Мои проекты
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
671616 Республика Бурятия Баргузинский район с. Баянгол ул. Ленина, 69
Тел./факс 8 (301 31) 98-335; тел. 8 (301 31) 98-374; e-mail: bayangol@mail.ru
Проект
«Этнокультурное образование и развитие родной речи младших школьников через театральную деятельность»
Автор проекта: Сундуева М.Ц.,
учитель начальных классов
2019
Номинация: Образовательный проект
Тема: «Этнокультурное образование и развитие родной речи младших школьников через театральную деятельность»
Автор проекта: Сундуева Марина Цыреновна, учитель начальных классов, руководитель кружка « Кукольный театр» («Через куклы к культуре своего края»)
Контактный телефон: 89503956003 E-mail: sundueva2014@mail.ru
Название ОУ: МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Аннотация: Проект направлен на создание условий для этнокультурного образования и развития родной речи детей-бурят, коммуникативной компетенции. В содержании проекта, имеющего личностно-ориентированный подход, предлагается описание основных направлений работы по разработанной схеме ведения театральной деятельности в школе, на примере работы кукольного кружка «Через куклы к культуре своего края» для учащихся начальных классов. Проект имеет практическую значимость и может быть полезен при организации работы в различных общеобразовательных учреждениях.
- Теоретическое обоснование разработки проекта
Важность решения проблемы этнокультурного образования школьников отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В ФГОС второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, культурных и др. ценностей. А национальный язык является важнейшим ресурсом культурного развития народа. Его утрата приведет к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.
Бурятский язык сегодня находится на грани исчезновения. Одними из главных проблем являются:
1) снижение числа людей, знающих бурятский язык;
2)слабая мотивация на изучение и применение бурятского языка как языка общения;
3) снижение количества семей, использующих в общении с детьми родной язык;
4) отсутствие комплексного подхода к решению проблем сохранения и развития бурятского языка. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследовательской работы. В МБОУ «Баянгольская СОШ» обучается 217 учащихся, из них детей русской национальности -11. Из всех учащихся бурятской национальности 12% владеют только русским языком, 42% детей понимают родную речь, но в общении используют русский язык, только у 38% детей активное двуязычие, но при этом преобладает в общении русский язык, 8% хорошо владеют родной речью и разговаривают на бурятском языке. Такая же ситуация сложилась и в детском саду. Мы провели беседы с людьми разных профессий. Из беседы с библиотекарями села и школы узнали, что учащиеся книги на бурятском языке не берут очень, если берут, то только по просьбе учителя, а население не читает книги на бурятском языке. Работники почты отметили, что выписывают газету на бурятском языке только подписчики, кому за 70 и более. ( Исследовательская работа была представлена на НПК в Улан -Баторе, где заняла 1 место).
Сложившаяся сегодня ситуация с бурятским языком требует безотлагательного решения. Для создания языковой среды, которая способствует развитию языка, требуются соответствующие мероприятия.
Поэтому нами были предприняты некоторые меры по сохранению бурятского языка. В частности был написан образовательный проект « Через куклы к культуре своего края»
2.Цель и задачи
Цель: способствовать сохранению и развитию родной речи детей-бурят, обогащению их словарного запаса, способствовать этнокультурному образованию и воспитанию младших школьников.
Задачи:
- организация в начальных классах кукольного театра, направленного на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка ;
- привлечение к театральной деятельности учащихся начальных классов и родительской общественности
-подготовка необходимых условий, оборудования, сценического материала для кукольного театра;
- анализ результативности проекта.
Новизна работы заключается в том, что в рамках внеурочной деятельности была создан кукольный театр с национальным колоритом.
Практическая значимость. Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной (перевод русского текста на бурятский, заучивание текста на бурятском языке, нахождение сильных и слабых позиций в тексте, дикция).
Гипотеза: Ежедневные внеурочные занятия будут способствовать развитию языка, активизации его общественных функций.
- Основные направления работы
Для расширения социальных и культурных функций бурятского языка и решения задач по сохранению бурятского языка, популяризации бурятского языка через создание кукольного театра в начальных классах планируется реализация мероприятий по следующим направлениям: работа с родителями воспитанников, работа с детьми, тиражирование сценической продукции на бурятском языке, выпуск словарей на бурятском языке.
№ | Направления деятельности | Задачи реализации |
1 | Работа с родителями | -привлечь внимание родителей к интересам детей |
2 | Работа с детьми: а) Развитие сценической речи | -развивать технику и культуру речи; развивать творческие игры со словом |
б) Обучение театральной игре | - развивать такие качества, как: внимание; наблюдательность; воображение; фантазия; ориентация в окружающей обстановке; смелость; находчивость | |
в) Обучение ритмопластике | - развивать двигательные способности детей: ловкость; подвижность; гибкость; выносливость; развивать пластическую выразительность: ритмичность; быстроту реакции; координацию движений | |
г) Обучение кукловождению | - воспитывать бережное отношение к труду других, к кукле; - создавать пластические этюды «руки актера» | |
д) Работа над кукольными спектаклями | - сформировать готовность к творчеству: занятиям кукольным театром через создание атмосферы комфорта на занятиях | |
е) Обучение основам театральной культуры | - формировать культуру поведения в театре | |
3. | Создание материально-технического обеспечения | -тиражирование сценической продукции на бурятском языке, выпуск словарей на бурятском языке. |
4.Участники проекта
Данная программа рассчитана на детей начальных классов общеобразовательной школы и реализуется в системе дополнительного образования детей. Набор детей в кукольный кружок осуществляется на добровольной основе.
5.Сроки и этапы реализации
1) 2018-2019 г.г.- подготовительный этап (создание материально-технической базы, подбор репертуара, вовлечение школьников в театральную деятельность, начальная диагностика воспитанников)
2) 2019-2022 г.г.- основной (деятельностный) этап (проведение основных занятий, составление презентации объединения, промежуточная диагностика, постановка спектакля, показ спектакля на разных сценических площадках, работа объединения во время ЛДП «Гармония», создание видеотеки спектаклей, банка сценариев)
3) 2022-2023 г.г.- заключительный этап (отчет по проекту, итоговая диагностика)
6. Условия реализации проекта
1) Программное обеспечение. Проект основывается на разработанной образовательной программе « В мире кукол» в рамках внеурочной деятельности (на 4 года), утвержденной МБОУ «Баянгольская СОШ». Наличие Программы является базовым компонентом работы с детьми.
2) Подбор репертуара. Репертуар подбирается с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей, учитываются уровень развития родной речи учащихся, возраст. Используются сценарии известных авторов и авторские сценарии, переведенные на бурятский язык специально на данную группу детей.
3) Наличие материально-технической базы.
Наименование | Цель использования | Источник предоставления |
Ширма, декорации, реквизит | Художественное оформление творческих работ | Родительская общественность, МБОУ «Баянгольская СОШ» |
Куклы, костюмы | Художественное оформление | Родительская общественность |
Литература | Литературное обеспечение занятий и постановочных работ | Библиотека села, школы, личный фонд, Интернет |
Аудиоаппаратура (магнитофон, музыкальный центр) | Музыкальное оформление творческих работ | МБОУ «Баянгольская СОШ» |
Фото и видео аппаратура | Съемка творческих работ | МБОУ «Баянгольская СОШ» |
- Формы театральной деятельности учащихся
Форма работы: коллективная и индивидуальная
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста. Планируемое количество обучающихся в кружке 25 человек. Занятия проводятся по 6 часов в неделю.
Рабочие занятия по развитию речи и актерскому мастерству направлены на развитие родной речи детей-бурят, на обогащение словарного запаса, кругозора о традициях и обычаях своего края , творческих способностей и коммуникативной компетенции.
5) Виды занятий – практические: игровые упражнения, обучение кукловождению, театральные игры, работа над выразительностью речи при инсценировке сказок, чтении стихов, и др.
6) Методы работы над развитием коммуникативной компетенции.
На занятиях используются методы, которые объединены в основные блоки:
1. Дискуссионные методы (групповое обсуждение, выяснение каждым участником своей роли)
2. Игровые методы (операционные с определенным сценарием и ролевые игры);
Методы работы над развитием творческой активности:
1.технические упражнения, устные индивидуальные выступления, нахождение образной словесной и выразительной формы для передачи мысли и чувств, этюдный метод (игровой способ анализа и усвоения ситуации), игровые тренинги.
2.Постановки и показ творческих работ (спектакли, мини-спектакли, сценки, миниатюры, этюды) на различных мероприятиях и сценических площадках. Ежегодный показ новогодних спектаклей перед учащимися начальных классов .
3.Театрализованные постановки по просьбам учителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях ребят объединения (в том числе на родительских собраниях и педсоветах), ведение концертов и программ,
4. Организация и проведение театральных занятий на летней оздоровительной площадке для учащихся 1-4 классов. Активное участие принимают ребята старшего состава (6-7 класс).
Другие формы творческой деятельности в рамках проекта:
- Составление творческих презентаций, связанных с театральной деятельностью, в том числе презентации объединения
- Создание видеотеки спектаклей, банка сценариев.
7. Финансовое обеспечение
Расходы, связанные с реализацией проекта, содержанием материально-технической базы осуществляются за счет средств родительского фонда начальных классов, через проведение ярмарок, выступления учащихся перед воспитанниками детского сада, перед учащимися МКШ, за счет бюджетных средств МБОУ «Баянгольская СОШ». Оплата руководителя проекта осуществляется согласно тарификации .
8. Диагностика успешности
1.Начальная диагностика. Проходит в виде прослушивания при приеме в кукольный кружок. В ходе выполнения заданий отмечаются уровень речевых возможностей, уровень развития родной речи.
2.Промежуточная диагностика. Проводится в ходе генеральных репетиций или показе небольших творческих работ перед аудиторией. Используется метод наблюдения, оценивания по следующим критериям :
- владение голосом и речевым аппаратом;
-владение родной речью;
-интонационная выразительность;
-моторные выразительные средства;
- физическая раскованность на сценической площадке;
- умение общаться с партнерами по площадке,
3.Итоговая диагностика. Проходит в разных формах.
- Показ кукольного спектакля. Спектакль показывается перед школьной аудиторией.
- Общественная экспертиза :
а). Экспертиза учителей школы.
б). Экспертиза родителей.
в). Публикации в школьной газете
9.Ожидаемые результаты:
1) формирование позитивного отношения к изучению бурятского языка;
2) создание условий в школе для изучения и дальнейшего развития бурятского языка, его популяризация среди подрастающего поколения;
3) совершенствование работы образовательных учреждений с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования по обучению бурятскому языку;
4) повышение уровня развития родной речи.
10) Результаты реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей, в качестве которых выбраны следующие индикаторы:
1) увеличение доли учащихся, посещающих внеклассные занятия по бурятскому языку;
2) увеличение количества участников мероприятий, направленных на популяризацию, сохранение и развитие бурятского языка ;
3) увеличение количества семей, интересующихся изучением родного языка;
4) увеличение числа учащихся, умеющих владеть родной речью.
11) Список литературы
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
2.Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
3.Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
4.Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
5.Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
6.Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
7.Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
8.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
9.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
10.Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
11.Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.
12.Сиверцева Л. А. «Школьный театр кукол». Минск, «Народная асвета», 1988 г.
13.Сорокина Н. Ф.«Играем в кукольный театр». Москва, «АРКТИ», 2000 г.
14.Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2000.
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение
Основная часть.
1.Что такое природные и культовые памятники природы?
2. Знаем ли мы свой край?
3.Технологическая карта туризма
4. Знакомство с маршрутом. Природные и культовые памятники баргузинской долины.
Заключение
Использованная литература
Приложение
…
Введение
Баргузинская долина - одно из самых красивых мест в республике Бурятия, природа которой поражает своей красотой и величием. Пожалуй, ни в каком другом районе республики нет такого разнообразия и резкого контраста природной среды. Это место овеяно древними легендами и сказаниями. Жившие здесь эвенкийские и бурятские племена исповедовали шаманизм и поклонялись духам. Сегодня это место известно как «Земля тысячи духов”.
Баргузинская долина – это долина, представляющая собой межгорную котловину, находится между Икатским и Баргузинским хребтами, ее протяженность превышает 200 километров. Она располагается на восточном берегу Байкала.
На территории Баргузинского района находится множество природных памятников, которые имеют огромную научную ценность и представляют культурное достояние нашего Отечества.
Мы, маленькие жители Баргузинской долины, родились в таком чудесном уголке природы, но порой не замечаем этой красоты. Поэтому, нашу работу мы посвятили выявлению и изучению самых красивых мест нашей долины.
Тема проекта «Природные и культовые памятники долины моих предков»
Актуальность работы обусловлена важностью природоохранной работы на современном этапе, формированием экологической культуры, бережного отношения к природе, необходимостью знать и изучать родные места, его природные памятники, сакральные места.
Степень изученности проблемы. В последнее время весьма заметно усиление интереса к изучению природных, культовых мест в разных частях России. Это обусловлено тенденциями возврата к традиционным формам религиозной практики, повышением интереса к истории религии в целом.
Гипотеза исследования состоит в том, что много красивейших уголков природы в нашей долине, но мы мало знаем о них. Если вести систематическую и целенаправленную работу по выявлению и изучению природных и культовых памятников, то возможно, повысится уровень кругозора учащихся о достопримечательностях своей местности, бережного отношения к данным объектам.
Целью моей работы является разработка нового маршрута экскурсии, которая расширит базу имеющихся экскурсий, уровень знаний о природных достопримечательностях своего края.
Для решения поставленной цели я выдвинул задачи: выявить и изучить природные и культовые памятники нашей долины, провести опрос и анкетирование среди учащихся школы; изучить литературные источники по теме; побывать на некоторых природных памятниках; создать буклет- «помощник экскурсовода»; разработать маршрут экскурсии; подготовить информационный материал, собрать «портфель экскурсовода», презентовать проект на классном часу, на школьном конкурсе социальных проектов.
Для создания проекта мы определили основные направления деятельности и методы работы над проектом:
1. Сбор и изучение материалов (литература по теме, интернет-источники, СМИ, поездки по предполагаемому маршруту, встречи с людьми).
2. Составление приложения: обработка данных, составление памятки для участников проекта по правилам и культуре поведения в культовых местах, подготовка инструкций по технике безопасности во время велотура, создание буклета, подготовка материала для гида, подготовка карты-путеводителя.
3. Популяризация маршрута: проведение экскурсии для школьников, публикация в СМИ, в интернете, оформление памятного буклета, создание странички на сайте ns.portal.ru
4. Уборка природных памятников.
Новизна проекта определяется тем, что в составе имеющейся в базе экскурсий нашей школы, подобных велотуров не имеется.
Практическая значимость. Результаты и материалы исследования могут быть использованы на уроках географии, экологии и окружающего мира в школе, для проведения классных часов, факультативных курсов по данной теме. Альбом и буклеты могут послужить наглядным и рекламным материалом.
Место исследования: Баргузинский район, с. Баянгол- с.Ина – с.Бодон –с.Суво (баргузинская долина)
Объектом исследования выступили учащиеся 7 «а» класса МБОУ «Баянгольская СОШ».
Предмет исследования: природные и культовые памятники нашей долины. Данный маршрут объединяет 5 природных объектов: аршан Хугшоол, Ининский сад камней, Буха –шулуун (скалы Солдатский сапог), Сувинская саксония (скалы Птенчик, Грибок..), озеро Соленое.
Этапы проекта:
а) Подготовительный сентябрь 2024 – февраль 2024г.г.
б) основной этап: март 2025- август 2025г.г.
в) заключительный этап: сентябрь-декабрь, 2025г.г. Проект должен стать ежегодным, даты подготовительного, основного и заключительного этапов остаются прежними. Ежегодно материал будет пополняться, обновляться.
Тип проекта: информационный, частично-поисковый.
По количеству участников проекта: групповой.
По времени: краткосрочный, во время весенних и летних каникул.
По способу передвижения: велотур.
Протяженность маршрута: 30 км. от села Баянгол .
В ходе прохождения всего маршрута в группе предусмотрено наличие взрослого сопровождающего, руководителя группы.
Прогнозируемый результат: развитие чувства гордости у учащихся за свой край, любви и бережного отношение к природе родного края; совершенствование физического развития; пропаганда здорового образа жизни; создание альбома, буклета о туристических возможностях Баргузинской долины. Ученики узнают: особенности природы родного края, природные памятники, сакральные места своего края; наиболее важные исторические события истории родного края. Ученики научатся: вести себя в культовых местах, у природных памятников, вести самостоятельные наблюдения в природе.
Основная часть
1.Что такое природные и культовые (сакральные, священные) памятники природы?
Природные памятники — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Природа – великолепный ваятель, скульптор и зачастую создает удивительные формы в своих творениях.[1]
Под культовым памятником[2] мы понимаем сакральное место определенной географической территорией. В центре его непременно находится объект поклонения. Кроме того, здесь должна быть зона для трапезы и предметы для проведения. Все эти компоненты образуют открытую, структурированную, развивающуюся систему – культовый памятник.
На территории баргузинской долины огромное количество природных и культовых памятников – имеющих важное сакральное значение. Можно также утверждать, что они отражают историю формирования пространственной среды жизни человека и его деятельности в пределах данной территории.
Культовые места Баргузинской долины подразделяются на памятники природы: окружающие горы, скалы, пещеры, сопки, перевалы, священные камни, священные источники, одиноко стоящие или необычные деревья, реки, озера, места проживания родителей, предков, урочища, рощи, и памятники культуры
2. Знаем ли мы свой край?
Нами было проведено исследование среди учащихся 5-8 классов. Для уточнения данных проведено анкетирование среди учащихся.
Вопросы анкеты: 1)Какие красивые места нашей долины вы знаете?
2) Перечислите самые красивые уголки природы нашей долины. 3) Что вы о них можете рассказать гостям?
После обработки результатов анкетирования дети подразделились на три группы: с высоким, средним и низким уровнями знаний
Таблица 1.
Количественная характеристика уровня знаний учащихся по определению красивейших мест нашей долины
Классы | Низкий | Средний | Высокий |
5 | 7 | 5 | 3 |
6 | 13 | 9 | 3 |
7 | 9 | 5 | 3 |
8 | 12 | 4 | 5 |
Вывод: Учащихся с низким уровнем знаний составляет большее количество, чем учащихся вместе взятых со средним и высоким уровнями знаний.
Исходя, из результатов проведенного исследования можно делать следующий вывод: учащиеся мало знают о природных памятниках нашей долины.
3.Технологическая карта туризма
Тема экскурсии: Знакомство с природными памятниками, культовыми местами баргузинской долины.
Содержание экскурсии: Обзорная экскурсия с посещением природных памятников, культовых мест долины
Таблица 2.Технологическая карта экскурсия
Названия объектов | Время | Основное содержание информации |
Школа | 30 мин | Знакомство с руководителем велотура, учителем-экскурсоводом, гидами. Инструктаж по ТБ при езде на велосипедах. Инструктаж по ПДД во время поездки, на месте. Знакомство с Правилами поведения у природных памятников, в священных местах. Знакомство с Правилами личной гигиены при уборке территории ( наличие перчаток, маски, платочков, шапочек, гигиенических, салфеток, мусорных мешков).Знакомство с картой- путеводителем, с продолжительностью поездки и на местах пребывания. |
Природный объект 1. Аршан Хугшоол | 1 час | Подношение молочной пищи, монеток. Пробуют напиток с чудодейственного источника. Знакомство с местностью. Знакомство с Хабтагай шулуун, Шургадаг шулуун. Рассказ экскурсовода и гидов про историю Аршана. Обзорное исследование местности. Уборка близлежащей территории. |
Природный объект 2. Ининский сад камней | 20 мин. | Рассказ экскурсовода и гидов про историю возникновения камней. Обзорное исследование местности. Участники проекта «берут» энергию от камней , фотографируются. Уборка близлежащей территории |
Природный объект 3. Буха-шулуун. | 30 мин | Подношение хадака, молочной пищи, монеток. Знакомство с местностью. Рассказ экскурсовода и гидов про историю возникновения Буха-шулуун. Обзорное исследование местности. Знакомство со скалой Солдатский сапог, с его историей, миссией.Уборка близлежащей территории. |
Природный объект 4 Сувинская Саксония. | 30 мин | Знакомство с местностью. Рассказ экскурсовода и гидов про историю местности. Знакомство со скалами Птенчик, Грибочек, Черепаха. Обзорное исследование местности. |
Природный объект 5. Озеро Соленое. | 1, 5 часа | Рассказ экскурсовода и гидов про озеро, о его целебных источниках. Обзорное исследование местности. Уборка близлежащей территории. Обед. Отдых. Использование участниками грязи озера (прикладывание на проблемные участки кожи). Забор воды из источника для родных. |
Отъезд | 1ч | Инструктаж по ТБ при езде на велосипедах Инструктаж по ПДД во время поездки, на месте. |
4. Знакомство с маршрутом.
Природные и культовые памятники баргузинской долины.
Природный объект 1. Сакральное место Аршан Хугшоол[3] находится в 3-х километрах от с. Баянгол.(Приложение 1)
Природный объект 2. Ининский сад камней. В 100 метрах от Аршана находится удивительный Ининский сад камней. В этом природном «саду» собралось огромное количество камней, разных по размеру. (Приложение 2)
Природный объект 3. Культовый памятник Буха Шулуун. Хозяина Баргузинской долины вы можете навестить на отрезке дороги Бодон – Суво (расстояние между этими деревнями составляет примерно 8 км). Люди сюда ходят молиться для блага своих домашних животных, и вообще, чтобы у них все было хорошо. Здесь останавливают все проезжие машины. На горе есть скала – Солдатский сапог, напоминающий сапог, куда ходят молиться молодые ребята перед призывом в армию.[4] ( Приложение 3)
Природный объект 4. Сувинские останцы. Красивейшее место Сувинская Саксония, говорят в народе Замок. На самом деле это не замок, а вытянувшиеся на 400 метров скалы у подножия Икатского хребта, которые образуют живописную группу, так напоминающую развалины древнего замка[5]. Недалеко от этого места есть Скала Птенчик – величественная скала, напоминающая сидящего птенчика», -сказали мне. Есть еще скалы Грибок, который находится в районе села Бодон, камень похож на гриб, высота его достигает 3 – х метров, «Черепаха». ( Приложения 4)
Природный объект 5. Озеро Соленое Алгинское. Это крупнейшее озеро в группе Алгинских сульфатных озёр, окружённых пятнами солончаков. Озеро солёное, вода его причудливо пенится у берега, а грязи озера считаются целебными, хоть и издают весьма специфический запах.
Заключение
Работая над этой темой, я узнал, какие у нас есть уникальные природные памятники, некоторые исторические сведения о них. Составление маршрута экскурсии по своему району вызвало у меня большой интерес.
Выпущенные нами альбом, буклеты помогут учащимся ближе познакомиться с уникальными природными памятниками нашей долины, овладеть некоторой информацией о природных памятниках, о культуре поведения в этих местах. Проект решит некоторые проблемы, связанные с экологией, участники станут аккуратнее, бережнее относиться к природным памятникам, не будут засорять природу. Но самым главным в буклетах будет наше обращение ко всем жителям долины, приезжим туристам, гостям о том, чтобы старшее поколение передало нам наши чудесные места нетронутыми. А ведь были и есть случаи, когда производили взрывные работы у святых мест, природных памятников.
Еще в давние времена у бурят строго-настрого запрещалось зря рвать ветки и цветы. Также известно, что еще со времени Чингисхана у монгольских народов подошвы унтов были спереди загнуты вверх, чтобы острием гутулов (обуви) не повредить землю-матушку. На сегодняшний день это воспринимается величайшей ценностью и нуждается во всемерном внедрении в сознание подрастающего поколения.
Приложение 1 .Аршан Хугшоол.
«Из портфеля экскурсовода»: Слово «Аршан» в переводе с бурятского языка означает «целебная вода». Это слово произошло от санскритского «рашиани» - нектар, напиток богов. Действительно, святая вода аршана помогла многим людям избавляться от своих недугов. В благодарность за это, народ почитал такое место как святое, данное от всевышнего и поклонялся этим местам. Баянгольцы издавна поправляют свое здоровье и отдыхают на своем аршане - «Хугшоол». Он находится у подножия Икатского хребта, в 1,5-2 км.от реки Ина, в 4км. от села.
В дореволюционное время баянгольцы отдыхали на своем аршане, как говорится, «диким» способом. Все изменилось, когда пришли новые времена, и когда в Баянголе было организованно коллективное хозяйство – колхоз. Где-то с середины 30-х годов прошлого столетия руководство колхоза начало организовывать массовый отдых колхозников. В те годы и начали строить первые дома отдыха, кухню, столовую, ванный корпус.
В послевоенные годы на аршане отдыхали и лечились фронтовики - баянгольцы от ран и увечий, полученных на войне. Аршан для них был лечебным бальзамом. Колхоз всемерно помогал этому делу.
Подлинного расцвета достиг аршан «Хугшоол» как база отдыха колхоза им. Карла Маркса в послевоенные годы, начиная с 1950-х годов. Был построен основной корпус, перестроены помещения столовой и кухни, расширено здание ванного корпуса, построен и оборудован павильон для культурно-досугового отдыха. Отдыхающие, а это в основном колхозники, имели возможность в течении весенне-летнего-осеннего сезона поправить свое здоровье в несколько потоков.
Во время перестройки аршан был заброшен, корпуса были разорены, источники засорены.
Решением граждан Баянгольского сомона Баргузинского района о восстановления местного Дома отдыха «Хугшоол», началось возрождение аршана. Жители села отремонтировали корпуса, заново построена баня, вычистили источники.
Самый многолюдный сезон – это осенний (эрьехэ)-во время гона изюбря (бугай дуун), т.к. жители села считают что в это время вода имеет наибольшую целебную силу.
В 2007г. завершено строительство буддийского дугана, недалеко от аршана в живописном месте. Его посещают не только жители села Баянгол, но и жители из соседних сел. Также в 2008г. было завершено строительство Субаргана – Намжил.
В этой местности есть «Хабтагай шулуун», место поклонения - живописное место на берегу реки Ина, берущей свое начало глубоко в горах, недалеко от аршана «Хугшоол». Люди молились хозяину воды, тем самым прося у него дождя. Каждый год в середине июня выезжают всем селом на поклонение (Лусад тахилга).
На восточной стороне аршана есть «Заяаша шулуун». Заяаша- это бог, дарующий женщинам детей. У бурят была традиция, после рождения ребенка праздновали арюулган. Это происходило когда у новорожденного заживал пупок. На это празднование приглашали найжа-ламу. Он давал имя новорожденному. Найжа-ламы не имели право жениться, заводить семью. И вот один такой найжа-лама, когда состарился, перед смертью пошел к Заяаша шулуун. Он медитировал, молился и очистил свой организм и душу. Старый найжа-лама взобрался на Заяаша шулуун и продолжил медитировать. У него была деревянная чаша, в которую он собирал росу. Он питался только росой. И каждое утро об камень тесал края своей чаши. И конечно с каждым днем она становилась все меньше и меньше, в конце концов, стерлась вся. Найжа-лама так и умер на Заяаша шулуун. С тех пор Заяаша шулуун считается святым местом».
Этот найжа-лама перед началом медитации пролез сквозь расщелину в скале, тем самым очистился от грехов земных. С тех пор наши земляки, если у них недуг или у семьи нет детей, идут к Шургадаг шулуун и пролезают сквозь него. В Баянголе считается, если человек, не смотря на габариты, пролез сквозь Шургадаг шулуун, то он безгрешен.
Приложение 2 . Ининский сад камней.
Из портфеля экскурсовода: В Юго-Западной части Баргузинской впадины на участке выхода реки Ины из Икатского хребта и занимает площадь более 10м². Здесь на очень ровной площади повсюду из-под земли возвышаются крупные глыбы гранита размером до 4-5 метров в поперечнике. Они не только внушительны по размерам, но и своеобразны по залеганию. Глыбы располагаются отдельно друг от друга, реже образуют сплошные скопления. Высказывания по поводу их происхождения исследователя Байкала В.В.Ламакина, это - морены (ледниковые отложения) древнего максимального оледенения, происшедшего более 100 тысяч лет тому назад. Они имеют не только научный интерес, но и представляют большую познавательную и эстетическую ценность.
А еще об образовании Ининского сада камней существует легенда, подтвердившая одно из наших предположений. Реки Ина и Баргузин поспорили, кто из них быстрее добежит до Байкала. Хитрый Баргузин побежал к Байкалу накануне вечером. И Ина только утром узнала, что Баргузин уже давно на пути к заветному озеру. Фурией она бросилась вдогонку, стремительны были ее воды, которые и разбросали по пути огромные валуны. Тот факт, что именно Ина, а не Баргузин раскидала эти валуны, объясняется тем, что лежат они вдоль ее берегов. Некоторые булыжники достигают более 4 метров в диаметре.
Также буряты считают, что огромные валуны имеют магическую силу. Если к камням прикоснуться руками, то они забирают всю отрицательную энергию человека и отдают взамен положительную. У нас будет, возможность удостоверится в этом.
Приложение 3 . Культовый памятник «Буха шулуун».
Из портфеля экскурсовода: про этот камень местные жители рассказывают целые легенды. Одну из них я записала: говорят, что раньше в этой местности жили «местные» монголы. Между монголами постоянно шли войны. Однажды на местных монгол напал Есуугэй баатар. Баргуудай баатар, предводитель местных монгол, чувствуя свое поражение, превратился в каменного быка, все его воины тоже превратились в камней. Тогда Есуугэй баатар ушел. Баргуудай баатар был сильным, толстым, похожим на быка. То место, куда лег Баргуудай баатар стали называть «Баргуджин – Токум. И действительно, в 1996 году археологи на берегу реки Ина нашли много разных оружий. Может в этой легенде и кроется правда? (Приложение 3)
Скала Солдатский сапог.
Это скала – Солдатский сапог, напоминающий сапог, куда ходят молиться молодые ребята перед призывом в армию, который находится вблизи святого камня Буха –шулуун. В народе есть поверье, что если помолиться скале «Сапог», то юноши будут хорошо нести военную службу.
Приложение 5 . Сувинская Саксония.
Из портфеля экскурсовода: красивейшее место Сувинская Саксония, говорят в народе Замок. На самом деле это не замок, а вытянувшиеся на 400 метров скалы у подножия Икатского хребта, которые образуют живописную группу, так напоминающую развалины древнего замка. По местной легенде, эти скалы когда-то давно являлись домом для тогдашних жителей долины – баргутов. Тут были и крепостные стены, и башни. Другие жители почитают это место, так как здесь живут духи – хозяева Суво: Тумурши-нойон и его супруга Тудугиш-хатан. Но пока научных подтверждений тому, что это была крепость баргутов, нет. Хорошо известно, что скалы служили шаманским культовым местом эвенков, местом, где якобы обитали духи-хозяева ветров, а именно хозяин легендарного ветра Байкала - "Баргузина". На эвенкийском языке "Сувойя" или "Суви" означает "вихрь"..
Приложение 5. Алгинское соленое озеро
Соленое озеро встретится нам прямо на пути следования по Баргузинской долине. Это крупнейшее озеро в группе Алгинских сульфатных озёр, окружённых пятнами солончаков. Озеро солёное, вода его причудливо пенится у берега, а грязи озера считаются целебными, хоть и издают весьма специфический запах. Несмотря на внушительный размер, озеро совершенно мелкое и его легко перейти вброд.
Использованная литература:
1. Газета «Баргузинская правда», 2008 г, 10 ноября
2.Иметхенов А.Б., Тулохонов А.К. Особо охраняемые природные территории Бурятии, Улан - Удэ,1992 -152с
3.Иметхенов А.Б., Памятники природы Бурятии, Улан-Удэ: бурят. кн.изд-во. – 1990г.
4.Гапоненко В.В. Баргузин: страницы истории, Улан-Удэ: бурят. кн.изд-во. – 1966г.
5.Румянцев. Г.Н.» Бурятские летописи». Улан-Удэ.19921.Рашид-ад-дин Сборник летописей. Т.1-М.Л,: изд-во АН СССР.-1952.221с.
6. Сухарев А. Я., Волосов М. Е., Дадонов В.Н. и др. Памятники природы // Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А.Я.. — 3-е изд., доп. и перераб.. — М.: Инфра-М., 2007. — 858 с.
7.Элиасов. Л.Е.Байкальские предания. Улан-удэ: бурят. кн.изд-во. – 1966, 272 с.
8. https://ru.wikipedia.org/wiki
9. https://mydocx.ru/1-105769.html
[3] Газета «Баргузинская правда», 2008 г, 10 ноября
[4] Элиасов. Л.Е.Байкальские предания. Улан-удэ: бурят. кн.изд-во. – 1966, 272 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
11 января - Всемирный день заповедников. 11 января 1916 года на территории России был создан первый заповедник - Баргузинский . Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
Баргузинский соболь 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий, День Сурка 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих, День кита Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
Весна в Баргузинском заповеднике 3 марта - Всемирный день дикой природы 15 марта - Международный день защиты бельков (с 1986г.) 20 марта - День Земли (с 1971г.) 21 марта - Международный день леса (с 1971г.) 22 марта - Всемирный день водных ресурсов (День воды) Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
1 апреля - День птиц 19 апреля - День подснежника 22 апреля - Всемирный день Земли С 1990 г. в России апрель - Марш парков Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
Золотистый рододендрон 3 мая - День солнца 12 мая - День экологического образования 22 мая- Международный день сохранения биологического разнообразия Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды, День эколога. 8 июня - Всемирный день океанов. 17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой . Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
4 июля- Международный день дельфинов – пленников 23 июля - Всемирный день китов и дельфинов Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
Лилия, Водопад на р. Бударман , Баргузинский заповедник , Республика Бурятия. Лилия, водопад на р. Бударман 26 августа – День Байкала Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
Кедровка – «сеятель кедра» Баргузинского заповедника 22 сентября - День осеннего равноденствия Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
4 октября- Всемирный день защиты животных 6 октября - Всемирный день охраны мест обитания Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
12 ноября — Синичкин день 24 ноября — День моржа 29 ноября — День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП ) Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
11 декабря — Международный день гор 15 декабря — День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) Команда «Гринпис» 3 «а» класс МБОУ « Баянгольская СОШ» Руководитель: Сундуева М.Ц.
Предварительный просмотр:
Полное название проекта: «Юный патриот»
Исполнитель проекта: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель проекта: Сундуева Марина Цыреновна
Продолжительность проекта: 2012-2015 г.г.
Краткое описание проекта: проект «Юный патриот» призван обогатить знания детей в области исторического прошлого родного края, Отечества, воспитать активных граждан России.
Проект включает в себя проведение мероприятий по привлечению к проблемам гражданско-патриотического воспитания детей общественных организаций, отдельных граждан, развитие добровольческого движения.
Актуальность проекта
В преамбуле к Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы» говорится: «… для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все…Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы…»
Социально-экономическая значимость проекта. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан духовных ценностей. Эти изменения снизили воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиций российского патриотического сознания.
Спектр патриотического воспитания достаточно широк и порой, специалисты проводя воспитательную работу среди молодежи нередко открывают лишь некоторые сегменты патриотического воспитания, такие как военно-патриотический, духовно-нравственный, исторический, политико-правовой, профессионально-деятельный, психологический, воспитание на воинских традициях.
Нельзя говорить о системе патриотического воспитания подрастающего поколения, не имея общего программного подхода. Только через реализацию программно-систематического подхода возможно воспитание детей.
Цели и задачи проекта
Цель программы: Воспитание у школьников, начиная с младшего школьного возраста, чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов, любви к малой Родине, Отечеству, готовности и умению служить и защищать их; возрождение и развитие патриотических традиций; пробуждение и учёт интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры нашего народа.
Задачи проекта: воспитание молодого поколения на примерах боевых и трудовых подвигов, акций ветеранов войны и тыла; приобщение к тимуровскому движению , оказание адресной помощи ветеранам войны, участникам тыла, престарелым; включение семьи в единое воспитательное пространство; привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций (объединения), отдельных граждан.
Основные направления проекта
Для реализации цели и задач деятельности необходимо осуществить работу по ряду направлений:
1. Изучение истории родной страны, государственной символики;
2. поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков;
3. Социально значимая деятельность;
4. Шефская помощь (приоритетное внимание в своем проекте уделяем работе с ветеранами войны, участниками тыла , инвалидами, одинокими престарелыми людьми)
5. Пропаганда тимуровского движения в районе.
Участники проекта
Учащиеся, учителя МБОУ «Баянгольская сош», родительская общественность, Совет ветеранов, Совет общественности села, престарелые жители села.
Сроки и этапы реализации проекта
Реализация программы осуществляется в течение 2012-2015 годов в три этапа:
2012год - реализация первоочередных мер по выполнению приоритетных задач и мероприятий программы;
2013-2014 годы - формирование основных элементов системы патриотического воспитания гражданина-патриота;
2015 год - обобщение результатов практической реализации программы и определение приоритетов на перспективу.
Механизм реализации проекта “Юные патриоты”
Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет Совет по реализации проекта. Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий проекта являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов:
- принцип самореализации воспитанников;
- принцип системности;
- принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления;
- принцип успешности.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется в основном такими формами работы, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: смотр строя и песни, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков, акции милосердия, военно-спортивные игры , шефская помощь, КТД дела с примерной тематикой “Письмо ветерану Великой Отечественной войны”, участие в социальном проекте “Моя улица - без мусора” , научно-исследовательские работы учащихся «Зеленые насаждения моего села», «История колхоза в названиях улиц», «Мой дедушка – ветеран войны!», «Моя прабабушка – Герой труда» и др.
Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края. Для участия в них приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, участники афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов, ветераны труда. Их рассказы являются ценными источниками военной истории для ребят.
9.Организация контроля за выполнением проекта
Администрация МБОУ «Баянгольская СОШ», детская организация «Юные патриоты», Совет ветеранов и Совет общественности села.
Результаты проекта
Результативность проекта будет измеряться как количественными, так и качественными показателями. Мониторинг будет осуществляться с помощью анкетирования, опроса, наблюдения, анализа количественных и качественных показателей.
- Около 250 учащихся будут вовлечены в мероприятия по проекту, они получат как теоретические, так и практические знания и навыки, связанные с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием.
- Около 60 учащихся образовательного учреждения примут участие в работе ЛДП «Гармония»
- Будет создана информационно-методическая база по патриотическому воспитанию учащихся с учетом местных условий и традиций.
- Реализация проекта позволит выйти учащимся организациям на всероссийский уровень – участвуя в конкурсах по краеведению и истории, в военно-патриотической игре «Допризывник».
В процессе реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию определяется по следующим критериям:
1. Определение характера отношения учащихся к малой и большой Родине.
2. Сформированность гражданского и патриотического сознания личности.
3. Диагностика представления о качествах человека-гражданина.
Рабочий план реализации проекта
Срок проведения | Деятельность |
2012, сентябрь | Проведение круглого стола: «Патриотическое воспитание детей: опыт и перспективы» |
Ежемесячно, 2012-2016 | Выпуск ежемесячного вкладыша «Юный патриот» для школьной газеты «Классный вестник» |
Ежегодно, февраль. март | Всероссийского месячника оборонно-массовой работы, посвященного Дню Защитника Отечества:
|
Ежегодно, октябрь | Проведение военно – спортивной игры на местности «Зарница» |
Ежегодно, май | «Вахта памяти», мероприятия, посвященные Дню Победы Цикл встреч с ветеранами войны, тыла. Акция «Доброе утро, ветеран!» Акция «Ветеран живет рядом»:
|
Ежегодно, апрель | Проведение НПК по патриотической направленности среди обучающихся: «Патриотизм 21 века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта» |
Ежегодно, сентябрь, октябрь | Организация и проведение среди педагогов конкурса методических разработок «Растим патриотов России» |
Ежегодно, июнь, июль | Организация лагерной смены «Гармония» |
Ежегодно, январь | Организация интеллектуальной игры «Знатоки истории» |
Ежегодно, март | Проведение социально-патриотических акций |
В течение года | Акция «Чистый двор». Оказание помощи одиноким пожилым людям, ветеранам войны, тыла, уборка сельских подворий, домов, квартир, обработка приусадебных участков, колка дров и иная помощь в решении бытовых вопросов. |
В течение года | Помощь пожилым в реализации готовой продукции (вязаные носки, варежки, сшитая одежда, обувь) |
В течение реализации проекта | спартакиады к юбилейной дате или памяти известных людей села |
Апрель, 2013г В течение года | Посадка деревьев в парке памяти ветеранов войны Пополнение и обновление экспонатов историко-краеведческого музея села; |
Список литературы
1.Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы”, М.: 2006.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования.М.: Просвещение , 2009.(Стандарты второго поколения).
3.Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе “Школа 2100” (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва.: 2011
4.И. Агапова, М.Давыдова Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
5.С.Адаменко Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 –23 с.
6. З.Т. Гасанов Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – 59 с.
7. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.
8. И.П. Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел.-Москва “Педагогика”, 1989- 160 с.
9. В.А. Овсянников Ставрополь-Тольятти.- Тольятти: Издательство фонда “Развитие через образование”. 1996- 307 с.
10.М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-131с.
11. Л.И. Варанкина Моя родословная