Письменное представление системы работы .

Потрошилина Светлана Николаевна

Письменное представление системы работы по теме: " Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО" учителя начальных классов Потрошилиной Светланы  Николаевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx116.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Плотниковская ООШ»

Письменное представление системы работы по теме:

«Развитие детской одарённости в образовательной  сфере

в рамках ФГОС НОО» учителя начальных классов

Потрошилиной Светланы Николаевны

http://lavamoda.ru/wp-content/uploads/2015/09/171.jpg

                                                                       

2018 год

-Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри. Я –Потрошилина Светлана Николаевна, учитель начальных классов  первой категории

МКОУ « Плотниковская ООШ». Предлагаю Вашему вниманию материал по работе с одарёнными детьми. 

Цель: поделиться своим опытом, своими находками, чтобы коллеги могли по возможности использовать их в своей работе. Человек  я творческий, постоянно в поиске новых методов и форм работы, следую высказыванию Сократа :" Я не стыжусь учиться; я выспрашиваю выведываю, и питаю благодарность к тому ,кто мне отвечает, и никто не бывает у меня этой благодарностью обделён".

Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать. Я хочу начать своѐ выступление со слов В. А. Сухомлинского: « Одаренность человека - это маленький росточек,                                                                  едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания.                                                        Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Слова Сухомлинского В.А., которые я взяла эпиграфом для своей статьи, подтверждают то, что одарённый человек, словно яркая звёздочка, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Тема моего педагогического опыта: «Развитие детской одарённости в образовательной  сфере в рамках ФГОС НОО» .

1.Актуальность

В современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом .Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

Говоря о настоящем, мы не можем не думать и о будущем. А само будущее страны – в детях. Одаренные дети – это наше будущее.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?

И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.

2.Цель моей работы: создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства  деятельности, организацию пространства рефлексии. 

3.Для достижения цели решаются такие задачи:

-выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями;

-создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;

-организация работы с одарёнными детьми через систему учебной и внеучебной деятельности;

-развитие творческой одарённости обучающихся через систему дополнительного образования;

-раскрытие творческого потенциала личности;

-развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с различным уровнем одарённости;

-создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности.

4.Ценностные приоритеты.

В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности. Полагаю, что уместно сделать акцент на следующих ценностных приоритетах:

-формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-формирование уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

-развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

5.Основные категории одарённых детей:

По виду деятельности выделяют 5 групп:

1. Практическая одаренность:

- одаренность в ремеслах

- спортивная

- организационная

2. Познавательная одаренность:

- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)

 - научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)

3. Художественно-эстетическая одаренность:

- хореографическая

- сценическая

 литературно-поэтическая

- изобразительная

- музыкальная

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

 5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).

6.В системе  по организации работы с одаренными и талантливыми детьми я выделяю следующее содержание:

1. Выявление   одаренных и талантливых детей:

- анализ особых успехов и достижений ученика;

- диагностика потенциальных возможностей детей;

2. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание;
- включение в учебный план школы расширенного изучения  предметов школьной программы и предметов школьного компонента;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
-участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах школьного, районного тура. А также предметные дистанционные олимпиады.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

- тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

4. Поощрение одаренных детей:

- выдача грамот, дипломов и сертификатов за участие.

7.Работа с одарёнными детьми построена на следующих принципах:

-индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).

- принцип опережающего обучения.

 -принцип комфортности в любой деятельности. –

-принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

- возрастание роли внеурочной деятельности.

 - принцип развивающего обучения. –

-принцип добровольности.

8.Особенности детей и строится на следующих направлениях:

 Основные направления работы с одаренными детьми могут быть только

 - личностно-ориентированными. В настоящее время не существует единых утвержденных программ для работы с особенно выдающимися способностями. Невозможно и составить единый план для всех одаренных детей. Работа как в дошкольных учреждениях, так и в школе может проводиться по авторским методикам, усложненным задачам, собственным моделям ситуаций, из которых ребенок должен найти выход. Важно развивать в учащихся способность составлять собственные суждения, правильно оформлять свои мысли, развивать наблюдательность, исследовательский подход к обучению.

Второе направление работы с одаренными детьми –кружковая  и секционная деятельность. Занятие в специальных кружках и секциях позволят не только углубить свои знания, но и научиться взаимодействовать с ровесниками. Немаловажно для ребенка научиться дискутировать, отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный научный спор. Профильные кружки как нельзя лучше подходят для этих занятий.

Третье направление работы с одаренными детьми - формирование у учащихся высокой самооценки, уверенности в своих интеллектуальных или физических возможностях. Важно учить их активно использовать творческое начало в научной деятельности .

9.В своей работе с одаренными детьми я использую различные формы  работы: 

-индивидуальный подход на уроках;

-использование  элементов дифференцированного обучения;

-наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);

-разноуровневые задания (работа в парах, малых группах);

      -изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;

-общение с родителями;

-олимпиады, всероссийские конкурсы, викторины;

     -проектная деятельность учащихся;

- консультирование по возникшей проблеме; 

10.Методы:

-исследовательский; 
-частично-поисковый; 
-проблемный; 
-проективный;

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. 

Я  работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Развитие творческих способностей учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых дней обучения, я приучаю учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя « пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности. Главная задача учителя – содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться.

За 27 лет работы в школе у меня сложилась целостная система работы, направленная на развитие творческого потенциала. Может, эта система и не несет какой-либо новизны, но у меня есть результат, и этот фактор позволяет мне подытожить свою работу и поделиться опытом.

 11.Свою систему работы с одаренными я представляю в виде четырёх      слагаемых:

      Система работы ,направленной на развитие творческого потенциала

Учебная деятельность

Внеклассная работа

Сотрудничество с другими

организациями

Работа с родителями

-реализация принципов личностно-ориентированного образования         « Перспективная начальная школа».

-реализация авторских программ: «Одарённые дети» и « Умники и умницы»;

-участие  в конкурсах и олимпиадах;

-система внеклассных мероприятий;

-работа кружков и спортивных секций: «Умники и умницы», « Театральный сундучок»,                 « Правила дорожного движения».

-работа кружка

«Лыжные гонки» на базе          

МКОУДОД «Глядянская детско – юношеская спортивная школа», работа кружка «Музыкальный» на базе Плотниковского

Культурно-досугового объединения.

 индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания .    

Прокомментирую каждое ее составляющее.

12.Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Именно поэтому моя работа в данном направлении начинается с курса Г.Цукерман и А.Поливановой «Введение в школьную жизнь». Это реализация преемственности: дошкольное образовательное учреждение – начальная школа. Обучение в первом классе я начинаю с занятий, способствующих успешной адаптации к школьной жизни. Уже здесь на первых занятиях творческие задания из этого курса позволяют учителю выявить индивидуальные способности ребенка и спланировать в дальнейшем план работы над развитием творческих способностей у детей. Опыт показывает, что уже в самом начале обучения дети способны испытывать удовлетворения от напряженной умственной деятельности, радость от решения поставленных учебных задач. Важно добиться такого положения, когда двигателем процесса познания является желание учащихся узнать новое, неизвестное.

На сегодняшний день в моем 3 классе из 14 человек – 7ударников,причём 2 человека близки к тому, чтобы стать отличниками, 2 человека учатся с одной «3», а остальным ребятам нужно ещё потрудиться и поработать над собой.

С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия. Основные формы организации:

- урок – исследование;

- урок с элементами исследования;

- творческие мастерские.

Все задания носят поисковый характер: придумать, найти, составить, выбрать нарисовать. И как результат, такие задания развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности. Что же предполагает обучение по УМК «Перспективная начальная »?

Для ученика: хорошие современные учебники, по которым интересно и приятно заниматься: продуманная система работы по этим учебникам; отсутствие перегрузки; человечная атмосфера на уроке; развитие интеллекта и личности школьника; введение необходимых, но обычно отсутствующих предметов (информатика, риторика).

Для учителя: ответы на все сомнения и вопросы, которые возникают в процессе его профессиональной работы, продуманная система повышения квалификации, полное методическое обеспечение всех учебников, системное единство всех учебников и программ и в рамках одного класса и последовательных классах.

Технологические показатели урока

Наблюдаемые признаки личностной ориентации в

деятельности и поведении учителя

1.

Актуализация субъективного опыта учащихся

Учитель предлагает ученикам высказаться по

содержанию обсуждаемой темы

Учитель выявляет личностные смыслы учащихся по поводу

поступающей учебной информации

Учитель «подталкивает» ученика к проговору способа своей учебной работы

Учитель обращается к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой

проблеме.

2.

Создание на уроке ситуации выбора и успеха

Обсуждаются ситуации нравственного выбора

Предполагаются разноуровневые учебные задания

Используется рейтинговая система оценивания тех или иных

видов деятельности

Выражается поддержка учащимся, имеющим трудности в

освоении материала.

3

Введение учащихся в диалог

Учитель инициирует, поддерживает, поощряет высказывания учеников

Учителем ставятся проблемные вопросы

Излагаются разные точки зрения по обсуждаемому вопросу

Запрашивается «обратная связь» на разных этапах урока.

4

Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

Безоценочное обсуждение мнений учеников

(в том числе и ошибочных)

Время фронтальных методов работы незначительно

Часть своих функций учитель перепоручает ученикам

Функция учителя не авторитарная, а рекомендательная, консультационная.

Организация учебной деятельности на уроке по этим показателям помогает мне обеспечить подлинно творческую деятельность, при которой учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Все домашние задания носят дифференцированный характер. Одни закрепляют свои знания по учебнику, другие выполняют их из «Дидактического материала» ( входит в комплект учебников), а третьи и вовсе ( по желанию) готовят мини-проект на предложенную тему. Так учащиеся продвигаются в своем развитии индивидуально и отслеживают свой результат не в сравнении с другими учениками, а в отношении себя самого.(Приложение1-урок ,приложение к уроку,оформление) .

13.Реализую авторскую программу «Одаренные дети».  Цель программы:

-создать условия для выявления, поддержки      и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

-выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

-разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей;

-создание базы данных одарённых детей в рамках программы;

-внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

-развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума;

-подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. 

Программа содержит план работы с одаренными детьми. Я веду учет индивидуальных достижений детей на всех уровнях. (Приложение 2)

14.Авторская программа « Умники и умницы». Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Само название говорит о себе и моих детях. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для творческих детей в возрасте от 6 до 10 лет ,но его двери открыты для всех желающих.(Приложение 3)

15.Дети с большим удовольствием посещают спортивные  секции, музыкальный кружок и все остальные .

Есть ли польза для детей в посещении спортивных секций? Да, и ещё раз да! Конечно, польза есть, спортивные кружки положительно влияют на физическое развитие детей, выносливость, стойкость, формирует характер, ответственность. НО! Но каждый родитель должен помнить, что подбор спортивной секции должен выполняться индивидуально под каждого ребёнка

Музыкальный кружок проходит 1 раз в неделю ,где детей учат петь.

Для полноценных занятий от начинающего вокалиста необходимо желание и мотивация. Это- самое первое. Развить же можно любой голос. Однако следует учитывать начальный ресурс: легче и продуктивнее будут занятия с учеником, у которого хорошие задатки для обучения музыкой. Результаты есть.Дети занимают призовые места в школе, районе( Звёздочки Притоболья).(Приложение 4-достижения детей)

16.Работа с родителями.

Родители по желанию определяют в мой класс своих детей. В селе о каждом учителе родители знают все. Поэтому, определяя в мой класс своего ребенка, они уже знают, что скучать не придется. И первое, что я делаю, так это знакомлю их с авторской Программой «Одаренные дети». Родители заполняют анкету, в которой есть и такие поля: творческие способности. Это позже позволит мне составить индивидуальный план развития для каждого своего ученика. Нацеливаю родителей на этом же первом школьном собрание на охват дополнительным образованием: спортивными секциями; кружками в рамках своей школы и на базе Культурно досугового объединения. На классных родительских собраниях знакомлю с итогами не только учебной, но и творческой деятельности. Провожу совместные родительские собрания и праздники. Традиции: в конце каждого учебного года проводить совместные родительские собрания; защищать свои исследовательские работы тоже на родительском собрании. Большим стимулом в реализации поставленных задач при работе с одаренными детьми является личное портфолио ученика. Именно ведение личных портфолио в моем классе является чуть ли не главным средством на пути создания ситуации успеха. С первых школьных дней предлагаю родителям купить папки для ведения личного портфолио и вторую папку для хранения лучших творческих работ. На сегодняшний день протфолио моих третьеклассников стали на много больше от грамот, дипломов, проектов.

17.Портфолио ученика.

Структуру портфолио каждое учебное заведение определяет самостоятельно.

Информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказывать родители и классный руководитель.( Описание портфолио в приложении 5)

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

18Портфолио класса.

Портфолио содержит следующую информацию в Приложении 6.
 19.                           Учитель должен быть: 
1.непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; 
2.профессионально грамотным; 
3.интеллигентным, нравственным и эрудированным; 
4.владеть современными педагогическими технологиями; 
5.психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; 
6.иметь позитивную «Я – концепцию», быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным. 

20.                       При работе с одаренными детьми необходимо уметь: 
1.обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; 
2.стимулировать познавательные 
способности учащихся
3.работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; 
4.принимать взвешенные психолого-педагогические решения; 

5.анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 6.отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел. 

У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Учителю надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. Может это тепло и поможет учителю научить, развить, воспитать и уберечь. Во всяком случае, очень хочется в это верить.

 21. Список используемых источников:

  1. 1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
  2. Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

      3. Авторское изложение опыта работы с одаренными детьми.