Уроки: русский язык. 7 класс
Презентации к урокам русского языка. Программа по русскому языку для 5-9 классов основной школы составлена с использованием материалов ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.No1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Примерной программы по русскому(родному) языку и рабочей программы к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.(Русский язык. Рабочие программы .Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.-13-е изд.-М.:Просвещение,2016).
Скачать:
Предварительный просмотр:
7 класс (4 часа в неделю, 136 часов)
№ | Дата | Тема урока | |||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||
1 | Русский язык как равивающееся явление | ||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (11+1часов) | |||||||||
2-3 | Синтаксис и пунктуация | ||||||||
4 | Лексика и фразеология | ||||||||
5 | Фонетика и орфография | ||||||||
6 | Словообразование и орфография | ||||||||
7-8 | Морфология и орфография | ||||||||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | ||||||||
10 | Анализ контрольного диктанта | ||||||||
11 | Текст. Стили литературного языка | ||||||||
12 | Диалог. Виды диалога | ||||||||
13 | Публицистический стиль | ||||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (138 часов) | |||||||||
Причастие (26+7 час) | |||||||||
18 | Причастие как часть речи | ||||||||
19 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | ||||||||
20-21 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | ||||||||
22 | Описание внешности человека | ||||||||
23 | Действительные и страдательные причастия | ||||||||
24 | Краткие и полные страдательные причастия | ||||||||
25 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит.причастий наст.времени | ||||||||
26 | Действительные причастия прошедшего времени. | ||||||||
27-28 | Изложение | ||||||||
29-30 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател.причастий наст.времени | ||||||||
31 | Страдательные причастия прошедшего времени | ||||||||
32 | Гласные перед Н в полных и кратких страдател. причастиях | ||||||||
33-35 | Одна и две буквы Н в суффиксах страд.причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател. | ||||||||
36-37 | Выборочное изложение (художественное описание литератур.героя) | ||||||||
38 | Морфологический разбор причастия | ||||||||
39-40 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | ||||||||
41 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд.прич. прош.вр. | ||||||||
42-43 | Сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы» | ||||||||
44 | Повторение и обобщение изученного о причастии | ||||||||
45 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | ||||||||
46 | Анализ контрольного диктанта | ||||||||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+1 часов) | |||||||||
47 | Деепричастие как часть речи | ||||||||
48-49 | Деепричаст. оборот. Запятые при деепричастном обороте | ||||||||
50 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | ||||||||
51 | Деепричастия совершенного несовершен. вида | ||||||||
52 | Морфологический разбор деепричастия | ||||||||
53 | Повторение и обобщение изученного о деепричастии | ||||||||
54 | Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц | ||||||||
55 | Повторение и обобщение изученного о деепричастии | ||||||||
56 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | ||||||||
57 | Анализ контрольного диктанта | ||||||||
НАРЕЧИЕ (26+5 часов) | |||||||||
58 | Наречие как часть речи | ||||||||
59-60 | Смысловые группы наречий | ||||||||
61 | Степени сравнения наречий | ||||||||
62 | Морфологический разбор наречия | ||||||||
63-64 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е | ||||||||
65-66 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицател. наречий | ||||||||
67-69 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | ||||||||
70 | Описание действий. | ||||||||
71-72 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | ||||||||
73 | Буквы О и А на конце наречий | ||||||||
74 | Изложение с элементами сочинения | ||||||||
75-77 | Дефис между частями слова в наречиях | ||||||||
78-80 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-х и количеств.числительных | ||||||||
81 | Мягкий знак после шипящих | ||||||||
82 | Учебно-научная речь. Отзыв. | ||||||||
83 | Учебный доклад. | ||||||||
84 | Защита тематических учебных докладов | ||||||||
85-86 | Повторение и обобщение изученного о наречии | ||||||||
87 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | ||||||||
88 | Анализ контрольного диктанта | ||||||||
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (2+2часов) | |||||||||
89 | Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния | ||||||||
90 | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») | ||||||||
91 | Повторение и обобщение изученного о категории состояния | ||||||||
92 | Сочинение на лингвистическую тему | ||||||||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 час) | |||||||||
93 | Самостоятельные и служебные части речи | ||||||||
ПРЕДЛОГ (8 часов) | |||||||||
94 | Предлог как часть речи | ||||||||
95 | Употребление предлогов | ||||||||
96 | Непроизводн. и производные предлоги | ||||||||
97 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | ||||||||
98-99 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | ||||||||
100 | Повторение по теме «Предлог» | ||||||||
101 | Контр.дикт. по теме «Предлог» | ||||||||
СОЮЗ (11+1 час) | |||||||||
102 | Союз как часть речи | ||||||||
103 | Простые и составные союзы | ||||||||
104 | Союзы сочинительные и подчинительные. | ||||||||
105 | Запятая между простыми пр-ниями в союзном сложном предложении | ||||||||
106 | Сочинительные союзы | ||||||||
107 | Подчинительные союзы. | ||||||||
108 | Морфологический разбор союза | ||||||||
109 | Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы | ||||||||
110 | Повторение и обобщение изученного о союзе | ||||||||
111 | Зачёт по теме «Союз» | ||||||||
112 | Контрольное изложение | ||||||||
113 | Анализ контрольного изложения | ||||||||
ЧАСТИЦА (10+2 часов) | |||||||||
114 | Частица как часть речи | ||||||||
115 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | ||||||||
116 | Смысловые частицы | ||||||||
117 | Раздельное и дефисное написание частиц | ||||||||
118 | Морфологический разбор частицы | ||||||||
119 | Отрицательные частицы НЕ и НИ | ||||||||
120 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ- | ||||||||
121 | Частица НИ, приставка НИ-союз НИ - НИ | ||||||||
122 | Повторение и обобщение изученного о частице | ||||||||
123 | Контрольное изложение | ||||||||
124 | Анализ контрольного изложения | ||||||||
125 | Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный) | ||||||||
МЕЖДОМЕТИЕ (1часа) | |||||||||
126 | Междометие как часть речи Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | ||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8+2часов) | |||||||||
127 | Разделы науки о русском языке. | ||||||||
128 | Текст. Стили речи | ||||||||
129 | Контрольная работа по разделу «Речь» | ||||||||
130-132 | Фонетика. Графика | ||||||||
133-135 | Лексика и фразеология | ||||||||
136-137 | Защита исследовательских проектов | ||||||||
138 | Итоговый контрольный диктант | ||||||||
139 | Анализ итогового диктанта | ||||||||
140 | Итоговый тест за курс 7 класса |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку; прививать любовь к русскому слову.
Язык живет вместе с жизнью народа. В.Г. Белинский
Знаю Хочу узнать Узнал 1.Язык – орган в полости рта. 2.Система знаков, с помощью которых мы передаем информацию. 3.У каждого народа свой язык. 1.Сколько языков существует в мире? 2.В какую группу славянских языков входит русский язык? 3.Как изменился наш язык за последние 300 лет?
Язык – 1) Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. 2) Система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе . 3) Речь, способность говорить. 4) Система знаков, передающих информацию. 5) перен. Пленный, от которого можно получить нужные сведения. «Словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова
Упражнение №2 Прочитайте текст. Почему славянские языки называют родственными? Выпишите слова с выделенными буквами и объясните их написание.
Невозможно определить сколько языков существует в мире ввиду условности различия между разными языками, как невозможно провести границу между морями.
Упражнение №1: составить кластер Славянские языки Западно- славянские Южно- славянские Восточно- славянские белорусский украинский русский
Ломоносов атмосфера горизонт температура
благотворительность л ичность п ромышленность в лияние сосредоточенность Карамзин
С 1918 года из русского языка исчезла буква «ЯТЬ» ( «ять»). Она обозначала тот же самый звук, что и буква «Е». Гимназистам начала ХХ века приходилось заучивать слова с «ЯТЬ» наизусть.
Слова, которые приходилось заучивать наизусть
… Язык вид..изм..няется с каждым пок..лением. Только в суете быта люди (не)зам..чают пр..шельцев.
Проверь себя! … Язык вид О изм Е няется с каждым пок О лением. Только в суете быта люди не за м Е чают пр И шельцев.
Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими? Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) – И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок) Ветка тополя уже выбросила бледно - желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов) Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль . (М. Горький) – Лицо Анны было закрыто вуалем . (Л. Толстой)
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Ответьте на вопросы: К какой языковой семье относится русский язык? К индоевропейской 2) К какой группе индоевропейских языков принадлежит русский язык? К группе славянских языков
Русский язык, как и любой другой, существует по определенным законам и нормам. Они регулируют произношение, образование слов, сочетание их друг с другом. Языковые законы и нормы отражаются в написании слов. Как вы думаете, на основании каких фонетических примет можно заключить, что слова Оиаио , Ырыспай , Шююни , Дьолду , Кукчя являются иноязычными?
Алгоритм написания синквейна В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом. 1 строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль. 2 строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. 3 строка (три слова) – глаголы, действия первого слова. 4 строка – суждение из четырех слов по теме первого слова, мысль. 5 строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
Выводы: Русский язык относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи и считается пятым языком в мире по количеству говорящих на нем людей. В любом живом языке постепенные изменения происходят и в написании, и в произношении, и в морфологических признаках слов. Наиболее значительные реформы русского языка были проведены в начале 18 и в начале 19 веков.
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: повторить основные синтаксические понятия; выполнить синтаксический разбор предложения; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; р/р. Уметь распространять предложения.
Проверка домашнего задания — Что даёт человеку изучение родного языка? — Как развивается наш язык?
Проверка домашнего задания Листья скачут и бегут, устилают. Ветер не унес. Сад не помнит. Весна погребена.
Беседа.
Задание 1. Выберите термины, которые относятся к синтаксису. Грамматическая основа предложения, местоимение, гласный, кавычки, суффикс, дефис, обстоятельство, степень сравнения, условное наклонение, алфавит, обращение, сказуемое, чередование гласных, точка, словосочетание, время глагола, звук, однородные члены предложения, восклицательный знак, окончание слова.
Задание 2. Выпишите только словосочетания и отметьте в них главное слово. Карандаши и ручки, после уроков, тридцать три, очень стараться, доволен результатом, менее пяти минут, читать книгу, школьники учатся, они заняты, чудесное утро, девочка пишет.
Задание 3. Игра — Чем является сочетание девочка пишет ? Распространите предложение. Каждой следующий произносит предложение, прибавляя к нему одно слово, правильно повторив всё предыдущее предложение целиком. Например , Девочка пишет письмо; Девочка пишет письмо родителям; Девочка пишет письмо своим родителям... Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются.
Задание 4. Выполните синтаксический разбор полученного предложения
Задание 5. Упр. 8 . Спишите текст, графически обозначьте условия выбора вставленных орфограмм после шипящих.
3адание 6. * Представьте, что вы получили телеграмму такого содержания: Встречайте четверг прилетаю утром 6.00 рейс 157. Маша Измените текст, устранив неясность при помощи знаков препинания или меняя порядок слов. Прочитайте текст телеграммы с нужной интонацией. Прилетаю четверг утром 6 00. Рейс 757. Встречайте. Маша
3адание 7* Какими членами предложения являются глаголы в следующих предложениях? Учить — ум точить. (Пословица). Учитесь выразительно читать вслух. Желание говорить правду похвально. Все стали весело смеяться. Пойдём на реку купаться. (1 —подлежащее и сказуемое; 2 — сказуемое и дополнение; 3 — определение; 4 — входит в состав глагольного сказуемого; 5 — обстоятельство цели).
Выводы по уроку . — Что изучает синтаксис? — Назовите известные вам единицы синтаксиса. — Какие трудности возникли у вас при повторении данной темы? — Над какими видами орфограмм вы сегодня работали?
Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверяем д/з Листопад. Начался листопад. Листья падали днем и ночью. Они то косо летели по ветру, то отве сн о л о жились на сырую тр а ву. Леса м о росили дождем облетевшей листвы. Этот дождь ш е л неделями. Только к концу сентября переле с ки обн а жились и сквозь ч а щу дерев ь ев стала в и дна синяя даль с жатых полей.
Очень-очень странный вид: Речка за окном горит. Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно Да как крикнет, улетая: Вот что значит запятая! Б.Заходер
ПУНКТУАЦИЯ. ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР.
Всего в русской пунктуации 10 знаков препинания Точка Точка с запятой Запятая Двоеточие Тире Вопросительный знак Восклицательный знак Многоточие Скобки Кавычки
Проверяем… Очень-очень странный вид: Речка за окном , Г орит чей-то дом , Хвостом виляет песик , Из ружья стреляет мальчик , Чуть не слопал мышку кот , В очках читает книжку старый дед , В летел в окно воробей , Схватил зерно Да как крикнет, улетая: Вот что значит запятая!
Давайте вспомним!!! [ ] , и [ ] . [ О,О,О ] . [ О и О ] . [ сущ. И.п. – сущ. И.п. ] . [ ] , ( ). [ , ] .
Дорогие ребята, повторяйте пунктуацию! Книги – духовное завещание одного поколения другому… Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы.
Выполните упражнение 11.
Проверка!!! Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг од и нокий!» Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: «Твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на простор е ». «Где же вожатый?» – спр о сил я у Савельича. «Здесь, ваше благородие»,- отвечал мне голос сверху.
6) «Ты мне этого не сказал»,-заметил Пугачёв. 7) «Что еще?» - вскр и чал Пугачёв, сверкнув огненными глазами.
Рефлексия - Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас возникли?
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: повторение лексикологии как раздела науки о языке и понятий, изученных в 6 классе (общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованные слова…); повторение фразеологии.
Графический диктант 1. Птич..и гол..са звенели всюду в поле в лесу в роще. 4 2. Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось. 3. До чего красив осенний лес! 4. Ребята вы видели когда(нибудь) вековые м..гучие сосны? 4
Графический диктант. Проверка. 1. Птич..и гол..са звенели всюду в поле в лесу в роще. 4 [ : , , ]. 2. Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось. [– =, но = ]. 3. До чего красив осенний лес! [= –]! 4. Ребята вы видели когда(нибудь) вековые м..гучие сосны? 4 [ , – = ]?
Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.
лексика Общеупотребительные слова Профессионализмы Диалектизмы Жаргонизмы Эмоционально окрашенные слова Устаревшие слова Новые слова (неологизмы) Исконно русские и заимствованные слова
Общеупотребительные слова Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными . Но есть в русском языке слова, которые знают и используют в своей речи не все. Например, слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест; это необщеупотребительные слова.
Профессионализмы Например, опечатка в речи газетчиков — ляп ; руль в речи шофёров — баранка ; свободный урок в расписании в речи учителей — окно . Разряд слов, представляющих специфическую терминологию в «естественной» речи представителей определённой профессии, называется профессионализмами .
Диалектизмы Диалектизмы - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Бурак – свёкла; чапыга – частый кустарник; музга – яма, наполненная водой; колча – смерзшийся ком земли. Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров.
Жаргонизмы Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой: водила – водитель, тащусь – восхищаюсь, тачка – машина, наколоть – обмануть.
Жаргонизмы Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри и лихими внешне словечками вроде фиолетово, колоссально, прошвырнуться, обалдеть, мэн, чел…
Компьютерный жаргон В последнее время появилось много компьютерных жаргонизмов: комп – компьютер, клава – клавиатура, лазарь – лазерный принтер, вакса – операционная система VAX, геймер – от английского жаргонизма gamer (профессиональный игрок в компьютерные игры)…
Устаревшие слова Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими . сундук патефон аэроплан
Архаизмы и историзмы Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами: отрок — подросток, страж — охранник, сей — этот, зело — очень. Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник.
Найдите устаревшие слова. Архаизмы или историзмы? Одесную облака, Облака ошую – Всё искал чудесную, А нашел чужую. Одесн У ю - справа Ош У ю - слева Это старославянизмы, архаизмы.
Упражнение. Замените устаревшие слова общеупотребительными словами-синонимами, расположенными в правом столбике. Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. Щёки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер.
Игра "Четвертое лишнее". Запишите слова. Найдите и подчеркните устаревшее слово в каждой группе слов. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото. Бирюльки — сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой.
Устаревшие слова (историзмы) кафтан бирюльки
Найдите в тексте архаизмы и историзмы Зимний день Потеплело. Стоял неяркий зимний денёк. Шёл тихий и редкий снег. В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежины. Под расписными дугами княжеской тройки звенел золочёный колоколец, а на хомутах пристяжных, ярившихся на тугой вожже, сворачивавшихся в клубок, мелодично погромыхивали серебряные круглые ширкунцы. (А. Югов.)
Лексика, ограниченная в употреблении снежины пристяжные ширкунец - большой упряжной бубенчик (диалектизм, историзм). Ширкать что и чем, по чем, шуркать, шаркать, скрести, царапать, драть, дернуть, чиркать, черкать. Ширкать туфлями. Ширкнуть спичкою. | Ширканье, действ. по глаг. Ширк, звукоподражат. шарк, чирк; нюх. Ширкун, -нок, шаркунец м. ширкунчик, вост. и сиб. большой, упряжной бубенчик, болхарь, глухарь, бухарь, гремок, погремок. Поехали наши с ширкунцами. | Ширкун, вят. ц(в)иркун, запечник, сверчок. Ширчок табаку, вологодск. сиб. щепотка, понюшка, напойка. Словарь Даля
Новые слова (неологизмы) Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. Хакер секьюрити оранжевая революция
Что такое оранжевая революция? Это деятельность (целенаправленная активность) по дезорганизации и захвату ресурсов предварительно ослабленных, доведённых до состояния «тяжело больного человека» «несостоятельных» государств; спецоперация по сокрушению, колонизации ранее относительно суверенных стран, лишению их качеств, присущих полноценному субъекту политики (борьбы за власть и влияние). Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Украина, 2004 год (Оранжевый шарф и апельсин – символы оранжевой революции.)
Заимствованные слова Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Школа (лат.), гимназия (греч.), колледж (англ.), шахта (нем.), олимпиада (греч), энциклопедия (фр.).
Фразеология
Фразеологизмы Фразеологи́зм ( фразеологический оборот , идиома ) — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).
Примеры фразеологизмов и их значения Баклуши бить – бездельничать. Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости). После дождичка в четверг – никогда. Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности . Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами. Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование. Волк в овечьей шкуре - злые люди, которые прячутся под маской кротости. Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть что. Душа в пятки ушла - человек испугался. Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью.
Растекаться мыслью по древу Растекаться мыслью по древу Неверно переведенная строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которая тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью. В «Слове» сказано: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». «Мысь» в переводе со старославянского «белка». Соответственно автор говорит, что Боян, складывая песнь, охватывал мысленным взором весь мир — бегал белкою по дереву , серым волком — по земле, летал орлом под облаками. Примечательно, что, например, в Псковской губернии еще в XIX в. белку называли именно так — «мысью». Иносказательно: вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли, затрагивать разные, побочные, подобно ветвям дерева, темы и т. д. (шутл.-ирон.).
Перепиши текст, заменив подчеркнутые слова фразеологизмами. В школе Петя работал плохо . Дома он тоже ничего не делал . Получив плохие оценки, Петя печально шел домой.
Игра «Угадай фразеологизм»
Подведем итоги Что такое лексикология? Расскажите, что включает в себя словарная статья? Какие словари вы знаете? Какие слова называются диалектизмами? Какие слова называются профессионализмами, какие - жаргонизмами? Какие слова называются исконно-русскими, а какие заимствованными? Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке? Чем архаизмы отличаются от историзмов? Какую роль выполняют в речи эмоционально окрашенные слова? Как называют раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы? Какие сочетания слов называют фразеологическими? Что можно узнать из фразеологического словаря?
Домашнее задание Упражнение 13.
Найдите устаревшие слова среди предметов одежды в Древней Руси.
Одежда в Древней Руси МУЖСКАЯ ОДЕЖДА: рубаха; порты; зипун; кожух; онучи, лапти; епанча; сапоги. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА: длинная холщовая рубаха; понева; обруч, чепец; кокошник.
Словарная работа Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом. ОНУ́ЧИ — куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх О. надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). Епанча (др.-русск. япончица) — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока. кожу́х . 1. тулуп из овчины. 2. верхняя одежда из кожи, кожан.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка д/з
Цели урока: а) повторить порядок фонетического разбора; б) продолжить работу по овладению учащимися орфоэпическими нормами, орфографическими умениями и навыками.
Синтаксическая минутка Записать сложное предложение, составить его схему. Дорога вилась между кустами орешника, и идти по ней было весело.
Вспомни!
Задание №1 Запишите слова, поставьте ударение Привезена, прибывший, углублённый, позвонит, газопровод, средства, подолгу, черпая, создан, сослепа, начавший, досыта, движимый, добела, нанесена.
Проверьте себя Привезена, прибывший, углублённый, позвонит, газопровод, средства, подолгу, черпая, создан, сослепа, начавший, досыта, движимый, добела, нанесена.
Задание №2 Запишите слово «тир». Сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили — были старик да старуха.
Задание №3 (упр.18)
Задание №4 Разделите слова на слоги. Опять, школьный, семиклассник, интеллектуальность, легкомысленно.
Вспомни!
Задание №5 Орфографическая диктовка. В скобках запишите, проверочные слова. Ло..кий, гла..кий, сво..ка, ша..кий, вя..кий, сколь..кий, хлёс..кий, ме..кий, ве..кий, ре..ьба, про..ьба.
Задание №6 Выполните фонетический разбор слов: его, скрыться, кросс.
Задание №7 Зашифруйте любую фразу (из 2-3 слов) для своего соседа по парте в виде цифр. Каждая цифра соответствует номеру буквы алфавита. (Подсказка) а-1, б-2, в-3, г-4, д-5, е-6, ё-7, ж-8, з-9, и-10, й-11, к-12, л-13, м-14, н-15, о-16, п-17, р-18, с-19, т-20, у-21, ф-22, х-23, ц-24, ч-25, ш-26, щ-27, ъ-28, ы-29, ь-30, э-31, ю-32, я-33
Итог урока. — Что изучает фонетика? — Что изучает орфография?
Домашнее задание
Активные ссылки на использованные изображения: Изображение дороги http://img.azur.ru:8080/photos/26/38726.jpg Изображение «Старик со старухой» http://stat20.privet.ru/lr/0d05ba86c76b29e230d25c85ca9f98d8 Изображение люка http://www.e1.ru/news/images/270/812/270812/ljuk.jpg Изображение яра http://www.outdoors.ru/foto/album/8947.jpg Изображение льна http://www.webareal.sk/fotky20469/Linen-flax.jpg Изображение «Подсказка» http://toysgames.ru/wp-content/uploads/2010/09/rebyacheskiy-ekologicheskiy-sredotochie-so-smesharikami-1.jpg Изображение совы http://www.fxtreder.ru/Pics/News/1.2-8.jpg Изображение «Домашнее задание» http://dim-prodr.ima.sch.gr/images/kid.GIF
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. В каком слове пишется буква ё? а) ш...лковый; б) ш...рох; в) парч...вый; г) камыш...вый. 2. В каком слове необходимо вставить мягкий знак? а) об...яснение; б) с...емный; в) под...ячий; г) под...ем. 3. В каком слове нужно вставить с? а) ...десь; б) …делать; в) во...растать; г) ра...вести. 4. В каком слове нужно вставить букву и? а) рассказыва...т; б) стел...т; в) держ...т; г) описыва...т.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите главные члены предложения и составьте его схем Старые д...ревья давно обл...тели и только молодые бере...ки сохр...няют свои увя...шие листья.
Составьте слово, взяв: приставку от слова прибежать ; корень от слова школьник ; суффикс от слова ужасный ; окончание от слова огромный .
Основные вопросы Что изучается в словообразовании? Какие морфемы выделяются в слове? От чего и с помощью чего образуются слова? Какие способы образования слов вам известны?
Задания 1. Образуйте однокоренные слова разных частей речи с корнями: -чар- -жал- -див- 2. Среди перечисленных слов найдите однокоренные и слова с омонимичными корнями. Почему они не являются однокоренными? Загорал, горный, наводнение, пригорок, водный, водяной, водитель, гористый, проводить, загорелый, обгореть.