Мир.Дружба.Память. " Урок доброты".

Потрошилина Светлана Николаевна

"Урок доброты" (Беседа к учебному фильму по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobroty.doc35.09 КБ

Предварительный просмотр:

        Приложение 1

«Урок доброты»

(Беседа к учебному фильму по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок)


Цель показа видеофильма - формирование толерантного отношения учеников начальной школы  к детям с ограниченными возможностями здоровья .

В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ в их сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, важно в процессе просмотра видеофильма «Урок доброты» создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.

План урока:

Мини - лекция.

Сюжет первый.

Мини-обсуждение.

Сюжет второй.

Мини-обсуждение.

Сюжет третий.

Мини-обсуждение.

Просмотр оставшихся сюжетов, которые демонстрируют отношение государства, правительства к проблеме детей с ОВЗ.

                                                         Ход мероприятия:

  1. Мероприятие проходит в актовом зале школы. На него приглашены помимо учащихся 1-4 классов, также родители, педагоги и психолог.  Очень много шаров, детских рисунков, фотографий Д.Плужникова, Веры Кращук, Д.Гурцкой

Показ фильма следует предварить  мини-лекцией на тему «Кто нуждается в нашей помощи». (5-6 минут) Я один из вас и нуждаюсь в вашей помощи.

В лекции говорится о том, что в нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ. Главная их проблема заключается в том, что ребенок с инвалидностью не имеет связи с миром, у него нет возможности общаться со своими сверстниками, он не имеет возможности общаться с природой, тем более не имеет доступа к культурным ценностям.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это был путь и изменения духовной составляющей общества, где встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.  

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.

Дети с ОВЗ — категория, требующая к себе повышенного внимания со всех сторон. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.

Сейчас в современном обществе существует большая необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. С раннего детства дети с инвалидностью сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с детьми без инвалидности снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, происходит сужение активного жизненного пространства. В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогов направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Демонстрируется первый сюжет. Героем первого сюжета является победитель музыкального конкурса «Голос»  Данила Плужников. В сюжете рассказывается о нелегкой жизни мальчика, который несмотря на ограниченные возможности здоровья, победил судьбу.

Проводится мини-обсуждение: Ведущий задает  вопросы к учащимся:

Как вы думаете,  кто помог Даниле победить в конкурсе «Голос»? (например, качества характера: выносливость, целеустремленность, трудоспособность; поддержка и помощь родителей и близких)

Судя по его рассказу, чего не хватает Даниле в жизни?

А вы хотели бы с ним дружить?

Что вы знаете о возможностях людей с ОВЗ?

Встречали ли вы людей с ОВЗ? Если “да”, то где? (да, например, в общественном транспорте, во дворе, в школе)

Сюжет второй. История мальчика с ОВЗ, который благодаря с знакомству с детьми-футболистами адаптировался в коллектив здоровых детей.

Мини-обсуждение:

Как вы думаете, каково человеку постоянно находиться в четырех стенах, не иметь друзей?

Как вы думаете, почему он редко выходил на улицу?

А как бы вы поступили, если в вашем дворе жил такой мальчик?

А вы часто встречаете людей в колясках?

А как ваши родители отнеслись к тому, если бы пригласили к себе домой мальчика в коляске?

«Кому и для чего нужны пандусы»?

«Что вы знаете об азбуке Брайля?»

«Кто вынужден  пользоваться азбукой Брайля?»

Сюжет третий. История о девочках с синдромом Дауна, которым инклюзия дала возможность учиться в общеобразовательной школе. Сочинение лучше всех в классе написала Катя, на которую до этих пор одноклассники не обращали никакого внимания.

Мини – обсуждение сюжета: Темы для обсуждения:

«Дети с ОВЗ отличаются от нас только тем, что имеют ОВЗ».

«Они невероятно талантливы и мы не должны их отвергать».

«Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?»

«Какие эмоции вызывает у вас этот сюжет? Почему лучше учиться вместе?»

Просмотр остальных сюжетов, в которых принимают участие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, певица, общественный деятель Д.Гурцкая.

         В заключении ведущий читает сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» и спрашивает у детей:

«А вы смогли бы поступить как Женя и отдать последний лепесток мальчику, нуждающемуся в помощи?»

Дискуссия с участием родителей, учащихся, педагогов и психолога. Присутствие родителей необходимо для того, чтобы они увидели,  как их дети относятся к своим сверстникам, непохожим на них. Именно они, в первую очередь, влияют на негативное отношение детей к детям с ОВЗ.

          Предполагаемые вопросы (вопросы задаются героями из серии фильма):

1.        Смогли бы вы дружить с такими как мы?

2.        Мы можем чему-то научиться друг у друга?

3.        Что значит безбарьерная среда?

4.        Для кого нужны пандусы?

5.        В вашем классе учатся такие  дети, как мы? Вы за или против?

Заключительное слово ведущего. Он обращается к присутствующим родителям, ведь они, зачастую, против общения своих детей с особыми детьми: «Необходимо, чтобы общество смотрело на людей с ОВЗ как на личности. Чтобы не возникало барьеров между людьми с инвалидностью и без. Эти дети могут нам дать то, что иным образом мы бы не получили. Необходимо чтобы здоровые дети умели с ними общаться. Надо приучать детей к этому. Это им будет полезно. Уметь общаться к теми, кто имеет меньше возможностей, чем они».