2.4 Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации
В данном разделе представлены документы, подтверждающие участие учителя в инициативах, связанных с деятельностью образовательной организации и способствующих ее эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_mo_istoriya_geografiya_2017.docx | 25.21 КБ |
6_klass_olimpiada_2017_-_2018_shkolnyy_tur.docx | 133.78 КБ |
proekt_po_podgotovke_uch-sya_k_olimpiadam.docx | 62.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План
работы МО учителей истории, обществознания, географии
2016 – 2017 учебный год
Содержание деятельности | Цель | Прогнозируемый результат | Сроки | Ответственные | Коррекция | |||||
Работа с учителями | ||||||||||
Заседание № 1 | 1 | Обсуждение и коррекция плана работы МО на 2016 – 2017 учебный год | Обсудить план работы МО на 2016 – 2017 учебный год. Знакомство с методическими рекомендациями о преподавании истории, обществознанию, географии в общеобразовательных учреждениях. Корректировка учебных программ. Создать условия деятельности учителя с целью достижения более высокого уровня преподавания предметов. | Формирование положительной мотивации учителей в процессе преподавания предметов. Качество рабочих программ их соответствие гос. стандарту и примерным программам Министерства образования Составленные маршруты | Сентябрь | Полежай Е.А. . Члены МО Кашникова О.А | ||||
2 | Изучение методических рекомендаций по методике преподавания истории, обществознания, географии в 2016– 2017 учебном году. | |||||||||
3 | Анализ результатов ГИА за 2015-2016. | |||||||||
4 | Изучение положения об индивидуальном образовательном маршруте учащегося (одаренные дети). | |||||||||
5 | Обсуждение тем самообразования | |||||||||
6 | Корректировка программ ФГОС ООО на 2016 – 2017 учебный год для 5, 6 класса по истории, обществознанию, географии. | |||||||||
Заседание № 2 | 1 | Разработка проектов программ ФГОС ООО на 2017 – 2018 учебный год для 7 класса по истории, обществознанию, географии. | Координация деятельности учителей по подготовке и работе ФГОС ООО | Повышение профессиональной компетенции учителей | Ноябрь | Балуева Е.Г. Жакупова Д.С. | ||||
2 | Формирование приёмов учебной деятельности учащихся | Кашникова О.А. | ||||||||
3 | Разработка плана педметно-методической декады | Полежай Е.А. | ||||||||
4 | Обсуждение и утверждение тем исследовательских работ учащихся | |||||||||
Заседание № 3 | 1 | Работа по Положению об индивидуальном образовательном маршруте учащегося (одарённые дети). | Повышение качества преподаваемых предметов | Анализ маршрутов и разработка на 2017 – 2018 учебный год. | Январь | Загирова Б.Г. Балуева Е.Г. Полежай Е.А. | ||||
2 | Возможности ценностно-смысловой ситуации в достижении образовательных результатов | |||||||||
Заседание № 4 | 1 | Изучение нормативных документов, рекомендаций по итоговой и промежуточной аттестации обучающихся. | Координация работы учителей МО по подготовке материалов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся | Повышение профессиональной компетенции учителей | Март | Загирова Б.Г. Кашникова О.А. Полежай Е.А. Жакупова Д.С. | ||||
«Использование проектной технологии на уроках географии в рамках программы по реализации ФГОС ООО» | Повышение профессиональной компетенции учителей | Полежай Е.А. | ||||||||
Заседание № 5 | 1 | Практический семинар «Конструирование ценностно- смысловой ситуации (на предметном содержании)» | Май | Полежай Е.А. Члены МО | ||||||
2 | Анализ работы МО. Планирование работы МО на 2017 – 2018 учебный год | Анализ эффективности работы МО за 2016 – 2017 учебный год | Разработка плана МО на 2017 – 2018 учебный год | |||||||
Внеурочная деятельность по предмету | ||||||||||
1 | Подготовка и участие во Всероссийской школьной олимпиаде по истории, обществознанию, географии. | Повышение мотивации в изучении отдельных предметов Выявление одарённых детей | Участие в олимпиадах и конкурсах Участие в научно-практической конференции | Октябрь- декабрь | Учителя – предметники | |||||
2 | Вовлечение учащихся в заочные дистанционные олимпиады. | |||||||||
3 | Подготовка и участие в научно- практической конференции школы | |||||||||
4 | Предметно-методическая декада учителей истории, обществознанию, географии. | Расширение кругозора обучающихся | Повышение мотивации в изучении предметов | Январь- февраль | ||||||
5 | Реализация программ дополнительного образования (на платной основе, элективного курса по обществознанию 10 – 11 класс) | Повышение уровня обученности учащихся | Сентябрь – май | Полежай Е.А. Балуева Е.Г. | ||||||
Работа по повышению педагогического мастерства | ||||||||||
1 | Представление опыта работы на конкурсе профессионального мастерства | Повышение профессиональной компетенции учителей | Повышение уровня педагогического мастерства | Январь - февраль | Балуева Е.Г. Кашникова О.А. Полежай Е.А. Жакупова Д.С. Загирова Б.Г. | |||||
2 | Предметно-методической декады | |||||||||
3 | Работа школы молодого учителя | Жакупова Д.С. | ||||||||
4 | Участие и обсуждение материалов конференций, педсоветов, семинаров, заседаний ГМО, курсов повышения квалификации | Применение передового опыта учителей в своей работе. | В течение года | Учителя – предметники | ||||||
Инновационная работа | ||||||||||
1 | Рекомендации по работе с электронным журналом и дневником АИС «АВЕРС» | Разработать программы ФГОС ООО по истории, обществознанию, географии на 2017 – 2018 учебный год
| Качество заполнения электронных дневников и журнала | сентябрь | Ахметов С.Р. Полежай Е.А. Члены МО | |||||
2 | Разработка проектов программ ФГОС ООО по истории, обществознанию, географии для 7 классов на 2017- 2018 учебный год | |||||||||
Повышение качества образовательного процесса | Апрель – май | |||||||||
3 | Выбор УМК, обеспечивающего реализацию ФГОС ООО по истории, обществознанию, географии для 7 класса |
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по географии
2017-2018 учебный год
6 класс
Тестовый тур
- Первым предположил, что Земля имеет форму шара:
а) Аристотель
б) Пифагор
в) Птолемей
- Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:
а) Христофора Колумба
б) Фернана Магеллана
в) Васко да Гамма
- Какая гора является высочайшей вершиной суши?
а) Килиманджаро
б) Эльбрус
в) Аконкагуа
г) Джомолунгма
- Расположите объекты по их географическому положению с запада на восток:
а) пустыня Сахара
б) Атлантический океан
в) г. Анды
г) о. Новая Зеландия
- Нулевой меридиан проходит через город:
а) Лондон
б) Париж
в) Берлин
г) Москва
- Восточную окраину материка Евразия омывает:
а) Индийский океан
б) Тихий океан
в) Атлантический океан
г) Северный Ледовитый океан
- Какое кругосветное путешествие короче:
а) по экватору
б) 10°с.ш.
в) 50°с.ш.
г) 70°с.ш.
- В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя:
а) на юго-запад
б) на север
в) на восток
г) на запад
- День сменяет ночь, потому что Земля:
а) вращается вокруг Солнца
б) вращается вокруг своей оси с запада на восток
в) имеет шарообразную форму
- Солнце – это:
а) планета
б) звезда
в) спутник Земли
г) комета
- Горы и равнины бывают:
а) только на суше
б) на суше и на дне океана
в) на суше и на шельфе
г) в океане
- Приливы вызываются силами притяжения:
а) Земли
б) Луны
в) Солнца
г) Марса
- Прежде чем поехать к морю на автомобиле, необходимо изучить:
а) физическую карту полушарий
б) политическую карту мира
в) план местности
г) атлас автомобильных дорог
- Какой масштаб крупнее:
а) 1:50 000
б) 1: 50 000 000
- Распределите материки по мере уменьшения их размеров:
1) Южная Америка
2) Евразия
3) Африка
4) Австралия
5) Северная Америка
6) Антарктида
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по географии
2017-2018 учебный год
6 класс
Аналитический тур
- Какая форма рельефа изображена? (рис. 1.) Какова абсолютная высота этого объекта? Через сколько метров проведены горизонтали? Какой склон объекта крутой?
Рис. 1.
- Туристическая фирма, рекламирующая отдых в Таиланде, предлагает перенестись «из Московской зимы в тропическое лето».
В чем ошибка этой рекламы?
В какое время года вы рекомендовали бы своим друзьям совершить эту поездку и почему?
- Установите соответствие.
Изображение земной поверхности и способ изображения. | |
а) Плоское изображение б) Объемное изображение |
|
- Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого древнего до самого молодого). Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности.
1) известняк
2) гранит
3) кварцит
- Кто автор этих строк:
Какое событие связано с автором в этом году?
«Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна»?
Ответы
Тестовый тур
№ вопроса | ответ | количество баллов |
б | 1 балл | |
б | 1 балл | |
г | 1 балл | |
вабг | 2 балла | |
а | 1 балл | |
б | 1 балл | |
г | 1 балл | |
г | 1 балл | |
б | 1 балл | |
б | 1 балл | |
б | 1 балл | |
б | 1 балл | |
г | 1 балл | |
а | 1 балл | |
235164 | 2 балла | |
Итого | 17 баллов |
Аналитический тур
- Холм – 49 м, 10 м, северо-западный склон крутой.
(0,5 б - установление соответствия; 1,5 б – обоснование)
- В Таиланде тоже зима. Ехать лучше зимой, когда нет периода дождей.
(0,5 б - установление соответствия; 1,5 б – обоснование)
- а) 1,3,4,5 б) 2 (2 балла)
- 132 (2 балла)
- М. В. Ломоносов, 306 лет со дня рождения.
Название произведения: «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго северного сияния». Описал Вселенную. (4 балла).
Итого: 11 баллов
Всего: 28 баллов
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД СУРГУТ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 22 ИМЕНИ ГЕННАДИЯ ФЕДОТОВИЧА ПОНОМАРЕВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии»
Выполнила: Полежай Елена Александровна
учитель географии
2016
I. СОДЕРЖАНИЕ
I. | Содержание |
II. | Аннотация |
III. | Актуальность |
IV. | Цели и задачи проекта |
V. | Содержание проекта |
VI. | Ресурсы |
VII. | Партнёры |
VIII. | Целевая аудитория |
IX. | Реализация проекта |
X. | Ожидаемые результаты |
XI. | Перспективы развития |
XII. | Литература, Интернет - ресурсы |
XIII. | Приложение |
II. Аннотация
В данной работе представлены эффективные пути реализации подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии в урочной и внеурочной деятельности.
Определено место методов и приемов изучения вопросов подготовки обучающихся, а также основных функций педагогических подходов и технологий в географическом образовании.
Материалы проекта могут быть использованы учителями географии, руководителями методических объединений учителей-предметников.
III. Актуальность
Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с умственными способностями, а знания необходимых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому возникает противоречие между потребностями учащихся и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.
Данная программа рассматривается, как система использования географии в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания географии в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
- требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном материале и применении полученных знаний на практике;
- условиями работы в классно-урочной системе преподавания географии и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиады и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по географии, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по предмету.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении предмета, способствует развитию познавательной активности обучающихся.
Курс расширяет и углубляет знания по географии, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
IV. Цели и задачи проекта
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию в олимпиаде школьников по географии.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные цели:
- развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
- воспитание способности к личному самоопределению;
- развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
- развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
- развитие компенсаторной компетенции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать коммуникативные знания для письменного и устного ответа;
- изучить, повторить и обобщить материал по тем разделам, которые входят в основные части олимпиады;
- ознакомить с форматом олимпиады;
- развивать гибкость, способность ориентироваться в типах олимпиадных заданий;
- сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
- повысить учебную мотивацию и результативность в изучении географии.
V. Основное содержание проекта
Объект исследования: педагогическая практика по использованию программы по подготовке обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии.
Предмет исследования: программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии.
Методологическую основу опыта составляют культурологический, социологический, системный, деятельностный подходы, позволяющие рассматривать программу подготовки как важную составляющую общечеловеческой культуры, как совокупность взаимосвязанных элементов деятельности по преобразованию окружающего социума на основе объективных ценностей.
Внедрение программы по подготовке обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии в образовательный процесс базируется на принципах:
- добровольности;
- учета возрастных психологических и творческих возможностей детей;
- учета региональных особенностей;
- интеграции учебной и внеклассной деятельности;
- системности.
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю.
Целевая аудитория: школьники 6 – 11х классов.
Тематическое планирование составлено на 35 учебных часов.
В основе программы лежат следующие методические принципы:
- интеграция основных умений и навыков;
- последовательное развитие основных умений и навыков;
- применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения олимпиадных заданий;
- коммуникативная направленность заданий;
- материалы программы соответствуют возрасту, интересам и уровню подготовки учащихся.
Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Методические рекомендации по реализации учебной программы:
Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.
Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания учащихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным олимпиадным стратегиям, позволяющим учащимся решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности. Возможно, предложить учащимся дополнительные тренировочные задания для самостоятельной работы дома, при условии, что это для них не будет большой перегрузкой.
Формы работы: парная, групповая, оценка и взаимооценка, анализ работ и др.
В ходе работы по данной программе осуществляется контроль:
- Текущий – позволяющий судить об успехах учащихся (качество выполнения заданий)
- Промежуточный - после каждого блока
- Итоговый – дающий возможность оценить степень усвоения пройденного материала
Основная задача контроля — объективное определение уровня владения материалом на каждом этапе становления их навыков и умений. Контроль проводится в форме выполнения заданий олимпиадного уровня. По итогам прохождения курса учащиеся должны овладеть навыками выполнения олимпиадных заданий.
VI. Ресурсы
Инновационный педагогический проект реализовывается с минимальными затратами. Ресурсным обеспечением педагогического опыта являются:
- персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- доступ к сети Интернет;
- медиатека;
- электронные учебники.
Кадровое и учебно-методическое обеспечение:
- учитель с высшим профессиональным образованием любой квалификационной категории;
- подбор методических и дидактических материалов;
- умение работать с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel;
- умение работать в сети Интернет и в социальных сетях.
VII. Партнёры
Педагогический опыт распространён на разных уровнях: локальном (в рамках школьных методических объединений); муниципальном; региональном (в рамках окружных конкурсов, конференций, семинаров, курсов повышения квалификации и т.д.); федеральном (в сети Интернет).
VIII. Целевая аудитория
Основными субъектами педагогического опыта являются:
- автор проекта, который осуществляет отбор методов и приёмов, направленных на развитие познавательной активности и повышение качества знаний обучающихся; организует подготовку к олимпиадам обучающихся; планирует дальнейшее взаимодействие участников проекта.
- обучающиеся, которые участвуют в олимпиадах;
- родители (законные представители) обучающихся, которые оказывают помощь в подготовке детям; помогают при разработке проектов, в работе с различными информационными источниками; оказывают материальную (приобретение компьютеров, учебных принадлежностей, электронных носителей и др.) и моральную поддержку во время обучения; осуществляют фото и видео съемку;
- учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, которые наблюдают за реализацией проекта, способствуют распространению опыта.
IX. Реализация проекта
- Организационно-подготовительный этап - 2016 год. На 1 этапе проводилось изучение и анализ данной проблемы в области педагогики, психологии. Определена цель, сформулирована гипотеза, конкретизированы задачи исследования, обозначены его объект, предмет.
- Основной этап – 2016/2017 год. В рамках II этапа разрабатывалась программа проекта, проводилось апробирование проекта.
- Заключительный - 2017 год.
X. Ожидаемые результаты
Опыт работы по данной теме показывает, что проект может дать положительные результаты, это может доказать повышение качества знаний по географии, и повышение уровня развития познавательной активности.
О результативности моего педагогического опыта могут говорить следующие показатели:
- повышение показателей успеваемости и качества знаний обучающихся;
- увеличение количества участников олимпиад на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях;
- подтверждение знаний учащихся на экзаменах по географии в форме ЕГЭ.
XI. Перспективы развития и использования педагогического опыта:
Перспектива использования педагогического опыта очевидна, поскольку умения, нарабатываемые учащимися в процессе подготовки к олимпиадам, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно - смысловой компетенций. Все эти требования заложены и в Федеральных Государственных Образовательных стандартах, а именно:
- увеличение доли проектов исследовательского характера;
- дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий;
- руководство старшеклассников, с развитыми умениями, работой над проектами младших школьников;
- проведение семинаров-практикумов по организации подготовки к олимпиадам для педагогов школы, обмен опытом работы;
- участие в олимпиадах различного уровня;
- разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания.
Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием в конкурсах различной направленности.
XII. Литература
- Естественно – научные проекты. 10 – 11 классы (География. Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80-е («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3).
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. -- № 3. – с. 44 – 48
- Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. -- № 5.
- Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Игнатьева Галина Александровна: Нижегород гуманит. центр – Н. Новгород: НГЦ, 2005.-294 с.
- Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 254 с.
- Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2002. - 133 с.
- Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.
Интернет - ресурсы
- Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
- Сайт программы «Обучение для будущего»
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
- http://urla.ru/1000099y
- http://urla.ru/1000099x
- http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966
- http://urla.ru/1000099z
Приложение № 1.
ЗАДАНИЯ ТЕСТОВОГО РАУНДА
Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 35 баллов
Время работы – 45 минут
Заданий 25.
Тестовый раунд
- День 21 марта в северном полушарии называют днём:
1)Летнего солнцестояния
2)Весеннего равноденствия
3)Осеннего равноденствия
4)Зимнего солнцестояния
- Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
1)1:2 500
2)1:25 000
- 1:250 000
4)1:25 000 000
- Горные породы, образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:
- Метаморфическими
- Осадочными
- Магматическими
- Органическими
4.Река НЕ может брать начало из:
1) Болота
2) Озера
3)Моря
4)Родника
5. Какую реку называют «красавицей», «матушкой», «колыбелью»?
1) Кама
2) Ока
3) Волга
4) Дон
6. В своих стихах «Путь к океану» поэт А. Чепуров описывает реку …
1) Волга
2) Сура
3) Амур
4) Лена
7. О какой реке А.П. Чехов сказал: «Я видел реки великолепнее … Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость»?
1) Иртыш
2) Енисей
3) Обь
4) Уссури
8. Большая часть территории России расположена:
1) севернее Северного полярного круга
2) южнее Северного полярного круга
3) в Западном полушарии
9. Выберите моря, которыми территория России омывается на севере
1) Балтийское, Азовское
2) Белое, Баренцево
3) Охотское, Японское
10. Укажите формы рельефа, преобладающие в России:
1) горы
2) нагорья
3) равнины
11. Выберите район России с самыми низкими зимними температурами:
1) Кавказские горы
2) Якутия
3) полуостров Камчатка
12. Укажите океан, который оказывает основное воздействие на климат России:
1) Тихий
2) Атлантический
3) Индийский
13. Минимальное количество осадков в России выпадает:
1) в Кавказских горах
2) на юге Дальнего Востока
3) в Прикаспийской низменности
14. Укажите реки, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана:
1) Урал, Волга, Кама
2) Обь, Енисей, Лена
3) Днепр, Дон, Кубань
15. Укажите пограничное озеро России:
1) Байкал
2) Ханка
3) Онежское
16. Покровные ледники в России распространены:
1) в Кавказских горах
2) на островах Новая Земля
3) на острове Сахалин
17. Выбери ответ:
1. Горы, где самой высокой вершиной является гора Белуха.
2. Горы, где имеется минералогический Ильменский заповедник
3. Горы на Кольском полуострове.
4. Горы с самой высокой вершиной России
5. Горы на полуострове Таймыр.
Ответы:
1.Кавказ
2.Алтай
3.Урал
4.Сихоте – Алинь
5.Бырранга
6.Хибины
7.Саяны
8.Верхоянский хребет
18. Укажите самую плодородную почву на территории России:
1) Серая лесная
2) Каштановая
3) Черноземы
19. Укажите самое распространенное в России дерево:
А) Лиственница
Б) Береза
В) Сосна
20. Укажите тектоническую структуру, лежащую в основе Восточно – Европейской равнины:
1) древняя платформа
2) область древней складчатости
3) область новой складчатости
21. Выберите верное утверждение:
1) Основное богатство Урала – водные ресурсы.
2) Урал - природный рубеж между Русской и Западно - Сибирской равнинами.
3) На восточных склонах Уральских гор выпадает больше осадков, чем на западных склонах.
22. Какой полуостров России отличается сейсмичностью:
1) Камчатка
2) Таймыр
3) Ямал
23. Установите соответствие:
1) Ветер на Байкале А) Гранит
2) Холм с ледяным ядром Б) Гидролакколиты
3) Магматическая порода В) Сарма
24. Укажите регион Дальнего Востока по описанию:
Эта территория знаменита своими гейзерами. Две трети площади занято горами. Здесь есть действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники.
1) Чукотское нагорье 3) остров Сахалин
2) Полуостров Камчатка 4) Приморье
25. Вопросы:
1.Самый большой по площади остров России.
2.Самый большой по площади полуостров России
3.Самое глубокое море России
4.Самая многоводная река России
5.Море, на котором наблюдаются самые высокие в стране приливы.
Варианты ответов.
1.Таймыр
2.Сахалин.
3.Чукотка
4.Волга
5.Енисей
6.Берингово
7.Охотское
8.Новая Земля
Приложение № 2.
- Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
- Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
- Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
- Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.