Ситуационные задания

Жердина Наталья Николаевна

Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся — найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя — освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsionnye_zadachi_po_geografii.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ситуационных задач на уроках географии

Ситуационные задачи (СЗ) - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.

Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся — найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя — освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом: название задания - личностно-значимый познавательный вопрос - информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т. д.) - задания на работу с данной информацией.

В силу своей межпредметности, интегративности, ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний. Поэтому ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. Это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, направленный на освоение социокультурной среды, или установить взаимодействие с индивидуальными или коллективными субъектами вне школы (родители, органы управления, власти и т. д.), то есть создаются усло-вия включения учащихся в активную общественную деятельность.

Этот тип задач имеет «родословную» от методов кейс-технологий, связанных общим подходом к использованию «ситуационного анализа», который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:

  • - как анализ конкретных ситуаций (метод анализа конкретных ситуаций, или «гарвардский метод»);
  • - как анализ ситуационных задач и упражнений (методы решения СЗ).

Часто эти методы объединяют общим понятием «кейс-стади», название которого можно перевести как «обучение на случае», происшедшей возможной ситуации в социальном пространстве жизни, в основе которой лежат реальные учебные проблемы.

Модель СЗ выглядит следующим образом:

  1. Название СЗ (задача должна иметь привлекательное название).
  2. Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность СЗ в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).
  3. Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные и т.д.).
  4. Далее следуют шесть заданий по работе с текстом СЗ (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос СЗ. При формулировании шести заданий СЗ целесообразно применять конструктор задач петербургского ученого Л. С. Илюшина (приложение № 1).
  5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики: это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.

Практически все задания в СЗ должны работать на освоение учащимися социальной роли «созидателя». Ученик должен научиться не только критиковать и потреблять, но и создавать нечто новое, отличное от уже существующего. Поэтому в СЗ учащимся часто предлагается разработать и презентовать (реализовать) какой-либо проект, проявив тем самым знания и практические умения и действия, то есть свою компетентность в решении той или иной проблемы.

СЗ не являются ежедневным инструментом обучения: как указано выше, достаточно 5-6 задач на одном предмете в учебном году. Как разместить СЗ в годовом курсе предмета?

  • Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание, интерес ко всему годовому курсу преподаваемого предмета, и её желательно провести на первом уроке в сентябре.
  • Вторая, третья, четвертая задачи – обучающие методу решения СЗ, должны базироваться на «крепких» практических темах курса.
  • Пятая – оценочная, показывающая сформированность стержневой компетенции современного образования: способности школьника решать задачи в реальных жизненных ситуациях.

Итак, в основе ресурсов повышения качества нового образования лежит известный психологический закон усвоения знаний: знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике. Поэтому представляется возможным оптимизировать процесс обучения путём включения в его структуру ситуационных задач, построенных с учётом этого закона.

СЗ не являются ежедневным инструментом обучения: как указано выше, достаточно 5-6 задач на одном предмете в учебном году. Как разместить СЗ в годовом курсе предмета?

  • Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание, интерес ко всему годовому курсу преподаваемого предмета, и её желательно провести на первом уроке в сентябре.
  • Вторая, третья, четвертая задачи – обучающие методу решения СЗ, должны базироваться на «крепких» практических темах курса.
  • Пятая – оценочная, показывающая сформированность  стержневой компетенции современного образования: способности школьника решать задачи в реальных жизненных ситуациях.

Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в ходе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение (амплификацию) образовательного пространства ребёнка. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественным реальным/жизненным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Ситуационная задача №1

Название: Города – призраки: миф или реальность

Предмет: география на предметном поле истории, краеведения, обществознания, математики

Класс 9

Подход к проектированию СЗ

На основе материала учебника географии (В.П. Дронов, 9 класс), дополнительных источников информации

Цель

- Освоение метода решения ситуационных задач по таксономии целей Б. Блума (шесть шагов критического мышления);

Формирование представления об особенностях развития и проблемах АПК России.

Задачи

- познакомить учащихся с методом решения ситуационных задач, показать его отличие от метода решения предметных задач

- продолжить формирование умения перерабатывать и структурировать информацию на учебном предмете «География»

- продолжить формирование умения переносить географическую информацию в новую ситуацию, жизненный контекст

Знания, умения и способы действий, на которые опирается СЗ

Предметные умения:

География:

  • умение составлять причинно-следственные связи;
  • умение работать с различными источниками географической информации: статистическими, картографическими, научными;
  • умение анализировать добытую информацию, выявлять зависимости и делать выводы.

История:

  • умение анализировать исторические события и факты;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями.

Краеведение:

  • умение переносить информацию на местные объекты;
  • прогнозирование возможного влияния экономической ситуации в России и в мире на развитие моногородов

Математика

  • умение анализировать графики и строить диаграммы

Универсальные умения:

  • продолжить формирование навыка устной коммуникативной деятельности в малой группе;
  • умения организовать групповую работу и распределять задания между участниками группы, предъявлять индивидуальные цели;
  • навыка аргументированного рассуждения;
  • навыка работы с разными видами текстов, умения выделять необходимую для целей решения задачи информацию и «информационные шумы»;
  • навыка работать по инструкции.

Планируемый педагогический результат

  • овладение методом решения (как последовательности действий, «шести шагов» по Блуму) ситуационной задачи и отличия его от методов решения традиционных предметных задач;
  • сформированность первоначального умения поиска и выделения необходимой информации из нескольких неструктурированных текстов на основе организации смыслового чтения как выбора вида чтения в зависимости от поставленной цели (оценка по Блуму, шаг 2 – «понимание»);
  • сформированность первоначальных аналитико – синтетических умений в решении СЗ на основании выполнения задания на «анализ» и задания на «синтез»;
  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности

Способ и форма оценивания результатов работы

Идентификационная оценка на основе «матрицы оценивания выполнения ситуационной задачи»

Название задачи: Города – призраки: миф или реальность

Личностно-значимый познавательный вопрос:

Безлюдные улицы, пустые глазницы окон, ветер гонит по улицам осколки и обрывки прошлой жизни... Покинутые города – российская реальность. Разбросанные по необъятной нашей стране, словно памятники ушедшим эпохам, они обладают какой-то необъяснимой привлекательностью, им посвящены множество сайтов в Интернете. Фоторепортажи с леденящими душу снимками с фактами былой жизни людей -разбросанные игрушки, детские кроватки, зияющие окна, наспех брошенные школьные учебники вызывают одновременно жуткие чувства и чувство вины. Почему же появляются такие города?!

Какие факторы являются причиной появления городов-призраков?

Информация по данному вопросу:

Текст №1

Термин "города - призраки" обозначает населенные пункты, которые отличаются от селений в привычном ощущении понятия этого слова или обладают оригинальными свойствами. «Города-призраки» можно условно разделить на несколько категорий:

  • Умирающие города.

Населенные пункты, находящиеся на этапе вымирания и опустения. По сути, это населенные пункты, где в активной стадии процессы, ведущие к упадку и разрушению. Основные признаки: уменьшение населения, разрушение инфраструктуры, изменение облика населенного пункта, говорящие об упадке, наличие покинутых районов или объектов

  • Покинутые города.

Населенные пункты, полностью или практически полностью опустевшие. Основные признаки таких городов: сохранившийся облик и инфраструктура, максимально близкие к тому времени, когда жили люди. Население либо совсем покинуло постоянное место обитания, либо сократилось до ничтожного количества. Покинутые города, как правило, молоды, их возраст на этом этапе - от силы несколько десятилетий.

  • Исчезнувшие города.

Населенные пункты, очень давно покинутые людьми. Как правило, они вернулись к "жизни" после археологических раскопок и поисков. Основные признаки таких городов: утраченный за много веков облик, разрушенная инфраструктура. Исчезнувшие города, как правило, древние, их возраст исчисляется столетиями.

Текст №2

Самыми распространенными причинами исчезновения городов являются следующие: обезлюдевшие из-за расцвета новых центров производства и культуры, прекращения добычи природных ископаемых, пришедшие в упадок после технического устаревания или утраты военного значения, разрушенные города древности, пришедшие в упадок в результате военных действий, также есть достаточно много городов, причины исчезновения которых неизвестны. (Рис.1)

Задания на работу с данной информацией

Ознакомление:

1. Используя текст, найдите ответы на следующие вопросы:

  • какие города можно отнести к городам – призракам?
  • каковы главные причины появления городов - призраков?

Понимание:

2.Приведите примеры городов на территории России и Татарстана:

а) исчезнувших                    б) покинутых                          в) умирающих.

3. Как вы думаете, могут ли быть восстановлены исчезнувшие города»? Если да, то каковы факторы восстановления?

4. По рис. 1и рис.2 установите, исторические периоды и географию размещения городов – призраков.

Применение:

5. Рассмотрев и проанализировав карту «Направления миграции в России» к параграфу «Миграция населения в России», скажите, в каких регионах России могут появиться новые города – призраки? Почему?

6. Используя приведённую таблицу 1 приложения, постройте столбиковую диаграмму «Наиболее распространенные причины исчезновения городов России»

Инструкция

  1. Из данных таблицы 1 Приложения выявите семь наиболее распространенных причин исчезновения городов.
  2. Подберите масштаб и начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать причины исчезновения городов (горизонтальная ось) и численность исчезнувших городов по этой причине (вертикальная ось).
  3. Затем по масштабу нанесите данные и начертите столбики.
  4. Столбики можно выделить различными цветами или штриховкой, указав в легенде соответствие.
  5. Сделайте вывод по построенной диаграмме.

Анализ

7. Проанализировав карту «Направления миграции в России» к параграфу «Миграция населения в России», установите, в каких регионах России могут появиться новые города – призраки? Почему?

Текст № 5 

В 2009 году Министерство регионального развития РФ составило список из 19 городов, находящихся на грани выживания. А в Постановлении Правительства РФ от 29 июля 2014 года №709 «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 24 ноября 2015 года» в список вошли уже более 300 населенных пунктов городского типа.

Для решения их проблем разработаны программы, обеспечивается финансирование. Среди моногородов есть очень крупные – это Тольятти и Набережные Челны с их предприятиями – автогигантами ВАЗ и КамАЗ. К разряду моногородов отнесен и ПГТ Камские Поляны, в котором до сих пор нет градообразующего предприятия.

  • Как вы думаете, почему второй по величине город Татарстана Набережные Челны отнесен к разряду моногородов?
  • Почему ПГТ «Камские Поляны» не имеет градообразующего предприятия?
  • Поможет ли этим городам государственная программа избежать участи превратиться в «город-призрак»?

Синтез:

9. Предложите свою программу вывода ПГТ Камские Поляны из списка населенных пунктов, находящихся на грани выживания. Изложите мнение о возобновлении строительства Татарской АЭС, для строительства которой изначально создавался ПГТ Камские Поляны, но после аварии на Чернобыльской АЭС строительство было остановлено.

Оценка:

9. Оцените возможные способы и пути использования строений, объектов инфраструктуры исчезнувших городов или их восстановления.