Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам».
Е.Ю.Сазонов
В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно говорит об уникальности этой области знаний.
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.
Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход, что соответствует проблеме работы школы.
Основными целями обучения математики выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по математике и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).
На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
- учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
- информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
Наряду с решением основной задачи моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии.
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения.
Ориентируясь на концепцию профильного образования, работаю над расширением выбора содержания материала. Для формирования у учащихся различных форм мышления: логического, алгебраического, алгоритмического использую программы элективных курсов «Решение задач нестандартного типа» (7 класс), «Решение задач повышенной сложности» (8 класс), «решение уравнений и неравенств» (10 класс). Программы элективных курсов дают возможность ознакомиться учащимся с нестандартными решениями, позволяет развивать способности личности к математической деятельности.
На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала по алгебре под редакцией Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г., сборник «Самостоятельные работы» под редакцией А.П.Ершова, В.В. Голобородько.
Важной составляющей своей работы считаю исследовательскую деятельность учащихся. В своей практике использую проблемные уроки. Благодаря созданию проблемной ситуации на уроке ученикам необходим поиск новых способов решения поставленных задач. Именно такие уроки развивают мышление обучающихся, делают уроки интересными, непредсказуемыми и разнообразными. Дети с удовольствием решают поставленные задачи, предлагая даже необычные варианты решения проблемы. Таким образом, на уроке работает исследовательский метод.
Для формирования творческих способностей учащихся использую уроки творческого характера. На них широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность, творческие работы – рисунки, рассказы, сочинения. Например,
· по окончании темы составить контрольную работу и решить её, а затем предложить её соседу по парте и проверить его работу;
· подготовить дома с друзьями сценку на тему «Реклама целого отрицательного числа –15» и показать её на уроке;
· придумать и изготовить математическую игру;
· составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу;
· сделать книжки-малышки про всё, что узнали о десятичных дробях.
Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.
При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение учащимися различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Мои ученики создают такие модели: презентации в PowerPoint по изученной теме, интерактивные сообщения, построение графиков функций в геометрической среде GeoGebra и т.д. Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.
На успешность деятельности учителя влияет качества материально-технической базы. В кабинете математики имеется различная научно – популярная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мне повезло работать в новой, хорошо оборудованной школе. В школе имеется 13 интерактивных досок, два компьютерных класса. В моём кабинете установлен компьютер, проектор, интерактивная доска, что позволяет мне в работе активно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности информационные технологии. В 2014 году для преподавания математики был приобретен мобильный компьютерный класс из 18 индивидуальных планшетов для обучающихся, который активно применяю в учебном процессе. Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников.
Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ поэтому в курсе последних событий в образовании. В 2013 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе».
Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступала на заседании РМО учителей математики в рамках темы «Внедрение ФГОС второго поколения в основную школу. Актуальность внедрения личностно-компетентностного и системно-деятельностного подходов для формирования у учащихся умения учиться», в рамках которого представила сообщение по теме: «Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС общего образования по предмету». Накопив опыт, самостоятельно изучив геометрическую среду GeoGebra, разрабатываю уроки с применением данного ЦОР и повторно приняла участие в заседании РМО «Введение ФГОС ООО. Особенности преподавания математики», где представила сообщение по теме: «ЦОР как средство визуализации на уроках математики». В 2015 году приняла участие в межмуниципальном семинаре «Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС», в рамках которого представила открытый урок «Цифровые образовательные ресурсы и средства визуализации на уроках математики».
Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого учащегося применяю в своей деятельности методы психолого-педагогической диагностики: педагогическое наблюдение во время учебной деятельности учащихся на уроке, опрос (анкетирование), тестирование, собеседование (с учащимися, родителями). Анализирую продукт деятельности учащихся: тетради для контрольных работ, результаты контрольных срезов, тестов, разноуровневых заданий.
Использование различного диагностического материала позволяет определить стартовый капитал каждого ученика, затем на основе поставленных целей учащимся разрабатывается личный перспективный план (программа) самообразовательной работы, как правило, на каждый период обучения. Это позволяет мне вносить своевременные коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовать учебный процесс. Убеждена, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге.
Для достижения своей цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования: «Средства визуализации на уроках математики», над которой я работаю с 2013 года.
Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Но только в единстве этих аспектов, в их интеграции заключается успех его формирования и развития познавательного интереса.
Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих учеников и во внеклассную работу по предмету.
В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у учащихся: полагая, что творческой деятельности можно и нужно учить. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке и широко использовать ЦОР на всех этапах обучения. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом, способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.
Никогда не останавливаюсь на достигнутом и стараюсь быть полезной обществу. Так приняла участие в молодежной программе «Команда эффективных решений». В рамках данной программы наша команда молодых специалистов разработала социальный проект «ЗОЖ и труд вместе идут». Работая в рамках молодежного форума, я познакомилась с интересными людьми, нам представили методику обучения создания проекта, структуру и способы его оформления. Полученный опыт работы, безусловно, окажет положительное воздействие на мою педагогическую деятельность.