Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_nou.doc | 33.5 КБ |
diskussionnyy_klub_proekt.doc | 86.5 КБ |
klub_molodogo_izbiratelya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Положение о научно- исследовательской деятельности учащихся
в НОУ «Поиск»
I. Общие положения
Научно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
Целью научно- исследовательской деятельности является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование интересов, склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развитие интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества т д.);
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- способствование мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
II. Организация научно-исследовательской работы учащихся. Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели ВУЗов педагоги дополнительного образования или иные работники.
Направление и содержание научно- исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с МО учителей.
Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
Формами отчетности научно- исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы, территориального, регионального уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
III. Виды научно- исследовательской деятельности учащихся. Основными видами научно- исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состояний в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
IV. Критерии научно-исследовательской деятельности
Актуальность выбранного исследования, качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
Владение автором специальным и научным аппаратом.
Сформулированность и аргументированность собственного мнения, практическая и теоретическая значимость исследования.
Четкость выводов, обобщающих исследований.
Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Предварительный просмотр:
Дискуссионный клуб «НА РАВНЫХ»
Обоснование актуальности создания дискуссионного клуба
В настоящее время ведущее место в образовании занимают личностно ориентированные, развивающие технологии обучения. Одной из таких технологий является технология обучения в диалоге. Результатом использования этой технологии должна стать не сумма знаний, умений и навыков, необходимая для овладения определенными специальностями, а способность к самоформированию и саморазвитию, сформированная активная жизненная позиция.
В образовательном учреждении необходимо обеспечить создание условий для диалогового взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это особенно важно в современных условиях, когда большое значение приобретает воспитание толерантности. Использование технологии диалогового общения ориентировано на формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, а, следовательно, на обновление предметного содержания образовательного процесса, коррекцию форм учебной работы для обеспечения свободы выбора и стимулирование научно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов.
Теоретические основы деятельности дискуссионного клуба
Основу деятельности дискуссионного клуба составляет концепция дискуссионного диалога М. М. Бахтина. Согласно теоретической позиции М.М.Бахтина "диалогические отношения –... почти универсальное явление, пронизывающее... все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение". М.М.Бахтиным проанализированы различные (но взаимосвязанные) уровни и формы проявления этого "универсального явления", которые можно условно обозначить как:
- диалог в речи – наиболее простая, "внешняя" форма диалогических отношений, отношений между репликами в разговоре, одна из композиционных форм речи;
- диалог как литературный жанр ("сократический диалог", "Мениппова сатира" и т.д.;
- диалог в слове – "внутренняя диалогичность слова, которая не принимает внешне-композиционных форы", а заключается в предметной ориентации каждого "живого" слова в "уже сказанном" и в "установке на ответ";
- диалог в мышлении – диалектика, "чисто логические" отношения;
- диалог в искусстве – эстетические принципы художественного изображения человека, например, "диалогизм Достоевского";
- диалог культур, традиций, иногда превращающийся в "непреднамеренный диалог" точек зрения, "не знающих ничего друг о друге";
- диалог в сознании – "диалогизованный внутренний монолог" "диалог с самим собой", который "носит вторичный и в большинстве случаев разыгранный характер";
- диалог в межличностном общении – непосредственный диалог живых людей, "диалог на высшем уровне", где "встречаются целостные позиции, целостные личности", "диалог личностей".
В данном дискуссионном клубе используется прежде всего личностный, высший уровень диалога который обозначают термином межличностный диалог (МД). Кроме того, будет использоваться ряд производных понятий:
- диалогичность (свойство личности),
- диалогизм (характеристика процесса общения и других социальных процессов),
- диалогист (индивид, осознанно и последовательно стремящийся к диалогу),
- диалогизация общения (насыщение элементами диалога).
Диалогическая позиция "утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и нерешенность" личности. И это не пассивность, граничащая с безразличием или вседозволенностью. Диалогическая позиция реализуется через активность, но активность "особого, диалогического характера", активность "в отношении чужого живого и полноправного сознания".
Цель этой активности – его участники как личности и сам диалог как высший уровень сосуществования уникальных и неповторимых личностей, который, тем не менее, может вести как к противостоянию, так и к согласию.
Диалогическое противостояние не есть просто спор, полемика – это "благожелательное размежевание" с последующим кооперированием и "без драк на меже". В межличностном диалоге собеседники не преследуют цель опровергнуть, уничтожить чужую позицию, своеобразие иной точки зрения. Наоборот, "диалогическая взаимоориентация" подчеркивает индивидуальные особенности каждой личности, выявляет их своеобразие.
Цель и принципы деятельности дискуссионного клуба
Деятельность дискуссионного клуба стремится прежде всего к тому, чтобы направления и содержание деятельности соответствовало современным научным концепциям, и основывает свою деятельность на базе следующих идей:
- Деятельность дискуссионного клуба направлена на создание поликультурной образовательной среды, обеспечивающей культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых. Итогом деятельности должна стать воспитательная система школы, способствующая адаптации, социализации и интеграции обучающихся в современное общество.
- Все участники образовательного процесса равноправны и имеют одинаковые права при высказывании собственного мнения.
- Направления и содержание деятельности дискуссионного клуба ориентировано на интересы всех участников. Учитывая личностные потребности в общении, организаторы стремятся сделать содержание общения эмоционально насыщенным.
Деятельность клуба направлена на патриотическое и гражданское воспитание школьников, основанное на знаниях о лучших традициях российского народа и понимании современных социальных и политических процессов, происходящих в государстве.
Цель деятельности клуба - создание условий для диалогового взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающих развитие субъектов образования к пониманию другого человека и принятию общечеловеческих ценностей, готовности к диалогу и взаимодействию разных культур.
Задачи работы клуба:
- создание условий для обмена мнениями по важным вопросам современной жизни;
- формирование среды диалогового общения всех участников образовательного процесса, способствующей развитию управляемого самообучения;
- воспитание культуры демократических отношений в коллективе;
- формирование гражданственности, ответственного отношения к жизни, создание условий для подготовки обучающихся к участию в политической деятельности.
Деятельность дискуссионного клуба базируется на следующих фундаментальных принципах:
- принцип добровольности в реализации интересов и потребностей участников клуба в области образования;
- принцип развития в каждом участнике стремления к самосовершенствованию и саморазвитию через диалоговое общение;
- принцип активной позиции всех участников;
- принцип сотрудничества.
Описание существующей ситуации
Творческая группа педагогов школы во главе с учителем истории, приступая к работе по организации дискуссионного клуба, изучила ситуацию в сфере дополнительного образования в школе. Был также проанализирован вопрос использования в педагогической практике современных педагогических технологий, в частности технологии диалога. Таким образом удалось очертить круг проблем, которые стоят перед организаторами и участниками дискуссионного клуба. Выявлены следующие проблемы:
- Неоднозначная трактовка педагогическими сотрудниками понятия «обучение в диалоге», и, как следствие – неполноценное использование данной педагогической технологии;
- Недостаточная информированность участников образовательного процесса о возможностях использования технологии обучения в диалоге в учебной и внеучебной деятельности;
- Невысокий интерес обучающихся к кружковой работе, появившийся в результате использования преимущественно традиционных методов работы.
- Низкий уровень культуры речи, межличностного общения.
Направления и содержание деятельности
Работа дискуссионного клуба строится в соответствии со следующими направлениями.
Информационное направление предполагает:
- создание банка данных по вопросам технологии «обучения в диалоге» путем изучения научной и методической литературы;
- популяризация работы дискуссионного клуба с помощью публикации материалов на школьном Интернет-сайте и в школьных периодических изданиях;
- информирование участников образовательного процесса о деятельности дискуссионного клуба.
Психологическое направление нацелено на психологическое сопровождение, мониторинг и поддержку образовательного процесса, курируется психологом. Данное направление способствует саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений формированию навыков самоорганизации. Деятельность психолого-педагогической службы предполагает содействие формированию устойчивой мотивации участников дискуссионного клуба.
Риторическое направление позволяет способствовать совершенствованию уровня межличностного общения, формировать культуру речи и публичных выступлений.
Обратная связь и оценка результатов
Оценивание результатов деятельности дискуссионного клуба предполагается производить:
- в рамках анализа выполнения программы работы клуба,
- посредством анкетирования участников дискуссионного клуба;
- с помощью наблюдений педагога-психолога;
- посредством внешней оценки;
- путем создания и публикации методических рекомендаций по применению технологии диалога;
- путем создания и публикации методических разработок заседаний дискуссионного клуба.
Возможные формы представления результатов:
- Диагностический материал
- Творческие работы учащихся и учителей
- Справка заместителя директора по ВР о ходе деятельности
- Методические разработки занятий
- Методические рекомендации
- Выступления на семинарах
- Аналитические справки, содержащие материалы опросов участников дискуссионного клуба.
Возможные риски и пути их преодоления:
Возможные риски | Возможные пути преодоления |
Перегрузка учащихся за счет необходимости дополнительной подготовки |
|
Недовольство родителей обсуждением некоторых тем |
|
Нежелание участников обсуждать предложенные темы |
|
Низкая посещаемость заседаний клуба |
|
Отсутствие информации о деятельности клуба, отсутствие преемственности |
|
Критерии оценки деятельности дискуссионного клуба
№ | Характеристика | Индикаторы | Ожидаемый результат |
Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний | -число учащихся, посещающих факультативные занятия, -число учащихся назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы. | Увеличение количества участников, посещающих занятия; Увеличение количества участников, использующих дополнительный материал при подготовке | |
Исполнение социальной роли | -число учащихся, попробовавших себя в различных ролях при организации заседаний клуба | Социализация учащихся | |
Самооценка значимости своей личности учениками. | число учащихся принадлежащих к различным общественным организациям, и занимающихся общественной деятельностью; -качественные и количественные изменения в системе детского самоуправления | Дальнейшее развитие организации школьного самоуправления свобода, равноправие, независимость участников общения. | |
Занятия в русле избранной профессии. | -число профессионально-ориентированных учащихся. | Осознанный выбор дальнейшего жизненного пути | |
Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и школы. | число учащихся имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь школы и класса. | Повышение уровня критичности, ответственности, самостоятельности в принятии решений | |
Комфортность пребывания в школе | -число учащихся ощущающих себя «хозяевами школы»; | Повышение уровня личной ответственности за судьбу школы; Коррекция существующих правил и норм поведения в школьном коллективе; Улучшение психологического климата ОУ. | |
Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами | -число учеников оценивших возможность общения. | Расширение круга общения, увеличение количества социальных партнеров | |
Возможность индивидуального разностороннего личностного развития. | -число учеников имеющих возможность личностного развития | Формирование осознанного отношения к обучению, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию. |
Основные направления деятельности.
Для обучения основным навыкам дебатирования в течении 3-х лет будут прведены ряд мастер-классов, и занятий клуба для учащихся.
Мастерская «Построение кейса»
Дебатёры знакомятся с понятием "кейс", т.е. чемодан, в котором аккуратно
разложены аргументы, научатся, как его защищать и атаковать.
Мастерская «Стратегии отрицания»
Здесь дебатёры учатся находить контраргументы и выстраивать линии отрицания.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому чтению с
последующим детальным анализом и обсуждением прочитанного.
Мастерская «Сравнительный анализ позиций сторон»
Цель: научить дебатёров сравнивать аргументы и находить в них слабые места.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому
мышлению. Учащимся выдается статья, в которой содержатся аргументы как в пользу, так и против некоторого тезиса, производится сравнение этих аргументов и оценка их убедительности в связи с тремя типичными недостатками аргументов.
Мастерская «Перекрестные вопросы»
Цель: научить дебатёров строить цепочки вопросов.
Описание: мастерская строится в форме упражнения по критическому
мышлению. Дебатёры получают тему, придумывают 1-2 аргумента в утверждение или отрицание, затем они по очереди задают друг другу вопросы с целью принизить значение аргумента друг друга.
Мастерская «Подготовка поддержек»
Цель: обучить дебатёров выявлять поддержки в тексте и использовать их при подготовке речи. Учащимся предлагается набор цитат, касающихся какой-либо проблемы, и кейс. Необходимо указать, к какому аргументы, либо вступлению, либо заключению речи относится каждая поддержка и как может быть применена при выступлении.
Главные принципы организации деятельности клуба.
- интересы и добровольность;
- единство цели;
- самоуправление;
- совместная деятельность;
- сочетание различных видов деятельности (познавательной, информационной, коммуникативной, рекреационной, практической, игровой);
- личный комфорт и доброжелательность;
- открытость системы деятельности.
Предварительный просмотр:
Клуб молодого избирателя « Я голосую впервые»
Девиз клуба: Выбирай движение, выбирай развитие, выбирай свой путь!
1.Общие положения.
1.1. Клуб является добровольным объединением молодежи.
1.2. Основные цели и задачи:
Целями клуба являются: Формирование активной гражданской позиции. Повышение правовой культуры молодых избирателей
Задачами клуба являются:
- реализация правовой культуры молодых избирателей;
- реализация правовых знаний о выборах;
- координация правовых знаний о выборах;
- воспитание активной гражданской позиции;
- пробуждение интереса и потребности самостоятельного решения социальных вопросов широкого круга молодых людей;
- формирование у гимназистов чувства своей причастности к происходящим переменам;
- помощь молодым избирателям, впервые голосующим.
2. Основные принципы жизни и деятельности Клуба.
2.1.К основным принципам жизни и деятельности Клуба относятся:
- уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена клуба;
- коллективность в работе, коллегиальность в работе, коллегиальность в принятии решений;
- взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений;
- свобода дискуссий, полная гласность в работе всех органов Клуба;
- уважение прав меньшинства.
3. Руководящие органы.
3.1. Высшим органом Клуба является заседание Клуба.
3.2. Руководство деятельностью Клуба в пределах своей компетенции передается Президенту Клуба.
3.3. Президент Клуба:
- президентом Клуба может быть избран любой член Клуба на основе всеобщего прямого избирательного права тайным голосованием на 1 год.
3.4.Общее руководство деятельности Клуба осуществляется Руководителем клуба.
3.5. Заседание Клуба созывается по инициативе руководителя 4 раза в месяц или по требованию не менее 3-х членов Клуба.
4. Члены Клуба, их права и обязанности.
4.1.Членом клуба может быть человек в возрасте с 12 до 18 лет.
4.2.Член клуба имеет право:
- проявлять инициативу, выступать с предложениями по улучшению работы Клуба.
- обсуждать и вносить предложения, изменения и дополнения на заседаниях Клуба.
- принимать участие в выработке решений и реализации установленных целевых программ и мероприятий;
- каждый член клуба может быть избран Президентом.
4.3.Члены Клуба обязаны:
- исполнять требования настоящего положения;
- принимать участие в деятельности Клуба.
5. Прекращение деятельности.
5.1.Прекращение деятельности Клуба наступает по решению заседания Клуба не менее чем 2/3 членами Клуба.
5.2. Деятельность Клуба может быть прекращена также по решению территориальной избирательной комиссии.
Основные направления деятельности клуба:
–участие в деловой игре «Разноцветные партии»;
–ролевая игра «Я – будущий президент»;
–круглый стол «Голосует вся семья, и впервые с ними Я»
–беседы-диалога «Я иду на выборы, а ты?»;
–обзор – факт «Кому сегодня доверяют Россияне?».
–конкурс рисунков «Я голосую за будущее»;
–марафон нравственности «Человек становиться человеком»;
–изготовление и распространение закладок, листовок «Выбери сегодня свое завтра»;
–социальный опрос «Нужно ли голосовать?»;
- встречи с кандидатами, председателем городской избирательной комиссии;