2.1.Формулирование диагностических целей профессиональной деятельности, связанных с образование обучающихся

Полежай Елена Александровна

Формулирование диагностических  целей профессиональной деятельности, связанных с образование обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypiska_dlya_roditeley.docx35.42 КБ
Файл ikr_shkolnika.docx77.72 КБ
PDF icon muzey.pdf75.78 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx26.85 КБ
Microsoft Office document icon uchebno_-_tem.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫПИСКА ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА

(Ф.И.О. ребенка, класс, наименование образовательной организации)

  1. Сформированность универсальных учебных действий (выделенная зона соответствует среднему уровню).

(результат на момент выпуска/выбытия из образовательной организации)

II. Выявление задатков и наклонностей учащегося

Задатки и наклонности учащегося

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

(знаком «+» отмечаются преобладающие направления)

1

Интеллектуальные

2

Логико - математические

3

Естественно-технические

4

Творческое мышление

5

Двигательно – спортивные

6

Музыкально – исполнительские

7

Художественно – изобразительные

8

Лидерско – коммуникативные

9

Лингвистическо – филологические

10

Театрально – артистические

Информация об участии ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах

Внеурочная деятельность_____________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное образование _________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, соревнованиях и т.д.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть)

Показатели

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

  1. Адаптация к обучению в школе (заполняет классный руководитель)

(для 1 классов и вновь поступивших в школу)

Учебная активность

Усвоение программных материалов

Поведение на уроке

Поведение на перемене

Отношения с одноклассниками

Отношения с учителем

Общий уровень адаптации к школе

  1. Познавательная сфера  (заполняет педагог-психолог)

Сформированность мыслительных операций, уровень развития памяти, внимания.

  1. Мотивационная сфера (заполняет педагог-психолог)

Особенности учебной мотивации

  1. Эмоционально-волевая сфера (заполняет социальный педагог)

Типичные эмоциональные реакции, особенности поведения

Эмоциональное состояние в школе

Социометрический статус

  1. Речевое развитие (заполняет учитель-логопед)

Особенности развития речи

IV. Готовность младшего школьника к обучению в основной школе.

(заполняется классным руководителем на выпускника начальной школы

с учетом развития УУД, результатов диагностических работ, психолого-педагогической диагностики)

Фамилия Имя обучается в  данной школе с __________ года.

У ребенка (I/II/III) группа здоровья, хронических заболеваний не имеет (имеет хронические заболевания: _______).

Ведет себя спокойно (сдержанно, проявляет излишнюю подвижность, непоседливость и т.д.). Ярко выражены черты характера (доброта, чуткость, эгоизм, черствость, скромность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.). С одноклассниками отношения доброжелательные (нейтральные, конфликтные), в коллективе является (лидером, принимаемым, изолированным). Ребенок соблюдает правила поведения в школе (часто нарушает дисциплину, правила поведения). Требования взрослых охотно выполняет (отказывается выполнять).

Ребенок успевает по всем предметам (не успевает по предметам ________). Преобладающие отметки: _______.

Отмечается (высокий, средний, низкий) уровень развития универсальных учебных действий.

На высоком уровне развиты регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД. Далее пишется характеристика на основе карты УУД. Например: Ребенок может самостоятельно организовать свое рабочее место, поставить цель и составить план действий для выполнения задания,  выполняет задания в соответствии с требованиями учителя, может сам оценить свои действия. может самостоятельно работать с текстом, анализировать, определять  главную и второстепенную информацию. Имеет свою точку зрения, стремится вести ЗОЖ. Стремится к получению хороших оценок.

Возникают затруднения в овладении регулятивными, познавательными, коммуникативными, личностными УУД. Далее указываются  основные затруднения на основе карты УУД. Например: не всегда может договориться, сохранять доброжелательность, принять позицию другого, не всегда соблюдает нормы этикета, возникают проблемы нравственно-этического характера в общении  с одноклассниками.

Развитие познавательных процессов соответствует (не соответствует) возрасту. Например: Слабо развита способность к запоминанию, низкий уровень концентрации внимания, недостаточно развиты умение анализировать, делать логические выводы. Речевое развитие без нарушений (имеются нарушения речевого развития ____________). Учится с интересом (без интереса). Основной мотив учебной деятельности _____________________.

Проявляет задатки и наклонности___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Успешен в следующих видах деятельности: __________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата __________                                                                                                                                 Дата __________

Подпись классного руководителя_______________                                                                                                Подпись родителей:_______________

IV. Рекомендации родителям

(заполняется при выбытии из школы в последующие классы)

Классный руководитель:

Педагог-психолог:

Учитель-логопед:

Социальный педагог:

Дата __________                                                                                                                                 Дата __________

Подпись классного руководителя_______________                                                                                                Подпись родителей:_______________



Предварительный просмотр:

Раздел I. Мониторинг формирования универсальных учебных действий

(заполняется по результатам диагностической карты формирования УУД - приложение 1)

                

УУД

5 класс

6 класс

4 четверть

(баллы/уровень)

4 четверть

(баллы/уровень)

Регулятивные УУД

(умение организовать свою учебную деятельность)

Познавательные УУД  

(включают в себя общеучебные действия, логические действия,  а также постановку и решение проблемы).

Коммуникативные УУД

(умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми)

Личностные УУД  

(знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения)

Подпись родителей: ознакомлены

Приложение 1

Диагностическая  карта формирования УУД  5-6  класс.

УУД

Критерии

5 класс

6 класс

4 четверть

(баллы)

4 четверть

(баллы)

Регулятивные УУД

1

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Организует своё место в соответствии с требованиями учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание учителя.

1

1

Не может организовать своё место.

0

0

2

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет цель выполнения заданий с помощью учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание о целях заданий учителем.

1

1

Не может определить цель выполнения заданий даже под руководством учителя.

0

0

3

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определяет план выполнения заданий с помощью учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание о плане выполнения заданий учителем.

1

1

Не может определить план выполнения заданий даже под руководством учителя.

0

0

4

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Может использовать в своей деятельности простейшие приборы.

2

2

Необходима помощь учителя в использовании простейших приборов.

1

1

Не может пользоваться простейшими приборами даже после дополнительной помощи учителя.

0

0

5

Оценка результатов своей  работы.

Умеет объективно оценивать свою работу  и соотносить  с готовым результатом.

2

2

При соотношении работы обнаруживается расхождение в оценке.

1

1

Не может соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень, 8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Познавательные УУД

1

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Умеет ориентироваться в учебнике.

2

2

Ориентируется в учебнике после повторного напоминания учителя.

1

1

Не умеет ориентироваться в учебнике.

0

0

2

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника.

2

2

Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике.

1

1

Не отвечает на вопросы учителя.

0

0

3

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Умеет сравнивать предметы (находит существенные признаки)

2

2

Сравнивая предметы при помощи наводящих вопросов учителя.

1

1

Не может сравнить предметы.

0

0

4

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

2

2

Группирует предметы, объекты на основе несущественных признаков.

1

1

Не может сгруппировать предметы.

0

0

5

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2

2

При подробном пересказе требуется помощь учителя, главным в теме определяет несущественное.

1

1

Не может определить тему, не может пересказать прочитанное.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень, 8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Коммуникативные УУД

1

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Стремится к сотрудничеству, доброжелательно идет на контакт, совместно решает задачу (проблему).

2

2

Участвует в диалоге по просьбе учителя, выборочно, когда уверен в знаниях.

1

1

Не участвует в диалоге.

0

0

2.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

2

2

Испытывает трудности при ответах на вопросы.

1

1

Не отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

0

0

3

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Самостоятельно соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

2

2

Соблюдает простейшие нормы речевого этикета с помощью напоминания учителя.

1

1

Не  соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

0

0

4

Слушать и понимать речь других.

Слушает и понимет речь других.

2

2

Старается высказать своё мнение, не слушая других собеседников.

1

1

Не слушает и не понимает речь других.

0

0

5

Участвовать в работе в паре.

Может участвовать в работе в паре с любым учеником

2

2

Участвует в работе в  паре только избирательно.

1

1

Отказывается работать в паре.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень, 8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Личностные УУД

1

Основы гражданской идентичности, толерантность

Обладает знаниями о государственной символике, названии страны, города, своего адреса; проявляет уважительное отношение к культуре страны, в которой проживает, к представителям других народов, их культуре.

2

2

Обладает знаниями  о государственной символике, названии страны, города, своего адреса; не в полной мере сформирована гражданская идентичность; не всегда проявляет уважительное отношение к представителям других народов.

1

1

Не знает государственную символику страны, города; негативно или безразлично относится к культуре и истории страны, в которой проживает; проявляет неуважительное отношение к другим народам.

0

0

2

Самооценка

Имеет свою точку зрения,  адекватное представление о себе как личности и своих способностях

2

2

Проявляет точку зрения в отдельных вопросах, частично зависит от ситуации успеха.

1

1

Не имеет своей точки зрения, переоценивает или недооценивает свои результаты

0

0

3

Мотивация

Стремится к получению высоких оценок, проявляет устойчивый интерес к новому

2

2

Стремится к получению хороших оценок, проявляет частичный интерес к новому

1

1

К школе безразличен, учебные мотивы слабые или отсутствуют

0

0

4

Личностный моральный выбор

Справедлив в отношениях с одноклассниками, правдив, имеет представление о нравственных нормах

2

2

Не всегда справедлив в отношениях с одноклассниками, правдив, имеет неполное или неточное представление о нравственных нормах

1

1

Неправильное представление о моральных нормах, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с одноклассниками

0

0

5

Сформированность установки на здоровый образ жизни

Сформированы культурно-гигиенические навыки. Понимает, что полезно и что вредно для здоровья. Стремится вести здоровый образ жизни.

2

2

Сформированы культурно-гигиенические навыки. Понимает, что полезно и что вредно для здоровья, не в полной мере осознает важность ведения здорового образа жизни.

1

1

Не сформированы  культурно-гигиенические навыки. Не осознает важность ведения здорового образа жизни.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень, 8-6 баллов  средний уровень, 0-5 балла низкий уровень.

ИТОГИ  ФОРМИРОВАНИЯ     УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

40-37 баллов - высокий уровень;36-21 балл  - средний уровень;  0-20 баллов - низкий уровень.

 

Диагностическая  карта формирования УУД  5 – 6  класс.

УУД

Критерии

3 класс

4 класс

4 четверть

(баллы)

4 четверть

(баллы)

Регулятивные УУД

1

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Организует своё место в соответствии с требованиями учителя.

2

2

Требуется повторное напоминание учителя.

1

1

Не может организовать своё место.

0

0

2

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях самостоятельно.

Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель. Учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов  действия

2

2

Четко выполняет требование задания. Самостоятельно формулирует цели выполнения.

1

1

Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя. Включаясь в работу, быстро отвлекается.

0

0

3

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно строит действие в соответствии с целью, может выходить за пределы требований программы.

2

2

Четко выполняет требование задания. Осуществляет решение задания, не изменяя его и не выходя за его требования, сверяя план выполнения с целью.

1

1

Не может составить полный план выполнения задания, осознает только частичные шаги по достижению цели. Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов.

0

0

4

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Ошибки исправляет самостоятельно.

Контролирует процесс решения задачи другими учениками. Контролирует соответствие выполняемых действий способу.

2

2

Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает свои ошибки, вносит коррективы.

Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

1

1

Без помощи учителя не может обнаружить свои ошибки. Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.

0

0

5

Оценка результатов своей  работы.

Умеет самостоятельно оценить свои действия  и соотнести  с готовым результатом. Может оценить действия других учеников.

2

2

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

1

1

Может с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень, 8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Познавательные УУД

1

Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных

Самостоятельно предлагает информацию не только среди предложенных источников, но и предлагая свои источники.

2

2

Самостоятельно предлагает информацию, но допускает ошибки в отборе источников.

1

1

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом.

Не может правильно отобрать информацию из предложенных источников.

0

0

2

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сам задаёт вопросы, отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника.

2

2

Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике, затрудняется сам задавать вопросы к тексту.

1

1

Не отвечает на вопросы учителя, не может сам задавать вопросы.

0

0

3

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

 Умеет представить результаты работы (исследования)  в виде текста, таблицы, схемы, составить текст и презентацию с использованием ИКТ.

2

2

Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в  виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

1

1

Затрудняется  перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

0

0

4

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно.

2

2

Умеет анализировать, устанавливает закономерности, но делает с ошибками.

Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

1

1

Логические связи устанавливать не может. Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей.

0

0

5

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Всегда правильно определяет важную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.  Владеет навыками осмысленного чтения.

2

2

Не всегда правильно определяет важную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.  

1

1

Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень, 8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Коммуникативные УУД

1

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Умеет договариваться,  находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Владеет адекватными выходами из конфликта. Всегда предоставляет помощь.

2

2

Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность. Предоставляет помощь только близким, знакомым.

1

1

Не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен. Не предоставляет помощь.

0

0

2

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественной литературы, понимает прочитанное.

Читает много, часто посещает библиотеку, делится впечатлениями от прочитанного.

2

2

Читает, но в основном в школе по команде учителя.

1

1

Читает, но не понимает прочитанного.

0

0

3

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Имеет богатый словарный запас и активно  им пользуется, бегло читает, усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ).

2

2

Читает, но понимает  смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов, высказывает свои мысли по алгоритму.

1

1

Молчит, не может оформить свои мысли, читает, но ни понимает прочитанного.

0

0

4

Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность.

2

2

Понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.

1

1

Редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.

0

0

5

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Самостоятельно соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

2

2

Соблюдает простейшие нормы речевого этикета с помощью напоминания учителя.

1

1

Не  соблюдает простейшие нормы речевого этикета.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень, 8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Личностные УУД

1

Основы гражданской идентичности, толерантность

Обладает знаниями о государственной символике, названии страны, города, своего адреса; проявляет уважительное отношение к культуре страны, в которой проживает, к представителям других народов, их культуре.

2

2

Обладает знаниями о государственной символике, названии страны, города, своего адреса; не в полной мере сформирована гражданская идентичность; не всегда проявляет уважительное отношение к представителям других народов.

1

1

Не знает государственную символику страны, города; негативно или безразлично относится к культуре и истории страны, в которой проживает; проявляет неуважительное отношение к другим народам.

0

0

2

Самооценка

Имеет свою точку зрения,  адекватное представление о себе как личности и своих способностях

2

2

Проявляет точку зрения в отдельных вопросах, частично зависит от ситуации успеха.

1

1

Не имеет своей точки зрения, переоценивает или недооценивает свои результаты.

0

0

3

Мотивация

Стремится к приобретению новых знаний и умений, проявляет желание учиться, устанавливает связи между учением и будущей деятельностью.

2

2

Стремится к получению хороших оценок. Склонность выполнять облегченные задания, ориентирован на внеурочную деятельность.

1

1

Слабо ориентирован на процесс обучения, фиксируется на неуспешности.

0

0

4

Личностный моральный выбор

Сформированы представления о моральных нормах поведения, может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

2

2

Положительное отношение к моральным нормам поведения, но не всегда им следует, иногда  может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

1

1

Нравственные нормы не стали нормой поведения ребенка, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с одноклассниками

0

0

5

Сформированность установки на здоровый образ жизни

Сформированы культурно-гигиенические навыки. Понимает, что полезно и что вредно для здоровья. Стремится вести здоровый образ жизни.

2

2

Сформированы культурно-гигиенические навыки. Понимает, что полезно и что вредно для здоровья, не в полной мере осознает важность ведения здорового образа жизни.

1

1

Не сформированы  культурно-гигиенические навыки. Не осознает важность ведения здорового образа жизни.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень, 8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

ИТОГИ  ФОРМИРОВАНИЯ     УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

40-37 баллов - высокий уровень;36-21 балл  - средний уровень;  0-20 баллов - низкий уровень.

Раздел II. Результаты муниципальных диагностических работ

№ п\п

Название комплексной диагностической работы

Цель/направленность диагностической работы

Сроки проведения

Результаты учащегося (количественные и качественные)

Например: «Диагностическая работа по изучению готовности пятиклассников  к обучению на уровне основного образования»

Дата, подпись родителей: ознакомлены _______

Дата, подпись родителей: ознакомлены ________

Дата, подпись родителей: ознакомлены ________

Дата, подпись родителей: ознакомлены ________

Раздел III. Выявление задатков и наклонностей учащегося

(таблица результатов заполняется по материалам авторской карты О.Г. Волкова - приложение 2)

Задатки и наклонности учащегося

5 класс

6класс

7 класс

8 класс

(знаком «+» отмечаются преобладающие направления)

1

Интеллектуальные

2

Логико - математические

3

Естественно-технические

4

Творческое мышление

5

Двигательно – спортивные

6

Музыкально – исполнительские

7

Художественно – изобразительные

8

Лидерско – коммуникативные

9

Лингвистическо – филологические

10

Театрально – артистические

Подпись родителей: ознакомлены

Информация об участии ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах

5 класс  ____________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 класс  ____________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 класс  _____________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 класс  _____________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Выявление задатков и наклонностей учащегося (по материалам авторской карты О.Г. Волкова)

Задатки и наклонности учащегося

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Наблюдения педагогов

Наблюдения педагогов

Наблюдения педагогов

Наблюдения педагогов

1

Интеллектуальные:

- склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными но и абстрактными понятиями

- проявляет большой интерес и способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой либо группе

- умеет хорошо и по-взрослому излагать свои мысли, имеет большой словарный запас

- хорошо улавливает связь между одним событием и другим, причиной и следствием

- любит решать сложные задачи требующие умственного усилия

- особо наблюдателен, любит анализировать события и явления

- способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова

- имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении вещей

2

Логико - математические:

- способность к особому восприятию математического материала, пониманию структуры задачи

- способность к логическому мышлению в количественных и пространственных понятиях, числах, знаках и символах

- быстрое обобщение математических объектов, отношений и действий

- быстрые и точные вычисления, часто в уме

- математическая память  на отношения типовые характеристики, доказательства, методы решения задач

- наглядные представления абстрактных математических отношений и их связей

- гибкое мышление и свобода принятия решений в математической деятельности

- стремление к ясности, простоте и рациональности решений

3

Естественно-технические:

- любопытство и интерес к общению с природой и полевым исследованиям

- глубокая наблюдательность, страсть к коллекционированию и систематизации природных образцов

- понимание «языка» и контакт с животными, чуткое отношение к каждой «травинке»

- интерес к механизмам и машинам, любит конструировать, особенно из деталей Lego

- может использовать различные детали конструктора для создания новых игрушек

- любит разбираться, исправлять причины поломок и улучшать старые механизмы

- любит рисовать чертежи, схемы и планы

- быстро и легко осваивает новые программы на компьютере

- творчески и активно использует различные возможности ИКТ в обучении и саморазвитии

4

Творческое мышление:

- не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий

- весьма изобретателен в использовании различных предметов быта, мебели для организации игры

- любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов

- нестандартно мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные решения

- часто предлагает разные решения одной и той же проблемы

- продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество разных идей и решений

- способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь

5

Двигательно – спортивные:

- физически более развит, чем его сверстники

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений

- движется легко, грациозно; имеет хорошую координацию движений

- предпочитает  проводить свободное время, играя в  подвижные спортивные игры

- любит физические упражнения, заниматься на открытых спортивных площадках

- любит участвовать в любых спортивных состязаниях

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников

6

Музыкально – исполнительские:

- проявляет интерес и активное участие в музыкальных занятиях

- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям

- чутко реагирует на характер и настроение музыки

- хорошее чувство музыкального ритма, такта и слуха

- любит музыкальные записи, стремится пойти на концерт или туда, где играет музыка

- быстро обучается игре на различных музыкальных инструментах

- хорошо поет; в пении стремится выразить свои чувства и настроение

- в игру на музыкальном инструменте вкладывает много энергии и чувств

- сочиняет собственные оригинальные мелодии

7

Художественно – изобразительные:

- охотно рисует, лепит, создает композиции в свободное время, без побуждения взрослых

- становится вдумчивым и серьезным, когда видит необычную скульптуру, красивую вещь

- способен составлять разные композиции из цветов, камней, открыток, картинок

- обращается к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства и настроение

- оригинален в выборе сюжетов, в рисунках обычно изображает много разных предметов

- любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков

- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, тканью, деревом, проволокой, клеем и др.

- дает свою оценку производителям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось

8

Лидерско – коммуникативные:

- инициативнее в общении со сверстниками

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей

- легко общается как со сверстниками, так и с взрослыми

- улавливает причины поступков людей, мотивы поведения, понимает мимику, жесты

- часто руководит играми и верховодит в занятиях с детьми

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям

- склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста

- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим

9

Лингвистическо – филологические:

- хорошо и быстро запоминает новые слова

- обладает слуховой чувствительностью, т.е. различает звуки и их оттенки, узнает их  в потоке речи и имитирует их

- обладает словесно-логическим мышлением

- рассказывая о чем-то, умеет придерживаться сюжета, не теряя основную мысль

- легкое восприятие звуков иностранного языка и звуковых форм слов и выражений

- способность воспринимать грамматические отношения в иностранном языке

- хорошая ассоциативная память для усвоения связей между словами и их значениями

- богатство словаря и грамматических форм, адекватный выбор слов для синтеза текста

- языковая и речевая готовность и активность в коммуникациях

10

Театрально – артистические:

- легко входит в роль какого- либо персонажа: человека, животного и др.

- интересуется актерской игрой

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев

- склонен передавать чувства через мимику жесты движения

- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда с увлечением рассказывает

- с большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания

- склонен фантазировать, старается добавить что-нибудь необычное, рассказывая о привычном

- любит игры-драматизации

Раздел IV. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть)

(в пункты 1, 2 вносятся количественные показатели, уровень развития; в пункты  3,4,5 - качественные показатели)

  1. Адаптация к обучению в школе (заполняет классный руководитель)

(для 5 классов и вновь поступивших в школу)

Показатели

5 класс

(баллы)

Прибыл в ____ класс

(баллы)

Прибыл в ____ класс

(баллы)

Учебная активность

5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.
0 – учебная активность отсутствует полностью.

Усвоение программных материалов

5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.
4 – единичные ошибки.
3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.
2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.
0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.

Поведение на уроке

5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.
4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.
1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.
0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.

Поведение на перемене

5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.
4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.
1 – пассивен, избегает других.
0 – часто нарушает нормы поведения.

Отношения с одноклассниками

5 – общителен, легко контактирует с детьми.
4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 – замкнут, изолирован от других.
0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям.

Отношения с учителем

5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.
2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.
1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.
0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.

Общий уровень адаптации к школе (баллы, уровень)

16-30 баллов — адаптация произошла полностью.
10-25 баллов — неполная адаптация.
0-9 баллов — дезадаптация.

  1. Познавательная сфера  (заполняет педагог-психолог)

Показатели

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Используемые методы диагностики

Сформированность мыслительных операций:

  • анализ и синтез

  • обобщение

  • сравнение

  • классификация

  • способность устанавливать причинно-следственные связи

Уровень развития памяти:

- зрительная

- слуховая

- логическая

- механическая

Уровень развития внимания:

- концентрация

- произвольность

- распределение

  1. Мотивационная сфера (заполняет педагог-психолог)

Особенности учебной мотивации

  1. Эмоционально-волевая сфера (заполняет социальный педагог)

Типичные эмоциональные реакции, особенности поведения

Наблюдение, беседа с классным руководителем

Эмоциональное состояние в школе

Социометрический статус

  1. Речевое развитие (заполняет учитель-логопед)

Особенности развития речи

Раздел V. Готовность младшего школьника к обучению в основной школе.

(заполняется классным руководителем на выпускника начальной школы с учетом развития УУД, психолого-педагогической диагностики)

Фамилия Имя обучается в  данной школе с __________ года.

У ребенка (I/II/III) группа здоровья, хронических заболеваний не имеет (имеет хронические заболевания: _______).

Ведет себя спокойно (сдержанно, проявляет излишнюю подвижность, непоседливость и т.д.). Ярко выражены черты характера (доброта, чуткость, эгоизм, черствость, скромность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.). С одноклассниками отношения доброжелательные (нейтральные, конфликтные), в коллективе является (лидером, принимаемым, изолированным). Ребенок соблюдает правила поведения в школе (часто нарушает дисциплину, правила поведения). Требования взрослых охотно выполняет (отказывается выполнять).

Ребенок успевает по всем предметам (не успевает по предметам ________). Преобладающие отметки: _______.

Отмечается (высокий, средний, низкий) уровень развития универсальных учебных действий.

На высоком уровне развиты регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД. Далее пишется характеристика на основе карты УУД. Например: Ребенок может самостоятельно организовать свое рабочее место, поставить цель и составить план действий для выполнения задания,  выполняет задания в соответствии с требованиями учителя, может сам оценить свои действия. может самостоятельно работать с текстом, анализировать, определять  главную и второстепенную информацию. Имеет свою точку зрения, стремится вести ЗОЖ. Стремится к получению хороших оценок.

Возникают затруднения в овладении регулятивными, познавательными, коммуникативными, личностными УУД. Далее указываются  основные затруднения на основе карты УУД. Например: не всегда может договориться, сохранять доброжелательность, принять позицию другого, не всегда соблюдает нормы этикета, возникают проблемы нравственно-этического характера в общении  с одноклассниками.

Развитие познавательных процессов соответствует (не соответствует) возрасту. Например: Слабо развита способность к запоминанию, низкий уровень концентрации внимания, недостаточно развиты умение анализировать, делать логические выводы. Речевое развитие без нарушений (имеются нарушения речевого развития: ____________). Учится с интересом (без интереса). Основной мотив учебной деятельности _____________________.

Проявляет задатки и наклонности___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Успешен в следующих видах деятельности: __________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата __________                                                                                                                                 Дата __________

Подпись классного руководителя_______________                                                                                                Подпись родителей:_______________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева

Название программы

Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения)

Направленность программы

Историко-краеведческий

ФИО педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Полежай Елена Александровна

Год разработки

2016 г.

Цель

Создание условий для развития школьного  и музейного движения в МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева.

Задачи

- использование культурных ценностей края для развития учащихся и укрепление семейных традиций;

- развитие гражданской позиции через социально-значимую деятельность, инициируемую музеем;          

- содействие в организации и реализации учебно-воспитательного процесса;        

- пропаганда культурных ценностей: памятников истории, культуры, природы края;        

- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, взаимодействие с ветеранскими и общественными объединениями;          

- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.      

Ожидаемые результаты освоения программы

1)  оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;

2)  совершенствование содержания деятельности музеев;

3)  рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4)  укрепление материальной базы музеев.

Срок реализации программы

2  года

Количество часов в неделю / год

2 часа/ 2016 – 2017  учебный год

2 часа/ 2017 – 2018  учебный год

Возраст обучающихся

12 – 15 лет

Формы занятий

- практическая работа на местности;        

- учебные экскурсии вне  музея;        

- уроки в музее;        

- встречи, читательские конференции;

- экскурсии в музее;        

- встречи, сборы, собрания;

- экскурсии, встречи в музее.

Методическое обеспечение

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
  7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальное помещение, ИКТ и др.)

Кабинет № 18, телевизор «SAMSUNG» , интерактивное оборудование, экспонаты в школьном музее «Крылья над Сибирью».

Пояснительная записка

программы  детского объединения

Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения)

на 2016 – 2017 учебный год

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского  «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

         Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения) решаются следующие задачи:

  • создание единого экспозиционно-выставочного пространства в условиях школьной среды;
  • углубленное изучение и использование во всех формах работы современных информационных технологий;
  • организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах разного уровня;
  • выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;
  • укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Информационная справка об особенностях реализации программы  

детского объединения

Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения)

в 2016 – 2017 учебном году

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

2 года

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

12 – 15 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

15

Количество часов в неделю

1

Общее количество часов в год

76

При завершении первого года учащиеся должны:

Знать:

  • основные понятия музееведения
  • классификацию школьных музеев и их структуру
  • правовое поле школьного музея
  •  формы работы школьного музея
  • историю школьного музея «Крылья над Сибирью»
  • основы формирования музейной коммуникации, экспозиционно-выставочной работы
  • тенденции современного Экспо дизайна
  • основные этапы подготовки экскурсии
  • методику проведения экскурсионно-массовой работы

Уметь:

  • работать с источниками времени
  • составлять вопросы для бесед, вести их записи
  • проводить интервью
  • выступать перед учащимися с сообщениями
  • составлять акты приема экспонатов
  • работать с инвентарной книгой
  •  проводить учет музейных предметов
  • подготовить вместе с педагогом экспозиции и выставки, материал для тематических мероприятий
  •  подготовить и провести экскурсию по выбранному экскурсионному маршруту
  • в процессе экскурсии устанавливать тесный контакт с посетителями, эмоционально доносить  до посетителя свой рассказ
  • подготовить и провести тематические мероприятия различной направленности  
  • вести под руководством педагога поисково-исследовательскую работу
  • выступать на научно-практических конференциях разного уровня
  • разрабатывать и реализовывать совместно с педагогом музейные проекты, культурно –массовые мероприятия

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:        

- практическая работа на местности;        

- учебные экскурсии;        

- экскурсии в музее;

- уроки в музее

- самостоятельное изучение                                                                        

Воспитательная работа:

 - кружки, экскурсии, походы;

- туристические поездки;

- встречи, читательские конференции;

- экскурсии, встречи в музее;

- сборы, собрания.

Способы определение результативности реализации программы

  • Мониторинг индивидуальных достижений учащихся
  • Создание контрольных тематических текстов, музейных экспозиций
  • Проведение тематических мероприятий различной направленности
  • Подготовка и  проведение экскурсии по школьному музею
  • Разработка сценариев тематических встреч с использованием элементов интервьюирования,  их организация и проведение
  • Участие в научно-практических конференциях различного уровня
  • Разработка и реализация проектов музейной направленности с разными группами школьного сообщества.


Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

2016 – 2017 учебный год

Наименование тем

Количество занятий

всего

теория

практика

1. Введение

1.1. Предмет и задачи курса. Основные понятия

3

2

1

3

2

1

2. Особенности деятельности школьных музеев

2.1. Классификация школьных музеев, специфика школьных музеев

4

4

2.2. Правовое поле школьного музея

4

4

2.3. Социальные функции школьного музея

5

5

13

13

3. Организация школьного музея

3.1. Профиль музея  название «Крылья над Сибирью»

4

2

2

3.2. Музей как общественное объединение в школе

4

2

2

3.3. Структура организации школьного музея

4

2

2

3.4. Формы работы в школьном музее

5

2

3

17

8

9

4. Комплектование фондов школьного музея

4.1. Поисково-собирательская работа

5

5

4.2. Основные документы школьного музея

- дарственная

- акт приема экспонатов

- акт временного хранения

5

5

4.3. Запись воспоминаний и рассказов

4

4

14

14

5. Фонды школьного музея

5.1. Инвентарная книга

4

1

3

5.2. Шифровка и систематизация музейных предметов

4

1

3

5.3. Коллекционная опись

4

1

3

5.4. Обеспечение сохранности музейных предметов в процессе хранения и экспозиции

4

3

1

5.5. Регистрация учетных документов и и их хранение

4

1

3

5.6. Картотека школьного музея

4

4

5.7. Знакомство с фондами Краеведческого музея

5

5

29

7

22

76

30

46

Содержание программы детского объединения

 Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения)

Первый год обучения

1. Введение

Теоретическая часть

Предмет, цели  и задачи курса Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения). Основные понятия: вещь музейного значений, музейный предмет, культурное наследие, время, источники изучения времени, памятники культуры, подлинники и копии, музейные коллекции. Участники музейного движения

Практическая часть

Обзорная экскурсия в школьном музее «Крылья над Сибирью».

Практическое использование терминов в музееведении.

Источники изучения времени: картины, фото, вещи, книга, обычай, ритуал.

Коллекции школьного музея

2. Особенности деятельности школьных музеев

Теоретическая часть

 Классификация школьных музеев, специфика школьных музеев. Правовое поле школьного музея: перечень и виды документов, регламентирующих деятельность музеев. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Социальные функции школьного музея.

Практическая часть

  • «Г.Ф. Пономарев»
  • «Макет «Старый Сургут»»;
  • «Космонавтика. Ю.А. Гагарин»;
  • «Никто не забыт – ничто не забыто»;
  • «В жизни всегда есть место подвигу»;
  • «Летопись школьных лет»;
  • «Преданье старины глубокой»;
  • «История  ОАО «Аэропорт  Сургут».

3. Организация школьного музея

Теоретическая часть

Профиль музея  название «Крылья над Сибирью». Школьный  музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Музей как общественное объединение в школе. Структура организации школьного музея. Формы работы в школьном музее.

Практическая часть

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея.

Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей, обсуждение и распределение обязанностей

Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Формы работы в школьном музее

4. Комплектование фондов школьного музея

Теоретическая часть

Поисково-собирательская работа. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Знакомство с основной документацией школьного музея:

- дарственная

- акт приема экспонатов

- акт временного хранения

Виды информационных носителей. Запись воспоминаний и рассказов

Практическая часть

Составление планов поисково-собирательной деятельности.

Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.

Отработка навыка заполнения документации школьного музея (дарственная, акт приема экспонатов, акт временного хранения)

Составление вопросов для бесед и интервью

Апробация интервьюирования на практике

Запись информации на бумажном, аналоговом, цифровом носителях

5. Фонды школьного музея

Теоретическая часть

Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Инвентарная книга. Шифровка и систематизация музейных предметов. Коллекционная опись. Регистрация учетных документов и их хранение. Картотека школьного музея. Знакомство с фондами Краеведческого музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Что нельзя хранить в школьном музее

Практическая часть

Формирование основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций

Отработка навыков заполнения Инвентарной книги

Отработка навыков шифровки и систематизации музейных предметов

Отработка навыков коллекционной описи музейных предметов

Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов

Методическое обеспечение программы

1. Положение о музее «Крылья над Сибирью».

2. Разработки тематических бесед.

3. Лекционный материал для экскурсий.

4. Рекомендации по организации и проведению публичных выступлений.

5. Требования к оформлению исследовательских работ.

6.  Методика подготовки исследовательской работы.

7. Тематика исследовательских работ.

Список литературы

  1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  2. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  4. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
  5. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
  6. Тельсаров А.Д. «Основы музейного дела» курс лекции, Москва, 2005.
  7. Туманов В.Е. Школьный музей.  М., 2002

Календарно-тематическое планирование

2016– 2017 учебный год

п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий

План

Факт

1

Введение

1

02.09

Предмет и задачи курса «Основы школьного музееведения». Основные понятия

2

07.09

09.09

2

Особенности деятельности школьных музеев

13

Классификация школьных музеев, специфика школьных музеев

4

14.09

16.09

21.09

23.09

Правовое поле школьного музея

4

28.09.

30.09

05.10

07.10

Социальные функции школьного музея

5

12.10

14.10

19.10

21.10

26.10

3

Организация школьного музея

17

Профиль музея  название «Крылья над Сибирью»

4

28.10

02.11

04.11

09.11

02.11

Музей как общественное объединение в школе

4

11.11

16.11

18.11

23.11

Структура организации школьного музея

4

25.11

30.11

02.12

07.12

Формы работы в школьном музее

5

09.12

14.12

16.12

21.12

23.12

4

Комплектование фондов школьного музея

14

Поисково-собирательская работа

5

28.12

30.12

11.01

13.01

18.01

Основные документы школьного музея

- дарственная

- акт приема экспонатов

- акт временного хранения

5

20.01

25.01

27.01

01.02

03.03

Запись воспоминаний и рассказов

4

08.02

10.02

15.02

17.02

5

Фонды школьного музея

29

Инвентарная книга

4

22.02

24.02

01.03

03.03

Шифровка и систематизация музейных предметов

4

08.03

10.03

15.03

17.03

Коллекционная опись

4

22.03

24.03

29.03

31.03

Обеспечение сохранности музейных предметов в процессе хранения и экспозиции

4

05.04

07.04

12.04

14.04

Регистрация учетных документов и и их хранение

4

19.04

21.04

26.04

28.04

Картотека школьного музея

4

03.05

05.05

10.05

12.05

Знакомство с фондами Краеведческого музея

5

17.05

19.05

20.05

24.04

26.05