Методическая система: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания и истории, как одно из условий формирования компетенций учащихся»

Токарева Ольга Владимировна

Представлена система работы педагога по теме: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания и истории, как одно из условий формирования компетенций учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_tokareva.docx141.75 КБ

Предварительный просмотр:

Токарева Ольга Владимировна,

 учитель истории и обществознания

МОАУГ №8 г. Райчихинск

Методическая система: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания и истории, как одно из условий формирования компетенций учащихся»

«Когда дует ветер перемен,
не воздвигай щит, а поднимай парус»

Восточная мудрость

Основной тенденцией развития современного образования является прежде всего изменение сущности и качества образования. Согласно новым стандартам, процесс обучения должен стать практико-ориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться за пределами системы образования, т.е. в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Современное образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах обучения, указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом.

  Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого усвоения понятия, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Поскольку формирование функциональной понятийной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла. 

Современные тенденции образования, требования ФГОС, требования,  предъявляемые к выпускнику гимназии, социальный запрос общества,  да и самого выпускника, мой многолетний педагогический опыт,  -  все это во многом и  определило цель моей методической системы проектирование педагогической деятельности с целью  создания  условий для формирования и развития функциональной понятийной грамотности  учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Для создания системы направленной на формирование функциональной понятийной грамотности необходимо было:

1) провести диагностику затруднений, возникающих у обучающихся при работе с понятийным аппаратом и спроектировать свою деятельность в этом направлении;

2) провести анализ учебников, определить в линиях используемых учебников наличие словарей и методического аппарата, необходимых для формирования и развития функциональной грамотности;

3) изучить методические рекомендации ФИПИ, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ, результаты своих учеников за последние годы, а также определить список наиболее актуальных и востребованных понятий в курсе обществознания и истории, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации выпускниками;

В соответствии с целью методической системы были определены следующие задачи:

1) изучить существующие подходы, методы, приемы, направленные на формирование и развитие у учащихся понятийного мышления и внедрять в практику своей работы инновационные методы и приемы функциональной понятийной грамотности;

2) определить совокупность наиболее продуктивных методов и приёмов при проектировании разных этапов урока;

3) сформировать авторский банк методов и приемов (методическая копилка учителя, рабочая тетрадь-тренажер «Обществознание»), которые были бы полезны как учащимся, так и моим коллегам;

4) использовать рабочую тетрадь-тренажёр «Обществознание» для подготовки обучающихся к успешной сдаче ГИА по обществознанию для выстраивания траектории дальнейшего развития.

Основные затруднения.

Каждый из нас не раз задавался вопросами: «Почему мои ребята не могут сформулировать даже базовые определения?»  «Почему не могут использовать и апеллировать приобретенными год или два назад определениями?» Я для себя попыталась найти ответы на эти вопросы:

Во-первых, для формирования высокого уровня функциональной понятийной грамотности, учащиеся должны владеть прежде всего читательской грамотностью, выраженной в читательских умениях:
1) искать и извлекать информацию;
2) интегрировать и интерпретировать;
3) размышлять о содержании и оценивать.

По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы оказались практически последними среди развитых стран.

     C:\Users\karpinchiksg\Desktop\Screenshot_19.png

Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

-  неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

 - неумение анализировать самостоятельно ситуацию;

- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

- не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;

 - отсутствие навыка целостного анализа информации, с использованием понятийного аппарата.

Все это, на мой взгляд и затрудняет усвоение основных исторических и обществоведческих понятий.

Во-вторых, учащиеся не имеют достаточной мотивации для глубокого усвоения исторической, обществоведческой терминологии, особенно если это ступень ООО. Очень часто ученик на уроке не понимает зачем ему нужны понятия, которые он в повседневной жизни не встречал. Наша задача объяснить, что быстрый рост понятийного аппарата практически любой науки   связан с расширением границ человеческого знания, отсюда и востребованность для общества людей с пониманием происходящих событий, знанием базовых процессов и явлений, а также умением самостоятельно решать различного рода проблемы, приобретать новые знания. И без знания ключевых, особенно обществоведческих понятий сегодня, это невозможно.

В-третьих, если работа учителя над понятийной грамотностью не носит активный характер, то у учащихся вырабатывается житейско-бытовое представление о понятиях. Считая это нормальным, учащийся не стремится повторно раскрыть словарь.

При выявлении у учащихся уровня понятийной грамотности отмечается ряд допускаемых ошибок. Частое смещение учащимися близких, либо сходных по внешнему звучанию, но далеких по смыслу терминов. Например: славяне - словене; цивилизационный - цивилизованный; оккупация - экспансия; национализация - приватизация – экспроприация; гражданство - гражданственность, этика - эстетика и т.д. Очень часто встречается формальное, внешне правильное озвучивание определения, то есть правильное на слух, но не осознанное понимание. Зная наизусть определение понятий, учащиеся не всегда разбираются в их смысле и не могут ввести их в научный оборот или наоборот не могут выделить из заученного определения существенные признаки.

На житейско-бытовом уровне «познания» находятся многие учащиеся. Например: считая конюшего человеком, ухаживающим за лошадьми (конюхом), учащиеся приходят в недоумение, когда узнают, что в правление Фёдора Ивановича сам Борис Годунов имел чин конюшего - один из придворных чинов.

В-четвертых, содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки, места употребления может несколько или основательно меняться.

Обратимся к терминам «левые и правые». В начале XX века «левыми» считались социал-демократы, а «правыми» - сторонники самодержавия. После октябрьской революции «левыми» стали противники большевистского режима - эсеры и меньшевики, а «правые» возглавили тоталитарный режим.

Сегодня происходит постоянное обогащение языка новыми терминами. В последнее время в употреблении появились относительно новые термины: приватизация, контркультура, ментальность, анналы, пассионарность и др. Трудность овладения этими и другими новыми словами заключается в том, что многим из них не выработаны чёткие научные определения, но  обойти их нельзя, поскольку они встречаются на страницах учебников и в средствах массовой информации.

В истории мы сталкиваемся с выходом из словарного обихода человека или редкое употребление в современной литературе терминов, широко используемых авторами древних и средних веков. «Когда мы берем в руки рукописный документ XVI века - отмечал В.О. Ключевский, - какую-нибудь грамоту, то мы читаем её со страхом, потому что не знаем, поймём ли её; очень легко встретить термин, перед которым нам придется остановиться в недоумении…» (Ключевский В.О. Соч. - т. 6). Именно поэтому задача учителя как можно чаще и больше использовать адаптированные исторические, обществоведческие тексты

В-пятых, разнообразие толкований тех или иных понятий в зависимости от идеологических, религиозных, политических и других пристрастий. Столько различных толкований вкладывается в смысл таких понятий, как общечеловеческие ценности, открытое общество, демократия, свобода слова, идейная терпимость. Одно только понятие «культура» имеет более 500 определений. И задача учителя найти так называемую «золотую середину».

В-шестых, неумение учащимися выделять все признаки понятия, стремление указать из них только один или два наиболее ярких; неумение отделить существенные признаки о несущественных; тенденция к обобщению по неполным признакам.

Таков основные причины, которые подводят учителя и учащихся к осознанию необходимости систематической и вдумчивой работы по расширению понятийного аппарата, его отработке на научной основе. 

Анализ УМК учебников истории,

обществознания, права с точки зрения функционала понятийного аппарата.

УМК

Положительное

Отрицательное

УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией А.В. Торкунова 6-10 класс

В конце учебника имеется словарь основных исторических понятий и терминов. Современный учебник информационно-избыточный, даёт большой спектр исторических понятий, чтобы учитель мог легко отобрать главное, необходимое для запоминания совместно со школьниками в процессе работы над понятийным аппаратом.

Содержание материала учебников адаптировано под возрастные и психологические особенности учащихся, нет академизма в изложении базовых понятий.

 Вопросам культуры и повседневной жизни населения, различных его слоев, а соответственно и понятиям ИКС (Историко-культурный стандарт) уделено большое внимание. Учебник соответствует требованиям ИКС в плане единства терминологии, событий и исторических источников. Эти требования и их соблюдение – залог успешной подготовки к ЕГЭ.

Состоит учебник из двух частей, словарь же основных исторических понятий и терминов, дополнительной литературы и интернет-ресурсов находится только в конце второй части. Это вызывает некоторые неудобства при работе с учебником. Недостаточно продумана система контрольно-оценочной деятельности, сформированности понятийной аппарата.

УМК по истории России издательства «Просвещение» под редакцией  А.Н. Сахарова 10 класс

В каждом параграфе выделены курсивом ключевые понятия и даны короткие пояснения.  В некоторых параграфах вместе с ключевыми понятиями выделены тексы документов, в которых так же встречаются исторические понятия.

Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках.                                   Понятия выделены курсивом в каждом параграфе, но чаще всего отсутствует четкое пояснение. Не во всех параграфах присутствуют необходимые для усвоения на углублённом уровне и успешной сдачи ЕГЭ исторические понятия. Иллюстрации по соответствующей теме, включают архивные фотографии, изображения предметов, но к ним отсутствуют пояснения понятий. Учебные задания в учебниках в редких случаях предлагают работу с исторической терминологией. Как правило, задания к документам следуют за текстами со сложными историческими понятиями, и у учащихся возникаю трудности с интерпретации. В некоторых случаях целесообразно отдельные понятия дать и до текста для актуализации опорных знаний.

УМК Обществознание 10-11 класс . Под редакцией Л.Н. Боголюбова

Структура изложения понятий достаточно проста и удобна. Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Много разных блоков: основное понятие, задания к тексту с использованием понятийного аппарата; дополнительные понятия и задания по теме к ним.                   В начале каждого параграфа идут вопросы связанные с актуализацией изучаемого материала, и автор достаточно часто предлагает вспомнить смысл понятия.

Перечень основных понятий и терминов в учебниках углубленного уровня, вынесен после параграфа. А в базовом учебнике все понятия рассматриваются в тексте.    В самом параграфе новые понятия выделены курсивом.

Отсутствует отдельно выделенный словарь понятий в конце учебника, что затрудняет обращение к пройдённым понятиям на последующих уроках.                                                          Ко многим понятиям, выделенным в тексте, даются простые пояснения, а определение с четко выделенными родовыми и видовыми характеристиками отсутствует.                                             Затруднена работа с понятиями по тексту параграфа тем, что выделены не только   понятия, но и важные обществоведческие факты, что сбивает учеников с толку. А вот некоторые значимые определения выделены курсивом, на них нет акцента, и они остаются не изученными.           Объём понятий и определений в параграфах очень большой. Например, в параграфе 3 «Рыночные отношения в экономике» 14 определений, а понятий около 30, в других параграфах от 8 до 15 определений.                            

УМК по Праву издательства «Просвещение» под редакцией А.Ф. Никитина 10 -11 класс

Основные понятия курса выделены жирным шрифтом, а в некоторых случаях отдельным абзацем. Учебник содержит материал о ключевых понятиях истории и теории права и государства, в нем рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права -конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, где достаточно часто встречаются вопросы на понимание базовых правоведческих понятий. В конце учебника представлен полный словарь понятий. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы, например латинские изречения, где можно найти объяснение некоторых правоведческих понятий.

Текст учебника написан достаточно сложным академическим языком с использованием большого количества специфической терминологии, с расчетом на то, что эти понятия уже знакомы учащимся.                                                 В словаре, в конце учебника, представлены главным образом те понятия, определения которых не даны в основном тексте учебника. Определения в словаре достаточно объёмные и сложные для восприятия.

Проведя анализ учебников, я пришла к выводу о необходимости включения в работу на уроках дополнительных заданий, нацеленных на формирование функциональной понятийной грамотности, на отработку умений работать с понятиями, основываясь не только на текстах учебников. В процессе анализа было определено, что УМК по истории соответствует всем требованиям ФГОС и дает учителю возможность активно и в различных формах работать с понятийным аппаратом. А вот анализ учебников    по обществознанию для 10-11 классов, показал, что требуются дополнительные формы работы для усвоения огромного объёма понятий (Выпускник для успешной сдачи ЕГЭ должен знать приблизительно 1500-2000 понятий, уметь ими апеллировать, использовать в контексте разных социально-гуманитарных наук). Было принято решение создать тетрадь-тренажёр «Обществознание» для отработки навыков функциональной грамотности.

Банк самых востребованных понятий в курсе обществознания.

Были проанализированы КИМы разных лет, сборники-тренажеры и составлен список наиболее востребованных обществоведческих понятий. Я использовала список, который составил частный преподаватель обществознания Антон Чубуков. https://vk.com/iorepetitor 

В список попали понятия по следующим признакам:

1) они являются ключевыми для тем, выделенных в отдельные главы школьных учебников;

2) они выделены как особо важные в сборниках-тренажерах;

3) они содержатся в «спецификаторе» ЕГЭ от ФИПИ;

4) они являются объединяющими («категорийными») для других понятий;

5) они когда-либо встречались в вопросах №25 в Открытом банке заданий ФИПИ и в базе Решу ЕГЭ (см. список в приложении1)

Именно эти понятия чаще всего фигурируют в заданиях №25 и №28. Их знание проверяется также на базовом уровне в заданиях 1-20, также их рекомендуется применять при написании эссе (и вообще любого письменного задания). Определив банк самых востребованных понятий, большая часть этих понятий была отобрана в тетраде-тренажёре «Обществознание», создан комплекс упражнений для успешного усвоения и функционирования этими понятиями.

Основные принципы и подходы,  направленные на формирование и развитие у учащихся понятийного аппарата.

Свою работу по формированию понятийного аппарата на уроках и во внеурочной деятельности строю в рамках системно-деятельностного подхода, на следующих принципах:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания основных понятий не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений и конечно же базовых понятий

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип минимакса заключается в том, что предлагаю каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечиваю его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

4. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

5. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

В работах психологов понятие определяется как форма мышления, как основная логическая «клетка познания». Процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления, как движение от неполных, бессистемных знаний к знаниям более глубоким. С целью повышения эффективности усвоении понятий и предупреждения возникновения типичных ошибок, перечисленных выше, опираюсь на ранее разработанные исследования дидактов и методистов:

- четко выделять общие и различные признаки понятий при сравнении различных исторических явлений и добиваться усвоения этого учениками (так, принцип «ранней дифференцировки», разработанный Д.Н. Богоявленским);

- раскрывая понятие, следует добиваться от учеников понимания и выполнения существенных и несущественных признаков, обучать их противопоставлять существенные признаки несущественным (так называемый принцип «расчлененной абстракции», выдвинутый Е.Н. Кабановой – Меллер);

- перечисляя несущественные признаки, проявлять большую внимательность и сохранить только те, которые лягут в основу обобщений (метод Н.А. Менчинской);

- изучения явления начинать с самого главного, определяющего признака, того, что выражает сущность изучаемого (В.В. Давыдов);

-  уже на начальном этапе обучения истории необходимо не только накопление фактов и образов, но и их первоначальное обобщение и систематизация в виде понятийного аппарата (формирования понятий в начальном обучении истории И.В. Гиттис и В.Т. Карц).

Большое внимание в методической науке уделялось вопросу классификации понятий. Ещё  в 50-е годы была предложена классификация понятий, в основу которой были положены степень обобщенности и содержания понятий. В дальнейшем Г.М. Донской разработал таблицу категорий понятий. На этой основе Г.В. Клоковой составлена классификация исторических понятий по отдельным курсам истории (V-VII классы).

Большой вклад в решение вопроса пути формирования понятий внёс А.А. Вагин. Им были намечены этапы формирования понятий: создание целостной картины исторического явления, выделение существенных признаков исторического факта, определение понятия; упражнение по его использованию, выработка умений оперировать понятием, применять его для анализа и познания исторического материала. Основным путем формирования понятий А.А. Вагин считал индуктивный – от раскрытия отдельных черт и признаков понятия на конкретном историческом материале к введению определения и термина на завершающем этапе работы.

За необходимость применения дедуктивного пути формирования понятий высказывались Л.Н. Боголюбов, Н.Г. Дайри, и И.Я. Лернер. Дедукция даёт возможность проявить большую самостоятельность в умении оперировать понятием. На своих уроках мною чаще используется именно дедуктивный метод.

Процесс формирования понятий – психологическое явление. Этот процесс, как отмечал Л.С. Выготский, требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения и различия. Эти сложнейшие психические процессы не могут быть просто памятью, просто заучены и усвоены. Научные понятия могут возникнуть только на базе более низших и элементарных типов обобщений. Каждое понятие не изолировано, не само по себе, а находится в определенной связи с остальными. Поэтому одно из главных условий формирования понятийного мышления — это системность обучения, т. Е. овладение понятиями, расположенными в определенной системе. Система понятий должна образовать структурный скелет знаний по темам и по всей учебной дисциплине в целом.

Понятийный аппарат школьного курса многомерен и сложен. Определение понятия — это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определение понятия не должно быть двусмысленным, т. Е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении, понятие не должно быть сложным и непонятным, не должно быть отрицательным, нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. Владеть понятийным аппаратом — значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, а так как обществознание и история — информационно ёмкие учебные предметы, то большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов.

Приемы и формы работы по формированию понятийного аппарата должны зависеть еще и от возраста, уровня класса, методики работы, от этапа введения, закрепления или контроля.

При выборе метода мы не должны забывать о психологических характеристиках учащихся. На этом этапе для меня очень важным подспорьем является, теория множественных интеллектов Ховарда Гарднера:

  • визуалу (зрительный) и кинестетику (осязательный) не годятся долгие и эмоциональные повествования, для них более приемлемы схемы, таблицы, логические цепочки и здесь актуальна визуализированная карта понятия;
  • но аудиалу (слуховой) только неоднократные проговаривания определения дадут максимум эффекта;
  • кинестетику и аудиалу бессмысленно что-либо предъявлять в виде сложных схем или опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и понятна;
  • визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами и маркерами;
  • а кинестетик только в них и может получить наиболее адекватное для него понимание информации.  

Эта теория используется мной и при организации деятельности направленной на формирование функциональной грамотности. Я очень внимательно присматриваюсь к ребятам, чтоб определить психотип и в соответствии с этим предложить каждому свои задания.

  Один из вариантов запоминания, а затем и воспроизведения определений является создание ассоциаций. При этом учащиеся создают зрительный образ понятия, конструируют определения понятия по зрительному образу, учащиеся с преобладающим развитием правого полушария мозга, отвечающего за творчество, имеют возможность усвоить понятийный аппарат именно таким образом лучше. В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание, используется и развивается творческое нестандартное мышление. Создание ассоциаций — это то, с чего начинается работа в 5-6 классе над сложными для восприятия понятиями. Например описание по рисунку в учебнике (родовая община – что представлено на первом плане, что изображено на втором плане), здесь, кстати,  уместно использовать в работе  прием  «Выглядит, как… звучит как…»;  работу с понятиями можно построить  через красочное эмоциональное объяснение, выделяя существенные признаки и фиксируя их в тетради.                                                                    

Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения,  необходимость формирование всех видов УУД   нацеливают  нас на то, что  главное в процессе формирования понятийного аппарата — это постановка и решение учебной задачи, открытие новых способов действий, установление мотивации, важность знания понятий как основы логического продуктивного мышления. Создание ситуации незнания, заманивания в учебную задачу. Старый способ работы с понятиями по словарю в современных условиях малопродуктивен. В словарях часто встречаются разные подходы к определениям, называются разные признаки, в социальных сетях (для детей значимо) — представлены часто определения понятий, связанные с отношением автора к этому понятию. Таким образом, изучать понятия нужно осознанно. Необходимо применить более продуктивный способ запоминания, в основе его лежит обязательная самостоятельная деятельность по выделению признаков понятий. Учащиеся должны знать алгоритмы разных видов работы, в том числе и знать алгоритм составления понятия: перевод или этимология слова; определение, частью какого более широкого понятия оно является; какие существенные признаки можно выделить и какими признаками должны отличаться от других понятий; поставить признаки в логически удобной для запоминания позиции; работа в группах по закреплению алгоритма работы над понятием, помощь более сильных учеников слабым; индивидуальное представление своей работы и обязательное закрепление дома алгоритма работы по формированию и запоминанию понятий. Итак, владеть понятием — это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. И главное — уметь применять его в учебном познании. Бессмысленно заучивая понятия, школьник теряет интерес к предмету и вообще к обучению. Ученик должен самостоятельно конструировать понятие под руководством учителя.

Работа с понятиями может стать более продуктивной, если использовать алгоритм, предложенный Э. Стоунсом (Проектирование программ развития учащихся: в Сб. материалов, Новокузнецк, ИПК, 1997).

По его убеждению, обучение учащихся какому-либо понятию состоит из трех фаз.

А – Фаза преактивная (подготовительная) фаза, где:

осуществляется анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения, устанавливаются ключевые аспекты, соподчиненность понятий, приводятся конкретные примеры;

оцениваются предшествующие знания учащихся, если это невозможно, то это действие переносится на следующую фазу.

В – Фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию. Она состоит из следующих действий:

дается предварительное представление о характере нового научения;

объясняется термин, используемый для обозначения нового понятия, раскрываются его признаки, ранее усвоенные понятия связываются с вновь усваиваемыми;

для облегчения идентификации (узнавание, различие существенных признаков) приводится различные примеры с несколькими признаками;

для того, чтобы ученики легко различали существенные и несущественные признаки, характерные особенности первых усиливаются, на них делается больший акцент;

для различия существенных и несущественных признаков приводятся примеры объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям;

учащиеся поощряются к объяснению понятий собственными словами.

С – Фаза оценки результатов обучения.

Она предлагает предъявление ученикам новых примеров с тем, чтобы те сказали, какие из них являются вновь усвоенными, а какие нет. Следует отметить, что для развития мышления учащихся при работе над понятиями целесообразно использовать специальные упражнения, разработанные психологами (Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995).

Основные методы и приёмы формирования понятийного аппарата на разных этапах проектирования урока.

Проектируя урок (опыт по теме «Проектирование  современного урока» был обобщен  https://nsportal.ru/tokareva-olga-vladimirovna) осуществляю анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения, устанавливаю ключевые аспекты, соподчиненность понятий и уже после этого определяю для себя приёмы работы над понятиями на каждом этапе:

На этапе постановки цели урока ПОМНЮ: цели не рождаются по звонку! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование.

Использую различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске ключевых понятий урока, с помощью актуализации уже известных понятий курса, в ходе диалога. При этом цели, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик»:

  • сам себе их поставил
  • они понятны ему
  • очевидны
  • с интересом и охотой усвояемы». (С.И. Гессен)

Все приемы целеполагания классифицирую:

                 Аудиальные:

  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение лишнего слова

  Визуальные:                                                    

  • Тема-вопрос
  • Работа над базовым понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация

2.

На этапе определения темы: учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. Очень продуктивным на этом этапе является приём «Маркер» Маркер — это смысловой ключ к понятию, «системная полочка», на которой находится понятие. Предлагаю ребятам несколько готовых определений ключевых понятий к уроку, предлагаю найти слова-маркеры и определить о чём будет вестись разговор на уроке.

На этапе актуализации при определении темы, использую «Подводящий диалог». Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тем понятиям, которые в силу некомпетентности или недостаточно полного знания вызовут затруднение. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Использую также приём «Ситуация Яркого пятна» Среди множества однотипных предметов, слов, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие, внимание концентрируется на выделенном предмете или понятии. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Приём «Группировка» заимствован из КИМов ЕГЭ и ОГЭ.  Ряд слов, предметов, фигур, явлений, предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания и обязательно подбирая ключевое понятие. Основанием классификации будут внутренние или внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" может стать как темой, так и целью урока.

На этапе определения организационной формы обучения: обязательно определяем какая форма организации деятельности учащихся на уроке с большим количеством понятий, будет более продуктивной и системно-деятельностной. Форм организации урока сегодня огромное количество, самыми активными и результативными являются:

  • Семинар;
  • Практическое занятие;
  • Создание мини-проекта;
  • Практикум;
  • Конференция;
  • Зачет;
  • Консультации;
  • Интегрированный урок (бинарный урок, урок-триада, урок-квартет, интеллект - урок)

В гимназии мы проводим большие интеллект – уроки, которые являются нашим нововведением, результатом нашего творчества. На этих уроках задействованы сразу 5-6 педагогов, и они носят метапредметный характер! За основу на таких уроках берутся несколько больших понятий, и на разных этапах урока, разные учителя наполняют их содержанием.   Опыт проведения таких уроков мы неоднократно представляли в рамках Федеральной стажировочной площадки, Дня открытых дверей.

На этапе разработки структуры урока и определения содержательного наполнения урока: обязательно учитываем объём понятий, уровень их сложности и новизну.

На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа, плана или схемы, идет активная работа по созданию технологической карты урока, наполнение её конкретным содержанием различных видов деятельности

Здесь мы определяем:

  • Какие определения дадим в готовом виде;
  • Что потребуем изучить самостоятельно;
  • Какие зададим вопросы к базовым понятиям;
  • Какие задания дадим на длительные сроки (домашние, проектные задания и так далее);
  • Какие определения необходимо прочно запомнить:
  • Что необходимо зафиксировать в словарь;  
  • Что использовать только для иллюстрации;
  • Как закрепить вновь изученные понятия;
  • Какие приемы проверки сформированности понятийного аппарата применить;
  • Как будет проходить контроль и коррекция деятельности

Во всех случаях в плане или схеме, технологической карте будущего урока я расставляю значки, показывающие время и характер применения выбранных средств, методов.  

Определение приемов работы с понятиями - самый важный этап проектирования урока:

При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:

  1. Обращение к этимологии слова.
  2. Выстраивание ассоциаций.
  3. Выделение существенного признака понятия.
  4. Установление категориальных принадлежностей.
  5. Сравнение с другими понятиями.
  6. Введение понятия.
  7. Выстраивание логических взаимосвязей.

Пример введения понятия «Экономика» в 5-7 классе:

  1. В переводе с греческого слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно.
  2. Ассоциации учащихся: хозяйство, производство, природные ресурсы.
  3. Существенный признак: хозяйство, удовлетворения потребностей.
  4. Категориальная принадлежность: тип экономической системы, традиционная система, рыночная, командно-административная система, смешанная система.
  5. Сравнение традиционной системы и рыночной системы.
  6. Экономика — система общественного производства, осуществляющая собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ, включая продукты и услуги
  7.   Построение предложений, содержащих информацию о экономике

Выбор приемов работы с понятием зависит от множества факторов, которые уже перечислялись. Для меня самыми продуктивными являются;

Приём «Скелета или каркаса» (этот приём использую при введение нового понятия)

Работать с этим приёмом можно и нужно с 5-6 классов, постепенно формируя так называемые скелетные понятия. Основные скелетные понятия должны к 8-9 классу стать узнаваемы.   Например: демос, логос, тео, кратос, фило, софос, антропо и т.д.  Предлагаю ребятам скелетное понятие, затем предлагаю назвать обществоведческое понятие, включающее в себя скелетное понятия и дать ему простейшее определения используя дословный перевод.

 На основе таких скелетных понятий учащиеся легко формулируют простейшие определения обществоведческих понятий, а постепенно усложняя их могут уже работать с более сложными заданиями. В 10-11 классе предлагаю к разделу уже целый блок таких скелетных понятий и в работе с понятийным аппаратом использовать его. (Приложение 2: пример такого блока к разделу «Экономика»)

Прием использования «Маркеров» - эффективный механизм формирования функциональной понятийной грамотности. Маркер — это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер — это смысловой ключ к понятию, «системная полочка», на которой находится понятие. Чтоб было понятно, приведём примеры маркеров в нашем окружении. Например: стул - маркер мебель, к  понятию – «система» – маркер – «целое».  Работая над определённым понятием в тесте, учащийся учится находить "слово - маркер" - главное смысловое слово. Оно является ключевым в работе над заданиями базового уровня. Например:

- понятие - "индивидуальность" - маркер - "своеобразие".  

- понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее".

- понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".

Прием подчёркивания понятия: Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Только поработав с определением понятия, происходит активная фаза его усвоения.

Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться как с заданиями базового уровня, так и с заданиями углубленного уровня. Например: задание 25 в ЕГЭ по обществознанию требуется дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.

Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается:                                1)        сформулировать определение понятия право (письменно) и озвучить его;

  1. подчеркнуть главные слова.  (Право - система общеобязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения);
  2.    представить, данные слова в виде нескольких предложений (это и есть признаки права).

Этот приём очень успешен и при работе над эссе.  При работе с высказываниями учитель обращает внимание учащихся на ключевые термины или слова. Именно их правильная интерпретация дает возможность верно определить проблему, которую поднимает автор.

        Например, в высказывании Ж. Жубера «Лучшие законы рождаются из обычаев» (демонстрационная версия 2011г.) находим ключевые слова «закон» и «обычаи» и определяем проблему соотношения, взаимосвязи созданных людьми законов и существующих обычаев.

Приём «Гнездо понятий»

Полезно работать с так называемыми гнездами понятий на этапе закрепления, рефлексии. Например, взяв за основу одно большое понятие, мы ищем 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое;                         2) рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков,  3) более частные, входящие в состав понятия, 4) конкретные связанные понятия других сфер.

Применение приёма «гнездо понятий», в котором за основу берется определенный термин или понятие (например, «социальная стратификация»).  

1) назвать более широкие по смыслу понятия (например: «социальная дифференциация);

2) назвать более узкие по смыслу понятия (например: социальный слой);

3) назвать частные понятия, входящие в состав понятия (например: доход, власть, привилегии, престиж);

4) назвать понятия из других сфер жизни общества (экономической, политической и духовной), связанные с понятием (например: образование, экономический кризис, политический режим).

 Приём «Дерево понятия»

Теория, созданная В.В. Давыдовым, заключает в изменении направленность процесса формирования понятий. Если ранее главный акцент делался на переходе от частного к общему, то исследователь предлагает идти в процессе формировании понятий наоборот - от общего к конкретному. Одним из вариантов этого направления является составление моделей понятий. В процессе их составления происходит разработка структуры понятия, определение и конкретизация его признаков и, как следствие, обогащение понятия на новом уровне. Чтобы содержание не было стихийным, работа учащихся должна быть целенаправленной. Использование этого приёма возможно только в старших классах, с уже сформированным базовым понятийным аппаратом.

При глубоком и расширенном усвоении понятия оно вырастает в сознании ученика до уровня концепции, мировоззрения, собственной позиции. При построении «дерева» понятия даю учащимся правила, обеспечивающие последовательность   при работе над понятием, т.е. алгоритм.

Алгоритм построения дерева понятия:

1. Выделить ключевое слово.

2. Поставить цель изучения понятия.

3. Исследовать смыслы слова по разным словарям.

3.1. Найти основу данного понятия (слова или словосочетание, которым можно заменить само понятие.

3.2. Выбрать из многих характеристик понятия те, которые соответствуют цели поиска, т.е. определения вида системы (вопросы: какая? какой?).

4. Исследовать структуру системы.

4.1. Определить функцию, назначение системы (вопросы: зачем? для чего?).

4.2. Исследовать структуру системы (элементы, их функции, виды связей между элементами).

4.3. Соединить одинаковые смыслы из разных словарей.

5. Сравнить разные смыслы.

5.1. Выделить общее.

5.2. Найти различное.

5.3. Сформулировать своё определение понятия.

Как вариант упрощённого варианта домашнего задания: составить «Дерево понятия»

1.Обращение к этимологии слова;

2.Выстраивание ассоциаций, определение нужности понятия;

3.Выделение существенных признаков (признака);

4.Сравнение (если возможно с другими понятиями, выделение общего и отличия, использование литературных приемов: подбор антонимов, синонимов);

5.Выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии), приведение конкретных примеров.

Пример: монархия

1. в переводе с греческого «mono» - один, «archia» - власть;

2. король, наследство, тиран;

3. единоличный правитель, передача власти по наследству;

4. монархия и республика;

5. Существуют различные виды монархии: парламентская, дуалистическая и др. (при необходимости дать и им определение)

На этапе рефлексии: использую прежде всего рефлексию деятельности, которая помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным понятийным материалом (методы, приёмы, упражнения) и результаты. То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах работы с понятиями.

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания главных понятий урока. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Он может быть на любом этапе! И на этом этапе могут быть использованы приемы из предыдущего этапа проектирования.  Наиболее продуктивными приёмами, здесь могут быть:

Составление кроссворда;

Кластер;

Синквейн;

Карта понятий;

Интеллект-карта;

Большим подспорьем на этом этапе работы служит платформа learningapps (https://learningapps.org/myapps.php), которая  является приложением Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Эта платформа может быть использованы непосредственно в процессе обучения понятиям, а также для самостоятельной работы на этапе рефлексии. Есть выбор примерно из более чем 20 интерактивных упражнений (шаблонов заданий): от простого выбора из множества «Найди пару» - до классической игры «Кто хочет стать миллионером» или кроссворда. Учащиеся, пользуясь возможностями кабинета, в очень быстром интерактивном режиме создают задания на отработку сформированности понятий и отрабатывают навыки на заданиях друг друга. Такая работа возможна и в качестве Д/з.

 Роль внеурочной деятельности в формировании понятийной грамотности.

Внеурочная деятельность строится на основе участия учащихся в традиционных предметных неделях, мероприятиях, посвящённых знаменательным датам, конференциях и т.п., позволяющих реализовать на практике понятийные навыки. В рамках реализации гимназического и городского проекта «Одаренные дети» обучающиеся участвуют в олимпиадах разного уровня, академических чтениях, конференциях. Мой опыт подготовки обучающихся к академическим чтениям составляет более десяти лет. За это время апробированы разные способы работы и сделан вывод, что репродуктивные методы малоэффективны. Для одаренного ребенка, который отличается своеобразным мышлением, самым важным является выработка собственного знания, собственного продукта, собственным оригинальным путем. Одним из результатов такой работы стало создание словаря, как продукта проекта. Создано уже более 10 таких проектных и исследовательских работ. Созданы:                                      

 1.Этнографический словарь: «Нравы, традиции, обычаи, образ жизни первых поселенцев на Амуре» (https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/04/20/pervye-russkie-poseleniya-na-amure-0), который принял участие в проекте для одаренных детей «Алые паруса»

2.Этнографический словарь народов Сибири. (https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/04/08/etnograficheskiy-slovar-narodov-sibiri) ), который принял участие в проекте для одаренных детей «Алые паруса»

3. Словарь правоведа и др.

Важным результатом моей деятельности является успешная сдачи ГИА. Системно-деятельностная технология подготовки учащихся к ОГЭ  и  ЕГЭ включает  три взаимосвязанных и последовательных  этапа. Такая поэтапная подготовка позволяет организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем не только на уроке.

1 этап - работа с понятиями на уроках (о приёмах говорилось выше), а также при подготовке к олимпиадам, выполнении проектов;        

2 этап - работа с текстами и заданиями с большим количеством понятий на занятиях элективов:

3 этап -   работа с тренажёрами, выполнение разного уровня заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ.

Элективные курсы позволяют реализовывать профильные модули, имеющие предметную и профессиональную направленность. Элективный учебный предмет «Актуальные вопросы современных наук об обществе» (11 класс), элективный  курс  «Право в современном мире» (9класс) имеют модифицированные программы,  прошли экспертизу на НМС гимназии и в рамках заседания Городского МО учителей истории и обществознания. Обе программы рецензированы и признаны педагогическим сообществом учителей обществознания г. Райчихинска. Обе программы нацелены на успешное прохождение учащимися ГИА.  

Деятельность учащихся на всех этапах сопровождается   работой как с готовыми с интерактивными заданиями    с целью дальнейшего углубления знаний, систематизации и классификации понятий, так и созданием своих заданий. Каждый ученик создаёт свою тетрадь-справочник, где собирает полный банк понятийной информации к блокам, разделам, темам обществознания.

Значительное число заданий ГИА и ЕГЭ по обществознанию и истории,  проверяют умение обучающихся работать с понятиями: давать определение, раскрывать основные понятия курса, составлять с ними информативные предложения, отражающие определенные теоретические или фактические обществоведческие  данные, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией и неадаптированными научными текстами.

Знание понятий на ЕГЭ по обществознанию тестируется в вопросах №1, №2 №20, №25, №28 и №29, а также в заданиях на выбор правильных утверждений. Проверка работает «в обе стороны»: в номерах 1-20 предлагается узнать слово по его «книжному», максимально формализованному определению, а в номерах 21-29 – вывести суть термина самому. Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, ведение элективов, анализ учебников, выявленные затруднения при усвоение учащимися понятий, мой опыт в этом направлении и много другое, убедили меня в необходимости создания тетради-тренажёра «Обществознание».

Данная тетрадь результат многолетней работы. Первоначально это был небольшой банк заданий к отдельным урокам, разделам и темам обществознания. Неоднократно на заседаниях МО учителей истории представлялись занятия с использованием разного рода заданий на формирование понятийной грамотности, обобщался опыт, и коллегами были даны рекомендации создать тетрадь-тренажер на основе имеющегося банка. В январе 2018 года тетрадь была рассмотрена на НМС (Научно-методический совет) гимназии и рекомендована к использованию. В марте 2018 года презентована на МО учителей истории и общество. Сегодня эта тетрадь активно используется как мной, так и моими коллегами, для отработки навыков работы с понятиями.

Результативность системы.

Главными результатами функционирования системы считаю:

Для учителя:

Во-первых: выявленные затруднения позволили определить главные направления деятельности по формированию понятийной грамотности;

Во-вторых: проведённый анализ существующих современных подходов, методов, приемов, направленных на формирование и развитие у учащихся понятийного мышления, позволил определить наиболее продуктивные, инновационные методы и приемы функциональной понятийной грамотности при проектировании разных этапов урока;

В-третьих: в процессе обобщения, сформирован авторский банк методов и приемов, а также создана рабочая тетрадь-тренажер «Обществознание», которая полезна не только учащимся, но и коллегам;

В-четвертых, созданы несколько технологических карт уроков с использованием приемов функциональной понятийной грамотности. (приложение 3)

Для ученика:

Во-первых: повысить мотивацию в изучении истории и обществознания. Школьным психологом для более полной характеристики мотивации к предметам истории и обществознания была проведена анкета «Исследование мотивации к изучению предмета». Было опрошено 76 учащихся. Выявлены следующие результаты: по истории – 53% показали очень высокий уровень мотивации, 31% - высокий уровень и 16% - средний уровень мотивации, по обществознанию: очень высокий уровень – 66% учащихся, высокий уровень – 23% и средний уровень -11%. Низкого и очень низкого уровня отмечено не было.

Во-вторых: систематическая работа по формированию функциональной понятийной грамотности сформировала умение использовать теоретический материал на практике, и способствовала:

- развитию когнитивных компетенции учащихся;  

- активизации познавательной мыслительной деятельности;  

- формированию универсальных учебных действий;

-  умению анализировать текст с разных позиций, оценивать, трансформировать информацию;  

-  осваиванию на продуктивном уровне новых понятий;  

В-третьих: способствовала повышению предметной компетенции. На протяжении периода с 2016 по 2019 год, учащиеся показывают стабильно высокие результаты ГИА, как по истории, так и по обществознанию, по истории наблюдается высокая положительная мотивация.. Все результаты выше средних по области:

2016-2017

2017-2018

2018-2019

История (100%)

Средний балл 48,2

Обществознание (69%)

Средний балл 53,1

История (85%)

Средний балл 55,7

Обществознание (100%)

Средний балл 55,0

История (28%)

Средний балл 60,6

Обществознание (66%)

Средний балл 51,8

Приложение 1

альтернативная гражданская служба (АГС) 3

банк 1

безработица 4

безработный 1

валовой внутренний продукт 1

величина спроса 1

вертикальная социальная мобильность 1

вещь 1

власть 1

внешняя политика 1

глобализация 5

государственный бюджет 1

государственный суверенитет 1

государство 4

гражданский брак 1

гражданское общество 5

гражданство 4

денежная масса 1

деятельность 5

диалог культур 1

духовная культура 1

духовная культура личности 1

законодательная власть 1

заработная плата 3

знание 1

избирательная система 4

издержки 1

индивидуальность 1

индустриальное общество 1

инфляция 7

искусство 3

истина  9

источник права 3

каналы социальной мобильности 4

качество жизни 1

конституционное право 1

конституционный строй 5

критерий истины 1

культура 1

личность 2

малая социальная группа 2

массовая культура 1

межличностные отношения 2

мировоззрение 7

мировой рынок 1

мировые религии 1

многопартийность 1

модернизация 1

молодежь 1

мораль 2

мышление 3

налоги 3

налогообложение 2

наука 2

научное познание (научное знание) 5

национальная политика 1

неполная занятость 1

нормативный правовой акт 2

нормы морали 1

образование 1

общественная формация 1

общественные блага 1

общественные отношения 1

общественный прогресс 3

общество 1

объекты гражданского права 1

относительная истина 1

отрасль права 1

познание 8

политическая идеология 3

политическая культура 3

политическая партия 6

политическая система общества 8

политическая элита 3

политический абсентеизм (неучастие) 1

политический лидер 1

политический плюрализм 1

политический процесс 4

политический радикализм 1

политический режим 4

политическое поведение 1

потребитель 1

потребность 1

правительство 1

право 1

правовая культура личности 1

правовое государство 1

правовой обычай 1

правоотношение 1

правоохранительные органы 3

правотворчество 1

практическая деятельность 1

предложение 4

приватизация 1

прожиточный минимум 1

производитель 1

производство 2

публичное право 1

равновесная цена 1

разделение труда 1

религия 2

референдум 3

рынок труда 6

рыночная конкуренция 2

самосознание человека 1

свобода человека 2

сделка 1

случаи несостоятельности рынка 1

собственность 1

социализация 2

оциальная группа 6

социальная мобильность 11

социальная роль 3

социальная стратификация 5

социальное неравенство 1

социальное познание 1

социальные интересы 1

социальные нормы 4

социальный институт 2

социальный контроль 6

социальный конфликт 5

способности 1

спрос 3

средства массовой информации 1

субъекты гражданского права 3

торговля 1

трудовой договор 8

уголовная ответственность 1

факторы производства 3

форма государственно-территориального устройства 1

форма правления 6

художественный образ 1

ценные бумаги 1

чувственное познание 1

школьное образование 1

экономическая система 1

экономические ресурсы 2

экономический рост 5

экономический цикл 1

этнос 1

юридическая ответственность 1

Прложение 2 Autarkeia  (греч.) – самоудовлетворение

Autokrateia  (греч.) – самовластие

Adaptatio  (лат.) –приспособление

Accredo   (лат.) – доверяю

Alter  (лат.)  один из двух

Associatio  (лат.) соединение

Audito  (лат) слушаю

Auctio   (лат) продажа

Banco (итал.) лавка менялы

Rotto  (итал. ) сломанный

Bursa  (лат)  кошелек

Valuta (итал)  стоимость

Visus  (лат.)  увиденный

Gilde (нем.)  корпорация

Grant (англ.)  дотация

De (лат)  движение вниз

Valeo (лат)   стою

Dumping  (англ.) сбрасываю

Deficit (англ.) недостаёт

Dividendus (лат.) подлежащий разделу

Dotatio(лат.) дар

Image (лат) вид

Instantia (лат.) близость

Inflatio (лат) вздутие

Capitalis (лат) главный