Программа дистанционного курса по литературе « УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ»

 

Дорогой друг!

 

Сегодня ты начнёшь знакомство с новым курсом «Устное народное творчество. Былина». С фольклором (устным народным творчеством) ты встречался с самого раннего детства, затем – на уроках литературы.

Обаяние народного творчества очень велико. Многие великие люди – замечательные писатели, поэты, художники, композиторы – находились под этим влиянием. Впечатления от народного творчества они выразили в своих произведениях: стихах, романах, повестях, картинах, музыке. С ними ты можешь познакомиться, заглянув в КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮМУЗЫКАЛЬНУЮ ШКАТУЛКУ или на  КНИЖНУЮ ПОЛКУ.

 Материалы о художниках, писателях, композиторах, имена которых встречаются на страницах курса, ты можешь найти в СЛОВАРИКЕ или познакомиться с ними самостоятельно в справочных пособиях.

Былины являются великолепными образцами народной речи. Изучая их, вы сможете понять секреты словесной выразительности художественных произведений. Тексты былин хранятся наКНИЖНОЙ ПОЛКЕ. Сведения о художественных приёмах, использованных в былинах, ты также можешь узнать в СЛОВАРИКЕ или воспользовавшись гиперссылкой.

Каждое занятие курса сопровождается ЛЕКЦИЕЙ учителя, включающей в себя теоретические сведения по изучаемой теме. Знания, полученные на лекции, ты сможешь проверить, выполнив задания ТЕСТА и творческое ЗАДАНИЕ.

А ещё былины несут нам из глубины веков сведения о народной жизни: о том, что ели и пили наши предки, во что одевались, как общались друг с другом, что ценили.

Если ты интересуешься родной историей, культурой родного народа, то, наверное, тебе будет интересен материал, собранный в данном курсе.

 

Входная анкета  https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfdjrQJBn...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

« УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ»

1. Название дистанционного курса:

«Устное народное творчество. Былины»

2. Авторы-разработчики: 

Морозова Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 г. Павлово

3. Для кого предназначен курс.  

Дистанционный курс предназначен для учащихся среднего звена, интересующихся историей, русской литературой и другими видами искусства.

4. Продолжительность курса

Курс рассчитан на 6 занятий по 2-4 часа + самостоятельная работа.

5. Зачем и почему учащимся будет необходим именно этот курс. Какова будущая роль курса в их образовании.

 Данный курс дает ребенку всестороннее развитие: на занятиях учащиеся  знакомят не только с литературными произведениями и учатся их анализировать, но и с произведениями живописи и музыки, скульптуры и кинематографии.

6. ИДЕЯ КУРСА:

Былины несут нам из глубины веков сведения о народной жизни: о том, что ели и пили наши предки, во что одевались, как общались друг с другом, что ценили. Многие великие люди – замечательные писатели, поэты, художники, композиторы – находились под их влиянием. Интегрированный подход к изучению темы поможет учащимся погрузиться в таинственный мир былины.

7. ДЕВИЗ КУРСА :

 От былины - к истории своей страны, её искусству!

8. ЦЕЛИ КУРСА:

8.1. Цели курса относительно учащихся

  • знакомство с одним из жанров фольклора – былиной
  • умение анализировать художественные произведения
  • овладение литературоведческими терминами
  • знакомство с биографией выдающихся деятелей искусства, их творчеством
  • воспитание чувства патриотизма через произведения русского искусства.


8.2. Цели курса относительно педагога

  • формирование интереса  учащихся к родному слову, родной истории;
  • формирование готовности использования компьютерных технологий в целях образования.


8.3. Совместные цели для дистанционного педагога и учащихся.

  • подготовка базы для изучения курса «Устное народное творчество» на уроках литературы;
  • расширение представления о жанрах фольклора;
  • рассмотрение связи литературы с другими видами искусства 

9. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Название занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие: знакомство с курсом. Былина как один из жанров фольклора.

2

2.

Языковые и композиционные особенности былин.

2

3.

Былинные циклы. Киевский цикл былин.

4

4.

Новгородский цикл былин.

4

5.

Сказители и собиратели былин. Вариативность былин.

2

6.

Былинные мотивы и образы в русском и современном искусстве.

3

10. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ.

 В дистанционном курсе используются следующие формы контроля усвоения учебного материала:

  • тесты для самоконтроля
  • творческие задания.
  • задания-мультимедиа для самоконтроля



11.ТЕХНИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • Компьютерная платформа: операционная система Windows
  • Необходимое программное обеспечение для учащихся: текстовый редактор типа Word;
  • Телекоммуникационная среда обучения(E-mail; E-mail и Chat; и т.п.)



Предварительный просмотр:

Комментарий к занятию №1

Дорогой друг!

На первом занятии нашего курса «Былина как один из жанров фольклора»  ты вспомнишь жанры фольклора.

 С малыми жанрами устного народного творчества ты познакомился еще в детстве. (Проверить свои знания ты сможешь, выполнив Задание №1 Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте). А вот о классификации крупных - узнаешь из Лекции №1.

Лекция №2 расскажет тебе об отличии былин от других фольклорных жанров, а в Лекции №3 ты узнаешь о том, кто является героем былины

.

Все новые слова в тексте выделены. Их значение ты можешь узнать в Словарике или пройдя по гиперссылке.

 

 Выполнив Задание №2, ты узнаешь, во что одевались и какое снаряжение было у богатырей.

Знания, полученные на лекциях, ты сможешь проверить, выполнив задания Теста. Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Надеюсь, что на занятии ты узнаешь много нового и интересного.



Предварительный просмотр:

Комментарий к занятию №2

Дорогой друг!

На втором занятии нашего курса «Языковые и композиционные особенности былин»  ты узнаешь, как исполнялись былины и какова их композиция.

  Из Лекции №1 узнаешь, кто и как исполнял былины, о своеобразных приемах, характерных для поэтики былины, а также способах их исполнения.

Лекция №2 расскажет тебе о композиции былин, а в Лекции №3 ты узнаешь о том, какие языковые средства используются для создания образов былины.  

Выполняя Задание №1, ты познакомишься с музыкальными произведениями, в которых используются былинные мотивы, обратишься к изучению художественного слова. Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Закрепить полученные знания ты сможешь, выполнив Задания №2-5.

Все новые слова в тексте выделены. Их значение ты можешь узнать в Словарике или пройдя по гиперссылке.

 

Знания, полученные на лекциях, ты сможешь проверить, выполнив задания Теста. Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Надеюсь, что на занятии ты узнаешь много нового и интересного.



Предварительный просмотр:

Комментарий к занятию №3

Дорогой друг!

На третьем занятии нашего курса «Былинные циклы. Киевский цикл былин. Былины об Илье Муромце»  ты узнаешь о классификации былин, которая была принята большинством исследователей, о сюжетах киевского цикла. Встретишься с самыми популярными и любимыми русскими богатырями – Ильёй Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем .

  Из Лекции №1 узнаешь о классификации былинных циклов. Закрепить свои знания ты можешь, выполнив Задание №2.

Лекция №2 расскажет тебе о сюжетах былин киевского цикла, а в Лекции №3 ты узнаешь о том, кто является героями былин киевского цикла.  

Прежде чем выполнять Задания №3-5, загляни на Книжную полку и познакомься с былинами об Илье Муромце.

Не забудь выполнить Задание №1. При выполнении задания тебе необходимо заглянуть в Картинную галерею.  Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Все новые слова в тексте выделены. Их значение ты можешь узнать в Словарике или пройдя по гиперссылке.

 

Знания, полученные на лекциях, ты сможешь проверить, выполнив задания Теста. Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Надеюсь, что на занятии ты узнаешь много нового и интересного.



Предварительный просмотр:

Комментарий к занятию №4

Дорогой друг!

На четвертом занятии нашего курса «Новгородский цикл былин»  ты познакомишься с былинами, в которых прославляется мирный труд.

  Из Лекции №1 узнаешь , что замечательный образец таких былин – песни о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче, былина «Садко», в которой присутствуют элементы волшебства. Познакомься с музыкальными и живописными произведениями, образы которых взяты из былин. Для этого загляни в Музыкальную шкатулку и Картинную галерею. Закрепить свои знания ты можешь, выполнив Задание №2.

Загляни  на Книжную полку и познакомься с былинами новгородского цикла.

Не забудь выполнить Задание №1.  Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Все новые слова в тексте выделены. Их значение ты можешь узнать в Словарике или пройдя по гиперссылке.

 

Знания, полученные на лекциях, ты сможешь проверить, выполнив задания Теста. Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Надеюсь, что на занятии ты узнаешь много нового и интересного.



Предварительный просмотр:

Комментарий к занятию №5

Дорогой друг!

На пятом занятии нашего курса «Сказители и собиратели былин. Вариативность былин.»  ты узнаешь о том, кто является хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа и почему былины существуют в нескольких вариантах.

  Из Лекции №1 узнаешь о русских сказителях (исполнителях былин),которые доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру,  обладал своими индивидуальными особенностями.

Лекция №2  расскажет тебе о людях, занимавшихся изучением и собиранием русских эпических песен. Подробную информацию о собирателях былин ты можешь получить, заглянув на Книжную полку и познакомившись с презентацией «Сказители и собиратели былин Русского Севера».

Из Лекции №3 ты узнаешь, что фольклорное произведение живет в своих вариантах. Яркость былины зависит от сказителя, от его мастерства и таланта. Словом, былина на один и тот же сюжет в устах двух талантливых сказителей становится двумя разными произведениями.

Не забудь выполнить Задание №1.  Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Все новые слова в тексте выделены. Их значение ты можешь узнать в Словарике или пройдя по гиперссылке.

 

Знания, полученные на лекциях, ты сможешь проверить, выполнив задания Теста. Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Надеюсь, что на занятии ты узнаешь много нового и интересного.



Предварительный просмотр:

Комментарий к занятию №6

Дорогой друг!

На заключительном занятии нашего курса «Былинные сюжеты и герои в искусстве и литературе» ты увидишь, как былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры.

  Из Лекции №1 узнаешь, что былинные мотивы нашли воплощение в живописи, музыке. Познакомишься с музыкальными и живописными произведениями.  Для этого тебе необходимо заглянуть в Музыкальную шкатулку и Картинную галерею.

Лекция №2 расскажет тебе о том, что герои и сюжеты былин являются драгоценным материалом для кинематографа и мультипликации. Зайдя в Кинозал, тебе представится возможность посмотреть мультипликационный фильм режиссера Р. Казакова «Василиса Микулична», с героями которого ты встречался на предыдущих наших занятиях.

Не забудь выполнить Задание №1.  Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Знания, полученные на лекциях, ты сможешь проверить, выполнив задания Теста. Выполнение данного задания обязательно. Результаты  отправь по электронной почте.

Надеюсь, что на занятии ты узнаешь много нового и интересного.



Подписи к слайдам:

Врубель М.А. Автопортрет художника Декоративное панно«Богатырь» Декоративное панно«Вольга и Микула Селянинович» Декоративное блюдо«Садко»