Уроки: русский язык. 7 класс

Презентации к урокам русского языка. Программа по русскому языку для 5-9 классов основной школы составлена с использованием материалов ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.No1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Примерной программы по русскому(родному) языку и рабочей программы к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.(Русский язык. Рабочие программы .Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.-13-е изд.-М.:Просвещение,2016). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Планирование146 КБ
Office presentation icon Урок №11.44 МБ
Office presentation icon Урок №2860.5 КБ
Office presentation icon Урок №32.43 МБ
Office presentation icon Урок №42.25 МБ
Office presentation icon Урок №51.88 МБ
Office presentation icon Урок №676.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс (4 часа в неделю, 136 часов)

Дата

Тема урока

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Русский язык как равивающееся явление

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (11+1часов)

2-3

Синтаксис и пунктуация

4

Лексика и фразеология

5

Фонетика и орфография

6

Словообразование и орфография

7-8

Морфология и орфография

9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

10

Анализ контрольного диктанта

11

Текст. Стили литературного языка

12

Диалог. Виды  диалога

13

Публицистический стиль

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (138 часов)

Причастие (26+7 час)

18

Причастие как часть речи

19

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

20-21

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

22

Описание внешности человека

23

Действительные и страдательные причастия

24

Краткие и полные страдательные причастия

25

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит.причастий наст.времени

26

Действительные причастия прошедшего времени.

27-28

Изложение

29-30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател.причастий наст.времени

31

Страдательные причастия прошедшего времени

32

Гласные перед Н в полных и кратких страдател. причастиях

33-35

Одна и две буквы Н в суффиксах страд.причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател.

36-37

Выборочное изложение (художественное описание литератур.героя)

38

Морфологический разбор причастия

39-40

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

41

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд.прич. прош.вр.

42-43

Сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы»

44

Повторение и обобщение изученного о причастии

45

Контрольный диктант по теме «Причастие»

46

Анализ контрольного диктанта

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+1 часов)

47

Деепричастие как часть речи

48-49

Деепричаст. оборот. Запятые при деепричастном обороте

50

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

51

Деепричастия совершенного  несовершен. вида

52

Морфологический разбор деепричастия

53

Повторение и обобщение изученного о деепричастии

54

Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц

55

Повторение и обобщение изученного о деепричастии

56

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

57

Анализ  контрольного диктанта

НАРЕЧИЕ (26+5 часов)

58

Наречие как часть речи

59-60

Смысловые группы наречий

61

Степени сравнения наречий

62

Морфологический разбор наречия

63-64

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и

65-66

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицател. наречий

67-69

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е

70

Описание действий.

71-72

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

73

Буквы О и А на конце наречий

74

Изложение с элементами сочинения

75-77

Дефис между частями слова в наречиях

78-80

 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ-х и количеств.числительных

81

Мягкий знак после шипящих

82

Учебно-научная речь. Отзыв.

83

Учебный доклад.

84

Защита тематических учебных докладов

85-86

Повторение и обобщение изученного о наречии

87

Контрольный диктант по теме «Наречие»

88

Анализ контрольного диктанта

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (2+2часов)

89

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния

90

Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)

91

Повторение и обобщение изученного о категории состояния

92

Сочинение на лингвистическую тему

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 час)

93

Самостоятельные и служебные части речи

ПРЕДЛОГ (8 часов)

94

Предлог как часть речи

95

Употребление предлогов

96

Непроизводн. и производные предлоги

97

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

98-99

Слитное и раздельное написание  производных предлогов

100

Повторение по теме «Предлог»

101

Контр.дикт. по теме «Предлог»

СОЮЗ (11+1 час)

102

Союз как часть речи

103

Простые и составные союзы

104

Союзы сочинительные и подчинительные.

105

Запятая между простыми пр-ниями в союзном сложном предложении

106

Сочинительные союзы

107

Подчинительные союзы.

108

Морфологический разбор союза

109

 Слитное написание союзов также, тоже, зато, чтобы

110

Повторение и обобщение изученного о союзе

111

Зачёт по теме «Союз»

112

Контрольное изложение

113

Анализ контрольного изложения

ЧАСТИЦА (10+2 часов)

114

Частица как часть речи

115

Разряды частиц. Формообразующие частицы

116

Смысловые частицы

117

Раздельное и дефисное написание частиц

118

Морфологический разбор частицы

119

Отрицательные частицы НЕ и НИ

120

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

121

Частица НИ, приставка НИ-союз НИ - НИ

122

Повторение и обобщение изученного о частице

123

Контрольное изложение

124

Анализ контрольного изложения

125

Рассказ на основе жизненного опыта (устный или письменный)

МЕЖДОМЕТИЕ (1часа)

126

Междометие как часть речи Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8+2часов)

127

Разделы науки о русском языке.

128

Текст. Стили речи

129

Контрольная работа по разделу «Речь»

130-132

Фонетика. Графика

133-135

Лексика и фразеология

136-137

Защита исследовательских проектов

138

Итоговый контрольный диктант

139

Анализ итогового диктанта

140

Итоговый тест за курс 7 класса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык как развивающееся явление Урок №1 7 класс

Слайд 2

Цели урока: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку; прививать любовь к русскому слову.

Слайд 3

Язык живет вместе с жизнью народа. В.Г. Белинский

Слайд 4

Знаю Хочу узнать Узнал 1.Язык – орган в полости рта. 2.Система знаков, с помощью которых мы передаем информацию. 3.У каждого народа свой язык. 1.Сколько языков существует в мире? 2.В какую группу славянских языков входит русский язык? 3.Как изменился наш язык за последние 300 лет?

Слайд 5

Язык – 1) Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. 2) Система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе . 3) Речь, способность говорить. 4) Система знаков, передающих информацию. 5) перен. Пленный, от которого можно получить нужные сведения. «Словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова

Слайд 6

Упражнение №2 Прочитайте текст. Почему славянские языки называют родственными? Выпишите слова с выделенными буквами и объясните их написание.

Слайд 7

Невозможно определить сколько языков существует в мире ввиду условности различия между разными языками, как невозможно провести границу между морями.

Слайд 8

Упражнение №1: составить кластер Славянские языки Западно- славянские Южно- славянские Восточно- славянские белорусский украинский русский

Слайд 9

Ломоносов атмосфера горизонт температура

Слайд 10

благотворительность л ичность п ромышленность в лияние сосредоточенность Карамзин

Слайд 11

С 1918 года из русского языка исчезла буква «ЯТЬ» ( «ять»). Она обозначала тот же самый звук, что и буква «Е». Гимназистам начала ХХ века приходилось заучивать слова с «ЯТЬ» наизусть.

Слайд 12

Слова, которые приходилось заучивать наизусть

Слайд 13

… Язык вид..изм..няется с каждым пок..лением. Только в суете быта люди (не)зам..чают пр..шельцев.

Слайд 14

Проверь себя! … Язык вид О изм Е няется с каждым пок О лением. Только в суете быта люди не за м Е чают пр И шельцев.

Слайд 15

Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими? Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) – И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок) Ветка тополя уже выбросила бледно - желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов) Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль . (М. Горький) – Лицо Анны было закрыто вуалем . (Л. Толстой)

Слайд 16

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Ответьте на вопросы: К какой языковой семье относится русский язык? К индоевропейской 2) К какой группе индоевропейских языков принадлежит русский язык? К группе славянских языков

Слайд 17

Русский язык, как и любой другой, существует по определенным законам и нормам. Они регулируют произношение, образование слов, сочетание их друг с другом. Языковые законы и нормы отражаются в написании слов. Как вы думаете, на основании каких фонетических примет можно заключить, что слова Оиаио , Ырыспай , Шююни , Дьолду , Кукчя являются иноязычными?

Слайд 19

Алгоритм написания синквейна В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом. 1 строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль. 2 строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. 3 строка (три слова) – глаголы, действия первого слова. 4 строка – суждение из четырех слов по теме первого слова, мысль. 5 строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.

Слайд 20

Выводы: Русский язык относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи и считается пятым языком в мире по количеству говорящих на нем людей. В любом живом языке постепенные изменения происходят и в написании, и в произношении, и в морфологических признаках слов. Наиболее значительные реформы русского языка были проведены в начале 18 и в начале 19 веков.

Слайд 21

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксис. Синтаксический разбор Урок 2 (7 класс)

Слайд 2

Цели: повторить основные синтаксические понятия; выполнить синтаксический разбор предложения; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; р/р. Уметь распространять предложения.

Слайд 3

Проверка домашнего задания — Что даёт человеку изучение родного языка? — Как развивается наш язык?

Слайд 4

Проверка домашнего задания Листья скачут и бегут, устилают. Ветер не унес. Сад не помнит. Весна погребена.

Слайд 5

Беседа.

Слайд 6

Задание 1. Выберите термины, которые относятся к синтаксису. Грамматическая основа предложения, местоимение, гласный, кавычки, суффикс, дефис, обстоятельство, степень сравнения, ус­ловное наклонение, алфавит, обращение, сказуемое, чередование глас­ных, точка, словосочетание, время глагола, звук, однородные члены предложения, восклицательный знак, окончание слова.

Слайд 7

Задание 2. Выпишите только словосочетания и отметьте в них главное слово. Карандаши и ручки, после уроков, тридцать три, очень стараться, доволен результатом, менее пяти минут, читать книгу, школьники учатся, они заняты, чудесное утро, девочка пишет.

Слайд 8

Задание 3. Игра — Чем является сочетание девочка пишет ? Распространите предложение. Каждой следующий произносит предложение, прибавляя к нему одно слово, правильно повторив всё предыдущее предложение целиком. Например , Девочка пишет письмо; Девочка пишет письмо родителям; Девочка пишет письмо своим родителям... Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются.

Слайд 9

Задание 4. Выполните синтаксический разбор полученного предложения

Слайд 10

Задание 5. Упр. 8 . Спишите текст, графически обозначьте ус­ловия выбора вставленных орфограмм после шипящих.

Слайд 11

3адание 6. * Представьте, что вы получили телеграмму такого содержания: Встречайте четверг прилетаю утром 6.00 рейс 157. Маша Измените текст, устранив неясность при помощи знаков препинания или меняя порядок слов. Прочитайте текст телеграммы с нужной интонацией. Прилетаю четверг утром 6 00. Рейс 757. Встречайте. Маша

Слайд 12

3адание 7* Какими членами предложения являются глаголы в следующих предложениях? Учить — ум точить. (Пословица). Учитесь выразительно читать вслух. Желание говорить правду похвально. Все стали весело смеяться. Пойдём на реку купаться. (1 —подлежащее и сказуемое; 2 — сказуемое и дополнение; 3 — определение; 4 — входит в состав глагольного сказуемого; 5 — обстоятельство цели).

Слайд 13

Выводы по уроку . — Что изучает синтаксис? — Назовите известные вам единицы синтаксиса. — Какие трудности возникли у вас при повторении данной темы? — Над какими видами орфограмм вы сегодня работали?

Слайд 14

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе Урок №3

Слайд 2

Проверяем д/з Листопад. Начался листопад. Листья падали днем и ночью. Они то косо летели по ветру, то отве сн о л о жились на сырую тр а ву. Леса м о росили дождем облетевшей листвы. Этот дождь ш е л неделями. Только к концу сентября переле с ки обн а жились и сквозь ч а щу дерев ь ев стала в и дна синяя даль с жатых полей.

Слайд 3

Очень-очень странный вид: Речка за окном горит. Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно Да как крикнет, улетая: Вот что значит запятая! Б.Заходер

Слайд 4

ПУНКТУАЦИЯ. ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР.

Слайд 5

Всего в русской пунктуации 10 знаков препинания Точка Точка с запятой Запятая Двоеточие Тире Вопросительный знак Восклицательный знак Многоточие Скобки Кавычки

Слайд 6

Проверяем… Очень-очень странный вид: Речка за окном , Г орит чей-то дом , Хвостом виляет песик , Из ружья стреляет мальчик , Чуть не слопал мышку кот , В очках читает книжку старый дед , В летел в окно воробей , Схватил зерно Да как крикнет, улетая: Вот что значит запятая!

Слайд 7

Давайте вспомним!!! [ ] , и [ ] . [ О,О,О ] . [ О и О ] . [ сущ. И.п. – сущ. И.п. ] . [ ] , ( ). [ , ] .

Слайд 8

Дорогие ребята, повторяйте пунктуацию! Книги – духовное завещание одного поколения другому… Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. Дохнул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы.

Слайд 9

Выполните упражнение 11.

Слайд 10

Проверка!!! Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг од и нокий!» Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: «Твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на простор е ». «Где же вожатый?» – спр о сил я у Савельича. «Здесь, ваше благородие»,- отвечал мне голос сверху.

Слайд 11

6) «Ты мне этого не сказал»,-заметил Пугачёв. 7) «Что еще?» - вскр и чал Пугачёв, сверкнув огненными глазами.

Слайд 12

Рефлексия - Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас возникли?

Слайд 13

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика. Фразеология 7 класс. Повторение в начале года Урок №4

Слайд 2

Цель урока: повторение лексикологии как раздела науки о языке и понятий, изученных в 6 классе (общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованные слова…); повторение фразеологии.

Слайд 3

Графический диктант 1. Птич..и гол..са звенели всюду в поле в лесу в роще. 4 2. Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось. 3. До чего красив осенний лес! 4. Ребята вы видели когда(нибудь) вековые м..гучие сосны? 4

Слайд 4

Графический диктант. Проверка. 1. Птич..и гол..са звенели всюду в поле в лесу в роще. 4 [  :  ,  ,  ]. 2. Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось. [– =, но = ]. 3. До чего красив осенний лес! [= –]! 4. Ребята вы видели когда(нибудь) вековые м..гучие сосны? 4 [  , – = ]?

Слайд 6

Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

Слайд 7

лексика Общеупотребительные слова Профессионализмы Диалектизмы Жаргонизмы Эмоционально окрашенные слова Устаревшие слова Новые слова (неологизмы) Исконно русские и заимствованные слова

Слайд 8

Общеупотребительные слова Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными . Но есть в русском языке слова, которые знают и используют в своей речи не все. Например, слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест; это необщеупотребительные слова.

Слайд 9

Профессионализмы Например, опечатка в речи газетчиков — ляп ; руль в речи шофёров — баранка ; свободный урок в расписании в речи учителей — окно . Разряд слов, представляющих специфическую терминологию в «естественной» речи представителей определённой профессии, называется профессионализмами .

Слайд 10

Диалектизмы Диалектизмы - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Бурак – свёкла; чапыга – частый кустарник; музга – яма, наполненная водой; колча – смерзшийся ком земли. Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров.

Слайд 11

Жаргонизмы Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой: водила – водитель, тащусь – восхищаюсь, тачка – машина, наколоть – обмануть.

Слайд 12

Жаргонизмы Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри и лихими внешне словечками вроде фиолетово, колоссально, прошвырнуться, обалдеть, мэн, чел…

Слайд 13

Компьютерный жаргон В последнее время появилось много компьютерных жаргонизмов: комп – компьютер, клава – клавиатура, лазарь – лазерный принтер, вакса – операционная система VAX, геймер – от английского жаргонизма gamer (профессиональный игрок в компьютерные игры)…

Слайд 14

Устаревшие слова Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими . сундук патефон аэроплан

Слайд 15

Архаизмы и историзмы Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами: отрок — подросток, страж — охранник, сей — этот, зело — очень. Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник.

Слайд 16

Найдите устаревшие слова. Архаизмы или историзмы? Одесную облака, Облака ошую – Всё искал чудесную, А нашел чужую. Одесн У ю - справа Ош У ю - слева Это старославянизмы, архаизмы.

Слайд 17

Упражнение. Замените устаревшие слова общеупотребительными словами-синонимами, расположенными в правом столбике. Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. Щёки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер.

Слайд 18

Игра "Четвертое лишнее". Запишите слова. Найдите и подчеркните устаревшее слово в каждой группе слов. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото. Бирюльки — сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой.

Слайд 19

Устаревшие слова (историзмы) кафтан бирюльки

Слайд 20

Найдите в тексте архаизмы и историзмы Зимний день Потеплело. Стоял неяркий зимний денёк. Шёл тихий и редкий снег. В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежины. Под расписными дугами княжеской тройки звенел золочёный колоколец, а на хомутах пристяжных, ярившихся на тугой вожже, сворачивавшихся в клубок, мелодично погромыхивали серебряные круглые ширкунцы. (А. Югов.)

Слайд 21

Лексика, ограниченная в употреблении снежины пристяжные ширкунец - большой упряжной бубенчик (диалектизм, историзм). Ширкать что и чем, по чем, шуркать, шаркать, скрести, царапать, драть, дернуть, чиркать, черкать. Ширкать туфлями. Ширкнуть спичкою. | Ширканье, действ. по глаг. Ширк, звукоподражат. шарк, чирк; нюх. Ширкун, -нок, шаркунец м. ширкунчик, вост. и сиб. большой, упряжной бубенчик, болхарь, глухарь, бухарь, гремок, погремок. Поехали наши с ширкунцами. | Ширкун, вят. ц(в)иркун, запечник, сверчок. Ширчок табаку, вологодск. сиб. щепотка, понюшка, напойка. Словарь Даля

Слайд 22

Новые слова (неологизмы) Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. Хакер секьюрити оранжевая революция

Слайд 23

Что такое оранжевая революция? Это деятельность (целенаправленная активность) по дезорганизации и захвату ресурсов предварительно ослабленных, доведённых до состояния «тяжело больного человека» «несостоятельных» государств; спецоперация по сокрушению, колонизации ранее относительно суверенных стран, лишению их качеств, присущих полноценному субъекту политики (борьбы за власть и влияние). Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Украина, 2004 год (Оранжевый шарф и апельсин – символы оранжевой революции.)

Слайд 24

Заимствованные слова Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Школа (лат.), гимназия (греч.), колледж (англ.), шахта (нем.), олимпиада (греч), энциклопедия (фр.).

Слайд 25

Фразеология

Слайд 26

Фразеологизмы Фразеологи́зм ( фразеологический оборот , идиома ) — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

Слайд 27

Примеры фразеологизмов и их значения Баклуши бить – бездельничать. Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости). После дождичка в четверг – никогда. Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности . Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами. Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование. Волк в овечьей шкуре - злые люди, которые прячутся под маской кротости. Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть что. Душа в пятки ушла - человек испугался. Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью.

Слайд 28

Растекаться мыслью по древу Растекаться мыслью по древу Неверно переведенная строка из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», которая тем не менее в современном русском языке живет своей, самостоятельной жизнью. В «Слове» сказано: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». «Мысь» в переводе со старославянского «белка». Соответственно автор говорит, что Боян, складывая песнь, охватывал мысленным взором весь мир — бегал белкою по дереву , серым волком — по земле, летал орлом под облаками. Примечательно, что, например, в Псковской губернии еще в XIX в. белку называли именно так — «мысью». Иносказательно: вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли, затрагивать разные, побочные, подобно ветвям дерева, темы и т. д. (шутл.-ирон.).

Слайд 29

Перепиши текст, заменив подчеркнутые слова фразеологизмами. В школе Петя работал плохо . Дома он тоже ничего не делал . Получив плохие оценки, Петя печально шел домой.

Слайд 30

Игра «Угадай фразеологизм»

Слайд 31

Подведем итоги Что такое лексикология? Расскажите, что включает в себя словарная статья? Какие словари вы знаете? Какие слова называются диалектизмами? Какие слова называются профессионализмами, какие - жаргонизмами? Какие слова называются исконно-русскими, а какие заимствованными? Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке? Чем архаизмы отличаются от историзмов? Какую роль выполняют в речи эмоционально окрашенные слова? Как называют раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы? Какие сочетания слов называют фразеологическими? Что можно узнать из фразеологического словаря?

Слайд 32

Домашнее задание Упражнение 13.

Слайд 33

Найдите устаревшие слова среди предметов одежды в Древней Руси.

Слайд 34

Одежда в Древней Руси МУЖСКАЯ ОДЕЖДА: рубаха; порты; зипун; кожух; онучи, лапти; епанча; сапоги. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА: длинная холщовая рубаха; понева; обруч, чепец; кокошник.

Слайд 35

Словарная работа Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом. ОНУ́ЧИ — куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх О. надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). Епанча (др.-русск. япончица) — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока. кожу́х . 1. тулуп из овчины. 2. верхняя одежда из кожи, кожан.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетика. Графика 7 класс Урок № 5

Слайд 2

Проверка д/з

Слайд 3

Цели урока: а) повторить порядок фонетического разбора; б) продолжить работу по овладению учащимися орфоэпическими нормами, орфографическими умениями и навыками.

Слайд 4

Синтаксическая минутка Записать сложное предложение, составить его схему. Дорога вилась между кустами орешника, и идти по ней было весело.

Слайд 5

Вспомни!

Слайд 6

Задание №1 Запишите слова, поставьте ударение Привезена, прибывший, углублённый, позвонит, газопровод, средства, подолгу, черпая, создан, сослепа, начавший, досыта, движимый, добела, нанесена.

Слайд 7

Проверьте себя Привезена, прибывший, углублённый, позвонит, газопровод, средства, подолгу, черпая, создан, сослепа, начавший, досыта, движимый, добела, нанесена.

Слайд 8

Задание №2 Запишите слово «тир». Сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили — были старик да старуха.

Слайд 9

Задание №3 (упр.18)

Слайд 10

Задание №4 Разделите слова на слоги. Опять, школьный, семиклассник, интеллектуальность, легкомысленно.

Слайд 11

Вспомни!

Слайд 12

Задание №5 Орфографическая диктовка. В скобках запишите, проверочные слова. Ло..кий, гла..кий, сво..ка, ша..кий, вя..кий, сколь..кий, хлёс..кий, ме..кий, ве..кий, ре..ьба, про..ьба.

Слайд 13

Задание №6 Выполните фонетический разбор слов: его, скрыться, кросс.

Слайд 14

Задание №7 Зашифруйте любую фразу (из 2-3 слов) для своего соседа по парте в виде цифр. Каждая цифра соответствует номеру буквы алфавита. (Подсказка) а-1, б-2, в-3, г-4, д-5, е-6, ё-7, ж-8, з-9, и-10, й-11, к-12, л-13, м-14, н-15, о-16, п-17, р-18, с-19, т-20, у-21, ф-22, х-23, ц-24, ч-25, ш-26, щ-27, ъ-28, ы-29, ь-30, э-31, ю-32, я-33

Слайд 15

Итог урока. — Что изучает фонетика? — Что изучает орфография?

Слайд 16

Домашнее задание

Слайд 17

Активные ссылки на использованные изображения: Изображение дороги http://img.azur.ru:8080/photos/26/38726.jpg Изображение «Старик со старухой» http://stat20.privet.ru/lr/0d05ba86c76b29e230d25c85ca9f98d8 Изображение люка http://www.e1.ru/news/images/270/812/270812/ljuk.jpg Изображение яра http://www.outdoors.ru/foto/album/8947.jpg Изображение льна http://www.webareal.sk/fotky20469/Linen-flax.jpg Изображение «Подсказка» http://toysgames.ru/wp-content/uploads/2010/09/rebyacheskiy-ekologicheskiy-sredotochie-so-smesharikami-1.jpg Изображение совы http://www.fxtreder.ru/Pics/News/1.2-8.jpg Изображение «Домашнее задание» http://dim-prodr.ima.sch.gr/images/kid.GIF


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словообразование и орфография Урок №6

Слайд 2

1. В каком слове пишется буква ё? а) ш...лковый; б) ш...рох; в) парч...вый; г) камыш...вый. 2. В каком слове необходимо вставить мягкий знак? а) об...яснение; б) с...емный; в) под...ячий; г) под...ем. 3. В каком слове нужно вставить с? а) ...десь; б) …делать; в) во...растать; г) ра...вести. 4. В каком слове нужно вставить букву и? а) рассказыва...т; б) стел...т; в) держ...т; г) описыва...т.

Слайд 3

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите главные члены предложения и составьте его схем Старые д...ревья давно обл...тели и только молодые бере...ки сохр...няют свои увя...шие листья.

Слайд 4

Составьте слово, взяв: приставку от слова прибежать ; корень от слова школьник ; суффикс от слова ужасный ; окончание от слова огромный .

Слайд 5

Основные вопросы Что изучается в словообразовании? Какие морфемы выделяются в слове? От чего и с помощью чего образуются слова? Какие способы образования слов вам известны?

Слайд 6

Задания 1. Образуйте однокоренные слова разных частей речи с корнями: -чар- -жал- -див- 2. Среди перечисленных слов найдите однокоренные и слова с омонимичными корнями. Почему они не являются однокоренными? Загорал, горный, наводнение, пригорок, водный, водяной, водитель, гористый, проводить, загорелый, обгореть.