Программа "Одаренный ребенок"

Токарева Ольга Владимировна

Представлена программа по выявлению и созданию условий для развития одаренных детей в рамках НОУ "Поиск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odarennosti.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 28.08.2015г

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

протокол №1 от 31.08.2015г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОАУ гимназия №8 от 31.08.2015 г.

ПРОГРАММА

 «Одаренные  дети» в рамках НОУ «Поиск»

на 2015-2020 учебные годы

Учителя:

Токарева Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания.

Эпова Анастасия Олеговна,

учитель истории и обществознания.

 

Программа «Одаренные дети»

Тема: «Организация работы с одаренными детьми в гимназии».

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

Задачи:

  • на этапе обучения в 5-9 и 10-11 классах выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
  • в конце учебного года проводить Открытые Академические чтения, где ребята смогут представить результаты своей работы и «Звездопад над гимназией» для поощрения талантливых детей

      Программа «Одаренные дети» разработана  с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития Муниципального образовательного автономного учреждения гимназия №8 и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в  гимназии.

     

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

  1. Паспорт

Наименование программы

«Одаренные дети»

Основания для разработки программы

Государственная программа  Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная  распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОАУ гимназия №8

Срок реализации программы

2015 – 2020 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Педагоги

Соисполнители

Учащиеся, родители учащихся

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

 - создание индивидуальных образовательных маршрутов;

-увеличение количества участников олимпиад;

- совершенствование системы работы с одаренными детьми в рамках ВКС и Открытых академических чтений

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация  и НМС. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методического совета  , педагогических советах, родительских собраниях.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Основные цели и задачи программы.

Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в гимназии, а также в создании оптимальной  среды,  способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.

Задачами данной программы являются:

- обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

- адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

- «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

- разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;

- обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

Направления программы

- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)

- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)

- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных, районных  и областных мероприятиях)

  1. Научное направление – нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.
  2. Психолого-педагогическое направление – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
  3. Научно-методическое и образовательное направление – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.

   В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.

  • Координационное направление:
  • организация работы всего коллектива школы;
  • создание предметных базовых площадок;
  • интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
  • обеспечение нормативно-правовой базы;
  • ресурсное обеспечение;
  • контроль и анализ деятельности.
  • Диагностическое направление:
  • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
  • проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
  • проведение диагностики одаренных детей;
  • диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
  • создание банка данных «Одаренные дети школы».

  • Кадровое направление:
  • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
  • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
  • оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
  • создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
  • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
  • Развивающее направление:
  • создание образовательной среды для развития одаренных детей;
  • организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
  • создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
  • использование информационно-коммуникационных технологий.
  • Информационное направление:
  • привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
  • организация работы библиотеки;
  • создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
  • информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

Этапы реализации

    Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2015 по 2020 годы.

Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2015-2016 учебном году. Он включает в себя:

  • создание и организацию деятельности координационного совета;
  • создание нормативно-правовой базы;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  • создание базовых предметных групп;
  • изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

     Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2015-2020 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
  • психологическая, педагогическая,  социальная поддержка одаренных детей.

      Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2020 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.

Критерии оценки одаренности

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализи

рованность личности

  1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  4. Способность к рефлексии.
  5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
  6. Уровень коммуникативной культуры
  • Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
  • Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.
  • Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
  • Метод незаконченного предложения.
  • Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

  1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
  2.  Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
  • Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
  • Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.
  • Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
  2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.
  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.
  • Методики статистического анализа данных, их динамика.

  1. План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2015-2020 годы

№ п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Разработка системы выявления одаренного ребенка

2015-2016

НМС и НОУ

2

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2015-2016

НМС и НОУ

Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с особенностями одаренного ребенка

2015-2020

Руководитель НОУ

2

Создание системы психолого -социального сопровождения

2015-2020

Зам. директора по УВР, психолог, руководитель НОУ

3

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2015-2020

Коллектив гимназии

4

Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности

2015-2020

Зам. директора, НМС

5

Семинар «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

2017-2018

Зам. директора по УВР , психолог

6

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2015-2020

Зам. директора по УВР, классные руководители

7

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2018-2019

Педагоги гимназии

8

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2015-2020

Педагоги гимназии

9

Деятельность научно- методического совета:

- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2015-2020

Зам. директора по УВР, НМС

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа

2015-2020

Руководитель НОУ

2

Организация и совершенствование работы НОУ «Поиск» кружков различной направленности

2017-2020

Руководитель НОУ

3

Создание среды общения, самореализации.

2015-2020

Руководитель НОУ

4

Организация Открытых академических чтений

Ежегодно

Педагоги

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2015-2020

Директор, психологическая служба района, родительский комитет

2

Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов исследовательских работ, «Звездопад» над гимназией

2015-2020

Директор

 Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Приложение 1

 Методика диагностики одаренности школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей школьников

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Методика диагностики одаренности школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  • творческая (2-й столбец);
  • академическая (3-й столбец);
  • художественно-изобразительная (4-й столбец);
  • музыкальная (5-й столбец);
  • литературная (6-й столбец);
  • артистическая (7-й столбец);
  • техническая (8-й столбец);
  • лидерская (9-й столбец);
  • спортивная (10-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Вопросы:

  1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется общением со сверстниками.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-либо инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Создание банка данных одаренных детей

   Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

   При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Родительское исследование

(заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
  3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  5. Он очень любит рисовать (Да / нет)
  6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
  10.  С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

Психодиагностические обследования среди учащихся

   Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.

В качестве диагностического материала планируется использовать:

  • анкетирование родителей и учителей;
  • специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
  • диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
  • диагностику видеомоторной коррекции;
  • вербальный тест Айзенка;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
  • методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
  • методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
  • тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
  • тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
  • тесты для интеллектуалов.

Портфолио учащихся и учителей

    Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

    Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

Образец портфолио для детей

Портфолио

Ф.И.О. ,

ученика (цы) ____ класса «___»

Тайна моего имени:

Карта моих интересов

Знак зодиака:

Я родился (родилась) в год:

Я занимаюсь в кружках, секциях:

Мои любимые занятия, увлечения:

Участие в конкурсах

Участие в концертах

Участие в олимпиадах

Участие в общественной жизни школы и класса

Мои добрые и полезные дела

Награды и достижения

Карта моих интересов

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

2

Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?

3

Тебе нравятся уроки математики?

4

А русского языка?

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

12

Тебе нравится решать математические задачи?

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

20

Ты любишь рисовать?

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

22

Ты посещаешь кружки?

23

А спортивные секции?

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

Система работы учителей с одаренными детьми

в урочной деятельности

  Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

   Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

   Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

   Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.

   Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

   Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Предметные олимпиады

   Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

   Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

   Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

   Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года – март, апрель, один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели). В первом туре участвуют все желающие 4-х классов, во втором победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

   Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

  Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.

Приложение 2

Обеспечение индивидуального сопровождения учащегося с индивидуальными потребностями  в рамках программы «Одаренные дети»

Способствовать развитию детской одаренности для меня  значит создать на уроке и во внеурочной деятельности условия, увидеть самые малые ростки необычных способностей и предоставить возможность их развития.

Деятельность по данному направлению я строю по следующему алгоритму:

  1. проведение диагностических исследований, направленных на изучение образовательных потребностей и возможностей учащихся (тест образовательных возможностей);
  2. анализ результатов проведенных диагностик по выявлению образовательных потребностей и возможностей учащихся;
  3. разработка индивидуального образовательного маршрута учащихся;
  4. реализация индивидуального образовательного маршрута учащихся;
  5. анализ результативности реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся;
  6. мониторинг удовлетворенности учащихся сформированными индивидуальными образовательными маршрутами
  7. подведение итогов учебного года.

Индивидуальный образовательный маршрут реализуется как в урочное время, так и дистанционно с консультированием по электронной почте, с помощью индивидуальных заданий на сайте РЕШУ  ЕГЭ,  с использованием технологии Skype. В основу данного обучения положена педагогическая технология разнотемпового обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут включает модули, обязательные  для изучения, а также  модули  по выбору.  Учащийся вправе выбрать любой  из учебных модулей.  В индивидуальном образовательном маршруте представлены формы текущего контроля,  контрольные точки, формы отчетности по выполнению модулей (тем),  итоговой аттестации достижений, а также технологии, с помощью которых реализуются занятия.

       Индивидуальный образовательный маршрут по программе «История и общественные дисциплины»,  для учащегося  11 класса МОАУГ №8 Чернова Даниила 2017/2018 учебный год рассмотрен на заседании кафедры гуманитарных предметов МОАУГ №8 (протокол №1 от 27.08.2017года), согласован на заседании научно-методического совета МОАУГ №8 (протокол №1 от 29.08.2017), утвержден директором МОАУГ №8 30.08.2017 года.

Индивидуальный образовательный маршрут по программе «История и общественные дисциплины» учашегося 11 класса МОАУГ №8

Чернова Даниила 2015\2016 учебный год

(фрагмет)

Тема

Количество    часов

Форма проверки

Технология проведения занятия

Я  общество

7

Личные свойства и особенности характера, определяющие личность

2

Обществоведческий тренинг, контрольная работа

Вебинар,

самостоятельные

занятия с учебным материалом

Качества характера,

определяющие личностную принадлежность

1

Обществоведческий тренинг https://hist-ege.sdamgia.ru/

Индивидуальные

занятия с учебным материалом

Традиции и образ жизни людей разных стран

1

Обществоведческий исторический тренинг https://hist-ege.sdamgia.ru/

Самостоятельные

занятия с учебным материалом, вебинар

Познание и его формы

1

 Тестирование https://hist-ege.sdamgia.ru/

Занятие с учебным материалом

Философия: История и школы

1

Создание мини проекта

Самостоятельные

занятия с учебным

материалом

Системное строение общества

1

Обществоведческий тренинг https://hist-ege.sdamgia.ru/

Самостоятельные

занятия с учебным материалом, вебинар

Право

6

Система правоотношений

1

Обществоведческий тренинг, контрольная работа

Самостоятельное занятие на сайте https://hist-ege.sdamgia.ru/

Право как система

1

Тестирование

Индивидуальная консультация

Теории происхождения государства и права

1

Контроль знаний, составление тестовых заданий

Самостоятельные

занятия с учебным материалом

Система современного Российского и зарубежного права

3

Правовой тренинг, контрольная работа, написание эссе

Самостоятельные

занятия с учебным материаломна сайте https://hist-ege.sdamgia.ru/

Праздники и традиции России

3

Национальные и семейные

праздники в России и за рубежом: сходства и различия

1

Работа с тетрадью практикумом

Самостоятельные

занятия с учебным материалом

Религиозные праздники в

России

1

Тренинг, написание эссе

Самостоятельные

занятия с учебным материалом, вебинар

Результатом работы по данному образовательному маршруту стали результативное участие в олимпиадах, а так же высокий балл на ЕГЭ по  истории (93 балла) и обществознанию (86 балл)  в 2018 году.