Моя методическая система 2010-2014
Представлены основополагающие принципы методической системы, рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая система учителя истории и обществознания Токаревой Ольги Владимировны.
«Я представляю себе Вселенную в виде бесконечного ряда тел, заключенных друг в друга наподобие матрешки. В гигантском теле помещаются меньшие, в нем еще меньшие, а в маленьком совсем крохотные…», эти слова Эрнста Неизвестного отражают мое философское понимание мира. Огромная Вселенная, а наша Земля кажущаяся большой, на самом деле хрупкий хрустальный шар, человек же маленькая толика этого шара. Но вынь несколько частичек, и шар распадется, перестанет существовать, т. к. Вселенная это множество человеческих «Я».
Школа это тоже маленькая планета, состоящая из множества человеческих «Я», каждое из которых велико, значимо для нас учителей. Мы должны увидеть это «Я», помочь ему стать большим, значимым, взрастить его. Именно поэтому моя система работы, прежде всего, сориентирована на компетентностный подход и индивидуализацию.
Актуальность. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам. ФГОС должны создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным траекториям, особенно при организации исследовательской проектной деятельности.
Для реализации образовательной траектории на уроках истории была выстроена данная методическая система. На подготовительном этапе работа шла по формированию теоретических знаний и технологий. Основы подхода были заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Общий вклад в разработку проблем компетентности внесли отечественные исследователи Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др.
Ведущая идея, объединяющая все компоненты системы, заключается в овладении ключевыми компетенциями выпускниками общеобразовательных учреждений через индивидуальную образовательную траекторию, основанную на компетентностно-ориенитированном подходе. Индивидуальная образовательная траектория – это целенаправленная дифференциальная деятельность, обеспечивающая учащимся осознанный выбор, самореализацию, рефлексию и коррекцию самооценки при педагогической поддержке со стороны учителя. В основе лежит комплексная составляющая образовательных направлений, мотивация и целеполагание ученической деятельности в соответствии с учительской доминантой, конечный результат в виде разнообразных компетенций.
- социокультурной;
- предметной;
- коммуникативной;
- ценностно-ориентированной;
- информационной;
- проектной.
Цели и задачи методической системы. Реализация персональных моделей образования – ведущая цель образования в профильной школе в соответствии с ФГОС второго поколения. Задачи системы: создание образовательной среды, для обеспечения индивидуальной зоны творческого развития ученика, оптимизация процесса обучения через компетентностно-ориентированый подход для приобретения ключевых компетенций, формирование учащимися на каждом этапе урочной и внеурочной деятельности собственной образовательной продукции, опираясь на свои индивидуальные качества и способности, создание педагогических условий для успешной социализации школьников с учетом психологических особенностей и способностей личности.
Условия реализации методической системы
1. Преподавание истории в рамках МОАУГ №8 ведется на базовом уровне (5-8 класс). По итогам работы в 8 классе учащиеся походят многоэтапный мониторинг,результаты которого диагностируют выбор учащихся и их родителей. П редпрофильная подготовка начинается с 9 класса
2. На базовом и профильном уровне (10-11 класс) преподавание истории ведется дифференцированно соответственно в классах социально-экономического и социально-гуманитарного профиля. В 2011-2012 учебном году система охватывает 9,10 и 11 классы.
3. Система основывается на деятельностном характере обучения за счет включения учащихся в реализацию какой-либо учебной деятельности – работа по образцу, исследование, проектирование с опорой на педагогическое руководство.
4. Одновременно создаются условия для приобретения школьниками опыта постановки и достижения цели,
5. При этом педагог демонстрирует свое собственное компетентное поведение, способствующее формированию личности ученика.
Всё это становится возможным через индивидуальные образовательные маршруты, деятельность НОУ
В ходе рефлексивно-оценочного этапа сложилась единая система диагностирования ключевых компетенций: выделение ключевых компетенций, чтобы они могли развиваться во время освоения образовательной программы, определение их содержания через КИМы; доведение важности формирования ключевых компетенций до учащихся и родителей; оценивание достижений учащихся по ключевым компетенциям в соответствии с образовательными направлениями; с этой целью была разработана рейтинговая модель, которая обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий, которые оцениваются через систему диагностических работ, тематических КИМов, работу в группах для целенаправленной подготовки к ЕГЭ, систему исследовательской работы с одаренными детьми.
Виды ключевых (универсальных) компетенций, выделенных в ходе конструирования методической системы
Предметная – усвоенные учащимися специальные компетенции, опыт творческой деятельности и ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний
Социокультурная – универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Информационная – освоение методов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации
Проектная – умение выдвигать идеи, ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты
Рефлексивная – готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю, зачем я это делаю, как я это делаю, что получу в результате; отслеживать свои результаты, выходить на новые цели обучения и достигать их.
Особенности методической системы
1. Даже при одинаковых знаниях базового уровня в 5-8 классах образовательные продукты разных учеников будут различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются. (разнообразные проекты, творческие работы)
2. Другая особенность – проблема взаимодействия с учащимися профильной школы, дифференцированными по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилям.
Выход был найден за счет индивидуального компетентностно-ориентированного подхода. Это деятельностный подход, который позволяет дифференцировать обучение в соответствии с индивидуальной траекторией на базовом и профильном уровне. В основе различий лежит мотивационная деятельность учащихся, отбор содержания, объем и скорость освоения материала, уровень сложности проблемных вопросов, роль учителя-инструктора в социально-экономических классах и учителя-координатора в социально-гуманитарных классах.
Формы обучения. При акценте на проектное и проблемное обучение преимущественными формами стали: критический анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание собственного текста, выступление (презентация). Технологии компетентностно-ориентированного подхода (технология интерактивного обучения, проектная технология, технология проблемного обучения) являются базовыми для индивидуальной образовательной траектории. Огромная роль отводится кейс-технологии, которая является способом индивидуализации.
Методы обучения. Характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся обосновали критерии выбора метода обучения. Ими стали репродуктивный метод (по образцу) для учащихся 5-8 классов на базовом уровне и частично для учащихся предпрофильной (8-9 классы) и профильной социально-экономической подготовки (10-11 классы). В зависимости от личных достижений учащихся этих классов применяются метод проблемного изложения, который способствует закреплению более широкого спектра компетенций. Метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод, а также исследовательский метод применяется в профильных социально-гуманитарных классах.
К средствам и приемам, выработанным для данной системы, относятся:
1. Организация эффективного управления образовательным процессом. Организация профильной и предпрофильной подготовки учащихся. Работа в рамках методического объединения, кафедры истории и обществознания. Создание организационно-педагогических средств (учебные планы, экзаменационные задания , проблемные задания, учебные пособия и т.п.).
2. Мотивация деятельности учащихся социально-экономических классов на реализацию общеобразовательных стандартов и развитие общей эрудиции, учащихся социально-гуманитарных классов – на получение профильных знаний и реализацию предметных компетенций. Применение проблемных вопросов и познавательных задач на разных стадиях уроков, учебное и социальное проектирование, рефлексивно-оценочная деятельность учащихся, которая позволяет отслеживать динамику и корректировать процесс формирования ценностей и компетенций.
3. Использование образовательных, включая компьютерные, технологий. Создание учебно-наглядных пособий.
4. Приобретение творческого опыта, ценностных ориентаций, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности и социальные чувства. Участие в профильных сменах. Внеурочная деятельность с участниками конкурсов, конференций и олимпиад разного уровня.
5. Приобретение позитивного социального опыта.
6. Формирование успешности, как ученика, так и учителя. Работа в составе жюри олимпиад по истории и обществознанию. Участие в работе предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию в качествеэксперта.
Результаты движения по образовательной траектории проверяются через полученные компетенции, которые реализуются через высокие результаты олимпиад, итоги промежуточной и государственной аттестации и поступления в вузы страны.
Кроме того, существующая обратная связь, позволяет не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.
Я представляю несколько ключевых компетенций и пути их формирования.
I. Социокультурная компетенция предполагает формирование способности жить в социуме с учётом позиций окружающего мира. Формируется эта компетенция в процессе всей жизни человека, но мы учителя можем направить её в верное русло, развить потенциальные возможности ребёнка.
Развивать ребёнка, не учитывая и не опираясь на его культурный архетип, значит идти в его развитии вслепую, не разбирая дороги. Мы не можем этого себе позволить.
Социокультурная компетенция формируется как в процессе урока, так и во внеурочное время, особенно когда я вместе со своими учениками работаю в НОУ (научное общество учеников) или занимаюсь довузовской подготовкой. Научное общество «Поиск», которым я руковожу уже пять лет, добилось определённых результатов: ежегодно мои ученики участвуют в областных научно-практических конференциях «Человек. Природа. Общество.», занимают призовые места в областных предметных олимпиадах: 2000г. - Радченко И., первое место-история, 2005г. - Леонов А., второе место - обществознание. Довузовская подготовка также даёт определённые результаты (4 выпускника учатся на историческом факультете БГПУ, 5 на юридическом факультете АМГУ).
Активная социальная позиция моих учеников видна и после окончания школы, они лидеры молодёжных политических движений, участники конкурсов, деловых игр и просто достойные люди.
II. Предметная компетенция наиболее показательна для нас учителей предметников. Она предполагает способность знать, анализировать и действовать с позиции областей человеческой культуры. Эта компетенция формируется мной как на основе традиционных, так инее традиционных форм работы с использованием двух видов деятельности:
Активные Интерактивные
Активная позиция ученика Знания получаются через
по отношению к учителю и взаимодействие ученика с
средствам обучения (учебник, другими учениками.
документы, компьютер) Учитель выступает в роли
Роль учителя центральная. координатора.
Я формирую эту компетенцию через шестиуровневое развитие способностей.
Знание→Понимание→Применение→Анализ→Синтез→Оценка
Мною используются различные методы обучения:
- репродуктивный;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- эвристический;
- исследовательский;
Выбор методики зависит от того, собираюсь я сама представить учащимся информацию (различные виды лекций) или обеспечиваю прямой доступ к ней (уроки-исследования, реконструкции, равноправные дискуссии). На таких уроках ученики оказываются в равноправном положении с учителем, самостоятельно ищут ответы на поставленные перед ними вопросы. Деятельная основа таких уроков помогает активизировать творческий потенциал учащихся.
Большую роль здесь играют информационные технологии, открывающие ребенку доступ к огромному объему информации, которую они добывают самостоятельно на моих мультимедийных уроках.
У меня сложился определенный опыт по формированию предметной компетенции культурологической направленности.
Изучение вопросов культуры
на уроках истории
Вопросы изучения культуры в школьных курсах имеют давние традиции, но, к сожалению, они не занимают должного места в преподавании истории. В большинстве школьных учебников по отечественной истории эта проблематика изложена сухо, невыразительно, да и сама форма подачи культурно-исторического материала сводится к развернутым или сжатым перечням имён и достижений.
К сожалению, ещё нередко в практике преподавания материал по истории культуры и быта является механическим привеском к тому или иному курсу истории. Между тем без его глубокого усвоения невозможно создать у учащихся полноценный образ эпохи, а именно эту цель, по моему мнению, и преследуют уроки культурологической направленности.
Углубленное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся, формирования их художественных интересов и вкусов.
Изучение вопросов культуры на уроках является сложным разделом, как для учителя, так и для учащихся. В силу того, что времени на изучение данных вопросов отводится мало (не более 10 ч.), а материал очень объемный, то учителю приходится постоянно искать новые формы и методы работы на таких уроках.
Я долго думала над тем, как интереснее и разнообразнее проводить уроки культуры, и в итоге проведя не один такой урок, пришла к выводу, что вопросы культуры изучаются с большим разрывом. Например, в 10 классе изучаем культуру Руси X - XIII века, затем через 7 — 8 уроков изучаем культуру Руси XIV - XV века, через 4—5 уроков - культуру XV - XVI века и еще через 15—20 уроков изучаем культуру XVII века. Немного поработав по данному курсу, я пришла к выводу, что целесообразнее несколько отдельных уроков объединять в единый большой блок, либо в 2 блока, и провести уроки по культуре сразу же после изучения всего курса. Такой метод позволяет не просто изучить вопросы культуры, а проследить определенные закономерности.
В чем целесообразность такого планирования уроков? Во-первых, такой подход дает возможность мне самой погрузиться в мир искусства и увлечь туда детей на несколько уроков, что невозможно сделать за один урок. Во-вторых, такие уроки помогают ребятам представить целостную картину развития культуры в большом временном промежутке. В-третьих, намного проще организовать на таких уроках творческую, познавательную деятельность ребят, а именно эту цель я преследую. Можно, конечно, приводить еще множество доводов в пользу данного планирования, но мне бы хотелось остановиться на конкретных наработках данного курса.
Ещё в сентябре, как только я беру новый класс, обязательно один из уроков посвящаю роли культуры в жизни человека прошлого и настоящего, погружая детей с помощью репродукций, слайдов в мир прекрасного, в мир искусства. Я обязательно рассказываю, в какой форме будут проходить все наши уроки культурологической направленности. Уже сразу у ребят формируется положительная мотивация к таким урокам.
Подготовка к урокам посвященным культуре, всегда начинается за 3 —4 урока предварительно. Чаще всего я делю ребят на творческие группы по 5-7 человек и заранее определяю тему их поиска. В ходе работы каждой группы я вношу какие-то коррективы, чем-то помогаю, даю советы. Например, одной из творческих групп дается задание подготовить материал о развитии театра, музыки ХIХ века. Предлагаю ребятам, чтобы как-то заинтересовать своих товарищей, организовать небольшое театрализованное представление или показать отрывок какого-либо произведения ставившегося в то время в театре (пьесы Островского 2/2 19 века). А чтобы ярче и образнее представить музыку, я предлагаю использовать отрывки музыкальных произведений 19 века и т.д. Работу таких творческих групп я чаще использую для детей среднего школьного возраста. Они всегда с большим интересом откликаются на эти задания, у них появляется дух конкуренции, и очень часто они уже по собственной инициативе придумывают какие-то ребусы, загадки, кроссворды, пытаются по особенному представить свой материал.
Иногда я использую другие методы на уроках по культуре. Например, даю отдельные вопросы нескольким ученикам класса, один готовит материал о живописи, второй об архитектуре, третий о скульптуре и т. д. Всем остальным ученикам класса предлагаю по несколько вопросов по этой же теме. Уже в ходе урока, когда заранее приготовившиеся ученик расскажет о том или ином виде искусства, весь класс включается в работу, кое-кто дополняет, кто-то опровергает выдвинутые идеи. Особенно удобно использование данного метода в старших классах при изучении культуры ХХ века и особенно культуры 30-90-х гг. ХХ века. Ребята на таких уроках не просто узнают что-то новое о культуре своей страны, но и учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, отстаивать ее в споре.
Очень часто у ребят при изучении вопросов, посвященных науке, исчезает интерес. Чтобы как-то этот интерес активизировать, я иногда предлагаю ребятам каждому выбрать отрасль науки, которая ему больше нравится.
Представить себя ученым той или иной отрасли и уже от его лица вести разговор, а по ходу такого разговора ребятам дается задание заполнить таблицу, такого типа:
Отрасль науки | Автор, год открытия | Открытие |
Очень удобны для учителя и интересны для учащихся уроки- экскурсии, уроки-путешествия. Например, путешествие по средневековому городу, путешествие в Петербург ХIХ века, экскурсия в мастерскую художника или музей живописи XVIII в. и т. д. Конечно, форм проведения таких уроков очень много и мне еще предстоит работать в этом направления.
Очень большим плюсом на сегодняшний день являются компьютерные диски по культуре, которые можно использовать на уроках, изучая живопись, быт, нравы русского. Весь имеющийся на диске иллюстрированный материал дает ребятам образное наглядное представление о культуре, искусстве. И я по возможности пытаюсь использовать этот материал на своих уроках.
III. Коммуникативная компетенция.
Напрямую с предметной и другими компетенциями связана коммуникативная компетенция, которая, на мой взгляд, является самой важной, особенно для учеников старших классов, которым скоро выходить в жизнь
Сегодняшний мир с его противоречиями, огромным потоком информации, проблемами очень сложен для ребёнка. Мы должны помочь нашим детям жить в социуме в согласии с людьми, с собой, помочь адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, помочь стать ему личностью. А как это сделать?
Уже давно известно, что личностью человек становится только во взаимодействии с другими людьми, да и дух коллективизма у человека в крови с тех далёких времён первобытности, когда вне коллектива человек погибал. Поэтому уже в школе ребёнка нужно поместить в социум, пусть даже смоделированный, и учить его там жить, быть конкурентным. Этим социумом вполне может быть не только семья, улица, класс, но и группа. В своей работе я большое внимание уделяю именно технологии группового обучения.
Идея группового обучения не нова, но каждый учитель использует групповое обучение по-своему (В. С. Дьяченко «все обучают каждого, каждый обучает всех»).
Моя система работы в группах строится на сочетании уже разработанных методов и элементов мною дополненных.
Я применяю несколько видов групповой работы исходя из возраста, уровня подготовки учащихся, целей урока, деятельности учащихся и учителя.
Менее сложная система групповой работы, основанная на принципе
активности (учитель - ученик), более сложная интерактивная система работы субъект - субъект (ученик – ученик - учитель).
1. «Диада»
Работа в парах или микрогруппах. Эта первая ступень групповой работы, где выбираются навыки общения, познавательной деятельности, контроля.
Начинаю такую работу уже с 5-го класса. Мои ученики готовятся к работе в коллективе. Очень удобны для формирования навыков работы в паре психологические игры. Например, «Робот» (выполняются действия робота по команде оператора) «Зеркало», «Опаздывающее зеркало», «Слепой и поводырь» и т.д.
Удобна работа в парах при изучении нового материала с последующим контролем, для решения поставленной задачи по алгоритму, или для взаимного контроля домашнего задания. Это только первый шаг, но ребята, трудясь вместе, получают навыки коммуникативности, когнитивные навыки.
В.С. Дьяченко выделяет 2 типа пар: постоянного и динамического характера.
Динамические пары я использую как в психологических играх, так и при
диалоговых формах работы, постоянные при проверки домашнего задания.
2. «Соты»
2-ой вид групповой работы, я назвала «Соты». Такая работа может быть организована или в микрогруппе («триада») или в малой группе 4-б человек.
Чаще всего при работе «Сот» я всем группам даю одинаковое задание, которое затем представляют мне на проверку в оговоренной форме. Вся группа работает на общий результат. (Эта работа удобна в среднем «звене», но часто используется мной в усложненном виде и в старших классах…)
Работа в старших классах строится на более высокой познавательной
самостоятельной активности ребят. Для этого я использую следующие методы:
- Метод ранжирования. Например, учащимся 11 класса в теме «Индустриализация в СССР» представляется выявить 3 наиболее важные средства проведения индустриализации и объяснить, почему они наиболее важные. В процессе работы ребята вступают друг с другом в дискуссию, спорят, отстаивают свою точку зрения, т.е.
процесс обучения идет в режиме интерактива. - Метод заданных альтернатив, когда ребятам уже заранее дается ключ к ответу, а они должны подобрать аргументы. Например, «Право морального выбора человека». Первая группа отстаивает право человека на эвтаназию, другая говорит о
бесчеловечности этого явления.
3. Проблемный метод, я использую в виде постановки проблемных вопросов группам или проблемных ситуаций, но сначала учу пользоваться алгоритмом при решении проблем. Введение проблемы - определение изучаемого объекта - поиск решения (именно группового) – результат - проверка правильности если возможно. С возрастом проблемность заданий усиливается.
3. «Персоналии»
3-ий вид групповой работы называется «Персоналии». Каждый из членов группы получает персональное задание, которое работает на общий результат. Такие группы я стараюсь формировать сама, включая учеников разного уровня подготовки и разного темперамента.
Организуя этот вид работы, я использую уже более сложные методы:
- Исследовательский метод по заданному направлению с использованием дополнительных источников, когда каждый член группы, работая на общий результат, выполняет свою роль. Например, очень сложные и объемные темы, изучающие положение страны в переходную эпоху я строю в виде работы группы исследователей: историк, картограф, демограф, политолог, экономист. Эта работа позволяет материал систематизировать, выстроить логически, а также учит ребят работать на общий результат, формируя как когнитивную, так и коммуникативную компетенции.
- Метод моделирования (игровая деятельность). Этот метод используется на уроках с 5-го класса, но при этом виде работы в коллективе он очень результативен. Ребята, примеряя на себе определенную роль, через понимание мыслей, чувств, поступков, моделируют реальность, поэтому знания, полученные на таких уроках лично-значимые, эмоциональные и формируют собственную жизненную позицию ребенка. Г.К. Селевко выделяет 5 видов игр: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. Я чаще всего, особенно на уроках обществознания использую деловые и имитационные игры. Например, деловая игра «Выборы» дает возможность ребенку почувствовать себя в роли субъекта политического процесса, формирует навыки сосуществования в социуме.
4. «Креатив+»
4-ый вид групповой деятельности строится на уже совершенно новой концептуальной основе субъект-субъект (ученик — ученик) где учитель исполняет роль координатора, создающего благоприятную психологическую обстановку (микроклимат), стимулирующий деятельность ученика.
Этот вид я назвала «Креатив+».
Группы, которые формируются заблаговременно, на основе общности интересов носят творческий характер и их главная задача проявить на уроке свою творческую фантазию, чтобы донести до остальных учеников свои материал.
Наиболее целесообразной для меня такая работа оказалась в старших классах при изучении тем связанных с культурой.
Уже в течение нескольких лет я работаю по особой системе изучения культуры, на уроках истории. Все темы по культуре я сгруппировала в мини модули, которые включают в себя сразу 5-6 уроков, каждый из которых посвящен определенной теме (живопись, музыка, наука и т.д.). Каждая из креативных групп получает заблаговременно свое собственное задание и представляет материал в течение всего урока. Как и в каком виде будет представлен материал, ребята решают сами, я же, выполняя роль координатора, для усиления познавательной активности всего класса предлагаю выполнить определённое задания. Это может быть и сравнительная таблица, и схема, и ответ на проблемный вопрос и т.д.
Результативность таких уроков очень высока, у ребят возникает чувство взаимной ответственности (т.к. оценка ставится всей группе), с помощью интерактивности изучение нового материала превращается в своего рода увлекательную интеллектуальную игру, где ребенок может проявить себя с совершено необычной стороны, стать творцом.
5. «Проект» Этот вид групповой деятельности основывается на методе создание проектов. Наиболее эффективен метод групповых проектов на уроках обществознания.
В 8-9 кл. я использую только элементы проектной методики в сочетании с другими методами
В 10-11 кл. многие уроки уже целиком строятся на методе создания группового проекта, где каждая групп создает элемент проекта. Например, по теме «общество и сферы общественной жизни» ребята создают модель современного общества включающего в себя 4 сферы политика, культура, социальная сфера. Эта работа реализуется и в форме рисунков, схем, таблиц, диаграмм. А по теме «Глобальные проблемы современности» учащиеся каждой группы предоставляли свои проекты решения той или иной проблемы (эколог, демограф) а затем все вместе создают на основе групповых проектов общий проект по решению глобальных проблем наиболее значимых сегодня.
В реализации проектной деятельности у учащихся формируются:
- мыслительная деятельность (каждый член группы предлагает свои мысли, идеи)
- коммуникативная деятельность (общение в процессе создания проекта, обмен информацией)
- практическая работа (рисунок, схема, таблица)
- презентационная деятельность (каждая группа свой проект представляла).
Пройдя все этапы групповой работы, у ребят сформированы навыки такой работы. Самой высшей ступенью становится формирование корпоративной группы при работе, с которой используются все предыдущие методы. А так же совершено новый кейс — метод (ситуационный метод) когда перед учащимися ставится реальная жизненная ситуация, требующая неоднозначного решения. Знания учениками не получаются, а вырабатываются.
Психологи отмечают, что работа в группе более продуктивна, что группа всегда принимает решение более рискованное, но чаще всего верное, так как ответственность лежит, не на одном человеке, а сразу на всех..
К благоприятным условиям групповой деятельности я отношу:
-продуктивность;
-сплочённость;
-создание ситуации успеха;
-право на собственное мнение;
-результативность;
-рефлексия.
IV. Ценностно-ориентированная компетенция.
Сегодня выпускник выходит из стен школы с недостаточно сформированными ценностными ориентирами, тем более что многие ценности в современном обществе утрачены. Любовь к своей малой родине, патриотизм, способность реализовать себя в обществе, создать благополучную семью, быть гуманным, всё это воспитывается и в школе. И вот здесь незаменима система краеведческой работы. Уже не первый год я руковожу краеведческой работой в гимназии, занимаюсь вместе с ребятами в клубе, а теперь в НОУ «Поиск».
Основная цель работы клуба: углубленное изучение истории и особенно истории Амурской области и г.Райчихинска. Параллельно решаются ещё несколько задач как учебного, так и воспитательного характера. Во-первых - это усиление интереса к истории родного края. Во-вторых, усиление самостоятельности и творческого начала в работе учеников, формирование умения свободно формулировать и излагать свои мысли, прежде всего, в виде различных рефератов, докладов, сообщений. В-третьих – это воспитание гражданственности и патриотизма. Очень важным здесь является и коммуникативная сторона, ведь ребята учатся общаться, помогать друг другу, сопереживать.
Работа клуба ведётся в двух направлениях:
- через систему краеведческой работы;
- через работу с одарёнными детьми;
За несколько лет краеведческой работы, в гимназии сложилась чёткая поэтапная цепочка. Уже в июне мы с ребятами обязательно составляется план работы. В этом плане представлены все этапы краеведческой работы: начиная от получения заданий поисковыми группами и заканчивая итоговой гимназической краеведческой конференцией, а затем и городской конференцией краеведов. В этом плане отражаются направления работы:
- Историческое краеведенье, включающее летопись родного края, города, летопись своей семьи.
- Литературное краеведенье.
- Экологическое краеведенье.
- Культурное наследие, включающее изучение памятников истории и культуры родного края.
В сентябре на общей линейке каждому поисковому отряду вручается индивидуальное задание по одному из направлений и в течение 2-3 месяцев отряды собирают необходимый материал.
В декабре обязательно проводится учёба краеведов, отслеживается собранный материал, редактируется, даются практические рекомендации по оформлению материала.
На итоговую конференцию в феврале предоставляется весь собранный материал, как в печатном виде, так и в виде документов, фотографий, видеофильмов, презентаций. На конференции работает компетентное жюри, которое отбирает лучший материал, представляемый затем на городскую конференцию.
В этом году вся работа клуба была посвящена истории Великой Отечественной Войны, особенно событиям на Дальнем Востоке в 1945году. Итоговая конференция прошла в виде общегимназического праздника посвященного войне, где присутствовали ветераны нашего города.
Члены клуба неоднократно принимали участие в областных краеведческих конференциях и заочных семинарах.
Только сформировав все выше перечисленные компетенции, можно говорить о становлении социально-адаптированной личности выпускника, способной не просто существовать в социуме, а быть активной, преобразующей, творческой.
Нельзя сегодня забывать и о здоровье будущего выпускника. Принцип здоровьесбережения для меня это:
-развитие каждого согласно его индивидуальным особенностям;
-психологический комфорт;
-мониторинг состояния здоровья учащихся; -создание соответствующих санитарно-гигиенических условий.
Здоровая, творческая личность ребёнка сегодня – здоровое, благополучное общество завтра.