Федеральная стажировочная площадка «Формирование системы оценки качества образования»

Токарева Ольга Владимировна

Здесь представлены материалы и опыт работы в рамках Федеральной стажировочной  площадки «Формирование системы оценки качества образования»                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc119.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Доклад

на областном семинаре «Реализация ФГОС: проблемы и перспективы»

                                                               

 

Слайд 1

Образовательные технологии - условие реализации системно- деятельностного подхода.

Слайд 2

В основе построения ФГОС  НОО лежит системно-деятельностный подход, основным результатом которого  является развитие личности ребенка на основе  учебной деятельности. Перед  педагогами стоит задача в создании и организации условий, инициирующих детское действие.  Чтобы перейти массовой начальной школе от навыково - знаниевой к  деятельностной модели обучения необходимы новые технологии.

Слайд 3

           После того, как творческая группа учителей гимназии закончила анализ готовности учреждения  к введению ФГОС, разработала единичные проекты изменений и дополнений, были определены технологии, которые имеются в арсенале педагогов гимназии и выделены те, которые обеспечивают результат,  заложенный в ФГОС.

Технологии, используемые педагогами

Технологии, необходимые для реализации ФГОС НОО

Развивающее обучение

Педагогические мастерские

Проектные технологии

Технология критического мышления

ИКТ- технологии

Модульное обучение

Игровые технологии

Коллективный способ обучения

Продуктивное обучение

Технология разноуровнего обучения

Педагогические мастерские

Проектные технологии

ИКТ-технологии

Технология проблемного диалога

 Слайд 4

 Переподготовка учителя началась уже давно: в первую очередь через самообразование, семинары, и конечно, через курсовую подготовку. За последние три года учителя прошли обучение по новым технологиям в  ИГПУ - «Актуальные проблемы школьного образования в контексте профильного обучения»;

ИРО-  «Современные образовательные технологии»;

ИРО - «Современные специальные технологии. Технологические принципы формирования образовательных программ на модульной основе с использованием информационных компьютерных технологий»,

ИГЛУ -  «Инновации в образовании»;

ИПКРО - «Современные образовательные технологии: теория и практика»

На протяжении ряда лет в гимназии проходит Фестиваль педагогических идей, на котором учителя представляют свой опыт по внедрению новых технологий, это мастер - классы, открытые уроки, творческие отчеты.

В 2007 году в рамках  программы развития гимназии в сотрудничестве с ВСГАО (тогда ИГПУ) был разработан и внедрен эксперимент  «Реализация продуктивного обучения в образовательном процессе начальной школы», о котором  я расскажу.

Идея этого эксперимента возникла на основе анализа образовательной среды начальной школы, а также в связи с модернизацией российского образования. В Концепции модернизации говорится о том, что современному обществу нужна современно образованная, востребованная, инициативная личность, способная к самоактуализации,  желающая реализовать себя, тем самым, изменить и окружающий мир в сторону согласия и созидания. А для этого необходимо создавать условия.  

Слайд 5-6-7

         Вариантом реализации идеи самоактуализации личности мы видим образовательный процесс, направленный на творческое самовыражение учащихся, средством которого является продуктивное обучение. В основе продуктивного обучения лежит творческая деятельность как учеников, так и педагогов. Ведь творческий образовательный продукт может возникнуть только в результате сотворчества, когда учитель направляет свое творческое воображение на создание наиболее благоприятных условий для продуктивной деятельности ученика.  

Обучение в целом переориентировано с функций контроля и руководства учителя на цели мотивированной самостоятельной учебы школьника. Целью  обучения становятся не знания как таковые, а продукт, создаваемый учеником; индивидуальные программы, постоянно осмысливаемая в групповой работе собственная инициатива каждого.

 На первом этапе работы по эксперименту мы изучали имеющийся отечественный и зарубежный опыт; формировали концепцию  технологии продуктивного обучения; проводили диагностические мероприятий с  обучающимися и учителями, участвующими в эксперименте; шла  подготовка кадров через проведение научно-методических семинаров по темам:

- Целеполагание в продуктивном обучении.

-Организация продуктивного обучения.

-Реализация приемов и методов  продуктивного обучения

-Диагностика продуктивного обучения.

На данном этапе – этапе внедрения, мы готовы провести анализ работы экпериментальной деятельности учителей гимназии, анализ созданных методических разработок.

Слайд 8

Организацию продуктивного обучения, направленного на творческое самовыражение учащихся можно представить в виде схемы

Слайд 9

Представим 1 этап - целеполагание

Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Перефразируя слова известного мультипликационного героя:  «Как корабль назовешь, так он и поплывет», скажем «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому, цели должны быть:

 -реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);

-инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их достижению);

-диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

         

Слайд 10

В овладении процессом постановки целей на высоком  технологическом уровне, мы используем исследования Б. Блума, который разработал технологию эффективного целеполагания. Сравнение типичных способов постановки целей приведено в таблице.

Типичные способы постановки целей

Оценка эффективности способа

1. Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление…», «изучить теорему…»

Минус: не является инструментальным, не ясен результат

2. Определение целей через деятельность преподавателя: «ознакомить с…», «объяснить …», «рассказать о …»

Минус: сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат

3. Постановка целей через деятельность учащихся: «решение задачи…», «выполнение упражнения…»

Минус: акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия- изменения в развитии ученика

4. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития: «формировать умение…», «развивать познавательную самостоятельность…», «формировать отношения…»

Плюс: обучение на уровне обобщенных целей

Минус: обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов)

5. Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…», «умеет выполнять…», «применяет правило для…»

Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения

Слайд 11

Традиционно в системе школьного образования имеет место постановка преподавателем триединой цели: дидактической, развивающей и воспитательной. В технологии Б. Блума и его последователей обучающие и интеллектуально-развивающие цели объединены в группу целей в когнитивной (познавательной) области. В основе данной таксономии лежит продвижение обучающегося по уровням усвоения.  Основными категориями учебных целей являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.  

Таксономия учебных целей в аффективной (эмоциональной) области по Б. Блуму, используемая в российской педагогике под названием воспитательные цели, состоит из таких категорий учебных целей, как восприятие, реагирование, усвоение, организация и распространение ценностной ориентации на деятельность.

Для ясности постановки целей в технологии продуктивного обучения предлагаем вам примеры постановки целей:

Слайд 12

Тема «Сложение и вычитание в пределах 100»

Цели: 

  1. Понимает принципы сложения и вычитания с переходом и без перехода через разряд.
  2.  Демонстрирует   правильное применение способов сложения и вычитания.
  3. Внимательно слушает одноклассников, реагирует на ошибки в вычислениях и в логике рассуждения

Слайд 13

Тема: «Главные члены предложения»

Цели: 1. Знает значение терминов: главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, грамматическая основа предложения.

2. Применяет алгоритм нахождения главных членов предложения.

 3. Проявляет стремление к сотрудничеству в группе

Слайд 14 – примеры целей на 3 четверть

Слайд 15

При обучении учеников  технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах:

  1.  Актуализация знаний;
  2. Учитель обозначает цели урока, темы; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.
  3. Вопрос обучающимся : Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок, по теме?
  4. На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?
  5. Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.
  6. Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

2 этап - Как организовать процесс продуктивного обучения?

Слайд 16

Организационные формы обучения, направленные на творческое самовыражение можно разделить на коллективные, групповые, индивидуальные и коллективно- групповые. Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок остается основной формой. Но опора на традиционные уроки очень сильно «обедняет» учеников  и лишает учителя возможности профессионально-творческого самовыражения. В связи с этим  «инновационный урок», «творческий урок», «личностно-ориентированный урок» позволяют реализовать идею творческого самовыражения через обычную форму организации обучения, как урок.  

Слайд 17

При подготовке такого  урока учитель должен ответить себе на следующие вопросы:

  1. Как я смогу использовать субъектный опыт учащихся при раскрытии данной темы?
  2. Какие образовательные продукты будут созданы учениками на уроке и в самостоятельной работе в направлении изучаемой темы?
  3. Какими приемами и средствами я могу обеспечить процессы раскрытия индивидуальности ученика через создание образовательных продуктов?
  4. Какие методы и формы можно применить для создания образовательных продуктов?
  5. Каким образом данный урок может способствовать моей собственной самореализации, как я смогу использовать  полученный опыт в дальнейшем профессиональном росте?

Слайд 18

Вашему вниманию предлагаю технологическую карту урока (она удобна для планирования урока и для эксперта, присутствующего на уроке)

Урок _______________________________________________

Учитель _____________________________________________

ОУ _________________________________________________

№ п/п

Тема урока

Образовательный продукт

Деятельность учителя ( виды деятельности, время)

Деятельность учащихся (виды деятельности, время)

Организационно-методическое и техническое обеспечение урока

Организация рефлексии учащихся (оценка)

Домашняя работа (трудоемкость, время выполнения)

Слайд 19-20-21

 С точки зрения доминирующей цели обучения, мы выделяем три группы творческих уроков. Вашему вниманию предлагаем типы уроков, используемые нашими учителями:

  1. Уроки когнитивного типа:

-урок-наблюдение

-интегрированный урок

-урок-исследование

-урок работы с первоисточниками

  1. Уроки креативного типа:

–урок-сочинение

–урок-путешествие

–урок-аукцион

–урок-соревнование

-урок-КВН

–урок-конференция

3. Уроки оргдеятельностного типа

-урок-проект

-урок с групповой работой

-урок-целеполагания

-Урок-рефлексия

-Урок-защиты творческих работ

Необходимо также сказать об изменении позиции учителя в продуктивном обучении.

Своеобразие современной профессиональной деятельности учителя заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося, помочь каждому ребенку осознать его собственные возможности, войти в мир культуры, найти  свой жизненный путь.

3 этап  - Как проанализировать  полученные результаты?

В процессе овладения  обучающимися совокупностью знаний и умений предполагается, что знания и умения переходят от одного уровня к другому. Каждому уровню соответствуют актуальные только для него особенности творческого самовыражения субъекта образования.

Слайд 22-23-24

С учетом  данных уровней меняется система контроля за усвоением знаний и умений, она тогда будет иметь следующие значимые особенности:

- контрольные задания на уроках предполагают усвоение знаний и умений не только репродуктивного, но и репродуктивно-творческого и творческо – репродуктивного уровня;

-важной формой контроля является выполнение учениками творческих и исследовательских работ, а также степень самостоятельности при их выполнении;

-актуально для учеников не только усвоение предметных знаний и умений, но и презентация знаний и собственной позиции окружающим.

 Слайд 25

Заполнение специальных форм творческого самовыражения на уровне учеников, учителей позволяет решить проблему отслеживания «состояния» творческих усилий учеников в целях оказания помощи ученикам и грамотных рекомендаций в выборе дальнейших путей развития.

Примеры:

Дневник творческого самовыражения учащегося

ФИО ученика______________________ класс_________________

Предмет.

Тема.

Выполнение творческих работ

Способ презентации

Самооценка

«доволен собой»;

«мог бы лучше»;

«не доволен»

Выводы на будущее:

Что необходимо сделать для улучшения результатов

Хотел бы

Сделал

Хотел бы

Сделал

 

Карта творческого самовыражения учащегося

Предмет_______________________________ Класс_____________________

ФИ ученика

Разделы программы

Виды образовательных продуктов

Акты творческого самовыражения

Уровень творческого самовыражения

Чтобы самовыражение было созидательным, оно должно быть связано с созданием творческого продукта. Образовательный продукт — это результат образовательной деятельности обучающегося, имеющий внешнее (идея, текст, поделка) и внутреннее (личностные качества) проявления .

Слайд 26

Продукты, выполненные педагогами в рамках внедрения продуктивного обучения:

  1. Методические разработки по организации процесса целеполагания
  2. Технологическая карта урока
  3. Алгоритм планирования творческого урока
  4. Структура плана творческого урока
  5. Алгоритм создания благоприятного психологического климата на уроке
  6. Алгоритм работы в парах и группах
  7. Рекомендации для проведения  рефлексии
  8. Интернет - каталог дидактических приемов обучения ( с ссылками)

В связи с введением ФГОС перед нами (учителями, применяющими продуктивное обучение) стоит вопрос: Является ли технология продуктивного обучения – условием реализации системно - деятельностного подхода в обучении? Несомненно да, потому, что получение образовательного продукта возможно только в деятельности, развитие личности возможно только в деятельности, формирование универсальных учебных действий возможно только в деятельности и в продуктивном обучении.  

Слайд 27

Обратите внимание на целевые ориентации продуктивного обучения, на образ ученика, как модель предвосхищаемых результатов обучения, воспитания и развития. Очень кратко они представлены на слайде. Не кажется ли вам, что они схожи с результатами, заложенными в ФГОС.  

Я хочу сказать большое спасибо моим коллегам, учителям начальных классов, особенно Титовой Л.В., Павловой Т.И., Полещук В.В. за работу по  реализации эксперимента, творческий подход и инициативу. ИГПУ в лице Голубчиковой М.Г., являющейся научным руководителем эксперимента.

        Во второй части семинара   вам будут представлены мастер - классы по двум технологиям: проектной технологии и технологии критического мышления.  

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Мудро звучит китайское изречение «Учиться, всё равно, что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому, давайте двигаться вперёд, и успех придёт.