6.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
Разрабатывая индивидуальную программу профессионального саморазвития (Приложение 5.1), старалась включить в неё самое важное для роста своего профессионализма. Систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах.
В 2013 году темой моего самообразования стали «Средства визуализации на уроках математики».
Таблица 5.1.Повышение квалификации через курсовые мероприятия
Учебный год | Название курсов (семинаров) | Количество часов | Название образовательного учреждения |
2013-2014 | «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе» | 72 | Негосударственное образовательное учреждение «Открытый молодежный университет» |
2015-2016 | «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» | 108 | Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования". |
2016-2017 | «Преподавание геометрии в профильных 8-9 классах. Начальная подготовка к участию в олимпиадах по математике» | 72 | Российская Федерация Образовательный Фонд «Талант и успех» |
Таблица 5.2. Повышение квалификации в других формах (участие в конференциях, семинарах, круглых столах)
Год | Название саминара | Название учреждения |
2013 | «Современные подходы к обучению математике в условиях внедрения ФГОС» | Издательский центр «Вентана Граф» |
2015 | «Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС» | Управление образования Администрации Верхнекетского района |
2015 | «Команда эффективных решений» | Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области |
2016 | «Современный урок. Требования к организации. Нестандартные формы урока» | Управление образования Администрации Верхнекетского района |
С 2016 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла.
Таблица 5.3. Результативность участия в профессиональных конкурсах
Уровень, название профессионального конкурса | Название конкурсной работы | Учебный год | Результат |
Районный конкурс классных руководителей и педагогов дополнительного образования «За руку с детством» | Номинация «Классный руководитель» | 2014-2015 | II место Диплом |
Региональный конкурс «Электронные образовательные ресурсы» | Интерактивная презентация «Математический кубик-рубик» | 2015-2016 | Участник |
Всероссийский конкурс «Профессиональная компетентность педагога» | Классный час «Весенний праздник. Международный женский день» | 2015-2016 | Участник |
Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Предметный кроссворд» | Кроссворд для обучающихся 5-7 классов | 2015-2016 | Участник |
Региональный | Олимпиада для учителей в области математического образования | 2015-2016 | Призер |
Муниципальный этап Всероссийский конкурс | «Учитель года - 2016» | 2015-2016 | Победитель |
Региональный этап Всероссийский конкурс | «Учитель года - 2016» | 2015-2016 | Участник |
Региональный конкурс |
"Педагогические горизонты"
| 2016-2017 | Финалист |
Для распространения опыта работы и общения с коллегами создала свой персональный сайт http://nsportal.ru/irina-sergeevna-1.
Регулярно принимаю участие в работе районного методического объединения учителей математики.
Таблица 5.4. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Форма представленного опыта работы | Документ, подтверждающий уровень участия | Тема представленного опыта работы | Дата представления |
доклад | Управление образования Администрации Верхнекетского района СЕРТИФИКАТ Заседание РМО учителей математики по теме: «Внедрение ФГОС второго поколения в основную школу. Актуальность внедрения личностно-компетентностного и системно деятельностного подходов для формирования у учащихся умения учиться» | Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС общего образования по предмету | 11 марта 2015 |
доклад | Управление образования Администрации Верхнекетского района СЕРТИФИКАТ Заседание РМО учителей математики по теме: «Введение ФГОС ООО. Особенности преподавания математики» | ЦОР как средство визуализации на уроках математики | 10 ноября 2015 |
Мастер-класс | Управление образования Администрации Верхнекетского района СЕРТИФИКАТ Межмуниципальный семинар «Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС» | Цифровые образовательные ресурсы и средства визуализации на уроках математики | 28 октября 2015 |
Открытый урок | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области СЕРТИФИКАТ Неделя молодого специалиста «Учитель - учителю» | Решение уравнений и задач на проценты
| Март 2016г |
Открытое занятие | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области СЕРТИФИКАТ Семинар-практикум Клуба молодого учителя по теме «Современный урок. Требования к организации. Нестандартные формы урока» | Урок алгебры 8 классе «Сокращение рациональных дробей»
| 1 октября 2016г |
Мастер-класс | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области СЕРТИФИКАТ Семинар-практикум Клуба молодого учителя по теме «Современный урок. Требования к организации. Нестандартные формы урока» | «Интерактивная доска как инструмент современного урока»
| 2 октября 2016г |
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
Деятельность, направленная на систематическое повышение своего профессионального уровня
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Востребованной стала такая компетенция, как креативность, для которой характерна непредубежденность, преодоление стереотипов мышления и широта взглядов. В современных образовательных концепциях декларируется развитие творческой личности, но недостаточно разработаны пути практической реализации этой цели, а школьный учитель обязан решить эту проблему. В практической деятельности даже сильные ученики, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются, не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач, как на уроках, так и в жизни. Это происходит потому, что у учащихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики не предполагает качественного развития интеллектуально-творческого мышления, являющегося составной частью математической компетентности. В процессе преподавания математики очень важно создавать эффект системного подхода при изучении тем, формировать проблемные ситуации, обеспечивать формирование динамического мышления обучающихся, что особенно удачно достигается через решение творческих задач. На основе этого формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путем переноса способа или приема действий на класс аналогичных задач другой области знаний.
Это формирует систему личности школьника, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, а следовательно является важной составляющей компетентностного содержания образования.
По своему характеру эта тема является исследовательской, в основе лежит педагогическая проблема творческого преобразования учебно-воспитательного процесса.
Система моей самообразовательной деятельности будет характеризоваться следующими признаками:
1. Самообразовательная деятельность будет иметь концептуальное обоснование и осуществляться как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, способами творческой педагогической деятельности.
2. Система научно-методического обеспечения, моделирующая самообразовательную деятельность будет иметь в своей основе целевой, когнитивный, технологический и функциональный компоненты; система самообразования будет наполнена личностно значимым содержанием,
3. Самообразование - рассматриваю через конструирование самообразовательной программы, моделирование профессиональной деятельности; реализацию ценностно-смысловых механизмов личностно-профессионального роста; педагогическую рефлексию самостоятельной деятельности.
Основные этапы работы по самообразованию
Программа рассчитана на 4 года и реализуется через 8 этапов:
· Первый этап: самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по технологии системно - деятельностного подхода.
· Второй этап: формирование общей концепции «Мои достижения на основе системно - деятельностного подхода»;
· Третий этап: выбор стратегии внедрения системно–деятельностного подхода в процесс преподавания математики;
· Четвертый этап: определение задач и этапов деятельности;
· Пятый этап: конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);
· Шестой этап: составление плана действий по самосовершенствованию;
· Седьмой этап: самооценка роста;
· Восьмой этап: передача опыта коллегам.
Результаты реализации программы
По результатам внедрения программы должна знать:
· историю возникновения проблемы системно – деятельностного подхода в педагогической науке;
· теоретическое обоснование проблемы системно – деятельностного подхода;
· проблемы, которые могут быть решены с помощью внедрения системно – деятельностного подхода;
· результаты, которые могут быть получены после применения системно – деятельностного подхода на практике;
· методы и приемы, использующиеся при внедрении системно – деятельностного методы и приемы работы учащихся при внедрении данного подхода;
· этапы освоения учителем и учащимися.
· иметь систему знаний по преподаваемому предмету, ориентацию в современных исследованиях по предмету, система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале;
· систему знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика – «чем ученик учится», знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся;
· теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.);
· система нормативно-правовых знаний , позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности;
· систему знаний о законах общения.
· разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др.,
· владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов;
По результатам внедрения программы должна владеть:
· умением педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса;
· навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик» ;
· приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме;
· владеть приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях и т.д.;
· умением выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.
Как учитель должна уметь:
· провести педагогический анализ ресурсов – структурируя учебный материал, учитывает особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.;
· уметь проектировать цели для ученика;
· уметь планировать учебный процесс от конечной цели;
· уметь грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики;
· уметь проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.
· уметь планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций – новый учебник, новая программа, новые технологии и т.д.
Как учитель должна применять на практике:
· методы и приемы технологии системно – деятельностного подхода;
· проводить учебные занятия различных типов;
· анализировать занятия и вскрывать недостатки;
· обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
· проводить самоанализ;
· оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;
· осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
Индивидуальный план профессионального роста учителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.Высокие показатели учащихся при прохождении итоговой аттестации. 2.Создание банка творческих интеллектуальных продуктов. 3.Наличие призовых мест в математических турнирах, олимпиадах школьного, областного, российского и международного уровней. 4.Увеличение количества учащихся, готовых к осознанному выбору индивидуальных траекторий развития.
|
|
Обобщающий Внетренческий | На стадии разработки | Четвертый год работы |
|
|
|
Сведения о повышении квалификации:
- 2013г. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Негосударственное образовательное учреждение «Открытый молодежный университет» по курсу: «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе», 72 часа;
- 2013г. Сертификат об участии в семинаре «Современные подходы к обучению математике в условиях внедрения ФГОС».
29 февраля 2016 года присвоена первая квалификационная категория (Приказ №156-р от 01.03.2016)
- 2016г. Удостоверение о повышении квалификации. Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (ТОИКПРО). "Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", 108 часов.
- 2016г. Удостоверение о повышении квалификации. Российская Федерация. Образовательный Фонд "Талант и успех". "Преподавание геометрии в профильных 8-9 классах. Начальная подготовка к участию в олимпиадах по математике", 72 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа саморазвития | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5.1.
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
СОСТАВИТЕЛЬ: БУРАЧКОВА И.С.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Востребованной стала такая компетенция, как креативность, для которой характерна непредубежденность, преодоление стереотипов мышления и широта взглядов. В современных образовательных концепциях декларируется развитие творческой личности, но недостаточно разработаны пути практической реализации этой цели, а школьный учитель обязан решить эту проблему. В практической деятельности даже сильные ученики, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются, не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач, как на уроках, так и в жизни. Это происходит потому, что у учащихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики не предполагает качественного развития интеллектуально-творческого мышления, являющегося составной частью математической компетентности. В процессе преподавания математики очень важно создавать эффект системного подхода при изучении тем, формировать проблемные ситуации, обеспечивать формирование динамического мышления обучающихся, что особенно удачно достигается через решение творческих задач. На основе этого формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путем переноса способа или приема действий на класс аналогичных задач другой области знаний.
Это формирует систему личности школьника, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, а следовательно является важной составляющей компетентностного содержания образования.
По своему характеру эта тема является исследовательской, в основе лежит педагогическая проблема творческого преобразования учебно-воспитательного процесса.
Система моей самообразовательной деятельности будет характеризоваться следующими признаками:
- Самообразовательная деятельность будет иметь концептуальное обоснование и осуществляться как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, способами творческой педагогической деятельности.
- Система научно-методического обеспечения, моделирующая самообразовательную деятельность будет иметь в своей основе целевой, когнитивный, технологический и функциональный компоненты; система самообразования будет наполнена личностно значимым содержанием,
- Самообразование - рассматриваю через конструирование самообразовательной программы, моделирование профессиональной деятельности; реализацию ценностно-смысловых механизмов личностно-профессионального роста; педагогическую рефлексию самостоятельной деятельности.
Основные этапы работы по самообразованию
Программа рассчитана на 4 года и реализуется через 8 этапов:
- Первый этап: самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по технологии системно - деятельностного подхода.
- Второй этап: формирование общей концепции «Мои достижения на основе системно - деятельностного подхода»;
- Третий этап: выбор стратегии внедрения системно–деятельностного подхода в процесс преподавания математики;
- Четвертый этап: определение задач и этапов деятельности;
- Пятый этап: конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);
- Шестой этап: составление плана действий по самосовершенствованию;
- Седьмой этап: самооценка роста;
- Восьмой этап: передача опыта коллегам.
Результаты реализации программы
По результатам внедрения программы должна знать:
- историю возникновения проблемы системно – деятельностного подхода в педагогической науке;
- теоретическое обоснование проблемы системно – деятельностного подхода;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью внедрения системно – деятельностного подхода;
- результаты, которые могут быть получены после применения системно – деятельностного подхода на практике;
- методы и приемы, использующиеся при внедрении системно – деятельностного методы и приемы работы учащихся при внедрении данного подхода;
- этапы освоения учителем и учащимися.
- иметь систему знаний по преподаваемому предмету, ориентацию в современных исследованиях по предмету, система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале;
- систему знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика – «чем ученик учится», знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся;
- теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.);
- система нормативно-правовых знаний , позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности;
- систему знаний о законах общения.
- разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др.,
- владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов;
По результатам внедрения программы должна владеть:
- умением педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса;
- навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик» ;
- приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме;
- владеть приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях и т.д.;
- умением выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.
Как учитель должна уметь:
- провести педагогический анализ ресурсов – структурируя учебный материал, учитывает особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.;
- уметь проектировать цели для ученика;
- уметь планировать учебный процесс от конечной цели;
- уметь грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики;
- уметь проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.
- уметь планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций – новый учебник, новая программа, новые технологии и т.д.
Как учитель должна применять на практике:
- методы и приемы технологии системно – деятельностного подхода;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
Индивидуальный план профессионального роста учителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.Высокие показатели учащихся при прохождении итоговой аттестации. 2.Создание банка творческих интеллектуальных продуктов. 3.Наличие призовых мест в математических турнирах, олимпиадах школьного, областного, российского и международного уровней. 4.Увеличение количества учащихся, готовых к осознанному выбору индивидуальных траекторий развития. |
|
Обобщающий Внедренческий | На стадии разработки | Четвертый год работы |