Транслирование педагогического опыта

Жердина Наталья Николаевна

Имея огромный профессиональный опыт, охотно делюсь своими наработками с молодыми педагогами и коллегами по работе, даю открытые занятия, широко публикую свои материалы на образовательных порталах сети интернет, участвую  в различных конкурсах по своей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жердина Наталья Николаевна

учитель географии

МАОУ «Средняя школа № 6» г. Когалым

 Активные методы обучения  географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Мы знаем, насколько разным может быть отношение учащихся к  учебе. Являются ли методы и подходы учителя  на сегодняшний  день эффективными?

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

         В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.

ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика и устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы. ФГОС обеспечивают: Единство образовательного пространства Российской Федерации Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой часть нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), позволяющие ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Системно - деятельностный  подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной познавательной деятельности.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу.  

 Одна из технологий позволяющая реально изменить ситуацию в школе – это  технология АМО.

АМО (Активные Методы Обучения) - это система активных методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.  

 АМО являются современными методами, обладающими высоким мотивационным потенциалом и  надежно обеспечивающими качество и эффективность образовательного процесса.

Ключевые процессы технологии АМО:

  • Интеракция
  • Коммуникация
  • Визуализация
  • Мотивация
  • Мониторинг
  • Рефлексия
  • Анализ и оценка

Суть,   данной технологии состоит в том, что обучающийся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причём их мотивация определяется не страхом наказания, нежеланием угодить учителю или родителям. Не целью получить пятёрку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное  обучение становится выбором самого обучающегося.  И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.

Структура урока и содержание (использование АМО)

Вот несколько примеров АМО, используемых мною  на уроках  географии:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этап  урока: инициация

Метод «Самолётик пожеланий»

Цель: создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.

Проводится со всем классом в течение 7 минут.

Проведение: Из чистых листов формата А4 учащиеся складывают самолётики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя   запускают самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.

Метод «Приветствие»  

Цель: создание доверительной демократической, располагающей атмосферы.

Ученики: все обучающиеся

Время проведения: 2 м.

Необходимые материалы: нет        

Проведение: все участники становятся  в круг, берутся  за руки, обмениваются взглядами друг с другом, тем самым  приветствуя друг друга, демонстрируя  свое  доброе отношение  друг к другу.

Метод «Невидимая нить»

Цель: содействие настрою ребят на совместную работу, создание в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.

Участники: все учащиеся.

Время проведения – 3 минуты.

Материалы: клубок ниток.

Проведение: учитель отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок одному из участников, который передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, учитель просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился.

Результат: распутать такую паутину нам помогут совместные действия на уроке, дружба и доверительные отношения при работе на уроке.

 Этап  урока:  вхождение или погружение в тему

Метод    «Лотерея»   

Цель: распределение учащихся на группы.

Ученики: все обучающиеся

Время проведения: 1 мин.

Необходимые материалы: карточки с названием групп.

Проведение: учащиеся вытягивают карточки и объединяются по группам, в зависимости от цвета карточки.

Этап  урока:  выяснения ожиданий и опасений

Метод «Прогноз погоды»

Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся  раздаются также заранее вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки.

Учитель предлагает обучающимся определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников…

Свои ожидания ученикам предлагается написать на солнышках, а опасения - на тучках. Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои солнышки и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.

Фаза 2. Работа над темой

Метод «Инфо-Угадайка» (интерактивная лекция)

Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Участники: все учащиеся.

Материал: лист ватмана на доске, маркеры.

Проведение: в центре ватмана пишется название темы: «Масштаб». Остальное пространство ватмана делится на 4 сектора. Они нумеруются:1;2;3;4.

Первый сектор: Что такое масштаб? Виды масштаба. (Презентация «Виды масштаба»)

Второй сектор: использование масштаба при работе с картой, топографической картой.

Третий сектор: бытовое применение масштаба.

Четвертый сектор: применение масштаба для составления плана.

Метод «Составление кластера»

Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить  новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Метод «Мозговой штурм»

Цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.  

Метод «Золотой ключик»

Цель: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение: учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой.

Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией и т.д.4.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод сигнальных карточек «Светофор»

Цель: учащиеся дают оценку уроку

Участники: весь класс

Время: 10-15 минут

Материал: карточки из цветной бумаги красного, жёлтого и зелёного цветов на каждого ученика, лист ватмана.

Проведение: Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока.

Зелёный  - позитивно, жёлтый – нейтрально, красный – негативно.

После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.

Метод «Автобусная остановка». 

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек.

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5).

Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.

Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.  

Фаза 3. Завершение образовательного  материала

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение:  учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

 Метод  «Какой я прошел путь»

Цель: дать учащимся возможность выразить своё мнение по уроку и вспомнить основные этапы работы

Время: 10 -15 минут

Участники: весь класс

Материал: кусочки бумаги, вырезанные в форме ступни, фломастеры

Проведение: Каждый ученик или группа получает набор таких ступней, на каждой из которых написан определённый этап урока. Задача учащихся – написать о том, что им понравилось или не понравилось. После заполнения все ступни вывешиваются на стенах.

Метод «Шкатулка наших достижений»

Цель: подведение итогов занятия

Участники: весь класс

Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому ученику, фломастеры

У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те ЗУНКи, которые для нас являются важным приобретением на этом занятии.

На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый ученик. Уходя домой, ученики забирают свою шкатулку.

Значение активных методов:

  • Формирование положительной учебной мотивации;
  • Стимулирование самостоятельной деятельности;
  • Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающихся;
  • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика;
  • Развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • Развитие универсальных навыков.

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: