Положения ОУ

Кравченко Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                 Утверждено

на заседании педагогического совета школы        Приказ №  

Протокол №    от __________  г.                        от ___________20__ г.

Положение
о классном руководителе
муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № ____
(новая редакция)

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» от 06.10.2009 № 373», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Письмом Министерства образования Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 480/30-16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», Уставом школы.

1.2. Классный руководитель – профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого обучающегося и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

1.3. Классный руководитель назначается с согласия педагога директором из числа педагогических работников. В своей деятельности классный руководитель руководствуется настоящим Положением.

2. Основные задачи и функции классного руководителя.

2.1.  Основными задачами классного руководителя являются:

– формирование и развитие коллектива класса;

– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

– формирование здорового образа жизни;

– организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

– защита прав и интересов обучающихся;

– организация системной работы с обучающимися в классе;

– гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

– формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

– организация социально значимой, творческой деятельности обуча-ющихся.

2.2.  К основным функциям классного руководителя относятся:

а)  аналитическая:

– изучение индивидуальных особенностей обучающихся;

– изучение и анализ развития классного коллектива;

– анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

– анализ и оценка уровня воспитанности обучающихся и всего классного коллектива;

б)  организационно-педагогическая:

– организация и стимулирование разнообразной деятельности обуча-ющихся;

– установление связи школы и семей обучающихся;

– организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативная:

– регулирование межличностных отношений между обучающимися;

– установление оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик»;

– создание общего благоприятного психологического климата в коллективе;

– оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

г) организационно-координирующая:

– защита прав обучающихся;

– создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;

– организация индивидуальной работы с обучающимися;

– обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

– установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

– проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

– взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

– организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

– стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

– взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

– ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

д) контрольная:

– контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

– контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

3. Формы работы классного руководителя с обучающимися.

Выбор конкретных форм работы с классным коллективом является прерогативой классного руководителя. Классный руководитель определяет формы работы в зависимости от видов и направлений внеурочной деятельности обучающихся, отраженных в соответствующей программе с учетом принципов организации образовательного процесса, возможностей, интересов и потребностей обучающихся, внешних условий.

4. Обязанности классного руководителя.

4.1. Классный руководитель:

– ведет документацию класса, предоставляя администрации школы статистическую информацию и сведения об успеваемости и посещаемости обучающихся;

– организует деятельность обучающихся по соблюдению положений Устава и локальных актов школы;

– ведет совместную деятельность с педагогами-предметниками, родителями (законными представителями) обучающихся, специалистами служб сопровождения, организациями и учреждениями в целях обеспечения эффективности образовательного процесса, оптимального функционирования и развития классного коллектива;

– согласовывает единство предъявляемых к обучающимся требований;

– обращается к куратору параллели по вопросам организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса;

– разрабатывает программу внеурочной деятельности обучающихся с учетом общешкольных программы духовно-нравственного развития и воспитания и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

– в необходимых случаях способствует разрешению конфликтных или неблагоприятных ситуаций и обеспечению нормального функционирования ученического коллектива.

4.2. В обязанности классного руководителя по организации деятельности классного коллектива входит: 

– организация деятельности классного коллектива, каждого обучающегося в соответствии с программой внеурочной деятельности;

– работа с активом класса;

– забота о заболевших детях, пропустивших много уроков (организация помощи в учебе, обеспечение внимательного отношения к ним со стороны одноклассников);

– организация дежурства по классу;

– организация дежурства класса по школе.

4.3  Классный руководитель контролирует:                                

– посещаемость учебных занятий обучающимися;

– успеваемость обучающихся;

– соблюдение обучающимися правил пользования учебными кабинетами;

– ведение дневников обучающихся;

4.4.  Руководитель проводит работу с родителями (законными пред-ставителями) по поводу успеваемости и посещаемости обучающихся, их поведения и взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

5. Права классного руководителя.                            

Классный руководитель имеет право:

– получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;

– координировать работу учителей-предметников, работающих с обучающимися данного класса;

– выносить на рассмотрение администрации согласованные с классным коллективом предложения;

– приглашать родителей (законных представителей) обучающихся в школу для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учеников класса;

– вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам  воспитательной деятельности.

6. Документация классного руководителя.                

•  Анализ за прошлый учебный год  и рабочая образовательная про-грамма классного руководителя;

•  дневник классного руководителя;

•  протоколы заседаний родительского комитета и родительских со-браний, материалы для их подготовки;

6.1. Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год классный руководитель проводит в соответствии с утвержденным мониторингом.

6.2. Примерная структура рабочей образовательной программы классного руководителя:

1. Титульный лист должен содержать:

– Наименование образовательного учреждения.

– Название программы.

– Указание класса (возраста детей).

– Продолжительность реализации образовательной программы.

– Ф. И. О. учителя.

– Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения).

– Год составления программы.

2. Пояснительная записка.

В тексте пояснительной записки следует указать:

– какие нормативные документы используются при разработке про-граммы;

– основные цели и задачи программы;

– актуальность и новизна программы;

– отличительные особенности данной программы;

– направления работы и виды деятельности по направлениям;

– ожидаемые результаты;

– формы подведения итогов реализации образовательной программы.

3. Календарно-тематический план включает в себя основное содержание всех разделов/тем, занятий с указанием времени на их изучение.

4. Основное содержание всех тем: краткое описание изучаемого материала.

5. Работа с родителями.

6. Работа с документацией (журналом, дневниками и т. п.)

7. Методическое обеспечение:

– обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);

– дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.

8. Список литературы.

9. Приложения:

Мониторинг образовательных результатов.

Диагностические методики.

Техническое оснащение занятий.

Взаимодействие с социальными партнерами и т. п.

6.3. Примерное содержание дневника классного руководителя:

1. Список учащихся класса с адресами, фамилиями и телефонами.

2. Движение обучающихся.

3. Сведения о здоровье обучающихся.

4. Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время.

5. Социальная активность обучающихся.

6. Структура класса, характеристика взаимоотношений.

7. Социальная активность классного коллектива.

8. Характеристика уровня воспитанности обучающихся.

9. Сведения о питании детей.

10. Сведения о родителях.

11. Взаимодействие классного руководителя с родителями.

12. Ведомости успеваемости обучающихся за четверть, полугодие.

13. Карты развития личности.

14. Результаты наблюдений классного руководителя.

7. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.

Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

7.1. Критерии результативности отражают тот уровень, которого до-стигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

7.2. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, занимающимися с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

(Материалы МОУ СОШ № 87  г. Ярославля.)



Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                        Утверждено

Протокол  № ___                                        Приказ директора школы №__

на заседании педагогического                 «     » ________  20__ г.

совета школы                                  

«     » ________  20__ г.                                     

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № ___

(новая редакция)

1. Общие положения.

1.1. Методическое объединение (МО) является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, объединя-ющим учителей по предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы (классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и др.).

1.2. МО создается при наличии не менее трех учителей, преподающих один учебный предмет (образовательную область); возглавляется учителем-предметником (классным руководителем, педагогом дополнительного образования) высшей или первой квалификационной категории.

1.3. МО могут быть общешкольными или, при необходимости, дифференцированными по ступеням обучения.

1.4. Деятельность МО основывается на педагогическом анализе, про-гнозировании и планировании учебно-воспитательного процесса в соответствии с типом и видом образовательного учреждения, программой его развития, основной образовательной программы.

1.5. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы МО определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и утверждаются научно-методическим советом образовательного учреждения.

2. Цели и задачи деятельности.

2.1. Целью деятельности МО является создание условий для творческой работы в обеспечении единой учебно-воспитательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем меж-предметных связей, выработки единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем, используемой терминологии образовательных областей и учебных предметов.

2.2. Деятельность МО направлена на выполнение следующих задач:

 изучение нормативной и методической документации по вопросам образования и введения нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

 обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;

 постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению учебно-воспитательной работы;

 проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;

 выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания; обеспечивать постоянное освоение со-временной педагогической теории и практики;

 создавать условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работой коллектива.

3. Содержание деятельности.

3.1. Диагностика затруднений учителей, воспитателей, классных руководителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей.

3.2. Планирование и анализ деятельности.

3.3. Разработка рекомендаций, положений о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности; повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

3.4. Проектирование и разработка уроков, реализующих цели формирования универсальных учебных действий. В своей работе использование системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП общего образования.

3.5. Осуществление отбора учебно-методических комплектов, максимально полно реализующих требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.        

3.6. Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).

3.7. Совершенствование содержания образования, рецензирование, первичная экспертиза учебных программ, методик, технологий и др.

3.8. Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта.

3.9. Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах.

3.10. Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов МО.

3.11. Совершенствование педагогического мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя, руководство работой школы молодого педагога, педагогической мастерской, временными творческими коллективами учителей.

3.12. Участие в аттестации педагогических работников.

4. Структура и организация деятельности.

4.1. МО в лице его руководителя, работая совместно с научно-методическим советом образовательного учреждения, осуществляет взаимосвязи с педагогическим советом, директором и его заместителями, координирует действия по реализации  целей и задач методической, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.

4.2. Свою работу МО организует в соответствии с планами (программами  развития) образовательного учреждения, а также ЦРО, Департамента образования, ГОУ ЯО ИРО, Министерства образования РФ, вузов, НИИ и других организаций с целью привлечения научного потенциала данных учреждений к методической, научно-исследовательской работе.

5. Обязанности руководителя МО.

5.1. Организационная деятельность:

 проводит анализ итогов обучения;

 организует посещение и взаимопосещение уроков, их анализ;

 организует обмен опытом работы учителей над проблемами методики преподавания предмета;

 планирует внеклассную работу по предмету;

 организует обсуждение и утверждение материалов по итоговой аттестации учащихся.

5.2. Научно-методическая работа:

 участвует в работе по аттестации учителей: создает информационную базу данных о методике деятельности учителя, анализирует уровень обученности его учеников, делает вывод об участии учителя во внеклассной работе по предмету, готовит письменные материалы для аттестационной комиссии;

 принимает участие в оценке новых программ по предмету, учебников, методических пособий;

 обеспечивает использование в учебной работе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;

 оказывает помощь учителям в реализации их научно-методической темы в ходе образовательного процесса;

 устанавливает соответствие тематического планирования государственным программам: своевременность прохождения тем, соблюдение норм проведения контрольных работ, выполнение практической части программы;

 руководит работой наставников с молодыми специалистами;

 посещает уроки учителей с целью определения уровня их методической подготовки;

 руководит работой учителей по самообразованию;

 руководит созданием дидактического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

 ведет документацию МО.

(Материалы МОУ СОШ № 87 г. Ярославля.)



Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                         Утверждено

на заседании педагогического                 Приказ директора школы №__  

совета школы                                              от   _______ 20__ г.

Протокол №__ от______20__  г.                                       

        

Положение

 о портфолио обучающегося
на ступени начального общего образования

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №__

(новая редакция)

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение о портфолио разработано на основе Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных до- достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373» с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности обучающихся на ступени начального общего образования общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.

1.3. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения в школе.

1.4. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.

1.5. На ступени начального общего образования Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки  карты его представления при  переходе на вторую ступень обучения.

1.6. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других и является важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию. Способствует развитию осознанного образования обучающимися, развитию само- и взаимооценивания, нацеливает их  на саморазвитие, самообразование.

1.7. Портфолио способствует формированию самостоятельности мышления обучающегося.

2. Цель портфолио.

2.1. Представить отчёт по процессу образования обучающегося, увидеть  его образовательный результат в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.

3. Задачи портфолио.

3.1. Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обуча-ющихся.

3.2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.

3.3. Выявлять существующий уровень сформированности умений и  совершенствовать их путём внесения коррекции в учебный процесс.

3.4. Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.

3.5. Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся.

3.6. Содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.

4. Время ведения портфолио.

4.1. В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению обучающихся и родителей  с правилами работы с  портфолио – I четверть учебного года.

4.2. Ведение портфолио рекомендуется каждому обучающихся и  предполагает представление отчета по процессу его образования, образовательных результатов, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения, как по итогам учебного года, так и по итогам каждой ступени обучения.

4.3. Ведение портфолио рекомендуется и дошкольникам в Школе раннего развития «Солнышко», как копилка разнообразных видов деятельности, успехов, положительных эмоций.

4.4. По итогам обучения на начальном этапе образования проводится комплексная оценка «Портфеля достижений». Обязательные материалы: предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности. Материалы, которые пополняются обучающимся, оцениваются по той же шкале уровней успешности самим обучающимся. На основе обеих оценок результаты систематизируются в виде выводов. (Программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы № 87».)

5. Структура портфолио.

5.1. Структура «портфеля достижений» на ступени начального общего образования представляет  собой сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье), недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля  достижений»:

«Мой портрет» + «Портфолио документов» + «Портфолио творческих работ» +« Портфолио отзывов».

5.1. «Мой портрет» включает в себя:

– личные данные обучающегося;

– автобиография (резюме) обучающегося;

– результаты психологической диагностики обучающегося;

– информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;

– результаты проведенного обучающимся самоанализа;

– описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;

Краткая информация ученика о самом себе в начале 1 класса (заполняется вместе с родителями).

5.2. В «Портфолио документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и других мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т. п.

5.3. «Портфолио работ» – включает в себя собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его. Этот раздел включает в себя:

– исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.;

– проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном и электронном варианте;

– техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается её описание;

– работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

– другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре.

Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;

– занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;

– участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;

– участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;

– спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;

– иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся.

В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, интересы, активность жизненной позиции ученика, динамика учебной и творческой активности. В данном разделе прилагаются работы обучающихся, тексты работ, электронные версии, фотографии; показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); показатели метапредметных результатов; показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Обучающийся в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т. п.

Начиная со 2-го класса обучающийся (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Само-оценка материалов может проводиться по выбору обучающегося в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфолио; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал обучающийся перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов).

5.4. «Портфолио отзывов» – это характеристики отношения обуча-ющегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого обучающегося своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.). В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, интересы, активность жизненной позиции обучающегося, динамика учебной и творческой активности. В данном разделе прилагаются работы, тексты работ, электронные версии, фотографии. Этот раздел включает в себя:

 «Чему я научился на ВСЕХ предметах».

Обязательная часть раздела (пополняется педагогами):

а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы обучающегося и их систематизированные результаты)

б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:

в) таблицы наблюдения учителя начальных классов и педагога-воспитателя ГПД – по всем УУД по результатам каждодневных наблюдений;

г) результаты психологической диагностики школьного психолога − личностно-мотивационной  сферы, личностной самооценки (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию);

Часть, пополняемая обучающимся в разделе «Чему я научился на всех предметах».

а) самооценка обучающимся развития своих УУД.

 «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах».

Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов из Дневника).

Обязательная часть (пополняется учителем): показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:

– стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);

– таблицы предметных результатов из дневников (копии – бумажные или электронные) с ответами обучающегося по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

– итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).

Часть, которая пополняется обучающимся: «Лист самооценки  по предметам».

 «Достижения ВНЕ учебы» (личностные результаты). Это могут быть:

– любые творческие работы обучающегося, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т. п.;

– каждая или большинство из них сопровождаются листом «Само-оценка творческого дела».

6. Оформление портфолио.

6.1. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего обучающийся. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает обучающегося порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно.

По итогам обучения на начальном этапе образования проводится комплексная оценка «Портфеля достижений». Обязательные материалы: предметные контрольные, диагностические метапредметные работы попадают в «Портфель достижений» уже с готовыми качественными оценками по шкале уровней успешности. Материалы, которые пополняются обучающимся, оцениваются по той же шкале уровней успешности им самим. На основе обеих оценок результаты систематизируются.

6.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.

6.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

– систематичность и регулярность ведения портфолио;

– достоверность сведений, представленных в портфолио;

– аккуратность и эстетичность оформления;

– разборчивость при ведении записей;

– целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

– наглядность;

 6.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

 6.5.  В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

6.6. Сводное портфолио заполняется классным руководителем с вы-ставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.

7. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающего.

7.1. В формировании Портфолио участвуют: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

7.2. Обучающиеся:

 осуществляют заполнение Портфолио;

 оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;

 при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, представленных в Портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления, эпиграфа;

 могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на Совете школы, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции.

7.3. Администрация образовательного учреждения:

 разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

 организует и руководит работой комиссии по Портфолио;

 распределяет обязанности обучающихся образовательного процесса по данному направлению деятельности;

 создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

 осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;

 организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

 осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе.

7.4. Комиссия по  Портфолио:

 определяет состав Портфолио, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных образовательных достижений, проектных и исследовательских работ, публикаций и других свидетельств учебной и творческой активности ученика;

 разрабатывает структуру Портфолио, проект представления итогового документа, формы учета Портфолио;

 определяет формы взаимодействия обучающихся, учителей, родителей и других субъектов образовательного процесса при составлении Портфолио и его оценки;

 определяет период сбора Портфолио;

 осуществляет ранжирование сертифицированных документов;

 несет ответственность за информирование всех субъектов образовательного процесса об установленных в образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки;

 выставляет баллы по различным видам деятельности и подводит итоговый балл Портфолио;

 разрабатывает проект итогового документа по Портфолио, дополняющего аттестат.

7.5. Классный руководитель:

 оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

 проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

 осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

 осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;

 обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями,

 оформляет итоговые документы, табель успеваемости;

 организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение.

7.6. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования:

 проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио;

 предоставляют обучающимся место деятельности для накопления материалов Портфолио;

 организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов;

 разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и вне-урочную деятельность по предмету или образовательной области;

 проводят экспертизу представленных работ по предмету;

 пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

7.7. Педагог-психолог, социальный педагог:

 проводят индивидуальную психодиагностику;

 ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

7.8. Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах,  конференциях,  соревнованиях  должны быть подтверждены документально (грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т. д.).

7.9. Оценка результатов деятельности обучающихся осуществляется в соответствии со шкалой баллов Портфолио.

7.10. Итоговый балл Портфолио по результатам обучения на соответствующей ступени образования определяется как совокупный балл по всем видам деятельности обучающегося.

7.11. На основании итогового балла составляется рейтинг выпускников на ступени начального общего образования образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                         Утверждено

на заседании педагогического совета школы                   Приказ №__  

Протокол № __   от______ 20__ г.                                от _________20__г.

Положение

о системе оценивания, формах и порядке промежуточной
аттестации обучающихся на ступени начального общего
образования в условиях перехода на ФГОС

в муниципальном образовательном учреждении

средней общеобразовательной школе № ___

1. Общие положения.

1. Настоящее Положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и является обязательным для исполнения.

2. Цель создания Положения заключается в разъяснении принципов и особенностей организации оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС.

3. Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования, Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №__.

4. Настоящее Положение рассматривается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, и утверждается приказом директора школы. Настоящее Положение устанавливает требования к оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность текущего и промежуточного контроля обучающихся на ступени начального общего образования. Настоящее Положение обязательно для обучающихся на ступени начального общего образования  и педагогических работников школы.

5. Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся на ступени начального общего образования направлена на реализацию требований  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Оценка отражает уровень до-стижения поставленных целей и выполнения требований образовательного стандарта.

6. Основными принципами системы оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

– критериальность (содержательный контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам и критериях, выработанных учителем совместно с обучающимися. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия);

уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;

– суммарность оценки – возможность суммирования результатов;

– приоритет самооценки (самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки может применяться сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы);

– гибкость и вариативность форм оценивания результатов (содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов);

– оценочная (информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и их родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

7. Основными видами контроля являются:

– стартовый (предварительный) контроль; имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Цель: зафиксировать начальный уровень подготовки обучающегося на ступени начального общего образования, име-ющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;

 – контроль по результату (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

– итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных результатов в конце учебного года.

8. Основными функциями оценки являются:

– мотивационная – поощряет образовательную деятельность обуча-ющегося и стимулирует её продолжение;

– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов обучающегося;

– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности обучающегося;

– информационная – свидетельствует о степени успешности обуча-ющегося в достижении образовательных стандартов, овладении знани-ями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

9. Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучающегося за процесс и результат не-прерывного самообразования.

2. Контроль и оценка обучения и развития обучающихся.

1. Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

2. На персонифицированную итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в образовательной программе школы в разделе планируемых результатов на ступени начального общего образования.

3.  Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе мета-предметных действий.

 4.  Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования  не подлежат итоговой оценке. В рамках системы внутренней оценки проводится ограниченная оценка их сформированности, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает  три основных компонента:

– характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

– определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

– систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

5. Динамика обучения и развития учащихся фиксируется учителем со-вместно со школьным психологом на основе итоговых контрольных работ, диагностических заданий, проводимых в конце учебного года.

3. Контроль и оценка планируемых результатов обучающихся, формы промежуточной аттестации обучающихся на ступени начального общего образования.

1. Контроль и оценка планируемых результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

2. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.

3. Объектами контроля являются знания, умения, навыки, универсальные учебные действия.

4. Для оценки достижения планируемых результатов используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

 стартовые диагностические работы на начало учебного года;

 интегрированные (комплексные) контрольные работы;

 тематические проверочные (контрольные) работы;

 проекты;

 практические работы;

 творческие работы;

 диагностические задания;

 самоанализ и самооценка.

5. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Стартовые работы проводятся начиная с первого  класса. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради «1 класс» и не учитываются при выставлении оценки за четверть.

6. Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении оценки за четверть.

7. Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися по предметам, согласно программе. Оценка за проект выставляется в журнал.

8. Практические работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом.

9. Творческие работы  выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом.

Количество творческих работ по каждому предмету определяется в рабочей программе учителя. Обучающие творческие работы учащихся 2–4 классов оцениваются одной оценкой, контрольное изложение оценивается двойной оценкой. За обучающие работы в начальной школе выставляются только положительные оценки.  Оценки выставляются в журнал.

10. Итоговые контрольные работы проводятся по математике и рус-скому языку в конце апреля – начале мая и включают требования ключевых тем учебного периода. Результаты проверки фиксируются учителем в классном журнале и учитываются при выставлении оценки за год.

11. Интегрированная (комплексная) контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень сформированности у обуча-ющихся универсальных учебных действий. Оценка за интегрированную контрольную работу фиксируется учителем в классном журнале и учитывается при выставлении оценки за год.

4. Порядок промежуточной аттестации обучающихся.

1. Содержанием промежуточной аттестации являются две стандартизированные контрольные работы: по математике и русскому языку – и одна интегрированная контрольная работа.

2. Решение о переводе обучающегося в следующий класс выносится с учетом успешного выполнения учащимся  контрольных работ.

3. Диагностика сформированности личностных результатов проводится в конце мая школьным психологом. Диагностика проводится с согласия родителей обучающихся и имеет неперсонифицированный характер.

4. Содержание диагностических материалов обсуждается на педагогическом совете и утверждается руководителем учреждения.

5. Содержание итоговых контрольных работ по предметам и интегрированной контрольной работы разрабатывается методическим объединением и утверждается руководителем учреждения.

6. Оценивание младших школьников начинается со 2 класса. В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы.

7. Количество тематических, проектных работ и итоговых работ установлено по каждому предмету в соответствии с рекомендациями к про-граммам учебно-методических  комплектов.  

Количество тематических, творческих, итоговых контрольных работ и проектов по годам обучения:


 Русский язык (количество итоговых контрольных работ в начальной школе).

Виды контрольных
работ

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I полугодие

II полугодие

I  полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

Диктант с грамматическим заданием

1

4

5

5

4

4

5

Списывание текста

1

1

1

1

1

Изложение

1

1

Тест

1

1

Комплексная работа

1

1

1

1

Примечание

Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ

 Количество творческих работ.

Классы

Изложение

Сочинение

Четверти

I  четверть

II четверть

 III  четверть

IV четверть

I четверть

II четверть

III четверть

 IV четверть

1 класс

2 класс

2

1

2

2

1

2

2

3

3 класс

2

2

3

3

2

2

3

2

4 класс

2

3

3

3

2

2

2

2

 Математика.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I ч.

II ч.

III ч.

IV ч.

I  ч.

II ч.

III ч.

IV  ч.

I ч.

II ч.

III ч.

IV ч.

I ч.

II ч.

III ч.

IV ч.

Контрольная

работа

3

2

1

4

3

2

2

4

2

2

1

4

3

Админист- ративная

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


 Окружающий мир.

Окружающий мир

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Проекты

Школа России

Л. В. Занков

В. В. Давыдов

5

1

6

1

6

3

1

2

6

1

Практическая работа

Школа России

Л. В. Занков

В. В. Давыдов

22

1

15

20

19

24

10

15

10

3

19

4

Итоговые по окружа-ющему миру

1

1

1

Литературное

чтение

Итоговая работа

4

4

4

Комплексная работа

1

1

1

1

Проект

1–3

1–3

1–3

1–3

Иностранный язык

Комплексная проверочная работа (контроль аудирования, чтения, письма, лексико-грамматических навыков)

4

4

4

Контроль устной речи

4

4

4

Итоговая комплексная работа

1

1

1

Проекты

3

4

4

Всего по иностранному языку

12

13

13

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования в 4 классе по музыке проводится итоговая работа: урок-концерт, музыкальные фестивали и конкурсы, театральные спектакли, индивидуальная и коллективная работы. По изобразительному искусству проводится итоговая работа. Оценивается работа в соответствии с критериями оценки художественно-творческой работы. По физической культуре проводятся тесты контроля уровня физической подготовленности учащихся 1–4 классов.

8. Оценка по результатам сформированности универсальных учебных действий выставляется в «Портфолио ученика», где вводится специальная графа «Универсальные учебные действия».

5. Оценочные шкалы.

1. Успешность освоения учебных программ обучающихся 2–4 классов оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следу-ющей схеме:

Качество освоения

программы

Уровень достижений

Отметка по балльной шкале

90–100 %

66–89 %

50–65 %

меньше 50 %

высокий

повышенный

средний(базовый)

ниже среднего (риск)

«5»

«4»

«3»

«2»

2 Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе Листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.  

Оценочный лист разрабатывается и предъявляется родителям на первом собрании. Хранится этот лист в «Портфолио» ученика.

3. Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «Портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки.

6. Ведение документации.

1. Учитель:

1) По каждому предмету составляется учебно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя. В учебно-тематическом плане отражаются цели, сроки, виды и формы контроля.

2) Классный журнал является главным документом учителя. Классный журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию.

3) Оценка универсальных учебных действий фиксируется в конце учебного года в «Портфолио» ученика.

4) Для тренировочных работ используется рабочая тетрадь. Самостоятельные и   проверочные работы выполняются в рабочих тетрадях.  Контрольные работы выполняются учащимися в тетрадях для контрольных работ.

5) Итоговые оценки выставляет в дневник учащегося классный руководитель. Текущие оценки в виде письменных заключений могут фиксироваться в тетради ученика или в дневнике. Контроль за соответствием оценок, выставленных в классном журнале, оценкам, выставленным в дневнике ученика, осуществляет классный руководитель.

2. Администрация школы.

Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.

(Материалы МОУ СОШ № 87 г. Ярославля)



Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                         Утверждено

на заседании педагогического                 Приказ директора школы  №__

совета школы

« ___» ______________ 20__г.                от  «___» ____________ 20__г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об инспекционно-контрольной деятельности

в муниципальном образовательном учреждении

средней общеобразовательной школе №__
(новая редакция)

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, письмами Минобразования России от 10.09.99 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и от 07.02.01 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», уставом и регламентирует осуществление инспекционно-контрольной деятельности в школе.

1.2. Внутришкольный контроль и инспектирование – основные источники информации для анализа состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем и инспектированием понимается проведение администрацией школы наблюдений, обследований, осуществля-емых в порядке руководства, контроля и инспектирования  в пределах своей компетенции, за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативных актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

1.3. Настоящее Положение обсуждается и утверждается на заседании педсовета. Вводится в действие приказом по школе.

2. Цели, задачи и функции инспекционно-контрольной деятельности в школе.

2.1. Целями инспекционно-контрольной деятельности в школе являются:

– соблюдение законодательства России в области образования;

– исполнение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность школы;

– совершенствование деятельности школы;

– улучшение качества образования;

– повышение мастерства педагогов;

– повышение эффективности результатов образовательного процесса;

– анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в школе.  

2.2. Задачами инспекционно-контрольной деятельности в школе являются:

– контроль за исполнением законодательства в области образования;

– анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

– изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций, распространение педагогического опыта;

– анализ результатов выполнения приказов и распоряжений по школе;

– оказание методической помощи педагогическим работникам;

– обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.

2.3. Основными функциями инспекционно-контрольной деятельности в школе являются:

– информационно-аналитическая;

– контрольно-диагностическая;

– коррекционно-регулятивная.

3. Организационные виды, формы и методы инспекционно-контрольной деятельности в школе.

3.1. Основная форма инспекционной деятельности в школе – инспекционный контроль.

3.2. Основные формы контроля: классно-обобщающий, фронтальный, тематический, персональный, комплексный, диагностический контроль,

3.3. Инспекционно-контрольная деятельность в школе может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.

3.4. Основными методами инспекционно-контрольной деятельности в школе являются: документальный контроль, обследование, беседа, наблюдение за организацией образовательного процесса, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ, тестирование, социальный опрос и т. д.

4. Основные правила инспекционно-контрольной деятельности в школе.

4.1. Инспекционно-контрольная деятельность в школе осуществляет руководитель образовательного учреждения или по его поручению заместитель руководителя, руководитель методического объединения, другие специалисты при получении полномочий от руководителя образовательного учреждения.

4.2. В качестве экспертов к участию в инспекционно-контрольной деятельности в школе могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, которые обладают необходимой квалификацией.

4.3. Основанием для контрольно-инспекционных проверок является:

– заявление соискателя (педработника) на аттестацию;

– план-график проведения контрольно-инспекционных проверок;

– проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

– обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

4.4. Директор школы издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, назначает председателя комиссии, устанавливает срок предоставления итоговых материалов; разрабатывает и утверждает план-задание.

4.5. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5–10 дней с посещением инспектирующим не более 5 уроков, занятий, лекций и других мероприятий.

4.6. Если в ходе инспекционно-контрольной деятельности обнаружены нарушения законодательства, о них сообщается директору школы.

4.7. Экспертные опросы и анкетирование учеников проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой.

4.8. При проведении планового контроля и инспектирования не требуется дополнительного предупреждения педагога, если в месячном плане указаны сроки его проведения. В экстренных случаях администрация школы имеет право посещать уроки и мероприятия без предварительного предупреждения. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения урока или мероприятия.

4.9. Результаты инспекционно-контрольной деятельности оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в образовательном учреждении (далее – итоговый материал). Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.

4.10. Информация о результатах проведённой работы доводится до работников  школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.

Педагогические работники после ознакомления с результатами  проверки должны подписаться под итоговым материалом, удостоверя-ющую, что они поставлены в известность о результатах проверки.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами  проверки в целом или по отдельным фактам и выводам, а также обратиться в конфликтную комиссию школы или в вышестоящие органы управления образования.

4.11. По итогам проверки в зависимости от формы, целей и задач и с учётом реального положения дел:

•  проводятся заседания педагогических или методических советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

•  замечания и предложения фиксируются в документации;

•  результаты  проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических кадров, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

4.12. Директор школы по результатам проверки принимает следу-ющие решения:

•  об издании соответствующего приказа;

•  об обсуждении итоговых материалов проверки коллегиальным органом;

•  о проведении повторной проверки с привлечением определённых специалистов (экспертов);

•  о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

•  о поощрении работников;

•  иные решения в пределах своей компетенции.

4.13. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, воспитанников, их родителей, а также в обращениях и за-просах других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.

5. Права, ответственность должностного лица, осуществляющего контроль и инспектирование.

5.1. Должностное лицо, осуществляющее контроль и инспектирование, имеет право:

– запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу проверки;

– привлекать специалистов для проведения качественного анализа проверяемой деятельности;

– использовать тесты, анкеты, согласованные с психологом;

– по итогам проверки вносить предложения о поощрении педагогического работника, об обобщении опыта работы по изучаемому вопросу;

– переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на 1 месяц.

5.2. Должностное лицо, осуществляющее контроль и инспектирование, несет ответственность:

– за тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения проверки;

– качественную подготовку к проведению проверки;

– срыв сроков  проведения проверки;

– ознакомление работников учреждения (проверяемых) с итогами проверки до вынесения на широкое обсуждение;

– качественное проведение анализа деятельности по итогам проверки;

– доказательность выводов по итогам проверки.

6. Документация при осуществлении инспекционно-контрольной деятельности.

6.1. Результаты проверок оформляются в письменном виде и заносятся в журнал контроля, который хранится в течение 5 лет.

6.2. Результаты ВШК оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах инспектирования или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу, приказа по школе или иной форме. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.

(Материалы МОУ СОШ № 87 г. Ярославля.)



Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                 Утверждено

на заседании педагогического совета школы         Приказ №__

 « ___» ________________  20__г.                        от  «___» _______ 20__г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебной рабочей программе педагога

в муниципальном образовательном учреждении

средней общеобразовательной школе № ___

        

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, Уставом муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №___ и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения (далее – ОУ).

1.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Задачи программы:

– дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

– конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

– нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

– целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

– определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

– процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

– оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы общего образования, относятся:

– программы по учебным предметам;

– программы элективных курсов, курсов по выбору;

– программы факультативных занятий.

2. Разработка рабочей программы.

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, по организации внеурочной деятельности относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование) или на класс.

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

– федеральному государственному образовательному стандарту общего образования;

– требованиям к результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

– программе формирования универсальных учебных действий;

– основной образовательной программе общего образования;

– примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

– федеральному перечню учебников.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3.  Структура, оформление и составляющие рабочей программы.

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный,  выравнивание по ширине,  поля со всех сторон 1–2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы Приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или автор-ской программы  рабочая программа может быть двух видов:

1-й вид, если:

– рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;

– если в примерной учебной  (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно;

2-й вид, если:

– количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости  от количества учебных недель в конкретном  общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);

– производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем;  распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой про-граммы;

– есть необходимость  разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;

– рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

3.3. Структура рабочей программы:

1) Титульный лист.

2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3) Общая характеристика учебного предмета, курса.

4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7) Содержание учебного предмета, курса.

8) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

9) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

10) Приложения к программе.

3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога:

Элементы

рабочей  программы

Содержание элементов рабочей программы

1

2

Титульный лист

– Полное наименование образовательного учреждения;

– гриф утверждения программы (согласование с  МО или заместителем директора по УВР и приказом директора школы с указанием номера и даты);

– название учебного курса, для изучения которого написана про-грамма;

– указание параллели, класса, где реализуется  программа;

– фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;

– название города, населенного пункта;

– год разработки программы


Продолжение табл.

1

2

Пояснительная

записка

– Кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

– особенность по отношению к ФГОС;

– концепция (основная идея) программы;

– обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

– указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

– кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;

– сроки реализации программы;

– основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

– предполагаемые результаты;

– кратко излагается система оценки достижений учащихся;

– указывается основной инструментарий для оценивания результатов;

– приводится используемая в тексте программы система условных обозначений

Общая характеристика учебного предмета, курса

– Указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год изда-  ния);

– конкретизируются общие цели и задачи общего образования     с учетом специфики учебного предмета, курса;

– общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;

– логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностные, метапредметные      и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням


Продолжение табл.

1

2

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) про-граммой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни)

Содержание тем учебного курса

– Перечень и название раздела и тем курса;

– необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

– содержание учебной темы:

 основные изучаемые вопросы;

 практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

 требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела;

 формы и вопросы контроля;

 возможные виды самостоятельной работы учащихся;

 формируемые универсальные учебные действия.

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

– Перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

– количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

– темы отдельных уроков и учебные материалы к ним;

– вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

– указание на виды деятельности учащихся;

– конкретизируются формы и методы контроля;

– др.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства  обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся с полными выходными данными литературы.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: Базовый учебник. Дополнительная литература для учителя и учащихся.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников. Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе

Окончание табл.

1

2

Приложения         к программе

– Основные понятия курса;

– контрольно-измерительные материалы

– темы проектов;

– темы творческих работ;

– примеры работ и т. п.;

– методические рекомендации

3.5. Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на ступень обучения:

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы

содержания

Характеристика

деятельности

учащихся

УУД

Формы контроля

1 класс (количество часов)

Раздел 1. …

( … ч)

2 класс (количество часов)

Раздел 1. …

( … ч)

3 класс (количество часов)

Раздел 1. …

( … ч)

4 класс (количество часов)

Раздел 1. …

( … ч)

3.6.  Календарно-тематическое планирование.

Таблица календарно-тематического планирования по ... (название предмета, курса) на  … класс.


п/п,

дата

Тема урока.

Тип урока.

Элементы содержания

Практическая часть программы

Текущий    и  промежточный   контроль

УУД

Деятельность  
учащихся

Материалы

к уроку

1

2

3

4

5

6

7

1

Раздел 1. ... ( … ч )

1.1

1.2


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

2

Раздел 2. ... ( ... ч )

2.1

2.2

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы.

4.1. Рабочая программа анализируется руководителем МО и заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне. На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи. Дата.

4.2. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ, ставит гриф утверждения на титульном листе.

4.3. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.  

4.4. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).



Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                         Утверждено

на заседании педагогического совета школы                      Приказ  №  

Протокол № __ от ____  г.                                             от  ___________г.

Положение 

о внеурочной деятельности

муниципального образовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы №__

 

 Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом РФ, Федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей,  санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, Уставом средней общеобразовательной школы № __, Положением о Школе искусств, Положением о Центре дополнительного образования, Положением о классном руководителе МОУ средней общеобразовательной школы №___.

1. Общие положения.

 

1.1. Внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства муниципального образовательного  учреждения  средней общеобразовательной школы №__ для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

1.2. Внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия родителей (законных представителей), рекомендаций психологов.

1.3. Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

1.4. Руководителями внеурочной деятельности в школе являются заместители директора по воспитательной работе и учебно-воспитательной работе, которые организуют работу и несут ответственность за ее результаты.

1.5. Содержание образования внеурочной деятельности определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими.

1.6. Участие обучающихся во внеурочной деятельности осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

1.7. Структура внеурочной деятельности определяется целями и задачами общеобразовательной школы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает в себя деятельность в рамках общешкольного и классного коллектива, деятельность в рамках дополнительного образования, деятельность в рамках коррекционно-развивающей работы.

1.8. Во время внеурочной деятельности обучающиеся могут пользоваться услугами как школы, так и учреждений дополнительного образования.

1.9. Школа обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования.

1.10. Школа интегрирует и оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь в преодолении затруднений в процессе учебной деятельности и личностном развитии.

1.11. Режим школы, реализующей внеурочную деятельность, способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединяет в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы.

1.12. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обуча-ющихся, но учитывается при определении объемов финансирования, на-правляемых на реализацию основной образовательной программы.

2. Задачи внеурочной деятельности.

 Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

 создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

 личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

 обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

 формирование общей культуры обучающихся;

 воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

 3. Содержание образовательного процесса внеурочной деятельности.

 3.1. Во внеурочной деятельности реализуются программы дополнительного образования детей различного уровня: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, гражданско-патриотическое, социально-значимое – и видам деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.

3.2. Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты, в частности на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.

3.3. Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

3.4. Занятия в объединениях могут проводиться по образовательным программам одной тематической направленности; комплексным про-граммам; программам, ориентированным на достижение результатов определённого уровня; программам по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастным образовательным программам; индивидуальным программам.

3.5. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий.

3.6. Педагогические работники могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.

3.7.  Содержание, структура и оформление дополнительных образовательных программ соответствует Приложению к письму Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

 4. Организация образовательного процесса.

 4.1. Работа внеурочной деятельности осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором школы.

4.2. Учебный год в школе с внеурочной деятельностью определяется учредителем. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.

4.3. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе обучающихся в общеобразовательном учреждении. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья и заключение о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации школы и оформляется документально.

4.4. Списочный состав детских объединений внеурочной деятельности определяется программой педагога в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, рекомендуемая численность составляет:

первый год обучения – до 15 человек;

второй год обучения – до 12 человек;

третий и последующие годы обучения – до 10 человек.

4.5. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются  образовательной  программой  педагога,  а  также  требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в средней общеобразовательной школе №__.

4.6. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные и внеаудиторные занятия (процент аудиторных занятий не должен превышать 50 %), экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Формы внеурочной деятельности отличны от урока.

4.7. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся.

4.8. Зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы.

4.9. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и  разновозрастных объединениях по интересам. В работе объединения могут принимать участие родители (законные представители), без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.

4.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

4.11. Организация дополнительного образования должна обеспечивать возможность выбора двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий. Для первоклассников дополнительные занятия (особенно в первом полугодии) проводят в форме экскурсий, прогулок. Оптимальным является посещение не более 2 кружков (секций), один из которых должен быть двигательно-активным. Продолжительность одного занятия не должна превышать 1,5 часов с перерывом не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений через 30–45 минут занятий.

4.12. В организации внеурочной деятельности обучающихся физкультурно-оздоровительная работа носит обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем,  прогулки на свежем воздухе и т. д.

4.13. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем.

4.14. Учёт проведённых занятий внеурочной деятельности педагоги фиксируют в отдельном журнале.

4.15. Во внеурочной деятельности ведется методическая работа, на-правленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства работников. 

5. Документация внеурочной деятельности ведётся в соответствии с положением о Центре дополнительного образования, Положением о Школе искусств, Положением о классном руководителе.

(Материалы МОУ СОШ № 87  г. Ярославля.)