Федеральная стажировочная площадка «Формирование системы оценки качества образования»
Здесь представлены материалы и опыт работы в рамках Федеральной стажировочной площадки «Формирование системы оценки качества образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 119.5 КБ |
doklad.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Доклад
на областном семинаре «Реализация ФГОС: проблемы и перспективы»
Слайд 1
Образовательные технологии - условие реализации системно- деятельностного подхода.
Слайд 2
В основе построения ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, основным результатом которого является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Перед педагогами стоит задача в создании и организации условий, инициирующих детское действие. Чтобы перейти массовой начальной школе от навыково - знаниевой к деятельностной модели обучения необходимы новые технологии.
Слайд 3
После того, как творческая группа учителей гимназии закончила анализ готовности учреждения к введению ФГОС, разработала единичные проекты изменений и дополнений, были определены технологии, которые имеются в арсенале педагогов гимназии и выделены те, которые обеспечивают результат, заложенный в ФГОС.
Технологии, используемые педагогами | Технологии, необходимые для реализации ФГОС НОО |
Развивающее обучение | Педагогические мастерские |
Проектные технологии | Технология критического мышления |
ИКТ- технологии | Модульное обучение |
Игровые технологии | Коллективный способ обучения |
Продуктивное обучение | Технология разноуровнего обучения |
Педагогические мастерские | Проектные технологии |
ИКТ-технологии | |
Технология проблемного диалога |
Слайд 4
Переподготовка учителя началась уже давно: в первую очередь через самообразование, семинары, и конечно, через курсовую подготовку. За последние три года учителя прошли обучение по новым технологиям в ИГПУ - «Актуальные проблемы школьного образования в контексте профильного обучения»;
ИРО- «Современные образовательные технологии»;
ИРО - «Современные специальные технологии. Технологические принципы формирования образовательных программ на модульной основе с использованием информационных компьютерных технологий»,
ИГЛУ - «Инновации в образовании»;
ИПКРО - «Современные образовательные технологии: теория и практика»
На протяжении ряда лет в гимназии проходит Фестиваль педагогических идей, на котором учителя представляют свой опыт по внедрению новых технологий, это мастер - классы, открытые уроки, творческие отчеты.
В 2007 году в рамках программы развития гимназии в сотрудничестве с ВСГАО (тогда ИГПУ) был разработан и внедрен эксперимент «Реализация продуктивного обучения в образовательном процессе начальной школы», о котором я расскажу.
Идея этого эксперимента возникла на основе анализа образовательной среды начальной школы, а также в связи с модернизацией российского образования. В Концепции модернизации говорится о том, что современному обществу нужна современно образованная, востребованная, инициативная личность, способная к самоактуализации, желающая реализовать себя, тем самым, изменить и окружающий мир в сторону согласия и созидания. А для этого необходимо создавать условия.
Слайд 5-6-7
Вариантом реализации идеи самоактуализации личности мы видим образовательный процесс, направленный на творческое самовыражение учащихся, средством которого является продуктивное обучение. В основе продуктивного обучения лежит творческая деятельность как учеников, так и педагогов. Ведь творческий образовательный продукт может возникнуть только в результате сотворчества, когда учитель направляет свое творческое воображение на создание наиболее благоприятных условий для продуктивной деятельности ученика.
Обучение в целом переориентировано с функций контроля и руководства учителя на цели мотивированной самостоятельной учебы школьника. Целью обучения становятся не знания как таковые, а продукт, создаваемый учеником; индивидуальные программы, постоянно осмысливаемая в групповой работе собственная инициатива каждого.
На первом этапе работы по эксперименту мы изучали имеющийся отечественный и зарубежный опыт; формировали концепцию технологии продуктивного обучения; проводили диагностические мероприятий с обучающимися и учителями, участвующими в эксперименте; шла подготовка кадров через проведение научно-методических семинаров по темам:
- Целеполагание в продуктивном обучении.
-Организация продуктивного обучения.
-Реализация приемов и методов продуктивного обучения
-Диагностика продуктивного обучения.
На данном этапе – этапе внедрения, мы готовы провести анализ работы экпериментальной деятельности учителей гимназии, анализ созданных методических разработок.
Слайд 8
Организацию продуктивного обучения, направленного на творческое самовыражение учащихся можно представить в виде схемы
Слайд 9
Представим 1 этап - целеполагание
Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Перефразируя слова известного мультипликационного героя: «Как корабль назовешь, так он и поплывет», скажем «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому, цели должны быть:
-реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);
-инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их достижению);
-диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)
Слайд 10
В овладении процессом постановки целей на высоком технологическом уровне, мы используем исследования Б. Блума, который разработал технологию эффективного целеполагания. Сравнение типичных способов постановки целей приведено в таблице.
Типичные способы постановки целей | Оценка эффективности способа |
1. Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление…», «изучить теорему…» | Минус: не является инструментальным, не ясен результат |
2. Определение целей через деятельность преподавателя: «ознакомить с…», «объяснить …», «рассказать о …» | Минус: сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат |
3. Постановка целей через деятельность учащихся: «решение задачи…», «выполнение упражнения…» | Минус: акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия- изменения в развитии ученика |
4. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития: «формировать умение…», «развивать познавательную самостоятельность…», «формировать отношения…» | Плюс: обучение на уровне обобщенных целей Минус: обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов) |
5. Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…», «умеет выполнять…», «применяет правило для…» | Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения |
Слайд 11
Традиционно в системе школьного образования имеет место постановка преподавателем триединой цели: дидактической, развивающей и воспитательной. В технологии Б. Блума и его последователей обучающие и интеллектуально-развивающие цели объединены в группу целей в когнитивной (познавательной) области. В основе данной таксономии лежит продвижение обучающегося по уровням усвоения. Основными категориями учебных целей являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Таксономия учебных целей в аффективной (эмоциональной) области по Б. Блуму, используемая в российской педагогике под названием воспитательные цели, состоит из таких категорий учебных целей, как восприятие, реагирование, усвоение, организация и распространение ценностной ориентации на деятельность.
Для ясности постановки целей в технологии продуктивного обучения предлагаем вам примеры постановки целей:
Слайд 12
Тема «Сложение и вычитание в пределах 100»
Цели:
- Понимает принципы сложения и вычитания с переходом и без перехода через разряд.
- Демонстрирует правильное применение способов сложения и вычитания.
- Внимательно слушает одноклассников, реагирует на ошибки в вычислениях и в логике рассуждения
Слайд 13
Тема: «Главные члены предложения»
Цели: 1. Знает значение терминов: главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, грамматическая основа предложения.
2. Применяет алгоритм нахождения главных членов предложения.
3. Проявляет стремление к сотрудничеству в группе
Слайд 14 – примеры целей на 3 четверть
Слайд 15
При обучении учеников технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах:
- Актуализация знаний;
- Учитель обозначает цели урока, темы; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.
- Вопрос обучающимся : Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок, по теме?
- На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?
- Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.
- Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.
2 этап - Как организовать процесс продуктивного обучения?
Слайд 16
Организационные формы обучения, направленные на творческое самовыражение можно разделить на коллективные, групповые, индивидуальные и коллективно- групповые. Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок остается основной формой. Но опора на традиционные уроки очень сильно «обедняет» учеников и лишает учителя возможности профессионально-творческого самовыражения. В связи с этим «инновационный урок», «творческий урок», «личностно-ориентированный урок» позволяют реализовать идею творческого самовыражения через обычную форму организации обучения, как урок.
Слайд 17
При подготовке такого урока учитель должен ответить себе на следующие вопросы:
- Как я смогу использовать субъектный опыт учащихся при раскрытии данной темы?
- Какие образовательные продукты будут созданы учениками на уроке и в самостоятельной работе в направлении изучаемой темы?
- Какими приемами и средствами я могу обеспечить процессы раскрытия индивидуальности ученика через создание образовательных продуктов?
- Какие методы и формы можно применить для создания образовательных продуктов?
- Каким образом данный урок может способствовать моей собственной самореализации, как я смогу использовать полученный опыт в дальнейшем профессиональном росте?
Слайд 18
Вашему вниманию предлагаю технологическую карту урока (она удобна для планирования урока и для эксперта, присутствующего на уроке)
Урок _______________________________________________
Учитель _____________________________________________
ОУ _________________________________________________
№ п/п | Тема урока | Образовательный продукт | Деятельность учителя ( виды деятельности, время) | Деятельность учащихся (виды деятельности, время) | Организационно-методическое и техническое обеспечение урока | Организация рефлексии учащихся (оценка) | Домашняя работа (трудоемкость, время выполнения) |
Слайд 19-20-21
С точки зрения доминирующей цели обучения, мы выделяем три группы творческих уроков. Вашему вниманию предлагаем типы уроков, используемые нашими учителями:
- Уроки когнитивного типа:
-урок-наблюдение
-интегрированный урок
-урок-исследование
-урок работы с первоисточниками
- Уроки креативного типа:
–урок-сочинение
–урок-путешествие
–урок-аукцион
–урок-соревнование
-урок-КВН
–урок-конференция
3. Уроки оргдеятельностного типа
-урок-проект
-урок с групповой работой
-урок-целеполагания
-Урок-рефлексия
-Урок-защиты творческих работ
Необходимо также сказать об изменении позиции учителя в продуктивном обучении.
Своеобразие современной профессиональной деятельности учителя заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося, помочь каждому ребенку осознать его собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой жизненный путь.
3 этап - Как проанализировать полученные результаты?
В процессе овладения обучающимися совокупностью знаний и умений предполагается, что знания и умения переходят от одного уровня к другому. Каждому уровню соответствуют актуальные только для него особенности творческого самовыражения субъекта образования.
Слайд 22-23-24
С учетом данных уровней меняется система контроля за усвоением знаний и умений, она тогда будет иметь следующие значимые особенности:
- контрольные задания на уроках предполагают усвоение знаний и умений не только репродуктивного, но и репродуктивно-творческого и творческо – репродуктивного уровня;
-важной формой контроля является выполнение учениками творческих и исследовательских работ, а также степень самостоятельности при их выполнении;
-актуально для учеников не только усвоение предметных знаний и умений, но и презентация знаний и собственной позиции окружающим.
Слайд 25
Заполнение специальных форм творческого самовыражения на уровне учеников, учителей позволяет решить проблему отслеживания «состояния» творческих усилий учеников в целях оказания помощи ученикам и грамотных рекомендаций в выборе дальнейших путей развития.
Примеры:
Дневник творческого самовыражения учащегося
ФИО ученика______________________ класс_________________
Предмет. Тема. | Выполнение творческих работ | Способ презентации | Самооценка «доволен собой»; «мог бы лучше»; «не доволен» | Выводы на будущее: Что необходимо сделать для улучшения результатов | ||
Хотел бы | Сделал | Хотел бы | Сделал |
Карта творческого самовыражения учащегося
Предмет_______________________________ Класс_____________________
ФИ ученика | Разделы программы | Виды образовательных продуктов | Акты творческого самовыражения | Уровень творческого самовыражения |
Чтобы самовыражение было созидательным, оно должно быть связано с созданием творческого продукта. Образовательный продукт — это результат образовательной деятельности обучающегося, имеющий внешнее (идея, текст, поделка) и внутреннее (личностные качества) проявления .
Слайд 26
Продукты, выполненные педагогами в рамках внедрения продуктивного обучения:
- Методические разработки по организации процесса целеполагания
- Технологическая карта урока
- Алгоритм планирования творческого урока
- Структура плана творческого урока
- Алгоритм создания благоприятного психологического климата на уроке
- Алгоритм работы в парах и группах
- Рекомендации для проведения рефлексии
- Интернет - каталог дидактических приемов обучения ( с ссылками)
В связи с введением ФГОС перед нами (учителями, применяющими продуктивное обучение) стоит вопрос: Является ли технология продуктивного обучения – условием реализации системно - деятельностного подхода в обучении? Несомненно да, потому, что получение образовательного продукта возможно только в деятельности, развитие личности возможно только в деятельности, формирование универсальных учебных действий возможно только в деятельности и в продуктивном обучении.
Слайд 27
Обратите внимание на целевые ориентации продуктивного обучения, на образ ученика, как модель предвосхищаемых результатов обучения, воспитания и развития. Очень кратко они представлены на слайде. Не кажется ли вам, что они схожи с результатами, заложенными в ФГОС.
Я хочу сказать большое спасибо моим коллегам, учителям начальных классов, особенно Титовой Л.В., Павловой Т.И., Полещук В.В. за работу по реализации эксперимента, творческий подход и инициативу. ИГПУ в лице Голубчиковой М.Г., являющейся научным руководителем эксперимента.
Во второй части семинара вам будут представлены мастер - классы по двум технологиям: проектной технологии и технологии критического мышления.
Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Мудро звучит китайское изречение «Учиться, всё равно, что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому, давайте двигаться вперёд, и успех придёт.