Уроки: литература. 7 класс
Предварительный просмотр:
7 класс ( 2 часа в неделю, 68 часов)
№ урока | Содержание материала | Сроки проведения | Примечания |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | ||
2 | Устное народное творчество. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | ||
3 | Эпос народов мира. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | ||
4 | Вн. чт. Русские былины Киевского и Новгородского цикла. «Илья Моромец и Соловей-разбойник», «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | ||
5 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | ||
6 | «Песнь о Роланде» французский средневековый героический эпос. | ||
7 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. | ||
8 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославлении любви и верности. | ||
10 | М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды. | ||
11 | Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества. | ||
12 | А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | ||
13 | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Образ Петра I, автора. | ||
14 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | ||
15 | Р/р. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». | ||
16 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | ||
17 | А.С. Пушкин. «Станционный смотрител»: автор и герои. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.. | ||
18 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»: конфликт и система образов. Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | ||
19 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»: проблематика и поэтика. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…». | ||
20 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | ||
21 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. .Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. | ||
22 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | ||
23 | Р/р. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | ||
24 | И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | ||
25 | И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. | ||
26 | Р/р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. | ||
27 | Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историч. основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | ||
28 | Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. | ||
29 | Вн. чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. | ||
30 | Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | ||
31 | Р/р. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. | ||
32 | Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | ||
33 | Л.Н. Толстой. «Детство». Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | ||
34 | Урок контроля. Литературный ринг или тестирование | ||
35 | Смешное и грустное рядом. А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | ||
36 | А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | ||
37 | А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова | ||
38 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. А.К. Толстой. И.А. Бунин. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века. | ||
39 | И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | ||
40 | Р/р. И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина». | ||
41 | М. Горький. «Детство»: темные стороны жизни. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | ||
42 | М. Горький. «Детство»: светлые стороны жизни «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | ||
43 | Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького. «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | ||
44 | Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | ||
45 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора. | ||
46 | Вн. чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | ||
47 | А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению. | ||
48 | А.П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. | ||
49 | Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | ||
50 | Р/р. Классное контрольное сочинение | ||
51 | Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | ||
52 | А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». философские проблемы в лирике Твардовского. | ||
53 | На дорогах войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | ||
54 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | ||
55 | Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. | ||
56 | Е.И. Носов. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека | ||
57 | Вн. чт. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | ||
58 | Вн. чт. Д.С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. | ||
59 | М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | ||
60 | Вн. чт. «Тихая моя родина» Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека м природы. | ||
61 | Вн. чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». | ||
62 | Письменная контрольная работа. Тестирование | ||
63 | Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | ||
64 | Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. | ||
65 | Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | ||
66 | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | ||
67 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | ||
68 | Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | ||
69 | Вн.чт.Детективная литература | ||
70 | Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. |