ОТЧЕТ О САМООЦЕНКЕ муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы
Отчет о самооценке
муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobsledovaniyu.docx | 69.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о самооценке
муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы ________
Самооценка (отчет) | |
Наименование муниципального района | г. |
Полное наименование учреждения – юридического лица | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № |
ИНН образовательного учреждения | ИНН ______________________ |
Код образовательного учреждения (по ЕГЭ) |
Вопрос 1.
1а. Ключевые характеристики и основные показатели вашего ОУ
Средняя общеобразовательная школа № , рассчитанная на 875 учащихся, была открыта 1 сентября 1990 года. Это типичная массовая школа, расположенная на окраине крупного промышленного города. Район сложный в социальном плане (для наглядности возможно использование таблицы).
Микрорайон школы является «спальным» районом, где нет социально-культурных центров, крайне недостаточно возможностей для содержательного проведения досуга, занятий спортом, творческой деятельностью. На территории микрорайона школы находятся два детских сада № 109, № 114, подростковый клуб «Чайка», с которыми школа сотрудничает с 1990 года. В этих условиях школа как образовательное учреждение вынуждена взять на себя особые социально-педагогические функции по созданию условий для всестороннего развития детей.
Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
С 1990 года школа работала над проблемой создания многофункционального образовательного учреждения: школа – учебно-воспитательный комплекс.
Решение данной проблемы в течение нескольких лет позволило сформулировать в Программе развития на 20__/20__ гг. общую стратегическую цель – повышение качества образования как основу дальнейшего развития педагогической системы школы-комплекса. Реализация этой цели осуществляется через разработку целевых проектов, подпрограмм.
Школа-комплекс – многофункциональное образовательное учреждение, реализующее образовательные и воспитательные задачи в объединенной структуре, включающей в себя дошкольное, школьное и дополнительное образование.
Дошкольное образование – школа раннего развития «Солнышко».
Дополнительное образование представлено следующими структурами:
– Центр дополнительного образования;
– Школа искусств;
– логопедический пункт.
Важным структурным подразделением школы, регулирующим отношения внутри и вне школы, является социально-психологическая служба.
Количество учащихся в течение последних 3 лет составляет около 757–826 человек.
Результаты обследования уровня психического развития учащихся, полученные в ходе проведения мониторинга психологических показателей обучения, свидетельствуют о преобладании детей со средними (соответствуют возрастной норме) и ниже среднего способностями.
В школе работает 78 педагогов. Из них:
– имеют почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» – 1;
– имеют почетное звание «Заслуженный тренер Российской Федерации» – 1;
– ученую степень кандидата педагогических наук – 2.
Награждены:
– Значком «Отличник народного просвещения» – 8 педагогов.
– Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» – 4 педагога.
– Почетной грамотой Министерства образования РФ – 5 педагогов.
– Лауреаты премии губернатора Ярославской области – 3 педагога.
– Участники конкурса «Учитель года» – 8 педагогов.
Победители конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей: 2 педагога.
Участники фестиваля педагогических идей «Открой себя» с 2006 года – 37 педагогов.
Педагогический коллектив обладает достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности. Более 60 % педагогов аттестованы на высшую и первую квалификационную категории. Большинство педагогов имеют педагогический стаж более 20 лет. Средний возраст педагогов – 40 лет.
Педагогический коллектив целенаправленно работает над внедрением нового содержания образования в школе.
С 2008–2009 учебного года школа является областной экспериментальной площадкой по апробации стандартов 2-го поколения в начальной школе:
особое внимание педагоги уделяют усилению в содержании и формах организации образования деятельностного компонента, практической ориентации образования, расширению форм работы, предполагающей творческую и поисковую активность детей во всех сферах школьной жизни, включают в учебный процесс различные виды и формы проектной деятельности;
за время существования школы на базе образовательного учреждения было проведено 187 семинаров для управленцев разных уровней г. Ярославля и Ярославской области, Москвы, Вологды, Иванова, Красноярска и других городов РФ. Министерство образования РФ несколько раз изучало деятельность школы по управленческим вопросам. С 2001 года на базе школы работал организационно-методический центр по различным темам.
Адрес школы: __________________________________;
(тел/факс) _______________; e-mail: ___________________
Вопрос 1.
1б. Насколько в целом эффективно ваше ОУ? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | + | |||
20__ г. | + | |||
20__ г. | + |
ОУ является эффективно работающим образовательным учреждением, результаты работы которого соответствуют требованиям государства и высоко оценены потребителями и партнерами. Об этом свидетельствуют следующие данные:
– результаты ЕГЭ по основным предметам стабильны, но ниже, чем в среднем по РФ, ЯО, МО (по всем параметрам сравнения – справля-емость, количество сдавших на «4» и «5»);
– внутришкольный мониторинг образовательных результатов обучающихся свидетельствует об устойчивом улучшении результатов обученности по всем предметам на всех ступенях образования в течение последних 4 лет;
– анализ результатов анкетирования обучающихся и их родителей показывает, что ОУ является привлекательным для детей и их родителей. Дети посещают ОУ и учатся с энтузиазмом, а родители приветствуют все начинания ОУ и активно участвуют в них.
– ОУ является лидером по направлению «апробация стандартов второго поколения», что подтверждается статусом региональной площадки;
– учредитель оценивает наше ОУ как инновационное, развивающееся, о чем свидетельствуют грамоты, мероприятия, проведенные на базе нашего ОУ для других ОУ муниципального района.
Вопрос 1.
1в. Как вы оцените улучшение ОУ (за последние 3 года)? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | + | |||
20__ г. | + | |||
20__ г. | + |
Выявлена положительная динамика по сравнению со средними результатами по району, Ярославской области, результатами мониторинга по русскому языку в 4 классах.
Учащиеся школы показывают устойчивые результаты, высокое качество знаний по основным предметам учебного плана за три года.
Соответствие результатов промежуточного контроля успеваемости результатам внешнего оценивания высокое.
Что более улучшилось и почему?
Показатель | Управленческие действия, обеспечившие |
1 | 2 |
Работа системы дополнительного образования | Разработана и внедряется Программа интеграции основного и дополнительного образования |
Использование новых педагогических технологий, в том числе и информационных | – обученность педколлектива; – хорошая материально-техническая база |
Окончание табл.
1 | 2 |
Оснащенность компьютерным и мультимедийным оборудованием | Правильное и рациональное использование бюджетных средств; |
Повысился имидж образовательного учреждения в городе | – проведение семинаров, курсов для коллег; – положительные отзывы в СМИ; – система информирования населения об успехах школы и учащихся |
Работа с родителями | 1. Создана система мониторинга эффективности форм взаимодействия школы и родителей, на основании которой пере-смотреть программу «Семья» с целью её совершенствования. 2. Проведены обучающие семинары, открытые воспитательные мероприятия для классных руководителей по направлению «Семья» |
Что еще необходимо улучшать и какие действия необходимо для этого предпринять?
Показатель | Управленческие действия, направленные |
Система ученического самоуправления | 1. Пересмотреть структуру ученического самоуправления, оптимизировать её с целью повышения её эффективности. 2. Провести серию семинаров для педагогов по вопросам самоуправления. |
Насколько хорошо справляются обучающиеся с требованиями государственного образовательного стандарта? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 3 | |||
20__ г. | 3 | |||
20__ г. | 2,3 |
Результаты внешнего независимого оценивания образовательных результатов у обучающихся начальной школы по окружающему миру свидетельствуют:
о стабильно высоком уровне усвоения программного материала за курс начальной школы по окружающему миру на протяжении ряда лет;
достаточно высоком уровне усвоения и наличии положительной динамики в подготовке учащихся начальной школы по окружающему миру;
средней справляемости и низкой успешности при снижении относительно среднего балла по окружающему миру;
материалы исследований ежегодно подтверждают актуальность проблемы объективизации учительской отметки;
cохранении устойчивой тенденции к завышению. В числе причин, объясняющих данное несоответствие, можно назвать следующие: психологическая адаптация учащихся к новому виду контроля, повышенный уровень сложности заданий, неполное соответствие шкалы мониторинга нормам оценивания в начальной школе.
Обучающиеся старшей школы несколько хуже справились с требованиями государственного образовательного стандарта, так как:
по показателю справляемости наблюдается негативная динамика. 3 выпускника средней школы получили справки по итогам обучения в старшей школе. Они не смогли сдать ЕГЭ по обязательным предметам;
по показателю успешности ситуация значительно ухудшилась, снизившись на 8 %.
Причины: основными причинами низких результатов у выпускников в ЕГЭ в 20__ году являются следующие:
1. Уровень развития интеллектуальных способностей выпускников преимущественно среднего и ниже среднего уровня. Из числа выпускников, получивших справки по результатам ЕГЭ по математике и русскому языку, один имеет справку о ЗПР; двое имеют низкий уровень интеллектуального развития, причем один из них плохо владеет русским языком, так как он не является для него родным, до 10 класса выпускник обучался в МОУ СОШ № __.
2. Психологическая неготовность некоторых выпускников к участию в данной форме ГИА.
Результаты государственной (итоговой) аттестации за курс основного общего образования по математике и русскому языку показали, что:
Результаты нашего образовательного учреждения как по математике, так и по русскому языку в целом хуже по сравнению с результатами по району, городу и области. Только процент соответствия годовых и экзаменационных отметок по русскому языку превышает средние значения по району, городу и области.
Значительно ухудшилась справляемость по математике. По русскому языку уровень справляемости с работой неплохой, но ниже средних значений по району, городу и области.
По математике показатель успешности чуть хуже уровня прошлого года, но значительно хуже средних значений по району, городу и области. По русскому языку успешность на достаточно низком уровне.
По показателю соответствия годовых отметок экзаменационным по математике ситуация значительно ухудшилась. Выявилась тенденция к занижению годовых отметок педагогами. В целом, по этому показателю по математике наблюдается негативная тенденция. По русскому языку данный показатель неплохой и превышает средние значения по району, городу и области.
Причины: основными причинами низких результатов выполнения работ по русскому языку и математике являются следующие:
1. Недостаток опыта работы по подготовке обучающихся к ГИА в форме независимого оценивания по русскому языку и математике у педагогов, работавших с выпускниками.
2. Отсутствие целостной, методически грамотно выстроенной системы работы по подготовке выпускников к ГИА в новой форме.
3. Уровень развития интеллектуальных способностей выпускников преимущественно среднего и ниже среднего уровня.
4. Психологическая неготовность большинства выпускников к участию в данной форме ГИА.
В основной школе, также как и в начальной, в целом прослеживается стабилизация ситуации по показателям внутреннего оценивания образовательных результатов обучающихся на протяжении последних трех лет. При значениях справляемости по большинству предметов от 96 % до 100 % средний показатель качества обученности достигает 53 %, а средний балл – 3,7 балла, что на уровне предыдущих данных, но значительно ниже, чем в начальной школе. При этом необходимо отметить, что показатели качества обученности и, соответственно, средний балл значительно различаются по предметам. Они наименьшие по химии (20 % и 3,2 балла, как и в прошлом году), геометрии (31 % и 3,4 балла, что несколько выше, чем в прошлом году), иностранному языку (37 % и 3,4 балла – отрицательная динамика за три года), русскому языку (40 % и 3,3 балла, как и ранее), алгебре (41 % и 3,5 балла – стабильные значения на протяжении 3 лет). Наивысшее качество обученности, как и в предыдущие годы, по физической культуре (94 %) и технологии (91 %).
В каких дисциплинах и образовательных областях обучающиеся достигли лучших результатов и почему?
Успешность составляет 50 % и более по следующим предметам:
Наилучший результат в рамках дисциплины /ступени образования (за последние два учебных года) | Какие факторы повлияли на результат |
Все предметы начальной школы (Приложение ) | – высокий профессионализм кадров; – использование в работе элементов новых педагогических технологий; – использование в работе информационных технологий; – использование в работе эффективных методик преподавания предметов; – достаточное количество предметных кружков, факультативов, повышающих познавательную активность учащихся; – спланирована работа с кадрами по апробации стандартов второго поколения; |
5–9 классы: математика 5–6 кл., информатика и ИКТ, обществознание, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, технология, историческое краеведение, черчение, ОБЖ, профориентация. 10–11 классы: литература, иностранный язык, информатика и ИКТ, обществознание, география, ОБЖ, физическая культура, технология. | – высокий профессионализм кадров; – использование в работе новых педагогических технологий; – использование в работе информационных технологий; – использование в работе эффективных методик преподавания предметов; – достаточное количество предметных кружков, факультативов, элективных учебных предметов, повышающих познавательную активность учащихся; |
В каких дисциплинах и образовательных областях необходимо улучшение и какие действия для этого необходимо предпринять?
Успешность составляет менее 50 % по следующим предметам:
Результат, требующий улучшения в рамках дисциплины / предметной области/ступени образования | Какие действия для этого необходимо |
1 | 2 |
5–9 классы: русский язык, литература, иностранный язык, алгебра, геометрия, физика, химия, история, география, биология | – спланировать работу по повышению познавательной активности и интереса к предмету; – использовать в преподавании данных предметов метод проектов; |
Окончание табл.
1 | 2 |
10–11 классы: русский язык, алгебра и начала анализа, геометрия, физика, химия, история, биология | – усилить практическую направленность в преподавании предмета; – усилить контроль за методикой преподавания отдельных тем и предметов в целом; – усилить контроль за посещаемостью учащимися уроков и элективных учебных предметов, факультативов и т. п. |
Есть ли какие-либо различия в справляемости обучающихся с требованиями государственного образовательного стандарта в зависимости от пола, этнического происхождения (национальности) или других характеристик. Если да, то какие управленческие действия должны быть предприняты?
Справляемость учащихся в нашей школе не зависит от пола, этнического происхождения (национальности) или других характеристик.
Вопрос 3. Каково отношение к обучающимся? Как развивают их персональные качества? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 2,5 | |||
20__ г. | 2,9 | |||
20__ г. | 3,3 |
По результатам анкетирования:
Деятельность ОУ по всем параметрам оценивается учащимися положительно – это подтверждает мнение обучающихся об ОУ: учащимся нравится учиться именно в этом ОУ (65 %), 77 % учащихся относятся к данному образовательному учреждению положительно, нравится находиться, учиться в ОУ, участвовать в различных мероприятиях (48 %).
81 % родителей, полностью удовлетворены деятельностью ОУ. Это подтверждает мнение опрашиваемых об ОУ: 62 % родителей считают пребывание своих детей в ОУ комфортным, родители испытывают чувство спокойствия за своих детей, им нравится общественная жизнь школы. 72 % родителей считают, что класс, в котором учатся их дети, является дружным, отношения между ребятами уважительные.
Какие аспекты наиболее сильны и почему?
Наиболее сильные аспекты (за последний учебный год/за три года) | Какие факторы повлияли на результат |
Работа системы дополнительного образования | Программа интеграции основного и дополнительного образования |
Работа социально-психологической службы | – системность в работе; – тесное сотрудничество с администрацией, классными руководителями, родителями и учащимися школы |
Что более всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?
Что нуждается в улучшении? | Какие действия для этого необходимо |
Система ученического самоуправления | 1. Пересмотреть структуру ученического самоуправления, оптимизировать её с целью повышения её эффективности. 2. Провести серию семинаров для педагогов по вопросам самоуправления |
Индивидуальная работа с детьми группы «риска» классными руководителями | 1. Усилить работу классных руководителей по данному вопросу. 2. Усилить работу социального педагога |
Вопрос 4. Насколько эффективно преподавание в ОУ? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 2,7 | |||
20__ г. | 2,8 | |||
20__ г. | 2,8 |
По результатам анкетирования:
1. 59 % обучающихся оценивают преподавание в ОУ как эффективное. 68 % учащихся считают своих педагогов высококомпетентными. Ученики довольны формой преподавания и знаниями, которые дают им учителя. Большинство учащихся считают своих педагогов внимательными, уважающими учеников (47 %), педагоги ценят инициативу и творческий подход каждого ученика (64 %), педагог отвечает на любые возникшие вопросы, касающиеся предмета (65 %), многих педагогов можно на-звать увлечёнными своей профессией (преподаванием, предметом и т. п.) (80 %). Преподаватели работают не только с успешными учениками, а со всем классом в целом (65 %). 75 % обучающихся удовлетворены реализуемой ОУ образовательной программой.
2. 57 % родителей оценивают преподавание в ОУ как эффективное. По мнению большинства родителей (78 %) уровень дисциплины в ОУ можно оценить как хороший: отсутствуют асоциальные формы поведения среди учащихся, есть уважение между детьми, общая атмосфера в коллективе не является конфликтной (92 %). Оценка взаимоотношений «ученик–учитель» также подтверждает удовлетворенность родителей пребыванием их детей в ОУ (72 %): большинство родителей считают педагогов внимательными (68 %), уважающими учеников (65 %), справедливыми в отношениях с учащимися (68 %), излишне их не критикующими (85 %).
По показателю успешности лучший результат по школе был показан по информатике. Он выше среднего показателя по области.
По химии и обществознанию был достигнут максимальный уровень по справляемости. По этим предметам школьные показатели превысили средние показатели по городу и области. Наблюдается положительная динамика количества учащихся, принимающих участие в математической игре-конкурсе «Кенгуру» и лингвистической игре «Русский медвежонок».
В школе разработана система мониторинга эффективности преподавания.
В соответствии с методикой оценки ключевых компетентностей педагогов школы была проведена самодиагностика и экспертная оценка профессиональной компетентности педагогов, которая показала, что преподавание в школе ведется эффективно. Оценки по всем параметрам колеблются от 2,9 до 3,3.
Какие особенности преподавания являются самыми сильными и почему?
Наиболее сильные особенности преподавания (по анализу результатов за последний учебный год/за три года) | Какие факторы повлияли на результат |
1 | 2 |
Методическая работа с педагогами | проведение обучающих семинаров, научно-практических занятий рост демократического настроя педагогов |
Окончание табл.
1 | 2 |
наличие творческого потенциала педколлектива работа среди педагогов по формированию «портфолио» педагога | |
Использование новых педагогических технологий, в том числе и информационных | обученность педколлектива хорошая материально-техническая база |
Какие аспекты преподавания более всего нуждаются в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?
Аспекты преподавания, нуждающиеся | Какие действия для этого необходимо |
Развитие интеллектуальных | разработать систему работы со средними, слабыми учащимися по развитию их интеллектуальных способностей; развитие системы исследовательской, опытно-экспериментальной работы с учащимися; разработка индивидуальных программ интеллектуального развития |
Вопрос 5. Насколько эффективна система мониторинга в ОУ? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 2,8 | |||
20__ г. | 3 | |||
20__ г. | 4 |
в школе разработана система мониторинга, который проводится по следующим направлениям:
– деятельность школы, направленная на получение бесплатного основного и среднего образования;
– состояние преподавания и выполнения требований учебных про-грамм, организация учебно-воспитательного процесса;
– уровень развития учащихся, успеваемость, качество знаний, умений и навыков;
– организация и содержание воспитательной работы в школе;
– работа с педагогическими кадрами, ее результативность;
– эффективность дополнительного образования в школе;
– эффективность внутришкольного управления.
система мониторинга в школе разработана на основе операционально заданных критериев и показателей;
результаты мониторинга применяются в качестве основы информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности в школе (комплексный анализ и оценивание в динамике (ежегодно и за 3 года) с использованием сравнительных показателей (например, с собственными результатами, со средними результатами по МР, ЯО, РФ);
результаты мониторинга используются в целях информирования родителей и обучающихся о деятельности школы.
Какие особенности системы мониторинга самые сильные?
Наиболее сильные особенности системы | Какие факторы повлияли на результат |
Разработана система мониторинга результативности в школе по всем направлениям деятельности | Подготовленный педколлектив к данной работе |
Наличие полной базы данных по ученическому и педагогическому коллективу | Правильное распределение функциональных обязанностей по мониторингу |
Наполнение подсистемы «Учебный процесс» | Правильное распределение функциональных обязанностей по мониторингу |
Активизировалось использование ресурсов ЭБД АСИОУ «ШКОЛА» | Правильное распределение функциональных обязанностей между руководителями МО и оператором |
Какие аспекты более всего нуждаются в совершенствовании и какие действия для этого необходимо предпринять?
Аспекты системы мониторинга в ОУ, | Какие действия для этого необходимо |
Использование АСИОУ для внутреннего контроля за качеством обучения учащихся | Заполнение подсистемы «Тестовый мониторинг» (раз в год) |
Актуализация использования полей ЭБД АСИОУ «ШКОЛА» для психолого-педагогического использования | Включение в обязанности психологов |
Вопрос 6. Насколько хорошо образовательная программа ОУ отвечает потребностям обучающихся? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 2,7 | |||
20__ г. | 2,8 | |||
20__ г. | 3,2 |
Удовлетворение разнообразных запросов детей реализуется в школе:
– через систему предшкольного образования;
– систему дополнительного образования;
– вариативные программы предпрофильной подготовки для учащихся 9 кл.;
– профильное обучение (социально-экономический, информационно-технологический профили);
– систему коррекционно-развивающего обучения;
– систему воспитательной работы;
– различные формы освоения образовательных программ, в том числе обучение на дому больных детей (9 человек).
Особое внимание педагоги уделяют усилению в содержании и формах организации образования деятельностного компонента, практической ориентации образования, расширению форм работы, предполага-ющей творческую и поисковую активность детей во всех сферах школьной жизни, включают в учебный процесс различные виды и формы проектной деятельности (создание музея школы, День рождения школы, Дни семьи, Дни самоуправления, фестиваль семейных музыкальных ансамблей и т. п.).
В учебный план школы было введено раннее изучение информатики английского языка с 1997 года, что соответствует запросам учащихся и их родителей.
Проводимая работа обеспечивает возможность обучающимся продолжать получение образования после окончания школы в различных образовательных учреждениях, в том числе в высших учебных учреждениях.
Ежегодно 75–80 % выпускников поступают в вузы, причем 99,8 % на бюджетной основе. В среднем 90 % учащихся (из тех, кто поступил в 10 класс) после получения основного общего образования продолжают обучение в нашей школе.
Результаты анкетирования учащихся и их родителей показывают, что большинство опрошенных удовлетворены обучением в нашей школе и знаниями, которые они получают.
Что является лучшим и инновационным в образовательной про-грамме ОУ и почему?
Лучшее и инновационное в образовательной программе ОУ | Какие факторы повлияли на результат? |
– разработана система использования новых информационных технологий в учебном процессе | – обученность педколлектива – хорошая материально-техническая база |
– интеграция основного и дополнительного образования | – проведение обучающих семинаров, научно-практических занятий |
– удовлетворение образовательных запросов учащихся через элективные учебные предметы и факультативные курсы, предметные кружки | – подготовленные кадры – разработанные программы |
Какие аспекты образовательной программы ОУ более всего нуждаются в совершенствовании и какие действия для этого необходимо предпринять?
Аспекты образовательной программы ОУ, нуждающиеся в улучшении | Какие действия для этого необходимо |
– формирование здорового образа жизни | – разработать систему работы по данному направлению – провести обучающие семинары |
– создание системы научно-исследовательской деятельности учащихся для реализации творческих возможностей учащихся и повышения качества образования | – разработка реализация подпрограммы. |
Насколько материальная база, ресурсы и информационно-техническое обеспечение ОУ отвечают требованиям нормативно-правовой документации и реализуемых программ? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 3,8 | |||
20__ г. | 3,8 | |||
20__ г. | 3,8 |
Учебные кабинеты – 28 | Мастерские технического труда – 2 |
Мастерские обслуживающего труда – 2 | Кабинет кулинарии – 1 |
Спортивный зал – 2 | Столовая – 1 |
Актовый зал – 1 | Медиацентр – 1 |
Читальный зал – 1 | Компьютерные классы – 3 |
Кабинет театральной студии – 1 | Кабинет группы продленного дня – 2 |
Кабинет для индивидуальных музыкальных занятий – 4 | Кабинет изостудии – 1 |
Учебные кабинеты оснащены учебной мебелью согласно нормам СанПиН. Всё необходимое оборудование имеется в специализированных кабинетах: химии, физики, биологии. В 12 кабинетах установлены компьютеры. Во всех кабинетах есть системы для показа видеофильмов и просмотра DVD, в 6 кабинетах – мультимедиа проекторы. Имеется интерактивное оборудование. За последние годы было приобретено до-статочное количество техники для улучшения учебного процесса, создан медиацентр.
Учебно-материальная база школы позволяет на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися. В школе оборудовано 23 компьютерных рабочих места учителя. 15 компьютеров используется для работы административного, учебно-вспомогательного персонала. Большинство учебных кабинетов имеют специальное оборудование. Школа обеспечена учебно-методической и художественной литературой, необходимой для осуществления учебно-воспитательного процесса, в школе проведена единая локальная сеть, имеется выход в Интернет.
Во всех помещениях школы выполнен косметический ремонт.
Все кабинеты оснащены учебно-наглядными пособиями в достаточном количестве.
Каковы лучшие аспекты и их влияние на результаты деятельности?
Лучшие аспекты обеспечения | Как это повлияло на результаты |
1 | 2 |
– оснащенность компьютерным и мультимедийным оборудованием | созданные условия для использования ИТК-технологий на уроках позволяют более наглядно показать методы, приемы, приборы, явления, опыты, что позволяет добиваться более высокого качества обучения |
Окончание табл.
1 | 2 |
– приобретение учебно-наглядных пособий по математике, русскому языку, иностранному языку, ИЗО и т. д. | применение современных учебно-на-глядных пособий способствует повышению познавательной мотивации у учащихся |
– проведена локальная сеть по всей школе | получено дополнительное финансирование |
Какие аспекты нуждаются в улучшении и почему?
Сферы улучшения | Какие действия для этого необходимо |
– ремонт системы холодного и горячего водоснабжения в подвале | Получить дополнительное финансирование |
Насколько обучающимся безопасно в ОУ? Насколько хорошо о них заботятся и поддерживают? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 2,3 | |||
20__ г. | 2,4 | |||
20__ г. | 3,14 |
Школа оборудована всем необходимым для безопасного проведения учебно-воспитательного процесса: установлена противопожарная сигнализация, имеется тревожная кнопка. Охрана осуществляется охранным агентством.
В школе есть столовая, буфет, в котором всегда в большом ассортименте выпечка, соки, кондитерские изделия. Вся продукция и в столовой, и в буфете имеет сертификаты качества.
Вакцинопрофилактикой охвачены 98 % учащихся, 99,4 % учителей. Доля сотрудников, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда, – 100 %, доля сотрудников, сдавших экзамен по санитарно-гигиеническому минимуму, – 100 %.
Педагогический коллектив большое внимание уделяет созданию условий для сохранения и повышения здоровья каждого ученика в школе.
С этой целью:
– расширена сеть школьных спортивных секций;
– учащимся предлагаются разнообразные виды физических занятий;
– проводятся походы, спортивные соревнования по различным видам спорта, школьные спортивные олимпиады, которые не только способствуют физическому развитию и сохранению здоровья детей, но и обеспечивают развитие общения, сотрудничества и взаимодействия между детьми.
Используются все возможности для сохранения здоровья детей:
– рациональная организация перемен, динамическая пауза, максимально возможное число уроков физкультуры на улице, физкультминуток на уроках;
– проведение традиционных Дней здоровья с выездом на природу, уроков здоровья.
Педагоги школы используют только те образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей.
Была разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Здоровье».
В результате:
– выполнен косметический ремонт ряда кабинетов;
– приобретено современное оборудование для этих кабинетов;
– имеющиеся два спортивных зала укомплектованы спортивным инвентарем;
– разработана система рационального сбалансированного питания школьников;
– обеспечено питанием около 90 % школьников.
На базе школы работает логопедический пункт для оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (занимается более 100 учащихся).
Какие аспекты сопровождения и поддержки наиболее эффективны и почему?
Эффективные аспекты сопровождения | Какие факторы повлияли на результат |
1 | 2 |
Наличие благоприятной обстановки для поддержания здоровья и создание безопасных условий пребывания | – деятельность по созданию благоприятного психологического климата, адаптивной среды; – проведение диспансеризации учащихся; – вакцинация учащихся и педагогов; – проведение практических мероприятий, формирующих способность |
Окончание табл.
1 | 2 |
учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях; –монтаж автоматической пожарной сигнализации с речевым оповещением | |
Организация охраны школьного здания | – создание препятствий для проникновения в школу посторонних лиц; – антитеррористическая деятельность |
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий | обученность педколлектива |
Что больше всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?
Сферы улучшения | Какие действия для этого необходимо |
Установка камер видеонаблюдения | Дополнительное финансирование |
Ремонт ограждения школьного здания | Дополнительное финансирование |
Организация занятий спецмедгрупп по физической культуре | Наличие квалифицированного специалиста по работе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья |
Снижение показателя респираторных заболеваний | Установка в кабинетах первых классов ионизаторов воздуха |
Увеличение охвата обучающихся организованным горячим питанием | Работа с родителями |
Насколько хорошо ОУ работает в партнерстве с родителями, другими ОУ, сообществом? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 2,8 | |||
20__ г. | 3 | |||
20__ г. | 3,16 |
Школа – научный и методический центр области. Здесь апробируются научные идеи, проводят исследования аспиранты, выпускники. Администрация и учителя школы поддерживают современные педагогические идеи, активно включаются в инновационную деятельность. Традиционной формой сотрудничества науки и практики являются научно-практические конференции с участием ученых, педагогов школы, со-вместные заседания кафедры педтехнологий Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и педагогического совета школы.
Школа является базой для проведения педагогической практики студентов, в течение 5 лет она была городским организационно-методическим центром по вопросам управления, на базе школы работают курсы повышения квалификации руководящих работников области, систематически проводятся семинары для руководителей школ района, города, области, других областей.
В школе обучается более 30 % человек из микрорайона других школ.
Исследование, проведенное психологами нашей школы, показало, что родителей привлекает в нашей школе:
– высокий профессионализм кадров – 84 % опрашиваемых;
– доброжелательная атмосфера, уважительное отношение к детям – 80 %;
– профильное обучение – 78 %;
– наличие возможности заниматься детям в кружках, секциях – 76 %;
– преемственность со Школой раннего развития – 32 %;
– наличие Школы искусств – 48 %.
Система информирования и коммуникации школы с партнерами, родителями, учащимися и местным сообществом включает в себя: регулярные выступления директора школы на родительских конференциях, школьный сайт, в публичном отчете директора, публикации СМИ.
Какие характеристики являются наиболее сильными и почему?
Наиболее сильные характеристики | Какие факторы повлияли на результат |
Повысился имидж образовательного учреждения в городе | – проведение семинаров, курсов для коллег; – положительные отзывы в СМИ; – система информирования населения об успехах школы и учащихся |
Что больше всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?
Сферы улучшения | Какие действия для этого необходимо |
Разнообразить формы работы с родителями | Пересмотреть программу «Семья» с целью её совершенствования |
Каково отношение к ОУ учащихся и их родителей? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 3 | |||
20__ г. | 3,6 | |||
20__ г. | 3,8 |
Что учащимся больше всего нравится в ОУ? Что родителям больше всего нравится в ОУ?
1. При оценивании микроклимата и психологической комфортности пребывания в ОУ всех участников образовательного процесса с использованием результатов анкетирования было выявлено, что 77 % учащихся относятся к данному образовательному учреждению положительно: ощущают себя в ОУ комфортно, им нравится находиться в школе (68 %), нравится общественная жизнь школы (54 %). Эти данные подтверждает оценка взаимоотношений между учащимися школы: в классе преобладают дружеские и уважительные отношения между ребятами (59 %). Сравнивая эти данные с прошлым годом (59 % и 51 % соответственно), можно отметить, что оценки учащихся по этим блокам повысились. Оценивая собственную безопасность в школе, можно отметить отрицательную тенденцию по сравнению с прошлым годом (71 %): лишь 35 % учащихся чувствуют себя в школе в абсолютной безопасности. Однако, оценивая асоциальные формы поведения в школе, они считают, что враждебного поведения между учащимися нет (95 %), учащиеся не оскорбляют на переменах друг друга (95 %), не угрожают физической расправой и т. п. (93 %). Оценка взаимоотношений «ученик–учитель» также подтверждает комфортность пребывания: большинство учащихся считают своих педагогов внимательными, уважающими учеников (47 %).
2. 36 % обучающихся оценивают преподавание в ОУ как эффективное. По сравнению с прошлым годом (61 %) отмечается резкая, отрицательная тенденция. Всего лишь 16 % обучающихся удовлетворены реализуемой ОУ образовательной программой (в прошлом году – 50 %).
3. По итогам анкетирования родителей учащихся школы, направленного на оценку микроклимата и психологической комфортности пребывания учащихся в общеобразовательном учреждении, было выявлено, что значительное большинство родителей – 78 % – считают пребывание своих детей в ОУ комфортным, родители испытывают чувство спокойствия за своих детей, им нравится общественная жизнь школы. Эти данные также подтверждает оценка родителями взаимоотношений между учащимися школы: 72 % родителей считают, что класс, в котором учатся их дети, является дружным, отношения между ребятами уважительные. По мнению большинства родителей (78 %), уровень дисциплины в ОУ можно оценить как хороший: отсутствуют асоциальные формы поведения среди учащихся, есть уважение между детьми, общая атмосфера в коллективе не является конфликтной (92 %). Оценка взаимоотношений «ученик–учитель» также подтверждает удовлетворенность родителей пребыванием их детей в ОУ (72 %): большинство родителей считают педагогов внимательными (68 %), уважающими учеников (65 %), справедливыми в отношениях с учащимися (68 %), излишне их не критикующими (85 %).
4. 56 % родителей удовлетворены эффективностью партнерства образовательного учреждения с другими организациями. При этом необходимо отметить, что взаимодействие с организациями, выбранными для самоанализа, не является приоритетом деятельности школы.
5. 54 % опрошенных родителей считают, что образовательная про-грамма школы соответствует потребностям учащихся, и это значение ниже, чем в предыдущий год.
6. 77 % опрошенных родителей (и это значительно выше оценки за предыдущий год) оценивают уровень безопасности в ОУ как высокий. Родители и ученики чувствуют поддержку со стороны педагогов (84 %) и испытывают ощущение безопасности и комфорта в школе (86 %).
7. По мнению 62 % опрошенных родителей, их дети относятся к образовательному учреждению только позитивно: с удовольствием, в приподнятом настроении ходят в школу.
Что еще необходимо улучшать и какие действия необходимо для этого предпринять?
Сферы улучшения | Какие действия для этого необходимо |
Внеклассная работа по предмету | составить план работы |
Посещение спектаклей, выставок, экскурсий и т. п. | составить план работы; усилить контроль за данным вопросом |
Насколько эффективно управление ОУ? Оцените:
1 (очень мало) | 2 (удовлетворительно) | 3 (хорошо) | 4 (превосходно) | |
20__ г. | 2,9 | |||
20__ г. | 3 | |||
20__ г. | 3,38 |
Для анализа эффективности внутришкольного управления использовались следующие методики:
Методика оценки уровня социально-психологического климата в коллективе по парным профилям.
Анкета для определения эффективности управленческой деятельности (анкетирование педагогов и самоанализ администрации).
Рейтинг администрации.
Анализ, как и в предыдущие четыре года, проводился по шести основным этапам управленческой деятельности:
информационно-аналитическое обеспечение;
мотивационно-целевая деятельность;
планово-прогностическая деятельность;
организационная деятельность;
контроль;
регулирование управленческой деятельности.
Если принять в качестве оценки управленческой деятельности следующую трехбалльную шкалу:
3 балла – успешная;
2 балла – удовлетворительная;
1 балл – деятельность выполняется, но на очень низком уровне;
0 баллов – деятельность не выполняется,
то оценка педколлектива администрации – 2,4 балла, а самооценка своей деятельности управленцев 2,5 балла, что несколько выше, чем в предыдущие годы.
Если сравнивать динамику оценок отдельных блоков управленческой деятельности, необходимо отметить, что она несколько отличается. На прежнем достаточно высоком уровне остались оценки информационно-аналитического блока (2,4 балла у педагогов и 2,6 балла у администра-ции). Несколько снизились после роста в том году оценки планирования и организационного блоков у педагогов при стабильности оценок у администрации. Осталась примерно на том же уровне оценка блока регулирования управленческой деятельности (2,4 балла и у педагогов, и у администрации), то есть команда управленцев может внести достаточно эффективные коррективы в УВП в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Сохранилось небольшое рассогласование оценки мотивационно-целевого блока у педагогов и администрации при ее незначительном спаде и у тех, и у других. Оценка контроля несколько возросла у педагогов при стабильном значении у администрации. Таким образом, по большинству направлений эффективность управленческой деятельности, по мнению опрошенных, повысилась, а по остальным осталась на прежнем достаточно высоком уровне.
Сравнивая приведенные за 3 года данные, можно констатировать, что психологический климат в педагогическом коллективе достиг достаточно высокого уровня (средний балл – 1,5 по шкале от «–3» до «+3», что примерно на уровне предыдущих лет). Рассогласование в оценках психологического климата администрации и педагогов, которое встречалось в результатах предыдущих анкетирований, значительно уменьшилось.
Характеризуя отношения в педагогическом коллективе, педагоги и управленцы чаще прибегают к позитивным характеристикам. Особенно высоко оцениваются следующие показатели: общее настроение в коллективе, реакция в трудных ситуациях, отношение к «новичкам».
Насколько эффективен орган государственно-общественного управления ОУ?
Коллегиальным органом управления в школе является общешкольная конференция. Работа ее оценена удовлетворительно.
Какие аспекты управления ОУ наилучшим образом представляют ОУ и почему?
Наиболее сильные аспекты управления | Какие факторы повлияли на результат |
Организация методической работы | Разработана и реализуется комплексная целевая программа «Кадры» |
Организация аналитической деятельности | Разработана система мониторинга |
Какие не разрешимые на уровне ОУ проблемы существуют и какая существенная внешняя помощь необходима для их решения, улучшения достижений ОУ?
Неразрешимых проблем нет.
Какие направления менеджмента должны быть улучшены и какие действия для этого необходимо предпринять?
Сферы улучшения | Какие действия для этого необходимо |
Государственно-общественная составля-ющая управления | активизировать работу по данному на-правлению. |
На каких особенностях могла бы сфокусироваться проверка и почему?
Управленческая деятельность.
Всего динамический показатель | |
20__ г. | 2,8 |
20__ г. | 2,96 |
20__ г. | 2,96 |
Директор школы № 87 О. Г. Важнова
(Материалы МОУ СОШ № 87 г. Ярославля)