Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 25.1 КБ |
kukolnyy_teatr.docx | 1.54 МБ |
proekt.docx | 32.2 КБ |
kolobok.doc | 38.5 КБ |
chey_hvost_luchshe.docx | 13.32 КБ |
proekt_bogataya_dolina.docx | 31.35 КБ |
kraevedcheskaya_igra_honin_helen.docx | 2.29 МБ |
rp_kukolnyy_teatr.docx | 66.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по повышению функциональной грамоты обучающихся начальных классов
МБОУ «Баянгольская СОШ»
на 2024-2025 учебный год
Цель: создание условий для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной ) обучающихся.
Задачи: 1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
2. Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.
4. Повышение квалификации учителей начальных классов через ознакомление с подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий.
5. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
6. Активизация роли родителей в процессе обучения и воспитания детей.
7. Использование на уроках методов, приемов, продуктивных, практико-ориентированных заданий, формирующих функциональную грамотность (читательской, математической, естественнонаучной ) обучающихся.
№ | Сроки исполнения | Мероприятие | Ответственные |
1. | август 2024 г. | Разработка и утверждение плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2024-2025 уч.год. Заседание методического объединения учителей начальных классов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся: «Применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности». | Завуч по УР школы Гатапова О.Б. Рук.МО Сундуева М.Ц. |
2. | Август- апрель 2023г | Разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Формирование банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся. | Учителя нач.классов |
3. | В течение года | Внедрение и использование в учебном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно - научная грамотность. | Учителя нач.классов |
4. | сентябрь | Входная диагностика и оценка функциональной грамотности обучающихся. | Завуч по УР школы Гатапова О.Б. Рук.МО Сундуева М.Ц. Учителя нач.классов |
5. | Октябрь, 2024 | Организация разъяснительной работы с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности: - родительское собрание «Формируем функциональную грамотность обучающихся – учимся для жизни»; - родительский всеобуч по вопросам формирования функциональной грамотности. | Классные руководители 1-4 классов |
6. | В течение года | Информирование через информационные стенды вопросов формирования функциональной грамотности. | Рук. МО Учителя нач.классов |
7. | Сентябрь-апрель | Участие в марафоне функциональной грамотности. Организаторы: Академия Минпросвещения России. Сайт: Учи.ру | Завуч по УР. Гатапова О.Б. Учителя нач.классов |
8. | В течение года | Участие в единых методических днях (ЕМД) учителей-предметников школы. | Завуч по УР школы Гатапова О.Б Учителя нач.классов |
9. | В течение года | Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом по формированию функциональной грамотности | Завуч по УР школы Рук.МО Учителя нач.классов |
10. | ноябрь | Неделя математической грамотности (открытые уроки, викторины, диагностика обучающихся): -внеклассное мероприятие «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах»; -математический поезд для учащихся 1-4 классов; -открытый урок по математике в 3 классе. Учитель: Бубеева С.Р. | Рук.МО Бубеева С.Р. Учителя нач.классов |
11. | Январь, 2024г. | Неделя читательской грамотности (открытые уроки, викторины, диагностика обучающихся): -Промежуточная диагностика читательской грамости учащихся 2-4 классов; -открытый урок по чтению во 2 классе. Учитель: Сундуева М.Ц. -читательский марафон «Путешествие в мир книги»: выход в сельскую библиотеку, групповое посещение школьной библиотеки; -организация плакатов о пользе чтения; - конкурс чтецов на тему « Ода книге»; -праздник Прощания с букварем. | Рук.МО Сундуева М.Ц. Кожевина О.С |
12. | февраль, 2024г. | Неделя естественнонаучной грамотности (открытые уроки, викторины, диагностика обучающихся): -викторина о родном крае «Знаем и любим свой край»; -открытый урок по окружающему миру в 4 классе. Учитель: Гомбоева О.Б.; -проведение бесед об окружающем мире на классных часах; -конкурс рисунков на тему «Сказочная зима»; -экскурсия в зимний парк села, наблюдение; -акция « Поможем птицам зимой». | Рук.МО Гомбоева О.Б. Учителя нач.классов |
13. | март | Кустовой семинар учителей начальных классов сел Баянгол, Уржил, Карасун. Круглый стол «Развитие функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности». Мастер- классы учителей начальных классов с приглашением учителей- предметников. | Завуч по УР школы Гатапова О.Б. Рук.МО |
14. | апрель | Месячник проектов. Защита презентаций, проектов, исследовательских работ. | Сундуева М.Ц. Учителя нач.классов |
15. | В течение года | Участие педагогов в практикоориентированных курсах повышения квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся | Завуч по УР школы Гатапова О.Б Учителя нач.классов |
16. | В течение года | Участие в дистанционных вебинарах по обсуждению вопросов формирования и оценке функциональной грамотности | Завуч по УР школы Гатапова О.Б Учителя нач.классов |
17. | В течение года | Подготовка методических продуктов (сборники, брошюры, памятки) по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности | Завуч по УР школы Гатапова О.Б Рук.МО Учителя нач.классов |
18. | В течение года | Участие учащихся в дистанционных конкурсах, дистанционных олимпиадах по функциональной грамотности | Завуч по УР школы Гатапова О.Б Учителя нач.классов |
19. | май | Проведение диагностических срезов на предмет выявления уровня сформированности читательской, математической, естественнонаучной грамотности (для учащихся) по материалам оценивания функциональной грамотности, имеющимся в открытом доступе. Обработка результатов работы по формированию читательской, математической, естественно –научной грамотности. | Завуч по УР Гатапова О.Б. РукМО Учителя нач.классов |
20. | май | Отчет на педагогическом совете «Анализ работы по формированию функциональной грамотности учащихся» | Рук.МО |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
671616 Республика Бурятия Баргузинский район с. Баянгол ул. Ленина, 69
Тел./факс 8 (301 31) 98-335; тел. 8 (301 31) 98-374; e-mail: bayangol@mail.ru
Проект
«Этнокультурное образование и развитие родной речи младших школьников через театральную деятельность»
Автор проекта: Сундуева М.Ц.,
учитель начальных классов
2018
Номинация: Образовательный проект
Тема: «Этнокультурное образование и развитие родной речи младших школьников через театральную деятельность»
Автор проекта: Сундуева Марина Цыреновна, учитель начальных классов, руководитель кружка « Кукольный театр» («Через куклы к культуре своего края»)
Контактный телефон: 89503956003 E-mail: sundueva2014@mail.ru
Название ОУ: МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация: Проект направлен на создание условий для этнокультурного образования и развития родной речи детей-бурят, коммуникативной компетенции. В содержании проекта, имеющего личностно-ориентированный подход, предлагается описание основных направлений работы по разработанной схеме ведения театральной деятельности в школе, на примере работы кукольного кружка «Через куклы к культуре своего края» для учащихся начальных классов. Проект имеет практическую значимость и может быть полезен при организации работы в различных общеобразовательных учреждениях.
- Теоретическое обоснование разработки проекта
Важность решения проблемы этнокультурного образования школьников отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В ФГОС второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, культурных и др. ценностей. А национальный язык является важнейшим ресурсом культурного развития народа. Его утрата приведет к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.
Бурятский язык сегодня находится на грани исчезновения. Одними из главных проблем являются:
1) снижение числа людей, знающих бурятский язык;
2)слабая мотивация на изучение и применение бурятского языка как языка общения;
3) снижение количества семей, использующих в общении с детьми родной язык;
4) отсутствие комплексного подхода к решению проблем сохранения и развития бурятского языка. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследовательской работы. В МБОУ «Баянгольская СОШ» обучается 217 учащихся, из них детей русской национальности -11. Из всех учащихся бурятской национальности 12% владеют только русским языком, 42% детей понимают родную речь, но в общении используют русский язык, только у 38% детей активное двуязычие, но при этом преобладает в общении русский язык, 8% хорошо владеют родной речью и разговаривают на бурятском языке. Такая же ситуация сложилась и в детском саду. Мы провели беседы с людьми разных профессий. Из беседы с библиотекарями села и школы узнали, что учащиеся книги на бурятском языке не берут очень, если берут, то только по просьбе учителя, а население не читает книги на бурятском языке. Работники почты отметили, что выписывают газету на бурятском языке только подписчики, кому за 70 и более. ( Исследовательская работа была представлена на НПК в Улан -Баторе, где заняла 1 место).
Сложившаяся сегодня ситуация с бурятским языком требует безотлагательного решения. Для создания языковой среды, которая способствует развитию языка, требуются соответствующие мероприятия.
Поэтому нами были предприняты некоторые меры по сохранению бурятского языка. В частности был написан образовательный проект « Через куклы к культуре своего края»
2.Цель и задачи
Цель: способствовать сохранению и развитию родной речи детей-бурят, обогащению их словарного запаса, способствовать этнокультурному образованию и воспитанию младших школьников.
Задачи:
- организация в начальных классах кукольного театра, направленного на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка ;
- привлечение к театральной деятельности учащихся начальных классов и родительской общественности
-подготовка необходимых условий, оборудования, сценического материала для кукольного театра;
- анализ результативности проекта.
Новизна работы заключается в том, что в рамках внеурочной деятельности была создан кукольный театр с национальным колоритом.
Практическая значимость. Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной (перевод русского текста на бурятский, заучивание текста на бурятском языке, нахождение сильных и слабых позиций в тексте, дикция).
Гипотеза: Ежедневные внеурочные занятия будут способствовать развитию языка, активизации его общественных функций.
- Основные направления работы
Для расширения социальных и культурных функций бурятского языка и решения задач по сохранению бурятского языка, популяризации бурятского языка через создание кукольного театра в начальных классах планируется реализация мероприятий по следующим направлениям: работа с родителями воспитанников, работа с детьми, тиражирование сценической продукции на бурятском языке, выпуск словарей на бурятском языке.
№ | Направления деятельности | Задачи реализации |
1 | Работа с родителями | -привлечь внимание родителей к интересам детей |
2 | Работа с детьми: а) Развитие сценической речи | -развивать технику и культуру речи; развивать творческие игры со словом |
б) Обучение театральной игре | - развивать такие качества, как: внимание; наблюдательность; воображение; фантазия; ориентация в окружающей обстановке; смелость; находчивость | |
в) Обучение ритмопластике | - развивать двигательные способности детей: ловкость; подвижность; гибкость; выносливость; развивать пластическую выразительность: ритмичность; быстроту реакции; координацию движений | |
г) Обучение кукловождению | - воспитывать бережное отношение к труду других, к кукле; - создавать пластические этюды «руки актера» | |
д) Работа над кукольными спектаклями | - сформировать готовность к творчеству: занятиям кукольным театром через создание атмосферы комфорта на занятиях | |
е) Обучение основам театральной культуры | - формировать культуру поведения в театре | |
3. | Создание материально-технического обеспечения | -тиражирование сценической продукции на бурятском языке, выпуск словарей на бурятском языке. |
4.Участники проекта
Данная программа рассчитана на детей начальных классов общеобразовательной школы и реализуется в системе дополнительного образования детей. Набор детей в кукольный кружок осуществляется на добровольной основе.
5.Сроки и этапы реализации
1) 2017-2018 г.г.- подготовительный этап (создание материально-технической базы, подбор репертуара, вовлечение школьников в театральную деятельность, начальная диагностика воспитанников)
2) 2018-2021 г.г.- основной (деятельностный) этап (проведение основных занятий, составление презентации объединения, промежуточная диагностика, постановка спектакля, показ спектакля на разных сценических площадках, работа объединения во время ЛДП «Гармония», создание видеотеки спектаклей, банка сценариев)
3) 2020-2021 г.г.- заключительный этап (отчет по проекту, итоговая диагностика)
6. Условия реализации проекта
1) Программное обеспечение. Проект основывается на разработанной образовательной программе « В мире кукол» в рамках внеурочной деятельности (на 4 года), утвержденной МБОУ «Баянгольская СОШ». Наличие Программы является базовым компонентом работы с детьми.
2) Подбор репертуара. Репертуар подбирается с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей, учитываются уровень развития родной речи учащихся, возраст. Используются сценарии известных авторов и авторские сценарии, переведенные на бурятский язык специально на данную группу детей.
3) Наличие материально-технической базы.
Наименование | Цель использования | Источник предоставления |
Ширма, декорации, реквизит | Художественное оформление творческих работ | Родительская общественность, МБОУ «Баянгольская СОШ» |
Куклы, костюмы | Художественное оформление | Родительская общественность |
Литература | Литературное обеспечение занятий и постановочных работ | Библиотека села, школы, личный фонд, Интернет |
Аудиоаппаратура (магнитофон, музыкальный центр) | Музыкальное оформление творческих работ | МБОУ «Баянгольская СОШ» |
Фото и видео аппаратура | Съемка творческих работ | МБОУ «Баянгольская СОШ» |
- Формы театральной деятельности учащихся
Форма работы: коллективная и индивидуальная
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста. Планируемое количество обучающихся в кружке 25 человек. Занятия проводятся по 6 часов в неделю.
Рабочие занятия по развитию речи и актерскому мастерству направлены на развитие родной речи детей-бурят, на обогащение словарного запаса, кругозора о традициях и обычаях своего края , творческих способностей и коммуникативной компетенции.
5) Виды занятий – практические: игровые упражнения, обучение кукловождению, театральные игры, работа над выразительностью речи при инсценировке сказок, чтении стихов, и др.
6) Методы работы над развитием коммуникативной компетенции.
На занятиях используются методы, которые объединены в основные блоки:
1. Дискуссионные методы (групповое обсуждение, выяснение каждым участником своей роли)
2. Игровые методы (операционные с определенным сценарием и ролевые игры);
Методы работы над развитием творческой активности:
1.технические упражнения, устные индивидуальные выступления, нахождение образной словесной и выразительной формы для передачи мысли и чувств, этюдный метод (игровой способ анализа и усвоения ситуации), игровые тренинги.
2.Постановки и показ творческих работ (спектакли, мини-спектакли, сценки, миниатюры, этюды) на различных мероприятиях и сценических площадках. Ежегодный показ новогодних спектаклей перед учащимися начальных классов .
3.Театрализованные постановки по просьбам учителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях ребят объединения (в том числе на родительских собраниях и педсоветах), ведение концертов и программ,
4. Организация и проведение театральных занятий на летней оздоровительной площадке для учащихся 1-4 классов. Активное участие принимают ребята старшего состава (6-7 класс).
Другие формы творческой деятельности в рамках проекта:
- Составление творческих презентаций, связанных с театральной деятельностью, в том числе презентации объединения
- Создание видеотеки спектаклей, банка сценариев.
7. Финансовое обеспечение
Расходы, связанные с реализацией проекта, содержанием материально-технической базы осуществляются за счет средств родительского фонда начальных классов, через проведение ярмарок, выступления учащихся перед воспитанниками детского сада, перед учащимися МКШ, за счет бюджетных средств МБОУ «Баянгольская СОШ». Оплата руководителя проекта осуществляется согласно тарификации .
8. Диагностика успешности
1.Начальная диагностика. Проходит в виде прослушивания при приеме в кукольный кружок. В ходе выполнения заданий отмечаются уровень речевых возможностей, уровень развития родной речи.
2.Промежуточная диагностика. Проводится в ходе генеральных репетиций или показе небольших творческих работ перед аудиторией. Используется метод наблюдения, оценивания по следующим критериям :
- владение голосом и речевым аппаратом;
-владение родной речью;
-интонационная выразительность;
-моторные выразительные средства;
- физическая раскованность на сценической площадке;
- умение общаться с партнерами по площадке,
3.Итоговая диагностика. Проходит в разных формах.
- Показ кукольного спектакля. Спектакль показывается перед школьной аудиторией.
- Общественная экспертиза :
а). Экспертиза учителей школы.
б). Экспертиза родителей.
в). Публикации в школьной газете
9.Ожидаемые результаты:
1) формирование позитивного отношения к изучению бурятского языка;
2) создание условий в школе для изучения и дальнейшего развития бурятского языка, его популяризация среди подрастающего поколения;
3) совершенствование работы образовательных учреждений с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования по обучению бурятскому языку;
4) повышение уровня развития родной речи.
10) Результаты реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей, в качестве которых выбраны следующие индикаторы:
1) увеличение доли учащихся, посещающих внеклассные занятия по бурятскому языку;
2) увеличение количества участников мероприятий, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка ;
3) увеличение количества семей, интересующихся изучением родного языка;
4) увеличение числа учащихся, умеющих владеть родной речью.
11) Список литературы
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
2.Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
3.Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
4.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
5.Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
6.Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
7.Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
8.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
9.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
10.Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
11.Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.
12.Сиверцева Л. А. «Школьный театр кукол». Минск, «Народная асвета», 1988 г.
13.Сорокина Н. Ф.«Играем в кукольный театр». Москва, «АРКТИ», 2000 г.
14.Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2000.
Предварительный просмотр:
Онтохон « Монсоодой»
Автор: Нэгэ нютагта убгэн баабай ба хугшэн ажа hуудаг байгаа.
Нэгэтэ удэр….
Убгэн: Хугшоодэй, Сагаалганмнай ерэбэ. Монсогор хилээмэ барилда.
Хугшэн: Юунhээ бариха би? Талхан угыл.
Убгэн: Амбарынгаа булан бушааяа хамаад, мэшээлээ оеор тоншоод талха олохол байхаш.
Хугшэн: Зай ошоод барихам.
Убгэн: Бишнии тулеэгээ хахалхам, пеэшэеэ тулихэм.
Хугшэн: тиигииш даа (уходят дед и баба)
Автор: Удааншье болонгуй хилээмэн болобо.
Хугшэн: Убгэн, ерыш, хилээмэн болоо.
Убгэн: hуу, ямар гое , моро монсогор гээшэб. Эдихэншье хайртай. Шимнай манай басаган Монсодой болохош. Ууу, ямар халуун гээшэб?!
Хугшэн: Сонхо дээрэ табихамни, хурэг.
Убгэн: Тиимэ, тиимэ, би муноо дасан ошоод ерэхэм Сагаалганай уншалгада.
Хугшэн: бишни ухэдтээ гарахам
(уходят дед и баба)
Монсоодой: Сонхо дээрэ иижэ hуухань хашартай байна, би дэлхэй харахаа ябахам, нухэдээ амаршалхам Сагаалганаар.
Монсоодой поет: Монсо, монсо, Монсоодойб, эжы, абын эрхуудэйб!
Монсоодой: hуу, амар мэндээ, хундэтэ Хилар Шандаган! Сагаан hараар!
Шандаган (заяц): Сагаалганаар! Ши хэн?
Монсоодой: Би Монсоодойб талханhаа баригдаhан.
Шандаган :Ямар амтатайгаар анхилнаш? Би шамайе ута шудоороо хазахам
Монсоодой: Угы, болиш, би шамда Сагаалганай бэлэг барихам. (дарит чай)
Шандаган: hайндаа!
Шоно : Ууу, улэн ябанам, ямар амтатайгаар юун анхилна гээшэб?
Монсоодой: Сагаалганаар, абга!
Шоно (волк): Сагаан hараар! Ши хэн?
Холобок: Би Монсоодой талханhаа баригдаhан.
Шоно (волк): Ямар hонин уулзалга гээшэб, би эдеэлхэеэ hананаб. Углоонhоо хойшо аман сомни нэгэшье хороошко байгаагуй юм. Би шамайе эдихэм!
Монсоодой: Намайе бу эдишь, би шамда уреэл хэлэхэм.
- Мүнгэн шэнги мүнхэ наhатай,
Хурса нюдэтэй,һонор ухаатай, хурдан хүлтэй ябагты хододоо
Шоно (волк): hайндаа!
Монсоодой: Баяртай, саашаа мухарихам
Шоно: Баяртай
Монсоодой: Сагаан hараар, Михайло Потапыч!!
Баабгай (медведь): Сагаан hараар! Ши хэн?
Холобок: Угы, Ямар hонин амитад гээшэб, намайе танина угы лэ! Би Монсоодой талханhаа баригдаан!
Баабгай (медведь): Ай, Холобок гуш? Хугшэржэ шамайгаа танинагуйб. Минии гэдhэн сомни дуу гаржа байна. Одоошье шамайгаа эдихэм!
Монсоодой: Бишнии хатапан хилээмэн би. Шудоо гамныш! Бишни шамдаа дуу бэлэглэхэб.
Сагаалган, сагаалган –
Сарюун hарамнай,
Сагаалган, сагаалган –
Сагайл нарамнай!
Баабгай: hайндаа, баярлаа!
Монсоодой: Баяртай, саашаа мухарихам
Монсоодой: Вай, Унэгэн Патрихеевна.
Унэгэн (лиса): Вай, Монсоодойхон мухаржа ябана хаш. Ямар амтатайхан унэртэй гээшэбши. Би шамайе одоощ эдихэм!
Монсоодой: Угы, гансата эдихэдэш hонигуй байха шамда. Ши нюдоо аняад, иигээд долеожо эди.
(Только лиса хотела откусить колобка, он вывернулся и покатился)
Унэгэн: Ямар гайтайм. Баhа мэхэлуулбээб даа. (плачет)
Монсоодой: Нухэд! Ерыт наашаа бултадаа, еохор наадаа хатаряа
Предварительный просмотр:
Зайка: (скачет по ширме, останавливается перед зеркалом, рассматривает свой хвостик то с одной, то с другой стороны, потом начинает плакать). Бедный я! Несчастный я» И за что меня так обидели? А-а-а!
Петрушка( подходит к зайчику). О чем, зайка, плачешь? Кто тебя обидел?
Зайка: (плачет еще сильнее). А я… Я не знаю, кто меня обидел!
Петрушка: Как ты не знаешь? (гладит его). Да ты не плачь, не плачь! Успокойся! (достает платок). Дай я тебе вытру слезы. Ну, разве можно так плакать?
Зайка: Можно!
Петрушка: Что ты, зайка! Даже маленькие дети так не плачут.
Зайка: А я плачу (продолжает плакать)
Петрушка: Да ты расскажи, что с тобой случилось?
Зайка: Что случилось? Да ты посмотри на мой хвостик!
Петрушка: Хвостик как хвостик! У всех зайцев такой!
Зайка: Такой? Разве это хвостик? Одно недоразумение! Вот у белки хвост! Заглядение! А у лисы какой! Всем хвостам хвост! А мне и похвастаться нечем! (плачет)
Петрушка: Так вот в чем дело! Ты хочешь хвастаться хвостом и поэтому завидуешь белке и лисе.
Зайка: Да, завидую! Завидую! Всем завидую, у кого хороший хвост!
Петрушка: Завидовать нехорошо! Если мне не веришь, спроси у детей, они тебе скажут. Ребята, вы согласны, что завидовать кому-то очень не хорошо?
( слушают ответы детей).
Зайка: А почему не хорошо? Кто мне это может объяснить?
( ответы детей)
Зайка: Что же мне теперь так и ходить с этим ужасным хвостиком?
Петрушка: Ладно, зайка, я постараюсь тебе помочь. Поищу тебе хвост, какого ни у кого нет.
Зайка: Ура! У меня будет хвост, какого ни у кого на свете нет!
Петрушка (приносит бумажный веер): Зайка, вот тебе хвост. Смотри, какой красивый! Чудо-хвост! А когда будет жарко, помашешь им и подует ветер. А захочешь лечь, постелешь и ляжешь на него.
Зайка: Вот здорово! Хочу такой хвост!
( Петрушка прикладывает веер к зайкиному хвостику. Зайка важно проходит несколько раз по ширме, помахивая хвостом, любуясь им)
Петрушка: Вот так хвост. Ну, теперь доволен?
Зайка: Доволен, очень доволен! (прыгает, потом останавливается) Нет, не нужен мне такой хвост!
Петрушка: Почему же?
Зайка: Хвост красивый, только..
Петрушка: Что только?
Зайка: С таким хвостом меня и лиса и охотник сразу заметят. С таким хвостом и за кустиком не спрячешься. Не хочу такой хвост!
Петрушка: Не хочешь этот, найдем другой. (приносит дудку) Хочешь хвост с музыкой? Ни лиса, ни охотник не увидят. И за кустиком спрятаться не помешает. А ветер подует- дудеть будет.
Зайка: С музыкой? Давай его сюда!
( Петрушка прикладывает дудку к хвостику зайца, который несколько раз проходит вдоль ширмы, помахивая новым хвостом)
Петрушка: Ну, теперь доволен?
Зайка: Очень доволен! (прыгает, потом спотыкается и падает) Нет, не годится такой хвост! Прыгать мешает, по земле волочится. (плачет)
Петрушка: Опять недоволен? Что же тебе дать? Какой хвост ты хочешь?
Зайка: Никакой. Мой хвостик прыгать не мешает!
Петрушка: Ну, так-то лучше!
Зайка (прячется): Петрушка, ищи меня!
Петрушка: Куда же он спрятался?
Зайка: А спрячешься, никто не увидит. Самый лучший хвост- это мой хвостик!
Петрушка: Молодец, зайка, правильно говоришь.
Зайка: И никому больше я завидовать не буду!
Прыг-скок
На лужок,
Через речку, через мост,
Пусть все видят зайкин хвост!
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МКУ «Управление образования АМО «Баргузинский район»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
На тему: «Мое село в игре лото»
Выполнила ученица 6 класса
МБОУ «Баянгольская СОШ»
Баргузинского района
Республики Бурятия
Дамбиева Аяна
Научный руководитель:
Сундуева Марина Цыреновна,
учитель начальных классов
Баянгол
2024
Паспорт проекта
Актуальность проекта | Историческое прошлое села Баянгол Баргузинского района и его современная жизнь богаты различными важными событиями, которые увековечены памятниками, село богато достопримечательностями, природными памятниками, знать это важно каждому жителю, особенно молодому поколению. Осенью в ходе проведения мероприятий нами было проведено анкетирование среди учащихся 1-11 классов школы по вопросам знания исторических фактов родного села. Результат анкетирования показал низкий уровень знаний респондентов и выявил еще одну проблему - отсутствие у молодежи стимула к познанию. |
Проблема, решаемая проектом | Незнание истории родного края зачастую приводит к отсутствию у молодого поколения определенных нравственных ориентиров, и, как правило, стимулирует нежелание жить и работать в родной среде. С каждым годом исторический пласт наследия неумолимо истончается, количество объектов культурного наследия и носителей устной информации с каждым годом становится всё меньше и меньше. В прогрессивном развитии села, благополучии ее народа, прежде всего, должна быть заинтересована молодежь, будущее юное поколение. Ей предстоит строить будущее своего села. Каким оно будет, зависит от того, насколько «строители» обладают ценными личностными качествами гражданина, такими как патриотизм, умение нести ответственность за будущее своего села, уважение к культурному наследию, к его историческим памятникам. |
Цель | создать историко-краеведческую игру – лото «Богатая долина», о родном селе Баянгол Баргузинского района Республики Бурятия. |
Задача | 1. Изучить литературу, ресурсы Интернет об истории с.Баянгол, найти фотографии, информацию о его памятных местах, достопримечательностях, взять интервью у жителей села, поговорить с родителями по этой теме; 2. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов на знание истории и памятных мест села; 3.Побывать на природных памятниках, святых местах села, на его достопримечательностях, сделать фотографии; 4. Разработать структуру краеведческой игрыигры; 5. Составить вопросы; 6.Создать печатный вариант игры. |
Образовательный продукт | Историко-краеведческая игра – лото «Богатая долина» о родном селе Баянгол |
Практическая значимость | Значимость этой работы заключается в том, чтобы расширить знания детей об истории села, его достопримечательностях, памятных местах, знаменитых людях села, о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; сохранить историческую память и повысить интерес к истории моей малой родины через игру - лото. |
Этапы проекта | 1 этап - подготовительный (сбор информации о селе, фотосъемки, подготовка вопросов, ответов, подготовка и распечатка листов с фотографиями, вопросами, коробки для игры) 2 этап – основной (участие в конференциях, ознакомление с игрой в лото на классных часах учащихся 1-4 классов, на переменах в библиотеке, применение игры в продленных группах) 3 этап – заключительный (будут подведены итоги проекта) |
Сроки | бессрочный |
Описание хода выполнения проекта | 1.Подбор информации для разработки игры. 2.Разработка настольной игры. 3.Проведение информационной кампании настольной игры: реклама среди учащихся начальных классов. 4. Проведение игры среди учащихся начальных классов. |
Результаты | Разработана и создана 1 историко-краеведческая игра; Проведен 1 турнир среди учащихся 1-4 классов; Количество участников турнира составила 80 человек. В результате нашей работы я обогатила свой жизненный опыт, расширила знания по своей долине, теперь я могу даже провести экскурсию по селу. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное рядом с собой, знакомит с особенностями природы, с достопримечательностями, с людьми. |
Введение
Актуальность проекта. Родина - это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, который ему особенно любим и дорог. Таким местечком для меня является моя малая Родина – село Баянгол и прилегающие к нему окрестности. Мое село находится в живописной баргузинской долине. Оно имеет очень славную историю, красивые достопримечательности, памятные и святые места, отсюда вышло много знаменитых людей. Историческое прошлое села Баянгол Баргузинского района и его современная жизнь богаты различными важными событиями, которые увековечены памятниками, знать это важно каждому жителю, особенно молодому поколению. Обо всём этом наше юное поколение мало что знает. Осенью в ходе проведения мероприятий нами было проведено анкетирование среди учащихся 1-11 классов школы по вопросам знания исторических фактов родного села. Результат анкетирования показал низкий уровень знаний респондентов и выявил еще одну проблему - отсутствие у молодежи стимула к познанию.
Поэтому мы решили выпустить настольную игру – лото о родном селе. Идея создания настольной игры исходит от выпущенных Заповедным Подлеморьем таких игр, как «Таежная, озерная, степная», «Заповедное Подлеморье». Мы подумали, а что, если мы так же выпустим игру, но только о своей малой родине. Ведь дети в них играют с большим удовольствием, черпают знания о своем крае, о его заповедных местах.
Проблема, решаемая проектом. Незнание истории родного края зачастую приводит к отсутствию у молодого поколения определенных нравственных ориентиров, и, как правило, стимулирует нежелание жить и работать в родной среде. Ей предстоит строить будущее своего села. Каким оно будет, зависит от того, насколько «строители» обладают ценными личностными качествами гражданина, такими как патриотизм, умение нести ответственность за будущее своего села, уважение к культурному наследию, к его историческим памятникам. Данная игра, возможно, заинтересует детей , поможет узнать о своем селе больше, затем внести и свою лепту в ее процветание.
Цель проекта: создать краеведческую игру – лото «Богатая долина», о родном селе Баянгол Баргузинского района Республики Бурятия.
Мы выдвинули следующие задачи:
1. Изучить литературу, ресурсы Интернет об истории с.Баянгол, найти фотографии, информацию о его памятных местах, достопримечательностях, взять интервью у жителей села, поговорить с родителями по этой теме;
2. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов на знание истории и памятных мест села;
3.Побывать на природных памятниках, святых местах села, на его достопримечательностях, сделать фотографии;
4.Разработать структуру краеведческой игрыигры;
5. Составить вопросы;
6.Создать печатный вариант игры.
Объектом исследования является село Баянгол Баргузинского района.
Предметом исследования – достопримечательности, памятные места, знаменитые люди села Баянгол.
Методы исследования использованные нами в ходе работы: анкетирование, фотосъёмка, наблюдение, экскурсии, встречи, интервью, сбор информации сайтов интернета, обработка информации.
Новизна работы заключается в том, что настольных игр по данной тематике не было ранее в библиотеке игр нашей школы.
Практическая значимость. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости. Значимость этой работы заключается в том, чтобы расширить знания детей об истории села, его достопримечательностях, памятных местах, знаменитых людях села, о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; сохранить историческую память и повысить интерес к истории моей малой родины через игру - лото.
Игра – лото может быть использована на уроках окружающего мира, истории, ОРКСЭ по теме, на классных часах.
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный (сбор информации о селе, фотосъемки, подготовка вопросов, ответов, подготовка и распечатка листов с фотографиями, вопросами, коробки для игры)
2 этап – основной (участие в конференциях, ознакомление с игрой в лото на классных часах учащихся 1-4 классов, на переменах в библиотеке, применение игры в продленных группах)
3 этап – заключительный (будут подведены итоги проекта)
Сроки проекта: бессрочный.
План действий по реализации проекта:
Мы начали свою работу с того, что провели опрос среди учащихся школы, знают ли они достопримечательности своего села, о знаменитых людях села. Учащиеся в основном перечислили достопримечательности, которые находятся в центре села, а о природных памятниках, святых местах, знаменитостях села, мы получили очень мало информации. Тогда мы стали ходить по живописным местам деревни, ее окрестностях, фотографировать нужные объекты, беседовать с жителями села, узнавать историю села, происхождения природных, исторических памятников. Все найденные нами объекты были разделены на следующие темы :
- Достопримечательности села
- Улицы села
- Музеи села
- Памятники села
- Святые места
- Природные памятники
- Знаменитые люди села
- Народы, населяющие село, их костюм
- Быт и традиции народа
- Растения местности
- Животные местности
По данным объектам были составлены вопросы.
Игра состоит из карточек, каждая карточка разделена на 6 частей, где размещены фотографии на разные темы. Также есть разрезная карточка с вопросами по богатой долине.
Суть игры состоит в том, что каждый человек имеет свою карточку с фотографиями, и он должен знать, что там показано. В таком случае он закроет всю карточку разрезными карточками- вопросами, которые будет задавать игрок – ведущий.
Вторая наша игра, которую разработали недавно, называется «Топонимы села Баянгол». Данная настольная игра предназначена для учащихся 1-11 классов. Играя в нее, учащиеся будут узнавать названия окрестных заимок, местностей. Но перед этим у учащихся будет возможность ознакомиться с их названиями на информационных стендах в школе.
Суть игры состоит в том, что каждый игрок по очереди кидает кубик и узнает по количеству выпавших очков, кто делает первым свой шаг на дорожке. Там есть буквы, означающие первую букву местности. Учащиеся называет его и при правильном ответе игрок продвигается вперёд на 2 кружка. При этом не должно быть повторов. Например, местностей на букву Х у нас 4, при попадании на сектор с буквой Х, каждый раз участники должны называть новое название. Если игрок попал на желтый кружок, то он должен узнать, какое село изображено здесь и рассказать немного о нем. В таком случае он продвигается на 3 кружка. В случае неполного ответа игрок продвигается вперёд на 1 кружок. При неправильном ответе игрок остаётся на месте. Побеждает тот, кто первым доберётся до конца пути.
Механизм отслеживания результатов.
Результат работы будет отслеживаться по анализу детской деятельности, по уровню вовлеченности в игру наибольшего количества детей школы, по уровню их заинтересованности.
Ожидаемый результат:
Учащиеся будут знать:
• Наиболее важные исторические события истории родного села;
• Достопримечательности своего села, историю их возникновения;
- Знать памятные, святые места, знаменитых людях села, чем они прославились;
•Знать о традициях коренного народа, их культуре, хозяйственной деятельности; - Знать животных, птиц, рыб, растения родного края.
Заключение
Подводя итоги нашей работы, следует сделать вывод о том, что все поставленные в начале работы задачи были выполнены. В результате нашей работы я обогатила свой жизненный опыт, расширила знания по своей долине, теперь я могу даже провести экскурсию по селу. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное рядом с собой, знакомит с особенностями природы, с достопримечательностями, с людьми.
Список использованных источников
1.https://school9.edu.yar.ru/proektnaya_deyatelnost/individualniy_proekt_9_klass.html
2. https://infourok.ru/avtorskaya-ekologo-poznavatelnaya-programma-puteshestvie-nerpyonka-5829267.html
3. https://multiurok.ru/files/puteshestvie-po-zapovednikam-rossii.html
4. https://xn--80advbdwql.xn--p1ai/pro/istoriko-kraevedcheskaja-nastolnaja-igra/
5. https://ru.wikipedia.org/wiki
6. http://selorodnoe.ru/village/buryatia/?a=609
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено ______ на заседании МО Руководитель МО Сундуева М.Ц. Протокол №____ от «____» _______2023г. | Согласовано _______ Заместитель директора по ВР Молонова М.Б. Протокол №____ от «___» _______ 2023г. | Утверждаю _______ директор школы Дондупова Е.Р. Приказ №______ от «___» ________2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(Развитие личности и самореализации обучающихся)
Название курса: «В мире кукол»
Направление: общекультурное
Класс: 1-4
Учитель: Сундуева Марина Цыреновна, учитель начальных классов, высшая категория
Срок действия программы: 2023- 2024 учебный год
с.Баянгол
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основании Письма Департамента общего образования МОиН РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»; в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ, с Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Баянгольская СОШ».
Программа «В мире кукол» по содержательной и тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению общекультурной; по форме организации – групповой.
Данная программа способствует приобщению к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, ярче проявлению своей индивидуальности. Программа адаптирована для работы в образовательных учреждениях во внеурочное время.
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. В Федеральном государственном Образовательном стандарте общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и
развитию ребенка средствами театра, где обучающиеся сами выступают в роли художника, исполнителя, режиссера и композитора спектакля.
Педагогическая целесообразность данного курса призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель и задачи программы
Основная цель учебного процесса – формирование навыков сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через занятия, постановку спектаклей, проектную деятельность.
Целеполагание определило задачи деятельности:
Обучающие: освоить элементы сценической грамоты; познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены, освоить основные приёмы работы с куклой; сформировать устойчивые компетенции при работе с куклой; выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра, помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость», научиться пользоваться словами выражающие основные чувства; формировать интерес, к учебной деятельности опираясь на синтетическую природу театрального искусства;
обучить приёмам творческой мыслительной деятельности; самостоятельно реализовывать собственные замыслы в театральных постановках.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, личностные компетенции;
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства;
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние;
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
Формировать адекватные формы социального поведения.
Воспитывающие:
На основе постановочного материала формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
Воспитывать в обучающихся добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Воспитать чувство собственного достоинства;
Преодоление чувства малоценности либо завышенной самооценки
Воспитание творческих и организующих начал, личностных качеств на основе собственного опыта и эмоциональных переживаний;
Наполнить жизнь детей яркими, положительными эмоциями, которые ведут к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает эмоциональную сферу ребенка;
Социализация и самореализация развивающейся личности.
Задачи по годам обучения
Направления деятельности | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й и 4-й годы обучения | Проектная деятельность |
Формирование коллектива | Заложить основы коллективных отношений через совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося | Создать условия для естественного рождения из группы коллектива единомышленников; Формировать внутриколлективные отно-шения | Создать играющий театральный коллектив; Побуждать к самореализации как гарантии жизненного успеха в будущем | Сформировать коммуникативные и социальные компетенции в интеллектуальной, гражданско – правовой, социальной, культурной информационной сферах |
Работа с обучающимися: | ||||
2.Театральная игра. | Развитие таких качеств, как: - внимание; - наблюдательность; - воображение; - фантазия; - ориентация в окружающей обстановке; - смелость; - находчивость | Формировать сценическое оправдание нафантазированным ситуациям | Учить действовать естественно и целенаправленно, находить выход из незапланированных ситуаций | Формировать ориентацию в окружающей обстановке; Развивать смелость, находчивость |
3. Ритмопластика | Развивать двигательные способности детей: - ловкость; - подвижность; - гибкость; - выносливость; Развивать пластическую выразительность: - ритмичность; - быстроту реакции; - координацию движений | Формировать способность к созданию пластических образов | Формировать способность к созданию пластической импровизации | Владеть своим телом; Уметь подготовить руки к работе |
4. Кукловождение | Освоить основные приёмы работы с куклой; Создать пластические этюды «руки актера»; Воспитать бережное отношение к труду других, к кукле | Сформировать устойчивые ЗУН при работе с куклой; Создать единый образ на сцене: «актер - кукла» Знать основные виды и системы кукол | Развивать полученные ЗУН до стадии мастерства и самостоятельного творчества; Импровизировать на сцене; Развивать ощущение жанра, чувство стиля | Владеть любой системой театральной куклы |
5. Работа над кукольными спектаклями | Сформировать готовность к творчеству: занятиям кукольным театром через создание атмосферы комфорта на занятиях; Развивать мышление через игры, упражнения и этюды с куклами и «ожившими предметами» | Развивать аналитическое мышление; Формировать понимание детьми того, что спектакль – коллективное дело Делать действенный анализ пьесы и роли | Учить определять основную задачу и сверхзадачу спектакля; Создавать гармонию в спектакле; | Видеть перспективу роли действующих лиц Уметь достоверно передавать образ действующих лиц |
6 .Основы прикладного творчества | Формировать основы культуры труда; Познакомиться с основными приёмами изготовления перчаточной куклы | Формировать основы культуры труда; Освоить технику папье-маше; Выполнять посильную работу по изготовлению бутафории и декорации | Выбирать вид куклы для данного спектакля; Создавать эскиз куклы; Выполнять посильную работу по созданию куклы, изготовлению бутафории и декорации | Создавать эскиз планируемого изделия; Учитывать мнение окружающих при создании эскиза; Выполнять практическую часть проекта |
7. Основы театральной культуры | Формировать культуру поведения в коллективе, на сценической площадке, общественном месте | Знакомить с азбукой театра; Показать особенности театрального искусства; Познакомить с видами театрального искусства | Знакомить с историей театра, историей искусств | Посещать профессиональные театры, Проводить просмотры спектаклей с последующим анализом; |
8. Индивидуальная работа | Научить действовать в предлагаемых обстоятельствах | Работа над мизансценами и характером куклы | Работать над образом куклы: «выжимать» действия из конструкции Детализировать костюм куклы | Комплексная работать над образом куклы и перспективы спектакля |
9.Выбор проблемы, планирование работы | Воспитывать уважение друг к другу, умение выстроить диалог | |||
10. Формирование культуры общения | Формировать навыки общения: гибкость, коммуникативность, толерантность | Совершенствовать навыки общения: сотрудничество, самопознание, Развивать адекватную самооценку | Совершенствовать личные качества: самопознание, самореализацию, самопрезентацию | Владеть устным и письменным общением; Владеть новыми технологиями; выполнять теоретическую часть проекта; |
Данные задачи решаются в процессе учебной деятельности по освоению образовательной программы.
Поставленной цели и задачам соответствует модель ожидаемого результата: раскрепощенный, общительный человек, владеющий словом и телом, готовый к творческой деятельности в любой области.
Особенности программы
Рабочая программа разработана на основе:
- Программы общеобразовательных учреждений «Театр.1-11 классы», рекомендованной Главным управлением общего среднего образования Министерства образования и науки РФ (М.: Просвещение, 1995);
- Программы обучения детей Театр кукол/ авт-сост.Т.Кузнецова/ ( М.: репертуарно-метдическая библиотечка « Я вхожу в мир искусств».№9(25) 1999.);
- Кукольный театр: программа, рекомендации. 1- 9 классы. / авт-сост.А.Д.Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
В основу программы кукольный театр были положены методологические принципы:
- Принцип системности.
Этот принцип предполагает преемственность знаний, комплексность
Усвоения разделов программы
- Принцип увлекательности.
Является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
- Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося.
Занятия в объединение должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий обучающийся будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
- Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.
Этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. А также способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться.
- Принцип коллективизма.
В коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
- Принцип деятельностной основы занятий.
Выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. Основной упор делается на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать самостоятельно. Он осуществляет перевоплощение действующего лица в предлагаемых обстоятельствах. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
- Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы обучающимся как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другой найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 136 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Количество учащихся в группе – 8-15 человек.
Планируемые результаты
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения
-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
- Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
-Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол.
Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.
Второй год обучения:
Умение логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста.
Умение работать с куклой на ширме и без неё.
Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.
Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.
Третий и четвёртый годы обучения:
Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
Понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним, умение передать это зрителям.
Умение передать характер персонажа голосом и действием.
Умение работать с куклами различных систем
Умение работать с куклой на ширме и без неё.
Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.
Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.
Формы контроля.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий, критериально - ориентированных методик не тестового типа.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как: текущая оценка достигнутого самим ребенком; оценка законченной
Предполагаемые результаты и способы их проверки.
Данная программа позволит детям получить общее представление о кукольном театре, освоить работу с различными системами театральных кукол, овладеть азами актёрского мастерства и сценической речи, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои чувства и эмоции. В процессе обучения обучающиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Промежуточные итоги - оцениваются на занятиях через наблюдение, сдачу этюдов, тесты, практические работы. Результаты оформляются по критериям в сводных таблицах мониторинга.(см. Приложение №1,№2,№3,№4,№5) Итогом работы является выступление перед публикой, мнение окружающих о спектакле. Главная ценность – мнение ровесников, одноклассников. После премьеры необходимо проводить рефлексию, где каждый ребенок высказывает своё мнение о том, что у него получилось, а где необходимо доработать. Поэтому необходима организация видеосъемки премьеры спектакля и сбор как можно большего количества мнений зрителей, педагогов, родителей. Во время просмотра видеосъемки необходим подробный анализ положительных моментов и недочетов, при этом подчеркиваются позитивные стороны каждой ситуации.
Внешним результатом деятельности будут следующие формы работы: показ спектаклей, игровых программ; участие в выставках декоративно – прикладного искусства;
участие в театральных конкурсах и фестивалях детского творчества.
Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств обучающихся: навыки сотрудничества и самопрезентации; творческая активность и трудолюбие; стремление к самореализации; эмоциональная гибкость; толерантность;
способность к адекватной самооценке; формирование компетентностей обучающихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, рефлексивной, деловой, креативной, эмоциональной.
Основными формами итогового контроля являются творческие проекты и театрализованная инсценировка.
Структура программы состоит из нескольких образовательных блоков (теория, практика, экскурсии). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностного практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать своими руками кукол, декорации для кукольного театра; сценические костюмы для представлений.
Дидактическую основу программы составляют следующие технологии :групповые, игровые, взаимопомощи, индивидуальное и проблемное обучение, педагогика сотрудничества, информационные, здоровьесберегающие
Методы: иллюстративный, эвристический, импровизации, релаксации, педагогическое наблюдение, Упражнение, Поощрение, Объяснение, Личный пример, Рефлексия с обучающимися.
Основная форма обучения – практическое занятие (репетиции). Используются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Предусматривается первоначальное знакомство с теорией, затем отрабатываются практические навыки.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Формы проведения занятий: игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, посещение спектакля,
работа в малых группах, актёрский тренинг, экскурсия, выступление.
Интегрированные театральные занятия, объединенные определенным сюжетом, проводятся со всей группой. В них используются упражнения и игры из различных разделов программы. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей обучающихся. Театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры и тренинги рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником творческого процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и педагога активных совместных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.
На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от 1 до 3 человек. Отрабатываются отдельные картины или сцены из спектакля, поиск характера образа действующих лиц, работа над перспективой роли. Занятия проводятся в занимательной, интересной форме основываясь на сюжетном построении. Для успешной реализации программы необходимы условия.
Условия реализации программы
Базовой площадкой реализации программы является МБОУ «Баянгольская СОШ».
Научно - методическое обеспечение образовательного процесса:
периодические издания: журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьника»,
репертуарные сборники; разработки дидактического материала по предметам сценическая речь, театральная игра; CD-R диски с музыкальными произведениями разного жанра для музыкального оформления спектакля; сценарии воспитательных мероприятий
методическая литература для детей, родителей, педагогов.
Материально-техническое обеспечение: кабинет для репетиций; шкаф для хранения кукол, костюмов, декораций, бутафории; мастерская для изготовления ширмы, декорации.
Оснащение кабинета; мебель (шкафы, столы, стулья); звуковоспроизводящая аппаратура; ножницы, иглы, нитки; фанера, картон, ватман, краски, кисть, клей ПВА;
куклы, костюмы, сценический грим, бутафория, декорация, ширма;
Программа носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, технология, изобразительное искусство.
предмет | содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Вертеп» |
Литературное чтение | Чтение русских народных сказок. Устное народное творчество. Дополнительные учебники по литературному чтению для 1–4-х классов | Постановка миниатюр и спектаклей по мотивам русских народных сказок. Чтение вслух, чтение пьес по ролям, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов. Литературный анализ произведения. Характеристика действующих лиц. Коллективное сочинительство. |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Формирование первоначального опыта практической деятельности (изготовление кукол, бутафории, декорации) для решения художественного замысла спектакля. |
Изобразительное искусство | Мир фантазии. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. | Мир эмоций и чувств. Первое впечатление о героях и действующих лицах изобразить в рисунках. Выставкарисунков «Какие чувства вызвала сказка». . Рассказ по рисунку. Ответить на вопросы и зарисовать:- место действия?- кто герой? Какие отношения у героев между собой?- происходит ли борьба и как заканчивается? |
Учебно – тематический план
1 класс
1 год обучения(66 часа)
№ | Темы | Кол-во часов |
1 | Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. | 1 |
2 | Профессия людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | 1 |
3 | Беседа о разновидностях кукол: 1.-перчаточная кукла и ее виды 2.-тростевая кукла 3- марионетка- кукла, управляемая с помощью нити. 4-большая напольная кукла. | 1 |
4 | Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы. Отбор спектакля. Голосовые модуляции | 1 |
5 | Знакомство с основными театральными терминами | 1 |
6 | Особенности организации работы кукольного театра. Понятие «кукловод». Техника безопасности. | 1 |
7-9 | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 3 |
10 | Первичные навыки работы с ширмой | 1 |
11,12 | Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнени я «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щѐки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ» Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). | 2 |
13,14 | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей).. | 2 |
15,16 | Этюдный тренаж. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | 2 |
17,18 | Понятие о разнообразии движений различных частей куклы перчатки. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий Выбор пьесы. | 2 |
19 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка «Рукавичка» Беседа о прочитанном. - | 1 |
20,21 | Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика | 2 |
22, 23 | Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками. | 2 |
24, 25 | Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке. Обучение работе над ширмой | 2 |
26,27 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | 2 |
28 | Показ пьесы детям. Показ пьесы родителям. | 1 |
29 | Выбор пьесы: р. н.с. «Колосок» Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | 1 |
30, 31, 32 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Изготовление афиши. Эскиз. Цветовое решение. Формат. | 3 |
33 | Показ пьесы детям. | 1 |
2 год обучения (34часов)
№ | дата | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. | 1ч | |
2-3 | Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Упражнения и игры на внимание | 2ч | |
4-5 | Выбор для спектакля сказки. Выразительное чтение сказки « Репка на новый лад». Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения | 2ч | |
6-7 | Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции | 2ч | |
8-9 | Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание | 2ч | |
10-11 | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок | 2ч | |
12-13 | Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок | 2ч | |
14-18 | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. | 5ч | |
19 | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | 1ч | |
20 | Генеральная репетиция пьесы. | 1ч | |
21 | Показ пьесы детям, родителям | 1ч | |
22-23 | Выбор пьесы: Т.Н. Караманенко «Заюшкина избушка». Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | 2ч | |
24-25 | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | 2ч | |
26-27 | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | 2ч | |
28-29 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | 2ч | |
30-31 | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | 2ч | |
32-34 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. Показ пьесы детям. Показ пьесы родителям. | 3 |
3 год обучения(34ч)
4 год обучения(34 часов)
№ | дата | Тема | |
1 | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. | 1 | |
2-3 | Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание | 2 | |
4-5 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы: сценарий спектакля для кукольного театра «Красная книга» Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения | 2 | |
6-7 | .Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции | 2 | |
8-9 | Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание | 2 | |
10-11 | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок | 2 | |
12-13 | Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок | 2 | |
14-18 | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. | 5 | |
19 | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | 1 | |
20 | Генеральная репетиция пьесы. | 1 | |
21 | Показ пьесы детям, родителям | 1 | |
22 | Выбор пьесы: Т.Н. Караманенко «Целебная травка» Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. | 1 | |
23-24 | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | 2 | |
25-26 | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | 2 | |
27-28 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | 2 | |
29-30 | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | 2 | |
31 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | 1 | |
32 | Показ пьесы детям. | 1 | |
33 | Показ пьесы родителям. | 1 | |
34 | Резервный день | 1 |
Методическая литература:
1.Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;
2. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.
»
3.И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 201
Список используемой литературы:
1.Анисимов Г.П. «Режиссер в музыкальном театре» М., ВТО, 1980
2.Березкин В.И. «Искусство оформления спектакля» М., Знание, 1986
3.Базанов В.В. «Техника и технология сцены». Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры, Л., Искусство, 1976
4.Джексон Шейла «Костюм для сцены», пособие по изготовлению театрального костюма; М., Искусство, 1984
5.Муравьев Б.Л. «От дыхания к голосу», работа над речевым дыханием актера, Л., 1982
6.Петрова Л.А. «О технике речи», М., 1981
7.Станиславский К.С. «Об искусстве театра», Избранное, М., ВТО,1982
8.Смирнова Н.И. «Искусство играющих кукол», М., 2001
9.Шильгави В.П. «Начнем с игры», М., Просвещение, 1980
10.Городкова Т.В., Нагибина М.И. «Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки», 1997
11. Трифонова Н. «Кукольный театр своими руками», М., 2001
12.Программа «Мастерство актёра с куклой» , М. -1986.