Анализ УМК учебников истории, обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.
нализ УМК учебников истории, обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uchebnikov.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ УМК учебников истории,
обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.
УМК | Положительное | Отрицательное |
УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией А.В. Торкунова 6-10 класс | В конце учебника имеется словарь основных исторических понятий и терминов. Современный учебник информационно-избыточный, даёт большой спектр исторических понятий, чтобы учитель мог легко отобрать главное, необходимое для запоминания совместно со школьниками в процессе работы над понятийным аппаратом. Содержание материала учебников адаптировано под возрастные и психологические особенности учащихся, нет академизма в изложении базовых понятий. Вопросам культуры и повседневной жизни населения, различных его слоев, а соответственно и понятиям ИКС (Историко-культурный стандарт) уделено большое внимание. Учебник соответствует требованиям ИКС в плане единства терминологии, событий и исторических источников. Эти требования и их соблюдение – залог успешной подготовки к ЕГЭ. УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией | Состоит учебник из двух частей, словарь же основных исторических понятий и терминов, дополнительной литературы и интернет-ресурсов находится только в конце второй части. Это вызывает некоторые неудобства при работе с учебником. Недостаточно продумана система контрольно-оценочной деятельности, сформированности понятийной аппарата |
УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией А.Н. Сахарова 10 класс | В каждом параграфе выделены курсивом ключевые понятия и даны короткие пояснения. В некоторых параграфах вместе с ключевыми понятиями выделены тексы документов, в которых так же встречаются исторические понятия. | Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках. Понятия выделены курсивом в каждом параграфе, но чаще всего отсутствует четкое пояснение. Не во всех параграфах присутствуют необходимые для усвоения на углублённом уровне и успешной сдачи ЕГЭ исторические понятия. Иллюстрации по соответствующей теме, включают архивные фотографии, изображения предметов, но к ним отсутствуют пояснения понятий. Учебные задания в учебниках в редких случаях предлагают работу с исторической терминологией. Как правило, задания к документам следуют за текстами со сложными историческими понятиями, и у учащихся возникаю трудности с интерпретации. В некоторых случаях целесообразно отдельные понятия дать и до текста для актуализации опорных знаний. |
УМК Обществознание 10-11 класс . Под редакцией Л.Н. Боголюбова | Структура изложения понятий достаточно проста и удобна. Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Много разных блоков: основное понятие, задания к тексту с использованием понятийного аппарата; дополнительные понятия и задания по теме к ним. В начале каждого параграфа идут вопросы связанные с актуализацией изучаемого материала, и автор достаточно часто предлагает вспомнить смысл понятия. Перечень основных понятий и терминов в учебниках углубленного уровня, вынесен после параграфа. А в базовом учебнике все понятия рассматриваются в тексте. В самом параграфе новые понятия выделены курсивом. | Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках. Ко многим понятиям, выделенным в тексте, даются простые пояснения, а определение с четко выделенными родовыми и видовыми характеристиками отсутствует. Затруднена работа с понятиями по тексту параграфа тем, что выделены не только понятия, но и важные обществоведческие факты, что сбивает учеников с толку. А вот некоторые значимые определения выделены курсивом, на них нет акцента, и они остаются не изученными. Объём понятий и определений в параграфах очень большой. Например, в параграфе 3 «Рыночные отношения в экономике» 14 определений, а понятий около 30, в других параграфах от 8 до 15 определений.
|
УМК по Праву издательства «Просвещение» под редакцией А.Ф. Никитина 10 -11 класс | Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Учебник содержит материал о ключевых понятиях истории и теории права и государства, в нем рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права -конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, где достаточно часто встречаются вопросы на понимание базовых правоведческих понятий. В конце учебника представлен полный словарь понятий. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы, например латинские изречения, где можно найти объяснение некоторых правоведческих понятий. | Текст учебника написан достаточно сложным академическим языком с использованием большого количества специфической терминологии, с расчетом на то, что эти понятия уже знакомы учащимся. В словаре, в конце учебника, представлены главным образом те понятия, определения которых не даны в основном тексте учебника. Определения в словаре достаточно объёмные и сложные для восприятия. |