7.СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДРЕСНОЙ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В своей работе применяю: индивидуальную и дифференцированную формы обучения по следующим направлениям:
· Работа с одарёнными детьми;
· Работа с детьми ОВЗ;
· Индивидуальная работа с воспитанниками школьного интерната «Синяя птица».
3.1.Работа с одаренными детьми
Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их.
Направления работы с одарёнными детьми:
1. Подготовка обучающихся к участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях;
2. Разработка творческих, исследовательских проектов;
В период с 2013-2016 гг мои ученики достигли определенных результатов:
Таблица 3.1.1.Результаты участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня
год | Фамилия Имя | Класс | Мероприятие | Уровень мероприятия | Результат |
2013 | Мотовилина Снежана Грищенко Маргарита Тараненко Аким Томакин Алексей Лупекина Маргарита | 5 | Областной конкурс «Математический марафон» | региональный | Диплом III степени |
2013 | Талаева Анна | 6 | Математический конкурс-игра «Кенгуру» | международный | 7 место в районе |
2013 | Гришаева Ксения | 8 | Математический конкурс-игра «Кенгуру» | международный | 7 место в районе |
2013 | Гришаева Ксения | 8 | Заочная областная олимпиада школьников по математике | региональный | призер |
2013 | Лупекина Анастасия | 8 | Заочная областная олимпиада школьников по математике | региональный | призер |
2014 | Петрова Екатерина | 5 | Математический конкурс-игра «Кенгуру» | международный | 2 место в районе |
2014 | Финогеева Ирина | 7 | Математический конкурс-игра «Кенгуру» | международный | 6 место в районе |
2015 | Тимиров Дмитрий | 9 | «Кенгуру-выпускникам» | международный | 69 баллов |
2015 | Гришаева Ксения | 9 | «Кенгуру-выпускникам» | международный | 67 баллов |
2015 | Яценко Дарья | 7 | Заочная региональная предметная олимпиада школьников | региональный | призер |
2015 | Коновалов Степан | 9 | Заочная региональная предметная олимпиада школьников | региональный | призер |
На ряду с подготовкой обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня, провожу работу, направленную на творческое развитие учащихся. Так вученица 7 класса Яценко Дарья в феврале 2015 года на районной конференции «Элита Верхнекетья» представила творческую и исследовательскую работу на тему: «Практическое применение признаков равенства треугольников».
В 2014-2015 учебном году были проведены дополнительные занятия с сильными учениками, направленные на решение заданий повышенного уровня сложности из ОГЭ. По результатам основного государственного экзамена, ряд обучающихся 9 класса набрали высокий балл.
Таблица 3.1.2.Наиболее высокие результаты ОГЭ по классу
№ | Фамилия Имя | Тестовый балл ОГЭ | Максимальный тестовый балл ОГЭ |
1 | Тимиров Дмитрий | 38 | 38 |
2 | Гришаева Ксения | 21 | 38 |
3 | Иванов Валерий | 21 | 38 |
4 | Коновалов Степан | 21 | 38 |
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
По данным диагностики уровня усвоения знаний и умений разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты в виде системы консультаций. Так в 2013-2014 учебном году была разработана и реализована программа дополнительных занятий по математике с учащейся 6 класса Черепановой Валерией. Система консультаций представлена в Приложении 3.1.1:
В результате систематических дополнительных занятий, по итогам первой четверти 2015-2016 учебного года Валерия показала хороший результат и успевает на «4» по алгебре и геометрии.
В 2016 году прошла повышение квалификации в образовательном Фонде «Талант и успех» по программе «Преподавание геометрии в профильных 8-9 классах. Начальная подготовка к участию в олимпиадах по математике» в объёме 72 часов (ОЦС/ПК-16/001086).
Работа с детьми ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.
Понимая значимость работы с детьми данной категории свою педагогическую деятельность строю на основе социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий родителей, учёта ресурсов, материальной базы.
Зная индивидуальные особенности обучающихся, стараюсь активизировать их деятельность на уроках математики. Результаты обучения в специальной (коррекционной группе) представлены в Приложении 3.2.1
Стараюсь мотивировать учеников данной категории через вовлечение их во внеурочную деятельность по предмету. Ребята активно участвуют в мероприятиях школьного уровня, предметных неделях. Так же принимают участие в олимпиадах различного уровня. Так Картавых Максим, обучающийся 8 класса, стал участником «Заочной областной олимпиады школьников по математике» (2013-2014 учебный год), а обучающаяся 5 класса, Шилова Анастасия принимала участие в международном конкурсе «Кенгуру» (2014-2015 учебный год) и заняла 2 место в школе, 9 место в районе.
В 2016 году прошла повышение квалификации в ТОИПКРО по дополнительной профессиональной программе «Курсы повышения квалификации «Реализация адаптированных основных образовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» в объёме 108 часов (0401-16).
Ученики усваивают необходимые знания: все обучающиеся данной категории по итогам 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 учебных годов аттестованы по математике и все обучающиеся данной категории 9 класса (2014-2015 учебный год) успешно справились с ГВЭ.
3.2.Работа с воспитанниками пришкольного интерната «Синяя птица»
Сегодня в школе обучаются дети из 6 посёлков, 30 обучающихся проживают в пришкольном интернате. Находясь в дали от родителей, функцию родительского контроля за обучением детей берут на себя педагоги школы, классные руководители и воспитатели интерната «Синяя птица». Хочется отметить, что обучающиеся проживающие в пришкольном интернате с большим желанием принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня, где показывают хорошие результаты.
Таблица 3.3.1. Школьный тур Всероссийской предметной олимпиады школьников по математике
№ | Учебный год | Класс | Фамилия Имя воспитанника интерната | Результат |
1 | 2013-2014 | 5 | Русских Михаил | Призер |
2 | 2014-2015 | 5 | Белосутцева Анастасия | Участник |
3 | 2014-2015 | 5 | Комарова Александра | Призер |
4 | 2014-2015 | 6 | Русских Михаил | Призер |
5 | 2014-2015 | 7 | Закуринова Надежда | Участник |
6 | 2015-2016 | 6 | Комарова Александра | Победитель |
7 | 2015-2016 | 6 | Буланов Дмитрий | Призер |
Участники Школьного тура Всероссийской предметной олимпиады школьников по математике
Воспитанники интерната также активно принимают участие в международном конкурсе «Кенгуру».
Таблица 3.3.2. Результаты международного конкурса-игры «Кенгуру» среди воспитанников пришкольного интерната «Синяя птица»
№ | Учебный год | Фамилия Имя воспитанника интерната | класс | Место в школе | Место в районе |
1 | 2013-2014 | Русских Михаил | 5 | 1 | 17 |
2 | 2013-2014 | Попова Вероника | 5 | 2 | 22 |
3 | 2013-2014 | Дудник Кирилл | 8 | 3 | 15 |
4 | 2013-2014 | Овчаренко Татьяна | 8 | 3 | 15 |
Также в 2014-2015 учебном году воспитанники интерната принимали участие в международном конкурсе «Кенгуру выпускникам» и получили следующие результаты: Козюков Никита - 28 баллов, Остроухов Сергей – 16 баллов.
3.3.Позитивная динамика интереса учащихся к предмету
Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.
На протяжении 2013-2014, 2014-2015 и 2015-2016 учебного года осуществляю диагностику мотивации учащихся к изучению предмета.
Цель: изучение мотивации учащихся к изучению математики.
Диагностика осуществляется с применением следующих методов:
· Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся.
· Изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
· Наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
· Анкетирование родителей учащихся
· Фронтальные проверки преподавания предмета.
Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:
1. Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
2. Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
3. Позитивная динамика уровня качества обучения.
4. Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
5. Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в математических играх, творческих конкурсах.
Таблица 3.4.1.Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах
Учебный год | Количество участников | Форма мероприятия | Уровень мероприятия |
2013-2014 | 8 | Всероссийская предметная олимпиада школьников | школьный |
2014-2015 | 20 | ||
2015-2016 | 28 |
Таблица 3.4.2. Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней
год | Фамилия Имя | Класс | Мероприятие | Уровень мероприятия | Результат |
2013 | Мотовилина Снежана Грищенко Маргарита Тараненко Аким Томакин Алексей Лупекина Маргарита | 5 | Областной конкурс «Математический марафон» | региональный | Диплом III степени |
2013 | Талаева Анна | 6 | Математический конкурс-игра «Кенгуру» | международный | 7 место в районе |
2013 | Гришаева Ксения | 8 | Математический конкурс-игра «Кенгуру» | международный | 7 место в районе |
2013 | Гришаева Ксения | 8 | Заочная областная олимпиада школьников по математике | региональный | призер |
2013 | Лупекина Анастасия | 8 | Заочная областная олимпиада школьников по математике | региональный | призер |
2014 | Петрова Екатерина | 5 | Математический конкурс-игра «Кенгуру» | международный | 2 место в районе |
2014 | Финогеева Ирина | 7 | Математический конкурс-игра «Кенгуру» | международный | 6 место в районе |
2015 | Тимиров Дмитрий | 9 | «Кенгуру-выпускникам» | международный | 69 баллов |
2015 | Гришаева Ксения | 9 | «Кенгуру-выпускникам» | международный | 67 баллов |
2015 | Яценко Дарья | 7 | Заочная региональная предметная олимпиада школьников | региональный | призер |
2015 | Коновалов Степан | 9 | Заочная региональная предметная олимпиада школьников | региональный | призер |
На основании данных таблиц 17-18, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в предметных олимпиадах по предмету ежегодно увеличивается, растет количество призовых мест, а значит и растет интерес учащихся к предмету.
3.4.Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета «математика»
Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 19 приведены результаты опроса родителей с 2013 по 2016 гг.
Таблица 3.5.1. Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся
Вопросы | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Общее количество опрощенных родителей | 12 | 11 | 11 |
Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка? | 83% | 86% | 98% |
Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика? | 55% | 67% | 68% |
Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка? | 100% | 100% | 100% |
Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка? | 31% | 42% | 65% |
По мнению родителей, как видно из таблицы 19, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение родителей к предмету (100% ответов) также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.
Таблица 3.5.2. Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету» за 3 года обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.
2013-2014 (6 класс) | 2014-2015 (7 класс) | 2015-2016 (8 класс) |
58% | 56% | 71% |
Мотивация учащихся отслеживались с 2013 года, что позволяло оценивать и контролировать свою деятельность, как учителя – предметника. Падение интереса к математике в 7 классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики-алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что приводит к снижению оценок по предметам, а, следовательно, и падению интереса к учебе. По мнению психологов, мотивация оценки в этом возрасте очень существенна.
Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению математики. Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.