Методические рекомендации по внесению изменений в Устав ОУ
Методические рекомендации
по внесению изменений в Уставы общеобразовательных учреждений в рамках введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_vnesenii_izmeneniy_v_ustav_ou.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по внесению изменений в Уставы общеобразовательных учреждений в рамках введения ФГОС1
Настоящие методические рекомендации (далее – Рекомендации) призваны помочь педагогическому коллективу школ, осуществляющих переход на ФГОС второго поколения с 1 сентября 2011 года, в следующем:
– привести в соответствие с требованиями ФГОС локальную нормативную базу образовательного учреждения;
– запустить работу по подготовке всего педагогического коллектива к постепенному переходу на работу по образовательным стандартам нового поколения;
– выстроить систему работы по освоению содержания нового образовательного стандарта.
Рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи общеобразовательным учреждениям в вопросах, связанных с внесением изменений и дополнений в их Уставы в процессе введения ФГОС.
Изменения должны быть связаны:
1. В целях образовательного процесса.
2. В перечне типов и видов реализуемых образовательных программ.
3. В основных характеристиках организации образовательного процесса, в том числе:
– в правилах приёма обучающихся в ОУ;
– системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядке ее проведения;
– в режиме занятий обучающихся;
– в порядке регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
– финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения.
Внести изменения и дополнения в Устав общеобразовательного учреждения можно путем разработки и утверждения отдельного документа, являющегося приложением к имеющемуся Уставу или путем утверждения Устава в новой редакции.
Используемые нормативные правовые документы:
– Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в последней редакции);
– Федеральный государственный образовательный стандарт;
– Типовое положение об образовательном учреждении соответствующего типа и вида;
– Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189;
– Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённый приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н.
Во всех разделах, где есть упоминание о реализуемых Учреждением программах, государственных стандартах, необходимо придерживаться единых терминов и используемых сокращений.
Термины:
«федеральный государственный образовательный стандарт»;
«основная образовательная (общеобразовательная) программа (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) образовательного учреждения»;
«дополнительная образовательная программа образовательного учреждения»;
«учебный план образовательного учреждения»;
«программы учебных предметов, курсов, дисциплин»;
«рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
«годовой календарный учебный график»;
«правила внутреннего распорядка образовательного учреждения».
Сокращения:
ООП НОО – основная образовательная программа начального общего образования;
ООП ОУ – основная образовательная программа образовательного учреждения;
ОУ – образовательное учреждение;
УМК – учебно-методические комплекты;
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Разделы Устава | Требования к содержанию, изменениям |
1 | 2 |
Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых | Цели образовательного процесса указываются согласно: – ст. 9, 10, 12, 14 Закона РФ «Об образовании»; – федеральному государственному образовательному стандарту начального общего и основного общего образования; |
Продолжение табл.
1 | 2 |
образовательных программ | – Типовому положению об образовательном учреждении соответствующего типа и вида; – других документов образовательного учреждения. Пункт о реализуемых в данном ОУ основных и дополнительных образовательных программах раскрывается согласно ст. 9 Закона РФ «Об образовании» и федеральному государственному образовательному стандарту. |
Организация образовательного процесса | Организация образовательного процесса образовательного учреждения указывается: – в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 02.02.2011 № 2-ФЗ); – Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; – Федеральным государственным образовательным стандартом; – приказом Минобрнауки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 № 19682); – Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида; – Уставом ОУ; – годовым календарным учебным графиком ОУ; – правилами внутреннего распорядка ОУ; – другими документами. В уставе ОУ обязательно указываются основные характеристики организации образовательного процесса: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) правила приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); |
Продолжение табл.
1 | 2 |
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей). В Уставе ОУ могут быть указаны и другие характеристики организации образовательного процесса в дополнение к вышеперечисленным | |
Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения | В том числе прописывается структура финансирования реализации основной образовательной программы ОУ. Согласно п. 25 ФГОС НОО «Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений», «...образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования». |
Права и обязанности участников образовательного процесса | Категории участников образовательного процесса, работников образовательного учреждения, их права и обязанности указываются: – в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в последней редакции); – приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»; – требованиями к кадровым условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения (ФГОС), в том числе: п. 23 «Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности»; – Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида; – другими документами. |
Порядок регламентации и оформления | В том числе, согласно п. 2 ст.16 Закона РФ «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение |
Продолжение табл.
1 | 2 |
отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) | последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, образовательным учреждением и (или) его учредителем для обязательного ознакомления родителей (законных представителей). |
Компетенция учредителя | В том числе: – устанавливает порядок прохождения аттестации для руководящих работников Учреждения; – определяет правила приема обучающихся в Учреждение; – согласовывает годовой календарный учебный график ОУ. |
Структура, порядок формирования органов управления ОУ, их компетенция и порядок организации деятельности | В том числе указывается компетенция органов управления образовательного учреждения по вопросам разработки и утверждения основной образовательной программы ОУ, её структуры, составных частей. |
Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения | В том числе перечень локальных актов, регламентирующих порядок разработки, утверждения и реализации основной образовательной программы ОУ и её составных частей. Примерный перечень локальных актов ОУ, регламентирующих введение и реализацию ФГОС, организацию и осуществление образовательного процесса в условиях введения ФГОС: О совете (управляющем совете) ОУ (изменения и дополнения в части компетенции по утверждению ООП ОУ, введения и реализации ФГОС); О педагогическом совете ОУ (изменения и дополнения в части компетенции по утверждению ООП ОУ, введения и реализации ФГОС); О правилах внутреннего распорядка ОУ (изменения и дополнения в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 и ФГОС); О повышении квалификации (изменения и дополнения в соответствии с введением и реализацией ФГОС); О порядке нормирования и учета дополнительной работы (изменения и дополнения в соответствии с введением и реализацией ФГОС); О методическом объединении педагогов (изменения и дополнения в части компетенции по утверждению ООП ОУ, УМК, программ учебных предметов, курсов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)); |
Окончание табл.
1 | 2 |
Об учебном кабинете (изменения и дополнения в соответствии с введением и реализацией ФГОС); О внутришкольном контроле в ОУ (изменения и дополнения в соответствии с введением и реализацией ФГОС); О координационном совете ОУ; Порядок разработки и утверждения ООП ОУ; О системе текущего контроля за успеваемостью учащихся, оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся начальных классов (1 классов); О сроках, порядке определения, рассмотрения и утверждения УМК в ОУ; О сроках, порядке разработки, рассмотрения и утверждения, структуре программ учебных предметов, курсов, рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); Об организация образовательного процесса (адаптационного периода) в 1 классах ОУ; О порядке деления класса на группы для изучения иностранных языков; О классном руководстве; Об организации ГПД; О родительском собрании (всеобуче родителей (законных представителей)); О материально-техническом оснащении кабинета начальных классов; О стимулирующих надбавках и доплатах к заработным платам работников ОУ; О порядке установления доплат, не входящих в круг основных обязанностей работников, и надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы в условиях введения ФГОС. |