Уроки: литература. 9 класс

Презентации к урокам литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс (3 часа в неделю, 102 часа)

№ урока

Тема урока.

Сроки проведения

Примечания

1

Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Литература Древней Руси (3 ч.)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

3

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

Русская литература ХVIII века ( 8ч. )

4

Характеристика русской литературы  ХVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

5

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление…» Особенности содержания и формы.

6

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

7

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»). Гораций. Ода «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия

9

А.Н.Радищев. Слово о писателе.  Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»

10

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

11

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

12

 Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека

Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)

13

Золотой век русской литературы (обзор). Понятие о романтизме и реализме.

14

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

15

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

А.С.Грибоедов «Горе от ума»  ( 8+1р.р. )

16

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.  

17

«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями. Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

18

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

19

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

20

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

21-22

Семинарское занятие «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова А.С.

23

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

24

РР Классное сочинение  обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»

А.С.Пушкин ( 16+2р.р. )

25

 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

26

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

27

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

28

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

29

Любовная лирика А.С.Пушкина

30

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

31

РР анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

32

Контрольная работа. Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

33

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

34

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

35

Онегин и столичное дворянское общество

36

Онегин и поместное дворянское общество

37

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

38

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

39

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

40

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

41

«Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства»

42

РР  Подготовка к сочинению по роману.

М.Ю.Лермонтов (14ч. )

43

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

44

«Я к одиночеству привык...»Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

45

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

46

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

47

Эпоха безвременья в лирике поэта.

48

Роман «Герой нашего времени». История создания романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

49

Печорин как представитель «портрета поколения». Повесть «Бэла»

50

Печорин и Максим Максимыч

51

«Тамань» Печорин в обществе «честных контрабандистов»

52

«Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество»

53

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

54

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа.

55

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

56

Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Н.В.Гоголь ( 9+1р.р. )

57

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

58

Цикл «Петербургские повести»

59

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

60

«Неотразимо страшные идеалы ог рубления»: Манилов и Коробочка

61

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрёв

62

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина

63

«Город никак не уступал другим губернским городам»

64

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

65

«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме

66

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

Русская литература второй половины ХIХ века ( 7+1р.р. )

67-68

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

69

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

70

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

71-72

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

73

РР Подготовка к домашнему сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?  (На примере одного-двух произведений).

74

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

Русская литература ХХ века. Проза ( 8 ч. )

75

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

76

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

77-78

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

79-80

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

81

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

82

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

Русская литература ХХ века. Поэзия ( 11 ч. )

83

Русская поэзия Серебряного века.

84

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации.

85

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке.

86

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

87

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

88

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

89-90

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

91

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

92

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.

93

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

94

Зачетное занятие по русской лирике XX века.

Из зарубежной литературы ( 5ч. )

95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувство и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца.

96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер.

97-98

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

99

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. (Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

101-102

Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся.



Предварительный просмотр:

Вариант уроков 21-27 по комедии «Горе от ума»

Урок 1. А.С. Грибоедов. Личность и судьба. «Горе от ума»

Цели урока: дать представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе; развить умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя; проследить историю создания комедии «Горе от ума».

Ход урока

I. Слово учителя

Именем Александра Сергеевича Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение — бессмертное. Значение и влияние таких произведений «выходит далеко за пределы их исторической эпохи». Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума», блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Достоверно не известно, в каком году он родился, и погиб поэт при загадочных обстоятельствах.

Кто он был: драматург? военный? дипломат? музыкант? политик? Может быть, все вместе?..

Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. В 1806—1812 гг. он учится в Московском университете и заканчивает юридический и философский (отделение словесности) факультеты. Закончить третий факультет математики и естественных наук, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук помешала Отечественная война 1812 г. Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. Но, поскольку оба полка, в которых служил будущий автор комедии «Горе от ума», находились в резерве, участвовать в военных действиях ему не пришлось.

В 1816 г. Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки, много читал, занимался музыкой, причем, не только был тонким знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли два вальса Грибоедова.

II. Работа с оборудованием урока. (Звучат грибоедовские вальсы.)

После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам

этого удивительного человека: каким он был?.. Если внимательно всмотреться в портреты, может невольно прийти мысль: а не разные ли это люди? «Повторяется только одно — очки». На акварели Машкова 1827 г. — тонкогубый, задумчивый человек, с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот еще один портрет, более поздний, написанный в 1873 г. Крамским. Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке... Холодный лик...

— Так каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

III. Ответы подготовленных учеников

1- й ученик. А вот каким: «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией, с твердой речью» (В. Андреев), «Кровь сердца всегда играла на его лице» (А. Бестужев).

2- й ученик.

...ты ясен был...

Твои светлее были очи,

Чем среди смехов и забав,

В чертогах суеты и шума Где свой покров нередко дума Бросала на чело твое,

Где ты прикрыть желал ее Улыбкой, шуткой, разговором...

(В.И. Кюхельбекер)

Значит, не было у Грибоедова «холодного лика»! Принято считать, что домом Грибоедовых управляла мать, которая была жестока со своими крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил «умом и сердцем» в другом мире, где господствовали совершенно иные настроения, мысли, интересы. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявила себя противницей насилия и жадно мечтала о новой, «свободной» жизни. Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими активными участниками декабрьского движения.

В 1817 г. Грибоедов участвует в дуэли в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и «праздной рассеянностью». Ему предложили отправиться на дипломатическую службу либо в Соединенные Штаты Америки, либо в Персию. Он выбрал Персию.

Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. «Секретарь бродящей миссии»,— так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горя от ума».

Ранее уже упоминалось, что это лучшее произведение Грибоедова, хотя не единственное. Ему предшествовало несколько драматических произведений, а также легковесных изящных «светских комедий» — шаблонных, по образцу французских.

IV. Беседа с классом об истории создания «Горя от ума»

1- й ученик. Лучший друг Грибоедова, С.Н. Бегичев, писал:

«Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторых действующих лиц...»

2- й ученик. В.В. Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 г.

Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время, было более 70 лет, и возможно, он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3- й ученик. Я слышал легенду о том, что сюжет комедии «Горе от ума» приснился Грибоедову...

Существует такая версия. Причем, сам автор в письме из Тавриза от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «...Когда же должно быть готово? — Через год непременно.— Обязываюсь.— Через год, клятву дайте... И я дал ее с трепетом <...> Я пробудился <...> ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплил свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; ВО СНЕ ДАНО, НА ЯВУ ИСПОЛНИТСЯ!»

Комедия была завершена к осени 1824 г. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» (из письма С.И. Бегичеву, июнь 1824 г.).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 г. (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума». Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «горя» от собственного «ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «... комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

Грибоедов постоянно вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь, в крепости «Грозная», он был арестован 22 января 1826 г. «высочайшим повелением — по подозрению в принадлежности к тайному обществу». В течение четырех месяцев заключения его несколько раз допрашивали; он отрицал свое участие в деле декабристов, и его друзья-декабристы подтвердили его показания.

Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы в Тифлис, участвует в походе. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов. Переговоры продолжились, а затем в местечке Туркманчай был подписан мирный договор.

Грибоедов с почетом был принят Императором, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

Грибоедов был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие предложения и планы не были одобрены правительством Николая I. Известно, что Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в «политическую ссылку».

В 1828 г. Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе. Но он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что произошла нелепая случайность, недоразумение. А русское правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.

30 января 1829 г. огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, и он гордо отвечал осведомителям, что никто не посмеет поднять руку на русского посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком неравны. Все русское посольство — 37 (!) человек — было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение трех дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли.

11 июня 1829 г. А.С. Пушкин, направлявшийся в действующую против турок армию, по дороге из Тифлиса в Каре, встретил простую арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. «Откуда вы?» — спросил Пушкин. «Из Тегерана».— «Что вы везете?» — «Грибоеда...»

Незадолго до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене: «Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен.

Вот такая загадочная, трагическая судьба необычайно одарённого человека. Если она вас заинтересовала, вы можете прочитать очень интересную книгу о жизни Грибоедова (Тынянов Ю.И. Смерть Вазир-Мухтара. — Л.: Художественная литература, 1975).

V. Итоги урока

Итак, на сегодняшнем занятии мы говорили о судьбе выдающегося поэта и замечательного дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Чтобы еше раз подчеркнуть неоценимый вклад в историю русской литературы, сделанный его гениальной комедией, послушаем несколько высказываний современников Грибоедова.

(Ученики читают выписанные в тетради отзывы.)

«Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» (А. Бестужев).

«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами» (А. Пушкин).

«Горе от ума» — феномен, какого не видели мы от времен «Недоросля», полна характеров, обрисованных смело и резко; живая картина московских нравов, душа в чувствованиях, ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Все это завлекает, поражает, приковывает внимание» (А. Бестужев).

Сам Грибоедов говорил о своем детище так: «В моей комедии 25 глупцов на 1 здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в проти- вуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Домашнее задание

1. Знать историю создания комедии.

2. Перечитать 1-е и 2-е действия пьесы.

3. Вспомнить основные правила классической комедии.

4. Подумать над вопросом: где начинается завязка действия?

 

Урок 2. Художественное совершенство комедии. Персонажи, исходные мотивы сюжета

Цели урока: понять своеобразие комедии А.С. Грибоедова — в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям; продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Ход урока

I. Опрос

Задание: подтвердить или опровергнуть следующую информацию, дополнить ее.

1. Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.

2. В 13 лет поступил в университет.

3. Закончил за 6,5 лет 2 факультета.

4. Знал 4 языка: английский, французский, немецкий, итальянский.

5. Грибоедов — замечательный композитор.

6. Грибоедов — известный дипломат.

7. Участвовал в войне 1812 г.

8. В Персию сослан за причастность к восстанию декабристов.

9. «Горе от ума» — трагедия.

10. «Горе от ума» написано в 1826 г.

11. Грибоедов щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.

12. Гибель его была случайной.

13. Погиб в Тегеране.

14. Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.

II. Работа с карточками

Два ученика выбирают карточки.

Картонка I. Задание: рассказать об истории создания комедии «Горе от ума».

Картонка 2. Задание: рассказать о правилах классицистической драмы.

III. Переход к теме урока

Итак, только что мы вспомнили правила, в соответствии с которыми строили свои произведения писатели-классицисты. Проследим, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие — нарушены.

— Сохраняется единство времени?

(Да, действие укладывается в рамки 1 дня.)

— Сохраняется ли единство места?

(Да, события развиваются в доме Фамусова.)

— А единство действия сохранено?

(Нет, в пьесе уже не один конфликт.)

Все совершенно верно отметили, что автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т. д.

Соблюдается в комедии композиционный принцип: в пьесе 4 действия; в III кульминация, в IV — развязка. Среди традиционных классицистических черт можно также отметить наличие любовного треугольника, присутствие резонёра, т.е. выразителя авторской позиции (в комедии их даже двое — Чацкий и Лиза). Сохраняет Грибоедов и «говорящие» фамилии.

— Прочитаем афишу «Горя от ума». Назовите фамилии героев, которые дают представление о характере их обладателей.

(Фамусов, Молчалин, Репетилов, Тугоуховские, Хлёстова, Скалозуб, Хрюмины).

Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий - представитель эпохи декабризма, впитавший в себя ее идеи и настроения.

IV. Работа над текстом комедии

А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие разворачивается в доме Фамусова.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX в. Мы входим в гостиную.

(Чтение учениками 1-го и 2-го явления I действия.)

Учащиеся знакомятся с классификацией героев драматургических произведений:

Главные герои — герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий).

Второстепенные герои также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.

Герои-маски — их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы.

Внесценические персонажи — герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

— Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя, исходя из этой классификации?

— Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

— Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина?

— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий.)

Беседа по содержанию 7-го явления:

— Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера героя сразу же бросаются в глаза?

— Как встречает его Софья?

— Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

— Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.

— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина? (Он «глуп сердцем».)

— Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие?

В комедии два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В 1 действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

Домашнее задание

1. Дочитать комедию.

2. Заполнить таблицу (лучше использовать цитаты из текста).

Урок 3. «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии

Цели урока: познакомиться со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения; стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания — работа с таблицами

II. Работа с текстом

Сегодня мы продолжаем изучение бессмертной комедии Грибоедова. Обратимся ко II действию.

Давайте вспомним чем кончается I действие.

Послушайте 1 явление II действия. (Выразительно читает ученик, подготовленный заранее.)

Ответьте на вопросы:

— Каково настроение Фамусова в начале монолога? Что его беспокоит?

— Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?

— Как построил комедию автор?

— Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и Фамусова):

— Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?

— Это люди одной эпохи или разных?

— Что важно для «века минувшего»?

— А что важно для Чацкого?

— Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек! », «Да он властей не признает!» и т.д. Возникает комическая ситуация, получившая название— «кто про что».)

— В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

— К какому поколению по возрасту ближе полковник? (Кпоколению Чацкого.) А по мировоззрению?

— Итак, после «оды» Фамусова Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?».

— Чем вызван этот протест?

— Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

— Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

— С 7-го по 14-ое явление развивается любовная тема. Получается не один, а целых 3 любовных треугольника. Каких?

Изобразим их графически.

— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софьи влюблена в Молчалина? Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили основное содержание этих конфликтов.

Домашнее задание

1. Прочитать III действие комедии. Проанализировать движение конфликтов и развитие образов персонажей.

2. Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова.

3. Проследить, где наступает кульминационный момент в развитии действия.

4. Дать характеристику гостям Фамусова (в порядке их пребывания на вечер).

Урок 4. Чацкий в поединке с «обществом»

Цели урока: проанализировать III действие комедии; развивать умение социально-психологической характеристики персонажа.

Оборудование: иллюстрации к комедии «Горе от ума» (авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.).

Ход урока

I. Опрос

Чтение наизусть 3-х монологов из II действия: монолога Чацкого «А судьи кто?»; монологов Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой!».

II. Работа с текстом

Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии? (Ученики отвечают.)

В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича.

— С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи.)

— Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу?

— Как встречает его Софья?

— Что отталкивает ее от Чацкого?

— В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Проследите по тексту. Каких достоинств он не находит в нем?

— Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?

(У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин — «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)

— Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?

— Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (действие I, явление 5) или «Да что мне до кого?» (действие II, явление 11),— предпочитает Молчалина?

(Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им, как она думает (за примерами далеко ходить не нужно — у неё перед глазами семья Горичей), Еще Пушкин говорил, что Софья «...начертана неясно»» В ней действительно есть все задатки недюжинной натуры, живого ума. Но, как отмечает Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний», она «заглублена в духоте», Обстановка в доме Фамусова: лицемерие, сентиментальность, ханжество, — приближают героиню к «веку минувшему».)

— Проследив диалог Чацкого с Молчалиным, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

— Каким видится вам Молчалин?

(Молчалин — «деловой» (по определению Фамусова) человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, всем угодить» Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно» Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)

С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости.

— Кто появляется сначала?

— Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?

(Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, движения, взгляды, — опекает его как ребенка, превратила его в «дряхлую развалину» Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)

Появляются Тугоуховские.

— Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?

— Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина?

— Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлёстову?

С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него.

— Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?

— Софья сделала это нарочно?

— Что происходит на сцене в явлениях с 15-го по 22-е (до приезда Чацкого)?

— Почему все подхватывают сплетню?

(Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие.)

— Где, с вашей точки зрения, происходит кульминационный момент произведения?

(Столкновение Чацкого с «больным» обществом.)

Сам того не осознавая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит и о судьбе России)...

— В чем вы видите комизм ситуации?

Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в трагическом положениях. Трагизм в том, что он поднимает действительно важные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм — его никто, оказывается, не слушал. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого?! На княжон? На Хрюминых?..

Домашнее задание

1. Подумайте над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом?

2. Обратите внимание на язык персонажей.

3. Выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений.

4. Индивидуальное задание: сценическая история «Горя от ума».

 

Урок 5. Смысл названия комедии

Цели урока: анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа.

Ход урока

I. Беседа по IV действию

На прошлом занятии мы остановились на III, кульминационном, действии «Горя от ума». Действие IV — развязка.

В ходе урока подумайте над вопросом: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, начало TV действия: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

«...Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!... И не с кем говорить, и не с кем танцевать...»

Но тут появляется запоздавший гость — Репетилов.

— Что вы можете сказать о Репетилове? Какова роль появления этого персонажа?

— Кем его считают окружающие?

(Он — болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего и не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж — пародия на главного героя как представителя «века нынешнего», это пародия на декабристов.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательно и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

II. Чтение по ролям явлений 10—13

— Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

III. Комментированное чтение 14-го и 15-го явлений

— Имеет ли развязку конфликт общественный?

(Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

— Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

— Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекала»?

— Что больше беспокоит московское общество, судьба Чацкого или мнение о произошедшем княгини Марьи Алексеевны?

— Как вы думаете, есть победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

IV. Слово учителя

Многими исследователями отмечалось, что Чацкий близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьере, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух (не языков!) мировоззрений — «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла читателя, что Чацкий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого геро- ем-бойцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого- то или пропагандировать свои взгляды (вспомните, он и высказывает-то их, в основном, случайно). Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, повредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий — не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную нево- стребованность, ведь он — человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

— Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

V. Подведение итогов. Реализация домашнего задания

Мы закончили изучение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия — первое реалистическое произведение. Прежде всего, характерен для реализма конфликт: общественно-политический. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта — это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Обратим внимание на то, что комедия написана стихами и прекрасным русским народным языком. «Горе от ума» написано вольным ямбом. Еще в 1825 г. А.С. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу». И он оказался совершенно прав.

Давайте зачитаем афоризмы, которые вы выписали из комедии. (Учащиеся зачитывают афоризмы, пословицы, поговорки. Учитель их комментирует».)

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому, прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю «Горя от ума».

(Пока ученик делает сообщение, обращаем внимание на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского — в роли Чацкого и др.)

Для подготовки доклада рекомендована книга О.Л. Кудряшова «Театр А.С. Грибоедова» (М., 1983).

— Почему же «Горе от ума»? И что такое «ум»?

— «Умен» ли Чацкий? Разве только он в «умен» комедии?

Домашнее задание

1. Подготовиться к зачетной (тестовой) контрольной работе по произведению.

2. Написать сочинение на одну из предложенных тем:

— «Век нынешний и век минувший».

— «А судьи кто?»

— «Проблема «ума» в комедии А.С. Грибоедова».

— «Таким я вижу Александра Андреевича Чацкого».

— «Чацкий и Молчалин».

— «“Софья начертана неясно”: образ Софьи Фамусовой».

 

Урок 6. Итоговый урок

Цели урока: выявить черты классицизма, реализма и романтизма в произведении; развивать умение выявлять и формулировать концептуальные идеи критической статьи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

Ход урока

I. Слово учителя

Комедия «Горе от ума» — произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из ряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, таинственная судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался дать полного, цельного анализа произведения. Критический этюд И.А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только спустя почти 50 лет с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию Грибоедова, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.

«...Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах...». «... Как картина, она, без сомнения, громадна <...> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

II. Выявление черт различных жанров в комедии

Комедия «Горе от ума» была написана во времена господствования классицизма, хотя в целом, в литературе развивались реализм и романтизм. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода произведения: комедия обладает как традиционными классическими чертами, так и чертами реализма и романтизма.

1. Черты классицизма:

— Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); существует одна сюжетная линия Софья-Молчалин-Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей.

— Сохраняется традиционная «система амплуа»: сюжет основан на любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка, помогающая влюбленным.

— Отступлением от традиции является то, что Чацкий — резонер и герой-любовник одновременно, хотя как герой-любовник он потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего незнающего отца, еще и идеологом «века минувшего». Традиционные рамки амплуа в комедии расширены.

— Присутствует принцип «говорящих фамилий» (учащиеся приводят примеры). Эти фамилии можно разделить на три типа: 1) фамилии, указывающие на какую-либо черту героя; 2) оценивающие фамилии; 3) ассоциативные фамилии.

— Комедия построена по классическим канонам: IV действия — в III кульминация, в IV развязка.

2. Черты реализма:

— Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5—10) — в комедии их более 20.

— Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях.

— Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передает интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.

3. Черты романтизма:

— Романтический характер конфликта.

— Наличие трагического пафоса.

— Мотив одиночества и изгнанничества главного героя.

— Путешествие главного героя как спасение от прошлого.

Домашнее задание

Ознакомьтесь с критическим этюдом И.А. Гончарова, сделайте записи по следующим пунктам:

1. Что такое вообще «Горе от ума»?

2. «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут».

3. «Давно привыкли говорить, что нет движения, т.е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»

4. «Чацкого роль — роль страдательная <...> хотя она в то же время и всегда победительная».

5. Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью <...> путаница понятий, умственная и нравственная слепота».

6. «Живучесть» роли Чацкого.