Профориентационная работа

Жердина Наталья Николаевна

Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы с детьми и подростками по вопросам профессионального самоопределения для дальнейшей и эффек­тивной самореализации в жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАОУ «Средняя школа № 6» от 31.03.2017 № 162

ПРОГРАММА

«Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся МАОУ "Средняя школа № 6" города Когалыма на 2017-2020гг.»

 Когалым

 2017


  1. Общие положения

Программа «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся МАОУ «Средняя школа № 6» города Когалыма на 2017-2020 годы (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы с детьми и подростками по вопросам профессионального самоопределения для дальнейшей и эффективной самореализации в жизни.

Нормативно-правовое обеспечение разработки Программы:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  • Конституция Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  • Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016);
  • Федеральный закон от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
  • Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 27.06.2016 №ОГ-П8-2956 «Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии»;
  • Концепция развития системы профессиональной ориентации ХМАО – Югры и межведомственный план по ее реализации, утвержденные приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.02.2013 №150;
  •  Региональный план реализации Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденный приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.11.2016 №1767
  • Муниципальная программа «Развитие образования города Когалыма»;
  • Муниципальная программа «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций города Когалыма на 2017-2020 годы».

  1. Актуальность и обоснование необходимости Программы

На современном этапе развития социально – экономической сферы, российское общество предъявляет новые требования к системе образования: образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы не просто дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.

Правильный выбор профессионального будущего в соответствии с собственными возможностями и способностями для каждого выпускника школы является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Актуальная задача - помочь обучающимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте современных требований рынка труда.

Условием успешной самореализации в будущем является сформированное умение молодежи делать обоснованный выбор вида профессиональной деятельности в соответствии с личными склонностями и интересами с одной стороны и потребностями экономики с другой стороны, развитие умений и навыков самообучения (самообразования), адаптационной способности к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности (т.е. развитие профессиональной мобильности).

В этом процессе важную роль играет уровень развития профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях.  

В МАОУ «Средняя школа № 6» города Когалыма  профориентационная работа с обучающимися осуществлялась  в соответствии с программой «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций города Когалыма на 2014-2016 годы», утвержденной приказом управления образования Администрации города Когалыма от 27.02.2014 года № 177. Профориентационная работа осуществлялась с учётом возрастных особенностей на всех уровнях общего образования по следующим направлениям.

Начальное общее образование (1-4 классы) – пропедевтика профориентационной работы, по направлениям: формирование положительного отношения к труду; развитие базовых общетрудовых компетентностей; формирование общих представлений о современных профессиях.

Основное общее образование (5-7 классы) - формирование информационной и операционной основы профессионального самоопределения, по направлениям: формирование базовых трудовых навыков в рамках образовательной области «Технология»; информирование о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемые в образовательном процессе; вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий;

Основное общее образование (8-9 классы) – определение дальнейшего образовательного маршрута, по направлениям: предпрофильная подготовка; диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей; знакомство с содержанием профессий.

Среднее общее образование (10-11 классы) - определение направления профессионального образования, по направлениям: диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей; формирование компетенций, соответствующих выбранной профессии выработка умений практического использования образовательных достижений и предметных знаний; формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных путей; профильное обучение в 10 – 11 классах.

Результаты реализации Программы профессиональной ориентации в МАОУ «Средняя школа № 6»  города Когалыма за 2014-2016 годы.

Охват обучающихся  1-11 классов программными мероприятиями составил: в 2013-2014, в 2014-2015 и в 2015-2016 учебных годах – 100%.

В работу по профориентации вовлечены различные категории педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций: 

  • заместители  директора по учебно-воспитательной работе;
  • профориентатор;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники;
  • библиотекари;
  • социальные педагоги;
  • педагоги - психологи.

В   школе осуществляется психологическое сопровождение профориентационной работы. В течение каждого учебного года проводились:

  • анкетирование, консультации, тренинги, беседы;
  • диагностические исследования;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • диагностика склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе школьниками дальнейшей сферы деятельности, с использованием методик:
  • программа: Г.В. Резапкина «Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии»;
  • первичная профессиональная психодиагностика;
  • анкета «профессиональная пригодность и здоровье»;
  • анкета на определение основных мотивов выбора профессии;
  • Методика «Карта интересов»;
  • Методика «Профиль» - модификация «Карты интересов»;
  • Методика «Коммуникативные и организаторские способности»;
  • Методика «Тип мышления»;
  • Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО);
  • Методика Айзенка (определение типа темперамента);
  • Методика Филипса (уровень тревожности).

С целью оказания методической помощи классным руководителям, педагогу-психологу, при организации развивающих занятий, классных часов, родительских собраний используются разнообразные учебники, методические комплексы и пособия:

  • Профориентация старшеклассников, под ред. Т.В. Черникова;
  • Твой компас на рынке труда, под ред. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин;
  • Профессиональное развитие школьника, ред. Ю.А.Афонькина, Т.Н.Тетерина;
  • Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, под ред. Н.С. Пряжникова;
  • Энциклопедия профессий «Карьера в медицине» ред. А. Элиович, М. Широкова;
  • Энциклопедия для детей «Выбор профессии», под ред.Е.Ананьева, В. Белоусова;
  • Я и моя профессия,  под ред. Г. Резапкина;
  • Профориентация школьников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости, под ред. Т.Л. Павлова;
  • Твоя профессиональная карьера, под ред. С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.

        Активно  осуществлялась работа по  взаимодействию с организациями профессионального образования и образовательными организациями высшего образования:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»;
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский индустриальный университет»;
  3. Филиал Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г. Когалыме;
  4. Cургутский  государственный педагогический университет;
  5. Санкт – Петербургский государственный университет;
  6. Ноябрьский институт нефти и газа (филиал Тюменского индустриального университета);
  7. Югорский государственный университет;
  8. Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский  политехнический колледж»;
  9. Cургутский государственный университет;
  10. Уфимский государственный нефтяной технический университет;
  11. Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский индустриальный университет» г. Ноябрьск;
  12. Югорский государственный университет.

Постоянно осуществлялась связь с предприятиями и организациями города  с целью организации экскурсий,  встреч с представителями различных профессий.

Для определения профессиональных предпочтений и профессиональных склонностей проводится диагностика «Профессиональная предрасположенность учащихся»,  тренинги «Мотивы в выборе профессии», «Темперамент и выбор профессии», составляются карты профессионального самоопределения, проводятся анкетирование, тестирование, групповые и профессиональные консультации, психологическое консультирование обучающихся и их родителей.

С целью организации индивидуальной работы по планированию профессиональной деятельности, определения дальнейшего выбора в отчетный период 2014-2016 годов 100% обучающихся 9-11-х классов приняли участие в тематических анкетированиях, опросах, социологических исследованиях, мониторингах по профессиональным планам  и намерениям.

В общеобразовательной организации внедряется профильное обучение. Ежегодно реализуются  программы по 4  профилям (физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический, социально-гуманитарный).  Охват учащихся 10 и 11 классов профильным обучением на протяжении последних трех лет растет и на конец 2015– 2016 учебного года он составил 78,4%.

Предпрофильной подготовкой охвачено 100% обучающихся 8 и 9 классов. В рамках информационной и профориентационной работы проводятся экскурсии, встречи с представителями различных профессий, анкетирование, консультирование, знакомство учащихся с местными образовательными организациями, образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и т.п. В рамках проведения курсов по выбору в 2015-16 учебном году в общеобразовательной организации учащимся 9 классов было предложено 14 курсов (в 2014-15 учебном году – 17 курсов, в 2013-14 учебном году – 18 курсов) различных видов: предметные, ориентационные, профессиональные пробы по 6 специальностям (на базе БУ ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж»). Все учащиеся 9 классов, обучающиеся по очной форме, успешно прошли курсы.

        В 2016 году окончили 11-е профильные классы 50 чел., из них поступили в образовательные организации высшего образования (ВУЗы) и профессиональные образовательные организации согласно профилю 36 чел., что составляет  72 %  от общего количества выпускников профильных классов. Данный показатель находится на среднем уровне, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности проводимой профориентационной работы. Анализируя поступление выпускников в образовательные организации согласно профилю следует отметить:

        -  процент выбора дальнейшего обучения физико-математического профиля составляет - 24 %;

        - процент выбора  химико-биологического – 16%, информационно-технологического – 16%, социально - гуманитарного профиля составляет -16% от общего числа выпускников школы.

По результатам мониторинга по дальнейшему определению выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных организаций за три последних года выявлено следующее.

Из числа выпускников 9 классов в организации профессионального образования поступили:

  • в 2013-2014 учебном году – 27 %  
  • в 2014-2015 учебном году – 28 %
  • в 2015-2016 учебном году – 27 %

Из этих данных можно сделать вывод, что показатели поступления выпускников 9 классов в организации профессионального образования  стабильны. У выпускников 9 классов  мотивация к получению профессионального образования сохраняется (в дальнейшем и высшего), но следует отметить, что сохраняются предпочтения получать общее образование в 10-11 классах общеобразовательных организаций.

Из числа выпускников 11 классов поступили:

  • в 2013-2014 учебном году – в ВУЗы –  96 %, в организации профессионального образования – 4 %;
  • в 2014-2015 учебном году – в ВУЗы  – 85 %, в организации профессионального образования – 11 %;
  • в 2015-2016 учебном году – в  ВУЗы – 97 %, в организации профессионального образования – 2  %.

        Данная информация показывает, что доля выпускников, поступивших в высшие учебные заведения в целом  стабильна, а доля выпускников поступивших в организации профессионального образования повышается, из чего можно сделать вывод, что в городе выпускники переориентируются на получение рабочей профессии.

Таким образом, реализация мероприятий Программы профессиональной ориентации в общеобразовательной организации  на 2014-2016 годы позволила создать условия для развития профессиональной ориентации, вести работу и обеспечивать преемственность и непрерывность профориентационной работы на разных ступенях образования.

Вместе с тем, в организации профориентационной работы  выявились ряд проблем:

  • недостаточный уровень повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих профориентационную работу;
  • недостаточная база научно-методического обеспечения профориентационной работы;
  • недостаточный уровень прохождения социальных практик;
  • недостаточный уровень выбора специализаций при проведении профессиональных проб для учащихся 9-х классов на базе БУ ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж».

  1. Цель и задачи Программы

Цель Программы – развитие системы профессиональной ориентации для обеспечения эффективного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их способностями,  интересами и отвечающего  требованиям рынка труда. 

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Развитие организационно-управленческого сопровождения профессиональной ориентации;
  2. Создание и развитие инфраструктуры системы профориентации;
  3. Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения;
  4. Развитие кадрового потенциала.

  1. Сроки и этапы реализации Программы.

Срок реализации Программы: январь 2017 года – декабрь 2020 года - реализация мероприятий Программы, оценка и анализ результативности реализации Программы в соответствии с целевыми показателями и индикаторами, определение основных позиций по целям и задачам Программы на следующий  период.

  1. Исполнители и соисполнители Программы.

Исполнителями Программы являются следующие субъекты системы профессиональной ориентации:

  • МАОУ «Средняя школа № 6».

Соисполнителями Программы являются следующие субъекты системы профессиональной ориентации:

  • Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Когалымский политехнический колледж» (далее - БУ ХМАО – Югры  «КПК»);
  • Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский центр занятости населения» (КУ ХМАО – Югры «Когалымский центр занятости населения»);
  • учреждения и организации, подведомственные Управлению культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Когалыма;
  • Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный комплексный центр «ФЕНИКС» (далее – МБУ «МКЦ «Феникс»);
  • предприятия, учреждения и организации различных форм собственности;
  • средства массовой информации.

6.   План мероприятий

Программы  «Развитие системы профессиональной ориентации  

обучающихся  МАОУ «Средняя школа № 6» города Когалыма»

на 2017-2020 годы

№ п/п

Задача/ мероприятия

Срок

Планируемый результат

Исполнители и соисполнители

  1. Развитие организационно-управленческого сопровождения

профессиональной ориентации

1.1.

Совершенствование нормативного обеспечения и организационно-управленческих механизмов профориентационной работы

1.1.1

Совершенствование программы профориентационной работы  на 2017 – 2020 годы в соответствии с Программой «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций города Когалыма»

2017

Приказ МАОУ «Средняя школа № 6»  от 31.03.2017

№ 162 «Об утверждении программы «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся МАОУ "Средняя школа № 6" города Когалыма на 2017-2020гг.»

Заместитель директора  Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

1.1.2

Внедрение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их родителей (законных представителей) (Приложение 1)

2017 - 2020

Внедрение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их родителей (законных представителей)

Заместитель директора   Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

1.1.4.

Выявление и распространение лучших моделей профориентационной работы с учащимися

2017-2020

Информационно-аналитические, методические материалы, использование опыта работы в деятельности  

Заместитель директора   Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

психологи,

социальные педагоги,

классные руководители

1.1.5.

Организация работы по обеспечению учета достижений обучающихся  (портфолио) в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития

ежегодно

Ежегодное увеличение количества учащихся, чьи достижения учитываются в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития

Заместитель директора   Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

классные руководители

1.2.

Развитие механизмов межведомственного взаимодействия между  образовательными организациями, КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости», предприятиями, организациями и учреждениями города Когалыма

1.2.1.

Разработка планов и заключение соглашений о совместной работе по профориентации между образовательной организацией, организациями дополнительного образования, организациями профессионального образования, КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», другими организациями, предприятиями и учреждениями города Когалыма

2017

Планы и (или) соглашения о совместной работе по профориентации между образовательной организацией, организациями дополнительного образования, организациями профессионального образования, КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», другими организациями, предприятиями и учреждениями города Когалыма

Заместители директора   Романенко О.В. Мамедова С.А., профориентатор Жердина Н.Н.

1.2.2.

Организация встреч обучающихся с представителями различных производственных учреждений, достигших значительных успехов в трудовой деятельности

ежегодно

(не менее 1 раза в полугодие)

Популяризация рабочих профессий

Профориентатор Жердина Н.Н.,

классные руководители

1.2.3.

Организация экскурсий на предприятия

ежегодно

(по отдельному плану)

Знакомство с различными профессиями, условиями труда

Профориентатор Жердина Н.Н.,

классные руководители

1.2.4

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

Летний период ежегодно

Популяризация рабочих профессий

КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», Общеобразовательные организации,

МБУ «МКЦ «Феникс»

1.2.5.

Развитие форм временной занятости учащихся, в том числе посредством включения их в работу добровольческих организаций, реализацию волонтерских и социокультурных проектов

Ежегодно

Увеличение количества учащихся, охваченных различными формами временной занятости, в том

числе посредством включения в работу

добровольческих организаций, реализацию волонтерских и социокультурных проектов

Заместитель директора  Мамедова С.А.,  

педагоги  дополнительного образования

1.3.

Создание условий для профессиональной ориентации детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1.3.1

Включение в программу профориентационной работы   раздела по работе с  детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ

2017

Включение детей – инвалидов и лиц с ОВЗ в профориентационную  работу в программу  профориентационной работы  

Заместитель директора  Емчук Е.Н.,

профориентатор Жердина Н.Н.

1.3.2

Совершенствование системы  психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и лиц с ОВЗ по вопросам их профессиональной ориентации

2017 - 2020

Формированию адекватного выбора будущей профессии детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей

Заместитель директора по УВР  Емчук Е.Н,

психологи,

социальные педагоги

1.3.3

Организация профессиональной ориентации детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся на дому (по медицинским показаниям)

2017 - 2020

Вовлечение всех детей - инвалидов и лиц с ОВЗ в профориентационную работу

Заместитель директора по УВР  Емчук Е.Н,

психологи,

социальные педагоги

1.4.

Поддержка и развитие направлений научно-технического творчества  

1.4.1.

Организация работы кружков научно-технического творчества

ежегодно

Увеличение количества обучающихся, занимающихся в кружках научно-технического творчества

Заместитель директора по УВР Мамедова С.А.

1.4.2.

Проведение олимпиад по предметам технической направленности

ежегодно

Стимулирование интереса к основам научных знаний

Заместитель директора по УВР Романенко О.В.

1.4.3

Проведение конкурсов проектов технической направленности в рамках городской научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»  и конкурса проектов в образовательной области «Технология»

ежегодно

Стимулирование интереса к основам научных знаний,  овладению современными научными и промышленными технологиями

Заместитель директора по УВР Романенко О.В.

1.4.4

Участие в научной сессии старшеклассников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ежегодно

Стимулирование интереса к основам научных знаний,  овладению современными научными и промышленными технологиями

Заместитель директора по УВР Романенко О.В.

1.4.5.

Участие в региональном конкурсе среди обучающихся образовательных организаций в рамках движения JuniorSkills

Ежегодно

Популяризация инженерно-технического направления профориентационной работы

Заместители директора   Романенко О.В., Емчук  Е.Н.

1.5.

Проведение информационных кампаний для обучающихся и родителей (законных представителей) о возможностях и перспективах профессионального образования,

в том числе с привлечением СМИ

1.5.1.

Проведение родительских собраний с приглашением представителей организаций профессионального образования

ежегодно

(не менее 1 раза в год)

Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж», классные руководители

1.5.2.

Проведение лекториев  о востребованности рабочих профессий (совместно  с  руководителями  организаций    профессионального  образования,  работодателями)

ежегодно

(1 раз в год)

Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж»

1.5.3.

Организация  родительского всеобуча  по  вопросам  профессиональной  ориентации  обучающихся «Личные особенности или рынок труда?», «Вы перед выбором», «Роль семьи в выборе профессии»  

ежегодно

(не менее 1 раза в год)

Информирование родителей (законных представителей) по  вопросам  профессиональной  ориентации их детей

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

КУ ХМАО –Югры  «Когалымский центр занятости»

1.5.4.

Проведение круглых столов, форумов, направленных на формирование преемственности поколений, отражающих роль и значимость семейных династий в достижении вершин профессионального мастерства

ежегодно

(не менее 1 раза в год)

Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж»

1.5.5.

Обновление уголков профориентации, стендов о предпрофильной подготовке и профильном обучении  

2017 - 2020

Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования

Заместитель директора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

1.5.6.

Проведение Единого дня профессионального

самоопределения и профессиональной

ориентации  

Ежегодно

 (2 раза в год)

100% охват различными формами

профессионального самоопределения и

профессиональной ориентации учащихся 8-11 классов

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

психологи,

социальные педагоги, классные руководители

1.5.7.

Информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в средствах массовой информации и интернет ресурсах (официальные сайты)

2017 - 2020

Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся об организациях профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории ХМАО - Югры, а также о ключевых событиях по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся

Заместитель директора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

1.6.

Развитие механизмов целевой подготовки

1.6.1.

Организация профориентационной работы с обучающимися, направленной на развитие интереса к педагогической деятельности, формирование положительного имиджа профессии учителя

ежегодно

Увеличение количества выпускников, изъявивших желание обучаться в организациях высшего и среднего профессионального образования на факультетах укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика»

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., классные руководители

 

1.6.2.

Анализ укомплектованности педагогическими кадрами  

Ежегодно до 1 января

Определение уровня обеспеченности  педагогическими кадрами

Заместитель директора

Кобелева С.В.

1.6.3.

Проведение мониторинга потребности в педагогических кадрах, кадрах КМНС

Ежегодно до 1 января

Выявление потребности в педагогических кадрах, кадрах из числа КМНС

Заместитель директора

Капитонова Л.У.

  1. Создание и развитие инфраструктуры системы профориентации

2.1.

Формирование и развитие службы профориентационной работы

2.1.1.

Расширение форм профориентационной работы для обучающихся  

ежегодно

Использование современных технологий профориентационной работы.

Улучшение работы службы профориентационной работы  

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

психологи,

социальные педагоги, классные руководители  

2.1.2.

Развитие психологического сопровождения профориентационной работы  

2017 - 2020

Психологическое сопровождение профориентационной работы   (анкетирование, консультирование, тренинги, диагностирование)

Заместитель директора по УВР  Емчук Е.Н,

психологи,

социальные педагоги

2.2.

Разработка и реализация  профориентационных проектов (планов),

предусматривающих совместную деятельность

2.2.1.

Проведение презентационных мероприятий организациями профессионального образования

2017-2020

Информирование обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж»

2.2.2.

Проведение Дней профессий, Дней открытых дверей и открытых мероприятий (уроков, классных часов, занятий курсов по выбору и элективных курсов) профориентационной направленности

2017-2020

Информирование обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

психологи,

социальные педагоги, классные руководители  

2.2.3.

Организация встреч с представителями организаций профессионального образования и образовательных организаций высшего образования

2017-2020

Информирование обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

2.2.4.

Организация экскурсий в организации профессионального образования

2017-2020

Информирование обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж», центр занятости

2.2.5.

Проведение профдиагностики и профконсультирования обучающихся  сотрудниками КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», БУ ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж»

2017-2020

Проведение профдиагностики и профконсультирования обучающихся сотрудниками КУ ХМАО – Югры «Центр занятости населения», БУ ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж»

Профориентатор Жердина Н.Н.,

КУ ХМАО –Югры  «Когалымский центр занятости», Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж»

2.3.

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения  

2.3.1.

Реализация двухгодичной модели предпрофильной подготовки

2017-2020

Реализация двухгодичной модели предпрофильной подготовки:

- 8 класс – проведение информационной работы и профильной ориентации  в объеме  не менее 34 часов в год,

- 9 класс – проведение курсов по выбору в объеме не менее 68 часов в год

Заместитель директора Романенко О.В.,  учителя предметники

2.3.2.

Утверждение и исполнение плана мероприятий по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения  

ежегодно

Реализация программ предпрофильной подготовки в 8, 9 классах, внедрение профильного обучения в 10, 11 классах  

Заместитель директора Романенко О.В.,  учителя предметники

2.3.3.

Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в общеобразовательные организации для профильного обучения в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.08.2013 №303-п

ежегодно

Комплектование профильных классов (групп)

Заместитель директора Романенко О.В.

2.3.4.

Внедрение профильного обучения  

ежегодно

Обеспечение специализированной подготовки обучающихся, ориентированной  на их образовательные потребности и склонности, связанные с дальнейшим выбором профессии, и социализацию школьников с учетом реальных потребностей рынка труда

Заместитель директора Романенко О.В.

  1. Совершенствование научно - и учебно-методического обеспечения

3.1.

Включение профориентационной информации в содержание учебных предметов

2017-2020

Информирование обучающихся о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемых в образовательном процессе, актуализация знаний о современных профессиях

Заместитель директора Романенко О.В.,  учителя предметники

3.2.

Внедрение методов и форм профориентационной работы по ступеням образования

3.2.1.

Включение критериев и показателей оценивания эффективности профориентационной деятельности на всех уровнях образования, разработанный АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» (Приложение 2)  

2017-2020

Введение единых требований по оцениванию эффективности профориентационной деятельности  

 

Заместитель директора Романенко О.В.  

3.2.2.

Обеспечение библиотек   учебно-методическими и диагностическими материалами, наглядными пособиями

2017-2020

Укомплектованность библиотек   учебно-методическими и диагностическими материалами, наглядными пособиями

Заместитель директора Романенко О.В., библиотекарь    

3.3.

Совершенствование практико-ориентированных профориентационных образовательных программ, направленных на формирование личностной образовательной траектории и профессионального маршрута, в том числе использованием

социальных практик, профессиональных проб

3.3.1.

Проведение профессиональных проб для обучающихся 9 классов  

2017-2020

Профессиональные пробы для обучающихся 9 классов  

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., классные руководители,

Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж»

3.3.2.

Внедрение социальных практик для обучающихся 8,10 классов, организация общественно-полезной деятельности

2017-2020

Социальные практики для обучающихся 8,10 классов, вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

3.3.3.

Реализация программы профориентированного  курса «Азбука Бизнеса»

2017-2020

Приобретение обучающимися 10, 11  классов навыков, необходимых для образовательного и профессионального самоопределения по основам предпринимательской деятельности и популяризации молодежного предпринимательства Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

Заместитель директора Романенко О.В.

3.3.4.

Применение учебного комплекса «Азбука профориентации 21 века»

2017-2020

Использование диагностического инструментария для самоопределения учащихся в выборе профессии. Увеличение количества учащихся, обучающихся в профильных классах

 Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

3.3.5.

Участие в апробации практико-ориентированных профориентационных образовательных программ

2017-2020

Апробация практико-ориентированных профориентационных образовательных программ

Заместитель директора Романенко О.В.

3.4.

Изучение опыта деятельности образовательной организации по профориентационной работе. Создание базы информационных и методических материалов.

Распространение лучших практик

3.4.1.

Обобщение опыта реализации программ профессиональной ориентации  

2017-2020

Обобщение опыта реализации программ профессиональной ориентации обучающихся  

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.

3.4.2.

Распространение лучших практик через проведение круглых столов, мастер-классов, выступлений на Координационном совете по предпрофильной подготовке и профильному обучению

2017-2020

Популяризация лучшего опыта работы образовательных организаций по вопросам профессиональной ориентации

Заместитель ди-ректора Рома-ненко О.В.,

профориентатор Жердина Н.Н.

3.4.3.

Создание базы информационных и методических материалов из опыта работы образовательных организаций по проведению профориентационной работы на всех уровнях общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) и в рамках дополнительного образования

2017-2020

База информационных и методических материалов для использования в работе

Заместитель директора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

психологи,

социальные педагоги, классные руководители  

3.4.4.

Проведение мониторинга дальнейшего определения выпускников 9-х, 11-х классов  

Ежегодно,

май - октябрь

Статистический отчет о продолжении получения образования выпускников 9, 11 классов

Заместитель директора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.  

3.4.5

Организация городских методических мероприятий по актуальным вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся

2017-2020

Обобщение и распространение опыта работы.

Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников

Заместитель ди-ректора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

психологи,

социальные пе-дагоги, классные руководители  

4. Развитие кадрового потенциала

4.1.

Повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих профориентационную работу

2017-2020

Методическая поддержка педагогических работников по вопросам организации и проведения профориентационной работы

Заместител директора Кобелева С.В.,

Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

психологи,

социальные

педагоги  

4.2.

Участие в региональных, межрегиональных и общероссийских мероприятиях по актуальным вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся

2017-2020

Обобщение и распространение опыта работы.

Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

психологи,

социальные педагоги, классные руководители  

4.3.

Информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в системе профессиональной ориентации, социализации и общественно полезной деятельности учащихся

2017-2020

Размещение методических материалов в разделе «Профориентационная работа» на сайте Управления образования и сайте общеобразовательной  организации.

Использование в работе методических материалов, размещенных на сайте АУ «Институт развития образования», участие в работе постоянно действующего форума для педагогических работников.

Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н.,

психологи,

социальные педагоги, классные руководители  

7. Показатели оценки эффективности реализации Программы

Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается по следующим показателям:

  • В рамках реализации задачи «Развитие организационно-управленческого сопровождения профессиональной ориентации»:
  • реализация программы по профессиональной ориентации;
  • внедрение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для обучающихся и родителей (законных представителей);
  • совместные планы и (или) соглашения о совместной работе по профориентации между образовательными организациями, организациями дополнительного образования, организациями профессионального образования, БУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости», другими организациями, предприятиями и учреждениями города Когалыма;
  •  наличие в программе  по профессиональной ориентации раздела по работе с  детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ
  • доля детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в 8,9 классах, охваченных профориентационной работой (от общего количества  детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в 8,9 классах);
  • доля обучающихся, охваченных мероприятиями научно-технической направленности (занятия в кружках, участие в олимпиадах, выставках, конференциях, соревнованиях и др.) (от общего количества обучающихся)
  • доля родителей (законных представителей), охваченных профориентационной работой (от общего количества родителей);
  • наличие   уголков профориентации;
  • наличие раздела «Профессиональная ориентация» на сайте образовательной организации;
  • количество выпускников 11 классов, поступивших после окончания школы на педагогические специальности;
  • количество обучающихся 8 – 11 классов, чьи достижения  (портфолио) учитываются в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития;
  • проведение Единого дня профессионального самоопределения и профессиональной ориентации;
  • количество учащихся - участников регионального конкурса среди обучающихся образовательных организаций в рамках движения JuniorSkills.
  • В рамках реализации задачи «Создание и развитие инфраструктуры системы профориентации»:
  • доля  обучающихся 8 – 11 классов получающих услуги по профориентации  в Центре профориентационной работы (от общего количества обучающихся 8 – 11 классов);
  • доля обучающихся 8 – 11 классов, охваченных психологическим сопровождением в рамках проведения  профориентационной работы (от общего количества обучающихся 8 – 11 классов);
  • доля обучающихся 8,9 классов, охваченных предпрофильной подготовкой (от общего количества обучающихся 8,9 классов);
  • доля обучающихся 10,11 классов, охваченных профильным обучением (от общего количества обучающихся 10,11 классов).
  • В рамках реализации задачи «Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения»:
  • интегрирование профориентационной  информации с содержанием учебных предметов;
  • доля обучающихся 9 классов, охваченных профессиональными пробами (от общего количества обучающихся 9 классов);
  • доля обучающихся 9,10 классов, принявших участие в социальных практиках, общественно-полезной деятельности (от общего количества обучающихся 9,10 классов);
  • представление  опыта деятельности по профориентационной работе (проведение семинаров, мастер-классов, публичные выступления);
  • доля выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях после 9-го класса;
  • доля выпускников 11 классов, продолживших образование в соответствии с выбранным профилем.
  • В рамках реализации задачи «Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения»:
  • повышение квалификации по вопросам профориентационной работы педагогических работников.

8. Ожидаемые результаты реализации Программы

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

  • Повышение эффективности профориентационной работы через внедрение профориентационных программ,  проведение профессиональных проб, социальных практик;
  • Обеспечение организационно – управленческого сопровождения профориентационной деятельности образовательной организации;
  • Развитие взаимодействия образовательной организации с различными организациями, учреждениями, предприятиями;
  • Увеличение доли обучающихся 10-11 классов, охваченных профильным обучением;
  • Сохранение доли выпускников, продолживших обучение в профессиональных образовательных организациях после окончания 9-го класса;
  • Повышение профессионального мастерства педагогических работников по вопросам профориентационной работы.

9. Механизм реализации Программы.

Механизм реализации Программы включает:

  • взаимодействие всех субъектов системы профессиональной ориентации;
  • работа служб профориентационной работы в МАОУ «Средняя школа № 6», обеспечивающей обоснованный выбор учащимися профессии (специальности);
  • внедрение  эффективных методик и технологий профориентационной работы с обучающимися;

 

10. Финансовое обеспечение Программы

Мероприятия Программы финансируются в рамках текущего финансирования исполнителей Программы.

11. Мониторинг реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы производится на основе мониторинга получаемых промежуточных и конечных результатов показателей, указанных в разделе 8 настоящей Программы.

Мониторинг реализации Программы проводится 2 раза в год Управлением образования посредством анализа предоставленных образовательными организациями отчетов о проделанной работе по критериям и показателям эффективности профориентационной деятельности, разработанным АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» (приложение 2)

Показатели

Ед. изм.

Базовое значение

2016 год

Значение показателя
по годам

2017

2018

2019

2020

  1. Развитие организационно-управленческого сопровождения профессиональной ориентации

1.1

Доля образовательных организаций,  реализующих программы по профессиональной ориентации

%

100

100

100

100

100

1.2.

Доля  образовательных организаций,  внедряющих необходимый и обязательный минимум профуслуг для обучающихся и родителей (законных представителей)

%

100

100

100

100

100

1.3.

Доля  образовательных организаций имеющих совместные планы и (или) соглашения о совместной работе по профориентации между образовательными организациями, организациями дополнительного образования, организациями профессионального образования, КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», другими организациями, предприятиями и учреждениями города Когалыма

%

100

100

100

100

100

1.4.

Доля образовательных организаций, имеющих  в программах  по профессиональной ориентации разделы (пункты) по работе с  детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ

%

100

100

100

100

100

1.5.

Доля детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в 8,9 классах, охваченных профориентационной работой (от общего количества  детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в 8,9 классах)

%

100

100

100

100

100

1.6.

Доля обучающихся, охваченных мероприятиями научно-технической направленности (занятия в кружках, участие в олимпиадах, выставках, конференциях, соревнованиях и др.) (от общего количества обучающихся)

%

15

15,3

15,6

16

16,3

1.7.

Доля родителей (законных представителей), охваченных профориентационной работой (от общего количества родителей)

%

100

100

100

100

100

1.8.

Доля образовательных организаций, в которых оформлены уголки профориентации

%

100

100

100

100

100

1.9.

Доля образовательных организаций, имеющих на своем сайте раздел «Профессиональная ориентация»

%

100

100

100

100

100

1.10.

Количество выпускников 11 классов, поступивших после окончания школы на педагогические специальности

чел.

4

3

4

3

4

1.11.

Доля обучающихся 8 – 11 классов общеобразовательных организаций, чьи достижения  (портфолио) учитываются в целях их дальнейшего професс. самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития

%

85

90

95

100

100

1.12.

Доля общеобразовательных организаций,  в которых проводится Единый день профессионального самоопределения и профессиональной ориентации

%

100

100

100

100

100

1.13.

Количество учащихся - участников регионального конкурса среди обучающихся образовательных организаций в рамках движения Junior Skills

чел

0

0

1

1

1

2. Создание и развитие инфраструктуры системы профориентации

2.1.

Доля обучающихся 8 – 11 классов, охваченных психологическим сопровождением в рамках проведения  профориентационной работы (от общего количества обучающихся 8 – 11 классов)

%

100

100

100

100

100

2.2.

Доля обучающихся 8,9 классов, охваченных предпрофильной подготовкой (от общего количества обучающихся 8,9 классов)

%

100

100

100

100

100

2.3.

Доля обучающихся 10,11 классов, охваченных профильным обучением (от общего количества обучающихся 10,11 классов)

%

78

78

78

78

78

3. Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения

3.1.

Доля образовательных организаций, в которых  профориентационная информация включена в содержание учебных предметов

%

100

100

100

100

100

3.2.

Доля образовательных организаций, использующих критерии и показатели эффективности профориентационной деятельности, разработанных АУ «ИПОиИРТ»

%

100

100

100

100

100

3.3.

Доля обучающихся 9 классов, охваченных профессиональными пробами (от общего количества обучающихся 9 классов)

%

36

36

37

37

38

3.4.

Доля обучающихся 8-10 классов, принявших участие в социальных практиках, общественно-полезной деятельности (от общего количества обучающихся 8-10 классов)

%

30

31

31

32

33

3.5.

Доля образовательных организаций, представивших  опыт деятельности по профориентационной работе (проведение семинаров, мастер-классов, публичные выступления)

%

14

14

14

14

14

3.6.

Доля выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях после 9-го класса

%

27

 27

28

27

28

3.7.

Доля выпускников 11 классов, продолживших образование в соответствии с выбранным профилем

%

72

70

72

73

73

4. Развитие кадрового потенциала

4.1.

Организация городских методических мероприятий по актуальным вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся

Кол-во мероприятий

0

1

0

1

0

5. Развитие информационных механизмов системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся

5.1.

Информосвещение ключевых событий по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности уч-ся в средствах массовой информации и интернет ресурсах (офиц. сайты)

Кол-во информационных сообщений

3

3

3

3

3