Справка по результатам контроля

Кравченко Елена Владимировна

Справка по результатам контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_rezultatam_kontrolya.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА1
по результатам оперативного контроля деятельности
образовательных учреждений по введению федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования

В соответствии с приказом Управления образования «О проведении оперативного контроля деятельности образовательных учреждений по введению ФГОС НОО» от 07.10.2011 № 451-у в соответствии с планом-заданием с 18 по 21 октября 2011 г. проведен оперативный контроль по обеспечению введения ФГОС НОО.

Программа проверки включала показатели по четырем разделам:

1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях.

2. Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО.

3. Кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО.

4. Организационное обеспечение введения ФГОС НОО.

В выборочном контроле приняли участие ____ образовательных учреждений: МБОУ.

1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО

В ходе контроля проверялась сформированность пакета нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО.

Пакет документов федерального уровня сформирован во всех проконтролированных образовательных учреждениях.

Пакет документов регионального уровня сформирован

полностью в МБОУ № ____;

частично – в МБОУ № ______;

не сформирован – в МБОУ № ______.

Документы муниципального уровня сформированы

полностью в МБОУ №  ______;

частично – в МБОУ № ______;

не сформированы – в МБОУ № _____.

Все образовательные учреждения внесли изменения и дополнения в Устав с учетом требований ФГОС. «Положение об оплате труда» соответствует новым требования в МБОУ № _________, частично соответствуют – в МБОУ № ______.

«Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» соответствует новым требованиям в МБОУ № __, частично соответствуют – в МБОУ №________, не соответствуют – в МБОУ №  ______.

Должностные инструкции работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС (учителя начальных классов, заместителя по УВР, курирующего ФГОС, педагога дополнительного образования) приведены в соответствие с новыми требованиями  в МБОУ № ____. В МБОУ №  ______ не все должностные инструкции приведены в соответствие с новыми требованиями.  

Таким образом, из числа проверенных ОУ по нормативно-правовому обеспечению показали:

– высокий уровень соответствия требованиям введения ФГОС – __ОУ (___ %);

– средний уровень показали __ОУ (___%);

– низкий уровень показали __ОУ (___%).

Сравнение результатов оперативного контроля и самооценки ОУ, проведенной в октябре 20__ г. по параметру «Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО», позволяет говорить о следующем:  

– подтвердили результаты самооценки и оперативного контроля __% ОУ;

– снизили результаты относительно самооценки __ % ОУ.

2. Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО

Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО реализуется через разработанность основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования должна включать 9 разделов, определенных в п. 16 Стандарта. При оценивании основной общеобразовательной программы проверялось соблюдение формальных признаков:

1. Наличие титульного листа, на котором отмечено утверждение про-граммы директором ОУ и согласование с общественным Советом ОУ.

На титульном листе должно быть полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом, название программы и сроки ее реализации, указание авторов и года написания.

2. Наличие содержания программы с указанием всех разделов про-граммы и страниц.

3. Наличие разделов программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Всем формальным признакам не отвечает ни одна программа проверенных образовательных учреждений.

Содержание и структура разделов определяются в соответствии с п. 19 «Требования к разделам ООП НОО» Стандарта (требования к п. 19.3 Приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).

Пояснительная записка должна раскрывать цели реализации, принципы и подходы к формированию ООП НОО. При разработке пояснительной записки следует опираться на Стандарт, в котором определены цели реализации ООП НОО. Принципы и подходы к формированию ООП НОО образовательное учреждение определяет самостоятельно или использует авторские программы.

В пояснительной записке должно быть приведено обоснование выбора системы учебников или завершенных предметных линий с учетом кадрового и материально-технического обеспечения образовательного процесса, потребностей и интересов обучающихся.

В основном требования к пояснительной записке соблюдены. Однако в пояснительной записке ООП НОО МБОУ № ____ не отражены возрастные особенности младших школьников, не обозначены результаты освоения программы, принципы и подходы к формированию ООП НОО, не учтены социокультурные особенности и потребности региона, микрорайона, не учтены запросы родителей.

Планируемые результаты освоения основной образовательной про-граммы начального общего образования должны в полном объеме отражать требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (второй раздел Стандарта). В соответствии со Стандартом во втором разделе ООП НОО должны быть представлены личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты. Структуру представления планируемых результатов определяет образовательное учреждение самостоятельно или на основе автор-ских программ. Целесообразнее определить итоговые результаты без деления по классам, но возможен и вариант группировки планируемых результатов по годам обучения (для предметных результатов в соответствии с авторскими программами).

Данный раздел соответствует требованиям в МБОУ № ___. Частично соответствует – в МБОУ № ___. Не соответствует – в МБОУ № ___.

Учебный план начального общего образования составляется на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373» от 26.11.2009 № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 № 19707).

При формировании учебного плана образовательное учреждение руководствуется методическими рекомендациями Министерства образования и науки ______ области.

Учебный план начального общего образования гимназии № ____  составлен с учётом нормативных документов. Пояснительная записка в полной мере отражает особенности учебного плана в соответствии с пунктом 19.3 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного  приказом  Министерства образования  и  науки  Российской Федерации  от 26 ноября 2010 г.  № 1241. В остальных образовательных учреждениях пояснительная записка требует доработки.

Сетка учебного плана всех ОУ составлена в соответствии с рекомендациями и отражает:

 структуру обязательных предметных областей «Филология», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура»;

 учебное время, отводимое на изучение предметов;

 общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся с учётом требований СанПиН 2.4.2.2821-10;

 объём максимальных домашних заданий с учётом требований Сан ПиН 2.4.2.2821-10.

Для удовлетворения биологической потребности в движении в соответствии с Письмом Министерства образования и науки _____ области от 22.10.2010 г. № 01/5139 «О введении третьего часа физической культуры» в учебный план всех ОУ  введены 3 урока физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна включать 5 обязательных компонентов:

– описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования, которые должны соответствовать базовым национальным ценностям и ценностным ориентациям, определенным в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

– характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и универсальных учебных действий, для уточнения характеристик  и конкретизации структуры УУД рекомендуется использовать «фундаментальное ядро содержания общего образования»;

– связь УУД с содержанием учебных предметов, для связей рекомендуется использовать «Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения»;

– типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся;

– описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию, при описании преемственности целесообразно соотнести УУД с интегративными качествами ребенка, которые он может приобрести в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы до-школьного образования» от 23 ноября 2009 г. № 655).

Данный раздел соответствует требованиям в МБОУ № ___. Частично соответствует – в МБОУ № ____. Не соответствует – в МБОУ № __.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования УУД, пособий «Примерные программы начального общего образования».

Структура рабочих программ определена в пункте 19.5 «Программы отдельных учебных предметов, курсов» Стандарта.

Программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны содержать:

1) пояснительную записку;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочие программы разрабатываются на основе примерных про-грамм начального общего образования с учетом специфики авторской программы.

1) В пояснительной записке конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса, описываются  назначение предмета, цели и задачи обучения  предмету.

2) В общей характеристике учебного предмета, курса можно указать сквозные линии развития учащихся средствами предмета, перечислить основные понятия  и учебные действия по разделам.

3) При описании места учебного предмета, курса в учебном плане указать, в каких классах изучается предмет и каков общий объём учебного времени (количество часов в неделю, в год).

4) При описании ценностных ориентиров содержания учебного предмета наряду с примерными и авторскими программами учитываются ценностные ориентиры содержания образования, представленные в программе формирования УУД. Например, ценность добра, общения, семьи,  гражданственности, патриотизма и т. д.

5) Личностные, метапредметные и предметные результаты конкретного учебного предмета, курса приводятся в соответствии со вторым разделом ООП НОО образовательного учреждения. Предметные результаты в пятом разделе целесообразно группировать по годам обучения.

Пример описания: «Личностными результатами изучения предмета являются умения… Средство достижения этих результатов – …» и т. д.

6) Содержание учебного предмета, курса разрабатывается на основе примерных программ начального общего образования с учетом специфики авторской программы по разделам с указанием количества часов.

7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (форму представления этого раздела определяет образовательное учреждение).

В соответствии с требованиями Стандарта в этом разделе может быть представлено тематическое планирование на все годы обучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (по аналогии с тематическим планированием, представленным в примерной про-грамме по предмету). Обязательных разделов в тематическом планировании два, при необходимости ОУ может скорректировать структуру.

Тематическое планирование 

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности учащихся

Тема (раздел)

8) При описании материально-технического обеспечения образовательного процесса необходимо представить дидактическое и методическое, материально-техническое обеспечение, информационно-коммуникационные средства.

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств
материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

На конкретный год обучения учитель составляет календарно-тематическое планирование, учитывающее особенности класса с указанием даты, тем уроков и корректировки.

Рабочие программы соответствуют требованиям в МБОУ № ____. Частично соответствуют – в МБОУ № _____.

Выявлены недостатки:

– по содержанию  пояснительных записок –  в МБОУ № ______;

– отсутствует  общая  характеристика учебного предмета – в МБОУ № ____ (математика);

– отсутствует описание места учебного предмета в учебном плане – в МБОУ № ___ (математика), в МБОУ № ___(русский язык), в МБОУ № ___(русский язык);

– отсутствует описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета – в МБОУ № ___ (русский язык);

– отсутствуют требования к результатам освоения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные, предметные) в МБОУ № ____ (русский язык);

– описание материально-технического обеспечения образовательного процесса неполное в МБОУ № __________.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать перечень планируемых результатов воспитания (формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения); систему воспитательных мероприятий, описание целостной образовательной среды; рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю урочной и внеурочной деятельности, ориентирующему образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание.

При разработке раздела необходимо учитывать существующую воспитательную систему образовательного учреждения.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Для разработки данного раздела рекомендуется использовать Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения.

При разработке раздела необходимо учитывать существующие в образовательном учреждении  программы по данному направлению.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ № ______ соответствует требованиям,  в МБОУ № ____ – частично соответствует, не соответствует – в МБОУ № ___.

Программа коррекционной работы должна содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, описание специальных условий обучения и воспитания, механизм взаимодействия специалистов, разрабатывающих и реализующих программу, планируемые результаты коррекционной работы.

При разработке раздела необходимо учитывать существующие в образовательном учреждении  программы по данному направлению.

В структуру программы коррекционной работы должны входить следующие элементы:

цель, задачи;

– принципы;

– направления работы и характеристика содержания направлений работы;

– этапы и механизм реализации программы;

– условия реализации программы (специфика ОУ).

Специфика образовательного учреждения отражается:  

– в описании кадрового состава психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

– в  описании условий организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ;

– в плане-графике проведения диагностических мероприятий;

– в разработках индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) для детей с ОВЗ;

– в планируемых результатах коррекционной работы.

Программа коррекционной работы соответствует указанным требованиям в МБОУ №  __, частично соответствует – в МБОУ № ______, не соответствует – в МБОУ №____.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна обеспечивать комплексный подход к оценке предметных, мета-предметных и личностных результатов и ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание, а также формирование универсальных учебных действий. Для решения данных задач целесообразно использовать технологию безотметочного оценивания, которая является обязательной в первом классе (на основании требований СанПиН) и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе (выбор осуществляет ОУ).

В процессе разработки системы оценки образовательное учреждение определяет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры, состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения оценки.

Подходы к организации текущей системы оценки определяются образовательным учреждением. Накопительная система текущей оценки должна обеспечивать оценку динамики учебных достижений обучающихся. Критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты освоения ООП НОО.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения соответствует требованиям – в МБОУ №  _______, частично соответствует – в МБОУ № ___, не соответствует – в МБОУ №_____.

Модели организации внеурочной деятельности обучающихся.

На выбор модели организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях района влияют многие факторы. Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются: территориальное расположение образовательного учреждения, уровень развития дополнительного образования в школе, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей, кадровое обеспечение воспитательного процесса и материально- техническое обеспечение воспитательной деятельности.

Образовательные учреждения № _________ организуют  внеурочную  деятельности через систему дополнительного  образования (сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей), школы № ____ выбрали  оптимизационную модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).

Таким образом, рекомендации по организации внеурочной деятельности выполняются. Школы представили карту занятости каждого ребенка, внеурочной деятельности  в школе и вне школы. Разработанные  модели организации внеурочной деятельности обучающихся  соответствует требованиям в МБОУ №  ____, частично соответствует  – в МБОУ № __.

В результате контроля  содержательного обеспечения введения ФГОС НОО получены следующие результаты:

– высокий уровень готовности показало __ ОУ (___ %);

– средний уровень показали __ ОУ (___ %);

– низкий уровень показали __ ОУ (___ %).

Сравнение результатов оперативного контроля и самооценки ОУ, проведенной в октябре 2011 г. по параметру «Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО», позволяет говорить о следующем:  

– подтвердили результаты самооценки и оперативного контроля __ОУ (___%);

– снизили результаты относительно самооценки __ОУ (___%).

3. Кадровое, материально-техническое и информационное
обеспечение
введения ФГОС НОО

В условиях перехода на ФГОС НОО учителю необходимо прослушать курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 ч по тематике, отражающей специфику нового образовательного стандарта.

Только в МБОУ № __ у всех учителей 1 классов имеются в наличии удостоверения о повышении квалификации прослушанных курсов в объеме 72 ч для работы по ФГОС.

Логопедическое сопровождение обучающихся 1 классов осуществляется в МБОУ № ____. Во всех ОУ учителями-логопедами представлены информационные справки по результатам стартовой диагностики уровня речевого развития обучающихся 1 классов. Процедуру стартовой диагностики прошли все обучающиеся 1 классов.

Выявлено __ (___%) детей с нарушениями речи:  МБОУ № ___ –  __(___ %) , МБОУ № __ – __ (___ %), МБОУ № __ – __ (___ %). Логопедической коррекцией  не охвачены дети с нарушением произношения отдельных звуков. Необходима разъяснительная работа с родителями по организации логопедических занятий с детьми в условиях логопедических пунктов учреждений здравоохранения.

Деятельность учителей-логопедов организована в соответствии с Положением о логопедическом пункте ОУ, с Должностной инструкцией; составлены и утверждены циклограммы деятельности и расписание занятий всех учителей-логопедов ОУ.

Программно-методический комплекс и рабочие программы учителя-логопеда МБОУ № ___ полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО. Рабочие программы учителя-логопеда МБОУ № ___ – требуют уточнения и доработки. В целях материально-технического обеспечения и __ рассмотреть  вопросы, связанные с созданием автоматизированного рабочего места учителя-логопеда. 

Во всех проверенных образовательных учреждениях имеются в наличии педагоги-психологи, их деятельность представлена групповыми коррекционными занятиями (рабочие программы психологической коррекции).

Оформление рабочих программ психологической коррекции соответствует требованиям (наличие информационной карты, пояснительной записки, основного содержания тем курса, учебно-методического  комплекса, календарно-тематического плана, оценки эффективности уроков психологического развития).

По результатам психологической диагностики выявлена группа риска. С данной категорией учащихся проводится коррекционно-развивающая работа по  формированию положительного отношения к школе, снятия общей повышенной тревожности, нивелирования детских страхов (в рамках рабочих программ психологической коррекции). Занятия с учащимися проводятся 1–2 раза в неделю в соответствии с календарно-тематическим планированием. Даны рекомендации для учителей по работе с учащимися группы риска. С родителями  проводятся консультации по созданию оптимальных условий  для успешной адаптации ребенка к школе.

Таким образом, в целом работа педагогов-психологов в ОУ по психологическому сопровождению введения ФГОС ведется на достаточном уровне; специалисты в своей деятельности в руководствуются задачами образовательного учреждения и реализуют приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

В соответствии с приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» оснащение учебных помещений должно  создавать  условия, обеспечивающие возможность эффективного использования времени, отведенного на реализацию основной образовательной программы, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей),  использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, дистанционных технологий.

Учебные помещения МБОУ № __ соответствуют указанным требованиям. Следует отметить наличие  в каждом кабинете 1 классов МБОУ №__ автоматизированного рабочего места  учителя, включающего компьютер,  мультимедийный проектор, экран,  принтер, сканер,  звуковые колонки. В одном кабинете дополнительно имеется интерактивная доска (приставка).

Учебные помещения МБОУ №___ – частично соответствуют современным требованиям, МБОУ №  __ – не соответствуют.  

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса полностью укомплектовано во всех школах (учебники и дидактические пособия имеются у каждого первоклассника, методические пособия – у каждого учителя). Однако только библиотеки МБОУ № ___ полностью укомплектовали на новый учебный год первые классы.

Обеспеченность библиотек учебной литературой 1 классов составляет: МБОУ №__ – __%, № ___ – __ %, № ___ – __ %, № ___ – __ %. Заказ указанных образовательных учреждений не обеспечил полную укомплектованность 1 классов в соответствии с новыми программами.

В ходе проверки школьных библиотек выяснилось, что только в МБОУ СОШ № ___ имеется читальный зал, отвечающий современным требованиям, количество мест – __.   В библиотеках МБОУ № __ – читательские места совмещены с фондом библиотеки, но оборудованы соответственно требованиям (новые  столы и стулья удобно расположены, с достаточным освещением). В МБОУ СОШ № ___  посадочные места не отвечают требованиям  СанПиН.

Доступ участников образовательного процесса к информационным  образовательным ресурсам в сети Интернет есть в библиотеках МБОУ №_____,  а предоставление  услуг с использованием компьютерной техники (помощь в подготовке к рефератам, участие в олимпиадах, выполнение библиотечно-библиографических справок, составление информационных и рекомендательных списков литературы и т. д.) – только в МБОУ № _____. В  МБОУ № ___  выхода в Интернет нет.

Во всех проверяемых образовательных учреждениях создана и продолжает пополняться медиатека.

Во всех проверяемых образовательных учреждениях обеспечен контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. Школьный сайт используется для обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации по введению ФГОС.

Наличие в Публичном отчете общеобразовательного учреждения раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС НОО, является одним из показателей в  методике оценки готовности образовательных учреждений _______ области к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На момент проверки Публичный отчет за 20__ – 20__ учебный год не был размещен на сайте МБОУ №___. В отчете МБОУ № ___имеется отдельный раздел, содержащий  информацию о ходе введения ФГОС НОО. В текстах отчетов МБОУ № ____  отражены вопросы введения ФГОС, МБОУ № __ – не  отражены.

В результате контроля  кадрового, материально-технического и информационного обеспечения введения ФГОС НОО получены следующие результаты:

– высокий уровень готовности показало  __ ОУ (___ %);

– средний уровень показали __ ОУ (___ %);

– низкий уровень показали __ ОУ (___ %).

Сравнение результатов оперативного контроля и самооценки ОУ, проведенной в октябре 2011 г. по параметру «Кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО», позволяет говорить о следующем:  

– подтвердили результаты самооценки и оперативного контроля __ % ОУ;

– снизили результаты относительно самооценки __ % ОУ.

4. Организационное обеспечение введения ФГОС НОО

Организационное обеспечение введения ФГОС НОО включает в себя организацию учебного процесса, внеурочной деятельности, внутри-школьного контроля, методической работы и работы с родителями первоклассников.

Требования СанПиН к наполняемости первых классов соблюдены в МБОУ № ___; не соблюдаются  – в МБОУ № ___.

Во всех образовательных учреждениях соблюдены требования СанПиН к возрасту первоклассников.

Во всех образовательных учреждениях обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся.

На момент проверки в журналах первых классов сведения о родителях первоклассников были неполными в МБОУ № __; названия предметов на предметных страницах не соответствовали названию предметов в учебном плане (№ __).  В МБОУ № ___ в журналах сделаны записи о домашнем задании, в МБОУ № ___ не были проставлены даты уроков (предмет ИЗО, учитель __), везде были сделаны отметки о проверке журналов, замечаний у заместителей директора по УВР к заполнению журналов не возникло.

Одним из вопросов оперативного контроля было соблюдение требований СанПиН к расписанию занятий первых классов, что соблюдается в МБОУ № ___.

Во всех ОУ занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, однако рекомендуемая динамическая пауза в середине учебного дня организована только в МБОУ №___. В МБОУ № __  допускаются случаи неадекватного распределения трудных предметов в течение дня, в МБОУ № ___ уроки физкультуры проводятся три дня подряд.

План внеурочной деятельности соответствует требованиям в МБОУ №__, частично соответствует  – в МБОУ № ___.

Банк программ внеурочной деятельности соответствует требованиям в МБОУ №__.  В МБОУ № ____ отсутствуют рецензии или решение  методического совещания о рассмотрении программ внеурочной деятельности, мониторинг отслеживания результатов усвоения программы, УМК. В МБОУ № ___ банк программ внеурочной деятельности не соответствует требованиям, не представлены программы по кадетскому классу.

Расписание внеурочной деятельности соответствует требованиям в  МБОУ № ___, частично соответствует – в МБОУ № ___, не соответствует –  в МБОУ №___.

В МБОУ № ___ проведен опрос родителей, имеются заявления родителей на организацию внеурочной деятельности, имеются карты занятости учащихся в соответствии с заказом родителей. В МБОУ № ___ отсутствует карта запроса родителей на организацию внеурочной деятельности, педагоги дополнительного образования не ознакомлены с должностной инструкцией.  В МБОУ №___ заявления родителей не соответствуют расписанию внеурочной деятельности и записям в журнале внеурочной деятельности. В МБОУ № __ такой опрос родителей вообще еще не проводился, при этом действуют 4 кружка. Внеурочная деятельность в МБОУ № __ организована для всех детей на 5-м (11:40 – 12:20) и 6-м (12:30 – 13:10) уроках; заявления родителей не были представлены в МБОУ № ____.

Журналы внеурочной деятельности заполнены в соответствии с требованиями, проверены заместителем директора по ВР. Однако на момент проверки не были проверены журналы внеурочной деятельности в МБОУ № ___.

Во всех образовательных учреждениях организован внутришкольный контроль организации введения ФГОС НОО.

Организация методической работы по обеспечению введения ФГОС НОО соответствует требованиям в МБОУ № ____; частично соответствует – МБОУ № __  и не соответствует в МБОУ № ___.

Методическая тема, цель, задачи прописаны во всех проверяемых образовательных учреждениях. План методического сопровождения внедрения ФГОС НОО присутствует в МБОУ № ___.

Во всех проверяемых образовательных учреждениях, кроме МБОУ № ___ (не представили на момент проверки), запланировано проведение  педагогических или методических советов, где рассматриваются вопросы внедрения ФГОС НОО.

В планах ШМО учителей начальных классов прослеживаются изучение  нормативно-правовой базы по введению ФГОС НОО, методических писем по преподаванию отдельных предметов, обмен опытом работы, запланирован график посещения и  взаимопосещения уроков, работа с молодыми специалистами. Работа по самообразованию у всех ОУ за-планирована в форме творческих отчетов по выбранным методическим темам.

Обновлены программы наблюдений уроков, введены новые параметры в соответствии с требованиями ФГОС в МБОУ № ____.

Однако в МБОУ № ____ планирование методической работы не опирается на диагностические данные (инструментарий диагностики профессиональных затруднений учителей 1–4 классов и справки по результатам диагностики не представлены). В МБОУ № __ не представили на момент проверки план и протоколы  заседаний ШМО учителей начальных классов.

В результате контроля  организационного обеспечения получены следующие результаты:

– высокий уровень готовности показало  __ ОУ ( ___%);

– средний уровень показали __ ОУ (___%);

– низкий уровень показали __ ОУ (___%).

Сравнение результатов оперативного контроля и самооценки ОУ, проведенной в октябре 2011 г. по параметру «Организационное обеспече-  ние», позволяет говорить о следующем:  

– подтвердили результаты самооценки и оперативного контроля __ % ОУ;

– снизили результаты относительно самооценки __ % ОУ.

В целом по итогам самооценки обеспечения введения ФГОС НОО все образовательные учреждения показали высокий уровень соответствия требованиям введения ФГОС. По итогам оперативного контроля подтвердило этот уровень только МБОУ № __. Понизили уровень до среднего МБОУ №___, до низкого – МБОУ № __.

Рекомендации образовательным учреждениям:

– сформировать и поддерживать в актуальном состоянии банк нормативно-правовых документов, регламентирующих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с рекомендованным списком (Приложение 2) (МБОУ № ___);

– нормативные документы, регламентирующие введение ФГОС НОО расположить по уровням отраслевых органов управления  и приложить  перечень документов всех уровней (МБОУ № ______);

– пакет локальных актов, регламентирующих введение в ОУ ФГОС НОО привести в соответствие с требованиями нормативных документов (МБОУ № ____);

– содержательное обеспечение введения ФГОС НОО привести в соответствие с требованиями нормативных документов и спецификой конкретного образовательного учреждения (МБОУ № _____);

– обеспечить курсовую подготовку  (72 ч) педагогическими кадрами, в соответствии с требованиями ФГОС НОО (МБОУ № _____);

обеспечить логопедическое сопровождение обучающихся 1 классов (МБОУ № __________);

– оснащенность учебного процесса и оборудование учебных помещений привести в соответствие с требованиями (МБОУ № ______);

– оформлять заказ на учебную литературу в соответствии с укомплектованностью учебных программ (МБОУ №  ______);

– материально-техническое обеспечение школьных библиотек привести в соответствие с нормативными требованиями (МБОУ № _______);

– обеспечить контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в библиотеке (МБОУ № __), организовать предоставление  услуг с использованием компьютерной техники в библиотеке (МБОУ СОШ № __);

– разместить на школьном  сайте Публичный отчет за 20__ –20__ учебный год (МБОУ № __), сформировать в нем отдельный раздел, содержащий  информацию о ходе введения ФГОС НОО (МБОУ № __);

– обеспечить соблюдение требований СанПиН к наполняемости первых классов (МБОУ № _____), к расписанию занятий первых классов (МБОУ № ____);

– заполнять классные журналы в соответствии с требованиями СанПиН и учебным планом (МБОУ № _____);

– привести в соответствие с требованиями ФГОС план внеурочной деятельности (МБОУ № ___), банк программ (МБОУ № ____) и расписание внеурочной деятельности (МБОУ № ___);

– внеурочную деятельность организовать на основе заявлений родителей, вести карты занятости учащихся в соответствии с заказом родителей (МБОУ № ___);

– методическую работу по обеспечению введения ФГОС НОО строить на диагностической основе (МБОУ № ___).