Эссе
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе на тему: «Миссия педагога».
Без учителя, способного творить и понимать
творимое, путей к новой школе быть не может.
Шацкий С.Г.
На свете есть много разных профессий, все они нужные и интересные. И выбрать какую-то одну – дело непростое. И к этому вопросу я подошла обдуманно, осознавая, что от правильного выбора будущей профессии зависит дальнейшая моя жизнь.
Выбор моей профессии был определен с детства. Я любила играть «в школу» то с куклами, то с сёстрами. Мне очень нравилось быть учителем: что-то рассказывать, объяснять, показывать.
Когда поступала в Куртамышское педагогическое училище, то, скорее всего, не понимала, что сделала важный выбор в своей жизни. Позднее, решив продолжить образование, я, не задумываясь, выбрала Шадринский государственный педагогический институт. Наверное, именно тогда пришло осознание, что педагогика – мое призвание!
Учитель…Это самая гуманная, нужная и творческая профессия».
Двадцать семь лет назад я пришла в Украинскую малокомплектную школу. Первый день сентября для меня был радостным праздником- я вошла в школу как учитель. Перед собой я увидела любопытные глаза детей, ловящие каждое мое слово, мой взгляд, мой жест. Глаза, готовые вместить в себя весь мир. Я испытала такое волнение. Оно было смешано с чувством ответственности перед коллегами, ребятами, их родителями. И я впервые подумала «смогу ли я стать хорошим учителем»? Ведь требования к учителю очень высокие.
Быть учителем – это не только возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Моя задача, как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребенку проявить свои лучшие качества, раскрыть себя. И когда ты видишь результат своей работы, то не жалеешь ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.
Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа — не просто работа, это смысл жизни. Я не работаю в школе, я там «живу». Нельзя закончить урок, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих учеников, вернувшись домой. Каждый день и каждый час я думаю о них.
Моя жизнь — это постоянное познание нового и ежедневное творчество. Постоянно что-то искать, изучать, постигать современный мир, быть в курсе происходящего в нашей стране и в мире, слушать современную музыку и знать секреты подростков. Как это здорово! Такой ритм не дает стареть ни морально, ни физически.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Нужен нелегкий и упорный труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности.
Слова мудреца : « Всё в твоих руках»-стали путеводителем для меня и моих детей .Каждый ребёнок верит, что сможет сам, что всё в его руках. А для этого нужно много трудиться, много знать.
Знание. Именно их требует от человека наше время.
На протяжении многих лет я даю детям глубокие, прочные, современные знания.
Главное в моей работе «гореть, а не тлеть». Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге учителя. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию.
Всем известно изречение древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Наиболее успешны именно те учителя, кто не забыл эту простую истину. Я убеждена в том, что подлинное право на учительство – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание. Моё призвание быть учителем, повышающим мотивацию и качество знаний учащихся через творческую деятельность. Профессионализм + творчество.
Существует мнение, что любовь можно воспитать только любовью, доброту – добротой, совесть – совестью... Значит, творчество можно развивать только творчеством? Я полностью согласна с этим. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дать шанс творить ученикам так важно.
Профессиональный стандарт призывает, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Очень важными качествами современного педагога являются его креативные способности, желание преодолеть традиционность в процессе обучения (в начальной школе особенно). Мой многолетний опыт показывает, что творческая активность не имеет прямой зависимости от возраста учителя, от стажа его преподавательской деятельности. Творческая активность в значительной мере способствует личностному росту педагогов, поскольку разрушает многие стереотипы. Мне легко преодолевать стереотипы и я готова воспринять и реализовать в своей работе то, что интересно детям именно сегодня.
Без творчества учителя не может раскрыться и творчество ученика.
В любом классе есть творчески активные, любознательные дети, которые часто задают вопросы: «Почему? Как? Где?». Они стремятся к новым знаниям, ищут ответы. Моя задача – выявлять таких детей, расширять их кругозор, содействовать развитию познавательных интересов, изучать и использовать новые технологии обучения, создавать все условия для развития детской одарённости в образовательной сфере.
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «одарённость».
Вот поэтому на уроках, внеклассных занятиях, кружках я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.
Я считаю, что в творчестве должно осуществляться самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, оригинальность, выражающая индивидуальные склонности, способности и опыт ученика.
Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.
Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.
Я- счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь.
Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом. Это и есть особая миссия педагога.
« Учитель-свеча, которая светит другим ,сгорая сама» Джованни Руффини