Элективные курсы
Предварительный просмотр:
Аннотация
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников. Именно это и стало основанием для выбора данного элективного предмета.
Рабочая программа электива ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Боголюбов Л.Н., ЛабезниковаА.Ю., Холодковский К.Г. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. «Обществознание».10 класс (профильныйуровень)- М., «Просвещение», 2011 г.;
- Боголюбов Л.Н., ЛабезниковаА.Ю., Холодковский К.Г. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. «Обществознание».11 класс (профильныйуровень)- М., «Просвещение», 2011 г.;
- Боголюбов Л. Н.Дидактические материалы по курсу "Обществознание" 10-11 кл. - М., «Просвещение», 2012 г.;
- Боголюбов Л.Н.. Школьный словарь по обществознанию 10-11 кл. - М., «Просвещение», 2011 г.;
- Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 20016.
Данный электив предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих сложных заданий. Электив рассчитан на учащихся 11 социально-гуманитарного профиля!
Необходимость разработки данной программы была обусловлена запросами учащихся восполнить дефициты в уровне подготовки по предмету, в осмыслении стратегии действий при подготовке к наиболее сложным и глубоким темам обществознания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
Нормативные документы для составления программы:
- Федеральный закона от 19.12.2012 №237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
- Федеральный базисный учебный план, утверждённый Министерством образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый Министерством образования и науки Российский Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «О утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторская программа Л.Н, Боголюбова «Обществознание» Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2011г.
- Учебный план МОАУ гимназии №8 на 2016-2017 учебный год
- Годовой график на 2016-2017 учебный год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом МО РФ.;
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Боголюбов Л.Н., ЛабезниковаА.Ю., Холодковский К.Г. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. «Обществознание».10 класс (профильныйуровень)- М., «Просвещение», 2011 г.;
- Боголюбов Л.Н., ЛабезниковаА.Ю., Холодковский К.Г. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. «Обществознание».11 класс (профильныйуровень)- М., «Просвещение», 2011 г.;
- Боголюбов Л. Н.Дидактические материалы по курсу "Обществознание" 10-11 кл. - М., «Просвещение», 2012 г.;
- Боголюбов Л.Н.. Школьный словарь по обществознанию 10-11 кл. - М., «Просвещение», 2011 г.;
- Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 20016.
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников. Именно это и стало основанием для выбора данного элективного предмета.
Данный электив предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих сложных заданий. Электив рассчитан на учащихся 11 социально-гуманитарного профиля!
Необходимость разработки данной программы была обусловлена запросами учащихся восполнить дефициты в уровне подготовки по предмету, в осмыслении стратегии действий при подготовке к наиболее сложным и глубоким темам обществознания.
При разработке программы стояла сложная задача : с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.
Внутри каждого тематического раздела курса обществознания, есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Анализ работ учащихся 10-11 классов показывает не только не высокий уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.
Исходя из всего выше сказанного была определена цель и задачи курса
Цель электива «Актуальные вопросы современных наук об обществе»: совершенствование системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков, а также активизация теоретической и практической деятельности при изучении наиболее сложных обществоведческих тем.
Задачи:
- Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
- Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к итоговой аттестации;
- Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий было определено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использование активных и интерактивных методов обучения.
Реализация данной программы осуществляеться с опорой на учебно-справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией П.А. Баранова
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В рамках элективного курса учащихся должны:
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь/владеть:
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
Методы преподавания данного элективного предмета определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения электива: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Структура элективного курса: рассчитан на 34 учебных часа (в том числе: 1 полугодие: 16 занятий, II полугодие – 18 занятий).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение. Сложность наук обществоведческой направленности. Структура и содержание экзаменационной работы ЕГЭ
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ.
2. Актуальные вопросы современного обществознания
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий ЕГЭ данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий ЕГЭпо данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий ЕГЭ по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»
Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Типы экономических систем. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командная и смешанная экономические системы. Силы, которые управляют рынком. Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров. Как работает рынок. Формирование рыночных цен. Рынок на практике, или Как реально организована торговля. Мир денег. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. Банковская система. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Человек на рынке труда. Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные проблемы рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы. Экономические проблемы безработицы. Причины и виды безработицы. Как можно сократить безработицу. Что такое фирма и как она действует на рынке. Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Экономические задачи государства. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны. Государственные финансы. Налоги как источник доходов государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Какие экономические проблемы тревожат человечество в 21 в. Организация международной торговли. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 вв. к какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий ЕГЭ данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий ЕГЭ по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Модели заданий части ЕГЭ и тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках курса.
3.1 Выполнение учащимися письменной работы. Анализ выполнения заданий закрытого типа: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Умение работать с различными текстовыми заданиями. Особенности текстовых заданий
Работа с текстом - составное задание с фрагментом текста. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3. 3 Эссе как одна из форм творческих работ выпускника
Эссе - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
3.4 Итоговая защита проекта
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Используемы материалы | Вид деятельности | примечание |
I. | Введение. Структура обществоведческих наук. | 1 | |||
1. | Стандарты обществоведческого образования. | 1 | Презентация | Лекция Анализ структуры | Индивид. задания |
II. | Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы | 4 |
| ||
2-3 | Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. | 2 | Лекция Анализ структуры | Сообщение по теме | |
4. | Общество и природа. Общество и культура. | 1 | Практикум по теме «Общество и природа» | Сочинение -эссе | |
5. | Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. | 1 | Презентация | семинар | Работа с Интернетом |
III. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 4 | |||
6 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | 1 | лекция | Сообщение по теме | |
7 | Бытие человека. Потребности и интересы человека. | 1 | Презентация | практикум | Презентация |
8-9. | Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. | 2 | Презентация | Практическая работа с интернет источниками | Сочинение-эссе |
IV. | «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы. | 4 | |||
10. | Социальное взаимодействие и общественные отношения. | 1 | комбиниров | Работа с документами | |
11-12. | Социальные группы и их классификация. | 2 | лекция | Работа с Интернетом | |
13. | Социальный статус. Социальная роль. | 1 | комбиниров | Индивид. задания | |
V. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | 11 | |||
14. | Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. | 1 | Словарь | лекция | Презентации |
15 | Традиционная экономическая система. Командная и смешанная экономические системы. | 1 | Составление таблицы «Сравнительная характеристика экономических систем» | Сочинение-эссе | |
16. | Рыночная экономическая система. | 1 | Словарь | Работа с интернет источниками | Тестовые задания |
17 | Взаимодействие экономических систем на современном этапе | 1 | практикум | Работа с документами, дополнительными источниками | |
18 | Действие спроса и предложения | 1 | Таблицы | лекция | |
19. | Промежуточный контроль | 1 | тесты | Контроль знаний | |
20. | Формирование рыночных цен. | 1 | Слайды схемы | Комбинированное занятие | Работа с документами, дополнительными источниками |
21 | Причины возникновения и формы денег. | 1 | таблица | Лекция | Индивид. задания |
22 | Функции денег в современной экономике. | 1 | схема | комбиниров | |
23 | Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. | 1 | Презентация | Практическая работа | Работа с документами, дополнительными источниками |
24 | Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. | 1 | комбиниров | ||
VI | Содержательная линия «Политика» систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов. | 9 | |||
25. | Власть, ее происхождение и виды. | 1 | Презентация | лекция | индивид. задание |
26 | Политическая система, ее структура и функции. | 1 | схема | комбиниров | |
27 | Государственный аппарат. | 1 | лекция | ||
28. | Избирательные системы. Политические партии и движения. | 1 | Презентация | семинар | Презентация. Работа с документами, дополнительными источниками |
32. | Становление многопартийности в России. Политическая идеология. | 1 | лекция | Сообщение по теме | |
29. | Местное самоуправление. Политическая культура. | 1 | таблица | комбиниров | Презентация |
30. | Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. | 1 | лекция | Индивид. задания | |
31. | Человек в политической жизни. Политическое участие. | 1 | схема | семинар | Работа с Интернетом |
VII | «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы. | 2 | |||
32. | Право в системе социальных норм. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. | 1 | Конституция РФ | лекция | |
33. | Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. | 1 | семинар | Работа с документами | |
34. | Защита проекта | 1 |
Дополнительная литература
- Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2010.
- Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2016.
- Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.
- Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. -
М.: Просвещение, 2008.
- Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
- материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2013-2015.
- //www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»
- //www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».
- Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2010.
- Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008-2010.