людей с ОВЗ?
Встречали ли вы людей с ОВЗ? Если “да”, то где? (да, например, в общественном транспорте, во дворе, в школе)
Сюжет второй. История мальчика с ОВЗ, который благодаря с знакомству с детьми-футболистами адаптировался в коллектив здоровых детей.
Мини-обсуждение:
Как вы думаете, каково человеку постоянно находиться в четырех стенах, не иметь друзей?
Как вы думаете, почему он редко выходил на улицу?
А как бы вы поступили, если в вашем дворе жил такой мальчик?
А вы часто встречаете людей в колясках?
А как ваши родители отнеслись к тому, если бы пригласили к себе домой мальчика в коляске?
«Кому и для чего нужны пандусы»?
«Что вы знаете об азбуке Брайля?»
«Кто вынужден пользоваться азбукой Брайля?»
Сюжет третий. История о девочках с синдромом Дауна, которым инклюзия дала возможность учиться в общеобразовательной школе. Сочинение лучше всех в классе написала Катя, на которую до этих пор одноклассники не обращали никакого внимания.
Мини – обсуждение сюжета: Темы для обсуждения:
«Дети с ОВЗ отличаются от нас только тем, что имеют ОВЗ».
«Они невероятно талантливы и мы не должны их отвергать».
«Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?»
«Какие эмоции вызывает у вас этот сюжет? Почему лучше учиться вместе?»
Просмотр остальных сюжетов, в которых принимают участие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, певица, общественный деятель Д.Гурцкая.
В заключении ведущий читает сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» и спрашивает у детей:
«А вы смогли бы поступить как Женя и отдать последний лепесток мальчику, нуждающемуся в помощи?»
Дискуссия с участием родителей, учащихся, педагогов и психолога. Присутствие родителей необходимо для того, чтобы они увидели, как их дети относятся к своим сверстникам, непохожим на них. Именно они, в первую очередь, влияют на негативное отношение детей к детям с ОВЗ.
Предполагаемые вопросы (вопросы задаются героями из серии фильма):
1. Смогли бы вы дружить с такими как мы?
2. Мы можем чему-то научиться друг у друга?
3. Что значит безбарьерная среда?
4. Для кого нужны пандусы?
5. В вашем классе учатся такие дети, как мы? Вы за или против?
Заключительное слово ведущего. Он обращается к присутствующим родителям, ведь они, зачастую, против общения своих детей с особыми детьми: «Необходимо, чтобы общество смотрело на людей с ОВЗ как на личности. Чтобы не возникало барьеров между людьми с инвалидностью и без. Эти дети могут нам дать то, что иным образом мы бы не получили. Необходимо чтобы здоровые дети умели с ними общаться. Надо приучать детей к этому. Это им будет полезно. Уметь общаться к теми, кто имеет меньше возможностей, чем они».