Профориентационная работа
Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы с детьми и подростками по вопросам профессионального самоопределения для дальнейшей и эффективной самореализации в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приказы о декаде профориентации 2016,2017 | 1.61 МБ |
Приказы о декаде профориентации 2019 | 1.72 МБ |
Программа профориентации 2017-2020 | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА | ||
приказом МАОУ «Средняя школа № 6» от 31.03.2017 № 162 | ||
ПРОГРАММА
«Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся МАОУ "Средняя школа № 6" города Когалыма на 2017-2020гг.»
Когалым
2017
- Общие положения
Программа «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся МАОУ «Средняя школа № 6» города Когалыма на 2017-2020 годы (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование работы с детьми и подростками по вопросам профессионального самоопределения для дальнейшей и эффективной самореализации в жизни.
Нормативно-правовое обеспечение разработки Программы:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
- Конституция Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016);
- Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016);
- Федеральный закон от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 27.06.2016 №ОГ-П8-2956 «Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии»;
- Концепция развития системы профессиональной ориентации ХМАО – Югры и межведомственный план по ее реализации, утвержденные приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.02.2013 №150;
- Региональный план реализации Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденный приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.11.2016 №1767
- Муниципальная программа «Развитие образования города Когалыма»;
- Муниципальная программа «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций города Когалыма на 2017-2020 годы».
- Актуальность и обоснование необходимости Программы
На современном этапе развития социально – экономической сферы, российское общество предъявляет новые требования к системе образования: образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы не просто дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.
Правильный выбор профессионального будущего в соответствии с собственными возможностями и способностями для каждого выпускника школы является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.
Актуальная задача - помочь обучающимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте современных требований рынка труда.
Условием успешной самореализации в будущем является сформированное умение молодежи делать обоснованный выбор вида профессиональной деятельности в соответствии с личными склонностями и интересами с одной стороны и потребностями экономики с другой стороны, развитие умений и навыков самообучения (самообразования), адаптационной способности к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности (т.е. развитие профессиональной мобильности).
В этом процессе важную роль играет уровень развития профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях.
В МАОУ «Средняя школа № 6» города Когалыма профориентационная работа с обучающимися осуществлялась в соответствии с программой «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций города Когалыма на 2014-2016 годы», утвержденной приказом управления образования Администрации города Когалыма от 27.02.2014 года № 177. Профориентационная работа осуществлялась с учётом возрастных особенностей на всех уровнях общего образования по следующим направлениям.
Начальное общее образование (1-4 классы) – пропедевтика профориентационной работы, по направлениям: формирование положительного отношения к труду; развитие базовых общетрудовых компетентностей; формирование общих представлений о современных профессиях.
Основное общее образование (5-7 классы) - формирование информационной и операционной основы профессионального самоопределения, по направлениям: формирование базовых трудовых навыков в рамках образовательной области «Технология»; информирование о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемые в образовательном процессе; вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий;
Основное общее образование (8-9 классы) – определение дальнейшего образовательного маршрута, по направлениям: предпрофильная подготовка; диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей; знакомство с содержанием профессий.
Среднее общее образование (10-11 классы) - определение направления профессионального образования, по направлениям: диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей; формирование компетенций, соответствующих выбранной профессии выработка умений практического использования образовательных достижений и предметных знаний; формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных путей; профильное обучение в 10 – 11 классах.
Результаты реализации Программы профессиональной ориентации в МАОУ «Средняя школа № 6» города Когалыма за 2014-2016 годы.
Охват обучающихся 1-11 классов программными мероприятиями составил: в 2013-2014, в 2014-2015 и в 2015-2016 учебных годах – 100%.
В работу по профориентации вовлечены различные категории педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций:
- заместители директора по учебно-воспитательной работе;
- профориентатор;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- библиотекари;
- социальные педагоги;
- педагоги - психологи.
В школе осуществляется психологическое сопровождение профориентационной работы. В течение каждого учебного года проводились:
- анкетирование, консультации, тренинги, беседы;
- диагностические исследования;
- индивидуальные и групповые консультации;
- диагностика склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе школьниками дальнейшей сферы деятельности, с использованием методик:
- программа: Г.В. Резапкина «Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии»;
- первичная профессиональная психодиагностика;
- анкета «профессиональная пригодность и здоровье»;
- анкета на определение основных мотивов выбора профессии;
- Методика «Карта интересов»;
- Методика «Профиль» - модификация «Карты интересов»;
- Методика «Коммуникативные и организаторские способности»;
- Методика «Тип мышления»;
- Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО);
- Методика Айзенка (определение типа темперамента);
- Методика Филипса (уровень тревожности).
С целью оказания методической помощи классным руководителям, педагогу-психологу, при организации развивающих занятий, классных часов, родительских собраний используются разнообразные учебники, методические комплексы и пособия:
- Профориентация старшеклассников, под ред. Т.В. Черникова;
- Твой компас на рынке труда, под ред. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин;
- Профессиональное развитие школьника, ред. Ю.А.Афонькина, Т.Н.Тетерина;
- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, под ред. Н.С. Пряжникова;
- Энциклопедия профессий «Карьера в медицине» ред. А. Элиович, М. Широкова;
- Энциклопедия для детей «Выбор профессии», под ред.Е.Ананьева, В. Белоусова;
- Я и моя профессия, под ред. Г. Резапкина;
- Профориентация школьников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости, под ред. Т.Л. Павлова;
- Твоя профессиональная карьера, под ред. С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.
Активно осуществлялась работа по взаимодействию с организациями профессионального образования и образовательными организациями высшего образования:
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»;
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский индустриальный университет»;
- Филиал Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г. Когалыме;
- Cургутский государственный педагогический университет;
- Санкт – Петербургский государственный университет;
- Ноябрьский институт нефти и газа (филиал Тюменского индустриального университета);
- Югорский государственный университет;
- Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский политехнический колледж»;
- Cургутский государственный университет;
- Уфимский государственный нефтяной технический университет;
- Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский индустриальный университет» г. Ноябрьск;
- Югорский государственный университет.
Постоянно осуществлялась связь с предприятиями и организациями города с целью организации экскурсий, встреч с представителями различных профессий.
Для определения профессиональных предпочтений и профессиональных склонностей проводится диагностика «Профессиональная предрасположенность учащихся», тренинги «Мотивы в выборе профессии», «Темперамент и выбор профессии», составляются карты профессионального самоопределения, проводятся анкетирование, тестирование, групповые и профессиональные консультации, психологическое консультирование обучающихся и их родителей.
С целью организации индивидуальной работы по планированию профессиональной деятельности, определения дальнейшего выбора в отчетный период 2014-2016 годов 100% обучающихся 9-11-х классов приняли участие в тематических анкетированиях, опросах, социологических исследованиях, мониторингах по профессиональным планам и намерениям.
В общеобразовательной организации внедряется профильное обучение. Ежегодно реализуются программы по 4 профилям (физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический, социально-гуманитарный). Охват учащихся 10 и 11 классов профильным обучением на протяжении последних трех лет растет и на конец 2015– 2016 учебного года он составил 78,4%.
Предпрофильной подготовкой охвачено 100% обучающихся 8 и 9 классов. В рамках информационной и профориентационной работы проводятся экскурсии, встречи с представителями различных профессий, анкетирование, консультирование, знакомство учащихся с местными образовательными организациями, образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и т.п. В рамках проведения курсов по выбору в 2015-16 учебном году в общеобразовательной организации учащимся 9 классов было предложено 14 курсов (в 2014-15 учебном году – 17 курсов, в 2013-14 учебном году – 18 курсов) различных видов: предметные, ориентационные, профессиональные пробы по 6 специальностям (на базе БУ ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж»). Все учащиеся 9 классов, обучающиеся по очной форме, успешно прошли курсы.
В 2016 году окончили 11-е профильные классы 50 чел., из них поступили в образовательные организации высшего образования (ВУЗы) и профессиональные образовательные организации согласно профилю 36 чел., что составляет 72 % от общего количества выпускников профильных классов. Данный показатель находится на среднем уровне, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности проводимой профориентационной работы. Анализируя поступление выпускников в образовательные организации согласно профилю следует отметить:
- процент выбора дальнейшего обучения физико-математического профиля составляет - 24 %;
- процент выбора химико-биологического – 16%, информационно-технологического – 16%, социально - гуманитарного профиля составляет -16% от общего числа выпускников школы.
По результатам мониторинга по дальнейшему определению выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных организаций за три последних года выявлено следующее.
Из числа выпускников 9 классов в организации профессионального образования поступили:
- в 2013-2014 учебном году – 27 %
- в 2014-2015 учебном году – 28 %
- в 2015-2016 учебном году – 27 %
Из этих данных можно сделать вывод, что показатели поступления выпускников 9 классов в организации профессионального образования стабильны. У выпускников 9 классов мотивация к получению профессионального образования сохраняется (в дальнейшем и высшего), но следует отметить, что сохраняются предпочтения получать общее образование в 10-11 классах общеобразовательных организаций.
Из числа выпускников 11 классов поступили:
- в 2013-2014 учебном году – в ВУЗы – 96 %, в организации профессионального образования – 4 %;
- в 2014-2015 учебном году – в ВУЗы – 85 %, в организации профессионального образования – 11 %;
- в 2015-2016 учебном году – в ВУЗы – 97 %, в организации профессионального образования – 2 %.
Данная информация показывает, что доля выпускников, поступивших в высшие учебные заведения в целом стабильна, а доля выпускников поступивших в организации профессионального образования повышается, из чего можно сделать вывод, что в городе выпускники переориентируются на получение рабочей профессии.
Таким образом, реализация мероприятий Программы профессиональной ориентации в общеобразовательной организации на 2014-2016 годы позволила создать условия для развития профессиональной ориентации, вести работу и обеспечивать преемственность и непрерывность профориентационной работы на разных ступенях образования.
Вместе с тем, в организации профориентационной работы выявились ряд проблем:
- недостаточный уровень повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих профориентационную работу;
- недостаточная база научно-методического обеспечения профориентационной работы;
- недостаточный уровень прохождения социальных практик;
- недостаточный уровень выбора специализаций при проведении профессиональных проб для учащихся 9-х классов на базе БУ ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж».
- Цель и задачи Программы
Цель Программы – развитие системы профессиональной ориентации для обеспечения эффективного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии с их способностями, интересами и отвечающего требованиям рынка труда.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Развитие организационно-управленческого сопровождения профессиональной ориентации;
- Создание и развитие инфраструктуры системы профориентации;
- Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения;
- Развитие кадрового потенциала.
- Сроки и этапы реализации Программы.
Срок реализации Программы: январь 2017 года – декабрь 2020 года - реализация мероприятий Программы, оценка и анализ результативности реализации Программы в соответствии с целевыми показателями и индикаторами, определение основных позиций по целям и задачам Программы на следующий период.
- Исполнители и соисполнители Программы.
Исполнителями Программы являются следующие субъекты системы профессиональной ориентации:
- МАОУ «Средняя школа № 6».
Соисполнителями Программы являются следующие субъекты системы профессиональной ориентации:
- Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский политехнический колледж» (далее - БУ ХМАО – Югры «КПК»);
- Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Когалымский центр занятости населения» (КУ ХМАО – Югры «Когалымский центр занятости населения»);
- учреждения и организации, подведомственные Управлению культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Когалыма;
- Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный комплексный центр «ФЕНИКС» (далее – МБУ «МКЦ «Феникс»);
- предприятия, учреждения и организации различных форм собственности;
- средства массовой информации.
6. План мероприятий
Программы «Развитие системы профессиональной ориентации
обучающихся МАОУ «Средняя школа № 6» города Когалыма»
на 2017-2020 годы
№ п/п | Задача/ мероприятия | Срок | Планируемый результат | Исполнители и соисполнители |
профессиональной ориентации | ||||
1.1. | Совершенствование нормативного обеспечения и организационно-управленческих механизмов профориентационной работы | |||
1.1.1 | Совершенствование программы профориентационной работы на 2017 – 2020 годы в соответствии с Программой «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций города Когалыма» | 2017 | Приказ МАОУ «Средняя школа № 6» от 31.03.2017 № 162 «Об утверждении программы «Развитие системы профессиональной ориентации обучающихся МАОУ "Средняя школа № 6" города Когалыма на 2017-2020гг.» | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
1.1.2 | Внедрение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их родителей (законных представителей) (Приложение 1) | 2017 - 2020 | Внедрение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их родителей (законных представителей) | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
1.1.4. | Выявление и распространение лучших моделей профориентационной работы с учащимися | 2017-2020 | Информационно-аналитические, методические материалы, использование опыта работы в деятельности | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. психологи, социальные педагоги, классные руководители |
1.1.5. | Организация работы по обеспечению учета достижений обучающихся (портфолио) в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития | ежегодно | Ежегодное увеличение количества учащихся, чьи достижения учитываются в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., классные руководители |
1.2. | Развитие механизмов межведомственного взаимодействия между образовательными организациями, КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости», предприятиями, организациями и учреждениями города Когалыма | |||
1.2.1. | Разработка планов и заключение соглашений о совместной работе по профориентации между образовательной организацией, организациями дополнительного образования, организациями профессионального образования, КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», другими организациями, предприятиями и учреждениями города Когалыма | 2017 | Планы и (или) соглашения о совместной работе по профориентации между образовательной организацией, организациями дополнительного образования, организациями профессионального образования, КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», другими организациями, предприятиями и учреждениями города Когалыма | Заместители директора Романенко О.В. Мамедова С.А., профориентатор Жердина Н.Н. |
1.2.2. | Организация встреч обучающихся с представителями различных производственных учреждений, достигших значительных успехов в трудовой деятельности | ежегодно (не менее 1 раза в полугодие) | Популяризация рабочих профессий | Профориентатор Жердина Н.Н., классные руководители |
1.2.3. | Организация экскурсий на предприятия | ежегодно (по отдельному плану) | Знакомство с различными профессиями, условиями труда | Профориентатор Жердина Н.Н., классные руководители |
1.2.4 | Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет | Летний период ежегодно | Популяризация рабочих профессий | КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», Общеобразовательные организации, МБУ «МКЦ «Феникс» |
1.2.5. | Развитие форм временной занятости учащихся, в том числе посредством включения их в работу добровольческих организаций, реализацию волонтерских и социокультурных проектов | Ежегодно | Увеличение количества учащихся, охваченных различными формами временной занятости, в том числе посредством включения в работу добровольческих организаций, реализацию волонтерских и социокультурных проектов | Заместитель директора Мамедова С.А., педагоги дополнительного образования |
1.3. | Создание условий для профессиональной ориентации детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | |||
1.3.1 | Включение в программу профориентационной работы раздела по работе с детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ | 2017 | Включение детей – инвалидов и лиц с ОВЗ в профориентационную работу в программу профориентационной работы | Заместитель директора Емчук Е.Н., профориентатор Жердина Н.Н. |
1.3.2 | Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и лиц с ОВЗ по вопросам их профессиональной ориентации | 2017 - 2020 | Формированию адекватного выбора будущей профессии детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей | Заместитель директора по УВР Емчук Е.Н, психологи, социальные педагоги |
1.3.3 | Организация профессиональной ориентации детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся на дому (по медицинским показаниям) | 2017 - 2020 | Вовлечение всех детей - инвалидов и лиц с ОВЗ в профориентационную работу | Заместитель директора по УВР Емчук Е.Н, психологи, социальные педагоги |
1.4. | Поддержка и развитие направлений научно-технического творчества | |||
1.4.1. | Организация работы кружков научно-технического творчества | ежегодно | Увеличение количества обучающихся, занимающихся в кружках научно-технического творчества | Заместитель директора по УВР Мамедова С.А. |
1.4.2. | Проведение олимпиад по предметам технической направленности | ежегодно | Стимулирование интереса к основам научных знаний | Заместитель директора по УВР Романенко О.В. |
1.4.3 | Проведение конкурсов проектов технической направленности в рамках городской научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» и конкурса проектов в образовательной области «Технология» | ежегодно | Стимулирование интереса к основам научных знаний, овладению современными научными и промышленными технологиями | Заместитель директора по УВР Романенко О.В. |
1.4.4 | Участие в научной сессии старшеклассников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | ежегодно | Стимулирование интереса к основам научных знаний, овладению современными научными и промышленными технологиями | Заместитель директора по УВР Романенко О.В. |
1.4.5. | Участие в региональном конкурсе среди обучающихся образовательных организаций в рамках движения JuniorSkills | Ежегодно | Популяризация инженерно-технического направления профориентационной работы | Заместители директора Романенко О.В., Емчук Е.Н. |
1.5. | Проведение информационных кампаний для обучающихся и родителей (законных представителей) о возможностях и перспективах профессионального образования, в том числе с привлечением СМИ | |||
1.5.1. | Проведение родительских собраний с приглашением представителей организаций профессионального образования | ежегодно (не менее 1 раза в год) | Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж», классные руководители |
1.5.2. | Проведение лекториев о востребованности рабочих профессий (совместно с руководителями организаций профессионального образования, работодателями) | ежегодно (1 раз в год) | Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж» |
1.5.3. | Организация родительского всеобуча по вопросам профессиональной ориентации обучающихся «Личные особенности или рынок труда?», «Вы перед выбором», «Роль семьи в выборе профессии» | ежегодно (не менее 1 раза в год) | Информирование родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации их детей | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., КУ ХМАО –Югры «Когалымский центр занятости» |
1.5.4. | Проведение круглых столов, форумов, направленных на формирование преемственности поколений, отражающих роль и значимость семейных династий в достижении вершин профессионального мастерства | ежегодно (не менее 1 раза в год) | Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж» |
1.5.5. | Обновление уголков профориентации, стендов о предпрофильной подготовке и профильном обучении | 2017 - 2020 | Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования | Заместитель директора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
1.5.6. | Проведение Единого дня профессионального самоопределения и профессиональной ориентации | Ежегодно (2 раза в год) | 100% охват различными формами профессионального самоопределения и профессиональной ориентации учащихся 8-11 классов | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., психологи, социальные педагоги, классные руководители |
1.5.7. | Информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в средствах массовой информации и интернет ресурсах (официальные сайты) | 2017 - 2020 | Информирование родителей (законных представителей) и обучающихся об организациях профессионального образования и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории ХМАО - Югры, а также о ключевых событиях по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся | Заместитель директора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
1.6. | Развитие механизмов целевой подготовки | |||
1.6.1. | Организация профориентационной работы с обучающимися, направленной на развитие интереса к педагогической деятельности, формирование положительного имиджа профессии учителя | ежегодно | Увеличение количества выпускников, изъявивших желание обучаться в организациях высшего и среднего профессионального образования на факультетах укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., классные руководители
|
1.6.2. | Анализ укомплектованности педагогическими кадрами | Ежегодно до 1 января | Определение уровня обеспеченности педагогическими кадрами | Заместитель директора Кобелева С.В. |
1.6.3. | Проведение мониторинга потребности в педагогических кадрах, кадрах КМНС | Ежегодно до 1 января | Выявление потребности в педагогических кадрах, кадрах из числа КМНС | Заместитель директора Капитонова Л.У. |
| ||||
2.1. | Формирование и развитие службы профориентационной работы | |||
2.1.1. | Расширение форм профориентационной работы для обучающихся | ежегодно | Использование современных технологий профориентационной работы. Улучшение работы службы профориентационной работы | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., психологи, социальные педагоги, классные руководители |
2.1.2. | Развитие психологического сопровождения профориентационной работы | 2017 - 2020 | Психологическое сопровождение профориентационной работы (анкетирование, консультирование, тренинги, диагностирование) | Заместитель директора по УВР Емчук Е.Н, психологи, социальные педагоги |
2.2. | Разработка и реализация профориентационных проектов (планов), предусматривающих совместную деятельность | |||
2.2.1. | Проведение презентационных мероприятий организациями профессионального образования | 2017-2020 | Информирование обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж» |
2.2.2. | Проведение Дней профессий, Дней открытых дверей и открытых мероприятий (уроков, классных часов, занятий курсов по выбору и элективных курсов) профориентационной направленности | 2017-2020 | Информирование обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., психологи, социальные педагоги, классные руководители |
2.2.3. | Организация встреч с представителями организаций профессионального образования и образовательных организаций высшего образования | 2017-2020 | Информирование обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
2.2.4. | Организация экскурсий в организации профессионального образования | 2017-2020 | Информирование обучающихся о возможностях и перспективах профессионального образования | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж», центр занятости |
2.2.5. | Проведение профдиагностики и профконсультирования обучающихся сотрудниками КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», БУ ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж» | 2017-2020 | Проведение профдиагностики и профконсультирования обучающихся сотрудниками КУ ХМАО – Югры «Центр занятости населения», БУ ХМАО-Югры «Когалымский политехнический колледж» | Профориентатор Жердина Н.Н., КУ ХМАО –Югры «Когалымский центр занятости», Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж» |
2.3. | Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения | |||
2.3.1. | Реализация двухгодичной модели предпрофильной подготовки | 2017-2020 | Реализация двухгодичной модели предпрофильной подготовки: - 8 класс – проведение информационной работы и профильной ориентации в объеме не менее 34 часов в год, - 9 класс – проведение курсов по выбору в объеме не менее 68 часов в год | Заместитель директора Романенко О.В., учителя предметники |
2.3.2. | Утверждение и исполнение плана мероприятий по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения | ежегодно | Реализация программ предпрофильной подготовки в 8, 9 классах, внедрение профильного обучения в 10, 11 классах | Заместитель директора Романенко О.В., учителя предметники |
2.3.3. | Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в общеобразовательные организации для профильного обучения в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.08.2013 №303-п | ежегодно | Комплектование профильных классов (групп) | Заместитель директора Романенко О.В. |
2.3.4. | Внедрение профильного обучения | ежегодно | Обеспечение специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на их образовательные потребности и склонности, связанные с дальнейшим выбором профессии, и социализацию школьников с учетом реальных потребностей рынка труда | Заместитель директора Романенко О.В. |
| ||||
3.1. | Включение профориентационной информации в содержание учебных предметов | 2017-2020 | Информирование обучающихся о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемых в образовательном процессе, актуализация знаний о современных профессиях | Заместитель директора Романенко О.В., учителя предметники |
3.2. | Внедрение методов и форм профориентационной работы по ступеням образования | |||
3.2.1. | Включение критериев и показателей оценивания эффективности профориентационной деятельности на всех уровнях образования, разработанный АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» (Приложение 2) | 2017-2020 | Введение единых требований по оцениванию эффективности профориентационной деятельности
| Заместитель директора Романенко О.В. |
3.2.2. | Обеспечение библиотек учебно-методическими и диагностическими материалами, наглядными пособиями | 2017-2020 | Укомплектованность библиотек учебно-методическими и диагностическими материалами, наглядными пособиями | Заместитель директора Романенко О.В., библиотекарь |
3.3. | Совершенствование практико-ориентированных профориентационных образовательных программ, направленных на формирование личностной образовательной траектории и профессионального маршрута, в том числе использованием социальных практик, профессиональных проб | |||
3.3.1. | Проведение профессиональных проб для обучающихся 9 классов | 2017-2020 | Профессиональные пробы для обучающихся 9 классов | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., классные руководители, Бюджетное учреждение «Когалымский политехнический колледж» |
3.3.2. | Внедрение социальных практик для обучающихся 8,10 классов, организация общественно-полезной деятельности | 2017-2020 | Социальные практики для обучающихся 8,10 классов, вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
3.3.3. | Реализация программы профориентированного курса «Азбука Бизнеса» | 2017-2020 | Приобретение обучающимися 10, 11 классов навыков, необходимых для образовательного и профессионального самоопределения по основам предпринимательской деятельности и популяризации молодежного предпринимательства Ханты – Мансийского автономного округа - Югры | Заместитель директора Романенко О.В. |
3.3.4. | Применение учебного комплекса «Азбука профориентации 21 века» | 2017-2020 | Использование диагностического инструментария для самоопределения учащихся в выборе профессии. Увеличение количества учащихся, обучающихся в профильных классах | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
3.3.5. | Участие в апробации практико-ориентированных профориентационных образовательных программ | 2017-2020 | Апробация практико-ориентированных профориентационных образовательных программ | Заместитель директора Романенко О.В. |
3.4. | Изучение опыта деятельности образовательной организации по профориентационной работе. Создание базы информационных и методических материалов. Распространение лучших практик | |||
3.4.1. | Обобщение опыта реализации программ профессиональной ориентации | 2017-2020 | Обобщение опыта реализации программ профессиональной ориентации обучающихся | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
3.4.2. | Распространение лучших практик через проведение круглых столов, мастер-классов, выступлений на Координационном совете по предпрофильной подготовке и профильному обучению | 2017-2020 | Популяризация лучшего опыта работы образовательных организаций по вопросам профессиональной ориентации | Заместитель ди-ректора Рома-ненко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
3.4.3. | Создание базы информационных и методических материалов из опыта работы образовательных организаций по проведению профориентационной работы на всех уровнях общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) и в рамках дополнительного образования | 2017-2020 | База информационных и методических материалов для использования в работе | Заместитель директора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., психологи, социальные педагоги, классные руководители |
3.4.4. | Проведение мониторинга дальнейшего определения выпускников 9-х, 11-х классов | Ежегодно, май - октябрь | Статистический отчет о продолжении получения образования выпускников 9, 11 классов | Заместитель директора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н. |
3.4.5 | Организация городских методических мероприятий по актуальным вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся | 2017-2020 | Обобщение и распространение опыта работы. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников | Заместитель ди-ректора по УВР Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., психологи, социальные пе-дагоги, классные руководители |
4. Развитие кадрового потенциала | ||||
4.1. | Повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих профориентационную работу | 2017-2020 | Методическая поддержка педагогических работников по вопросам организации и проведения профориентационной работы | Заместител директора Кобелева С.В., Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., психологи, социальные педагоги |
4.2. | Участие в региональных, межрегиональных и общероссийских мероприятиях по актуальным вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся | 2017-2020 | Обобщение и распространение опыта работы. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., психологи, социальные педагоги, классные руководители |
4.3. | Информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в системе профессиональной ориентации, социализации и общественно полезной деятельности учащихся | 2017-2020 | Размещение методических материалов в разделе «Профориентационная работа» на сайте Управления образования и сайте общеобразовательной организации. Использование в работе методических материалов, размещенных на сайте АУ «Институт развития образования», участие в работе постоянно действующего форума для педагогических работников. | Заместитель директора Романенко О.В., профориентатор Жердина Н.Н., психологи, социальные педагоги, классные руководители |
7. Показатели оценки эффективности реализации Программы
Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается по следующим показателям:
- В рамках реализации задачи «Развитие организационно-управленческого сопровождения профессиональной ориентации»:
- реализация программы по профессиональной ориентации;
- внедрение необходимого и обязательного минимума профориентационных услуг для обучающихся и родителей (законных представителей);
- совместные планы и (или) соглашения о совместной работе по профориентации между образовательными организациями, организациями дополнительного образования, организациями профессионального образования, БУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости», другими организациями, предприятиями и учреждениями города Когалыма;
- наличие в программе по профессиональной ориентации раздела по работе с детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ
- доля детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в 8,9 классах, охваченных профориентационной работой (от общего количества детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в 8,9 классах);
- доля обучающихся, охваченных мероприятиями научно-технической направленности (занятия в кружках, участие в олимпиадах, выставках, конференциях, соревнованиях и др.) (от общего количества обучающихся)
- доля родителей (законных представителей), охваченных профориентационной работой (от общего количества родителей);
- наличие уголков профориентации;
- наличие раздела «Профессиональная ориентация» на сайте образовательной организации;
- количество выпускников 11 классов, поступивших после окончания школы на педагогические специальности;
- количество обучающихся 8 – 11 классов, чьи достижения (портфолио) учитываются в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития;
- проведение Единого дня профессионального самоопределения и профессиональной ориентации;
- количество учащихся - участников регионального конкурса среди обучающихся образовательных организаций в рамках движения JuniorSkills.
- В рамках реализации задачи «Создание и развитие инфраструктуры системы профориентации»:
- доля обучающихся 8 – 11 классов получающих услуги по профориентации в Центре профориентационной работы (от общего количества обучающихся 8 – 11 классов);
- доля обучающихся 8 – 11 классов, охваченных психологическим сопровождением в рамках проведения профориентационной работы (от общего количества обучающихся 8 – 11 классов);
- доля обучающихся 8,9 классов, охваченных предпрофильной подготовкой (от общего количества обучающихся 8,9 классов);
- доля обучающихся 10,11 классов, охваченных профильным обучением (от общего количества обучающихся 10,11 классов).
- В рамках реализации задачи «Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения»:
- интегрирование профориентационной информации с содержанием учебных предметов;
- доля обучающихся 9 классов, охваченных профессиональными пробами (от общего количества обучающихся 9 классов);
- доля обучающихся 9,10 классов, принявших участие в социальных практиках, общественно-полезной деятельности (от общего количества обучающихся 9,10 классов);
- представление опыта деятельности по профориентационной работе (проведение семинаров, мастер-классов, публичные выступления);
- доля выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях после 9-го класса;
- доля выпускников 11 классов, продолживших образование в соответствии с выбранным профилем.
- В рамках реализации задачи «Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения»:
- повышение квалификации по вопросам профориентационной работы педагогических работников.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- Повышение эффективности профориентационной работы через внедрение профориентационных программ, проведение профессиональных проб, социальных практик;
- Обеспечение организационно – управленческого сопровождения профориентационной деятельности образовательной организации;
- Развитие взаимодействия образовательной организации с различными организациями, учреждениями, предприятиями;
- Увеличение доли обучающихся 10-11 классов, охваченных профильным обучением;
- Сохранение доли выпускников, продолживших обучение в профессиональных образовательных организациях после окончания 9-го класса;
- Повышение профессионального мастерства педагогических работников по вопросам профориентационной работы.
9. Механизм реализации Программы.
Механизм реализации Программы включает:
- взаимодействие всех субъектов системы профессиональной ориентации;
- работа служб профориентационной работы в МАОУ «Средняя школа № 6», обеспечивающей обоснованный выбор учащимися профессии (специальности);
- внедрение эффективных методик и технологий профориентационной работы с обучающимися;
10. Финансовое обеспечение Программы
Мероприятия Программы финансируются в рамках текущего финансирования исполнителей Программы.
11. Мониторинг реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы производится на основе мониторинга получаемых промежуточных и конечных результатов показателей, указанных в разделе 8 настоящей Программы.
Мониторинг реализации Программы проводится 2 раза в год Управлением образования посредством анализа предоставленных образовательными организациями отчетов о проделанной работе по критериям и показателям эффективности профориентационной деятельности, разработанным АУ «Институт профессионального образования и исследования рынка труда» (приложение 2)
№ | Показатели | Ед. изм. | Базовое значение 2016 год | Значение показателя | |||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||
| |||||||
1.1 | Доля образовательных организаций, реализующих программы по профессиональной ориентации | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.2. | Доля образовательных организаций, внедряющих необходимый и обязательный минимум профуслуг для обучающихся и родителей (законных представителей) | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.3. | Доля образовательных организаций имеющих совместные планы и (или) соглашения о совместной работе по профориентации между образовательными организациями, организациями дополнительного образования, организациями профессионального образования, КУ ХМАО-Югры «Когалымский центр занятости населения», другими организациями, предприятиями и учреждениями города Когалыма | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.4. | Доля образовательных организаций, имеющих в программах по профессиональной ориентации разделы (пункты) по работе с детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.5. | Доля детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в 8,9 классах, охваченных профориентационной работой (от общего количества детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в 8,9 классах) | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.6. | Доля обучающихся, охваченных мероприятиями научно-технической направленности (занятия в кружках, участие в олимпиадах, выставках, конференциях, соревнованиях и др.) (от общего количества обучающихся) | % | 15 | 15,3 | 15,6 | 16 | 16,3 |
1.7. | Доля родителей (законных представителей), охваченных профориентационной работой (от общего количества родителей) | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.8. | Доля образовательных организаций, в которых оформлены уголки профориентации | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.9. | Доля образовательных организаций, имеющих на своем сайте раздел «Профессиональная ориентация» | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.10. | Количество выпускников 11 классов, поступивших после окончания школы на педагогические специальности | чел. | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 |
1.11. | Доля обучающихся 8 – 11 классов общеобразовательных организаций, чьи достижения (портфолио) учитываются в целях их дальнейшего професс. самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития | % | 85 | 90 | 95 | 100 | 100 |
1.12. | Доля общеобразовательных организаций, в которых проводится Единый день профессионального самоопределения и профессиональной ориентации | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1.13. | Количество учащихся - участников регионального конкурса среди обучающихся образовательных организаций в рамках движения Junior Skills | чел | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
2. Создание и развитие инфраструктуры системы профориентации | |||||||
2.1. | Доля обучающихся 8 – 11 классов, охваченных психологическим сопровождением в рамках проведения профориентационной работы (от общего количества обучающихся 8 – 11 классов) | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2.2. | Доля обучающихся 8,9 классов, охваченных предпрофильной подготовкой (от общего количества обучающихся 8,9 классов) | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2.3. | Доля обучающихся 10,11 классов, охваченных профильным обучением (от общего количества обучающихся 10,11 классов) | % | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 |
3. Совершенствование научно- и учебно-методического обеспечения | |||||||
3.1. | Доля образовательных организаций, в которых профориентационная информация включена в содержание учебных предметов | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
3.2. | Доля образовательных организаций, использующих критерии и показатели эффективности профориентационной деятельности, разработанных АУ «ИПОиИРТ» | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
3.3. | Доля обучающихся 9 классов, охваченных профессиональными пробами (от общего количества обучающихся 9 классов) | % | 36 | 36 | 37 | 37 | 38 |
3.4. | Доля обучающихся 8-10 классов, принявших участие в социальных практиках, общественно-полезной деятельности (от общего количества обучающихся 8-10 классов) | % | 30 | 31 | 31 | 32 | 33 |
3.5. | Доля образовательных организаций, представивших опыт деятельности по профориентационной работе (проведение семинаров, мастер-классов, публичные выступления) | % | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
3.6. | Доля выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях после 9-го класса | % | 27 | 27 | 28 | 27 | 28 |
3.7. | Доля выпускников 11 классов, продолживших образование в соответствии с выбранным профилем | % | 72 | 70 | 72 | 73 | 73 |
4. Развитие кадрового потенциала | |||||||
4.1. | Организация городских методических мероприятий по актуальным вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся | Кол-во мероприятий | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
5. Развитие информационных механизмов системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся | |||||||
5.1. | Информосвещение ключевых событий по профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности уч-ся в средствах массовой информации и интернет ресурсах (офиц. сайты) | Кол-во информационных сообщений | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |