Внеурочная деятельность
Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, и помогает курс «Народная культура». Если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура бурятского и русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_vneurochka.docx | 43.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народная культура».
Пояснительная записка.
В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.
Актуальность.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цели и задачи.
Цель:
- формирование уважительного отношения к России, своей семье, истории; воспитание чувства гордости за свою Родину, свой край; осознание ценности окружающего мира;
Задачи:
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- освоение доступным способом изучения общества и природы (наблюдение, запись, сравнение, классификация); получение информации из семейных архивов, от окружающих людей в открытом информационном пространстве;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- воспитать основы гражданского сознания, преданность Родине и гуманное отношение к окружающим людям;
- воспитать любовь, уважение и гордость за свою Родину, и малую родину –Баргузинскую долину;
- изучить духовное и культурное наследие бурятского народа, баргузинских бурят;
- воспитывать уважение к нравственным нормам буддийской морали;
учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро
Характеристика курса.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания с искусством народных мастеров.
Красота родной природы, особенности быта нашего народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского и бурятского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Содержание курса.
Главное назначение данного курса – воспитание патриотизма, любви и уважения к своей родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.
В основе коллективной деятельности начальной школы лежит личностно-ориентированный подход. Содержание и организация жизнедеятельности младшего школьника в школе направлены на удовлетворение его интересов и потребностей, предоставляют ему свободу для творчества и самодеятельности. Объединение детей в коллектив происходит с целью эмоционального контакта, реализации активности личности, обмена информацией. Жизнедеятельность класса сочетает массовые, групповые и индивидуальные формы деятельности.
Особенности реализации национально – регионального компонента.
Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний по предмету «Окружающий мир».
Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, и помогает курс «Народная культура». Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура бурятского и русского народа. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к малой земле. Народная культура русских и бурят воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям.
Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа – это новые поколения.
Ведущие принципы.
Через внеурочную деятельность дети вырабатывают в себе понимание следующих принципов:
- Принцип толерантности – конфликт надо уметь решать конструктивно;
- Принцип деятельности - формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности;
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессобразующих факторов учебного процесса, создание в коллективе доброжелательной атмосферы;
- Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало во внеурочной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип региональности – отбор содержания, позволяющий рассматривать явления жизни людей с учетом особенностей края.
Учет возрастных особенностей.
При организованной деятельности внеурочная деятельность располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого учащегося. Во-первых, в начальной школе могут быть организованы виды деятельности: коммуникативная, трудовая, познавательная, эстетическая. Во- вторых, начальная школа представляет собой постоянную среду для личности и важный фактор воздействия на младшего школьника. С одной стороны, она создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей детей, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой - в начальной школе происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями.
Условия реализации программы.
Используемые методы работы
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций (использование ИКТ)
• экскурсии в музеи; наблюдения;
• целевые прогулки (использование здоровьесберегающей технологии)
• моделирование и показ сказок
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических праздников.
Практический метод
• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• изготовление атрибутов к сказкам;
• постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности
Формы работы с детьми
• Создание творческих проектов детьми;
• Проведение праздников.
• Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.
• Экскурсии по станице.
• Организация выставок.
Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни бурят, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бумагопластика, рисование узоров, работа с соломкой, лепка из глины и соленого теста.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с забавами бурятского народа, с устным народным творчеством.
Реализуемые формы внеурочной деятельности дают преимущества в достижении воспитательных результатов следующих уровней:
- приобретение социальных знаний;
- формирование ценностного отношения к социальной реальности;
- получение опыта самостоятельного общественного действия.
Сроки реализации программы.
Курс факультативных занятий рассчитан на 1 год. В течение этого времени дети на живом фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и свое место в этом мире.
Учащиеся познакомятся с понятиями «генеология», «родословная»,«род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», с видами народного творчества; узнают
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- о профессиях предков;
- о семейных увлечениях и традициях;
Предполагаемый результат
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. Приобщение к опыту культуры бурятского народа, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.
Дети приобретут представление о народных промыслах, практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
-сумеют различать изделия разных народных промыслов;
У детей появится интерес к истории и культуре бурятского народа;
должен развиваться художественный вкус. Они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.
Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством и эмоциональное отношение через свое творчество;
Тематическое планирование
«Моя история»
№ | Тема занятия | Содержание | Дата проведения | ||
Моя родословная | |||||
1 | Вводное занятие. Понятие о родословной. | У меня есть своя история. Понятие родословной. | |||
2 | Моя семья. | Моя семья. | |||
3 | Поколение, потомки, предки. | Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». | |||
4 | Родословное древо. | Родословное древо. | |||
5-6 | Практическое значение родословных в прошлом. | Нужно ли знать свою родословную? | |||
7-8 | Составление родословного древа семьи. | Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. | |||
Я и моё имя | |||||
9 | «Кто я?» «Где живу?» | Географические названия – свидетели прошлого. | |||
10-11 | Что означают наши имена. | Знакомство с историей возникновения имён. | |||
12 | Как родители выбирают имя ребёнку. | Происхождение современных имён | |||
13-14 | Имена и прозвища в Древней Руси. | Имя и прозвище. | |||
15-16 | Откуда к нам пришли наши имена. | Влияние различных культур на проникновение имён. | |||
17 | Тайны наших имён. | Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. | |||
18 | Имя и ангел – хранитель. | Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. | |||
19 | Моя фамилия. Моё отчество. | История возникновения фамилий и отчеств. | |||
20-21 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. | Историческое прошлое семьи. | |||
22-23 | «Говорящие» фамилии. | Что могут рассказать фамилии о прошлом. | |||
История моей семьи | |||||
24-25 | Профессии моих родителей. | Профессии. | |||
26 | Мои братья и сёстры. | Степени родства в семье. | |||
27-28 | Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. | Степени родства в семье. | |||
29-30 | Кто, кому и кем доводится. | Степени родства в семье. | |||
31-32 | Мои прабабушка и прадедушка. | Связь поколений. | |||
33-34 | Профессии моих предков. | Профессии предков. | |||
Семейные обязанности и традиции | |||||
35-36 | Что мы знаем о традициях. Семейно-бытовые обычаи бурят. | Знакомство с понятием «традиции». | |||
37-38 | Мир семейных увлечений. Скотоводство и земледелие. | Увлечения моей семьи. | |||
39-40 | Семейные обязанности. | Обязанности членов семьи. | |||
41-43 | Семейные традиции. | Какие традиции в моей семье. | |||
44-45 | Фамильный герб и фамильный девиз. | Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов. | |||
46-48 | Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны» | Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи. | |||
49-53 | Резерв |
«Народные промыслы»
№ п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | |
54-55 | Народное искусство. Ремесла бурят. Выделка из кожи. | Путешествие по народным промыслам. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. | |
56-57 | Дымковская игрушка | Конструирование + рисование «Барышни-франтихи». Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус). | |
58-60 | Русская матрешка | Лепка «Все они матрёшеньки, Все они милашеньки... Обогащать знания детей о русской матрёшке; вызвать у детей интерес к образу, учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России.(Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская); | |
61-66 | Хохлома | Рисование «Украсим теремок для зверей». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». | |
67-68 | Гжель | Лепка «Гжельские фигурки». Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели. | |
69-70 | Городецкая роспись | Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. | |
71-72 | Жостово | Декоративное рисование «Жостовские цветы». Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. | |
73-74 | Вологодские кружева | Декоративное рисование «Что за дивные узоры». Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм. | |
75-76 | Павлово-Посадские шали и платки | Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик). Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. | |
77 | Подарки белоствольной красавицы | Декоративное рисование «Украшения из бересты». Продолжать знакомство детей с изделиями из бересты. Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать браслет, полюбоваться узором на объёмной форме. | |
78-79 | Традиционная одежда бурят - народный костюм | Бурятский народный костюм. Продолжать знакомить детей с бурятской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях бурятского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями бурятского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. | |
80-81 | Орнаменты родного края. | Лепка «Родные мотивы». Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении. Воспитывать любовь к родному краю. | |
82-83 | Поселение и жилища. Юрты. Быт бурят. | Типы бурятского жилища: юрта. Основной строительный материал: войлок. Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении. Особенности круглых бревен. Резные украшения постройки. Основные мотивы прикладного искусства. Окраска дома. Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Жилище казака». Природосообразность бурятмонгольской юрты. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки, сад – украшение участка. | |
84-86 | Преданья старины глубокой. Благопожелания. Пословицы, поговорки. | История и специфика бурятского фольклора. Разнообразие жанров бурятского фольклора. Казачья песня. Идейно-художественная и стилистическая пестрота донской песни. Многообразие жанров старинной песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.
Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность бурятских пословиц и поговорок. Старинная легенда. Сказки, предания, сказы. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. Взаимосвязи общерусского и бурятского фольклора. История родного края, отраженная в бурятском фольклоре. Практические занятия: Обыгрывание с элементами театрализации некоторых произведений. Проведение викторин, конкурсов в качестве итогового урока. Творческое задание: Отыскать произведение определенного фольклорного жанра (по выбору учащихся) и выучить его с соблюдением песенных или сказительных особенностей (например, как исполняют бабушки). | |
87-88 | Обряды и праздники -Сагаалган, сурхарбаан. | Этапы и особенности свадебного ритуала. Ёхор. Новый год в России. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица.. Рождение детей. Практические занятия: «Святки», «Масленица», «Новоселье». Творческое задание: Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками бурятов. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов. | |
89-90 | «Мамин праздник» Гостеприимство у бурят. | Как на Руси относились к женщине - матери. Русские колыбельные песни Беседа с элементами сюжетно - ролевой игры, разучивание песен |
«Моя Россия»
91 | С чего начинается Родина? | Понятие «Родина большая и малая». Творческая деятельность: рисунок на тему «Моя Россия» | |
92-93 | Россия | Как называлась Россия в разные исторические времена. | |
94-96 | Россия | Как сейчас называется моя родина? Россия на карте | |
97-98 | Флаг | Как выглядит флаг РФ. История флага. Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг России» | |
99-100 | Герб | Как выглядит герб РФ. История герба. | |
101-102 | Гимн | Что такое гимн? История гимна РФ. Заучивание гимна России наизусть. | |
103-106 | Что изучает история? | Что изучает история? Кого называют археологами? | |
107-109 | Первые поселения. | Кто жил на территории в первобытные времена? | |
110-113 | Тайны Русской земли | Кто такие славяне? | |
114-115 | Тайны Русской земли | Кто такие славяне? | |
116-117 | Кто такие русские? | История происхождения. Различные версии. | |
118-120 | Первые городки | Виды поселений. | |
121-125 | Жилище | Что такое «хата», «дом»? Творческая деятельность: рисунок (аппликация) | |
126-130 | История вещей. Посуда. Орудия труда. | Деревянная, глиняная посуда, плетенные изделия. Творческая деятельность: рисунок (лепка) | |
131-134 | История вещей. Одежда. | Русская национальная одежда. Украшения. Творческая деятельность: рисунок на тему «Одежда» | |
135-138 | Русские семьи. | Семейный уклад. Воспитание детей. | |
139-143 | Имена и фамилии. | История имен и фамилий. Проект: Что означает мое имя? | |
144-148 | Фольклор | Русские народные песни, сказки, былины, легенды | |
149 | Что мы узнали и чему научились | Выставки работ | |
150 | Посещение краеведческого музея | Знакомство с экспозицией на тему «История родного края» |
Те | Мой край |
№ п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | |
151-153 | С чего начинается Родина? | Понятия «Родина большая и малая», «родной край». Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край» | |
154-156 | Баргузинский край – мой край! | Как назывался родной край в разные исторические времена. | |
157-159 | Баргузинский край – мой край! | Как сейчас называется мой родной край? Баргузинский район на карте. | |
160 | Флаг Республики Бурятия | Как выглядит флаг бурятской республики. История флага. Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Флаг Республики Бурятия» | |
161-162 | Герб Республики Бурятия | Как выглядит герб Бурятской республики. История герба. | |
163-165 | Гимн Республики Бурятия | Что такое гимн? История гимна. Заучивание гимна наизусть. | |
166-168 | Первые поселения в Бурятии и в Баргузинский край | Кто жил на территории нашего края в первобытные времена? | |
169-171 | Тайны Баргузинской земли | Кто такие кочевники? Кто такие «баргуты»? | |
172-175 | Охота, скотоводство, земледелие. | Кто такие «Оседлые земледельцы». Первые поселения. | |
176-177 | История вещей. Посуда. | Бурятская утварь. Деревянная, глиняная посуда, плетенные изделия. Творческая деятельность: рисунок (лепка) на тему «Посуда бурята» | |
178-179 | . Традиционная пища – саламат. Молочные продукты. | Как готовится саламат. Что необходимо для него. Молочные продукты: молоко, сметана, обрат, творог, сыр, кефир и т.д | |
180-181 | Мясная пища | Лучшим по вкусу-конина, уважаемым гостям-төөлэй | |
182-183 | Туһаламжа у бурят | Туһаламжа (помощь) больным, бедным, вдовам. | |
184-188 | Священные места: дацан, дуган, субарга и т.д. | Правила поведения в святых местах. | |
189-190 | Торжества, связанные с религией | Дугжууба,Сурхарбаан,Сагаалган | |
191-192 | Обычаи и традиции, связанные с буддизмом | Как вести себя на молебнах, на святых местах. Беседе о богине Янжиме. | |
193-195 | Религиозные обычаи: почитание обоо и барьса, угощение хозяина огня, брызганье | Во время закладки фундамента – с мыслью о благополучном исходе дела почитать обоо и барьса. | |
196-197 | Экологическое воспитание в семье | Проанализировать уровень сформированности естественнонаучных и экологических знаний | |
198 | Взаимоотношения супругов, детей и родителей. | Невозможно в семье долго оставаться независимым островком. Все члены семьи соединены целой сетью людей | |
199-200 | Девять доблестей мужчин | Умение бороться, знание кузнечного дела, знание ремесла, умение охотиться, плести кнут из 8-ми ремешков и т.д. | |
201 | Уважительное отношение к родителям, друг к другу. | Ознакомить с Законами Мудрости. | |
202 | Труд – источник жизни | Труд как социальное взаимодействие | |
203-204 | Уроки-закрепления. Праздничный урок. | Традиция - особая форма закрепления общественных отношений. |
Используемая литература:
• Бурятская деревянная скульптура. Альбом. - Улан-Удэ, 1971.
• Быт бурят в настоящем и прошлом. - Улан-Удэ, 2001.
• Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. - Л., 1969.
• Галданова Г.Р. Закаменские буряты: историко-этнографические очерки (вторая половина XIX - первая половина XX вв.). - Новосибирск, 1992.
• Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. - Н., 2005.
• М.П. Астапенко Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края», г. Ростов – на - Дону, 2002.
- Волков В.М. Русская деревня. – М., 2004.
- Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001.
- Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995.
- Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3_х ч. – М., 1998.
- Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001.
• Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX - нач.XX в. - Н., 1987.
• Тумахани А.В. Бурятское народное искусство./ А.В.Тумахани. - Улан-Удэ, 1999.