НОД "Собака да петух" (ЧХЛ)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Чтение сказки «Петух и собака».
Задачи.
Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.
Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лиса» и «собака».
Грамматический строй речи. Учить использовать в речи сложноподчинённые предложения; согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произношение звука «с». Учить определять место звука в слове.
Развивающие: развивать: внимание, мышление, память; устную речь детей; интерес к участию в драматизации сказки; умение работать коллективно.
Воспитательные: воспитание чувства такта по отношению к другим детям и взрослому. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке.
Материал к занятию: аудиозапись послания детям, сказка «Петух и собака», куклы театра би-ба-бо (лиса, петух и собака), схема рассказывания сказки.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
2.Сюрпризный момент – внесение почтальоном конверта с аудиокассетой внутри.
I. Основная часть.
1.Прослушивание аудиозаписи.
Примерный текст:
Здравствуйте, ребята! Просим у вас помощи. Нас заколдовал злой волшебник Мумба. Сейчас мы невидимы и не можем сказать кто мы. Если вы нас расколдуете, то мы сможем придти к вам в гости. Вы нам поможете? (пауза).Тогда приготовьтесь отгадывать загадки и отвечать на вопросы.
Загадки:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Вопросы:
Какой звук встречается в словах лиса и собака?
Произнеси слово так, чтобы чётко слышался звук с.
2.Физкультминутка «Листочки».
Ветер северный подул –
«С-с-с», - все листья с липы сдул.
Полетели, закружились,
На землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил,
Одеялом их накрыл. Движения соответственно тексту.
З.Чтение сказки «Петух и собака» (Вариант: прослушивание сказки в записи)
Петух и собака.
Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:
- Давай, брат Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.
- Уйдём, - говорит петух, - хуже не будет.
Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день, стало смеркаться – пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло, и заснули. Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал:
- Ку-ка-ре-ку!
Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень-то, какой красивый, и голо-то какой звонкий. Лети ко мне, красавчик!
- А за каким делом? – спрашивает петух.
- Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье и про тебя много горошку припасено.
-Хорошо - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищи.
«Вот какое счастье привалило, - подумала лиса, - вместо одного петушка будет два».
-Где же твои товарищи? - спрашивала она - я и его в гости позову.
-Там, в дупле ночует, - отвечает петух…Лиса кинулась к дуплу, а собака её за морду - цап!...Поймала и разорвала лису.
Повторное чтение сказки, одновременно составляется схема сказки.
4. Инсценирование детьми сказки «Петух и собака» с помощью игрушек би-ба-бо.
5. Игра «Задай вопрос игрушкам»
III. Итог.
- Как называется сказка, которую сегодня слушали?
- Как вы думаете, чему учит сказка