Транслирование педагогического опыта
Имея огромный профессиональный опыт, охотно делюсь своими наработками с молодыми педагогами и коллегами по работе, даю открытые занятия, широко публикую свои материалы на образовательных порталах сети интернет, участвую в различных конкурсах по своей профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Жердина Наталья Николаевна
учитель географии
МАОУ «Средняя школа № 6» г. Когалым
Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
Мы знаем, насколько разным может быть отношение учащихся к учебе. Являются ли методы и подходы учителя на сегодняшний день эффективными?
В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.
В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.
ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика и устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы. ФГОС обеспечивают: Единство образовательного пространства Российской Федерации Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой часть нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), позволяющие ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Системно - деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной познавательной деятельности.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу.
Одна из технологий позволяющая реально изменить ситуацию в школе – это технология АМО.
АМО (Активные Методы Обучения) - это система активных методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.
АМО являются современными методами, обладающими высоким мотивационным потенциалом и надежно обеспечивающими качество и эффективность образовательного процесса.
Ключевые процессы технологии АМО:
- Интеракция
- Коммуникация
- Визуализация
- Мотивация
- Мониторинг
- Рефлексия
- Анализ и оценка
Суть, данной технологии состоит в том, что обучающийся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причём их мотивация определяется не страхом наказания, нежеланием угодить учителю или родителям. Не целью получить пятёрку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
Структура урока и содержание (использование АМО)
Вот несколько примеров АМО, используемых мною на уроках географии:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этап урока: инициация
Метод «Самолётик пожеланий»
Цель: создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.
Проводится со всем классом в течение 7 минут.
Проведение: Из чистых листов формата А4 учащиеся складывают самолётики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя запускают самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.
Метод «Приветствие»
Цель: создание доверительной демократической, располагающей атмосферы.
Ученики: все обучающиеся
Время проведения: 2 м.
Необходимые материалы: нет
Проведение: все участники становятся в круг, берутся за руки, обмениваются взглядами друг с другом, тем самым приветствуя друг друга, демонстрируя свое доброе отношение друг к другу.
Метод «Невидимая нить»
Цель: содействие настрою ребят на совместную работу, создание в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.
Участники: все учащиеся.
Время проведения – 3 минуты.
Материалы: клубок ниток.
Проведение: учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок одному из участников, который передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился.
Результат: распутать такую паутину нам помогут совместные действия на уроке, дружба и доверительные отношения при работе на уроке.
Этап урока: вхождение или погружение в тему
Метод «Лотерея»
Цель: распределение учащихся на группы.
Ученики: все обучающиеся
Время проведения: 1 мин.
Необходимые материалы: карточки с названием групп.
Проведение: учащиеся вытягивают карточки и объединяются по группам, в зависимости от цвета карточки.
Этап урока: выяснения ожиданий и опасений
Метод «Прогноз погоды»
Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки.
Учитель предлагает обучающимся определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников…
Свои ожидания ученикам предлагается написать на солнышках, а опасения - на тучках. Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои солнышки и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.
Фаза 2. Работа над темой
Метод «Инфо-Угадайка» (интерактивная лекция)
Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Участники: все учащиеся.
Материал: лист ватмана на доске, маркеры.
Проведение: в центре ватмана пишется название темы: «Масштаб». Остальное пространство ватмана делится на 4 сектора. Они нумеруются:1;2;3;4.
Первый сектор: Что такое масштаб? Виды масштаба. (Презентация «Виды масштаба»)
Второй сектор: использование масштаба при работе с картой, топографической картой.
Третий сектор: бытовое применение масштаба.
Четвертый сектор: применение масштаба для составления плана.
Метод «Составление кластера»
Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Метод «Мозговой штурм»
Цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.
Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.
Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.
Метод «Золотой ключик»
Цель: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой.
Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.4.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Метод сигнальных карточек «Светофор»
Цель: учащиеся дают оценку уроку
Участники: весь класс
Время: 10-15 минут
Материал: карточки из цветной бумаги красного, жёлтого и зелёного цветов на каждого ученика, лист ватмана.
Проведение: Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока.
Зелёный - позитивно, жёлтый – нейтрально, красный – негативно.
После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.
Метод «Автобусная остановка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек.
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5).
Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Фаза 3. Завершение образовательного материала
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Метод «Какой я прошел путь»
Цель: дать учащимся возможность выразить своё мнение по уроку и вспомнить основные этапы работы
Время: 10 -15 минут
Участники: весь класс
Материал: кусочки бумаги, вырезанные в форме ступни, фломастеры
Проведение: Каждый ученик или группа получает набор таких ступней, на каждой из которых написан определённый этап урока. Задача учащихся – написать о том, что им понравилось или не понравилось. После заполнения все ступни вывешиваются на стенах.
Метод «Шкатулка наших достижений»
Цель: подведение итогов занятия
Участники: весь класс
Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому ученику, фломастеры
У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те ЗУНКи, которые для нас являются важным приобретением на этом занятии.
На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый ученик. Уходя домой, ученики забирают свою шкатулку.
Значение активных методов:
- Формирование положительной учебной мотивации;
- Стимулирование самостоятельной деятельности;
- Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающихся;
- Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика;
- Развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- Развитие универсальных навыков.