Методическая копилка учителя истории и обществознания

Токарева Ольга Владимировна

В методической копилке содержиться система работы учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая копилка учителя истории и обществознания Токаревой Ольги Владимировны.

Тезаурус.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.

Задачи – конкретизированные или более частные цели.

Исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы)

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.

Объект – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.

Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) – предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.

Экспертные оценки – количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов.

Блок:  Приемы целепологания

Тема-вопрос

Тема урока или тема исследования формулируется в виде вопроса. Я предлагаю учащимся построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководство  процессом отбора могу взять на себя, или делегировать выбранному  ученику, а я в этом случае могу  лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Крещение Руси?» построили план действий:

  1. Повторить что такое язычество . 2. Определить, какие минусы языческих верований затрудняли развитие государства. 3. Сравнить несколько религий . 4. Определить закономерность принятия христианства, сделать вывод.

Это помогает сформулировать  конкретные учебные цели. Или определять проблемы исследования.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. Работа с понятием важнейший аспект моей работы. Я делилась с коллегами своими приемами работы со словом и в рамках МО, проводила мастер-класс по этой теме, делилась в рамках ВКС

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
       Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например: Прослушайте и запомните ряд слов. Что общего во всех словах? 
 Что  лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

Предлагается тема урока и слова «помощники»:

Повторим…Изучим…Узнаем…Проверим

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Например,  на уроках можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и  т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Отсроченная отгадка

«На понимание и синтез»:

-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  историческому герою; сочинить письмо одного современника к другому; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то.

«На понимание и применение»:

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить понятийные  знания.

Блок: Этапы выполнения проектов

Стадии работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование

Определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа.

Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей

Вырабатывают план действий

Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предложения

Исследование

Сбор информации

Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Анализ и обобщение

Анализ информации,

Оформление результатов, формулировка выводов

Анализируют информацию

Обобщают результаты

Наблюдает, советует

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

Блок:  Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование УУД;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  11. социальное и прикладное значение полученных результатов.

Блок:  Приёмы работы со словом

Приём Скелета или каркаса

Работать с этим приёмом можно и  нужно с 5-6 классов, постепенно формируя так называемые скелетные понятия. Вопрос учащимся: Назовите основные скелетные понятия вам известные.   Например: 

 .               Akite (Бумага)

  • Oikonomike (Домашние хозяйство)
  • Market (Рынок)
  • Monos (Один)
  • Poleo (Продаю)
  • Business (Дело)

  Назовите как можно больше обществоведческих терминов  включающих в себя такие  скелетные понятия и дайте им простейшие определения.

 На основе таких скелетных понятий учащиеся легко формулируют простейшие определения обществоведческих терминов, а постепенно усложняя их могут уже работать на более серьезные понятия

Прием использования маркеров - эффективный механизм формирования данной компетентности. Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер - это смысловой ключ к понятию,  «системная полочка», на которой находится  понятие. Чтоб было понятно,  приведём примеры маркеров  в нашем окружении. Например: деньги, банк – маркер финансы,   к  понятию – «система» – маркер – «целое».  И уже можно вводить понятие финансовая системы. Работая над определённым понятием в тесте,  учащийся учится находить "слово - маркер" - главное смысловое слово.

Например: (Учащиеся приводят примеры маркеров)

- понятие - "" - маркер - "своеобразие".

- понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее".

- понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Прием подчёркивания понятия

Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться как  с заданиями части, так    и  части С, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.

Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается 1)сформулировать определение понятия право (письменно) и озвучить его.

  1. подчеркнуть главные слова.  Банк – финансовая организация , производящая различные операции с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги государству физическим или юридическим лицам.   Представить,  данные слова  в виде нескольких предложений (это и есть признаки банка).

Этот приём очень успешен и при работе над эссе.  При работе с высказываниями учитель обращает внимание учащихся на ключевые термины или слова. Именно их правильная интерпретация дает возможность верно определить проблему, которую поднимает автор.

Приём «Гнездо понятий»

Полезно работать с так называемыми гнездами понятий. Например, взяв за основу одно большое понятие, мы ищем 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое,           2) рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков,  3) более частные, входящие в состав понятия, 4) конкретные понятия.

Понятие «рыночная экономика», предложить школьникам указать: («экономика», «экономическая сфера»),  («командная экономика», «традиционная экономическая система») («конкуренция», «закон стоимости»)  («бюджетный дефицит», «налоговая ставка» и др.).

Применение приёма «гнездо понятий», в котором за основу берется определенный термин или понятие (например, «социальная стратификация»).  Далее учащимся предлагается

А) назвать более  широкие по смыслу понятия (например: «социальная дифференциация);

Б) назвать более узкие по смыслу понятия  (например: социальный слой);

В) назвать частные понятия, входящие в состав понятия (например: доход, власть, привилегии, престиж);

Г) назвать понятия из других сфер жизни общества (экономической, политической и духовной), связанные с понятием (например:  образование, экономический кризис, политический режим).

Процесс освоения определений значительно облегчится, если понимать в чем суть определения и как они создаются.

Как итог работы над понятием

а) Составление кроссвордов,  ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса.  При составлении или решении кроссворда, ребуса  запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях.

б)  Создание кластеров. Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  

в) Создание синквейна. Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

На этапе контроля предлагаются: словарный диктант, диктант с ошибками, перед учениками ставится задача — найти лишнее или дописать, вставить пропущенное, составить или решить кроссворды, ребусы. Можно использовать прием самоконтроля или взаимоконтроля, фронтальный опрос, а также творческое применение понятий — написание эссе с использованием понятий и терминов.

Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.

Блок: Кейс

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:

метод инцидента;

метод разбора деловой корреспонденции;

метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения  и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

в чем заключается проблема?

как государство ее решает?

какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

 Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:«Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

какое право нарушено?

Кем нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС  Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

В чем заключается проблема?

Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

Как вы можете объяснить возникшие трудности?

Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Блок: Групповое обучение

Идея группового  обучения не нова, но каждый учитель использует групповое обучение         по-своему (В. С. Дьяченко «все обучают каждого, каждый обучает всех»).

 Моя система работы в группах строится на сочетании уже разработанных методов и элементов мною дополненных.

Я применяю несколько видов групповой работы исходя из возраста, уровня подготовки учащихся, целей урока, деятельности учащихся и учителя.

Менее сложная система групповой работы, основанная на принципе
активности (учитель -  ученик), более сложная интерактивная система работы субъект - субъект (ученик – ученик - учитель).

1. «Диада»

 Работа в парах или микрогруппах. Эта первая ступень групповой работы, где выбираются навыки общения, познавательной деятельности,        контроля.

Начинаю такую работу уже с 5-го класса. Мои ученики готовятся к работе в коллективе. Очень удобны для формирования навыков работы в паре психологические игры. Например, «Робот» (выполняются действия робота по команде оператора) «Зеркало», «Опаздывающее зеркало», «Слепой и поводырь» и т.д.

Удобна работа в парах при изучении нового материала с последующим контролем, для решения поставленной задачи по алгоритму, или для взаимного контроля домашнего задания. Это только первый шаг, но ребята, трудясь вместе, получают навыки коммуникативности, когнитивные навыки.

В.С. Дьяченко выделяет 2 типа пар: постоянного и динамического характера.

Динамические пары я использую как в психологических играх, так и при
диалоговых формах работы, постоянные при проверки домашнего задания.

2. «Соты»

2-ой вид групповой работы, я назвала «Соты». Такая работа может быть организована или в микрогруппе («триада») или в малой группе 4-б человек.

Чаще всего при работе «Сот» я всем группам даю одинаковое задание, которое затем представляют мне на проверку в оговоренной форме. Вся группа работает на общий результат. (Эта работа удобна в среднем «звене», но часто используется мной в усложненном виде и в старших классах…)

Работа в старших классах строится на более высокой познавательной
самостоятельной активности ребят. Для этого я использую следующие методы:

  1. Метод ранжирования. Например, учащимся 11 класса в теме «Индустриализация в СССР» представляется выявить 3 наиболее важные  средства проведения индустриализации и объяснить, почему они наиболее важные. В процессе работы ребята вступают друг с другом в дискуссию, спорят, отстаивают свою точку зрения, т.е. процесс обучения идет в режиме интерактива.
  2. Метод заданных альтернатив, когда ребятам уже заранее дается ключ к ответу, а они должны подобрать аргументы. Например, «Право морального выбора человека». Первая группа отстаивает право человека на эвтаназию, другая говорит о
    бесчеловечности этого явления.

3.  Проблемный метод, я использую в виде постановки проблемных вопросов группам или проблемных ситуаций, но сначала учу пользоваться алгоритмом при решении проблем. Введение проблемы - определение изучаемого объекта  - поиск решения (именно группового) – результат - проверка правильности если  возможно. С возрастом проблемность заданий усиливается.

3. «Персоналии»

3-ий вид групповой работы называется «Персоналии». Каждый из членов группы получает персональное задание, которое работает на общий результат. Такие группы я стараюсь формировать сама, включая учеников разного уровня подготовки и разного темперамента.

Организуя этот вид работы, я использую уже более сложные методы:

  • Исследовательский метод по заданному направлению с использованием дополнительных источников, когда каждый член группы, работая на общий результат, выполняет свою роль. Например, очень сложные и объемные темы, изучающие положение страны в переходную эпоху я строю в виде работы группы исследователей: историк, картограф, демограф, политолог, экономист. Эта работа позволяет материал систематизировать, выстроить логически, а также учит ребят работать на общий результат, формируя как когнитивную, так и коммуникативную компетенции.
  • Метод моделирования (игровая деятельность). Этот метод используется на уроках с 5-го класса, но при этом виде работы в коллективе он очень результативен. Ребята, примеряя на себе определенную роль, через понимание мыслей, чувств, поступков, моделируют реальность, поэтому знания, полученные на таких уроках лично-значимые, эмоциональные и формируют собственную жизненную позицию ребенка. Г.К. Селевко выделяет 5 видов игр: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. Я чаще всего, особенно на уроках обществознания использую деловые и имитационные игры. Например, деловая игра «Выборы» дает возможность ребенку почувствовать себя в роли субъекта политического процесса, формирует навыки сосуществования в социуме.

4. «Креатив+»

4-ый вид групповой деятельности строится на уже совершенно новой концептуальной основе субъект-субъект (ученик — ученик) где учитель исполняет роль координатора, создающего благоприятную психологическую обстановку (микроклимат), стимулирующий деятельность ученика.

Этот вид я назвала «Креатив+».

Группы, которые формируются заблаговременно, на основе общности интересов носят творческий  характер и их главная задача проявить на уроке свою творческую фантазию, чтобы донести до остальных учеников свои материал.

Наиболее целесообразной для меня такая работа оказалась в старших классах при изучении тем связанных с культурой.

Уже в течение нескольких лет я работаю по особой системе изучения культуры, на уроках истории. Все темы по культуре я сгруппировала в мини модули, которые включают в себя сразу 5-6 уроков, каждый из которых посвящен определенной теме (живопись, музыка, наука и т.д.). Каждая из креативных групп получает заблаговременно свое собственное задание и представляет материал в течение всего урока. Как и в каком виде будет представлен материал, ребята решают сами, я же, выполняя роль координатора, для усиления познавательной активности всего класса предлагаю выполнить определённое задания. Это может быть и сравнительная таблица, и схема, и ответ на проблемный вопрос и т.д.

Результативность таких уроков очень высока, у ребят возникает чувство взаимной ответственности (т.к. оценка ставится всей группе), с помощью интерактивности изучение нового материала превращается в своего рода увлекательную интеллектуальную игру, где ребенок может проявить себя с совершено необычной стороны, стать творцом.

5. «Проект»                                                                                         Этот вид групповой деятельности основывается  на методе создание проектов. Наиболее эффективен метод групповых проектов на уроках обществознания.

В 8-9 кл. я использую только элементы проектной методики в сочетании с другими методами

В 10-11 кл. многие уроки уже целиком строятся на методе создания группового проекта, где каждая групп создает элемент проекта. Например, по теме «общество и сферы общественной жизни» ребята создают модель современного общества включающего в себя 4 сферы политика, культура, социальная сфера. Эта работа реализуется и в форме рисунков,  схем, таблиц, диаграмм. А по теме «Глобальные проблемы современности» учащиеся каждой группы  предоставляли свои проекты решения той или иной проблемы (эколог, демограф) а затем все вместе создают на основе групповых проектов общий проект по решению глобальных проблем наиболее значимых сегодня.

В реализации проектной деятельности у учащихся формируются:

- мыслительная деятельность (каждый член группы предлагает свои мысли, идеи)

- коммуникативная деятельность (общение в процессе создания проекта, обмен информацией)

- практическая работа (рисунок, схема, таблица)

- презентационная деятельность (каждая группа свой проект представляла).

Пройдя все этапы групповой работы,  у ребят сформированы навыки такой работы. Самой высшей ступенью становится формирование корпоративной группы при работе, с которой используются все предыдущие методы. А так же совершено новый кейс — метод (ситуационный метод) когда перед учащимися ставится реальная жизненная ситуация, требующая неоднозначного решения. Знания учениками не получаются, а вырабатываются.

Психологи отмечают, что работа в группе более продуктивна, что группа всегда принимает решение более рискованное, но чаще всего верное, так как ответственность лежит, не на одном человеке, а сразу на всех..

К благоприятным условиям групповой деятельности я отношу:

    -продуктивность;

    -сплочённость;

    -создание ситуации успеха;

    -право на собственное мнение;

    -результативность;

    -рефлексия.

 

Блок: Изучение вопросов культуры

на уроках истории

Вопросы изучения культуры в школьных курсах имеют давние традиции,  но, к сожалению, они не занимают должного места в преподавании истории. В большинстве школьных учебников по отечественной истории эта проблематика изложена сухо, невыразительно, да и сама форма подачи культурно-исторического материала сводится к развернутым или сжатым перечням имён и достижений.

К сожалению, ещё нередко в практике преподавания материал по истории культуры и быта является механическим привеском к тому или иному курсу истории. Между тем без его глубокого усвоения невозможно создать у учащихся полноценный образ эпохи, а именно эту цель, по моему мнению, и преследуют уроки культурологической направленности.

Углубленное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся, формирования их художественных интересов и вкусов.

Изучение вопросов культуры на уроках является сложным разделом, как для учителя, так и для учащихся. В силу того, что времени на изучение данных вопросов отводится мало (не более 10 ч.), а материал очень объемный, то учителю приходится постоянно искать новые формы и методы работы на таких уроках.

Я долго думала над тем, как интереснее и разнообразнее проводить уроки культуры, и в итоге проведя не один такой урок, пришла к выводу, что вопросы культуры изучаются с большим разрывом. Например, в 10 классе изучаем культуру Руси X - XIII века, затем через 7 — 8 уроков изучаем культуру Руси XIV - XV века, через 4—5 уроков -  культуру XV - XVI века и еще через 15—20 уроков изучаем культуру XVII века. Немного поработав по данному курсу, я пришла к выводу, что целесообразнее несколько отдельных уроков объединять в единый большой блок, либо в 2 блока, и провести уроки по культуре сразу же после изучения всего курса. Такой метод позволяет не просто изучить вопросы культуры, а проследить определенные закономерности.

В чем целесообразность такого планирования уроков? Во-первых, такой подход дает возможность мне самой погрузиться в мир искусства и увлечь туда детей на несколько уроков, что невозможно сделать за один урок. Во-вторых, такие уроки помогают ребятам представить целостную картину развития культуры в большом временном промежутке. В-третьих, намного проще организовать на таких уроках творческую, познавательную, исследовательскую  деятельность ребят, а именно эту цель я преследую. Можно, конечно, приводить еще множество доводов в пользу данного планирования, но мне бы хотелось остановиться на конкретных наработках данного курса.

Ещё в сентябре, как только я беру новый класс, обязательно один из уроков посвящаю роли культуры в жизни человека прошлого и настоящего, погружая детей с помощью репродукций, слайдов в мир прекрасного, в мир искусства. Я обязательно рассказываю, в какой форме будут проходить все наши уроки культурологической направленности. Уже сразу у ребят формируется положительная мотивация к таким урокам.  

Подготовка к урокам посвященным культуре, всегда начинается за 3 —4 урока предварительно. Чаще всего я делю ребят на творческие группы по 5-7 человек и заранее определяю тему их поиска. В ходе работы каждой группы я вношу какие-то коррективы, чем-то помогаю, даю советы. Например, одной из творческих групп дается задание подготовить материал о развитии театра, музыки ХIХ века. Предлагаю ребятам, чтобы как-то заинтересовать своих товарищей, организовать небольшое театрализованное представление или показать отрывок какого-либо произведения ставившегося в то время в театре (пьесы Островского 2/2 19 века). А чтобы ярче и образнее представить музыку, я предлагаю использовать отрывки музыкальных произведений 19 века и т.д. Работу таких творческих групп я чаще использую для детей среднего школьного возраста. Они всегда с большим интересом откликаются на эти задания, у них появляется дух конкуренции, и очень часто они уже по собственной инициативе придумывают какие-то ребусы, загадки, кроссворды, пытаются  по особенному представить свой материал.

Иногда я использую другие методы на уроках по культуре. Например, даю отдельные вопросы нескольким ученикам класса, один  готовит материал о живописи, второй об архитектуре, третий о скульптуре и т. д.  Всем остальным ученикам класса предлагаю  по несколько вопросов по этой же теме. Уже в ходе урока, когда заранее приготовившиеся ученик расскажет о том или ином виде искусства, весь класс включается в работу, кое-кто дополняет, кто-то опровергает выдвинутые идеи. Особенно удобно использование данного метода в старших классах при изучении культуры ХХ века и особенно культуры 30-90-х гг. ХХ века. Ребята на таких уроках не просто узнают что-то новое о культуре своей страны, но и учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, отстаивать ее в споре.

Очень часто у ребят при изучении вопросов, посвященных науке, исчезает интерес. Чтобы как-то этот интерес активизировать, я иногда предлагаю ребятам каждому выбрать отрасль науки, которая ему больше нравится.

Представить себя ученым той или иной отрасли и уже от его лица вести разговор, а по ходу такого разговора ребятам дается задание заполнить таблицу, такого типа:

Отрасль науки

Автор, год открытия

Открытие

     Очень удобны для учителя и интересны для учащихся уроки- экскурсии, уроки-путешествия. Например, путешествие по средневековому городу, путешествие в Петербург ХIХ века, экскурсия в мастерскую художника или музей живописи XVIII в. и т. д. Конечно, форм проведения таких уроков очень много и мне еще предстоит работать в этом направления.

Большим плюсом на сегодняшний день являются компьютерные диски по культуре, которые можно использовать на уроках, изучая живопись, быт, нравы русского. Весь имеющийся на диске иллюстрированный материал дает ребятам образное наглядное представление о культуре, искусстве. И я по возможности пытаюсь использовать этот материал на своих уроках.