Приказы об утверждении перечня курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения для учащихся 9,10,11 классов

Жердина Наталья Николаевна

 Предпрофильная и профильная подготовка учащихся 9х, 10-11 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                Рабочая программа элективного курса для обучающихся 10 класса составлена на основе программы авторов  А.С. Наумов, В.Н. Холина   «Политическая карта мира»; источник программы:  программы элективных курсов. География 10-11 классы. Профильное обучение/авт.-сост. В.П.Дронов.- М.: Дрофа,2010.

Рассчитана на  34  часа.

                Политическая карта мира – это визитная карточка географии.  Без знаний невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком.

Актуальность и новизна: 

                По содержанию курс актуален, дает учащимся первичные знания по политической географии и геополитике, международным экономическим связям. Это позволяет учащимся видеть, понимать, оценивать взаимоотношения между людьми, территорией и окружающей обстановкой, а также значение их собственного места в быстро меняющемся современном мире.

                 Содержание элективного курса позволяет познакомить учащимся с положением стран мира на политической карте, современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, знакомит с типами стран современного мира, а также с их многообразием и многоликостью, и с основными международными организациями.  Курс   представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира.

Цель:  формирование у школьников  широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.    

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

•    познакомить   учащихся   с   историей   возникновения   геополитики,   ее становлением как науки;

•   рассмотреть   особенности   международных   организаций   -   их   виды, примеры деятельности, особенности функционирования;

•    сформировать  представления и знания о современной политической карте мира;

•    рассмотреть геополитическое положение России и причины, влияющие на него;

•    рассмотреть  причины     возникновения     региональных     конфликтов      и      меры, предпринимаемые для их разрешения;

•      продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.

Методы обучения и формы работы:

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной и группой работы. Наряду с индивидуальной  широко применяется и групповая работа, преимущественно в проектной форме. Формы   работы:  лекции, самостоятельные работы и семинары.

Содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  • анализ исторических, географических и политических карт;
  • анализ статистических материалов;
  • составление карт и комментариев к ним;
  • составление типологических таблиц и классификаций;
  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.  

Планируемые результаты:

В результате изучения курса «Политическая карта мира» ученик должен:

знать/понимать:

  • основные формы правления государства мира (государственный строй);
  • крупнейшие по площади и населению государства мира;
  • микрогосударства размещение их на политической карте;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

уметь:

  • показывать на карте крупнейшие государства мира, страны разных типов и форм устройства;
  • называть и показывать на карте «горячие точки» планеты - районы основных региональных и общемировых конфликтов;
  • показывать и обозначать на контурной карте социально-экономические и природные объекты.      

Система оценивания работ учащихся:

Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

формы промежуточного контроля:

  • письменные задания по материалу;
  • проверка д/з;
  • взаимоконтроль;
  • устный ответ ученика;
  • самостоятельные работы;
  • работы с картами.

формы итогового контроля:

  • тест;
  • географический диктант;
  • устный опрос.

Формы проведения занятий:

  • лекция;
  •  беседа;
  •  диалог;
  •  семинар;
  •  практикум.

Формы работы с учащимися: индивидуальная и групповая.

Используемые технологии:

- проектная;

- ИКТ;

- здоровьесберегающая;

-проблемное обучение;

-личностно-ориентированное обучение.

 

 

 Критерии оценивания учащихся:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по  изученным темам, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения  и верно выполнил задания.

Отметка «4» ставится, если учащийся имеет основные знания по изученным темам, представление о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится, если учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях,  но не может раскрыть их сущности, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе.

Содержание курса

Раздел I. Объекты политической карты (12 ч)

Независимые государства. Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, заморские территории и департаменты. Колониальная структура экономики.

Самопровозглашенные (непризнанные) государства.

Территориальная организация государства - формы государственного устройства (унитаризм и федерализм).

Межгосударственные военные, политическо-экономические организации и геополитические объединения. Организация Объединенных Наций. Межрегиональные международные организации.  Межрегиональные межгосударственные организации развивающихся стран.

Территория и границы государства. Государственная территория. Государственные  границы.  Международные территории  и территории с неопределенным статусом. Территориальные споры.

Раздел II. Этапы формирования политической карты мира.

Политическая карта регионов мира (14ч)

Колонизация. Колониальные империи и их распад. Роль европейских государств в формировании политической карты мира.  Колониальный список ООН.

Политическая карта регионов мира (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании); основные этапы ее формирования. Формы государственного устройства и правления.

Региональные политико-экономические и военно-политические организации. Территориальные споры и этнические конфликты.

Раздел  III. Политическая география и геополитика (8ч)

Основные термины геополитики.

Традиционные геополитические теории. «Политическая география» Ф. Ратцеля. Географические факторы мировой политики. Х.  Маккиндер: «географическая ось теории». Р. Челлен: «географическое предназначение Германии».

Современные школы геополитики. Геополитическая модель мира С. Коэна. Геоэкономическая  школа геополитики. Геополитическая школа в России. Геополитическое положение России.

Литература для учащихся:

  1. В. П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2012.
  2. Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2010.
  3. В. Н. Холина География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2012.
  4. И. А. Родионова, В. Н. Холина Политическая карта мира. Пособие по географии для  поступающих в вузы. — М. Уникум-Центр. 2009.
  5. Детские исторические и географические энциклопедии.
  6. Географические атласы для средней школы.
  7. Исторические атласы для средней школы.

Литература для учителя:

  1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы  и страны. Под ред. С. Б. Лаврова – М. Гардарики. 2012.  
  2. В. А. Колосов, Н. С. Мироненко. Геополитика и политическая география. – М. Аспект Пресс, 2011.
  3.  Н. Н. Моисеев. Судьба цивилизации. Путь разума. – М. 2010.  
  4.  В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2012.
  5. Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2010.
  6. В. Н. Холина География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2012 г.
  7. И. А. Родионова, В. Н. Холина Политическая карта мира. Пособие по географии для поступающих в вузы.— М. Уникум-Центр. 2009 г.
  8. Д. В. Заяц Политическая карта мира: что изменилось за сто лет. Еженедельник «География», № 17, 2011, с. 1, 5—25.
  1. Страны мира. Статистический справочник ООН.  – М. Весь мир. 2011, 2012 гг.
  2. Страны и регионы. Статистический справочник Всемирного банка.  – М. Весь мир. 2011. 2012 гг.
  3. Географические атласы для средней школы.
  4. Исторические атласы для средней школы.

Предварительный просмотр: