КУРСЫ: Читательская грамотность

Школа современного учителя. Развитие читательской грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ №2 (Пройден: 14 из 15 баллов)

1.Какая характеристика не относится к читательской грамотности как части функциональной грамотности?

  • способность человека понимать и использовать письменные тексты
  • способность человека заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей
  • способность человека размышлять о письменных текстах
  • способность человека занимать активную гражданскую позицию

2. Укажите виды информации, которые однозначно относятся к составным (множественным) текстам.

  • рассказ
  • карта
  • описание
  • чат
  • инструкция
  • диаграмма
  • форум
  • эссе

3. Пример какого текста приведен ниже?

  • сплошной текст
  • несплошной текст
  • смешанный текст
  • составной текст

4.Какие коммуникативные ситуации обычно рассматриваются в исследованиях читательской грамотности?

  • региональные
  • бытовые
  • личные
  • историко-литературные
  • деловые
  • общественные
  • учебные

5.К какому виду читательских умений следует отнести умение делать сложные выводы на основе прочитанного?

  • нахождение и извлечение информации
  • интеграция и интерпретация информации
  • оценка и использование информации
  • ни к одному из указанных видов умений

  1. Какой вид читательских умений формируется и оценивается с помощью следующего задания: «Заслуживает ли доверия представленный для чтения источник информации? Является ли он объективным?»
  • нахождение и извлечение информации
  • интеграция и интерпретация информации
  • оценка и использование информации
  • одновременно все указанные виды умений

  1. Прочитайте текст.

Кампания против науки

    Сегодня наша жизнь пронизана наукой, как никогда прежде. Мы нередко сталкиваемся с опасными явлениями, которые не в состоянии понять. К примеру, многие уверяют, что нет никаких оснований полагать, что намеренное и точечное изменение генов в лабораторных условиях хуже тех изменений, которые происходят при традиционной селекции пород или культур. Но у кого-то сама идея пересадки генов от одного вида другому рождает образ безумных учёных.

    Мир изобилует реальными и мнимыми опасностями, и отличить одни от других непросто. Велика ли вероятность, что вирус Эбола, передающийся только при непосредственном контакте с телом больного, мутирует в «суперчуму», переносимую воздушно-капельным путём? По мнению специалистов, такое превращение практически невозможно: не выявлено ни одного случая, чтобы какой-либо вирус полностью менял способ передачи от человека к человеку. Но попробуйте ввести «передача Эболы по воздуху» в интернет-поисковике – и попадёте в антиутопию, где этот вирус обладает сверхъестественными способностями и скоро всех уничтожит. В этом сбитом с толку мире нам приходится выбирать, чему доверять и как в соответствии с этим поступать.

    В принципе тут-то и должна прийти на помощь наука. Наука – это способ определять, соответствует ли то, во что мы предпочитаем верить, законам природы или нет. Но большинству из нас этот способ не кажется верным. Так было всегда, ведь научный метод открывает истины, которые совсем не очевидны. Когда в XVII веке Галилео Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, он ниспровергал доктрину церкви. И предлагал людям поверить в нечто, противоречащее здравому смыслу: всё выглядит так, что это Солнце ходит вокруг Земли. Даже если разумом люди принимают новое знание, то подсознательно всё равно цепляются за то, что подсказывает им интуиция.

    Большинство людей объясняет любые явления, полагаясь скорее на личный опыт и рассказы друзей, чем на статистические данные. Нередко можно услышать о множественных случаях заболевания раком в районах, прилегающих к мусорным свалкам; вывод делается быстро: рак вызван загрязнением. Но ведь если два события происходят одно за другим, это не обязательно означает, что одно было причиной другого! Наш мозг жаждет простых объяснений. Однако наука предупреждает: мы легко поддаёмся самообману. Чтобы говорить о причинно-следственной связи между свалкой и онкологическими заболеваниями, нужно обладать, во-первых, данными статистического анализа, показывающими, что больных в этом месте больше, чем в других городах, во-вторых, данными о том, что заболевшие контактировали с веществами, которые выделяются на свалке, в-третьих, свидетельствами того, что эти вещества вообще вызывают рак; в-четвёртых, сведениями о том, что в данном районе отсутствуют естественные источники, влияющие на мутацию клеток (например, радиоактивные руды)... Даже учёным бывает непросто разобраться в хитросплетениях фактов. К тому же и они подвержены «предвзятости подтверждения» – склонны искать и видеть только те факты, которые укладываются в их собственную картину мира. Однако в отличие от всех остальных учёные крайне редко провозглашают что-либо истиной в последней инстанции и перед публикацией отдают свои работы на рецензию коллегам. Если результаты опытов достаточно важны, после публикации другие исследователи пытаются их повторить – и, будучи по сути своей скептиками, да ещё и конкурентами друг другу, бывают счастливы, когда удаётся обнаружить нестыковки в чужой работе.

(По Д. Ахенбаху)

 О какой из следующих проблем говорится в тексте «Кампания против науки»?

  • О качестве подготовки научных кадров
  • О качестве современных научных исследований
  • О недоверии к научному методу познания мира
  • О взаимоотношениях науки и искусства
  1. Прочитайте текст.

Кампания против науки

    Сегодня наша жизнь пронизана наукой, как никогда прежде. Мы нередко сталкиваемся с опасными явлениями, которые не в состоянии понять. К примеру, многие уверяют, что нет никаких оснований полагать, что намеренное и точечное изменение генов в лабораторных условиях хуже тех изменений, которые происходят при традиционной селекции пород или культур. Но у кого-то сама идея пересадки генов от одного вида другому рождает образ безумных учёных.

    Мир изобилует реальными и мнимыми опасностями, и отличить одни от других непросто. Велика ли вероятность, что вирус Эбола, передающийся только при непосредственном контакте с телом больного, мутирует в «суперчуму», переносимую воздушно-капельным путём? По мнению специалистов, такое превращение практически невозможно: не выявлено ни одного случая, чтобы какой-либо вирус полностью менял способ передачи от человека к человеку. Но попробуйте ввести «передача Эболы по воздуху» в интернет-поисковике – и попадёте в антиутопию, где этот вирус обладает сверхъестественными способностями и скоро всех уничтожит. В этом сбитом с толку мире нам приходится выбирать, чему доверять и как в соответствии с этим поступать.

    В принципе тут-то и должна прийти на помощь наука. Наука – это способ определять, соответствует ли то, во что мы предпочитаем верить, законам природы или нет. Но большинству из нас этот способ не кажется верным. Так было всегда, ведь научный метод открывает истины, которые совсем не очевидны. Когда в XVII веке Галилео Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, он ниспровергал доктрину церкви. И предлагал людям поверить в нечто, противоречащее здравому смыслу: всё выглядит так, что это Солнце ходит вокруг Земли. Даже если разумом люди принимают новое знание, то подсознательно всё равно цепляются за то, что подсказывает им интуиция.

    Большинство людей объясняет любые явления, полагаясь скорее на личный опыт и рассказы друзей, чем на статистические данные. Нередко можно услышать о множественных случаях заболевания раком в районах, прилегающих к мусорным свалкам; вывод делается быстро: рак вызван загрязнением. Но ведь если два события происходят одно за другим, это не обязательно означает, что одно было причиной другого! Наш мозг жаждет простых объяснений. Однако наука предупреждает: мы легко поддаёмся самообману. Чтобы говорить о причинно-следственной связи между свалкой и онкологическими заболеваниями, нужно обладать, во-первых, данными статистического анализа, показывающими, что больных в этом месте больше, чем в других городах, во-вторых, данными о том, что заболевшие контактировали с веществами, которые выделяются на свалке, в-третьих, свидетельствами того, что эти вещества вообще вызывают рак; в-четвёртых, сведениями о том, что в данном районе отсутствуют естественные источники, влияющие на мутацию клеток (например, радиоактивные руды)... Даже учёным бывает непросто разобраться в хитросплетениях фактов. К тому же и они подвержены «предвзятости подтверждения» – склонны искать и видеть только те факты, которые укладываются в их собственную картину мира. Однако в отличие от всех остальных учёные крайне редко провозглашают что-либо истиной в последней инстанции и перед публикацией отдают свои работы на рецензию коллегам. Если результаты опытов достаточно важны, после публикации другие исследователи пытаются их повторить – и, будучи по сути своей скептиками, да ещё и конкурентами друг другу, бывают счастливы, когда удаётся обнаружить нестыковки в чужой работе.

(По Д. Ахенбаху)

Какое определение науки наиболее близко к тому, которое дает автор?

  • Наука – это метод проверки идей на соответствие известным законам природы.
  • Наука – это система знаний об окружающей действительности.
  • Наука – это система организаций и учреждений, создающих, хранящих и распространяющих научные знания.
  • Наука – это важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний.
  1. Прочитайте текст.

Кампания против науки

    Сегодня наша жизнь пронизана наукой, как никогда прежде. Мы нередко сталкиваемся с опасными явлениями, которые не в состоянии понять. К примеру, многие уверяют, что нет никаких оснований полагать, что намеренное и точечное изменение генов в лабораторных условиях хуже тех изменений, которые происходят при традиционной селекции пород или культур. Но у кого-то сама идея пересадки генов от одного вида другому рождает образ безумных учёных.

    Мир изобилует реальными и мнимыми опасностями, и отличить одни от других непросто. Велика ли вероятность, что вирус Эбола, передающийся только при непосредственном контакте с телом больного, мутирует в «суперчуму», переносимую воздушно-капельным путём? По мнению специалистов, такое превращение практически невозможно: не выявлено ни одного случая, чтобы какой-либо вирус полностью менял способ передачи от человека к человеку. Но попробуйте ввести «передача Эболы по воздуху» в интернет-поисковике – и попадёте в антиутопию, где этот вирус обладает сверхъестественными способностями и скоро всех уничтожит. В этом сбитом с толку мире нам приходится выбирать, чему доверять и как в соответствии с этим поступать.

    В принципе тут-то и должна прийти на помощь наука. Наука – это способ определять, соответствует ли то, во что мы предпочитаем верить, законам природы или нет. Но большинству из нас этот способ не кажется верным. Так было всегда, ведь научный метод открывает истины, которые совсем не очевидны. Когда в XVII веке Галилео Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, он ниспровергал доктрину церкви. И предлагал людям поверить в нечто, противоречащее здравому смыслу: всё выглядит так, что это Солнце ходит вокруг Земли. Даже если разумом люди принимают новое знание, то подсознательно всё равно цепляются за то, что подсказывает им интуиция.

    Большинство людей объясняет любые явления, полагаясь скорее на личный опыт и рассказы друзей, чем на статистические данные. Нередко можно услышать о множественных случаях заболевания раком в районах, прилегающих к мусорным свалкам; вывод делается быстро: рак вызван загрязнением. Но ведь если два события происходят одно за другим, это не обязательно означает, что одно было причиной другого! Наш мозг жаждет простых объяснений. Однако наука предупреждает: мы легко поддаёмся самообману. Чтобы говорить о причинно-следственной связи между свалкой и онкологическими заболеваниями, нужно обладать, во-первых, данными статистического анализа, показывающими, что больных в этом месте больше, чем в других городах, во-вторых, данными о том, что заболевшие контактировали с веществами, которые выделяются на свалке, в-третьих, свидетельствами того, что эти вещества вообще вызывают рак; в-четвёртых, сведениями о том, что в данном районе отсутствуют естественные источники, влияющие на мутацию клеток (например, радиоактивные руды)... Даже учёным бывает непросто разобраться в хитросплетениях фактов. К тому же и они подвержены «предвзятости подтверждения» – склонны искать и видеть только те факты, которые укладываются в их собственную картину мира. Однако в отличие от всех остальных учёные крайне редко провозглашают что-либо истиной в последней инстанции и перед публикацией отдают свои работы на рецензию коллегам. Если результаты опытов достаточно важны, после публикации другие исследователи пытаются их повторить – и, будучи по сути своей скептиками, да ещё и конкурентами друг другу, бывают счастливы, когда удаётся обнаружить нестыковки в чужой работе.

(По Д. Ахенбаху)

Ниже приведены утверждения из текста «Кампания против науки». Являются ли эти утверждения фактами или мнениями? В таблицу запишите «Факт» или «Мнение» для каждого утверждения.

Является ли данное утверждение фактом или мнением?  Факт/Мнение

  • Галилео Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.-Факт
  • Большинство людей объясняет любые явления, полагаясь скорее на личный опыт и рассказы друзей, чем на статистические данные.-Мнение
  • Многие уверяют, что нет никаких оснований полагать, что намеренное и точечное изменение генов в лабораторных условиях хуже тех изменений, которые происходят при традиционной селекции пород или культур.- Мнение

  1. Прочитайте текст.

Кампания против науки

    Сегодня наша жизнь пронизана наукой, как никогда прежде. Мы нередко сталкиваемся с опасными явлениями, которые не в состоянии понять. К примеру, многие уверяют, что нет никаких оснований полагать, что намеренное и точечное изменение генов в лабораторных условиях хуже тех изменений, которые происходят при традиционной селекции пород или культур. Но у кого-то сама идея пересадки генов от одного вида другому рождает образ безумных учёных.

    Мир изобилует реальными и мнимыми опасностями, и отличить одни от других непросто. Велика ли вероятность, что вирус Эбола, передающийся только при непосредственном контакте с телом больного, мутирует в «суперчуму», переносимую воздушно-капельным путём? По мнению специалистов, такое превращение практически невозможно: не выявлено ни одного случая, чтобы какой-либо вирус полностью менял способ передачи от человека к человеку. Но попробуйте ввести «передача Эболы по воздуху» в интернет-поисковике – и попадёте в антиутопию, где этот вирус обладает сверхъестественными способностями и скоро всех уничтожит. В этом сбитом с толку мире нам приходится выбирать, чему доверять и как в соответствии с этим поступать.

    В принципе тут-то и должна прийти на помощь наука. Наука – это способ определять, соответствует ли то, во что мы предпочитаем верить, законам природы или нет. Но большинству из нас этот способ не кажется верным. Так было всегда, ведь научный метод открывает истины, которые совсем не очевидны. Когда в XVII веке Галилео Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, он ниспровергал доктрину церкви. И предлагал людям поверить в нечто, противоречащее здравому смыслу: всё выглядит так, что это Солнце ходит вокруг Земли. Даже если разумом люди принимают новое знание, то подсознательно всё равно цепляются за то, что подсказывает им интуиция.

    Большинство людей объясняет любые явления, полагаясь скорее на личный опыт и рассказы друзей, чем на статистические данные. Нередко можно услышать о множественных случаях заболевания раком в районах, прилегающих к мусорным свалкам; вывод делается быстро: рак вызван загрязнением. Но ведь если два события происходят одно за другим, это не обязательно означает, что одно было причиной другого! Наш мозг жаждет простых объяснений. Однако наука предупреждает: мы легко поддаёмся самообману. Чтобы говорить о причинно-следственной связи между свалкой и онкологическими заболеваниями, нужно обладать, во-первых, данными статистического анализа, показывающими, что больных в этом месте больше, чем в других городах, во-вторых, данными о том, что заболевшие контактировали с веществами, которые выделяются на свалке, в-третьих, свидетельствами того, что эти вещества вообще вызывают рак; в-четвёртых, сведениями о том, что в данном районе отсутствуют естественные источники, влияющие на мутацию клеток (например, радиоактивные руды)... Даже учёным бывает непросто разобраться в хитросплетениях фактов. К тому же и они подвержены «предвзятости подтверждения» – склонны искать и видеть только те факты, которые укладываются в их собственную картину мира. Однако в отличие от всех остальных учёные крайне редко провозглашают что-либо истиной в последней инстанции и перед публикацией отдают свои работы на рецензию коллегам. Если результаты опытов достаточно важны, после публикации другие исследователи пытаются их повторить – и, будучи по сути своей скептиками, да ещё и конкурентами друг другу, бывают счастливы, когда удаётся обнаружить нестыковки в чужой работе.

(По Д. Ахенбаху)

Зачем в тексте приведен пример с мусорными свалками?

  • Чтобы предупредить всех об опасности мусорных свалок для здоровья человека
  • Чтобы указать важную причину возникновения онкологических заболеваний
  • Чтобы показать, что личный опыт важен, если человек хочет разобраться в какой-то проблеме
  • Чтобы показать разницу между наивными убеждениями и научным подходом к оценке фактов
  1. Прочитайте текст и выполните задание.

    «За первую четверть XVIII века в России было построено свыше 200 новых предприятий. Это были в основном металлургические, оружейные заводы, текстильные мануфактуры, верфи, пороховые мельницы. Они работали главным образом на нужды войны. В этот период началось интенсивное освоение несметных природных богатств Урала. Здесь как грибы росли казённые и частные металлургические заводы. Первейшим промышленником эпохи был Никита Демидыч Антуфьев (Демидов) — оборотистый тульский ружейный мастер, ставший владельцем множества железоделательных и медеплавильных заводов. Уральская промышленность принесла мировую славу русскому железу, чьё качество признавалось великолепным, а цена баснословно низкой.

    Царь всячески поощрял русских предпринимателей. Они получали деньги из государственной казны. Предпринимателям передавали земли, приписывали к заводам государственных крестьян, труд которых почти ничем не отличался от труда крепостных и холопов. Позднее была принята «Берг-привилегия», закон, согласно которому любой из подданных царя мог беспрепятственно основать завод на любых, в том числе и кому-то принадлежащих, землях, что позволяло не считаться с чьей-либо собственностью. Заводчикам разрешили покупать для заводов крепостных крестьян.

    Вместе с тем, поощряя предпринимателей, государственные учреждения установили жёсткий контроль за всем, что делалось на частновладельческих заводах. Их хозяев за нарушение утверждённых регламентов могли лишить собственности. Это сдерживало инициативу предпринимателей, тормозило развитие свободного рынка рабочих рук и товаров. При всех своих недостатках, которые проявились позже, экономика России сумела обеспечить победу армии и флота в войне со шведами».

О каком царе и выигранной им войне говорится в тексте?

  • Александр I и Отечественная война 1812 г.
  • Петр III и Семилетняя война
  • Петр I и Северная война
  • Николай I и Крымская война

  1. Прочитайте отрывок из письма.

    «С удовольствием <...> я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве. Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место своего рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей <...> и пр., и пр.

    Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков, …то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. <...> До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души.

    После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого <...> он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки <...>.

    Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, – это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это – дело, затрагивающее государство, у которого свои законы».

Кто являлся автором письма?

  • Петр III
  • Елизавета Петровна
  • Екатерина II
  • Павел I

  1. Прочитайте отрывок из письма.

    «С удовольствием <...> я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве. Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место своего рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей <...> и пр., и пр.

    Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков, …то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. <...> До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души.

    После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого <...> он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки <...>.

    Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, – это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это – дело, затрагивающее государство, у которого свои законы»

 Почему Е. Пугачев надеялся на помилование?

  • он не совершал преступлений против власти
  • он был отважен и смел
  • он не был жесток
  • он руководствовался постановлениями судов

  1. Прочитайте отрывок из письма.

    «С удовольствием <...> я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве. Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место своего рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей <...> и пр., и пр.

    Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков, …то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. <...> До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души.

    После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого <...> он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки <...>.

    Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, – это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это – дело, затрагивающее государство, у которого свои законы».

Почему автор письма считает, что Пугачёва помиловать нельзя?

  • он выступил против законов государства
  • он защищал беднейшие слои населения
  • на его стороне выступили дворяне
  • посланные против Пугачёва войска поддержали его
  1. Прочитайте отрывок из письма.

    «С удовольствием <...> я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве. Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место своего рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей <...> и пр., и пр.

    Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков, …то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. <...> До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души.

    После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого <...> он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки <...>.

    Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, – это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это – дело, затрагивающее государство, у которого свои законы»

Ниже приведены утверждения из прочитанного текста. Являются ли эти утверждения фактами или мнениями? Запишите в таблицу «Факт» или «Мнение» для каждого утверждения.

Является ли данное утверждение фактом или мнением?  Факт/Мнение

  • Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак-факт
  • До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению-мнение
  • После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого- мнение

...


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие умения «Нахождение и извлечение информации» на учебных занятиях по литературе

1.Какое умение относится к группе умений «нахождение и извлечение информации»?

  • извлечение из текста неявной информации
  • сопоставление информационных единиц из одного текста
  • сравнение информации нескольких текстов
  • сопоставление иллюстрации и текста

2. К группе каких умений относится следующее задание: «Какие эпитеты использованы автором в первой строфе стихотворения?»

  • нахождение и извлечение информации
  • интеграция и интерпретация информации
  • анализ и синтез информации
  • оценка и использование информации

3. Определите задание повышенного уровня сложности.

  • найдите цитату во второй главе, характеризующую авторскую позицию
  • выпишите цитаты из первой и четвертой глав произведения, в которых прямо выражается авторская позиция
  • анализируя текст произведения и дневники писателя, найдите высказывание, характеризующее его взгляд на изображаемые события
  • из оценок, данных герою другими персонажами, выберите ту, которая выражает авторскую позицию

4. Какое умение не сформировано у обучающегося, если он не может найти в тексте слова заданной тематической группы?

  • умение дифференцировать явно и неявно выраженную информацию
  • умение оценивать достоверность информации
  • умение выявлять и анализировать противоречия
  • умение выявлять информацию

5. Как можно квалифицировать текст, состоящий из нескольких текстов (например, макротекст, включающий литературное произведение, высказывания критиков, авторскую рефлексию, свидетельства современников и др.)?

  • смешанный текст
  • составной текст
  • межпредметный текст
  • деформированный текст

6. Какую информацию при изучении литературного произведения можно считать избыточной?

  • информацию о литературно-исторической эпохе, в которую было создано произведение
  • оценка критики
  • биографические сведения об авторе, не имеющие непосредственного отношения к произведению
  • информация об авторском замысле произведения

7. В какой части произведения, как правило, сосредоточена неявная информация?

  • в композиции
  • в сюжете
  • в заголовочном комплексе
  • в подтексте

8. На формирование какого навыка направлено задание «Составьте цитатный портрет героя»?

  • поиск и извлечение информации
  • интеграция и интерпретация информации
  • анализ информации
  • оценка информации

9. Укажите структурный уровень, работа с которым позволяет осуществлять поиск и извлечение информации.

  • концептуальный уровень
  • уровень внешней формы
  • заголовочный комплекс
  • контекст

10. Укажите задание, которое не относится к группе умений «нахождение и извлечение информации».

  • Подберите материалы на тему «Иллюстраторы М.Ю. Лермонтова».
  • Найдите цитаты, характеризующие внешность героя.
  • Какую задачу решал автор, выстраивая систему образов?
  • Найдите в тексте стихотворения колористические детали.

Развитие умения «Интеграция и интерпретация информации» на учебных занятиях по литературе

1.Какое умение относится к группе умений «интеграция и интерпретация информации»?

  • определение позиций явных информационных единиц в тексте
  • сопоставление информационных единиц из одного или нескольких текстов
  • определение позиций неявных информационных единиц в тексте
  • выявление и оценивание авторской позиции

2. К группе каких умений относится следующее задание: «Соотнесите высказывания автора об отношении к творчеству в изучаемом произведении и в дневнике, предшествовавшем его созданию?»

нахождение и извлечение информации

интеграция и интерпретация информации

анализ и синтез информации

оценка и использование информации

3. Какие навыки формирует следующее задание: «В каких позициях сходятся Писарев и Антонович, анализируя образ Базарова?»

извлечение информации

интеграция и интерпретация информации

поиск неявной информации

использование информации для решения задач

высказывание оценочных суждений по поводу прочитанного

4. Какое умение не сформировано у обучающегося, если он не может обобщить информацию, рассредоточенную в тексте?

умение дифференцировать явно и неявно выраженную информацию

умение оценивать достоверность информации

умение выявлять и анализировать противоречия

умение интегрировать информацию

5. Как можно квалифицировать вид задания, направленного на выявление сходства и различия героев?

умение дифференцировать явно и неявно выраженную информацию

умение интегрировать и интерпретировать информацию

умение использовать информацию в собственных целях

умение оценивать достоверность информации

6. Какое из перечисленных заданий направлено на формирование навыков интерпретации текста?

  • подготовьте материал об истории создания произведения
  • сделайте подборку сайтов, посвященных иллюстраторам изучаемого произведения
  • найдите фрагмент произведения, в котором открыто выражена авторская позиция
  • какую функцию выполняет метафора в третьей строфе произведения?

7. Какой навык формирует задание: «В чем заключаются сходства и различия во взглядах на назначение поэта в стихотворениях А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» и «Поэту»?»

  • умение дифференцировать явно и неявно выраженную информацию
  • умение интегрировать и интерпретировать информацию
  • умение использовать информацию в собственных целях
  • умение оценивать достоверность информации

8. Какое из перечисленных заданий является эффективной формой проверки сформированности навыков интеграции информации?

  • Соотнесите цитаты и названия произведений автора.
  • Выпишите 4 цитаты, наиболее точно выражающие авторскую идею.
  • Определите, в какой части произведения сконцентрированы изобразительно-выразительные средства.
  • Найдите 5 примеров аллитерации в тексте произведения.

9. Укажите структурный уровень произведения, работе с которым предшествует интеграция и интерпретация информации.

  • концептуальный уровень
  • уровень внешней формы
  • заголовочный комплекс
  • контекст

10. Укажите задание, которое не относится к группе умений «интеграция и интерпретация информации».

  • Какова функция звукописи в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
  • Соотнесите детали интерьера помещичьих усадеб в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
  • Какую задачу решал автор, создавая систему двойников и антиподов в романе?
  • В каком значении использованы слова «брат» и «друг» в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по литературе

1. Какое умение относится к группе умений «оценка и использование информации»?

  • определение позиций явных информационных единиц в тексте
  • сопоставление информационных единиц из одного или нескольких текстов
  • определение позиций неявных информационных единиц в тексте
  • выявление и оценивание авторской позиции

2. Какой читательский навык предполагает реконструкцию смысла?

  • нахождение и извлечение информации
  • интеграция и интерпретация информации
  • оценка и использование информации
  • анализ и синтез информации

3. Какие виды учебной деятельности не направлены на осмысление и оценивание содержания и формы текста?

  • извлечение явной информации
  • поиск неявной информации
  • формулирование отношения к авторской позиции
  • использование информации для решения поставленных задач
  • высказывание оценочных суждений по поводу прочитанного

4. Какое умение не сформировано у обучающегося, если он не может выявить авторскую позицию в произведении?

  • умение дифференцировать явно и неявно выраженную информацию
  • умение анализировать и оценивать информацию
  • умение выявлять и анализировать противоречия
  • умение интегрировать информацию

5. Как можно квалифицировать вид задания, направленного на определение значения формы для понимания содержания произведения?

умение дифференцировать явно и неявно выраженную информацию

умение интегрировать и интерпретировать информацию

умение использовать информацию в собственных целях

умение анализировать и оценивать информацию

6. Какое из перечисленных заданий направлено на формирование умения оценивать произведение?

как в подтексте воплощается авторская идея?

сделайте подборку сайтов, на которых размещены официальные иллюстрации произведения

найдите фрагмент произведения, в котором открыто выражена авторская позиция

какую функцию выполняет синекдоха во втором катрене произведения?

7. Какой навык формирует задание: «Проанализируйте способы проявления авторской позиции в стихотворении С.А. Есенина «Неуютная жидкая лунность»?

умение дифференцировать явно и неявно выраженную информацию

умение интегрировать и интерпретировать информацию

умение анализировать и оценивать информацию

умение оценивать достоверность информации

8. Какое из перечисленных заданий является эффективной формой проверки сформированности навыков анализа, оценки и использования информации?

Соотнесите цитаты и названия произведений автора.

Выпишите ключевые слова фрагмента.

Выявите и охарактеризуйте явные противоречия в тексте.

Найдите 5 примеров наиболее очевидной звукописи в тексте произведения.

9. Для работы с каким уровнем текста актуален навык комплексной оценки информации?

концептуальный уровень

уровень внешней формы

заголовочный комплекс

контекст

10. Укажите задание, которое относится к группе умений «интеграция и интерпретация информации».

Какова функция аллитераций в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»?

Соотнесите детали интерьера помещичьих усадеб в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Как использованные просторечия и обилие лексики с военной семантикой позволяют понять авторские идеи в стихотворении Лермонтова «Бородино»?

Составьте цитатный план романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».



Предварительный просмотр:

Развитие умения «Нахождение и извлечение информации» на учебных занятиях по истории

1. В заданиях на нахождение и извлечение информации из исторического текста прежде всего необходимо:

локализовать информацию

интегрировать и интерпретировать информацию

анализировать и синтезировать информацию

оценивать и использовать информацию

2. В заданиях с привлечением исторических текстов большинство школьников демонстрируют умения:

извлекать из текста неявную информацию

работать с несколькими текстами

находить явную информацию

понимать синонимические замены

3. Что не относится к читательским умениям при нахождении и извлечении информации из исторических текстов?

определять место, где содержится искомая информация

определять наличие/отсутствие информации

находить и извлекать одну или несколько единиц информации

сравнить или связать текст и внетекстовые знания

4. Как называется текст, в котором соединяются несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным?

сплошной текст

несплошной текст

составной текст

разноуровневый текст

5. Какие виды источников исторической информации не относятся к сплошным текстам?

актовые материалы

мемуары

периодическая печать

таблицы

6. Как называются тексты, состоящие из сплошного и несплошного текстов?

составной текст

смешанный текст

гипертекст

усеченный текст

7. Из каких текстов преимущественно сегодня состоят веб-страницы?

из смешанных текстов

из составных текстов

из сплошных текстов

из несплошных текстов

8. Какую сложность представляют смешанные тексты по истории, если в них имеются иллюстрации?

определить автора иллюстрации

соотносить текст с деталями изображения

придумать название к иллюстрации

описать иллюстрацию

9. Чем таблица, как вид несплошного текста по истории, отличается от других видов несплошных текстов (плакатов, карикатур)?

текст является основой таблицы

сочетание изобразительного и текстового материала

привлечение дополнительного текста

анализ текстовой и графической информации

10. Какие универсальные учебные познавательные действия (УУПД) по ФГОС относятся к работе с информацией?

выбирать информацию различных видов и форм представления

находить сходные аргументы в различных информационных источниках

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий

соотносить полученный результат с имеющимся знанием

Развитие умения «Интеграция и интерпретация информации» на учебных занятиях по истории

1. Чем интеграция и интерпретация исторического текста отличается от нахождения и извлечения информации в тексте?

процессом определения места, где содержится информация

поиском информации в тексте

процессом выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе

извлечением из текста информации, которая не сообщается напрямую

2. С какими текстами лучше справляются наши школьники при интеграции и интерпретации исторического текста?

со сплошными текстами

с составными текстами

со смешанными текстами

с несплошными текстами

3. Что означает связывание или интеграция единиц информации в тексте?

нахождение явной информации в тексте

определение общей роли единиц информации в тексте

связывание сообщения текста с собственными убеждениями и опытом

связывание информации текста с внетекстовыми источниками информации

4. К базовым логическим действиям при работе с историческими текстами относятся умения:

раскрывать причинно-следственные связи событий

сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия

извлекать информацию из исторического источника

определять ценность текста для решения определенной задачи

5. В чем проявляется логическая сложность при работе с историческими текстами?

в особенностях построения частей текста

в недостаточности словарного запаса

в большом объеме текста

в описании того или иного события

6. В чем состоит сложность интерпретации смешанного текста, состоящего из исторического документа и изображения?

в умении найти сходные элементы в тексте и изображении

в недостаточности словарного запаса

в умении определить какой источник является первичным

в грамматической сложности

7. Какие универсальные учебные познавательные действия (УУПД) по ФГОС относятся к базовым логическим?

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах

выявлять дефициты информации

выявлять причинно-следственные связи

находить сходные аргументы в различных информационных источниках

8. Какие базовые логические действия предусматривает Примерная рабочая программа по истории?

систематизировать и обобщать исторические факты

раскрывать причинно-следственные связи событий

сравнивать события, выявляя общие черты и различия

различать виды источников исторической информации

9. Через какие виды деятельности по ПРП реализуется развитие компетенции «Интеграция и интерпретация информации»?

анализ, объяснение исторических событий, явлений

различение в тексте письменных источников фактов и мнений

интерпретацию событий прошлого

10. Что означает интерпретация информации?

понимание читателем текста в его составных частях и в целом

связывание информации в тексте с информацией вне текста

выбор и предъявление конкретной информации

определение места информации в тексте

Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по истории

1. Что относится к оценке и использованию исторического текста?

высказывать предположения на основе текста

процесс определения места, где содержится информация

поиск информации в тексте

процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе

2. С какими затруднениями сталкиваются наши школьники при оценке и использовании исторического текста?

неумение критически отнестись к авторскому тексту

неумение выразить свое мнение по поводу прочитанного текста

неумение оценить качество и надежность прочитанного текста

неумение найти нужную информацию в тексте

3. Какие универсальные учебные познавательные действия (УУПД) по ФГОС относятся к базовым исследовательским?

раскрывать причинно-следственные связи событий

сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания

оценивать достоверность информации, полученной в ходе исследования

4. Чем осмысление исторического текста отличается от нахождения и извлечения информации в тексте?

процессом определения места, где содержится информация

поиском информации в тексте

процессом выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе

установлением связей между текстом и внетекстовыми знаниями

5. Какие базовые исследовательские действия предусматривает Примерная рабочая программа по истории?

систематизировать и анализировать исторические факты

осуществлять реконструкцию исторических событий

соотносить полученный результат с имеющимся знанием

раскрывать причинно-следственные связи событий

6. Вопросы на осмысление требуют:

обращения к собственному опыту или знаниям

поиск информации в тексте

интерпретации информации в тексте

высказывания личного суждения

7. В чем состоит трудность осмысления и оценки исторического текста?

строить предположения на основе нескольких фактов

объем и сложность текста

размер и степень абстрактности текста

находить явную информацию в тексте

8. Через какие виды деятельности по ПРП реализуется развитие компетенции «Оценка и использование информации»?

историческое описание (реконструкцию)

рассмотрение исторических версий и оценок

определение своего отношения к событиям и личностям прошлого

9. Что означает оценка информации?

применение текста при решении широкого круга задач

предъявление конкретной информации

определение общей роли информации в тексте

опора на мысли, чувства, опыт читателя при взаимодействии с текстом

10. Какие читательские умения относятся к компетенции «Оценки и использования информации»?

обнаруживать противоречия в одном или нескольких текстах

находить и извлекать одну или несколько единиц информации

устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями

оценивать содержание текста или его элементов



Предварительный просмотр:

Развитие умения «Нахождение и извлечение информации» на учебных занятиях по обществознанию

1. Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например, России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например, белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Какие критерии деления на группы называет автор?

Языковой

Профессиональный

Расовый

Религиозный

2. Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например, России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например, белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Как соотносятся языковые и расовые социальные группы?

Они всегда идентичны

Они, как правило, отличаются

Они могут совпадать, но могут и отличаться

3. Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например, России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например, белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Какой критерий деления общества автор называет важнейшим?

По имуществу или богатству

По объему власти

По престижу профессии

4. Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например, России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например, белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Как автор описывает значимость образования как критерия социальной стратификации?

Как один из самых значимых критериев

Как критерий, не играющий значительной роли

В тексте нет авторских оценок этого критерия

По уровню образования

5. Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например, России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например, белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Для чего, по мнению автора, представители одной профессии объединяются в профессиональные группы?

Для общения и отдыха

Для защиты своих интересов

Для обмена опытом

Для эмоциональной поддержки друг друга

6. Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например, России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например, белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

На что, по мнению автора, влияют профессиональные занятия?

На образ мышления

На уровень дохода

На мотивацию

На привычки и интересы

7. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

    Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска «запилила» платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

 

В каком количестве стран используют эту платформу?

Около 220

Менее 100

Примерно 150

Примерно 175

8. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

    Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска «запилила» платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

Каков характер предлагаемых платформой услуг?

Есть только три платных тарифа

Есть бесплатная версия и платные тарифы

Все услуги бесплатны

Есть 2 платных тарифа

9. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

   

     Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска «запилила» платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

Если компания продает около 2 тысячи товаров, то какой тариф ей нужно подключить на платформе?

бесплатный

безлимитный

за 35 долларов

за 15 долларов

10. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

     Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска «запилила» платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

Какая часть пользователей приобретает более выгодный годовой аккаунт?

25%

33%

50%

75%

Развитие умения «Интеграция и интерпретация информации» на учебных занятиях по обществознанию

1. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

    Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска создала платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

 

К какому стилю можно отнести этот текст?

Художественный

Публицистический

Научный

Смешанный

2. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

    Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска создала платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

Какие из предложенных выводов можно сделать на основе этого текста?

За год количество новых клиентов платформы растет в среднем на 240 тысяч человек

Платформа активно используется пользователями соцсетей

Большая часть клиентов сервиса из России

Платформа работает по всему миру

3. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

    Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска создала платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или сранице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

Почему платформа пользуется большой популярностью в мире? Дайте ответ на основе информации в тексте.

Простота внедрения и использования

Относительно недорогие тарифы

Качественный сервис и быстрая обратная связь

Постоянное совершенствование платформы

4. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

    Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска создала платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

Какой план текста более корректен?

Тарифы – Количество пользователей – История бизнеса

Как мы начинали – Сколько это стоит – Сколько у нас пользователей

История бизнеса – Наши преимущества – Стоимость услуг

История основателей – Кто наши пользователи – Сколько это стоит

5. Как создать свой онлайн-магазин (смешанный текст)?

    Еще каких-то десять лет назад начать торговлю в интернете было целой наукой — без программистов бизнес обойтись никак не мог. В 2009 году IT-компания Ecwid из Ульяновска создала платформу, которая позволяет «прикрутить» полноценный интернет-магазин к сайту, блогу или странице в соцсети.

    Сегодня у Ecwid — больше миллиона пользователей, но только часть из них пользуется платными тарифами (какая именно — не раскрывают). Пользователи бесплатной версии могут продавать не больше 10 единиц товара. Платных тарифов — три: за $15 можно продавать до 100 товаров, за $35 — до 2,5 тысяч товаров, безлимитный тариф — $99. Треть клиентов Ecwid пользуются более выгодными, годовыми аккаунтами: это месячная плата, умноженная на 10.

    На платформе ежемесячно регистрируется около 20 тысяч новых клиентов. Основная их масса живет в США, Австралии, Канаде, Великобритании и странах Латинской Америки. Из России — только 7–9% клиентов.

Установите соответствие между фактами и мнениями.

А   Ecwid – одна из самых быстрорастущих онлайн-платформ в мире

Б  Каждый месяц на платформе появляется около 20 тысяч новых клиентов

В  Пользователи из России составляют меньшинство клиентов платформы

Г  Предложенные платформы бюджетных тарифов по карману всем бизнесменам

1 факты

2 мнения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А- 2  Б-1  В-1   Г-2

Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по обществознанию

1. Какие виды текстов выделяют по их форме?

сплошные

частично сплошные

табличные

несплошные

2. Что оценивает читательская грамотность?

скорость чтения текстов

умение понимать тексты и использовать информацию из текстов

умение находить в них определенную информацию

умение рефлексировать о содержании текста

3. Если текст задания состоит исключительно из таблицы, то к какому виду его можно отнести?

сплошной

несплошной

составной

смешанный

4. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

К какому стилю можно отнести этот текст?

художественный

научный

официально-деловой

разговорный

5. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Какие виды расслоения общества названы в тексте?

языковое

социальное

государственное

профессиональное

имущественное

расовое

6. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Как соотносятся между собой расслоение по языковому и расовому признакам:

Они всегда идентичны

Они, как правило, отличаются

Они могут совпадать, но могут и отличаться

7. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Что из нижеперечисленного относится к профессиональной деятельности?  

врачебная деятельность

волонтерская деятельность

педагогическая деятельность

актерская деятельность

8. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Свидетельством того, языковые группы не совпадают с расовыми группами, являются следующие факты:

люди одной расы могут говорить на разных языках

люди разных рас могут говорить на разных языках

люди разных рас могут говорить на одном языке

люди одной расы могут говорить на одном языке

9. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

Социальные группы могут выделяться по следующим признакам:

профессиональный

языковой

территориальный

религиозный

10. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

Сорокин о социальной структуре (сплошной текст)

    Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

    Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трем государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

    Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

    Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений.

В каком абзаце и предложении говорится о профсоюзах?

первый абзац, третье предложение

второй абзац, первое предложение

третий абзац, шестое предложение

пятый абзац, второе предложение