Работа с одаренными детьми

Сундуева Марина Цыреновна

На этой странице вы найдете материал для работы с одаренными детьми:олимпиадные задания, трудные задачи, исследовательские работы, методические разработки, рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано _______

Заместитель директора

по ВР Молонова МБ.

Протокол №____

от «___» _______  20__г.

       Утверждаю _______

директор школы

Дондупова Е.Р.

  Приказ №______

                 от «___» ________20__г.

Название программы: «Эрудит»

Направление: интеллектуальное

Классы: 2-11

Учитель:  Сундуева Марина Цыреновна, учитель начальных классов высшей категории               

Срок действия программы  2024 - 2025 учебный год

2024

Актуальность программы

             Стремительные изменения в современном обществе выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач.

             Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели школьного обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную и коммуникативную активность, творческие возможности учащихся.

             К сожалению, данный заказ не в полной мере реализуется на практике. Основные проблемы связаны не с тем, как обучать уже увлеченных и способных, которых,  естественно, мало, а с тем как раскрыть природные задатки каждого ребенка и как развить их далее, как вселить веру в свои силы каждому ребенку.

             Для решения этой задачи необходима разработка новых обучающих  и развивающих программ, которые смещают акценты в обучении с предметного содержания на развитие личности, личности  развитой, научно подкованной, коммуникативной. На основе изложенных теоретических позиций нами разработана специальная программа по развитию творческой одаренности учащихся на всех ступенях обучения.

        Под творческой одаренностью младших школьников часто понимают художественное творчество, а о творческом потенциале детей судят по рисункам, поделкам и только. Однако исследователи одаренности считают, что необходимо с большим вниманием отнестись к первым проявлениям познавательной потребности ребенка (поисковая активность, наблюдение, слежение за явлениями..)

Таким образом, важным условием жизнетворчества одаренных детей является грамотная организация исследовательской деятельности. Именно исследовательская деятельность создает условия для психического развития, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.

        Для реализации этого потенциала необходимо обеспечить специальные условия обучения и воспитания.

          Цель программы:

создание условий, обеспечивающих максимальное раскрытие имеющихся у детей потенциальных возможностей и способствующих их дальнейшему творческому развитию.

Задачи:

1. овладение знаниями по предметам, выходящими за пределы 
учебной программы; 
2. обучение учащихся работе с научной, дополнительной 
литературой; 
3. обучение методам и приемам проведения опытов, 
экспериментов, исследований; 
4. подготовка к организации и проведению олимпиад, научно- 
практической конференции.

          В качестве приоритетов программы следует выделить следующее:

-построение диагностической системы выявления одаренных детей;

-создание банка данных о способных, одаренных учащихся;

-разработка новых программ, интегрированных курсов

-изучение авторских методик активизации и мотивации учебно-   познавательной деятельности учащихся, образовательных программ;

-разработка заданий КИМов разных типов и уровня сложности;

-разработка пакета исследовательских  заданий для конкретного курса и возраста учащихся;

-разработка заданий курса «Азбука проектной деятельности» во 2-4

-предоставление каждому ребенку,  исходя из его способностей,  склонностей возможности реализовать себя  в познавательной, творческой деятельности;

Структура НОУ «Эрудит»

В состав НОУ входят учащиеся 2-11 классов. Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится три раза в год для подведения итогов за отчётный период, определение задач  на новый учебный год, утверждение планов, выборов Совета общества, принятие документов и решений, определяющих действие общества.

В период между собраниями деятельностью НОУ руководит ученический совет, избираемый общим собранием сроком на один год. Из своего состава совет выбирает председателя. Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам в работе по проведению учебных сборов, конференций, выставок, экскурсий собраний.

Ученический совет работает под руководством научно-методического совета школы.

Занятия членов НОУ проводятся коллективно или индивидуально под руководством руководителя НО (научного руководителя - консультативно) 4 раза в неделю.    

Задачи руководителя НО:

-координация основных направлений работы в секциях;

-оформление информационного стенда и сайта;

-организация и проведение научно-практических конференций, выставок.

Принципы деятельности НОУ:

 -свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;

- индивидуализация образовательной траектории учащихся;

- создание условий для самореализации личности;

- социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

- культурологический подход - как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного направления.

Вся деятельность  осуществляется по следующим направлениям:

-гуманитарное;

-естественно-математическое;

-эстетическое

-краеведческое

            Инновационная образовательная программа потребовала переустройства управленческого и научно-методического обеспечения работы школы:

-мы объединили группы близких по содержанию учебных предметов гуманитарного направления  в кафедру гуманитарных дисциплин;

-предметы естественно-математического цикла – в кафедру естественно-математических дисциплин;

-предметы эстетической направленности -  в кафедру эстетических дисциплин;

-в рамках каждой кафедры открыли проблемные лаборатории, руководителями которых назначены наиболее опытные учителя высшей и первой категории.

            В содержании деятельности определились стабильные разнообразные формы:

-организация детских фестивалей творчества, выставки творческих работ;

-организация школьных  МАН «Созвездие», НПК «Шаг в будущее», «Первые шаги в науку»

-участие в районных, республиканских НПК;

-творческая защита проектов;

-проведение опытнической работы;

-подготовка докладов и проведение «научных» симпозиумов, пресс-конференций,

-выпуск книжек, в которых обобщаются результаты опытов и наблюдений;

-издание сборника НИР ;

-участие в конкурсах, тренингах, и.т.д.

Ожидаемые результаты:

1. участие детей в международных, во всероссийских конференциях, фестивалях, конкурсах, НПК;

2. выпуск сборника НИР.

       Как и в любой работе, качество исследовательской деятельности учеников  измеряется по своим показателям:
1.    Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2.    Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.
3.    Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4.    Повышение уровня владения детьми общепредметными  и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Исходя из этого, учащийся, завершивший курс средней школы, должен обнаружить значительно более повышенный уровень в познавательных, эстетических и коммуникативных сферах, должны быть развиты такие глобальные умения и способности, как письменноречевая деятельность, лингвистическое чутье, математическое воображение, планирование деятельности, исследование и проектирование, работа с научной, познавательной, художественной, учебной  литературой, работа  с ИКТ, общение, речевая и познавательная деятельность на иностранном языке. способности к эстетическому восприятию, самостоятельному творчеству и др.  

Условия организации:  привлечение дополнительных финансовых средств на реализацию программы

Средства контроля и достоверность результатов будет подтверждена периодическими отчетами о реализации программы.

   

Календарно- тематическое планирование

(170ч)                                                        

Темы

Всего часов

Из них

лекции

практикум

1 блок

Библиотечно  –  библиографическая грамотность

-Библиотека как информационно – поисковая система. Виды библиотек. Структуры библиотек.  Ознакомительное занятие.

-Консультации с библиотекарем школы.

-Встреча с библиотекарем поселения.

-Алфавитный каталог, алгоритм поиска.

-Справочные издания, их основные типы.

-Тематический поиск и алгоритм его выполнения.

-Систематический каталог и систематическая картотека статей.

-Составление библиографических карточек

-Обучение учащихся по работе с картотекой.

-Составление картотеки собранного материала.

- Работа со средствами массовой информации.

-Учет и хранение собранного материала

12

4

8

2 блок

Логико – психологические основы  чтения

-Чтение как сложный интеллектуальный процесс

- Цели и способы чтения

-Виды чтения

-Мыслительные приемы

-Виды памяти, приемы запоминания

7

2

5

3 блок

Техника работы с текстами учебной и научной литературы

-Способы записи о прочитанном:

план тезисы, конспект.

-Требования к оформлению данных записей; технология подготовки обзора литературы по конкретной теме, библиография

-Правила ведения интервью, анкетирования, социального опроса.

-Правила составления анкет и вопросов для социального опроса.

-Как записывать воспоминания

25

5

20

4 блок

Технология подготовки реферата

-Что такое реферат?

-Виды рефератов.

-Правила оформления рефератов

-Критерии оценки

10

2

8

5 блок

Технология подготовки проекта

-  Что такое проект? Типология проектов.

 Телекоммуникационный проект.

- Основные требования к использованию метода проектов.

- Этапы проекта.

- Содержание проекта.

- Алгоритм презентации проекта

- Параметры внешней оценки проекта

 -Работа над проектом

20

5

15

6 блок

Методика ученической исследовательской работы

- Выбор проблемы с целью исследования,  обоснование  выбора,  определение темы.   -Работа с литературой и источниками.

-Требования к содержанию и оформлению исследовательской работы: титульный лист, оглавление,  введение, основная   теоретическая   часть   работы, заключение, список литературы и источников приложения.

- Стиль изложения материала.

- Цитирование.

- Оформление таблиц, схем, диаграмм.

-  Методика  работы  с литературными, историческими мемуарными источниками. Дополнительно   для   секции   «История, краеведение».

- Поиск материалов для исторического исследования, оформления заявки в архив.

- Особенности работы с историческими источниками     (архивные     документы, дневники, письма, воспоминания, фотодокументы).

-  Устные   источники,   особенности  их анализа. Правила проведения и техника записи интервью, беседы.

- Требования к защите исследовательских работ, составление тезисов

82

10

72

7 блок

Подготовка устного выступления (защиты)

- Особенности публичного выступления: виды,    основные   требования,    речевая форма выступления.

- Приемы привлечения и поддержания внимания  аудитории в ходе выступления:

- Ответы на вопросы.

- Поведение оратора в аудитории

5

2

3

8 блок

Компьютер как основа информационных технологий

- Использование компьютера в обработке различных информационных массивов. Прикладные программы обработки текстовой, табличной, графической информации

5

1

4

9 блок

Тренинговые занятия

-Тренинговые упражнения на развитие логики, ума, мышления

-Решение логических задач

-Проведение интеллектуальных игр, викторин

6

6

10 блок

Особенности работы с Интернетом

3

3

11 блок

Особенности пользования техническими средствами

- работа с видеокамерой;

-с цифровым фотоаппаратом;

- принтером;

- ксероксом;

- сканером

5

5

Итого

170ч

36ч

134ч

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе кабинетов информатики, кабинетов с интерактивной доской, физической, химической и биологической лабораторией, библиотеки с использованием их материальных ресурсов.  

Перечень учебно-методического обеспечения

Технические средства обучения:

ПЭМВ с программным обеспечением Microsoft Office 2007

Мультимедийная установка          

Рекомендуемая учебно-методическая литература

Для учителя

Книги

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)

2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической  конференции  9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)                                                                       3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)         

4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. -  (Школьное образование)         

5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга".  Вып.2. - 2002. - 64 с.         

6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)

7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.         

8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с. 9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. – 203

10. Степанова М.В.  Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении:  Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.           

12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.

 Статьи
Теория и методика исследовательской  работы учащихся

      1. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.

   2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68 –74.

   3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследовательской деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на  самореализацию индивидуальных проявлений и использование витагенного опыта: [Академический лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2008. -  № 2. - С. 70 -102.    

  4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно - исследовательской работы учащимся]

// Управление школой. -  2008. -  № 5. - С. 15 -17  

     

Этапы научного исследования школьника. Как работать над рефератом. Защита.

  5. Иванов Г. А.  Интегративные основы организации научно - исследовательской деятельности учащихся  

// Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22 - 28.

  6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.

  7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.

  8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций школьников  // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 142 - 146.

  9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования  // Исследовательская работа школьников. - 2007.- № 4.-С. 6 -10.

10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова  // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 47 – 50    

   Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников

  11. Макарова М. Учебно-научные конференции - средство развития и  воспитания  учащихся  / Макарова  М.Ф., Кузькин Н.П.   // Директор школы. - 2007. - № 3. - С. 67 - 71.

  12. Макотрова Г. В. Формирование  учебно - исследовательской культуры учащихся как условие устойчивого развития школьного обучения  // Химия: методика преподавания. - 2005. - № 2. –  С. 46 -48.

  13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно - исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. - 2008. -  № 1. -С. 33 - 41    

  14. Макотрова Г.В. Учебно - исследовательская культура учащихся  // Педагогика. - 2007. –  № 1. - С. 47 - 52.

 15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности  для  развития  личности.  Творческая личность   // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123 - 127; № 9. –

С. 173 -180; Школьные технологии. - 2006. -  № 2. - С . 19 – 31

 16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального поведения  М.А.Холодной в педагогической диагностике исследовательской деятельности   // Одаренный ребенок. - 2007. - № 1.-С. 80 - 82.

 17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации  // Биология. -2008. - № 10. - С. 15 - 21; № 11. - С. 8 - 15.

 18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности  // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 18 - 38.

 19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследовательской деятельности  // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 45 - 46.

 20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности  // Физика. -2009. - № 4. - С. 3 - 4.

 21. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но  не  тождественные  // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47 - 52. -  (Организация учебного процесса).

 22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. - С. 93 – 99    

23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление школой. - 2009.- № 5. - С. 30 – 36  

  24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников  

// Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108 -114.

 25. Романцова Н. С. Исследовательский метод  в образовательном процессе  // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 57 - 60.

 26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения  // Директор школы. - 2008. - № 9. – С. 50 - 55.

 27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный психолог. - 2008.- № 18. - С. 19 - 30.

 28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 11 -20.

 29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании  // Химия в школе. - 2008. - № 6. –

С. 2- 8.

 30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения  // Школьные технологии . - 2008.- № 4. - С. 47 -50.

 31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспективы, условия, механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников. - 2007. -  № 3. – С. 68 - 75.

 32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников  // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С. 44 - 48.

   33. Штейн А.В.  Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития исследовательской деятельности учащихся   // Исследовательская работа школьников. - 2007. -  № 1. - С. 92 - 97.

Организация исследовательской работы в школе

1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно - исследовательской работы учащихся] // Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 25 – 27        

      2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся: Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - C. 24 -33.

  3. Бессолицына Р. Организация научно - исследовательской деятельности учащихся и педагогов // Управление школой. -  2005. - № 17. - С. 3 - 10.    

  4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска]  / Блинова Т.В., Матвеева О.Г.,  Ворожцова Т.В.

// Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 126 -130.

5Васильева Л. П. Интеллектуальный клуб - эффективная форма организации исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 4. -С. 126 - 128.


Приложение

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка? 
2. Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы? 
3. Книги в какой области знаний ему интересны? 
4. Какие познавательные передачи смотрит ваш ребенок? 
5. В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка? 
6. Занимается ли ваш ребенок в кружке в школе или вне школы? 
7. Имеет ли возможность ребенок демонстрировать результаты своих занятий в кружке? 
8. Считаете ли вы необходимыми более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему? 
9. На занятиях каких кружков и секций вы хотели бы видеть своего ребенка? 
10. Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ

1. Какой школьный предмет Вам наиболее интересен? 
2. По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу? 
3. Какая область знаний Вам наиболее интересна? 

4. Занимаетесь ли Вы в кружках? Каких и где? 
5. Считаете ли Вы необходимым создание в школе научного общества учащихся начальной школы? 
6. По Вашему мнению, чем оно должно заниматься? 
7. Хотели бы Вы участвовать в работе научного общества учащихся? 
8. Если да, то в какой секции Вы хотели бы работать? 
9. Мог бы Ваш учитель стать Вашим консультантом? 
10. Какие темы для исследования, наблюдения могли бы быть Вам интересны?



Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность  проблемы развития дивергентного мышления у младших школьников обусловила выбор темы  исследовательской работы «Развитие творческой активности младших школьников через дивергентные задачи». Сегодня обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие неординарно мыслить, выдвигать идеи, способность правильно их оценивать, обличать идею в слове.   Как раз человек с развитым дивергентным  мышлением находит необычные решения,  умеет анализировать факты, имеет неординарные идеи, использует нестандартные формы активности, имеет высокий уровень  познавательного интереса.

Актуальность темы обусловлена также тем, что дивергентные задачи сегодня включены  в содержание Всероссийских проверочных работ (ВПР), олимпиадных заданий, дистанционных творческих конкурсов,  а имеющиеся знания детей ограничивают возможности их решать. Для примера  всем знакомы такие задачи из  ВПР:

1.Таня решила позавтракать в школьном буфете. Изучи меню и ответь, сколькими способами она может выбрать напиток и кондитерское изделие. Нарисуй схему.

2. В магазине 10 велосипедов. Среди них есть двухколесные и трехколесные. Всего 28 колес. Сколько велосипедов трехколесных и сколько двухколесных?

3. Имеются карандаши красного и синего цветов. Сколько карандашей нужно взять, не глядя, чтобы хотя бы два из них были одного цвета?

Что  такое дивергентное мышление? Дивергентная задача? В 60-е годы Джой Гилфорд, американский психолог, изучающий тематику мышления, разработал концепцию креативности, основу которой составляло умение подбирать несколько вариантов к решению проблемы. Этот навык он назвал дивергентным мышлением (от английского слова «расхождение» и от латинского «расходиться»). Дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением. Целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса.

         Дивергентная задача - это задача, имеющая много правильных ответов. Под задачами дивергентного типа понимаются задания по любой предметной направленности. В повседневной жизни и в профессиональной деятельности человек чаще всего имеет дело с задачами дивергентного типа. Например: какие блюда приготовить семье на обед? Кем стать после окончания средней школы? Какой из городов выбрать в качестве места жительства За кого голосовать?

Ситуации различной степени неопределенности, создаваемые дивергентными задачами, стимулируют активность, ибо решение задач такого типа предполагает поиск разных подходов, не исключая самые невероятные. Заметим, что с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов много, чаще всего и сталкивается человек в практической деятельности.

Сегодня есть необходимость развивать творческие способности, давать креативные задания, в которых нет единственно верного ответа. Поэтому, целью моей  исследовательской работы является  выявление условий формирования творческой активности у младших школьников.

Объект исследования: творческая активность младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Предмет – использование дивергентных задач на уроках и во внеурочное время..

Гипотеза исследования. Если в процессе учебной работы использовать задачи дивергентного типа, то процесс формирования творческой активности младших школьников будет более эффективным.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили задачи исследования: определить тип мышления, уровень развития воображения учащихся класса, разработать и реализовать систему дивергентных задач, ориентированных на развитие творческой активности младших школьников, выявить эффективность указанной системы творческих заданий.

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в апробации теста и обработке результатов экспериментальной работы, в разработке комплекса заданий, для развития творческой личности  младших школьников путем применения дивергентных задач.

Методы исследованиятеоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение,  методы креативности Е.П. Торранса, В Синельникова.

Этапы исследования: подготовительный этап (констатирующий), основной (формирующий), заключительный

Основная часть

На формирующем этапе исследования было проведено экспериментальное исследование,  выявлен уровень дивергентного мышления с помощью тестов Е.П. Торранса. Уровень дивергентного мышления невозможно измерить с помощью классических методик или тестов интеллекта,  есть определенные критерии. Суть первого задания в том, что  ребенку необходимо было за пять минут перечислить как можно больше способов использования названного предмета. По результатам выполнения задания проверяются три показателя: беглость  (это скорость, с которой человека предлагает идеи за единицу времени), гибкость (умение заметить необычное в небольших деталях, внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на другую) и оригинальность (способность мыслить оригинально, отступать от шаблонов, стереотипов.мышления). В качестве таких предметов мы взяли скамейку,  кирпич, мел, газету.

Результаты контрольного исследования по  тесту Е.П. Торранса «Варианты употребления предметов»

Фамилия, имя ученика

Показатели  д.м.

беглость  идей

гибкость

оригинальность

1

Будаева Виктория

-

-

-

2

Бубеева Бэлигма

1

-

-

3

Бадмаева Амгалана

1

-

-

4

Богданов Амгалан

-

-

-

5

Баторова Бальжима

2

-

-

6

Галсанов Аюр

2

-

-

7

Доржиев Аюр

2

2

-

8

Ефимов Максим

1

1

-

9

Жамбалова Таня

3

3

-

10

Занаева Дэнсэма

2

2

-

11

Киргидеева Раджана

2

2

-

12

Халтанов Павел

4

4

1

13

Хубраков Балдан

3

3

-

14

Цыдыпов Агван

3

-

-

15

Шабалин Сергей

-

-

-

*Беглость – суммарное число ответов. Гибкость – число категорий ответов. Оригинальность – число необычных, оригинальных ответов.

Второе задание заключалось в том, чтобы найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов: бревно - коробка; облако - дверь; кукла - снег.  В первом  случае был дан ответ «дерево», в последующих случаях – нет ответов.  

В Третьем задании нужно было подумать  и пофантазировать далее , если "... дождь будет идти, не переставая, "... люди научатся летать, как птицы,"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом, "... оживут все сказочные герои", "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок"  . Здесь были даны детьми ответы в основном краткие, скорее категоричные. 4 ученика дали общепринятые ответы, один ученик дал ответы с причинно-следственными связями (люди научатся летать, как птицы, не будут нужны машины, улучшится экология, ….)

Также был использован фигурный тест Е. Торренса. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Был использован тест В.Синельникова  «Солнце в комнате». Как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Многие затруднились дать ответы. Три ученика набрали максимальные баллы.

Вывод: Данные полученные в ходе констатирующего этапы свидетельствуют о том, что у детей уровень дивергентного мышления, воображения очень низок, дети не проявляют активности,  только у  пяти учащихся находится на среднем уровне, учащиеся не умеют решать задачи дивергентного типа.

Формирующий этап  заключался в проведении с учащимися уроков разных циклов  с использованием системы дивергентных заданий. Основными формами, на которых происходит развитие дивергентного мышления младших школьников являются: учебная деятельность на уроке, кружки, экскурсии, учебно-исследовательская деятельность. 

В работе приведу некоторые наиболее интересные методы и приемы , используемые в собственной педагогической практике для развития дивергентного то есть творческого мышления . Методами развития дивергентного мышления (ДМ) являются Метод мозгового штурма (мозговой штурммозговая атакаангл. brainstorming), при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Данный метод приемлем на всех уроках. Например, на уроке окружающего мира  наиболее часто использую задания типа:

Что делать, если нужно узнать погоду на улице, не выходя из дома?

Что делать, если нужно поджечь костёр на поляне, а у вас нет спичек?

Вам нужно срочно нарисовать рисунок, но нет красок, кистей, карандашей, ручек, фломастеров. Что ещё и как можно использовать, чтобы выполнить рисунок?

Все часы в доме остановились. Как не опоздать в школу?

Один из методов развития дивергентного мышления ТРИЗ– теория решения изобретательских задач. К примеру,  задача «Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10  реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений.  Время на выполнение – 5 мин.

Данные задания необходимо просто умело связать с темой и вводить в уроки. (темы 3 класса Безопасность и  Энергия 2 класс)

         Для развития творческой активности по моим мыслям очень подходят приемы Технологии критического мышления, такие как «Чтение с остановками», «Ромашка Блума».  Все они были показаны мною в прошлом году (в ноябре) на мастер-классе на районном семинаре.

Для примера возьмем прием «Ромашка Блума», который содержит 6 вопросов. Задача ученика: научится  самому ставить вопросы к тексту  и найти  ответ на вопросы товарищей. Мне очень нравятся в данном приеме интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они начинаются с вопроса  "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. (например,  в рассказе «Акула»,  задается вопрос одним учеником : Почему ребята чуть не попали в беду?  Дети  начинают высказывать свои идеи, ответы на вопрос товарища  и после всех высказанных идей, предположений учащиеся выбирают правильное суждение. 

         Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза:  Что случится, если ?"Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". 

По окружающему миру наиболее часто использую задания такого типа «Что случится, если……исчезнут комары, перестанут идти дожди, люди вырубят леса и т.д.

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить  ?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Очень часто на уроках литературного чтения используются задания дивергентного типа «Вживание в образ литературного героя», перевоплощение в героя.  Например, при изучении творчества АС Пушкина Сказка о золотой рыбке», я предлагаю детям представить себя в роли рыбки и описать свои ощущения. Вживание в образ позволяет формировать толерантность, т.е. способность терпимо относиться к мнениям и ощущениям других людей или животных, или даже неодушевлённых предметов.

На уроках русского языка даю задание составить  предложение:

Что вы сделаете, если встретите в лесу …..овище?

1.Испугаюсь, т.к. это чудовище.

2.Обрадуюсь, т.к. это сокровище.

3.Удивлюсь, т.к. это туловище.

         При изучении темы «Правописание сочетаний жи, ши » ребятам предлагается такое задание: Сравните слова ужи, мыши, моржи и найдите общие признаки, а также –лишнее слово.Ребята предлагают огромное количество ответов, таких как:это – животные; ударение падает на второй слог; в этих словах по два слога; они – существительные, обозначают предметы, отвечают на вопрос «кто?», одушевлённые; мы изучаем их на уроке окружающего мира; мы можем придумать с ними предложение; слова заканчиваются на гласную и т. д. 

Создайте свои метафоры.

1.(линейка) - дорога, рельсы, след от самолета, прямой человек, …

2.(пылесос) - комнатный ветер…

3.(дождь) - небесные слёзы…

На уроках математики дети приобретают опыт в решении дивергентных задач. Также детям предлагаю самим пробовать придумывать задачи разного типа.  Например, задача такого вида : Из муравейника одновременно вылезли 2 муравья и побежали со скоростью 5 м в минуту. На каком расстоянии они окажутся через 1 мин? Если было бы известно, что муравьи поползли в одном или противоположном направлениях, то она решалась бы как обыкновенная конвергентная задача. Однако в данном случае это нам неизвестно, поэтому задача будет иметь целую совокупность правильных ответов в пределах от 0 м до 10 м. Чтобы дети могли самостоятельно найти решение задачи, было бы целесообразном составить с ними модель этой задачи в виде схематического чертежа: Из этого чертежа дети могут извлечь ряд ответов к задаче. Уместен вопрос: может ли расстояние между муравьями равняться 1 м? 5 м? 7 м? 15 м? 18 м? Более развитым детям полезно задавать и более сложные вопросы.

Подбирая дивергентные задания, надо учитывать, что:

1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться.

2. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны соответствовать теме урока, иметь четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение.

3.Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.

По окончании второго этапа исследования нами была проведена выходная диагностика для проверки того, насколько эффективно применение на уроках системы дивергентных задач для развития творческой активности младших школьников. По тем же методикам была проведена повторная диагностика. Результаты диагностики представлены в таблице.

Результаты формирующего исследования по  тесту Е.П. Торранса «Варианты употребления предметов»

Фамилия, имя ученика

Показатели  д.м.

беглость  идей

гибкость

оригинальность

1

Будаева Виктория

1

1

-

2

Бубеева Бэлигма

2

2

-

3

Бадмаева Амгалана

2

2

-

4

Богданов Амгалан

-

-

-

5

Баторова Бальжима

2

2

-

6

Галсанов Аюр

3

3

-

7

Доржиев Аюр

4

4

-

8

Ефимов Максим

1

1

-

9

Жамбалова Таня

4

4

-

10

Занаева Дэнсэма

3

3

-

11

Киргидеева Раджана

2

2

-

12

Халтанов Павел

6

6

1

13

Хубраков Балдан

4

4

-

14

Цыдыпов Агван

4

4

-

15

Шабалин Сергей

-

-

-

Тест №2

бревно - коробка

облако - дверь

кукла - снег

Предметы из дерева

По цвету

По цвету

Строительный материал

Висят

По прозрачности

Тест №3

Ответы детей

если "... дождь будет идти, не переставая, "...

Подземные жители могут погибнуть

люди научатся летать, как птицы,"...

не будут нужны машины, улучшится экология, не нужны пограничники на земле, небесный дозор будет выставлен,

собаки начнут разговаривать человеческим голосом,

Собаки перестанут кусаться, можно будет с ними договориться, собака-полицейская , деньги останутся у государства. Птиц не останется на небе, всех поистребляют,  человек будет знать о надвигающейся опасности конкретно

из водопроводного крана польется апельсиновый сок

Магазинам не будет дохода, не смогут полить комнатные растения, будет переизбыток витаминов у людей.

Вывод: Из таблиц следует, что показатели уровня креативности у некоторых детей повысились, увеличилось количество оригинальных ответов, предлагаемых идей..  В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Заключение

Применение в ходе урока и во внеурочное время системы творческих заданий оказывает положительное влияние на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста Кроме того,  задания, направленные на развитие дивергентного мышления, способствуют формированию устойчивой положительной мотивации к урокам,. формируется познавательный интерес не только при выполнении готовых заданий, но и при создании собственных вариантов.

Но стоит отметить и то, что дивергентные задачи легче даются детям с явно выраженной одаренностью.  

Тема  моей исследовательской работы « Развитие творческой активности  младших школьников через дивергентные задачи».  

Творческая активность детей  в целом, высокая. Хочется привести  такой любопытный факт. Для сравнения творческого воображения взяли 9 класс и 3 экспериментальный класс. Были проведены  в этих классах уроки литературы по рассказу  «Акула» с использованием приема «Чтение с остановками» (читаю 1 часть, учащиеся домысливают, читаю 2 часть и так далее, учащиеся 3 класса предложили намного больше идей и предположений, чем девятиклассники.  Отсюда нужно сделать вывод о том, что при отсутствии работы в данном направлении уровень творческой активности детей снижается.

На формирующем этапе выпущен также авторский сборник сказок,  у детей повысился познавательный уровень,  учащиеся участвуют и занимают призовые места в дистанционных творческих конкурсах, предметных олимпиадах, 4 ученика участвовали в НПК «Первые шаги в науку», на уровне района з место и номинация..

Примеры дивергентных задач разного типа.

Задачи, связанные с движением.

Задача 1. Расстояние от города до поселка 24 км. Из города вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. На каком расстоянии от поселка он будет через 4 часа?

Задача 2.  Двое, находящиеся на расстоянии 8 км друг от друга, договорились встретиться. Двигаясь со скоростью 5 км/ч, через час они встретились. Почему они не встретились раньше? Как могло такое случиться?

Задача 3. Расстояние между двумя муравейниками 20 метров. Из этих

муравейников одновременно вылезли 2 муравья и побежали  со скоростью 5 м в минуту. На каком расстоянии они окажутся через 1 мин?

Задача 4. Два туриста хотят добраться до селения, находящегося от них на расстоянии 30 км. Как им нужно организовать движение, чтобы им обоим как можно быстрее добраться до места назначения? У них есть только 1 одноместный велосипед. Скорость пешехода 5 км/ч, а скорость велосипеда 15 км/ч.

 Задачи на построение и конструирование геометрических фигур.

Задача 5. У Игоря был прямоугольник, вырезанный из бумаги. Он разрезал его по прямой линии на две фигуры. Какие фигуры при этом могли получиться?

Задача 6. Антон разрезал треугольник на две части и из них составил прямоугольник. Какого вида треугольник был у Антона?

Задача 7. К треугольнику пристроили равнобедренный треугольник так, что получился новый треугольник. Сколькими способами это можно сделать.

Задача 8. Начерти две полоски так, чтобы нижняя была короче верхней на 3 см, но длиннее, чем полоска в 1 дм.

Задачи с недостающими данными.

Задача 9. Мама заготовила на зиму малиновое и смородиновое варенье в 10 банках.  Смородинового варенья было больше, чем малинового. Сколько банок варенья того и другого вида было заготовлено?

Задача 10. Лена купила 9 шаров красного и синего цвета, причем красных шаров было больше, чем синих. Сколько шаров каждого цвета купила Лена?

Задача 11. Сколько прямоугольников с периметром 24 см можно начертить?

Задача 12. Найдите длину и ширину прямоугольников с площадью 36 кв. см. Сколько  таких прямоугольников может быть?

Задачи на версии причин событий.

Задача 13. Определите причину возникновения ситуации. Утром Никита проснулся раньше обычного.

Задача 14. Определите причину возникновения ситуации. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.

Задача 15. Определите причину возникновения ситуаций. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Задача 16. Приведите ваши версии причин нижеследующих событий:

а) Родителей одного из учеников вызвали в школу.

б) Дима по математике сегодня получил двойку.

в) Несколько часов сегодня не работал компьютер.

Комбинаторные задачи.

 Задача 17. В танцевальном кружке занимаются пять девочек: Валя, Даша, Катя, Оля, Света и 5 мальчиков: Игорь, Яша, Коля, Кирилл и Иван. Сколько различных танцевальных пар можно составить? Заполни таблицу и проверь свой ответ.

 Задача 18. Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего было сделано рукопожатий?

Магические квадраты.

 Задача19. Постройте волшебные квадраты 3 х 3, зная, что магическая константа равна 15.

 Задача 20. Постройте волшебные квадраты 4 х 4, зная, что магическая константа равна 34.

Задача 21. Постройте волшебные квадраты 3 х 3, зная, что магическая константа равна 21.

Задачи на составление по заданному решению или уравнению.

Задача 22. Составьте задачи по  данному решению: (3 + 4) х 2 = 14

Задача 23. Составьте задачи по  данному решению: (5 + 6) х 2 = 22

Задачи на состав и представление чисел.

Задача 24. Запишите все трехзначные числа, используя цифры 0, 3, 5, 9 без повторения цифр. Сколько таких чисел получится?

Задача 25. Запишите все трехзначные числа, используя цифры 0, 3, 5, 9 с повторением цифр. Сколько таких чисел получится?

Приложение №2.

1. Начальная тестовая контрольная работа.

Вариант 1.

  1. Какие фигуры можно получить, если разрезать треугольник по прямой линии на две части?
  2. В саду уродился богатый урожай слив. Как с пользой распорядиться этим урожаем?
  3. Сколько  треугольников на данном чертеже?

C:\Users\Irina\Desktop\треуг.jpg

  1. Каким образом продавец может вернуть покупателю сдачу - 67 рублей?
  2. Какие числа можно записать, используя цифры 0, 3 и 6, если каждую цифру использовать не более одного раза? Сколько может быть таких чисел?

Вариант 2

  1. Разрезав треугольник по прямой на две части, удалось составить из этих частей прямоугольник. Как могло такое случиться?
  2.  Пластмассовые бутылки  служат тарой для  напитков, минеральной воды. Назовите другие способы их использования в быту.
  3. Сколько  прямоугольников на данном чертеже?

C:\Users\Irina\Desktop\квад.jpg

  1. Каким образом продавец может вернуть покупателю сдачу - 48 рублей?
  2. Запишите все трехзначные числа, используя только три цифры 2, 5 и 8, если каждую цифру использовать не более одного раза? Сколько таких чисел может быть?

2. Промежуточная тестовая контрольная работа.

Вариант 1.

  1. Как разрезать квадрат на две равные по площади части?
  2. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 36 кв.см.
  3. Сколько можно начертить прямоугольников, если периметр  прямоугольника равен 36 см?
  4. В магазине отсутствовала  мелочь, и продавец не смог сразу дать покупателю 57 рублей сдачи.  Каким образом был найден выход из данного положения?
  5. Хоккейный матч закончился со счетом 2:2. В какой последовательности могли быть забиты голы хоккейными командами?

Вариант 2

  1. Как разрезать прямоугольник на две равные по площади части?
  2. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 48 кв.см.
  3. Сколько можно начертить прямоугольников, если периметр прямоугольника равен 24 см?
  4. Каждый день один человек идет на работу, спускаясь на лифте с 8-го этажа. А возвращаясь с работы, он поднимается на лифте до 5-го этажа, а затем идет пешком по лестнице. Почему он это делает?
  5. Юра должен выполнить домашнее задание по русскому языку,  литературному чтению и окружающему миру. В какой последовательности он может это сделать?

3. Итоговая тестовая контрольная работа

Вариант 1.

  1. Что общего у чисел 123 и 321?
  2. Найдите как можно больше способов построения одинаковых треугольников из  6 одинаковых отрезков. А что получится, если требование одинаковости треугольников опустить?
  3. Составьте задачи, решением которых является числовое выражение (6+4)х 2=20.
  4. Ученик сложил полученные им отметки по математике, окружающему миру и физкультуре. У него получилось 12. Какие у нее могут быть отметки по этим предметам?
  5. Мама заготовила на зиму малиновое и смородиновое варенье в 10 банках. Смородинового варенья было больше, чем малинового. Сколько банок варенья того и другого вида было заготовлено?

Вариант 2.

  1. Что общего у чисел 124 и 412?
  2. Найдите несколько способов построения одинаковых квадратов из 12 одинаковых отрезков.
  3. Составьте задачи, решением которых является числовое выражение

(3+5) х2=16.

  1. Ученица сложила полученные ей отметки по математике, русскому языку и технологии. У нее получилось 13. Какие у нее могут быть отметки по этим предметам?
  2. Для участия в музыкальном конкурсе школа выставила команду из трех мальчиков и трех девочек. Какие варианты музыкальных номеров они могут составить на этом конкурсе?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

671616 Республика Бурятия Баргузинский район с. Баянгол  ул. Ленина, 69

Тел./факс 8 (301 31) 98-335;  тел. 8 (301 31) 98-374; e-mail: bayangol@mail.ru

Тема проектной работы:

«Сохраним природу рядом!»

                                                                              Работу выполнили: Далбанова Галя,                                                                                                  

        Бадмаева Сэлмэг, 3 класс

                                                                                             

                                                                                Научный руководитель: Сундуева М.Ц.,                                         учитель нач.классов высшей категории.

2021

Оглавление

1.Пояснительная записка

Актуальность проекта

 Идея проекта

Цель  и задачи проекта.

Новизна и практическая значимость проекта

Тип проекта

Сроки реализации проекта.

Участники проекта.

2.Ожидаемые результаты проекта

3.Этапы и механизм реализации проекта

Основные направления проекта, содержание работы.

Формы работы

Перспективный план мероприятий по внедрению проектной деятельности

Использование ИКТ при реализации проекта

Бюджет проекта

4.Предполагаемая оценка результатов проектной деятельности

5.Заключение

6.Список литературы

Приложение

 

Пояснительная записка

С самого раннего детства наши родители учат нас убирать в доме, у себя в комнате   и мы стараемся делать их все чище. При этом ежедневно выбрасываем в мусор пластиковые бутылки,  одноразовые маски, упаковки от продуктов, грязные пакеты и т.д.  Мы не задумываемся о том, что многое из этого мусора будет лежать годами в земле, принося природе и здоровью самого человека огромный вред.

Актуальность нашего проекта заключается в том, что сегодня наш природный дом оказался в опасности.  Охрана окружающей среды – задача каждого из нас. Если человек осознает это и сделает шаг к охране природы, то можно как-то помочь сейчас нашей планете. Исходя из этого, наш класс принял решение помочь природе и стать ее друзьями. Перед нами обозначились проблемы: «Что нужно сделать каждому, чтобы перестать загрязнять природу?», «Как сделать свое село  чище, лучше, красивее?».

Идея проекта: В результате беседы, разговоров было решено создать в классе экологический отряд «Эколята» и создать проект «Сохраним природу рядом», в основе которого будут мероприятия, соответствующие датам Международного экологического календаря, «Заповедного Подлеморья», плану мероприятий Республиканского Детского Движения (РДШ). Проект призван способствовать сохранению природной среды в той местности , где проживают участники проекта.

Цель проекта: создать условия для сохранения природного уголка нашего села и бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

 -Провести собственные исследования уровня загрязненности бытовыми отходами парка отдыха села Баянгол;

-Изучить литературу по экологической теме;

-Выставлять в социальные сети Инстаграмм ( долина Баргузина) , ВК, где много подписчиков нашего села,   видеоролики, фотографии, коллажи эко-отряда о своей работе;

-Сформировать и закрепить по 2-3 экопривычки у каждого члена отряда;

-Привить навыки правильного поведения в природе;

-Стремиться жить в стиле «Ноль отходов» ( раздельный сбор мусора, вторичное использование пластиковых тар и т.д.);

-Придумать лайфхаки с креативными решениями экологических проблем;

-Принимать участие в конкурсах рисунков, поделок по экологии;

-Сотрудничать с администрацией села, с ЦДО « Подлеморье»;

-Организовывать и проводить природоохраняемые мероприятия в своей школе.

Новизна проекта: использование информационных технологий, личностная включенность всех детей и родителей класса в событийную жизнь.

Практическая значимость проекта заключается в  сохранении природного уголка своего села,  создании условий для отдыха жителей села, использовании территории природного парка в целях экологического воспитания школьников.

Гипотеза:  мы предполагаем что, если каждый человек с детства научится беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Тип проекта: социальный,  практико-ориентированный, познавательно - исследовательский, долгосрочный.

Сроки реализации: май, 2020 г- май, 2022г.

Участники: проект адресован на совместную работу учащихся 3 класса МБОУ «Баянгольская СОШ», родителей учащихся, классного руководителя 3 класса.

Управление проектом осуществляется классным руководителем 3  класса. Оказывают дополнительную помощь и принимают непосредственное участие родители учеников, учителя начальных классов с учениками.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются экологические знания, экологическая культура; сознание важности природоохранных мероприятий; навыки правильного поведения в природной среде; чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе; желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы; гармонизируются детско-педагогические отношения

Этапы и механизм реализации проекта:

Реализация проекта осуществляется в рамках следующих  направлений: 

1.Художественно - эстетическая деятельность;

2.Трудовая деятельность  в парке отдыха села;

3.Эколого-просветительские мероприятия; 

4.Практические природоохранные мероприятия.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурсы, конференции, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

Название этапов

Сроки

Содержание

1

1этап-

Организационно-подготовительный этап

май, 2020- сентябрь, 2020 г.

Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Опрос детей с целью выявление экологических знаний.

Беседа с  родителями.

Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.

Составление плана реализации проекта. 

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Поиск различных средств достижения целей.

Подбор и изучение методического материала, методической литературы.

Создание дидактического и методического материала

2

2 этап-

Основной (деятельный)

Октябрь, 2020- апрель 2022г.

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта.

Эколого-просветительские мероприятия:

Чтение художественной литературы по проектной тематике.

Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;

Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.

Сочинение экологических сказок, викторина «Что, где, когда?»

Экологический диктант

Научно- исследовательская деятельность:

Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Подготовка и защита научно-исследовательских работ по экологии и окружающему миру.

Участие в научно- практической конференции «Первые шаги в науку».

Трудовая деятельность в природе:

Проведение природоохранных  акций «Чистый парк», «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц),

Проведение субботников, трудовых десантов совместно с родителями;

 Уход за деревьями парка, побелка, стволов деревьев,  поддержание чистоты и порядка на участке и территории парка.

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта:

Конкурсы, выставки  рисунков, поделок по экологической теме;  

Выступление кукольного театра перед детьми с экологической сказкой « Новое путешествие Колобка»

3

3 этап - Заключительный (обобщающий)

Май, 2022 г.

Анализ и подведение итогов проекта. Наличие фотографий/слайд-шоу, отражающих реализованный проект.

Освещение работы отряда на Сайте МБОУ «Баянгольская СОШ»,  Публикация в школьной газете «Классный вестник»; в социальных сетях, участие в школьной, районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Оформление выставки творческих работ детей (доклады, аппликации, рисунков, фотографии)
Проведение праздника «Мы все в ответе за нашу планету!»

Перспективный план мероприятий по внедрению проектной деятельности

Дата

Название дел

1

11 января День заповедников и национальных парков

Выход в зимний парк села. Наблюдение за жизнью парка и его обитателей в зимнее время года. Проверка кормушек.

2

19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих

Подготовка и показ презентации  «Что мы знаем о нерпах?». Тематическая викторина об обитателях морей.

3

21 марта Всемирный день леса

 Конкурс рисунков «Лес – наше богатство».  Съемка и показ видеоролика «Защитим лес от пожара»

4

22 марта Всемирный день Воды

Очистка канавы парка отдыха от мусора. Помощь родителей.

Участие в научно- практической конференции «Первые шаги в науку». Защита научно-исследовательских работ по экологии и окружающему миру.

5

1 апреля Международный день птиц

Акция «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц), вывеска их  на деревьях парка, в школьном саду или палисаде. Помощь родителей.

6

22 апреля День Земли

 Экологический диктант «Мы все в ответе за нашу планету» 

7

Май

Трудовой десант в парке, побелка стволов деревьев, (защита  от вредителей). Помощь родителей.

8

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

Праздничное мероприятие в Лагере дневного пребывания  «Мы за охрану окружающей среды!». Подготовка и съемка экопривычек, размещение их на  ВК.

9

15 — 17 сентября Российский день леса

Беседа по теме: «Деревья наши зеленые друзья» . Экскурсия в осенний лес. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Исследование  уровня загрязненности бытовыми отходами парка отдыха села Баянгол.

10

4 октября Всемирный день защиты животных

Выступление кукольного театра перед детьми с экологической сказкой « Новое путешествие Колобка»

11

12 ноября Синичкин день

Акция «Строим дворец синичке!» Конкурс «Чей дворец лучше». Помощь родителей в изготовлении кормушек.

12

15ноября День вторичной переработки

Подготовка и съемка лайфхаков  по теме «Вторая жизнь пластика», размещение  их в Инстаграмме, ВК.

13

11 декабря Международный день гор

Экскурсия в Ининский  Сад камней «Удивительный мир камней».

Примечание: Предусматриваются экологические уроки в рамках предмета «Окружающий мир», классные часы по охране природы, защите их от пожаров.

Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации проекта.

 

№ п\п

Наименование ИКТ

Примеры содержания деятельности

1.

Интернет

Поиск материала для проведения занятий; знакомство с методическими новинками; получение информации о проводимых мероприятиях; обмен статьями и другой информацией.

2.

Социальные сети

Размещение  творческих работ, лайфхаков, видеороликов на ВК, Инстаграмм, Ютуб.

3.

ПК

Пользование Интернетом; оформление документации, наглядной информации в группе, печать статей и выступлений; подготовка презентаций.

Бюджет проекта

Наименование

Кол-во

Цена (руб.)

Итого (руб.)

1

Хозяйственные перчатки

16 шт.

30

480

2

Одноразовые перчатки

32 шт.

20

640

3

Известь

6 кг.

40

240

4

Мусорные мешки

20 шт.

15

399

Итого

1759 руб.

        Примечание: Для реализации проекта деньги будут выделены родителями, руководителем проекта.

Предполагаемая оценка результатов проектной деятельности:

Дети:

- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

-  повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

-  у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами  школы по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни класса;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры

Заключение

         Во время реализации  проекта получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему   миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями)  сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей,  как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине,  её природным богатствам. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей          в деле воспитания будущих граждан страны в целом.

Список  литературы:

 1.Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2004. - 192 c.
2. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. 1-4 классы. Программа курса / Е.С. Воробьева. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 197 c.
256 c.
3. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - Москва: РГГУ, 1985. - 192 c.
- 264 c.
4. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015. - 158 c.
5. Дзятковская, Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. - М.: Просвещение, 2012. - 901 c.
6. Интегрированные уроки и внеурочная деятельность эколого-биологического содержания. Использование ресурсов интеграции и социально-педагогического партнерства в образовательном учреждении для реализации ФГОС. - М.: Перспектива, 2013. - 200 c.
7. Николаева, С. Н. Как лесник заботится о лесе. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 759 c.
8. Предметные недели в школе. Экология. - М.: Учитель, 2007. - 523 c.
9. Самкова В.А. Наш чистый дом 3-4 кл.Уч.пос. ФГОС 15г.. - Москва: Высшая школа, 2015. - 857 c.
10. Турыгина, С. В. Экологический марафон. Игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С.В. Турыгина, Н.А. Кашина. - М.: Феникс, 2010. - 128 c.

C:\Users\user\Pictures\2021-04-15\Image.jpg