Анализ УМК учебников истории, обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.

Токарева Ольга Владимировна

нализ  УМК учебников истории,  обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uchebnikov.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК учебников истории,

обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.

УМК

Положительное

Отрицательное

УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией А.В. Торкунова 6-10 класс

В конце учебника имеется словарь основных исторических понятий и терминов. Современный учебник информационно-избыточный, даёт большой спектр исторических понятий, чтобы учитель мог легко отобрать главное, необходимое для запоминания совместно со школьниками в процессе работы над понятийным аппаратом.

Содержание материала учебников адаптировано под возрастные и психологические особенности учащихся, нет академизма в изложении базовых понятий.

 Вопросам культуры и повседневной жизни населения, различных его слоев, а соответственно и понятиям ИКС (Историко-культурный стандарт) уделено большое внимание. Учебник соответствует требованиям ИКС в плане единства терминологии, событий и исторических источников. Эти требования и их соблюдение – залог успешной подготовки к ЕГЭ. УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией

Состоит учебник из двух частей, словарь же основных исторических понятий и терминов, дополнительной литературы и интернет-ресурсов находится только в конце второй части. Это вызывает некоторые неудобства при работе с учебником. Недостаточно продумана система контрольно-оценочной деятельности, сформированности понятийной аппарата

УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией  А.Н. Сахарова 10 класс

В каждом параграфе выделены курсивом ключевые понятия и даны короткие пояснения.  В некоторых параграфах вместе с ключевыми понятиями выделены тексы документов, в которых так же встречаются исторические понятия.

Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках.                                   Понятия выделены курсивом в каждом параграфе, но чаще всего отсутствует четкое пояснение. Не во всех параграфах присутствуют необходимые для усвоения на углублённом уровне и успешной сдачи ЕГЭ исторические понятия. Иллюстрации по соответствующей теме, включают архивные фотографии, изображения предметов, но к ним отсутствуют пояснения понятий. Учебные задания в учебниках в редких случаях предлагают работу с исторической терминологией. Как правило, задания к документам следуют за текстами со сложными историческими понятиями, и у учащихся возникаю трудности с интерпретации. В некоторых случаях целесообразно отдельные понятия дать и до текста для актуализации опорных знаний.

УМК Обществознание 10-11 класс . Под редакцией Л.Н. Боголюбова

Структура изложения понятий достаточно проста и удобна. Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Много разных блоков: основное понятие, задания к тексту с использованием понятийного аппарата; дополнительные понятия и задания по теме к ним.                   В начале каждого параграфа идут вопросы связанные с актуализацией изучаемого материала, и автор достаточно часто предлагает вспомнить смысл понятия.

Перечень основных понятий и терминов в учебниках углубленного уровня, вынесен после параграфа. А в базовом учебнике все понятия рассматриваются в тексте.    В самом параграфе новые понятия выделены курсивом.

Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках.                                                          Ко многим понятиям, выделенным в тексте, даются простые пояснения, а определение с четко выделенными родовыми и видовыми характеристиками отсутствует.                                             Затруднена работа с понятиями по тексту параграфа тем, что выделены не только   понятия, но и важные обществоведческие факты, что сбивает учеников с толку. А вот некоторые значимые определения выделены курсивом, на них нет акцента, и они остаются не изученными.           Объём понятий и определений в параграфах очень большой. Например, в параграфе 3 «Рыночные отношения в экономике» 14 определений, а понятий около 30, в других параграфах от 8 до 15 определений.

                               

УМК по Праву издательства «Просвещение» под редакцией А.Ф. Никитина 10 -11 класс

Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Учебник содержит материал о ключевых понятиях истории и теории права и государства, в нем рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права -конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, где достаточно часто встречаются вопросы на понимание базовых правоведческих понятий. В конце учебника представлен полный словарь понятий. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы, например латинские изречения, где можно найти объяснение некоторых правоведческих понятий.

Текст учебника написан достаточно сложным академическим языком с использованием большого количества специфической терминологии, с расчетом на то, что эти понятия уже знакомы учащимся.                                                 В словаре, в конце учебника, представлены главным образом те понятия, определения которых не даны в основном тексте учебника. Определения в словаре достаточно объёмные и сложные для восприятия.